Научная статья на тему 'Школьное образование Тувы на рубеже 1980-1990-х гг'

Школьное образование Тувы на рубеже 1980-1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / КРИЗИС ОБЩЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУВЫ / SCHOOL / CRISIS OF SOCIETY / EDUCATIONAL REFORM / SYSTEM OF GENERAL EDUCATION OF TUVA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очур Надежда Михайловна

В статье рассмотрены результаты образовательных реформ середины 1980-х гг., на основе источников дана характеристика состояния и развития системы общего образования Тувы на рубеже 1980-1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATION OF TUVA AT THE TURN OF THE 1980 – 1990S

The article considers the results of the educational reforms of the mid 1980s; based on the sources the characteristic of the condition and development of the general education system of Tuva at the turn of the 1980s and 1990s has been presented.

Текст научной работы на тему «Школьное образование Тувы на рубеже 1980-1990-х гг»

УДК 37+371(571.52)+373(571.52)

Очур Надежда Михайловна

аспирантка кафедры отечественной истории Тувинского государственного университета editor@hist-edu.ru

Ochur Nadezhda Mikhailovna

Postgraduate Student of the Department of National History of Tuvan State University editor@hist-edu.ru

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУВЫ НА РУБЕЖЕ 1980-1990-х гг.

SCHOOL EDUCATION OF TUVA AT THE TURN OF THE 1980 - 1990S

В статье рассмотрены результаты образовательных реформ середины 1980-х гг., на основе источников дана характеристика состояния и развития системы общего образования Тувы на рубеже 1980-1990-х гг.

Ключевые слова: школа, кризис общества, образовательная реформа, система общего образования Тувы.

The article considers the results of the educational reforms of the mid 1980s; based on the sources the characteristic of the condition and development of the general education system of Tuva at the turn of the 1980s and 1990s has been presented.

Key words: school, crisis of society, educational reform, system of general education of Tuva.

В середине 1980-х гг. в СССР была создана одна из сильнейших систем образования в мире. Она укрепляла экономическую независимость, осуществляла интеллектуальное самообеспечение страны в условиях ее международной изоляции. Советская система образования предоставляла своим гражданам широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, обеспечивала его массовость и общедоступность. Но длительная командно-административная система привела образовательную сферу к кризису. Она перестала удовлетворять социальноэкономические, культурные и образовательные запросы общества. Падение качества знаний, ослабление воспитательной функции школы, ухудшение психического и физического здоровья учащихся, увеличение правонарушений среди несовершеннолетних, культивирование материальных ценностей среди молодежи привело к снижению социального статуса и престижа образовательной сферы.

Выход из создавшегося положения был только один - радикальное изменение содержания, характера и направления государственной политики в области образования, глубокое и всестороннее реформирование самой образовательной сферы.

В 1984 г. на апрельском Пленуме ЦК КПСС были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [1, с. 34]. Документ сформулировал новую концепцию обучения и воспитания молодежи, ее подготовки к жизни и труду в современных условиях, наметил стратегическую линию партии в области народного образования.

Школьная реформа должна была решить следующие задачи: повышение качества обучения и воспитания; обеспечение высокого уровня преподавания предметов; улучшение вопросов трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников; попытка перехода к всеобщему профессиональному образованию; обеспечение потребностей школьного образования в учительских кадрах, повышение их престижа и материально-бытового положения; укрепление учебно-материальной базы школ. Реформа также вводила одиннадцатилетний срок обучения, устанавливала обучение детей с шестилетнего возраста, в старших классах обязательным было изучение основ вычислительной техники и формирование навыков пользования компьютерами.

Провозглашенные реформой преобразования начали оживлять школу. Реформа в первую очередь внесла изменения в традиционную структуру общеобразовательной школы. Была установлена следующая структура общего среднего и профессионального образования: начальная школа включала 1-4 классы; неполная средняя - 5-9 классы; средняя общеобразовательная - 9-11 классы; профессиональная школа - средние профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.

Обучение детей в школах с шестилетнего возраста стало новым явлением в деятельности образовательных учреждений. Отделы народного образования и школы ответственно подошли к реализации данного вопроса. Так, основным направлением работы отдела народного образования Кызылского района Тувинской АССР стало увеличение набора в первый класс детей шестилетнего возраста и создание условий для их обучения и воспитания. В результате с 265 в 1986 г. до 385 в 1988 г. [2, л. 19] увеличилось количество детей, обучающихся в 1 классах по новой структуре средней школы. Хорошие условия для шестилеток в районе были созданы в

Кок-Тейской и Целинной средних школах и детских садах «Малышок», «Ручеек и «Ромашка». Такие положительные примеры были и в других образовательных учреждениях республики.

