Научная статья на тему 'ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ 80-Х ГГ. ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЮЖНОГО УРАЛА)'

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ 80-Х ГГ. ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЮЖНОГО УРАЛА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ТРУД / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ЮЖНЫЙ УРАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Дмитрий Александрович

В статье представлены результаты исследования историко-педагогического опыта трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ в 80-е гг. ХХ в. Реализации трудового воспитания и наиболее успешные практики рассматриваются на примере общеобразовательных учреждений ряда областей Южного Урала (Курганской, Оренбургской и Челябинской). Данная тема на современном этапе развития отечественной системы образования актуальна, поскольку сейчас вопрос возвращения трудового воспитания в общеобразовательные школы поднимается на государственном и общественном уровнях. В советский период общеобразовательные школы накопили значительный историко-педагогический опыт реализации трудового воспитания школьников. Школы исследуемого региона всегда показывали высокие результаты в области трудового воспитания учащихся. Педагогические идеи руководителей школ, передовой опыт организации трудового обучения и воспитания, профориентационная работа со школьниками выходили за пределы отдельных районов и областей. Они внедрялись в практику трудового воспитания в других регионах страны, высоко оценивались на государственном уровне, получали признание среди педагогической общественности. О новаторах и передовиках трудового воспитания из Дедуровской, Ибрагимовской, Краснозвездинской средних школ знали по всей стране, а имена их директоров звучали на самом высоком уровне. Трудовое воспитание в общеобразовательных школах в течение всего советского периода в истории отечественного образования являлось одним из важных приоритетов в области воспитания подрастающего поколения. В процесс трудового воспитания школьников были вовлечены партийно-государственные органы, комсомольские организации, профсоюзные и другие общественные организации, базовые предприятия, выступавшие в качестве шефов общеобразовательных школ. Положительные результаты в области трудового воспитания советских школьников наметились в ходе реализации реформы общеобразовательной школы 1984 г. Одна из ее приоритетных задач - улучшение качества трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе, реализация новых подходов в профориентационной работе со школьниками. Для решения данной задачи предусматривалось соединение обучения с производительным трудом непосредственно на предприятиях страны. Важными результатами реформы стало увеличение времени трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ и появление базовых предприятий, осуществлявших взаимодействие со школами в области трудового воспитания. Различные факторы влияли на степень успешности реализации трудового воспитания в школах. Они носили как объективный, так и субъективный характер, поскольку очень многое в правильной постановке трудового воспитания зависело от директоров, педагогических коллективов школ, руководителей базовых предприятий. Таким образом, для успешности реализации трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ на современном этапе необходимо дальнейшее всестороннее изучение историко-педагогического опыта трудового воспитания в советский период, а также дальнейшее исследование и анализ теории и практики трудового воспитания на примере отдельных регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR EDUCATION STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF THE 80S XXTH CENTURY (BY THE MATERIALS OF THE SOUTHERN URAL)

The article presents the results of a study of the historical and pedagogical experience of labor education of students in general education schools in the 80s. 20th century The implementation of labor education and the most successful practices are considered on the example of educational institutions in a number of regions of the Southern Urals (Kurgan, Orenburg and Chelyabinsk). This topic is relevant at the present stage of development of the domestic education system, since now the issue of returning labor education to general education schools is being raised at the state and public levels. During the Soviet period, general education schools accumulated significant historical and pedagogical experience in the implementation of labor education for schoolchildren. The schools of the studied region have always shown high results in the field of labor education of students. Pedagogical ideas of school leaders, best practices in the organization of labor training and education, career guidance work with schoolchildren went beyond the boundaries of individual districts and regions. They were introduced into the practice of labor education in other regions of the country, were highly appreciated at the state level, and received recognition among the pedagogical community. The innovators and leaders of labor education from Dedurovskaya, Ibragimovskaya, Krasnozvezdinskaya secondary schools were known all over the country, and the names of their directors sounded at the highest level. Labor education in general education schools during the entire Soviet period in the history of national education was one of the important priorities in the upbringing of the younger generation. Party and state bodies, Komsomol organizations, trade unions and other public organizations, basic enterprises that acted as patrons of general education schools were involved in the process of labor education of schoolchildren. Positive results in the field of labor education of Soviet schoolchildren were outlined during the implementation of the reform of the general education school in 1984. One of its priorities is to improve the quality of labor education and training in the general education school, and the implementation of new approaches in career guidance work with schoolchildren. To solve this problem, it was planned to combine training with productive labor directly at the country's enterprises. An important result of the reform was an increase in the time for labor training of students in general education schools and the emergence of basic enterprises that interacted with schools in the field of labor education. Various factors influenced the degree of success in the implementation of labor education in schools. They were both objective and subjective, since a lot of things in the correct formulation of labor education depended on directors, teaching staff of schools, and heads of basic enterprises. Thus, for the successful implementation of labor education of students in general education schools at the present stage, it is necessary to further comprehensively study the historical and pedagogical experience of labor education in the Soviet period, as well as further research and analysis of the theory and practice of labor education on the example of individual regions of the country.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ 80-Х ГГ. ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЮЖНОГО УРАЛА)»

УДК 373 (091)

Д. А. Астафьев

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ 80-Х ГГ. ХХ В.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЮЖНОГО УРАЛА)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования историко-педагогического опыта трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ в 80-е гг. ХХ в. Реализации трудового воспитания и наиболее успешные практики рассматриваются на примере общеобразовательных учреждений ряда областей Южного Урала (Курганской, Оренбургской и Челябинской). Данная тема на современном этапе развития отечественной системы образования актуальна, поскольку сейчас вопрос возвращения трудового воспитания в общеобразовательные школы поднимается на государственном и общественном уровнях.

