Научная статья на тему 'Проблемы профессионального самоопределения вузовской молодежи'

Проблемы профессионального самоопределения вузовской молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / РЫНОК ТРУДА / ВУЗОВСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / УРОВНИ И ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / DEMOGRAPHY / LABOR MARKET / HIGH SCHOOL YOUTH / LABOR ADAPTATION / STAGES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND THE MECHANISMS OF ACTION / LABOR POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Кристина Николаевна, Забелин Сергей Федорович

Рассмотрены проблемы профессионального самоопределения молодежи, проведен анализ условий выбора рабочих мест выпускниками Забайкальского университета, анализ негативных и позитивных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников. Определены уровни и типы профессионального самоопределения студентов. Выявлены основные этапы профессионального самоопределения вузовской молодежи и предложены основные механизмы воздействия на профессиональное самоопределение. Установлено, что в настоящее время труд и профессия выступают как средство для достижения определенного образа жизни, а не как существенная часть самой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Кристина Николаевна, Забелин Сергей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of professional self-determination high school youth

The problems of professional self-determination of youth, the analysis conditions for the selection of jobs the graduates of the University of the Trans-Baikal and Russia, analysis of positive and negative factors affecting the professional samoopredelenie and trudoustroystvo graduates. The basic stages of professional self-determination of youth and high school offered basic mechanisms of influence on professional self-determination. It was found that the current work and the profession of advocate as a means to achieve a certain lifestyle, rather than as an essential part of life itself.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионального самоопределения вузовской молодежи»

рая гласит: выпускник должен обладать "способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции" [5]. Согласно философскому словарю, мировоззрение - это "система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основныежизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации" [6, с]. Так почему бы не включить в программу общефилософской подготовки раздел по формированию толерантного сознания? Дискуссии о толерантности могли бы способствовать формированию навыков критического мышления, выработке суждений, основанных на понимании разности культурных ценностей. Что может быть актуальней в эпоху свободы перемещения и идеологии "открытых культур и границ"?

Можно назвать немало методов и приемов формирования толерантного сознания. Так, должно уделяться внимание патриотическому воспитанию, которое важно сочетать с приобщением к высшим образцам мировой цивилизации. Человек, знающий, например, сущность идеологии и культуры Ренессанса или Просвещения, никогда не сможет считать Другое и Другого враждебным себе. Необходимо обратить внимание на восприятие исторической памяти, при этом большую роль играют знания о своеобразии национальной обрядности, быта, праздников. Подобных воспитательных приемов - множество [см., например: 7,8]. Каждая педагогическая ситуация формирует новые приемы, преподаватель может использовать то, что соответствуют его индивидуальному стилю, методике, характеру мероприятия.

В современном поликультурном многополярном мире осмысление культуры и филосо-

фии толерантности имеет решающее значение. Поэтому задача формирования толерантного сознания должна объединить специалистов разных направлений и уровней - преподавателей, психологов, воспитателей, кураторов, молодежные организации и объединения, волонтеров.

Примечания:

1. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности : коллективная монография. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 542 с; Динамика концепта "мигрант" в конструировании образа "Другого" в печатных российских СМИ // Информационное поле современной России: практики и эффекты : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. -Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2017. - С. 53-61.

2. Керимов Т.Х., Чепкина Э.В. Методологические основания исследования толерантности в дискурсе СМИ // "Другой" в пространстве коммуникации: сб.науч.статей. - Казань : КГУ, 2007. - 264 с.

3. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97: Человек в культуре и культура в человеке. - Самара : СамГУ, 1997,-С.156-157.

4. Отношение к мигрантам в России ухудшается -"Левада-центр" // Ведомости. 2017. 27 апр. // www.ved от osti.ru/poli tics/a rticles/2017/04/28/ 687871.

5. ФГОС ВО по направлению подготовки 10.03.01 "Информационная безопасность // www.fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/100301 .pdf.