Одним из основных направлений реформы стало улучшение трудового воспитания и обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда. В Туве на 1 октября 1989 г. профессиональное обучение велось в 132 общеобразовательных учреждениях с охватом учащихся 11804 чел. Насчитывалось 110 школьных мастерских, 18 межшкольных учебно-производственных комбинатов и 14 учебных цехов [3, л. 135]. Были развиты следующие направления получения профессионального образования: «Сельское хозяйство», «Транспорт и связь», «Промышленность», «Строительство».

В 1985 г. был принят новый Типовой план средней общеобразовательной школы. В новом плане произошло увеличение количества часов на такие учебные предметы, как окружающий мир, этика и психология семейной жизни, основы информатики и вычислительной техники, родной язык и литература, иностранный язык, изобразительное искусство, музыка, физическая культура и трудовое обучение.

Переход на новый учебный план осуществлялось постепенно с 1986 по 1990 гг. В процессе перехода особое внимание уделялось на повышение качества проводимых уроков, на активизацию самостоятельной и творческой работы учащихся, на воспитательную сторону учебного процесса. В учебных программах были отражены последние достижения науки, техники и практики, уточнен объем изучаемых предметов, четко излагались основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечена строгая преемственность обучения и воспитания, усилена мировоззренческая и политехническая направленность, определен оптимальный круг умений и навыков, обязательных для школьников.

Изменение содержания учебного плана отразилось и на деятельности образовательных учреждений. В 1989 г. в 6 школах Тувы продолжился эксперимент по изобразительному искусству, в 2 школах начался эксперимент временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа - микрорайон» по эстетическому воспитанию в условиях городского и сельского микрорайонов. Были открыты 52 класса с углубленным изучением школьных предметов. Ча-данская № 1, Сукпакская, Туранская средние школы стали работать по 11-12 вариантам учебного плана, предусматривающийся выбор предметов самими учащимися [4, л. 115].

Партийные и советские органы стали уделять большое внимание проблемам укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений. Такое отношение стало давать определенные результаты. Например, в Тувинской АССР к началу 1989-1990 уч. г. за счет капитальных вложений было построено и введено в эксплуатацию здания общеобразовательных школ на 2 832 ученических мест. Впервые за десятилетний период был выполнен план по строительству школ на 100% (в 1988 г. на 104%) [5, л. 131].

Но нужно отметить, что многие вопросы школьной реформы 1984 г. не были четким образом проработаны и согласованы партийными и государственными органами. Перестройка школы была инициирована не «снизу», а «сверху», носила принудительный и поверхностный характер, затрагивала лишь отдельные части системы.

К сожалению, в стране не были созданы соответствующие материально-технические, учебно-методические и кадровые предпосылки для преобразований. Создание дополнительных ученических мест шло за счет уплотнения, что привело к увеличению числа учащихся во вторую и третью смены. В Туве 82% школ от общего числа в 1985-1986 уч. г. вели занятия в две-три смены. Только к началу 1990-х гг. этот показатель снизился до 68% [6, с. 92].

Массового перехода к обучению детей с шести лет не произошло. Наибольшее количество обучающихся шестилеток в стране было отмечено в 1990-1991 уч. г. - 785 тыс. чел. [7, с. 71], а со следующего учебного года пошло сокращение этого показателя. В Туве самый большой показатель набора в 1 класс шестилеток приходится на 1988-1989 уч. г. (4 271 чел.), в следующем учебном году цифра была снижена на 159 учащихся [8, л. 15]. Многолетние эксперименты показали, что шестилетние дети при создании определенных условий готовы к систематическому обучению. Однако для проведения учебных занятий, организации питания и отдыха требовались дополнительные площади, а, следовательно - материальные затраты. Таких денег у государства не было.

Ошибкой стала и концепция профессионализации общего среднего образования. Разработчики реформ пытались подменить сложившуюся в стране систему профессиональной подготовки на базе СПТУ и средних специальных учебных заведений, обучением на базе школ и учебно-производственных комбинатов, далеких от реального производства и не имеющих соответствующей материально-технической основы и кадрового обеспечения. Слабая материаль-

ная база школьных мастерских ограничивала возможности трудового обучения. Общеобразовательные школы были оснащены устаревшими станками, поступающее оборудование предназначалось лишь для вновь вводимых зданий. Направляемые в вышестоящие органы заявки систематически не выполнялись. В результате трудовое обучение проводилось формально на бумаге. Например, постоянный производственный труд был организован только в половине школ Тувы. В большинстве учебных заведениях республики не велась работа по созданию подсобных хозяйств, слабо была налажена связь с базовыми предприятиями, профессиональная подготовка велась без учета потребностей в кадрах района и республики. Учебные мастерские в 31% школ республики находились в ветхих, неприспособленных зданиях. В общеобразовательных учреждениях не были отрегулированы вопросы техники безопасности и охраны здоровья детей. Школы медленно внедряли новые формы и методы организации трудовой деятельности.

