Научная статья на тему 'Реформа общеобразовательной школы в Калмыкии в 80-е гг. Хх в'

Реформа общеобразовательной школы в Калмыкии в 80-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформа общеобразовательной школы в Калмыкии в 80-е гг. Хх в»

УДК 37.014.3

РЕФОРМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КАЛМЫКИИ В 80-Е ГГ. ХХ В.

Е. В. Сартикова

В статье рассматривается реформа общеобразовательной школы в Калмыкии в 80-е гг. ХХ

века.

Ключевые слова: реформа, школьное образование, школа, содержание образования, образовательные стандарты, учитель.

The article is devoted to the reform of a comprehensive school in Kalmykia in 80 years ХХ of century.

Keywords: Reform, school education, school, contents of education, educational standards, teacher.

Сегодня очевидными стали не только недостаточное наше обращение к мировому опыту, но и забвение опыта российской школы, приобретенного ею на большом историческом пути своего развития. Тема статьи является актуальной в связи с качественными изменениями в современной образовательной политике, ориентирующейся на воспитание личности, от которой зависит будущее страны. Изучение прошлого школы сегодня может дать импульс к новым идеям, а критическое осмысление накопленного опыта, позволит вернуть "хорошо забытое старое", которое также будет способствовать решению задач, стоящих перед нашим обществом.

Научная новизна статьи заключается в попытке рассмотреть реформирование системы образования в плане нового мышления, показать достижения и издержки, трудности и нерешенные проблемы модернизации школы, критически взглянуть на общие закономерности и особенности советской стратегии развития народного образования. Автор делает особый акцент на позитивном значении советской модели образования. Хронологические рамки статьи ограничены 80-ми годами ХХ века, принятием в 1984 г. основных направлений реформы общеобразовательной школы и их реализацией в Калмыкии.

Историография проблемы периода 1980-х гг. посвящена исследованию всей системы народного образования. Отличительной особенностью этого периода является ориентация на партийное руководство системой народного образования [1]. Развитию народного образования в регионах страны историки уделили немало внимания [2]. Работы советского периода освещают только положительный опыт реализации образовательной политики. В годы перестройки стали появляться новые подходы к анализу системы образования [3]. Таким образом, можно сделать вывод о зна-

чительном круге исследований по данной проблематике. В то же время многие из них односторонне освещают процессы преобразований. В Калмыкии по данной теме вышла только одна монография К. Ф. Лиджиевой «Образовательная школа Калмыкии во II половине ХХ века: история, опыт, проблемы», посвященная общеобразовательной школе, её истории, опыту, выявлению общих и региональных черт, анализу инновационных процессов, происходящих в системе образования [4].

Общеобразовательная школа Калмыкии прошла несколько попыток реформирования, совершенствования общеобразовательной системы. В данной статье речь идет о реформе общеобразовательной школы в 80-е гг. ХХ века. К этому времени становилось все более очевидным, что советская административно-командная система управления народным хозяйством исчерпала себя, оказалась не в состоянии провести в стране глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Достигшая к этому времени высокого уровня образованность народа, демократизация общественной жизни поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Назрела острая необходимость в кардинальной реформе образования.

Начало 1980-х гг. отмечено важнейшими событиями в развитии системы народного образования в целом и общеобразовательной школы в частности. Специальной комиссией ЦК КПСС подготовлены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [5], одобренные апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР. В этом документе сформулирована концепция обучения и воспитания молодежи, её подготовки к жизни и труду, получили дальнейшее развитие

идеи о трудовой, политехнической школе.

Средняя общеобразовательная школа вновь становилась одиннадцатилетней. Обучение детей предлагалось начинать с 6-летнего возраста. Вводился типовой учебный план 11-летней школы. В него были включены 4 новых учебных предмета: «Основы производства. Выбор профессии», «Этика и психология семейной жизни», «Ознакомление с окружающим миром», «Основы информатики и вычислительной техники» [6].