В советский период общеобразовательные школы накопили значительный историко-педагогический опыт реализации трудового воспитания школьников. Школы исследуемого региона всегда показывали высокие результаты в области трудового воспитания учащихся. Педагогические идеи руководителей школ, передовой опыт организации трудового обучения и воспитания, профориентацион-ная работа со школьниками выходили за пределы отдельных районов и областей. Они внедрялись в практику трудового воспитания в других регионах страны, высоко оценивались на государственном уровне, получали признание среди педагогической общественности. О новаторах и передовиках трудового воспитания из Дедуровской, Ибрагимовской, Краснозвездинской средних школ знали по всей стране, а имена их директоров звучали на самом высоком уровне.

Трудовое воспитание в общеобразовательных школах в течение всего советского периода в истории отечественного образования являлось одним из важных приоритетов в области воспитания подрастающего поколения. В процесс трудового воспитания школьников были вовлечены партийно-государственные органы, комсомольские организации, профсоюзные и другие общественные организации, базовые предприятия, выступавшие в качестве шефов общеобразовательных школ.

Положительные результаты в области трудового воспитания советских школьников наметились в ходе реализации реформы общеобразовательной школы 1984 г. Одна из ее приоритетных задач - улучшение качества трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе, реализация новых подходов в профориентационной работе со школьниками. Для решения данной задачи предусматривалось соединение обучения с производительным трудом непосредственно на предприятиях страны. Важными результатами реформы стало увели-

чение времени трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ и появление базовых предприятий, осуществлявших взаимодействие со школами в области трудового воспитания.

Различные факторы влияли на степень успешности реализации трудового воспитания в школах. Они носили как объективный, так и субъективный характер, поскольку очень многое в правильной постановке трудового воспитания зависело от директоров, педагогических коллективов школ, руководителей базовых предприятий.

Таким образом, для успешности реализации трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ на современном этапе необходимо дальнейшее всестороннее изучение историко-педагогического опыта трудового воспитания в советский период, а также дальнейшее исследование и анализ теории и практики трудового воспитания на примере отдельных регионов страны.

Ключевые слова: историко-педагогический опыт, труд, трудовое воспитание, советская школа, общеобразовательная школа, учащиеся, региональные практики трудового воспитания, Южный Урал.

D. A. Astafyev

LABOR EDUCATION STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE

OF THE 80s XXth CENTURY (BY THE MATERIALS OF THE SOUTHERN URAL)

Abstract. The article presents the results of a study of the historical and pedagogical experience of labor education of students in general education schools in the 80s. 20th century The implementation of labor education and the most successful practices are considered on the example of educational institutions in a number of regions of the Southern Urals (Kurgan, Orenburg and Chelyabinsk). This topic is relevant at the present stage of development of the domestic education system, since now the issue of returning labor education to general education schools is being raised at the state and public levels.

During the Soviet period, general education schools accumulated significant historical and pedagogical experience in the implementation of labor education for schoolchildren. The schools of the studied region have always shown high results in the field of labor education of students. Pedagogical ideas of school leaders, best practices in the organization of labor training and education, career guidance work with schoolchildren went beyond the boundaries of individual districts and regions. They were introduced into the practice of labor education in other regions of the country, were highly appreciated at the state level, and received recognition among the pedagogical community. The innovators and leaders of labor education from Dedurovskaya, Ibragimovskaya, Krasnozvezdinskaya secondary schools were known all over the country, and the names of their directors sounded at the highest level.

Labor education in general education schools during the entire Soviet period in the history of national education was one of the important priorities in the upbringing of the younger generation. Party and state bodies, Komsomol organizations, trade unions and other public organizations, basic enterprises that acted as patrons of general education schools were involved in the process of labor education of schoolchildren.

Positive results in the field of labor education of Soviet schoolchildren were outlined during the implementation of the reform of the general education school in 1984. One of its priorities is to improve the quality of labor education and training in the general education school, and the implementation of new approaches in career guidance work with schoolchildren. To solve this problem, it was planned to combine training with productive labor directly at the country's enterprises. An important result of the reform was an increase in the time for labor training of students in general education schools and the emergence of basic enterprises that interacted with schools in the field of labor education.

Various factors influenced the degree of success in the implementation of labor education in schools. They were both objective and subjective, since a lot of things in the correct formulation of labor education depended on directors, teaching staff of schools, and heads of basic enterprises.

Thus, for the successful implementation of labor education of students in general education schools at the present stage, it is necessary to further comprehensively study the historical and pedagogical experience of labor education in the Soviet period, as well as further research and analysis of the theory and practice of labor education on the example of individual regions of the country.

