ISSN 2311-875X (Online) Социальная сфера и образование
ISSN 2073-2872 (Print)
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Наталья Степановна МАРТЫШЕНКО
кандидат экономических наук, профессор кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 23.10.2015 Принята в доработанном виде 27.10.2015 Одобрена 02.11.2015
УДК 323.2 JEL: Z13
Ключевые слова: молодежная политика, национальные интересы, анкетный опрос, анализ данных, обработка качественных данных
Аннотация
Предмет. Молодежь - это поколение, от которого зависит будущее России. Активность молодого поколения определяет темпы и направление развития нашего государства. Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. В связи с этим проблема молодежной политики приобрела в последнее время еще большую актуальность.
Цели. Исследование эффективности молодежной политики в Приморском крае России. Диагностика политической активности молодежи Приморского края, формирование предложений по принятию решений по повышению политической активности молодежи. Методология. Оценка социально-политических воззрений молодежи производилась по данным опросов студентов вузов Приморского края. Основные выводы сделаны на основе обработки открытых вопросов, когда респондентам не предлагались готовые варианты ответов. Для обработки открытых вопросов использовалась специальная компьютерная технология, которая позволяет перейти от неформализованных данных к структурированным, пригодным для количественного анализа.
Результаты. Произведен анализ данных анкетных опросов студентов Приморского края. Выполнена оценка социально-политических воззрений молодежи, структурированы предложения молодых людей по совершенствованию молодежной политики региона. Выводы. Знание своих прав и обязанностей, своевременная информированность, присутствие мотивации позволят молодым людям повысить уровень политической активности. Работе по воспитанию молодых гражданских активистов, способных увлечь за собой широкие массы молодежи, необходимо уделять особое внимание. Государство должно поставить барьеры деструктивному влиянию на молодежь внешних политических сил.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Молодежь - это поколение, от которого зависит будущая судьба России. Ее активность определяет темпы и направление развития нашего государства. Молодежь выгодно отличается от других поколений своей мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. Однако потенциал молодежи сегодня используется не в полной мере. Более полному его раскрытию должно способствовать принятие новой концепции молодежной политики. Главным результатом реализации государственной молодежной политики станет улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны1.
1 Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: расп. Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?
docbody=&prevDoc= 102110763&backlink= 1&&nd= 102363167
Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. Важностью данной проблемы продиктовано утверждение Правительством РФ основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
В современном мире молодое поколение подвержено негативному влиянию целого ряда внутренних и внешних факторов [1, 2]. Такие воздействия необходимо рассматривать как угрозу национальным интересам страны, в ответ на которые необходимо принятие соответствующих адекватных решений.
С принятием новой концепции возникает необходимость научных исследований,
призванных обеспечить обоснование решений,
которые необходимо принимать как для страны в целом, так и на региональном уровне2 [3].
Современная молодежь не проявляет достаточного интереса к политической жизни общества. Все чаще молодые люди демонстрируют низкий уровень политической культуры и свою политическую неграмотность. В научной литературе политическая активность молодежи России оценивается неоднозначно3 [4-6]. Практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодых избирателей в последнее время снижается [7]. Эта тема становится особенно актуальной в свете планируемых на 18 сентября 2016 г. выборов в Государственную Думу Российской Федерации.
В работе [4] политическая активность определяется как «совокупность действий индивидов, направленных на изменение или усовершенствование социально-экономического порядка, достижение определенных социально-политических, национальных и идеологических целей». Добавим, что политическая активность -это психолого-политическое самодвижение гражданина, возбуждаемое действиями власти. При этом возможны позитивные или негативные реакции людей на импульсы, исходящие от политической системы общества, от ее представителей и институтов.
В настоящей работе мы предприняли попытку провести оценку эффективности существующей молодежной политики на территории Приморского края. Повышение уровня политической активности молодежи является важнейшим компонентом молодежной политики региона4. Для оценки политической активности молодежи мы руководствовались следующими критериями5:
2 БурковаМ.С., Мяснянкина О.В. Молодежная политика в современной России // Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 2; Сидоренко М.В. Социальные регуляторы процесса реализации молодежной политики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 31. № 2. С. 60-64.
3 Гайфуллин А.Ю., Рыбалко Н.В. Диагностика развития политической активности молодежи // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2011. № 6. С. 12-18.
4 Уткин П.Г. Государственная молодежная политика как средство формирования социальной активности молодежи // Социальные и гуманитарные знания. 2015. Т. 1. № 2. С. 140146; Олейник В.Ю. Государственная молодежная политика в Российской Федерации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-5. С. 76-78.
