Научная статья на тему 'Трудовая подготовка учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг'

Трудовая подготовка учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Д. А.

Статья посвящена рассмотрению трудовой подготовки учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг. В 1980-е гг. основополагающим направлением решения кадровой проблемы как в целом на Южном Урале, так и в Оренбургской области, было укрепление общеобразовательной школы и ориентация ее выпускников на сельскохозяйственные профессии. В 1990-е гг. положение с трудовым воспитанием ухудшилось в значительной степени из-за социально-экономических перемен в нашей стране. В настоящее время трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся вступают в новый этап своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of pupils of rural general education secondary schools in Orenburg region in 1980-1990 s

The article deals with the problems of professional training in rural general education secondary schools in the Orenburg Region in 1980-1990 s. It is pointed out that in 1980-s the basic trend in solving the above problems in the South Urals in general and in the Orenburg region in particular was the strengthening of general education schools and orientation of rural school-leavers at agricultural professions. In 1990-s the situation with professional education worsened essentially due to socio-economical changes in this country. Today professional education and professional orientation of pupils start a new stage of their development.

Текст научной работы на тему «Трудовая подготовка учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг»

Трудовая подготовка учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг.

Д. А. Астафьев, аспирант, ОренбургскийГАУ

В 1980-е гг. в общеобразовательной подготовке учащихся значительное внимание уделялось трудовому обучению и воспитанию. В сельской местности трудовая подготовка реализовывалась преимущественно на базе

школьных учебных кабинетов автодела, механизации сельского хозяйства, основ животноводства, а также в сельских межшкольных учебно-производственных комбинатах. Полученные знания и умения закреплялись в процессе производительного труда в ученических производственных бригадах, школьных лесни-

чествах, а также на предприятиях агропромышленного комплекса.

В Оренбургской области в 1980—1981 учебном году в 500 средних школах (из 527) велась углубленная трудовая подготовка учащихся 9— 10 классов, в том числе в 347 (из 365) сельских школах[1]. В результате, более 90% выпускников сельских средних школ вместе с аттестатом получили свидетельства о приобретенной в школе специальности: тракториста 3-го класса, механизатора-животновода, оператора машинного доения, шофера и т.д. В 1980 г. насчитывалось 500 кабинетов тракторного дела, приобретено свыше 800 комплектов учебного оборудования для кабинетов сельскохозяйственных машин, открыто около 100 кабинетов профориентации, 500 кабинетов обслуживающего труда.

В этот период шла профессионализация общеобразовательной школы, и полное среднее образование стало рассматриваться как базовое для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов. 30 августа 1984 г. Советом Министров СССР было принято постановление №928 «Об утверждении положения о базовом предприятии общеобразовательной школы». Согласно «Положению о базовом предприятии общеобразовательной школы» предприятие имело право безвозмездно передавать школе оборудование, инвентарь и материалы, необходимые для обучения школьников, оснащения мастерских, учебных лабораторий и кабинетов.

Базовые предприятия оказывали помощь школам в оборудовании мастерских, кабинетов механизации сельского хозяйства и животноводства, а для организации трудового воспитания и обучения учащихся за средними и восьмилетними школами закрепили земельные участки, лесопосадки, лесопитомники. К примеру, в объединении «Бузулукский бор» до 40% производственного плана выполняли учащиеся Боровой средней школы Бузулукского района[2].

В 1985 г. в выступлении на сессии Бугурусланс-кого районного Совета отмечалась «положительная работа Кирюшкинской средней школы и базового предприятия колхоза «Дружба», Советской средней школы и совхоза «Северный», Елатамской средней школы и колхоза «Красное знамя»[3]. Эти предприятия не только способствовали укреплению материально-технической базы школ, но и содействовали трудовой подготовке и профориентации школьников.