Началась большая организационная работа по реализации реформы школы как в стране, так и в регионах. Планом комплексных мероприятий Министерства просвещения Калмыцкой АССР, обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, направленных на реализацию «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», были определены пути дальнейшего совершенствования общего среднего образования, развитие трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников, намечены задачи совершенствования подготовки, повышения квалификации педагогических кадров, меры по дальнейшему улучшению общественного и семейного воспитания детей и подростков. Были также утверждены планы строительства школ и дошкольных учреждений на 1986 - 1990 гг., строительства и реконструкции учебных мастерских, кабинетов по трудовому обучению, поэтапного приема в эти годы детей 6-го возраста в общеобразовательные школы.

В 1984 году в 244 общеобразовательных школах, в том числе 132 средних, 29 восьмилетних, 80 начальных и 3 специальных, работало около 4200 учителей и воспитателей. Улучшился качественный состав как учительских, так и руководящих кадров школ, повысился их идейно-политический и профессиональный уровень. 98,5 % учителей, работавших в 4 - 10 классах имели высшее образование, а в начальных классах все учителя имели специальное среднее или высшее педагогическое образование [7].

В соответствии с требованиями реформы в школах проводилась работа по повышению качества учебно-воспитательного процесса, совершенствованию урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, в практику внедрялись новые методы и формы ведения урока: лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, зачеты, экскурсии. На своих уроках учителя использовали такие методы и приемы, как работа с книгой, письменные и графические работы, проблемное раскрытие темы, дидактические игры, самопроверки с помощью средств обратной связи, самостоятельная работа со справочной лите-

ратурой и первоисточниками.

В условиях реформы чрезвычайно большое значение имело обеспечение компьютерной грамотности учащихся и широкое внедрение электронно-вычислительной техники. Повсеместно в школах республики в программу обучения был введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Для его преподавания было подготовлено более 200 учителей физики и математики. Дисплейный класс, оборудованный устройствами фирмы «Ямаха», имелся в УПК-2 г. Элисты, для УПК-2 Институтом усовершенствования учителей были приобретены установки ДВК-1, ДВК-2; в 24 школах были смонтированы комплекты микрокалькуляторов, всего же за учебный год их было приобретено и использовано 620. Посещение этих уроков показывало, что учащиеся с неподдельным интересом относились к новому предмету. Однако электронно-вычислительную технику имели только 1,6 % общеобразовательных школ, а в некоторых из них учились и совсем на «пальцах» [8].

В соответствии с решениями апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС в планах мероприятий, разработанных на местах, предусматривалось также дальнейшее укрепление учебно-материальной базы учреждений просвещения, значительное увеличение строительства школ и дошкольных учреждений, на что закладывались немалые капитальные вложения. Только за 1976 - 1982 гг. были введены в строй 35 типовых школ на 15752 ученических места, 29 дошкольных учреждений на 3500 мест и 13 общежитий интернатов на 1220 мест [9]. Строительство и ввод в действие новых школьных зданий позволили провести дальнейшую рационализацию школьной сети и увеличить число учеников, обучающихся в первую смену. В 1983 г. первую смену обучалось 93 % школьников, вместо 87 % - в 1978 году.

Самой тщательной подготовки требовал переход к обучению детей с 6-летнего возраста. Завершить этот процесс в республике планировалось до 1990 года. В подготовительных группах обучалось 2060 детей шестилетнего возраста, в 24 из них были созданы все необходимые условия. С 1 сентября 1985 г. начали обучение в 1 классах четырехлетней начальной школы 3200 шестилеток.

Согласно «Основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной школы», были разработаны и конкретные планы коренного улучшения трудового и профессионального обучения учащихся. В соответствии с постановлением Совета Министров Калмыцкой

АССР от 28 ноября 1984 г. № 376 за общеобразовательными школами было закреплено 274 базовых предприятий.

Были созданы и успешно работали на отведенных им 3,2 тыс. гектарах земельной площади 114 ученических производственных бригад, 186 молочно-товарных ферм и животноводческих точек [10]. На базовых предприятиях учащиеся обучались профессиям шофера, тракториста, автослесаря, животновода-механизатора, оператора машинного доения, швеи-мотористки, продавца, помощника электросварщика.