5 Молодежная политика Костромской области. URL:
http://old.kdm44.ru/pages/gragd_unu4uatuva.html
1) интерес к политике;
2) личное участие в политической деятельности;
3) необходимость привлечения молодежи к участию в политической жизни общества;
4) участие в выборах;
5) признание значимости выборов;
6) недоверие к институту выборов.
Оценка социально-политических воззрений молодежи производилась по данным опросов студенческой аудитории вузов Приморского края. Опрос производился в конце 2014 г., когда уже было проведено обсуждение проекта новой молодежной политики, в котором принимали участие и представители студенческой молодежи. Всего в опросе приняли участие 544 студента различных вузов Приморского края. В основном это были учащиеся Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Предварительный анализ данных анкет студентов других вузов края не выявил никаких отличий в ответах респондентов.
Так, большинство студентов ничего не слышали о принятом правительством документе по молодежной политике (рис. 1), а большая часть студентов не ожидает значительных перемен в жизни молодежи в связи с принятием документа (рис. 2). Количество респондентов, считающих, что поставленные цели будут достигнуты, совпадает с количеством респондентов, считающих, что положение со временем будет только ухудшаться (8%).
Последнее свидетельствует о том, что власть как на уровне государства, так и на региональном уровне в большой степени утратила доверие населения. Многие принимаемые в последние годы программы и решения не дали ожидаемых результатов и не оправдали надежды граждан. Как правило, представителями власти не анализируются причины неэффективных решений, никто не несет персональной ответственности за невыполнение принимаемых решений. Население раздражает высокая коррупция во всех эшелонах государственной власти.
Участие в общественных организациях и движениях является важной характеристикой политической активности6. Мало кто из молодых
6 Кудрявцева Е.Э. Политическая культура студенческой молодежи в современном российском обществе // Вестник Поволжского института управления. 2014. № 6. С. 97-102.
людей знает, что во Владивостоке на сегодняшний день действует порядка 50 молодежных общественных организаций. Самыми крупными молодежными организациями являются «Приморский КВН» и «Приморский краевой студенческий отряд». Члены организаций отмечают, что работа молодежных организаций в крае не очень заметна и не порождает ярких лидеров. Участники молодежного круглого стола считают, что существующие «условия не способствуют развитию и появлению новых общественных объединений во Владивостоке»7.
Вполне ожидаемыми стали результаты анализа ответов на вопрос анкеты: «Состоите ли вы членом какой-либо молодежной организации или движения (укажите, какой именно)?». Около 80% студентов отметили, что не состоят ни в каких общественных организациях и движениях, 7% указали членство в волонтерском корпусе, 4% -участие в движении студенческих отрядов, состоят в молодежных центрах - 2% и являются членами политических партий 1%. Большинство студентов вообще не понимали, о чем их спрашивают.
Активисты молодежных движений считают, что молодежные организации были бы более интересны для молодежи, если бы в этих организациях была возможность расти и подниматься по карьерной лестнице.
Вызвал затруднение у студентов и открытый вопрос анкеты: «Какая политическая партия наиболее отвечает вашим политическим взглядам?» Так, 29% студентов не указали никакой политической партии. При этом данная категория респондентов оказалась неоднородной: 13% всех опрошенных вообще отказались от ответа; 9% указали, что такой партии нет; 7% ответили, что еще не определились. Среди партий очевидным лидером по популярности среди молодежи является «Единая Россия» - 48%, ЛДПР привлекает внимание 12, КПРФ - 4 и «Справедливая Россия» - 3% респондентов. Все остальные партии встречались в единичных ответах. Впрочем, нельзя с уверенностью утверждать, что данный выбор является осознанным. Студенты очень мало знают о программах зарегистрированных в России политических партий и ориентируются в основном на их лидеров.
Возможные решения по повышению уровня политической активности молодежи было решено выяснить у самих молодых людей. Для этого в
7 Явление: Молодежные общественные организации Владивостока. URL: http://2012.vladivostok3000.ru/city/201
анкету был включен вопрос: «Какие действия, на ваш взгляд, должно предпринять правительство страны, региона и вуза для повышения политической активности молодежи региона?» Респондентам предлагалось дать развернутый ответ из нескольких предложений.
