Bogomolova Oksana Yurievna
THE PROBLEM OF MOTIVATIONAL .
psychological science
УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0070
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
© 2019
Богомолова Оксана Юрьевна, аспирант кафедры психологии
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (680000, Россия, Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: bogomolova_ok@mail.ru)
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности у студентов высших учебных заведений, рассматриваются проблемы профессионального самоопределения в контексте формирования патриотизма современных студентов. Был изучен процесс формирования и функционирования основных мотивов выбора профессий. Анализируя проблематику статьи автор поставил задачу исследовать мотив выбора профессии с эмоционально-ценностной стороны. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов Сахалинского института железнодорожного транспорта - Филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения по специальности «Экономическая безопасность» (89 человек). Использовался метод «Определения основных мотивов выбора профессии» Е.М. Павлютенкова, метод У.С. Госсета «Т - Критерий Стьюдента». Также произведён количественный анализ определения мотива выбора вуза и факультета с точки зрения преемственности поколений. В качестве обоснования авторской позиции приведены данные исследования основных мотивов выбора профессии. Анализ показал схожие тенденции и разнообразие профессиональных мотива-ционных компонентов и разницу мотивационной готовности к выбору профессий у студентов. Результаты доказывают о взаимосвязи ценностных ориентиров, социальной и психологической составляющей личности с мотивацией выбора профессии. Сформулированы рекомендации для формирования профессионального патриотизма в ВУЗах, которые могут облегчить работу педагогов-психологов со студентами.
Ключевые слова: патриотизм, мотивация, учебная деятельность, высшее образование, студент, профессиональная деятельность, готовность, самоопределение.
THE PROBLEM OF MOTIVATIONAL READINESS TO THE CHOICE OF PROFESSION OF UNIVERSITY STUDENTS
© 2019
Bogomolova Oksana Yurievna, post-graduate student of the Department of psychology Far Eastern state transportation University (680000, Russia, Khabarovsk, 47 Serysheva str., e-mail: bogomolova_ok@mail.ru)
Abstract. The article raises the problem of developing of motivational readiness for professional work of students. There is a further problem with career-oriented motivation in the context of formation of professional patriotism. It was observed the process of formation and functioning the general motives in choosing a career. After analyzing of these problems the author states the main goal of the article which is to investigate emotional and valued orientation in the essence of the motives of choosing student's future career. Survey data were collected from first-year students to third-year students (89 persons) at Sakhalin Institute of Railway Transport - Branch of Far Eastern State Transport University in the specialty «Economic Security". Method of "Identifying of general motives in choosing career" by E.M. Pavlyutenkov and "Student's t-test" by W.S. Gosset were used. Also the author reported the quantitative analysis of identifying motives that choosing higher educational in the working process for teachers and psychologists with students.
Keywords: patriotism, motivation, educational activity, higher education, student, professional activity, readiness, self-determination.
В условиях современных социально-политических подвижек в обществе, вопросы воспитания молодежи становятся приоритетными. Подготовка молодых людей к самостоятельной жизни невозможна без формирования у них адекватных чувств ответственности и патриотизма к родному Отечеству, городу, населенному пункту - месту, где человек родился, живет, учится, работает, где учебная и трудовая деятельность способствуют дальнейшему личностному росту молодых людей, в том числе и после завершения учебы в профессиональных учебных заведениях.
Профессиональный патриотизм - это сформированное чувство долга на основе понимания общественной значимости своего труда, желание профессионального развития, постоянного совершенствования, прославляя выбранную профессию, специальность. Студент должен осознавать важность выбранной профессии не только для себя, но и для общества, чувствовать желание приносить пользу обществу. В формировании профессионального патриотизма неоспоримое значение имеет преемственность поколений. Согласно современным социально-психологическим исследованиям, наибольшее количество профессиональных династий сформировалось в сфере энергетики, транспорта, медицины, научной деятельности [1, с. 10].
Осознанная готовность к выбору профессии является, по сути, системообразующим фактором профессиональной успешности, играет определяющую роль в формировании личности профессионала, достижения им благополучия, удовлетворенности не только про-
фессиональной деятельностью, но и жизнью в целом. В формировании профессиональной готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», так как «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [2].
Несмотря на достаточное количество научных исследований мотивов выбора профессии в психолого-педагогической литературе не представлено единой классификации [3-14]. С большой долей вероятности можно предположить, что выбор профессии может быть обусловлен рядом, причин, многие из которых нельзя отнести к осознанным.
Павлютенков Е.М. выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие мотивы; мотивы, связанные с содержанием труда; материальные мотивы; престижные мотивы; утилитарные мотивы [15, с. 143].