6. Философия. Энциклопедический словарь / под. ред. A.A. Ивина. - М. : Гардарики, 2004 // www. ariom.ru/wiki/Mirovozzrenie.

7. Федорова Ж.В. Толерантность как духовность: к проблеме формирования // Социально-экономическое и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. Электронный журнал. - 2016. - №5 (72). - С. 366-373.

8. Юдакина С.И. Толерантность и содействие толерантному поведению // Проблемы современного образования : материалы II Международной научно-практической конференции - Пенза; Улан-Уде; Ереван : Социосфера, 2011. - С. 27-32.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION HIGH SCHOOL YOUTH Filippova Kristina Nikolaevna, Postgraduate student Zabelin Sergey Fyodorovich, PhD of Technical sciences, Professor Trans-Baikal State University, Chita

The problems of professional self-determination of youth, the analysis conditions for the selection of jobs the graduates of the University of the Trans-Baikal and Russia, analysis of positive and negative factors affecting the professional samoopredelenie and trudoustroystvo graduates. The basic stages of professional self-determination of youth and high school offered basic mechanisms of influence on professional self-determination. It was found that the current work and the profession of advocate as a means to achieve a certain lifestyle, rather than as an essential part of life itself.

Keywords: demography; labor market; high school youth; labor adaptation; stages of professional self-determination and the mechanisms of action; labor potential.

УДК 371

ВАК РФ 13.00.08

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Филиппова К.Н., 2017 ©Забелин С.Ф., 2017

ЪС

ш

ъс о ш

< а

ш

*

124

ФИЛИППОВА Кристина Николаевна, соискатель

ЗАБЕЛИН Сергей Федорович, доктор технических наук, профессор

$.гаЬеНп2012@уапс!ех. ги

Забайкальский государственный университет, Чита

Рассмотрены проблемы профессионального самоопределения молодежи, проведен анализ условий выбора рабочих мест выпускниками Забайкальского университета, анализ негативных и позитивных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников. Определены уровни и типы профессионального самоопределения студентов. Выявлены основные этапы профессионального самоопределения вузовской молодежи и предложены основные механизмы воздействия на профессиональное самоопределение. Установлено, что в настоящее время труд и профессия выступают как средство для достижения определенного образа жизни, а не как существенная часть самой жизни.

Ключевые слова: демография; рынок труда; вузовская молодежь; трудовая адаптация;уровни и типы профессионального самоопределения; этапы профессионального самоопределения и механизмы воздействия; трудовой потенциал.

I

Совокупность взаимосвязанных компонентов системы профессиональной ориентации молодежи считается ключевым фактором формирования цивилизованного рынка труда, обеспечения рациональной занятости, создания условий для повышения качества трудовой деятельности и жизни человека в целом. Системный подход устанавливает связь между трудовыми ресурсами и приобретенными качествами, позволяющими оптимально сочетать личностные желания и общественные потребности в сфере профессионально-трудовой деятельности [1]. Цель статьи, рассмотреть ряд аспектов (уровни и типы) профессионального самоопределения вузовской молодежи и анализ негативных и позитивных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) в своем регионе.

В настоящее время состояние трудового потенциала России не соответствует вызовам современного этапа ее экономического развития. Деформированная профессионально-квалификационная структура во многих случаях не соответствует потребностям производства. Отсутствует действенная мотивация к эффективному труду. Ухудшается качество профессионального образования. Велики потери трудового потенциала из-за плохого состояния здоровья и преждевременной смертности. Низкий уровень оплаты труда и недостатки в ее организации не стимулируют полной трудовой отдачи работников. Из-за невысокого качества рабочей силы страдает конкурентоспособность производимыхтоваров и услуг. Ожидаемое в перспективе существенное сокращение численности трудоспособного населения создает дополнительные риски для бизнеса и экономики в целом. По ориентировочным прогнозам демографов, к 2031 г. трудоспособное население России должно сократиться на 20 млн человек [2].

