Научная статья на тему 'Поколение z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда'

Поколение z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2297
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОБЛЕМЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Вагин Дмитрий Юрьевич, Червякова Екатерина Андреевна, Анфимова Елена Александровна, Маланова Вероника Владимировна

В статье даются характеристики и освещаются особенности поколения Z. Отмечается проблемы трудоустройства и адаптации к экономической и социальной среде. Определены возможности данного поколения в современном мире. Предложены перспективные направления по трудоустройству и удержанию такого контингента сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Вагин Дмитрий Юрьевич, Червякова Екатерина Андреевна, Анфимова Елена Александровна, Маланова Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поколение z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда»

УДК 331.104

ПОКОЛЕНИЕ Z: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ НА РЫНКЕ ТРУДА Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент (e-mail: Elenay2@yandex.ru) Вагин Дмитрий Юрьевич, к.с.н., доцент

(e-mail:403485@mail.ru) Червякова Екатерина Андреевна, студент

(e-mail: kat.cher@icloud.com) Анфимова Елена Александровна, студент (e-mail: Anfimova37@gmail.com) Маланова Вероника Владимировна, студент (e-mail: malanova4@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия Яшкова Е.Вячеславовна, к.п.н., доцент (e-mail: Elenay2@yandex.ru)

В статье даются характеристики и освещаются особенности поколения Z. Отмечается проблемы трудоустройства и адаптации к экономической и социальной среде. Определены возможности данного поколения в современном мире. Предложены перспективные направления по трудоустройству и удержанию такого контингента сотрудников.

Ключевые слова: поколение Z, рынок труда, трудоустройство, проблемы, возможности, индивидуальность.

Все большее число предприятий, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке, применяют новейшие технологии по управлению персоналом, поскольку это прямо отражается на результатах. Для этого необходимо понимать качества личности современного сотрудника вне зависимости от занимаемой им должности.

Ещё в 80-х годах американский учёный Э.У. Деминг «заложил» фундамент в области качества и управления, разработав программу, способную повысить качество труда. Исходя из его теории, в преобразованиях компании должен принимать участие каждый её сотрудник. Американский специалист пришёл к выводу, что поведение людей, взаимоотношения, выходящие из них конфликты и компромиссы, моральная мотивация, это всё -внутренние, но не менее важные составляющие успешного руководства организацией.

Приблизительно в то же время Н. Хоув и В. Штраус, американские учёные и социологи, создали теорию поколений, согласно которой каждые 2025 лет рождаются люди, черты характера, привычки и особенности которых выделяют их на фоне предшественников [5]. У нового поколения сформирована своя система приоритетов и личных взглядов на жизнь, вы-

работанная под влиянием воздействия множества окружающих факторов эпохи, причем изменение этих ценностей периодически повторяется.

Исследователи условно разделили (прежде всего для маркетологов и специалистов по управлению персоналом) людей по категориям в соответствии с их возрастом и периодом, в котором они родились, и выделили следующие поколения:

- Великое («герои») - люди, рожденные в период с 1900 по 1923 гг.

- Молчаливое («художники») - рожденные с 1923 по 1943 гг.

- Беби-бумеры («странники») - 1943...1963 гг.

- Поколение X («пророки») - 1963...1984 гг.

- Поколение У («герои») - 1984...2000 гг.

- Поколение 2 («художники») - начало 2000 г.

- Поколение Альфа - дети, появившиеся на свет после 2003 года.

Данное исследование применимо практически к любой стране, в том

числе и к России. Какими качествами обладали люди начала прошлого века? Трудолюбие, ответственность, стойкая вера в светлое будущее, идеологическая приверженность. У многих семья и традиционные ценности ещё занимали главенствующее положение. Сегодня на смену пришли «цифровые люди» - поколение Ъ, со своими потребностями и интересами и это необходимо учитывать на рынке труда в высокотехнологичном мире.

Феномен людей, родившихся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России - сейчас раскрывает себя в полной мере. Они те, кто родился с «кнопкой на пальце» - цифровое поколение, дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде [3]. Сегодня уже становится понятным, что значит поколение Ъ:

- дети иксов и игреков (X и У);

- творцы виртуального пространства;

- тихое новое поколение, общающееся с помощью современных гадже-тов.