В числе лучших в деле производственного обучения и профессиональной ориентации в 1980-е годы в Оренбургской области оставались Ибрагимовская средняя школа Кувандыкско-го, Ивановская и Дедуровская средние школы Оренбургского района. По инициативе дирек-

тора Дедуровской школы Н. К. Калугина педагогический коллектив и работники колхоза совместно разработали целостную систему по воспитанию у учащихся трудолюбия и подготовки молодежи к крестьянскому труду. Об успешной работе школы по закреплению молодежи на селе неоднократно рассказывалось в прессе, а в 1988 г. была выпущена книга Н. К. Калугина «Золотые зерна дружбы», в которой директор школы делился опытом работы по организации трудового воспитания, обучения и профессиональной подготовки школьников. Приобщение детей к труду в Дедуровке начиналось еще в семье, детском саду с привития навыков по уходу за домашними животными, комнатными растениями. Затем в школе учащиеся, наряду с общеобразовательной подготовкой, получали массовые сельскохозяйственные профессии.

В Дедуровской школе с помощью колхоза создали комплекс трудового обучения, состоящий их кабинетов механизации сельского хозяйства и животноводства, мастерских по обработке металла и древесины, пришкольного учебно-опытного участка (2 га), земельного участка ученической бригады (100 га). Одновременно для организации производственной деятельности учащихся использовались колхозные ремонтные мастерские, животноводческий комплекс, слесарная мастерская. Наличие такого комплекса давало возможность в 8—9 классах осуществлять трудовое и профессиональное обучение учащихся по шести профессиям: тракторист-машинист 3-го класса, оператор машинного доения, водитель автомобиля, швея, слесарь-станочник, слесарь-плотник.

Значительный интерес представляет также опыт работы Ибрагимовской школы-комплекса. Для интенсивного решения задач трудового обучения учащихся на производственных участках хозяйства организовали кабинеты основ животноводства, сельскохозяйственной техники и техники безопасности, автодела. Директор Ибрагимовской средней школы А. Д. Трынов разработал собственную систему воспитательной работы со школьниками и их родителями «На миру». Ее суть — в воспитании высокой духовности и нравственности на основе сложившихся традиций сельского уклада жизни.

Ребята 1—3 классов и старшей группы детского сада Ибрагимовской средней школы входили в трудовое объединение «Золотой колосок», где выполняли посильную для их возраста работу по самообслуживанию в школе, детском саду, а в летнее время трудились на пришкольном участке[4]. Учащиеся средних и старших классов объединялись в ученическую производственную бригаду, действующую по круглогодичному циклу. Учащиеся 4—7 классов работали звеньями на производственных участках сов-

хоза. На уроках общественно-полезного труда школьники выполняли заказы базового предприятия, изготавливая детали для жаток, деревянные подшипники, скамейки, молотки и т.д.

Естественно, в развитии трудового обучения в 1980-е годы, несмотря на положительные достижения и успехи, существовали и определенные недочеты: выбор профиля обучения нередко делался без учета потребностей в кадрах по данной специальности базового хозяйства, медленно осваивались индивидуальные профили обучения. База профессиональной подготовки старшеклассников в большинстве школ была слабая, мастерские зачастую плохо оборудовались, не оснащались ручными инструментами, наглядными пособиями, передача сельхозтехники базовыми предприятиями реализовывалась непостоянно, техника не всегда была исправной и пригодной для работы.

К примеру, в справке о работе Ясненского горкома по трудовому обучению молодежи за 1983 г. говорится о том, «что во всех школах нет полного набора сельхозтехники и помещений для ее хранении, ученические производственные бригады созданы формально, не способствуют развитию хозяйственного и экономического мышления учащихся. В сельских школах нет лагерей труда и отдыха, и не во всех школах созданы кабинеты и уголки профори-ентации»[5]. В Кваркенском районе не выполнялось постановление Совета Министров СССР от 30.08.84 г. №928 «Об утверждении положения о базовом предприятии общеобразовательной школы» в части направления специалистов для профессионального обучения учащихся.

В 1988 г. из хозяйств лишь совхоз имени Кирова производил оплату мастеру производственного обучения, работающему со школьниками[6].

