Трудовая подготовка учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг.
Д. А. Астафьев, аспирант, ОренбургскийГАУ
В 1980-е гг. в общеобразовательной подготовке учащихся значительное внимание уделялось трудовому обучению и воспитанию. В сельской местности трудовая подготовка реализовывалась преимущественно на базе
школьных учебных кабинетов автодела, механизации сельского хозяйства, основ животноводства, а также в сельских межшкольных учебно-производственных комбинатах. Полученные знания и умения закреплялись в процессе производительного труда в ученических производственных бригадах, школьных лесни-
чествах, а также на предприятиях агропромышленного комплекса.
В Оренбургской области в 1980—1981 учебном году в 500 средних школах (из 527) велась углубленная трудовая подготовка учащихся 9— 10 классов, в том числе в 347 (из 365) сельских школах[1]. В результате, более 90% выпускников сельских средних школ вместе с аттестатом получили свидетельства о приобретенной в школе специальности: тракториста 3-го класса, механизатора-животновода, оператора машинного доения, шофера и т.д. В 1980 г. насчитывалось 500 кабинетов тракторного дела, приобретено свыше 800 комплектов учебного оборудования для кабинетов сельскохозяйственных машин, открыто около 100 кабинетов профориентации, 500 кабинетов обслуживающего труда.
В этот период шла профессионализация общеобразовательной школы, и полное среднее образование стало рассматриваться как базовое для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов. 30 августа 1984 г. Советом Министров СССР было принято постановление №928 «Об утверждении положения о базовом предприятии общеобразовательной школы». Согласно «Положению о базовом предприятии общеобразовательной школы» предприятие имело право безвозмездно передавать школе оборудование, инвентарь и материалы, необходимые для обучения школьников, оснащения мастерских, учебных лабораторий и кабинетов.
Базовые предприятия оказывали помощь школам в оборудовании мастерских, кабинетов механизации сельского хозяйства и животноводства, а для организации трудового воспитания и обучения учащихся за средними и восьмилетними школами закрепили земельные участки, лесопосадки, лесопитомники. К примеру, в объединении «Бузулукский бор» до 40% производственного плана выполняли учащиеся Боровой средней школы Бузулукского района[2].
В 1985 г. в выступлении на сессии Бугурусланс-кого районного Совета отмечалась «положительная работа Кирюшкинской средней школы и базового предприятия колхоза «Дружба», Советской средней школы и совхоза «Северный», Елатамской средней школы и колхоза «Красное знамя»[3]. Эти предприятия не только способствовали укреплению материально-технической базы школ, но и содействовали трудовой подготовке и профориентации школьников.
В числе лучших в деле производственного обучения и профессиональной ориентации в 1980-е годы в Оренбургской области оставались Ибрагимовская средняя школа Кувандыкско-го, Ивановская и Дедуровская средние школы Оренбургского района. По инициативе дирек-
тора Дедуровской школы Н. К. Калугина педагогический коллектив и работники колхоза совместно разработали целостную систему по воспитанию у учащихся трудолюбия и подготовки молодежи к крестьянскому труду. Об успешной работе школы по закреплению молодежи на селе неоднократно рассказывалось в прессе, а в 1988 г. была выпущена книга Н. К. Калугина «Золотые зерна дружбы», в которой директор школы делился опытом работы по организации трудового воспитания, обучения и профессиональной подготовки школьников. Приобщение детей к труду в Дедуровке начиналось еще в семье, детском саду с привития навыков по уходу за домашними животными, комнатными растениями. Затем в школе учащиеся, наряду с общеобразовательной подготовкой, получали массовые сельскохозяйственные профессии.
В Дедуровской школе с помощью колхоза создали комплекс трудового обучения, состоящий их кабинетов механизации сельского хозяйства и животноводства, мастерских по обработке металла и древесины, пришкольного учебно-опытного участка (2 га), земельного участка ученической бригады (100 га). Одновременно для организации производственной деятельности учащихся использовались колхозные ремонтные мастерские, животноводческий комплекс, слесарная мастерская. Наличие такого комплекса давало возможность в 8—9 классах осуществлять трудовое и профессиональное обучение учащихся по шести профессиям: тракторист-машинист 3-го класса, оператор машинного доения, водитель автомобиля, швея, слесарь-станочник, слесарь-плотник.
Значительный интерес представляет также опыт работы Ибрагимовской школы-комплекса. Для интенсивного решения задач трудового обучения учащихся на производственных участках хозяйства организовали кабинеты основ животноводства, сельскохозяйственной техники и техники безопасности, автодела. Директор Ибрагимовской средней школы А. Д. Трынов разработал собственную систему воспитательной работы со школьниками и их родителями «На миру». Ее суть — в воспитании высокой духовности и нравственности на основе сложившихся традиций сельского уклада жизни.