Представители поколения Ъ самовыражаются и развиваются при помощи социальных сетей, но не способны к физическому труду. Подрастая, они зарабатывают так называемый «иммунитет» к рекламе, потому что с ранних лет привыкли к ней. Вместо новомодных брендов они отдают предпочтение тому, что развивало бы личность. А значит, продукция должна быть полезной и, что немало важно, экологически безвредной. Конечно, существует и прямо противоположное мнение - наблюдается стойкая тенденция к признанным популярным брендам среди мировых звёзд социально-сетевого пространства. Какого варианта придерживаться зависит от вкуса. Ведь среди новейшего поколения есть разносторонне развитые личности, и что однообразно и неинтересно одному, может стать уникальным и необычным для другого. Можно найти много аспектов для дискуссий. Сейчас самое важное научить новое поколение различать грань между жизнью реальной и виртуальной. Потому что все, что люди творят

на просторах сети, вполне возможно в окружающем мире. Тонкая грань между безграничностью полёта фантазии в реализации проектов и вседозволенностью сёрфинга среди различной информации. Благодаря новейшим технологиям и интернет ресурсам современное поколение уже превосходит своих предшественников в скорости и умственном развитии.

Новое поколение Ъ изучено недостаточно, но психологами уже отмечены некоторые их положительные и проблемные стороны:

- одаренность и быстрое включение в интересующую их информацию;

- нацеленность на быстрый результат;

- особенности, вызывающие тревогу у психологов и родителей.

- высокий уровень СДВГ и дефицита внимания - неусидчивость и нетерпеливость;

- интровертированность, склонность к аутизации;

- повышенная возбудимость [3].

Определены основные возможности поколения Ъ:

- умеют отлично работать с любой информацией;

- быстро развиваются;

- могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);

- «клиповое» мышление;

- инфантилизм;

- плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети).

Особенности поколения Ъ еще и в том, что они предпочитают коммуникации с людьми не выходя из дома, и если прошлые поколения - это важность личного присутствия при встречах, то поколение Ъ комфортно чувствует себя в онлайн-общении. Это первое по-настоящему цифровое поколение: современные дети с годовалого возраста осваивают планшеты и смартфоны. Их также называют Ноте1апёегБ (домоседы), ведь информацию они черпают в основном из Сети, играют в игры онлайн, общаться предпочитают в соцсетях или при помощи мессенджеров. Быть в курсе новых трендов, следить за высокотехнологичными новинками, а лучше самому участвовать в разработке - это та потребность, которая «родилась» вместе с ними.

Однако, имея такие перспективные характеристики, молодые люди уже по окончании ВУЗа всё чаще и чаще сталкиваются с проблемами трудоустройства - практически невозможно найти вакансию на работу по специальности. Парадокс состоит в следующем: будучи самой перспективной и устойчивой, российская молодёжь оказывается самой уязвимой. Им трудно адаптироваться к экономической и социальной среде, жилищные проблемы остаются открытыми. Выходит, что у выпускников должна развиваться инициативность и мотивация к труду даже в критических условиях, когда нет возможности на получение такого уровня образования, который был

бы достаточным для свободного самоопределения. А это, в свою очередь, автоматически влияет на будущую квалификацию. Так молодежь вынуждена уходить в теневую экономику, что неизбежно подрывает трудовой потенциал всей нашей страны. К сожалению, многие работодатели завышают требования: они не замечают большого потенциала в молодых людях, относятся к ним как к бесперспективным и не имеющим возможностей для карьерного роста в дальнейшем.

Соотношение проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты показаны на рисунке.

Ш заБышенныетребоБзния к

опыту работы

■ низкая: заработная плата

И незнание технологий поиска работы

■ желание работодателя вменить дополнительные обяз ан ности

■ несоответствие знаний требованиям работодателя

в пренебрежение со стороны старших коллег

М неосведомленность о ситуации на рынке труд а, ваканс идх М не готовность к

соблюдению графика

Рисунок - Проблемы трудоустройства молодых специалистов [4]

Ещё одно негативное качество молодых людей - стремление получить всё и сразу. Когда не достаточно знаний из области нравственного и психологического воспитания, то не формируются ориентиры того, как правильно жить, того, к чему стремиться, и главное - как достигать поставленных целей. Популяризация идей потребительского отношения к жизни пришла к нам с Запада. Там свойственно поклоняться деньгам и моде, стремиться к удовлетворению собственных потребностей и материальному благополучию. В юном возрасте психологические проблемы формируются из-за отсутствия четко поставленных целей или полного отсутствия ориентира по жизни [2]. Вместо родителей, учебных заведений и образовательных программ в авторитете у современных парней и девушек находится улица, массовая культура, непроверенные сведения, полученные от различных, не всегда достоверных, сайтов, социальных сетей. Развитие равнодушия или агрессии у молодёжи формируется из-за нехватки полных знаний о жизненных процессах, отсутствия норм поведения в обществе, четких целей в жизни. Все это провоцирует юношеский максимализм и направляет их в неформальные группы.