Именно в процессе труда, в отношении к людям труда открывается широкое поле для реализации идейно-нравственного потенциала личности. Создание новых отраслей производства, использование машин, приборов и инструментов, основанных на электронике, электроавтоматике, внедрение новой техники все больше требовало людей, имеющих среднее образование и широкую политехническую подготовку. Исследования показывали, что если в 1930-е годы лишь 6 % рабочих профессий требовали людей со средним образованием, то в 1975 году - уже 54 %, а в 1980 г. они составляли 89 % [11].

Глубокий анализ и тщательное изучение положения дел на местах, теоретическое осмысление опыта трудового воспитания предоставляли возможность своевременно и критически оценить создавшуюся ситуацию.

Трудовое обучение как предмет вводилось с 1 по 10 классы. Уроки ручного труда в начальных классах способствовали развитию познавательной и творческой активности учащихся, воспитанию любви к труду, уважения к его результатам, а также укреплению организма. Абсолютное большинство ребят из начальных классов любили уроки труда, радовались поделкам, стремились отличиться в работе.

Содержание трудового обучения было дифференцировано: для мальчиков и для девочек. Занятия по труду в основном носили практический характер. В Яшкульской школе-интернате, например, проводилась многообразная сельскохозяйственная работа на учебном участке, в летний период многие учащиеся вместе с родителями работали на чабанских точках и фермах. В школах частыми гостями бывали передовики производства, ребята совершали экскурсии на шефствующие предприятия, знали они и о достижениях в развитии народного хозяйства района, республики.

Однако во многих школах учебные мастерские и кабинеты имели неприглядный вид, а состояние учебного оборудования и станков не выдерживало никакой критики. Так, из 14 сред-

них и восьмилетних школ Целинного района только в 2-х были созданы кабинеты труда, не создавались элементарные условия для трудового обучения в Цаган-Усунской восьмилетней школе Яшкульского района, Белозерной - Юстинского района; Джангарской - Октябрьского и других школах республики.

Руководители некоторых хозяйственных органов уклонялись от выполнения ими же взятых обязательств, либо выделяли школам использованные, вышедшие из строя технику и оборудование.

Следует отметить, что этот период охарактеризовался высоким подъемом творческой активности учительства Калмыкии по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, приведению методов обучения в соответствие с современными требованиями, формированию у учащихся умений и навыков правильной ориентации в стремительном потоке научной и политической информации, умения приобретать знания путем самостоятельных занятий и пользоваться ими в практической деятельности.

Многие школы республики поддерживали призывы учителей: Волгоградской области -«Каждому уроку - отличную подготовку, современные методы, высокое качество», Москвы и Московской области - «От творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу», «Научить ученика учиться, работать и жить по-коммунистически», а также Белгородской области - по осуществлению комплексного подхода в воспитании учащихся.

Для непрерывного повышения педагогического мастерства учителей в республике функционировали 144 районных, 100 межшкольных и свыше 500 школьных предметных и цикловых методических объединений, работали 80 школ молодых учителей, 66 школ передового опыта, а также 33 опорные школы, 84 школьных методических кабинета и свыше 70 методических уголков.

Повышению уровня работы педагогических коллективов способствовала последовательно улучшавшаяся учебно-материальная база учреждений просвещения. В 1985/86 учебном году были построены 2 школы на 1440 ученических мест, 3 детских сада на 90 мест, что позволило обучать в 1-ю смену 94,6 % учащихся, охватить горячим питанием 85,4 % учащихся. Каждый второй ученик находился под педагогическим наблюдением в течение полного дня: 22,5 тыс. (51,5 % контингента учащихся 1 - 8 классов) были охвачены 643 группами продленного дня (в т. ч. 7 школ с продленным днем работали по опыту Белгородских сельских школ); в 7 школах-