Ребята 1—3 классов и старшей группы детского сада Ибрагимовской средней школы входили в трудовое объединение «Золотой колосок», где выполняли посильную для их возраста работу по самообслуживанию в школе, детском саду, а в летнее время трудились на пришкольном участке[4]. Учащиеся средних и старших классов объединялись в ученическую производственную бригаду, действующую по круглогодичному циклу. Учащиеся 4—7 классов работали звеньями на производственных участках сов-
хоза. На уроках общественно-полезного труда школьники выполняли заказы базового предприятия, изготавливая детали для жаток, деревянные подшипники, скамейки, молотки и т.д.
Естественно, в развитии трудового обучения в 1980-е годы, несмотря на положительные достижения и успехи, существовали и определенные недочеты: выбор профиля обучения нередко делался без учета потребностей в кадрах по данной специальности базового хозяйства, медленно осваивались индивидуальные профили обучения. База профессиональной подготовки старшеклассников в большинстве школ была слабая, мастерские зачастую плохо оборудовались, не оснащались ручными инструментами, наглядными пособиями, передача сельхозтехники базовыми предприятиями реализовывалась непостоянно, техника не всегда была исправной и пригодной для работы.
К примеру, в справке о работе Ясненского горкома по трудовому обучению молодежи за 1983 г. говорится о том, «что во всех школах нет полного набора сельхозтехники и помещений для ее хранении, ученические производственные бригады созданы формально, не способствуют развитию хозяйственного и экономического мышления учащихся. В сельских школах нет лагерей труда и отдыха, и не во всех школах созданы кабинеты и уголки профори-ентации»[5]. В Кваркенском районе не выполнялось постановление Совета Министров СССР от 30.08.84 г. №928 «Об утверждении положения о базовом предприятии общеобразовательной школы» в части направления специалистов для профессионального обучения учащихся.
В 1988 г. из хозяйств лишь совхоз имени Кирова производил оплату мастеру производственного обучения, работающему со школьниками[6].
С 1987 г. углубленная трудовая подготовка по сельскохозяйственным профессиям проводилась в Ибрагимовской средней школе Куван-дыкского, Воронежской — Гайского районов («тракторист-машинист 3-го класса»), Караванной Оренбургского района («оператор машинного доения коров»). В 650 средних школах области и 15 межшкольных учебно-производственных комбинатах организовали профессиональное обучение 77851 учащихся старших классов более чем по 100 профилям, для которых оборудовали 31571 рабочее место, в том числе 1235 — с помощью базовых предприятий города и села. В 392 из 482 сельских средних школ были оснащены кабинеты механизации сельского хозяйства, 343 кабинета профориентации. В 1587 школах оборудовали 2305 типов различных мастерских, в том числе 631 учебную мастерскую для начальных классов.
В 1989 г. получили сельскохозяйственную специальность 5213 учащихся средних школ, из
них основы агрономии и тракторы — 3255, животноводства и механизации животноводческих ферм — 1545 человек[7]. По данным за 1989 г., в сельском хозяйстве остались работать 28,8% выпускников^], а в 1980 г. эта цифра составляла 21,9%, то есть наблюдалась тенденция к увеличению числа учащихся, которые оставались работать в родных хозяйствах. Соответственно, можно говорить о том, что профориентационная работа давала свои положительные результаты.
К концу 1980-х гг. интерес к вопросам профориентации в школе упал, связано это было с нехваткой квалифицированных кадров для этой работы, отсутствием или недостаточной материальной базой, падением интереса или возможностей предприятий. Отсутствие индивидуального подхода в работе с учащимися, невостре-бованность квалифицированных кадров сводили на нет профориентационную работу.
Но нельзя говорить о том, что трудовое обучение и профессиональная ориентация исчезли в 1990-е гг., несмотря на объективные проблемы и трудности. В это время общеобразовательные учреждения утратили возможность организации трудовой практики школьников на предприятиях. Полностью прекратилась или значительно снизилась материально-техническая помощь со стороны предприятий. Тем не менее, в 1990 г. в школах Оренбургской области было 562 кабинета ручного труда, 1245 мастерских, 15 межшкольных учебно-производственных комбинатов, а за школами закреплено 819 базовых предприятий. В некоторых территориях области часть учащихся 8-х классов перевели на трудовую подготовку в УПК, учебные цеха базовых предприятий.
В начале 1990-х гг. в Переволоцком, Гайском, Кувандыкском, Соль-Илецком районах делались попытки перехода на индивидуальную профессиональную подготовку в малокомплектных сельских школах, в Красногвардейском районе 68 старшеклассников обучались по индивидуальным профилям. В этих районах оплату за персональное обучение учащихся взяли на себя советы агропромышленных формирований, и постепенно формировалось направление на организацию политехнических комплексов.
В середине 1990-х гг. в учебные планы образовательных учреждений начинает включаться новый предмет — «Технология», который должен был заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях. По желанию учащихся и их родителей предоставлялась возможность получения профессии в рамках учебных предметов, практикумов, факультативов.