Keywords: historical and pedagogical experience, labor, labor education, Soviet school, secondary school, students, regional practices of labor education, South Urals.

Введение. Советский период в истории отечественного образования характеризуется значительными достижениями в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. Действительно, помимо реализации образовательных задач, руководство общеобразовательных учреждений и педагогические коллективы должны были заниматься патриотическим, нравственным, эстетическим, физическим, трудовым воспитанием школьников. Сейчас, когда современное российское образование оказалось в ситуации необходимости перестройки, формирования новых

ориентиров и векторов развития, обращение к советскому опыту, анализу его успешных практик, является, безусловно, необходимым.

В ноябре 2022 г. спикер Государственной Думы Вячеслав Володин заявил о необходимости разработки законопроекта, который бы регулировал вопросы трудового воспитания в школах. Как подчеркнул спикер, необходимо привить школьникам трудолюбие и уважение к труду. «Что касается трудового воспитания и отношения к труду - если будет другое отношение к труду, будет другое отношение и к физике, и к математике, и к иностранным языкам, и

ко многому другому. Ребенок будет расти другим, гармония придет. А так - потребитель он», - отметил Во-лодин4.

Тем самым вопрос трудового воспитания стоит на повестке дня, к нему обращаются представители государственной власти, профильных министерств, представители педагогической науки и общественности. Отношение населения к возвращению в школы трудового воспитания пока неоднозначно. Как отметила председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова, у родителей нет единой позиции, однако большинство выступает за трудовое воспитание в стенах образовательных учреждений5.

Данные аспекты определяют актуальность изучения историко-пе-дагогического опыта трудового воспитания в советской школе, в том числе и на материалах отдельных регионов, поскольку региональные практики часто становились успешными, а их достижения и результаты в области трудового воспитания распространялись на всю страну. Подобных примеров в области трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ немало представлено в истории отечественного образования.

Материалы и методы исследования. Цель настоящей работы заключается в том, чтобы рассмотреть

4 Володин предложил разработать законопроект о трудовом воспитании в школах. URL: https://tass.ru/obschestvo.

5 Приучить к труду. URL: https://versia.ru/v-rossijskie-uchebnye-programmy-planiruyut-

историко-педагогический опыт трудового воспитания в советской школе в 80-е гг. ХХ в. на примере общеобразовательных учреждений Южного Урала. Исследуемый регион всегда добивался стабильно высоких результатов в деле трудового воспитания и обучения учащихся, являясь одним из лидеров в РСФСР.

Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы, регламентировавшие трудовое воспитание в советской школе 80-х гг. ХХ в., документы из архивных фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Объединенного государственного архива Оренбургской области (ОГАОО), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), периодические издания, личные воспоминания выпускников школ, научные публикации по вопросам трудового воспитания и обучения.

Хронологические рамки исследования определяются тем, что в 80-е гг. ХХ в. начинается реформирование общеобразовательной школы. Основные предпосылки реформирования общеобразовательной школы закладывались в начале 80-х гг. ХХ в. Итогом стала реализация реформы общеобразовательной школы 1984 г. Одной из ее важных задач выступало повышение качества трудового обучения и воспитания советских

vklyuchit-obshhestvenno-poleznuyu-deyatelnost.

школьников. Основными методами, использованными автором для написания работы, выступили следующие: аналитический, диалектический, историко-педагогический, логический,

Резулътаты исследования. Одни из первых научных работ, посвященные трудовому воспитанию и обучению в школе, появились в период становления нового Советского государства. Ключевые идеи трудового воспитания рассматривались в работах П. П. Блонского [Блонский,

1979], А. В. Луначарского [Луначарский, 1925], С. Т. Шацкого [Шацкий,

1980] и других основоположников советской педагогической мысли. В 20 -30-е гг. ХХ в. вопросы трудового воспитания советских школьников активно поднимались А. Г. Калашниковым [Калашников, 1922], Н. К. Крупской [Крупская, 1930], А. С. Макаренко [Макаренко, 1977] и др.

В последующие годы представители советской педагогической науки постоянно обращались к теме трудового воспитания подрастающего поколения. Это нашло отражение в трудах М. Н. Скаткина [Скат-кин, 1956; Скаткин, 1984], В. А. Су-хомлинского [Сухомлинский, 1982], З. И. Равкина [Равкин, 1959] и др. В советский период издавались периодические журналы, на страницах которых освещались актуальные вопросы трудового обучения и воспитания в общеобразовательной школе, например, «Школа и производство» (Д. А. - журнал издается в настоящее время).

В 80-е - начале 90-х гг. ХХ в. появляется значительное количество

публикаций, которые рассматривали тему соединения обучения и воспитания с производительным трудом и дальнейшее развитие профориента-ционной работы со школьниками [Атутов, 1976; Атутов, 1975; Каль-ней, 1990]. Партийно-государственные органы ставили первоочередной задачей - подготовку квалифицированных рабочих кадров. Общеобразовательная школа играла одну из важных ролей в данном процессе.

Весомый вклад в изучение роли трудового воспитания подрастающего поколения внес известный исследователь К. Ш. Ахияров [Ахия-ров, 1980; Ахияров, 2010], научными интересами которого выступают трудовая политехническая подготовка, профессиональная ориентация учащихся сельских общеобразовательных школ.