В своих ответах на этот вопрос анкеты студенты дали 952 предложения по решению различных проблем, то есть в среднем по 2 предложения на одну анкету. Даже после редактирования ответов их количество сократилось всего на 10%, что крайне редко бывает при обработке качественных данных (обычно после редактирования количество уникальных ответов сокращается в несколько раз). Была проделана серьезная работа по структурированию информации путем
объединения ответов в группы, при этом использовались специальные средства обработки качественной информации8. По ответам студентам были выделены 22 группы вариантов решения проблем молодежи (табл. 1).
Более высокая частота встречаемости ответов группы еще не говорит о том, что группы решений с более низкой частотой встречаемости менее важны. Все группы предложений требуют внимательного рассмотрения. Некоторые группы ответов близки по своему содержанию. Например, меры, отнесенные к группам «преподавание политических дисциплин» и «повышение политической грамотности молодежи», достаточно близки по своей сущности. Взаимосвязаны также группы «решение насущных проблем молодежи» и «повышение темпов экономического развития региона».
Для анализа предложенных мер варианты решений мы разделили на три уровня по встречаемости в ответах респондентов. К первому уровню были отнесены 5 групп ответов, объединивших 52% всех ответов. Ко второму уровню отнесены 7 групп ответов, объединивших 30% всех ответов, к третьему уровню были отнесены 10 групп ответов, объединивших 18% всех полученных ответов.
Среди решений, отнесенных к первому уровню, самое большое количество предложений касается меры «решения насущных проблем молодежи» (рис. 3). Сюда относятся предложения по развитию
8Мартышенко С.Н., Егоров Е.А. Информационная технология повышения эффективности обработки качественной информации // Информационные технологии моделирования и управления. 2009. № 6. С. 753-760; Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Средства разработки типологий по данным анкетных опросов в среде EXCEL // Академический журнал западной Сибири. 2007. № 1. С. 75-77.
социальных программ, расширению льгот, улучшению качества образования, созданию условий для развития личности, устранению негативных явлений в обществе и прочие.
В группе «система стимулов и поощрений» выделяются меры по повышению мотивации политической активности молодежи. Здесь указывается на отсутствие мотивов, высказываются различные предложения по тому, как можно было бы заинтересовать молодежь к участию в различных политических мероприятиях. Необходимым условием
активизации политической активности молодежи является повышение уровня доверия к политическим лидерам, повышение
ответственности за свои высказывания.
Среди решений второго уровня значительное количество предложений было внесено по расширению информированности молодежи о политической жизни региона, страны (рис. 4). При этом информация должна подаваться в интересной и доступной форме, быть понятной для широких слоев молодежи.
Достаточно большое количество студентов указали на необходимость личных встреч с политическими лидерами, проведения дебатов лидеров в студенченской аудитории. Было указано, что сложившаяся партийная система не стимулирует политические партии к активной работе в
" 9
молодежной среде .
Среди решений третьего уровня заслуживают внимания решения по вовлечению молодежи в политические партии, создание собственно молодежных партий и движений (рис. 5). Многие респонденты считают необходимым усиление работы по воспитанию чувства патриотизма.
Эффективность молодежной политики региона определяется списком и приоритетами проблем, которые выделяют молодые люди10. Для оценки приоритетов проблем молодежи использовались данные ответов на открытый вопрос: «Укажите не менее трех наиболее острых проблем, с которыми
9 Новиков А.В. Механизм формирования политической активности молодежи // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 8. С. 134-139; Смирнова Е.В., Митрофанова С.В. Государственная молодежная политика: региональный аспект, проблемы и перспективы решения // Наука и Мир. 2014. Т. 2. № 4. С. 130-132.
10Маликова Е.В. Проблемы молодежи как фактор совершенствования молодежной политики // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-4. С. 15-17; Васильева Е.Н., Хлыстова А.Г. Влияние молодежной политики на социальный статус молодежи в современном обществе // Социальные науки. 2015. Т. 1. № 3. С. 52-56.
142 http://fin-izdat.r
сталкивается молодежь в Приморском крае» (предлагалось дать развернутый ответ из нескольких предложений).
Респонденты очень ответственно отнеслись к исследуемой проблеме и дали 1 790 ответов на данный вопрос. После удаления эмоциональной составляющей и стилистической правки были выявлены 1 664 уникальных ответа, среди которых, впрочем, многие оказались близкими по своему содержанию. Систематизация ответов позволила выделить 44 варианта, указывающих на различные проблемы молодежи региона.