Учитывая сельскохозяйственную направленность социально-экономического развития на-
шей области, в 1993—1994 учебном году создали 6 сельских школ-колледжей в Кувандыкском, Гайском районах. В этих учебных заведениях, наряду с общеобразовательной подготовкой, преподавались такие предметы, как агрономия, экономика сельского хозяйства. Эти дисциплины закладывали основы профессиональной подготовки фермеров.
В Кувандыкском районе большая часть общеобразовательных школ ориентировалась на раннюю профессиональную подготовку школьников и углубленное изучение предметов естественного и физико-математического цикла. Подобные общеобразовательные учреждения получили название аграрных школ. Директор Оренбургского института усовершенствования учителей Н. К. Зотова определила аграрные школы как «особый тип школ, свойственный Оренбуржью. Они привязаны к земле и готовят, воспитывают людей, способных на ней работать»[9].
В 1990-е гг. продолжила свое плодотворное развитие небезызвестная Ибрагимовская средняя агрошкола. Девиз этого учебного учреждения — «Без родной земли нет родной судьбы». Выпускники этой школы сдавали экзамены и получали квалификационные свидетельства по следующим профессиям: юноши — тракторист-машинист, водитель, сварщик и токарь, а девушки — швея и оператор машинного доения. Учебный процесс осуществляется на базе производственно-технического комплекса базового хозяйства, где оборудованы учебные классы по изучению правил дорожного движения, техники безопасности, сельскохозяйственных машин, животноводства и т.д. При Ибрагимовской школе также функционирует Центр довузовской подготовки, созданный совместно с Оренбургским аграрным университетом, на специальности сельскохозяйственного профиля которого ежегодно поступают более 20 его выпускников.
В 1999—2000 учебном году допрофессиональ-ная и профессиональная подготовка ребят старших классов осуществлялась в 764 школах области (63,2% от общего количества основных и средних школ). Количество школьников в них составляло 54,4 тыс. человек, из них 22,6 тыс. человек — учащиеся 10—11 классов. Около 50% учащихся осваивали профессии отраслей «сельское хозяйство», «жилищно-коммунальное хозяйство», «непроизводственные виды бытового обслуживания населения». Согласно распоряжению главы администрации Оренбургской области №321 от 9 апреля 1999 г. «О развитии учебно-производственной деятельности в школах
области» во всех районах им выделялись земельные участки. Общий земельный фонд сельских школ в 2000 г. составлял 13,8 тыс. га, а 1205 общеобразовательных учреждений из 1534 имели учебно-опытные участки[10]. Однако существуют и проблемы с техникой, которая была передана сельским школам базовыми хозяйствами, так как она постепенно приходит в негодность, а на приобретение новой нет средств. Поэтому некоторые школы просто вынуждены отдавать закрепленную за ними землю в аренду хозяйствам.
Профессиональная подготовка учащихся в 1999—2000 учебном году реализовывалась в учебных мастерских общеобразовательных школ (72,9%), в межшкольных учебных комбинатах (22,9%), в учебных цехах и участках предприятий и организаций (3%), в школьных и меж-школьных учебно-производственных мастерских, на базе учебных заведений начального профессионального образования (1,2 %)[11]. Квалификационные экзамены по итогам учебного года сдали 4,2 тыс. учащихся 11 классов, в том числе по профессиям отраслей сельского хозяйства — 1,6 тыс. (38,1%).
Таким образом, органы образования Оренбургской области в 1980—1990-е гг. накопили существенный опыт в области трудового обучения и воспитания учащихся. В 1980-е гг. трудовое обучение зачастую начинало доминировать над общеобразовательной подготовкой учащихся. В 1990-е гг. в связи с резким падением производства развернутая система профессиональной подготовки учащейся молодежи оказалась во многом невостребованной, и значительное количество сельских школ самостоятельно исключили из учебных планов трудовую подготовку по сельскохозяйственным специальностям. Тем не менее, сейчас в Оренбургской области принимаются меры по восстановлению роли трудового обучения и профориентации подрастающего поколения.
Литература
1 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.78. Д.64. Л.65.
2 ЦДНИОО. Ф. 1560. Оп.54. Д.14. Л.147.
3 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.37. Д.16. Л.97.
4 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.765. Л.138.
5 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.83. Д.61. Л.154.
6 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.768. Л.76.
7 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.768. Л.153.
8 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.768. Л.6.
9 Морозов С. Без родной земли — нет большой судьбы // Народное образование. — 1996. — №9. — С.67.
10Подготовка школьников к труду и выбору профессии в школах Оренбуржья // Школа и производство. — 2004. — №7. — С.4. 11Социально-экономическое положение Оренбургской области в 2001 г. / Госкомстат РФ, Оренбургский областной комитет государственной статистики. — Оренбург, 2001. — С.131.