С 1987 г. углубленная трудовая подготовка по сельскохозяйственным профессиям проводилась в Ибрагимовской средней школе Куван-дыкского, Воронежской — Гайского районов («тракторист-машинист 3-го класса»), Караванной Оренбургского района («оператор машинного доения коров»). В 650 средних школах области и 15 межшкольных учебно-производственных комбинатах организовали профессиональное обучение 77851 учащихся старших классов более чем по 100 профилям, для которых оборудовали 31571 рабочее место, в том числе 1235 — с помощью базовых предприятий города и села. В 392 из 482 сельских средних школ были оснащены кабинеты механизации сельского хозяйства, 343 кабинета профориентации. В 1587 школах оборудовали 2305 типов различных мастерских, в том числе 631 учебную мастерскую для начальных классов.

В 1989 г. получили сельскохозяйственную специальность 5213 учащихся средних школ, из

них основы агрономии и тракторы — 3255, животноводства и механизации животноводческих ферм — 1545 человек[7]. По данным за 1989 г., в сельском хозяйстве остались работать 28,8% выпускников^], а в 1980 г. эта цифра составляла 21,9%, то есть наблюдалась тенденция к увеличению числа учащихся, которые оставались работать в родных хозяйствах. Соответственно, можно говорить о том, что профориентационная работа давала свои положительные результаты.

К концу 1980-х гг. интерес к вопросам профориентации в школе упал, связано это было с нехваткой квалифицированных кадров для этой работы, отсутствием или недостаточной материальной базой, падением интереса или возможностей предприятий. Отсутствие индивидуального подхода в работе с учащимися, невостре-бованность квалифицированных кадров сводили на нет профориентационную работу.

Но нельзя говорить о том, что трудовое обучение и профессиональная ориентация исчезли в 1990-е гг., несмотря на объективные проблемы и трудности. В это время общеобразовательные учреждения утратили возможность организации трудовой практики школьников на предприятиях. Полностью прекратилась или значительно снизилась материально-техническая помощь со стороны предприятий. Тем не менее, в 1990 г. в школах Оренбургской области было 562 кабинета ручного труда, 1245 мастерских, 15 межшкольных учебно-производственных комбинатов, а за школами закреплено 819 базовых предприятий. В некоторых территориях области часть учащихся 8-х классов перевели на трудовую подготовку в УПК, учебные цеха базовых предприятий.

В начале 1990-х гг. в Переволоцком, Гайском, Кувандыкском, Соль-Илецком районах делались попытки перехода на индивидуальную профессиональную подготовку в малокомплектных сельских школах, в Красногвардейском районе 68 старшеклассников обучались по индивидуальным профилям. В этих районах оплату за персональное обучение учащихся взяли на себя советы агропромышленных формирований, и постепенно формировалось направление на организацию политехнических комплексов.

В середине 1990-х гг. в учебные планы образовательных учреждений начинает включаться новый предмет — «Технология», который должен был заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях. По желанию учащихся и их родителей предоставлялась возможность получения профессии в рамках учебных предметов, практикумов, факультативов.

Учитывая сельскохозяйственную направленность социально-экономического развития на-

шей области, в 1993—1994 учебном году создали 6 сельских школ-колледжей в Кувандыкском, Гайском районах. В этих учебных заведениях, наряду с общеобразовательной подготовкой, преподавались такие предметы, как агрономия, экономика сельского хозяйства. Эти дисциплины закладывали основы профессиональной подготовки фермеров.

В Кувандыкском районе большая часть общеобразовательных школ ориентировалась на раннюю профессиональную подготовку школьников и углубленное изучение предметов естественного и физико-математического цикла. Подобные общеобразовательные учреждения получили название аграрных школ. Директор Оренбургского института усовершенствования учителей Н. К. Зотова определила аграрные школы как «особый тип школ, свойственный Оренбуржью. Они привязаны к земле и готовят, воспитывают людей, способных на ней работать»[9].