Иващенко Ф.И. указывает, что «выбор профессии — не разовое действие, а длительный процесс, поэтому его чаще всего называют процессом профессионального самоопределения» [16, с. 124].
Климов Е.А. предлагает рассматривать «восемь углов ситуации выбора профессии» [17, с. 38], которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют качество профессиональных планов субъекта: позиция старших членов семьи, позиция друзей (сверстников), позиция учителей, школьных пе-
302
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
психологические
жуки
Богомолова Оксана Юрьевна ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИОННОЙ ...
дагогов, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний на общественное признание, информированность, склонности.
Мотивация выбора профессии неразрывно связана с окружением растущего человека - семья, школа, ровесники. От воздействия указанных факторов во многом зависят нравственные, психологические установки развивающейся личности, и как следствие выбор будущей профессии.
В психологии понятие «мотивация» обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. С точки зрения А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелёва, мотивационные факторы делятся на внутренние и внешние. К внешним относятся: советы друзей, родственников, рекомендации, выбор учебного заведения по территориальному признаку, престиж будущей профессии, материальные блага. К внутренним мотивационным факторам при выборе будущей профессии относятся: желание приносить пользу обществу, знание содержания выбираемой профессии, присутствие интересов, способностей, склонностей [18, с. 16].
При этом, чем меньше учащиеся информированы о специфике различных профессий, имеют представление о своих личностных качествах и способностях, тем в большей степени при выборе профессии доминируют внешние факторы. Пряжников Н.С. утверждает, что «содержание мотивационно-ценностного подкомпонента составляют следующие мотивы и установки: потребность в самоопределении, целенаправленность мотивов учения и выбора профессии, понимание социальной значимости» [19, с. 183].
На основании анализа исследуемой проблемы была поставлена следующая задача: исследовать мотив выбора будущей профессии по эмоционально-ценностному компоненту. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов специальности «Экономическая безопасность» Сахалинского института железнодорожного транспорта в г.Южно-Сахалинске - Филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск) в количестве 89 человек. Для реализации поставленной задачи была использована методика «Определения основных мотивов выбора профессии» Е.М. Павлютенкова (рисунок 1), которая позволяет определить отношение студентов к будущей профессиональной деятельности, исследовать наличие профессиональной мотивации [15, с. 52].
ствовать о личной незрелости респондентов. У студентов 3 курса первое место занимает познавательный мотив - стремление к овладению специальными знаниями, что говорит о наличие профессиональной мотивации. Вторым по популярности выступает социальный мотив, т. е. желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности. Далее по популярности у студентов 1-3 курсов стоит мотив престижа выбранной профессии, каждый четвертый студент высказал стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
Для проверки гипотезы, о различиях основных мотивов выбора профессии у студентов в зависимости от курсов была, использована методика Уильяма Сили Госсета «Т - Критерий Стьюдента» [20]. Анализ результатов, представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Основные мотивы учебной деятельности студентов
2! м я = о и и а, 3 3 1 а г § | ч 2 & 3 1 3 I 3 ¡е 3 1
й 'я 2 о ч § К я и 1 2 я г г $ § К !Г Р, СО И 1 * и и И а са 2 а С в £
1 курс 3,55 3,12 2,6 4,17 2,57 3,43 4,3 3,7 4,05
сред, показ
3 курс 3.6 2.59 2,0 3.65 1.67 3.37 3,28 3,24 3.5
сред, показ.
Число степеней свободы (!) равно 8. Парный 1;-критерий Стьюдента равен NN. Критическое значение 1;-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.306.
1набл > 1крит, изменения признака статистически значимы (р=№^
Анализ показал, что у студентов 3 курса творческие, материальные и моральные мотивы перестают играть ведущую роль в процессе учебно-профессиональной деятельности, в то время как для студентов 1 курса эти мотивы существенны. Следовательно, в процессе учебной деятельности на первый план выходит познавательный мотив, тем самым у студентов формируются и закрепляются устойчивые профессиональные компетенции, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, что позволяет будущему профессионалу чувствовать себя уверенно в процессе работы и качественно выполнять свою профессиональную деятельность.
Также были проанализированы мотивы выбора вуза и факультета с точки зрения преемственности поколений (рисунок 2).