Полученный список проблем является достаточно обширным. Многие проблемы взаимосвязаны, то есть решение одних задач может содействовать разрешению других. Частные проблемы, при всей их важности, могут затеряться на фоне наиболее острых проблем, но это совершенно не означает, что их не надо решать. Именно поэтому для анализа выявленных проблем мы использовали различные варианты их классификации.
В работе представлено два типа классификации. С помощью первого типа проблемы были разделены на две группы: внешние и вторичные. К внешним были отнесены те проблемы, на решение которых не могут повлиять сами молодые люди, и они должны решаться властными структурами различного уровня. Вторичные проблемы являются следствием накопления негативных явлений из-за низкой эффективности молодежной политики. По оценкам респондентов, внешние проблемы составляют 65%, вторичные -35%.
Наиболее значимыми внешними проблемами молодежи студенты считают трудоустройство выпускников и жилищный вопрос. К проблеме занятости можно было бы присовокупить и трудоустройство студентов во время обучения, и проблему безработицы, хотя эти схожие по содержанию проблемы все-таки несколько отличаются. Важнейшей проблемой студенты считают неблагополучную ситуацию с образованием в стране, которая представлена тремя родственными проблемами: отсутствием условий для самореализации, коммерциализацией образования, низким уровнем образования.
Важнйшими в группе вторичных проблем студенты называют следующие: употребление алкоголя, наркоманию, табакокурение. Решение этих проблем респонденты видят не только в ужесточении мер запретительного характера. Причиной распространения этих негативных
явлений большинство студентов связывают с расслоением общества, с социальной несправедливостью и утратой нравственных ориентиров.
Выделенные проблемы большинство
респондентов относят не к себе лично, а к социальной группе молодежи в целом. На фоне общих проблем личная жизнь каждого выглядит не так мрачно. Для характеристики личного восприятия условий жизни и уровня развития экономики Приморского края в анкетный опрос были включены четыре вопроса, которые были заимствованы из анкетного опроса, проведенного ВЦИОМ. Мы старались сохранить форму этих вопросов, с тем чтобы можно было произвести сопоставление результатов этих двух опросов.
Оценку условий жизни отдельных респондентов мы производили на основе анализа ответов на вопрос: «В какой мере вас устраивает жизнь, которую вы ведете на данный момент? (один вариант ответа)». В данном вопросе анкеты предлагался выбор из пяти вариантов: полностью не устраивает, скорее не устраивает, скорее устраивает, полностью устраивает, затрудняюсь ответить. Неудовлетворенность своей жизнью высказали 22% студентов (полностью не устраивает, скорее не устраивает) (рис. 6).
Необходимо отметить тот факт, что полученные нами результаты полностью совпали с результатами опроса студентов средних специальных и высших учебных заведений, проведенного ВЦИОМ. Опрос ВЦИОМ был проведен в Хабаровском, Приморском, Красноярском, Алтайском краях, Иркутской области в мае-июне 2012 г. В этом опросе были получены ответы 500 чел. (так что выборки практически одинаковы). Этот факт подтверждает достоверность результатов, полученных в ходе авторского опроса. Результаты обоих исследований, проведенных совершенно независимо, полностью совпадают. За два года, прошедших от одного опроса до другого, оценки также не изменились.
Итак, в конце 2014 г. студенты Приморского края смотрели в будущее достаточно оптимистично. Такой вывод мы сделали, анализируя ответы на вопрос: «Как вы считаете, через год вы будете жить лучше или хуже, чем сейчас? (один вариант ответа)». Здесь предлагались следующие альтернативные ответы: определенно хуже, скорее хуже, скорее лучше, определенно лучше, затрудняюсь ответить (рис. 7). Частотные ряды по
оценке жизненных перспектив, полученные в обоих опросах, тоже достаточно близки.
Другая картина складывалась при оценке факторов, способных обеспечить развитие региона. Оценка проводилась на основании обработки данных ответов на вопрос: «Что, по вашему мнению, может обеспечить регионам потенциал для развития? (три варианта ответа)». Респондентам было представлено 11 вариантов ответов, и в данном случае результаты двух опросов несколько различаются (рис. 8).
Скорее всего, здесь сказались особенности регионов, в которых производились опросы. Приморские студенты связывают развитие региона в большей степени с повышением качества образования, науки и инноваций, а наличию полезных ископаемых и иных природных ресурсов в крае они отводят последнюю позицию.