Наряду с изменением технологического уклада и объема производства, наличие трудовых ресурсов является важнейшим фактором экономического роста. При определенных обстоятельствах каждый из них может существенно тормозить увеличение внутреннего валового продукта (ВВП). В частности, старение рабочей силы усилит рассогласованность рынка труда, и без того довольно значительную из-за общего недостатка ресурсов труда.

Разработанная Правительством Программа среднесрочного социально-экономического развития России до 2025 г. - "Стратегия

Роста" [3], хотя и содержит ряд важных мер, предусматривающих развитие человеческого капитала (реформирование образования и здравоохранения, а также демографической и миграционной политики), не нацеливает на решение принципиально важной стратегической задачи - обновление всей системы трудовых отношений, а именно - поиска механизмов по развитию профессиональной ориентации молодежи.

В контексте трудового потенциала российской экономики, целесообразно выделить из общей молодежи - вузовскую как специфический (инновационный) ее элемент. Рамки этого сегмента молодежи определены следующим образом: вузовская молодежь - это, во-первых, выпускники 10-1 1 классов-абитуриенты, реально претендующие на поступление в вузы; во-вторых, студенческая молодежь; в-третьих, молодые специалисты - выпускники вузов в процессе их первичной трудовой адаптации [4].

На сегодня представители молодежи (в том числе вузовской) являются одними из наиболее незащищенных участников рынка труда: переход большинства предприятий в руки частных собственников ужесточил требования к профессионализму и наличию трудового стажа; реформы ликвидировали бронирование и распределение рабочихместдля выпускников вузов; высшее образование по большей части стало коммерческим. В 2000 г. удельный вес молодежи, не достигшей 25-летнего возраста, в общей численности зарегистрированных безработных превысил 26,1 %. А в 2015 г, согласно исследованиям "Роструда" и "Росстата", не имели официального трудоустройства 25,5% экономически активного населения России, в том числе 4,4 млн. человек безработных [5]. Поскольку скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, можно предположить, что показатели молодежной безработицы сильно занижены.

Одной из причин указанных проблем является не разработанность механизмов профессионального самоопределения вузовской молодежи и ее реального участия в развитии трудового потенциала российской экономики. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов в трудовой деятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации. Можно выделить основные этапы профессионального самоопределения вузовской молодежи: а) профессиональная ориентация; б) высшее профессиональное образование; в) трудоуст-

ройство; г) трудовая адаптация молодых специалистов на первом месте работы.

Существуют внутренние и внешние факторы влияния на профессиональное самоопределение вузовской молодежи. К внутренним факторам влияния на профессиональное самоопределение относится все, что связано с построением социально-психологической структуры личности: ценностные ориентации, жизненные установки, притязания, личностный потенциал, общие представления о престиже профессий, практический опыт действий на рынке труда, практический опыт применения своих способностей в сфере профессионального обучения и труда, отношение к этому опыту [6].

Известно, что профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека и соответственно, он постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Чтобы как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся студенту или молодому специалисту и решить проблему свободы выбора профессии необходимо выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, которые можно рассматривать как возможные ориентиры его профессионального развития и саморазвития. Сама идея такихтипов и уровней была подсказана дискуссией в Институте профессионального самоопределения РАО и подробно рассмотрена в работах Н.С. Пряжни-кова [7] с анализом методов активизации профессионального и личностного самоопределения.

С учетом системного подхода к анализу проблемы можно выделить основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное и отметить отличительные признаки этих типов.

Для профессионального самоопределения характерны: а) большая формализация (отражается в дипломах и сертификатах, в кадровом росте и в результатах труда и т.п.); б) требуются благоприятные условия (социальный запрос, солидные организации, специальное оборудование и т.п.).

Для жизненного самоопределения характерны: а) глобальность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания этой среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

ьс £

ш

s ъс о ш

< а

ш

*

126

Для личностного самоопределения характерны: а) невозможность формализации полноценного развития личности (нельзя сказать, что "обладатель какого-то документа является Личностью"); б) лучше подходят сложные условия и проблемы, которые не только позволяют проявить себя в трудныхусловиях, но и способствуют развитию лучших личностных качеств.