интернатах обучалось 1268 учащихся, в 88 интернатах при школах воспитывалось 4484 человек, из них на полном государственном обеспечении содержались 4084 школьников. В Городовиковском и Элистинском детских домах насчитывалось 233 воспитанника, в т. ч. 174 дошкольника. В Мало-дербетовском и Приютненском районах не было допущено выбытия учащихся без уважительной причины. В Каспийском, Малодербетовском, Сар-пинском и Октябрьском районах был выполнен план по выпуску из 8 классов, а в Городовиков-ском, Малодербетовском и Октябрьском - из 10 классов. Лучших результатов по сохранению контингента, выполнению закона всеобуча добились педагогические коллективы Малодербетовского района [12].

Вместе с тем в работе по реализации реформы школы отделы народного образования, педагогические коллективы не добились должной глубины и темпов ускорения, не принимали необходимых мер к повышению деловитости и принципиальности, критического подхода к оценке своей деятельности.

Отдельные учителя еще не имели достаточного профессионального опыта, что приводило к заурядности методов, применяемых ими в работе, пассивности учащихся, слабому усвоению знаний (такие факты отмечались в Хомутниковской, При-манычской, Чилгирской, Большецарынской № 1, Иджилской средних школах и других). Так, из общего числа просмотренных уроков в Октябрьском, Ики-Бурульском, Яшкульском районах только каждый 4 - 5-й урок проводился на уровне современных требований. Срезы знаний по математике в Октябрьском районе показали, что в 9 классах не справлялся с заданием каждый второй, а в 7 - 8 классах - каждый третий учащийся.

В контрольных работах по заданию Министерства просвещения РСФСР свыше 30 % учащихся 7 - 8 классов не сумели расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций; каждый третий девятиклассник не имел устойчивых навыков составления формул гидроксилов, затруднялся в решении задач. В Зултурганской, Прима-нычской, Бага-Бурульской, Большецарынской № 2 и ряде других средних школ не полностью выполнялись практические и лабораторные работы, не организовывались экскурсии на производство, изучение основ наук не увязывалось с профилем трудовой подготовки. Нередко учителя плохо знали перспективные направления интенсификации современного производства, что отрицательно сказывалось на объеме полученных знаний, умений и навыков, необходимых для глубокого изучения техники и технологии современного производства, развития технического творчества.

Руководители ряда школ и учителя не проявляли настойчивости в оборудовании учебных кабинетов, эффективном использовании имеющихся средств наглядности. Особенно отставали сельские школы Ики-Бурульского, Октябрьского и Целинного районов.

Не были выполнены народнохозяйственные планы по выпуску: из 8 классов выполнение составило 96,8 %, из 10 классов - 96,7 %. Большое отставание допустили: Ики-Бурульский район - выпуск из 8 классов - 95,7 %, выпуск из 10 классов - 90,5 %; Приютненский район - соответственно 95,2 % и 93,5 %; г. Элиста - 92,9 % и 94,2 % [13].

Следует отметить, что в 1985 году даже в целом по республике не был обеспечен полный охват средним образованием всех восьмиклассников, и по статистическим данным он составил 95,8 % (по поименному учету - 98,2 %). Наиболее низкими показатели по среднему всеобучу оказались в Октябрьском - 92,4 % и Приютненском - 95,7 % районах. Проводившаяся совместно с органами профтехобразования работа не давала должных результатов.

Необходимо было глубоко проанализировать причины укоренившихся упущений и нарушений в осуществлении закона об обязательном всеобщем среднем образовании, определить конструктивные пути улучшения работы всех звеньев, обеспечивающих полное выполнение среднего и восьмилетнего всеобуча, добиваться более четкого планирования распределения выпускников 8 классов по каналам получения среднего образования с учетом народнохозяйственных планов, потребности в кадрах, а также личных желаний учащихся, их склонностей к учебе и трудовой деятельности, как это было предусмотрено «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Отмеченные выше недостатки свидетельствовали о том, что в управленческой деятельности отделов народного образования не происходило коренного перелома. Оценка деятельности учителей со стороны директоров школ нередко проводилась формально, по внешним признакам, без учета качества знаний учащихся, уровня их воспитанности, итогов инспекторских проверок. Для более интенсивной и качественной работы по претворению в жизнь всех положений школьной реформы необходимо было постоянно заботиться о формировании педагогических коллективов, обеспечении в них деловой, творческой атмосферы, о четком механизме взаимодействия школы с производством, с семьей, с государственными и общественными организациями. Следовало значительно улучшить и методы работы отделов