Свое отношение к политике развития региона студенты высказали, ответив на вопрос: «Согласны ли вы, что дела в вашем регионе идут в правильном направлении?» (один вариант ответа). В данном случае предлагалось выбрать ответ из пяти вариантов: полностью не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен, затрудняюсь ответить (рис. 9). Для нас было приятной неожиданностью то, что студенты Приморского края несколько больше поддерживают текущую стратегию развития края, чем в среднем по регионам Дальнего Востока (опрос ВЦИОМ). Наверное, у респондентов еще свежи в памяти события по экстренному вводу объектов инфраструктуры, связанные с подготовкой к недавнему саммиту АТЭС.
В целом круг вопросов, предложенных в данной анкете, был достаточно широк и не ограничивался уже рассмотренными проблемами. Нас также интересовало мнение студентов относительно решений, которые необходимо предпринять для повышения культурного уровня молодежи, организации ее досуга, распространения здорового образа жизни в молодежной среде, более полного раскрытия личного творческого потенциала и самореализации молодежи. Впрочем, эти аспекты выходят за пределы тематики данной статьи.
Основные вопросы анкеты были заданы студентам в открытой форме, то есть без навязывания респонденту своих вариантов ответов. Студенты были вынуждены задуматься над содержанием вопроса, что исключало возможность автоматического (недобросовестного) заполнения анкеты. Именно поэтому достоверность
результатов при таком исследовании гораздо выше, хотя при этом существенно возрастает время, необходимое на обработку данных.
В современных условиях государство и общество должны уделять больше внимания для создания условий, необходимых для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. На совершенно ином уровне должна быть поставлена работа по воспитанию молодых гражданских активистов, способных увлечь за собой широкие массы молодежи.
Государству следует поставить барьеры деструктивному влиянию на молодежь внешних политических сил. Мы должны научиться отстаивать свои интересы в условиях «информационных войн», необходимо
препятствовать распространению политического радикализма и национализма.
Молодые люди в своих политических приоритетах ориентируется на взгляды родителей, педагогов и просто людей, которых они уважают. Если молодежь не видит достойных примеров для подражания, она может легко поддаться влиянию людей, преследующих деструктивные и провокационные цели. К сожалению, молодое поколение в большинстве своем не склонно к самостоятельному анализу политической ситуации, его по-прежнему привлекает то, что доступно, «необычно» и «ярко».
Знание своих прав и обязанностей, своевременная информированность, четкая, аргументированная и осознанная мотивация позволят молодым людям повысить уровень своей политической активности.
Таблица 1
Классификация решений по повышению политической активности молодежи Приморского края (по результатам опросов студентов)
Номер группы Меры по повышению политической активности молодежи Относительная частота ответа Уровень
1 Решение насущных проблем молодежи 0,15 1
2 Система стимулов и поощрений 0,11 1
3 Проведение мероприятий политической направленности 0,10 1
4 Привлечение молодежи к политической деятельности 0,10 1
5 Повышение уровня доверия к властным структурам 0,07 1
6 Увеличение объема информации о политической жизни страны 0,05 2
7 Повышение политической грамотности молодежи 0,05 2
8 Привлечение молодежи к принятию решений 0,04 2
9 Преподавание политических дисциплин 0,04 2
10 Проведение встреч с политическими лидерами 0,04 2
11 Пропаганда участия в политической жизни страны 0,04 2
12 Учет мнения населения 0,04 2
13 Повышение темпов экономического развития региона 0,03 3
14 Активная молодежная политика государства 0,03 3
15 Воспитание чувства патриотизма 0,02 3
16 Привлечение молодежи во властные структуры 0,02 3
17 Совершенствование избирательной кампании 0,01 3
18 Привлечение молодежи в политические партии 0,01 3
19 Расширение способов коммуникаций молодежи 0,01 3
20 Создание молодежных партий 0,01 3
21 Совершенствование избирательной системы 0,01 3
22 Усиление воспитательной работы в молодежной среде 0,01 3
Рисунок 1
Оценка степени информированности студентов по обсуждаемым в стране проектам
Рисунок 2
Ожидаемый эффект от принятия новой концепции молодежной политики России
Рисунок 3
Структура предложений решения проблемы повышения политической активности молодежи (первый уровень)
Рисунок 4
Структура предложений решения проблемы повышения политической активности молодежи (второй уровень)
Рисунок 5
Структура предложений решения проблемы повышения политической активности молодежи (третий уровень)
Рисунок 6
Частотный ряд по оценке уровня удовлетворенности жизнью по двум независимым опросам студентов
Рисунок 7
Частотный ряд по оценке жизненных перспектив по двум независимым опросам студентов
Рисунок 8
Частотный ряд распределения факторов, обеспечивающих регионам потенциал для развития по двум независимым опросам студентов
Рисунок 9
Частотный ряд оценки политики развития региона по двум независимым опросам студентов
Список литературы
1. Ткаченко В.В. Системы управления в сфере государственной молодежной политики Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-1. С. 179-181.