Отметим, что для современных исследователей вопрос изучения ис-торико-педагогического опыта трудового воспитания в советской школе является актуальным. Например, Г. Б. Абулкаирова и А. М. Алла-гулов [Абулкаирова, 2019; Абулкаирова, 2021] отмечают наличие некоторых концептуальных противоречий в системе советского трудового воспитания, однако, с их точки зрения, в ней также представлены педагогические идеи, которые являются актуальными для современной теории и практики трудового воспитания.

Реализация трудового воспитания школьников в отдельных советских республиках и регионах страны, раскрывается в научных публикациях М. Х. Абудллоева [Абдуллоев,

2018], Н. Ш. Мугутдиновой совместно с И. А. Суздальцевой [Мугут-динова, 2021], М. В. Соловьяновой [Соловьянова, 2021], Д. В. Сомовой [Сомова, 2015], С. В. Першина и Т. А. Першиной [Першин, 2018] и т. д. Тема трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ в советский период представлена в ряде научных публикаций автора данной статьи [Астафьев, 2005; Астафьев, 2022].

Осуществление практики трудового воспитания в советской школе в 80-е гг. XX в. опиралось на партийные резолюции, решения съездов, пленумов ЦК КПСС, законодательные акты правительства. На XXVI съезде КПСС в 1981 г. партийное руководство определило основные направления развития общеобразовательной школы. Среди них выделялись: повышение качества трудового воспитания и совершенствование подготовки школьников к общественно полезному труду. Следующим шагом стало проведение реформы общеобразовательной школы в 1984 г. Она ставила ряд важных задач, в том числе одна из них заключалась в необходимости улучшения качества трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе, а также реализации новых подходов в профориентационной работе со школьниками.

Для успешного выполнения данной задачи предусматривалось соединение обучения с производительным трудом непосредственно на предприятиях страны. Разработчиками реформы предлагалось увеличить время на общественно-полезный и производительный труд в

учебное и во внеурочное время, а также на трудовую практику. Следствием данного подхода стало появление так называемых базовых предприятий, к которым прикреплялись общеобразовательные школы. Согласно положениям реформы, в этот период произошло увеличение времени на трудовую подготовку учащихся общеобразовательных школ (до 6 часов для всех классов).

В Министерстве просвещения СССР создали Межведомственный методический совет по профессиональной ориентации, на местах организовывались аналогичные советы по трудовому обучению и профориентации, городские и районные комиссии по профориентации, центры профориентации. Вопросы трудового обучения и воспитания рассматривались в ходе заседаний постоянных комиссий по народному образованию областных Советов народных депутатов.

Общеобразовательные школы Южного Урала в исследуемый период показывали высокие результаты в области трудового воспитания учащихся, что отмечалось наградами и медалями на Выставках достижений народного хозяйства (ВДНХ), а в дальнейшем распространением их передового опыта по всей стране.

Примерами такого рода выступали Дедуровская и Ибрагимовская средние школы Оренбургской области, Краснозвездинская, Мехонская, Чашинская средние школы Курганской области и т. д. О них писали на страницах периодических изданий и снимали документальные фильмы [Голубничий, 1987, с. 2; Евстратьева,

1989, с. 2; Мещенинов, 1992, с. 2; Храмов, 1990, с. 57-63].

Н. К. Калугин, директор Де-дуровской средней школы, одним из первых в стране организовал учебно-производственную бригаду и летний лагерь труда и отдыха со звучным названием «Соловьиный дол», основной целью которых являлось последовательное закрепление молодежи в сельской местности. Школьники в этой бригаде занимались растениеводством, животноводством, механизацией. Эта работа шла в тесной связи с колхозом. Дедуровская школа постоянно становилась участником ВДНХ, получала дипломы первой степени и золотые медали, а ее директор Н. К. Калугин в итоге заслужил высокое звание Народного учителя СССР. Замечательный опыт организации трудового обучения и воспитания в Дедуровской средней школе стал широко известен не только в Советском Союзе, но и также в других социалистических странах.

Руководителем Ибрагимовской средней школы А. Д. Трыновым была разработана оригинальная концепция воспитательной работы с учащимися и их родителями «Воспитание на миру», т. е. воспитание детей всем «миром» (Д. А. - сельским сообществом). Ее основная цель - воспитание молодого поколения в традициях и укладе сельской жизни, взаимодействие общеобразовательной школы и села в вопросах трудового воспитания и профессиональной подготовки школьников, формирование практических навыков в области ведения сельского хозяйства, привитие любви к родной земле. По сути, педагогические идеи А. Д. Трынова касались не

только трудового, но и патриотического воспитания учащихся, в них представлен этнопедагогический аспект.

В результате деятельности директора и педагогического коллектива, Ибрагимовская школа в начале 80-х гг. ХХ в. представляла собой школу-комплекс. Она включала в себя детский сад, общеобразовательную школу с пришкольным интернатом, школу искусств, танцевальную и музыкальную школу и изостудию, сельский дом культуры с дискотекой, теннисным и шахматными залами, залом тяжелой атлетики, две библиотеки [ОГАОО, Ф. 371. Оп. 97. Д. 765. Л. 138]. При школе круглогодично функционировала ученическая производственная бригада, а обучающиеся 4-7-х классов работали звеньями на производственных участках совхоза [ОГАОО, Ф. 371. Оп. 97. Д. 765. Л. 139].