Кроме того, типы самоопределения выделяются по критерию диапазона маневра в рамках данной деятельности: а) в конкретных трудовых действиях и операциях (простых, где творчество ограничено технологией); б) на конкретном трудовом посту (диапазон маневра расширяется, т.к. можно выполнять разными способами); в) в рамках специальности или профессии (диапазон расширяется и можно реализовать себя и во вне профессиональной деятельности); г) не просто освоение социальной роли или выполнение ее по своему, но и создание новых ролей - ("социальное нормотворчество", по А.Г. Асмолову).

В свою очередь, уровни самоопределения выделяются по критерию самостоятельности и творчества при реализации каждого типа: а) агрессивное неприятие данного типа или разрушение имеющихся возможностей (деструктивный уровень); б) избегание деятельности ("тихое" уклонение от работы); в) работа по "инструкции" (пассивный уровень); г) стремление что-то сделать по своему (усовершенствовать отдельные элементы труда - начало творчества); д) стремление усовершенствовать деятельность в целом и максимально реализовать свои возможности (творческий уровень).

Выделение типов и уровней самоопределения позволяет решить важную проблему: как реализовать возможности (типы) через свое творческое отношение к труду (уровни). В реальности самоопределяющийся молодой человек должен стремиться к расширению своих возможностей (освоение нового типа самоопределения), а также к реализации своих возможностей (переходу на новый уровень самоопределения). Следует отметить, что для большинства молодежи более важны именно типы (как стремление расширить свои возможности, вплоть до не реальных), а для большинства уже работающих, взрослых людей, в большей степени становятся важными уровни самоопределения (как стремление максимально реализовать уже имеющиеся возможности и освоить выбранное дело) [8].

В Забайкальском государственном университете проведено исследование (2015-2016

год), целью которого стал анализ негативных и позитивных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников университета педагогического направления обучения. Исследование проводилось на основе анкетного опроса, вопросы которого учитывали содержание региональных данных [5,9].

Особенностью профессии, приобретаемой студентами педагогического направления университета, является то, что, с одной стороны, она относится к педагогической профессии ("Педагог профессионального обучения (по отраслям), 44.03.04 бакалавриат и 44.04.04 магистратура"), с другой - в ней присутствует отраслевая составляющая (дизайн, информатика и вычислительная техника, новые технологии и наноматериалы и др.). Это означает, что профессиональная мобильность выпускников педагогического вуза по этой специальности расширяется, т.е. выпускник может работать как преподавателем общетехнических и специальных дисциплин, мастером производственного обучения, так и техником-технологом в отрасли. Поэтому показателен тот факт, что некоторую часть студентов, еще при поступлении в вуз интересовала в специальности только отраслевая составляющая.

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:

1. Профессиональные мотивы большинства абитуриентов, поступающих в университет по профилю "Педагог профессионального обучения (по отраслям)", связаны с профессиональным самоопределением в отраслевой составляющей специальности.

2. Факторами, влияющими на отраслевую ориентированность абитуриента, являются: престижность отраслевой специализации; личные интересы и склонности к отраслевой специализации; отрицательный имидж педагогической профессии в обществе; низкая оплата труда педагога; высокие требования к педагогу, предъявляемые со стороны общества.

3. Фактором, закрепляющим желание студентов, обу ча ю щихся по п рофил ю" Педа гог п рофес-сионального обучения", самоопределиться в отраслевой сфере,является совмещениеучебы в вузе и работы по отраслевым специальностям, т.е. транзитивная работа в отрасли.

4. Условиями, препятствующими профессиональному самоопределению большинства выпускников вуза на педагогическом поприще, являются: разочарование в педагогической профессии в процессе обучения, недоста-

точно эффективная организация педагогической практики, индифферентное отношение руководителей учреждений, на базе которых проводилась практика.