Сейчас задача учебных заведений - трудоустройство выпускников по специальности. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг

Соотношение проблем, с которыми сталкивается молодой специалист при трудоустройстве на работу, <И>

14,9 11,9

их интересов, внедрять грамотную политику по кадровому распределению, поддерживать интерес к выбранной профессии. В настоящее время, каждая фирма нуждается в активных, разносторонних и креативных молодых сотрудниках. Молодым людям необходима социальная поддержка, устойчивое трудоустройство и гибкий рабочий график. Еще одним из важных факторов является возможность трудоустройства без опыта работы.

По проведенному масштабному трудовому исследованию компанией Universum совместно с Центром лидерства Массачусетского технологического института были опрошены 18 337 молодых людей из 19 стран, относящихся трем поколениям: Х, Y и Z. В числе респондентов - 796 молодых россиян, из которых 99 - 15-20-летних. Согласно данному исследованию уже через два года представители поколения Z составят 20% рабочей силы в мире, и работодателям пора учиться иметь с ним дело. Когда 15-20-летних спрашивают о будущей работе, 53% из них признаются, что особенно боятся не найти места, соответствующего их индивидуальности. По данным консалтинговой компании Ernst & Young, «зеты» станут доверять боссу, если он относится к ним с уважением и поступает этично - вот два главных требования, а вот «мудрые деловые решения» - это только на пятом месте [1].

Представители поколения Z начинают осваивать рынок труда. Для работодателей, которые заинтересованы в перспективной молодежи, важно понимать, как не только принять работников нового поколения в компанию, но и удержать их. Эти работники гарантируют будущее компании, но заинтересовать их работой и не допустить быстрого увольнения не так просто. В этом случае необходим ряд перспективных предложений по удержанию такого контингента сотрудников, а именно: конкретизация целей, вознаграждение за достижение промежуточных компетенций; премирование на основе индивидуального вклада; рейтинговая оплата обучения; ре-феральная система (привлечение на свободные места своих знакомых и получение материального бонуса) и т.д.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что поколение Z - это новые перспективные специалисты на рынке труда. И сейчас заметно, что это более мобильное поколение, можно предположить, что в будущем их все более будет интересовать удалённая работа. Возможность не быть привязанными к конкретному месту выйдет на первый план.

Необходимо учитывать влияние среды на формирование личности молодёжи, а также использовать преимущества «цифровых людей», чтобы помочь им справиться с возникающими проблемами и собственными недостатками, активно участвовать в их жизни. Тогда, всеобщими усилиями, будет возможно продуктивно работать и развиваться на благо страны.

Список литературы

1. Бражников П.П. Теория поколений в кадровой политики и ее связь с конкуренцией работодателей на рынке труда // Тренды и управление. - 2016. - Июль (т.14, №2). -С.194-201. - ISSN 2307-9118. DOI: 10.7256/2307-9118.2016.2.16909.

2. Исследование: поколение Z изменит мировой рынок труда [Электронный ресурс] - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3211716 (дата обращения: 01.11.18).

3. Поколение Z - что это такое и какие их характерные черты? [Электронный ресурс] - URL: http://kak-bog.ru/pokolenie-z-chto-eto-takoe-i-kakie-ih-harakternye-cherty (дата обращения: 24.10.18).

4. Трудоустройство молодых специалистов: ключевые проблемы [Электронный ресурс] - URL: http://job.nspu.ru/article.php?id=131 (дата обращения: 05.11.18).

5. Howe, Neil, Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company. ISBN 978-0-688-11912-6.

Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: Elenay2@yandex.ru)

Vagin Dmitry Yuryevich, candidate of sociological sciences, docent

(e-mail:403485@mail.ru)

Chervyakova Ekaterina Andreevna, student

(e-mail: kat.cher@icloud.com)

Anfimova Elena Alexandrovna, student

(e-mail: Anfimova37@gmail.com)

Malanova Veronika Vladimirovna, student

(e-mail: malanova4@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia

GENERATION Z: PROBLEMS, OPPORTUNITIES, PERSPECTIVES-YOU IN

THE LABOR MARKET

Abstract: The article describes the characteristics and highlights the peculiarities of the generation of Z. The problems of employment and adaptation to the economic and social environment are noted. The possibilities of this generation in the modern world are determined. Proposed promising directions for the employment and retention of such a contingent of employees.

Keywords: Z generation, labor market, employment, problems, opportunities, individuality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.