Передовой опыт Краснозвез-динской учебно-производственной бригады (в ней были сформированы звенья животноводов, полеводов, механизаторов) Шадринского района Курганской области, одобренный Министерством просвещения

РСФСР, активно перенимался педагогами Алтайского края, Тюменской, Куйбышевской, Пермской, Челябинской областей. Директор школы В. Р. Петровских был удостоен звания «Народный учитель СССР».

Достижения такого рода в области трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ переставали быть только успешной региональной практикой, но и приобретали общесоюзный характер.

Т. М. Савельева - выпускница Краснозвездинской общеобразовательной средней школы в своих воспоминаниях называет В. Р. Петровских «капитан нашего школьного корабля»6. Вот как она пишет о реализации трудового воспитания в родной школе: «В конце непростых восьмидесятых - начале девяностых годов, в эпоху дефицита, в обществе возникла необходимость ведения предпринимательской деятельности, позволяющей безбедно существовать. И в нашей школе, имеющей богатейший опыт трудового воспитания через организацию работы на школьной ферме ученических производственных бригад, Виктор Романович старался научить детей и этому жизненно важному и полезному нововведению. Старшеклассники, научившиеся на уроках труда управлять сельскохозяйственной техникой, по инициативе директора занимались выращиванием и реализацией гречихи. Надо сказать, что этим продуктом школьную столовую в то время они обеспечивали в полной мере. В эти годы собственными силами был построен школьный тир, в котором проходили занятия по начальной военной подготовке»7.

Безусловно, успешность реализации трудового воспитания зависела от многих факторов: хорошей учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений; готовности базовых предприятий взаимодействовать с подшефными школами не

только на формальной основе; заинтересованности и энтузиазме руководителей и педагогического состава школ; поддержки со стороны партийных, профсоюзных, комсомольских организаций.

В тех школах, где успешно сочетались данные факторы, удавалось достигать высоких результатов в деле трудового воспитания школьников. Например, на базе ряда средних школ Курганской области: Варга-шинской, Краснозвездинской, Само-хваловской, Бариновской и др. удалось фактически создать целые политехнические комплексы.

В 1984 г. Советом министров СССР принято «Положение о базовом предприятии общеобразовательной школы» [Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1984. № 33. с. 2-9]. Базовые предприятия имели право безвозмездно передавать школе оборудование, инвентарь и материалы, необходимые для трудового обучения школьников. Они оказывали помощь в оборудовании мастерских, кабинетов механизации сельского хозяйства и животноводства. Совместная деятельность общеобразовательной школы и базового предприятия закреплялась путем заключения между ними договоров о содружестве. Они заключали такой договор на 5-летний срок, а затем могли его продлять. Следует отметить, что, как показывала практика, ряд предприятий не был заинтересован подобным шеф-

6 Народные учителя Зауралья. Воспомина-

ния выпускницы Т. М. Савельевой о В. Р. Петровских. 2014 г. URL: http://wikikurgan.ru.

7 Там же. URL: http://wikikurgan.ru.

ством, тем самым связь школы и производства оставалась формальной, что создавало определенные проблемы в реализации трудового воспитания школьников.

Базовые предприятия закрепляли за подшефными школами земельные участки, лесопосадки, лесопитомники. Хорошо была поставлена работа по взаимодействию базовых предприятий и общеобразовательных учреждений в Бузулукском районе Оренбургской области. В объединении «Бузулукский бор» до 40 % производственного плана выполняли учащиеся Боровой средней школы Бузулукского района Оренбургской области [ОГАОО, Ф. 1560. Оп. 54. Д. 14. Л. 147]. Ежегодно на Бузулук-ской мебельной фабрике в летние месяцы самостоятельно работали 50-60 учащихся [ОГАОО, Ф. 1560. Оп. 54. Д. 14. Л. 148]. В каждом общеобразовательном учреждении Бузулукского района разрабатывалась и реализо-вывалась программа включения учащихся 1-10-х классов в общественно производительный труд [ОГАОО, Ф. 1560. Оп. 54. Д. 14. Л. 81].

В г. Бузулуке и Бузулукском районе Оренбургской области существовала отработанная практика заключения договоров между общеобразовательными школами и базовыми предприятиями на производство посылочных ящиков, выполнение несложных швейных операций, изготовление штукатурно-малярного инструмента, сборку элементов сантехнического оборудования, изготовление деталей для ремонта сельхозтехники [ОГАОО, Ф. 1560. Оп. 54. Д. 14. Л. 82]. Учащиеся известной Ибрагимовской средней школы -

школы-комплекса Кувандыкского района Оренбургской области на занятиях по общественно полезному труду выполняли заказы базового предприятия (детали для жаток, деревянные подшипники, скамейки, молотки) [ОГАОО, Ф. 371. Оп. 97. Д. 765. Л. 139].