В 1990-е гг. продолжила свое плодотворное развитие небезызвестная Ибрагимовская средняя агрошкола. Девиз этого учебного учреждения — «Без родной земли нет родной судьбы». Выпускники этой школы сдавали экзамены и получали квалификационные свидетельства по следующим профессиям: юноши — тракторист-машинист, водитель, сварщик и токарь, а девушки — швея и оператор машинного доения. Учебный процесс осуществляется на базе производственно-технического комплекса базового хозяйства, где оборудованы учебные классы по изучению правил дорожного движения, техники безопасности, сельскохозяйственных машин, животноводства и т.д. При Ибрагимовской школе также функционирует Центр довузовской подготовки, созданный совместно с Оренбургским аграрным университетом, на специальности сельскохозяйственного профиля которого ежегодно поступают более 20 его выпускников.

В 1999—2000 учебном году допрофессиональ-ная и профессиональная подготовка ребят старших классов осуществлялась в 764 школах области (63,2% от общего количества основных и средних школ). Количество школьников в них составляло 54,4 тыс. человек, из них 22,6 тыс. человек — учащиеся 10—11 классов. Около 50% учащихся осваивали профессии отраслей «сельское хозяйство», «жилищно-коммунальное хозяйство», «непроизводственные виды бытового обслуживания населения». Согласно распоряжению главы администрации Оренбургской области №321 от 9 апреля 1999 г. «О развитии учебно-производственной деятельности в школах

области» во всех районах им выделялись земельные участки. Общий земельный фонд сельских школ в 2000 г. составлял 13,8 тыс. га, а 1205 общеобразовательных учреждений из 1534 имели учебно-опытные участки[10]. Однако существуют и проблемы с техникой, которая была передана сельским школам базовыми хозяйствами, так как она постепенно приходит в негодность, а на приобретение новой нет средств. Поэтому некоторые школы просто вынуждены отдавать закрепленную за ними землю в аренду хозяйствам.

Профессиональная подготовка учащихся в 1999—2000 учебном году реализовывалась в учебных мастерских общеобразовательных школ (72,9%), в межшкольных учебных комбинатах (22,9%), в учебных цехах и участках предприятий и организаций (3%), в школьных и меж-школьных учебно-производственных мастерских, на базе учебных заведений начального профессионального образования (1,2 %)[11]. Квалификационные экзамены по итогам учебного года сдали 4,2 тыс. учащихся 11 классов, в том числе по профессиям отраслей сельского хозяйства — 1,6 тыс. (38,1%).

Таким образом, органы образования Оренбургской области в 1980—1990-е гг. накопили существенный опыт в области трудового обучения и воспитания учащихся. В 1980-е гг. трудовое обучение зачастую начинало доминировать над общеобразовательной подготовкой учащихся. В 1990-е гг. в связи с резким падением производства развернутая система профессиональной подготовки учащейся молодежи оказалась во многом невостребованной, и значительное количество сельских школ самостоятельно исключили из учебных планов трудовую подготовку по сельскохозяйственным специальностям. Тем не менее, сейчас в Оренбургской области принимаются меры по восстановлению роли трудового обучения и профориентации подрастающего поколения.

Литература

1 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.78. Д.64. Л.65.

2 ЦДНИОО. Ф. 1560. Оп.54. Д.14. Л.147.

3 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.37. Д.16. Л.97.

4 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.765. Л.138.

5 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.83. Д.61. Л.154.

6 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.768. Л.76.

7 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.768. Л.153.

8 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.97. Д.768. Л.6.

9 Морозов С. Без родной земли — нет большой судьбы // Народное образование. — 1996. — №9. — С.67.

10Подготовка школьников к труду и выбору профессии в школах Оренбуржья // Школа и производство. — 2004. — №7. — С.4. 11Социально-экономическое положение Оренбургской области в 2001 г. / Госкомстат РФ, Оренбургский областной комитет государственной статистики. — Оренбург, 2001. — С.131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.