народного образования. Глубже изучать и анализировать положение дел непосредственно на местах, в соответствии с «Положением о школьной инспекции» осуществлять фронтальные и тематические проверки, не допускать формализма и очковтирательства при оценке деятельности школы и учителей. Следовало всячески развивать и поддерживать инициативу руководителей школ, умение принимать ими самостоятельные решения, острее реагировать на сигналы о неудовлетворительной работе учителей; шире изучать и пропагандировать опыт работы лучших учителей, организаторов народного образования, постоянно поощрять тех работников, которые оказывали плодотворную помощь в реализации школьной реформы.

Таким образом, несмотря на то, что на деле работа по реализации реформы общеобразовательной школы не обеспечивала необходимых темпов вывода школ республики на качественно новый уровень их деятельности, происходило дальнейшее совершенствование системы образования, повышение качества обучения, трудового, нравственного воспитания подрастающих поколений, их подготовки к труду.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Кожевников Е.Н. XXVI съезд КПСС и общеобразовательная школа: Книга для работников народного образования. М.: Просвещение, 1983; Куманев В. А. Революция и просвещение масс. М.: Наука, 1973; Паначин Ф.Г. Школа и общественный прогресс: Актуальные вопросы развития общеобразовательной школы эпохи развитого социализма. М.: Просвещение, 1983; Прокофьев М.А. Всеобщее среднее образование и педагогическая наука // Политическое самообразование. 1981. № 8; Плясовских В.С. Политика КПСС в области народного образования. Опыт разработки и реализации. М.: Мысль, 1987; Косолапов С.М., Федотов П.Н. Современные

проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. М., 1989.

2. См.: Партийное руководство народным образованием (на материалах Поволжья). Казань, 1980; Роль партийных организаций Урала и Западной Сибири в развитии народного образования и культуры. Свердловск, 1981; Танкова Г.Е. Деятельность партийных организаций Сибири по укреплению материальной базы сельских общеобразовательных школ и пополнению их кадрами учителей (1966-1979 гг.) // Актуальные вопросы истории Алтая. Барнаул, 1980.

3. См.: Дайч З.Г. Освещение вопросов партийного руководства развитием народного образования в современной историко-партийной литературе // Партийные организации во главе культурного строительства в условиях совершенствования социализма на материалах РСФСР М., 1987. С. 20-32; Кривошеев В.Ф. Деятельность КПСС по развитию высшей школы в условиях совершенствования социализма. М., 1986.

4. Лиджиева К.Ф. Образовательная школа Калмыкии во II половине ХХ века: история, опыт, проблемы. Ростов-на-Дону: ООО «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2007. 208 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961 - 1986 гг.) / Под ред. Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. М.: Педагогика, 1987. 416 с.

6. «Преподавание истории в школе», 1987. № 2.

С. 15.

7. Национальный архив Республики Калмыкия (далее: НАРК). Ф. П-1 - Калмыцкий обком КПСС. Оп. 47. Д. 197. Л. 32.

8. Народное образование в СССР. М., 1985. С. 81.

9. НАРК. Ф. П-1. Оп. 46. Д. 310. Л. 15.

10. НАРК. Ф. Р-25 - Министерство просвещения Калмыцкой АССР Оп. 4. Д. 1147. Л. 18.

11. Там же. Д. 1147. Л. 18.

12. Там же. Д. 1382. Л. 1- 9.

13. Там же. Ф. П-1. Оп. 46. Д. 310. Л. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.