В документах Бугуруслан-ского районного совета Оренбургской области отмечалась «положительная работа Кирюшкинской средней школы и базового предприятия колхоза «Дружба», Советской средней школы и совхоза «Северный», Елатамской средней школы и колхоза «Красное знамя» [ОГАОО, Ф. 371. Оп. 37. Д. 16. Л. 97].

Аналогичные примеры успешного сотрудничества школ и базовых предприятий значительно представлены на Южном Урале. Двухстороннее сотрудничество общеобразовательных школ и базовых предприятий развивалось очень хорошими темпами. Показательны в этом плане - учебно-производственный комбинат Челябинского металлургического комбината, на производственных участках которого обучались 1500 учащихся, завод «Гидропресс», кожевенно-обувное объединение «Урал», Орское швейное объединение, колхоз им. Кирова Октябрьского района в Оренбургской области и др. В общей сложности в конце 80-х гг. XX. в г. Челябинске на 4-х промышленных предприятиях организовали 40 производственных участков (более 700 рабочих мест) и учебно-производственный цех по 4-м строительным профессиям [ОГАЧО, Ф. 288. Оп. 201. Д. 1170. Л. 39].

В Оренбургской области завод «Металлист» активно взаимодействовал в области трудового воспитания с общеобразовательной школой № 24 г. Оренбурга. Результат - организация на базе завода производственного участка и учебного класса по электротехническим работам, в школе функционировал кабинет профориентации, были переоборудованы школьные мастерские, приобретались швейные машины, станки, верстаки, организовывалось соревнование «Цех - класс», «Завод -школа». Школа работала в тесном содружестве со средним профессиональным техническим училищем № 41 (СПТУ-41) и учебно-производственным комбинатом. В профориен-тационной работе со школьниками широко использовался школьный музей им. Ваана Терьяна [ОГАОО, Ф. 7632. Оп. 27. Л. 13].

К середине 80-х гг. XX в. за каждой общеобразовательной школой закреплялись базовые хозяйства, было выделено более 4 тыс. рабочих мест для учащихся, организована профессиональная подготовка

школьников по массовым рабочим профессиям [ГАРФ, Ф. А-259. Оп. 48. Д. 4684. Л. 65]. В исследуемый период в Оренбургской области была хорошо отлажена совместная работа управления сельского хозяйства и отделов народного образования по вопросам реализации реформы общеобразовательной школы. Разрабатывались совместные мероприятия, в отделе кадров управления сельского хозяйства определялись специалисты для постоянной связи с областным отделом народного образования.

Выпускники школ того времени в своих воспоминаниях позитивно отзываются о практике трудового воспитания в годы их обучения, приобретенном опыте, поскольку учащиеся не только работали, но и проводили время вместе, участвовали в различных мероприятиях, отдыхали, веселились, встречались с интересными людьми, участвовали в художественной самодеятельности и т. д.

Например, выпускница Садовской средней школы Кетовского района Курганской области Данилова Наталья Владимировна так вспоминала о времени, проведенном в учебном производственном лагере «Дружба»: «Подъем был в 8:00, детей кормили вкуснейшим завтраком, и до обеда они работали. На полях «ОПХ Садовое» пололи грядки, собирали вредителей, собирали и сушили лекарственные травы, далее был обед. После него сон-час, потом какое-либо мероприятие, но иногда к детям приезжали гости, были даже делегации из других стран. На ее смене приезжали иностранцы из Эфиопии, это было очень интересно, увлекательно. Ездили в город на какие-либо экскурсии. После был ужин, далее дискотека. После нее лагерь погружался в сон, и наступала теплая летняя ночь.

К каждому классу были прикреплены по два учителя. Жили в домиках по 12-15 человек, мальчики в одном, а девочки в другом. Атмосфера всегда стояла дружеская, наполненная смехом, весельем. Была очень развита взаимовыручка, за время смены ребята только улучшали свои отношения друг с другом. А жизнь в лагере, конечно же, кипела.

Купались в речке, пели песни у костра. Смены обычно начинались с начала месяца, ученики седьмых и восьмых классов находились три недели в лагере, а обучающиеся старшей школы проводили там около полутора месяцев, по субботам можно было ходить домой»8.

Конечно, существовали и определенные трудности в организации трудового воспитания в общеобразовательных школах. Например, в информационной справке Бузулукского городского комитета КПСС отмечалось: «База профессиональной подготовки старшеклассников в большинстве школ слабая, мастерские ряда школ оборудованы плохо, не оснащены ручными инструментами, наглядными пособиями. Безвозмездная передача сельхозтехники базовыми предприятиями средним школам осуществляется медленно» [ОГАОО, Ф. 1560. Оп. 54. Д. 14. Л. 29].

В ряде районов Оренбургской области отсутствовали учебные тракторы, агрегаты, приборы для проведения занятий и почти не увеличивалось количество стационарных лагерей труда и отдыха [РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 153. Д. 1014. Л. 90]. Согласно документам районного исполнительного комитета, в Кваркенском районе Оренбургской области не выполнялось постановление Совета Министров СССР № 928 «Об утверждении положения о базовом предприятии общеобразовательной школы» в части направления специалистов для

профессионального обучения учащихся. Они получали только профессию тракториста-механизатора, несмотря на то, что район испытывал острую потребность в специалистах и других рабочих профессий [ОГАОО, Ф.371. Оп.97. Д.768. Л. 76].