2. Крикунова В.А. Молодежная политика в современной России: понятия, субъекты, факторы формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 101. С. 277-283.
3. Меркулов П.А., Орлова В.Н. Российская специфика становления и реализации государственной молодежной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. Т. 4. № 1.
4. Беликова Е.А. Политическое участие молодежи: анализ проблем политической активности // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1. С. 57-61.
5. Подхомутникова М.В. Политическая активность молодежи как важный компонент политического процесса в России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 229-232.
6. Щепёткин А.В. Политическая активность: особенности и способы повышения молодежи // Омский научный вестник. 2011. № 2. С. 66-69.
7. Бетехтина А.В., Олухов Н.В. Электоральное поведение молодежи: почему молодежь не ходит на выборы? // Вопросы управления. 2012. № 1. С. 12-20.
С.69-75.
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 2 (2016) 139-150 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) Social Services and Education
ISSN 2073-2872 (Print)
INCREASE IN THE POLITICAL ACTIVITY LEVEL AS THE MOST CRUCIAL COMPONENT OF THE REGION'S YOUTH POLICY
Natal'ya S. MARTYSHENKO
Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Primorsky Krai, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 23 October 2015 Received in revised form 27 October 2015 Accepted 2 November 2015
JEL classification: Z13
Keywords: youth policy, national interests, questionnaire, data analysis, processing, qualitative data
Abstract
Importance The youth is a generation, which builds the future of Russia. National growth pace and directions depend on the youth activity. As new global challenges arise, new goals of the national socio-economic development require consistent updates, solutions and mechanisms of the State youth policies. Hence, the youth policies become especially important.
Objectives The research examines the efficiency of the youth policies in the Primorsky Krai of Russia, and shapes what should be done to make appropriate solutions and unleash political activity among the youth.
Methods Social and political views of the youth were evaluated by surveying students of the Primorsky Krai's universities. Respondents were asked to answer open-ended questions. To process their answers, I used a special computer-assisted technology that allows shifting from raw data to structured ones.
Results I analyzed questionnaires completed by students of the Primorsky Krai, evaluated their socio-political views and structured their suggestions on how the region's youth policies should be enhanced.
Conclusions and Relevance Knowledge of rights and obligations, timely information and motivation will help the youth to become more politically involved. The State should pay attention to growing up young political activists who would be able to lead a broad young audience. The State should also prevent external political forces from destructive influence on the youth.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Tkachenko V.V. Sistemy upravleniya v sfere gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii [Management systems as part of the national youth policy of the Russian Federation]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2014, no. 4-1, pp. 179-181.
2. Krikunova V.A. Molodezhnaya politika v sovremennoi Rossii: ponyatiya, sub"ekty, faktory formirovaniya [The youth policy in modern Russia: concepts, targets, factors of formation]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2009, no. 101, pp. 277-283.
3. Merkulov P.A., Orlova V.N. Rossiiskaya spetsifika stanovleniya i realizatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki [The Russian specifics of the national youth policy origination and implementation]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya = Journal of Public and Municipal Administration, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 69-75.
4. Belikova E.A. Politicheskoe uchastie molodezhi: analiz problem politicheskoi aktivnosti [Political participation of the youth: an analysis of problems of political activity]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences, 2014, no. 1, pp. 57-61.
5. Podkhomutnikova M.V. Politicheskaya aktivnost' molodezhi kak vazhnyi komponent politicheskogo protsessa v Rossii [Political activity of young people as an important component of the political process in Russia]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2012, no. 4, pp. 229-232.
6. Shchepetkin A.V. Politicheskaya aktivnost': osobennosti i sposoby povysheniya molodezhi [Youth political activity: characteristics and ways of stimulation]. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk Scientific Bulletin, 2011, no. 2, pp. 66-69.
7. Betekhtina A.V., Olukhov N.V. Elektoral'noe povedenie molodezhi: pochemu molodezh' ne khodit na vybory? [Electoral behavior of the youth: Why do the youth escape voting?]. Voprosy upravleniya = Management Issues, 2012, no. 1, pp. 12-20.