Политика компьютеризации школы тоже не принесла положительных результатов. Без огромных материальных и финансовых затрат, определенных санитарно-гигиенических условий, специальной подготовки учительских кадров многие школы на начальном этапе реформирования вынуждены были вводить безмашинный, книжный вариант проведения уроков ЭВМ. Так, к началу 1990-1991 уч. г. в Туве насчитывалось 152 школы, из них только 52 имели дисплейные классы [9, л. 28]. Школы не были обеспечены учебной и методической литературой, не хватало учителей информатики, кабинетов. Введенный в старших классах предмет «Основы информатики и вычислительной техники» в большинстве сельских школ республики не проводился.

Реформа должна была обеспечивать образовательные учреждения педагогическими кадрами, поднять престиж учительства и принять меры по улучшению материального и жилищного положения педагогов. Но, к сожалению, изменений не произошло. Так, средняя месячная заработная плата учителя за 1,5 ставки в 1988 г. составила 204 р. при средней зарплате по стране в промышленной сфере 264 р. [10, с. 13]. А в Туве данный показатель был таким: средняя зарплата учителя в 1988 г. составила 170 р., в промышленности - 230 р. [6, с. 14].

Жилищный вопрос по-прежнему оставался наиболее острым в стране. Предоставленное основами жилищного законодательства СССР учителям право получения квартир в первоочередном порядке не выполнялось на практике. В Туве в выделении квартир нуждались 1 800 учительских семей. В 1990 г. из-за неудовлетворительного состояния жилищно-бытовых условий вынуждены были уехать за пределы республики или перейти в другие отрасли народного хозяйства более 60 учителей [11, л. 33]. В районах учителя не обеспечивались сельскохозяйственными товарами, углем и дровами. У них не было возможности получить путевки для санаторно-курортного лечения. Так, в 1989 г. только 525 учителей республики были охвачены отдыхом [12, л. 132].

К сожалению, реформа не привела к кардинальному улучшению материальнотехнической базы образовательных учреждений. Только 73% школ республики были обеспечены спортивными залами, 66% - горячим питанием. Укомплектованность учебным оборудованием составляло 60% [13, л. 28]. Особенно сельские школы слабо снабжались учебными плакатами, фильмами и другой наглядностью.

На 1 января 1989 г. 13% учебных помещений общеобразовательных школ республики подлежали сносу, 68,7% требовали капитального и текущего ремонта. Острая нехватка помещений привела к тому, что 35% учащихся в 73% школ республики перешли на занятия в две смены, в то время, как в среднем по РСФСР эти данные были значительно ниже - 21,1% [14, с. 78].

Отсутствие необходимой материальной базы, учебных площадей для внеклассной и воспитательной работы стало причиной сокращения числа кружков и секций по интересам, правонарушений среди несовершеннолетних. Так, по сводкам МВД Тувы за 6 месяцев 1989 г. на учет инспекции по делам несовершеннолетних были поставлены 608 учащихся, у нарколога - 45 учащихся, 5 школьников попали в медвытрезвитель, совершили преступления 144 чел. [15, л. 13]. Эти цифры были намного выше, чем показатели предыдущих лет.

Толчком к критической оценке реформы можно считать решения февральского Пленума ЦК КПСС (1988 г.), на котором были отмечены недостатки и меры по ее устранению. Пленум определил начало нового этапа в развитии общеобразовательной школы, характерной чертой которого является отказ от командно-административных указаний и переход к демократическому стилю управления, способствующих гуманизации и демократизации образования.

Для преодоления замкнутости, развития демократии в народном образовании началось

формирование в конце 1980-х гг. новой системы управления школой. В основу системы была положена деятельность советов народного образования (СНО). Интересный опыт работы в этом направлении имеют школы Тувы. В 1989 г. во всех районах и г. Кызыле были избраны советы по народному образованию при райгорсоветах. Всего в Туве действовали 140 советов. В деятельности школьных советов принимали активное участие партийные и комсомольские работники, представители профсоюза, народные депутаты, председатели уличных и домовых комитетов и учителя. Основными направлениями работы советов были: укрепление материальнотехнической базы школ, работа с семьями, забота об учителях, вопросы школьного питания, охрана здоровья детей и свободное время школьников. Однако школьные советы не получили дальнейшего своего развития. Это стало, во-первых, проявлением неподготовленности общества к решению проблем школы, во-вторых, работа школьных советов оказалась неэффективной, формальной и носила административный характер, в-третьих, отсутствие нормативноправовой базы не давали полномочий советам по решению некоторых проблем школьного образования, выступить в роли противовеса командно-административной системе.