Однако, несмотря на определенные сложности в организации трудового воспитания, наличие проблем во взаимодействии с базовыми предприятиями, в целом профессиональное обучение в конце 80-х гг. XX в. прошли около 80 тыс. учащихся старших классов общеобразовательных школ Оренбургской области более чем по 100 профилям, сельскохозяйственные специальности приобрели более 5 тыс. учащихся средних школ [ОГАОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 768. Л. 153].

Аналогичные достижения в области трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ наблюдались в и других областях Южного Урала. Это находило отражение в увеличении количества обучающихся, получающих рабочие и сельскохозяйственные специальности, укреплении учебно-материальной базы школ, расширении практики заключения договоров с базовыми предприятиями, открытии новых кабинетов и мастерских для обучения школьников (кабинетов автодела, ручного труда, механизации сельского хозяйства, мастерских технологии и обслуживающего труда).

8 Трудовое воспитание и обучение в школах Курганской области URL:

http: //wikikurgan.ru.

Обсуждение результатов исследования. Глобальные вызовы, стоящие перед нашим государством в настоящий момент, касаются и всей системы образования. Актуальная повестка сейчас - это сохранение и укрепление системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, широкое развитие патриотического воспитания, формирование исторической памяти современных школьников и студентов, возвращение в школы трудового воспитания.

Полученные результаты исследования показывают, что на протяжении всего советского периода отечественной истории, и, соответственно, заявленных в работе хронологических рамок (80-е гг. XX в.), реализация качественного и эффективного трудового воспитания выступала одной из приоритетных задач для общеобразовательной школы. Она эффективно решалась во многом благодаря социальному партнерству общеобразовательных школ и предприятий-шефов. Благодаря тесному сотрудничеству между ними и при содействии партийных, комсомольских, профсоюзных организаций удавалось добиваться хороших результатов в трудовом воспитании подрастающего поколения.

Трудовое воспитание является одной из значимых основ, влияющих на дальнейшее развитие отечественной системы образования. Комплексное и всестороннее развитие личности обязательно предполагает приобщение обучающегося к труду. Конечно, необходимо учитывать, что правильное отношение к труду сформируется только в том случае, если в

процессе трудового воспитания будут задействованы не только педагоги и руководители школ, но и представители семьи школьника. Тем самым, представляется необходимым расширение работы органов образования, педагогической общественности, коллективов школ по формированию правильного представления о трудовом воспитании среди населения страны.

Заключение. Таким образом, общеобразовательные школы Южного Урала в 80-е гг. XX в. накопили значительный опыт в области трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ. Постановка трудового воспитания вышла на новый уровень, происходило укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений, во многом благодаря тесной связи с базовыми предприятиями, выступавшими в качестве шефов, улучшалось качество профессиональной подготовки выпускников. Успешные региональные практики трудового воспитания учащихся в итоге получали признание на общесоюзном уровне и даже за его пределами - в странах социалистического лагеря.

Конечно, трудовое воспитание не должно становиться основным приоритетом в воспитательном процессе. Наилучший эффект мы можем получить только в сочетании с качественной образовательной подготовкой, целенаправленным нравственным, духовным, эстетическим, патриотическим воспитанием обучающегося, поскольку только в этом случае результатом станет формирование образованной, гармонично раз-

витой личности. Вопрос возвращения трудового воспитания в современную школу сейчас постоянно поднимается для обсуждения. Это говорит нам о необходимости дальнейшего всестороннего изучения исто-рико-педагогического опыта советского периода.

Список литературы

1. Абдуллоев, М. Х. Из истории трудового воспитания в школах советского Таджикистана (1959-1970 гг.) / М. Х. Абдуллоев. - Текст : непосредственный // Историк. - 2018. - N° 2(14). - С. 3-12.

2. Абулкаирова, Г. Б. Проблема трудового воспитания обучающихся в советской школе в 1920-1930 гг. / Г. Б. Абулкаирова, А. М. Аллагулов.

- Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2.

3. Абулкаирова, Г. Б. Трудовое воспитание советских школьников в 1917-1941 гг. / Г. Б. Абулкаирова, А. М. Аллагулов. - Текст : непосредственный // Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А. С. Макаренко в современных социальных проектах : Сборник научных трудов Всероссийской с международным участием конференции, Екатеринбург, 29 марта 2019 года / Научные редакторы М. В. Богуславский, Т. С. Дорохова.

- Екатеринбург: [б. и.], 2019. - С. 1620.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Астафьев, Д. А. Повседневная жизнь сельской школы в советский период (на примере Троицкой школы Бузулукского района Оренбургской области) / Д. А. Астафьев. -Текст : непосредственный // Вестник

Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2022. -№ 1(41). - С. 58-69.

5. Астафьев, Д. А. Трудовая подготовка учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг. / Д. А. Астафьев. - Текст : непосредственный // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2005. - № 2(6). - С. 109-112.

6. Атутов П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников. - Москва : Педагогика, 1976. -192 с. - Текст : непосредственный.