50
|| II .1 .1 У
родители семейная традиция школа, учителя сверстники, друзья сам решил ■ 1 курс ■ 2 курс
Рисунок 1 - Основные мотивы выбора профессии
Результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что первостепенное значение для молодых людей в профессиональном самоопределении имеют несколько факторов. Для студентов 1 и 2 курсов приоритетным является высокий денежный доход. Вторым по популярности у них выступает утилитарный мотив - удобство, чистота и легкость, труда, гарантия поступления в вуз. Данные мотивы являются внешними, и лежат вне содержания и результатов самого труда, что может свидетель-
Рисунок 2 - Мотивы выбора университета и выбранного факультета
Количественный анализ показал, что существенную роль в выборе места обучения и факультета играет семейная традиция, преемственность поколений занимает 3 место, как у студентов 1 курса, так и у студентов старших курсов. На первом месте находится мотив внутреннего осознанного выбора, следовательно, большинство студентов (45% - 1 курс, 41% - 2 курс) имеют
303
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27)
Bogomolova Oksana Yurievna psychological
THE PROBLEM OF MOTIVATIONAL ... science
представление о своей будущей профессиональной деятельности, собственных приоритетах и индивидуальных возможностях. Тем не менее, почти у трети студентов преобладает внешний мотив выбора (руководствовались мнением родителей): среди студентов 1 курса этот вариант выбрали - 33%, студенты 2 курса - 28%. В связи с этим, в учебном процессе педагогу отводится значимая роль для развития у студентов стремления к самореализации, формирования социальной зрелости, развития гражданской направленности.
На основании анализа научной литературы и проведенных исследований можно сделать следующие выводы и сформулировать некоторые рекомендации. Для формирования профессионального и личностного патриотизма у студентов на базе образовательных учреждений необходимо:
- создание адекватных психологических условий в процессе обучения, которые позволят студенту на начальном этапе осознать важность выбранной профессии, а также укрепиться в желании продолжать совершенствоваться в выбранном виде профессиональной деятельности [21, с. 76];
- ориентация на формирование духовного мира человека, формирование у студентов гордости за выбранную профессию посредством организации стажировок на предприятиях, участия в мастер-классах ведущих специалистов;
- поддерживать тесный контакт с семьями студентов, опираясь на их традиции и опыт: учитывать, что многие студенты выбирают будущую область профессиональной деятельности ориентируясь на советы родителей и что, важную роль в выборе профессии играют «профессиональные династии».
Формирование профессионального патриотизма в современных условиях - основная задача образовательных организаций [22, с.155]. На первых этапах обучения у студента формируется интерес к выбранной профессии, который в последствие, при грамотно организованной и проведенной работе, перерастет в профессиональный патриотизм выпускников, что позволит сократить процент выпускников, не желающих работать по выбранной специальности. Данная работа должна проводится не только педагогами в учебном заведении, но обязательно при тесном контакте с предприятиями, родителями, организациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ПавловаЕ.В. Динамика профессиональной мотивации в учебно-профессиональной деятельности студентов бакалавриата // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - №7-8 (23-24). - С. 8-11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-professionalnoy-motivatsii-v-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-studentov-bakalavriata (дата обращения: 09.03.2019).
2. Сокольская М.В. Психология личностного здоровья профессионала: Метасистемный подход. Монография / М.В. Сокольская, А.В. Карпов. — Хабаровск, Изд-во ДВГУПС - 2017. - 559 с.
3. Пчелинцева О.А. Обретение собственного смысла профессии в юношеском возрасте //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 139-144.
4. Кривцова Н.С. О формировании положительного образа профессии у старшеклассников: основные подходы и результаты // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 204-209.
5. Удалова Е.С., Заводчикова И.В. Социологический анализ образа профессии (на примере специалистов по PR) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 395-400.
6. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 179-183.
7. Григорьева Т.А., Кормакова В.Н. Нравственно-правовое самоопределение будущего специалиста таможенного дела: сущность, структура и содержание //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 187-190.
8. Горбачева Н.Б. Социологический анализ профессионального выбора тольяттинской молодежи // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 226-229.
9. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.
10. Смольянинова Е.Н., Козлова А.А. Анализ условий обучения в высшей школе как факторов, влияющих на выбор абитуриентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 186-189.
304
11. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников //Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 95-98.
12. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.
13. Ванакова Г.В. Иерархия мотивов выбора профессии педагога
— психолога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 80-83.
14. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 100-102.
15. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии.
— Киев: Окна, - 2000. — 200 с.
16. Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания. — Мн.:«Высшая школа». — 2006. — 189 с.
17. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. — 1990. — 159с.
18. Зелинченко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мо-тивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора /ВестникМГУ, серия «Психология». —1987. — № 4. — С.15-20.
19. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: «Академия». - 2007. — 152 с.
20. Лызь Н.А. Мотивация поступления в вуз как фактор компе-тентностно-ориентированного обучения /Н.А. Лызь, И.О. Нещадим // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2018. - Т. 10, № 1. - С. 13-19.
21. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) //Высшее образование в России. - 2017. - № 2. - С. 70-77.
22. Микаэлян Д.А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. - дис. канд. псих. наук: 19.00.07. — Орел: Город. - 2017. — 385 с.
Статья поступила в редакцию 15.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)