5. Только около 10% выпускников ЗабГУ педагогического направления намерено строить свою профессиональную карьеру на педагогическом поприще. Ведущим фактором принятия данного решения студенты отмечают хорошую организацию педагогической практики, в результате чего им понравилось работать сучащимися.

6. На момент анкетирования около 40% выпускников профессионально самоопределились, 21,9 % из них имеют постоянное место работы.

7. При наличии постоянной или транзитивной (временной) работы 36,4 % студентов-выпускников занимаются поиском новой работы; 41,9 % - не занимаются поиском работы, оставляя эту проблему на перспективу.

8. Анализ предложений студентов - выпускников по обеспечению качества образования и условий для трудоустройства позволил выделить основные направления работы вуза, требующие корректировки: а) совершенствование форм делового и социального партнерства; б) совершенствование условий организации практического обучения студентов; в) совершенствование локальных актов, обеспечивающих права на труд выпускников; г) техническое и технологическое совершенствование образовательного процесса.

Таким образом, труд и профессия уже выступают как средство для достижения определенного образа жизни, а не как существенная часть самой жизни. Решение вопросов профес-

сионального самоопределения вузовской молодежи в настоящее время имеет большое значение для Забайкалья, так как эффективное вовлечение этого сегмента трудовых ресурсов в трудовую деятельность может решить часть существующих проблем в использовании и развитии трудового потенциала региональной экономики.

Примечания:

1. Фурсов А.Л. Система профессиональной ориентации населения с позиций междисциплинарного и системного подходов / А.Л. Фурсов. - Саратов : Пресс-Лицей, 2015. - 170 с.

2. Региональная экономика / под ред. В.И.Видя-пина, М.В.Степанова. - М.: ИНФРА-М. 2012. - 112 с.

3. Программа социально-экономического развития России до 2025 года "Стратегия Роста". Разработана по поручению Президента России от 14 июля 2016 г. № Пр - 1347. Институт экономики роста им. Столыпина П.А. 28. 02. 2017 г.

4. Трубникова Н.И. Смысложизненные ориентации как важнейший компонент жизненного самоопределения. // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2. - С. 34-45.

5. Забайкалкрайстат.иК1:ИИр://сИНа.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/ch¡ta/ru/stat¡st¡cs/ employment/ (дата обращения 20.08.2017) .

6. Титма М.Х. Проблемы свободы выбора профессии : автореф. дис.... канд. филос. наук. - М., 2008. -56 с.

7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда.

- М. : Изд-во Институт практической психологии,

- Воронеж : МОДЕК, 2012. - 352 с.

8. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество. //Вопросы психологии. -2015.-№1.-С. 98-105.

9. Филиппова К.Н., Забелин С.Ф. Профессиональное самоопределение выпускников вуза. V111 Междунар. науч.-практ. конф." Инновационные технологии в технике и образовании" : сб.ст. -Чита : ЗабГУ, 2016,- С. 140-145.

THE DESIGN OF THE SYSTEM OF ESTIMA T/ON OF LEVEL OF FORMA T/ON STUDENTS COMPETENCES ON THE BASIS OF THE DECOMPOSITION APPROACH

Tsvirko Natal'ya Ivanovna, PhD of Biological sciences, Associate Professor, Department of Biology and Ecology Tyurenkova Svetlana Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences, Head of educational-methodical management, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article deals with the approaches to the design and assessment of level of formation future teachers competences with the requirements of the teacher professional standard.

Keywords: training of future teachers; competence; level of formation of competence.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ УДК 378.14.015.62 СФОРМИРОВАННОЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВАК РФ 13.00.08 НА ОСНОВЕ ДЕКОМПОЗИЦИОННОГО ПОДХОДА

В статье представлены подходы к проектированию и оценке уровня сформированноети компетенций будущих учителей гуманитарного профиля с учетом требования профессионального стандарта педагога.

© Цвирко Н.И., 2017 © Тюренкова С.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.