7. Атутов, П. Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. - Москва : Просвещение, 1985. - 128 с. - Текст : непосредственный.

8. Ахияров, К. Ш. Трудовое воспитание в сельской школе (вопросы теории и практики) / К. Ш. Ахияров. Уфа : Башкирское книжное издательство, 1980. - 126 с. - Текст : непосредственный.

9. Ахияров, К. Ш. Школа и труд / Акад. наук Республики Башкортостан, Отд-ние гуманитарных наук, Уральское отд-ние Российской акад. образования, Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы, Респ. отд-ние Пед. о-ва Российской Федерации / К. Ш. Ахияров. - Уфа : Гилем, 2010. - Текст : непосредственный.

10. Блонский, П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т. 1 / под ред. А. В. Петровского / П. П. Блон-ский. - Москва : Педагогика, 1979. -304 с. - Текст : непосредственный.

11. Голубничий, А. Останется правофланговой (Ибрагимовка) / А. Голубничий. - Текст : непосредственный. // Южный Урал. - 1987. -24 марта.

12. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-259. Оп. 48. Д. 4684.

13. Евстратьева, С. Работать труднее, но интереснее (Ибраги-мовка) / С. Евстратьева. - Текст : непосредственный. // Новый путь. -1989. - 23 февраля.

14. Калашников, А. Г. Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего / А. Г. Калашников. - Москва : Гос. Изд-во, 1922. - 78 с. - Текст : непосредственный.

15. Кальней, В. А. Трудовая подготовка школьников и ее приоритетные направления / В. А. Кальней. - Текст : непосредственный // Советская педагогика. - 1990. - № 2. - С. 22-25.

16. Крупская Н. К. Народное образование и демократия / Н. К. Крупская. - Москва ; Ленинград : Работник просвещения, 1930. - 158 с. -Текст : непосредственный.

17. Луначарский, А. В. Проблемы народного образования: сб. статей / А. В Луначарский. - Москва : Работник просвещения, 1925. - 224 с. - Текст : непосредственный.

18. Макаренко, А. С. Трудовое воспитание: сб. / А. С. Макаренко. -Минск : Нар. асвета, 1977, 256 с. -Текст : непосредственный.

19. Мещенинов, Ю. Робинзонада капитана школы (Дедуровка) / Ю. Мещенинов. - Текст : непосредственный. // Южный Урал. - 1992. -19 декабря.

20. Мугутдинова, Н. Ш. Трудовое обучение и воспитание школьников Дагестана в годы Великой Отечественной войны / Н. Ш. Мугутди-нова, И. А. Суздальцева. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. - 2021. - № 1. - С. 133-146.

21. Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. 371. Оп. 97. Д. 765.

22. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 288. Оп. 201. Д. 1170.

23. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 37. Д.

16.

24. ОГАОО. Ф. 1560. Оп. 54.

Д. 14.

25. ОГАОО. Ф. 1560. Оп. 54. Д.

14.

26. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 97. Д.

765.

27. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 97. Д.

768.

28. ОГАОО. Ф. 7632. Оп. 27. Д.

27.

29. Першин, С. В. Проблема трудового обучения и привлечение школьников к сельскохозяйственным работам в мордовской АССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. / С. В. Першин, Т. А. Першина. -Текст : непосредственный. // Экономическая история. - 2018. - Т. 14. -№ 4. - С. 390-403.

30. Положение о базовом предприятии общеобразовательной школы от 30 августа 1984 г. № 928 //

Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. -1984. - № 33. - С. 2-9.

31. Равкин, З. И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг. / под ред. проф. П. Н. Шимбирева / З. И. Равкин. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 275 с. - Текст : непосредственный.

32. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 153. Д. 1014.

33. Скаткин, М. Н. Политехническое обучение на современном этапе развития школы / М. Н. Скат-кин. - Москва : Знание, 1956. - 24 с. - Текст : непосредственный.

34. Скаткин, М. Н. Трудовое воспитание и профориентация школьников / М. Н. Скаткин, Э. Г. Костяшкин. - Москва : Просвещение, 1984. - 191 с. - Текст : непосредственный.

35. Соловьянова, М. В. Становление единой трудовой школы в России в 1918-1922 годы (по материалам Государственного архива Курской

области) / М. В. Соловьянова. - Текст : непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. -2021. - Т. 11. - № 5. - С. 274-282.

36. Сомова, Д. В. Трудовое воспитание в советской школе 1920-х гг. (по материалам Нижегородского края) / Д. В. Сомова. - Текст : непосредственный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - ^ 5. - С. 26-30.

37. Сухомлинский, В. А. О воспитании. 4-е изд. / В . А. Сухомлин-ский. - Москва : Политиздат, 1982. -270 с. - Текст : непосредственный.

38. Храмов, В. Между Европой и Азией (о проблемах развития школ, Дедуровская средняя школа и школа № 35 г. Оренбурга) / В. Храмов. -Текст : непосредственный. // Народное образование. - 1990. - № 9.

39. Шацкий, С. Т. Советская школа, ее теория и практика // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2 / С. Т. Шацкий. - Москва : Педагогика, 1980. - 414 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.