Широкое распространение в конце 1980-х гг. также получили заседания «за круглым столом» по вопросам развития народного образования с участием государственных, партийных, общественных деятелей и педагогического сообщества. Творчески работающие учителя стали создавать инициативные группы, внедрять в работы школ в качестве эксперимента методов и технологий лучших советских педагогов. Но все эти мероприятия не получили должного развития. Это было связано с некоторыми причинами. С одной стороны, как было указано выше, намеченные в образовании преобразования не имели реальной материальной базы, с другой стороны политика перестройки постепенно отодвигала реформу образования на второй план, выдвигая на первое место другие, более серьезные общественные проблемы.

С 1989 г. начался новый этап в реформировании образования. Он был связан с социально-экономическими и политическими событиями, происходящими в стране. Важное место среди этих обновлений принадлежала реформе системы образования. Именно образование в первую очередь призвано было обеспечить смену менталитета общества, разрушению старых стереотипов и проложить дорогу к новому демократическому обществу. Выполнение данной функции требовало от школы освобождения от бюрократизма и инструкций, от единого стандарта и ориентира на «среднего ученика».

В начале 1990-х гг. были приняты важные документы: Указ №1 Президента Российской Федерации (1991 г.) [16, с. 43], «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели и принципы)» [17, с. 2-24], «Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ» [18, с. 25-88]. В них говорилось об исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования, а также были определены принципы и программа реформирования школы. Положения, которые были заложены в документах, были разработаны еще в 1987-1988 гг., но не получили практического осуществления. Теперь же, они излагались в завершенном виде и декларировались от имени новой власти. Это были такие принципы, как демократизация, вариативность, открытость, регионализация, национальное самоопределение, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, развивающий характер образования и его непрерывность [19, с. 237].

Таким образом, проведенные преобразования середины 1980-х гг. в системе общего образования желаемых результатов не принесли, а наоборот обострили кризис школы, это можно увидеть на примере школ Тувы.

Недостаточное развитие дифференциации обучения, непродуманные учебные планы, пропагандистские воспитательные мероприятия, игнорирование психологических, индивидуальных, познавательных особенностей и интересов учащихся, не могли не снизить качество учебного процесса и породили некоторые социальные проблемы. Непоследовательность и половинчатость реформы, ее слабое научно-методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение усугубили хроническое отставание образовательной области от других общественных сфер. Причиной тому являются устаревшие формы, методы и направления работы, устоявшиеся стереотипы и издержки бюрократической системы. Позитивные тенденции в сфере образования, которые начались на рубеже 1980-1990-х гг. были приостановлены противоречивостью и непоследовательностью перестроечного времени и нарастающим социальноэкономическим кризисом в стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы // Сборник документов и материалов. М., 1984.

2. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ). Ф. 298. Оп. 1. Д. 897. Л. 19.

3. ЦГА РТ Ф. 289. Оп. 1. Д. 899. Л.135.

4. ЦГА РТ Ф. 289. Оп. 1. Д. 898. Л. 115.

5. ЦГА РТ Ф. 289. Оп. 1. Д. 898. Л. 131.

6. Советская Тува в цифрах: Статистический сборник. Кызыл, 1991.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986). М., 1987.

8. ЦГА РТ Ф. 289. Оп. 1. Д. 897. Л. 15.

9. ЦГА РТ Ф. 270. Оп. 1. Д. 1448. Л. 28.

10. Постановление Секретариата ЦК КПСС 2 октября 1990 г. // Известия ЦК КПСС. 1990. № 11.

11. ЦГА РТ Ф. 270. Оп. 1. Д. 1435. Л. 33.

12. ЦГА РТ Ф. 289. Оп. 1. Д. 898. Л. 132.

13. ЦГА РТ Ф. 270. Оп. 1. Д. 1448. Л. 28.

14. Стародубцев В.В. Школа: время выбора (опыт и проблемы развития общеобразовательных школ Восточной Сибири в 80-е гг.). Красноярск, 1992.

15. ЦГА РТ Ф. 289. Оп. 1. Д. 876. Л. 13.

16. О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР. Указ Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 11 июля 1991 г. / Справочник менеджера образования. М., 1995. Т. 1.

17. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели и принципы) // Вестник образования. 1992. № 10.

18. Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ // Вестник образования. 1992. № 10.

19. Михащенко А.Л. История общего образования в России: XX в. Курган, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.