Научная статья на тему 'Изменения в системе общего образования Дагестана в 80-е гг. Xx в'

Изменения в системе общего образования Дагестана в 80-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в системе общего образования Дагестана в 80-е гг. Xx в»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2012. № 4. С. 42-50.

Г.Ш. Каймаразов

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНА В 80-е гг. XX в.

К настоящему времени дагестанская историография насчитывает значительное количество научных изданий, в которых освещаются вопросы развития общего образования в регионах в послеоктябрьский период. Однако все еще недостаточно исследований, специально посвященных рассмотрению изменений в жизни общеобразовательной школы в новейшее время, в частности, в 80-е гг. XX в. В предлагаемой вниманию читателей статье делается попытка в известной степени восполнить этот пробел.

В своих публикациях, посвященных проблеме общего образования, мы констатировали, что к началу 80-х гг. в Дагестанской АССР практически было осуществлено всеобщее среднее образование. В 1980 г. в республике выпуск из 8-х классов составлял 91,2%, а продолжающих образование до получения полного среднего образования в общеобразовательных, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях - 99,5% (Каймаразов Г.Ш., 2011. С. 243).

В 1980-81 учебном году в Дагестане насчитывалось 1508 общеобразовательных школ, из них 481 начальная, 357 неполных средних и 660 средних, а общая численность учащихся составляла 419,7 тыс. человек, в том числе, в средних школах - 353,7 тыс. (Народное хозяйство Дагестанской АССР..., 1987. С. 206). В 66 вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах училось 32,3 тыс. учащихся, в том числе в 9-11 классах этих школ - 3,0 тыс. учащихся. В общеобразовательных школах республики насчитывалось 26,9 тыс. учителей. В 1980-1982 гг. в школы Дагестанской АССР было направлено 4500 специалистов с высшим и средним образованием.

Заметные позитивные перемены произошли в материально-технической и учебной базе общеобразовательных школ. В годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985) в республике было введено в действие 54 здания общеобразовательных школ по государственному строительству на 40440 ученических мест, а также школьных зданий и пристроек за счет средств колхозов на 2096 ученических мест (Народное хозяйство Дагестанской АССР., 1987. С. 163).

Уже к началу 1980-81 учебного года 81,1% городских школ и 41,4% сельских перешли на кабинетную систему обучения. В 53,3% восьмилетних школ были созданы комплексные кабинеты, более 40% средних школ располагали 8 и более учебными кабинетами. К тому времени в республике работало 7 межшкольных учебно-производственных комбинатов (Магидов Х., 1980. С. 3).

В общеобразовательных школах Дагестана действовало 260 мастерских по обработке металла, 450 по обработке древесины, 500 комбинированных мастерских по обработке металла и дерева. 840 школ располагали учебно-опытными участками. Многие учащиеся старших классов, проходившие углубленное трудовое обучение, завершили его со сдачей квалификационных экзаменов, часть их устроилась на работу по полученной в школе специальности, значительная часть поступила в учебные заведения в соответствии с профилем трудовой подготовки (Магидов Х.а, 1980. С. 3).

В республике делалось многое, чтобы улучшение трудового обучения и воспитания сопровождалось получением учащимися более совершенных знаний по важнейшим учебным дисциплинам. К началу 80-х гг., по сравнению с предыдущими годами, республика поднялась выше по основным показателям в сфере общего образования, заняв 48-е место среди 73-х территорий Российской Федерации (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 345).

Вместе с тем, в 80-е гг. в дагестанской общеобразовательной школе, как и в целом по стране, продолжали распространяться увлечение количественными показателями в учебновоспитательном процессе, стремление руководителей органов образования и школ, во многом не без давления с их стороны на учителей, искусственно завышать оценки знаний и поведения учащихся. Многие выпускники средних общеобразовательных школ, представленные школами к золотым медалям, оказывались не в состоянии подтвердить выставленные оценки. Случалось, что при поступлении в высшие учебные заведения этого не могли сделать и медалисты. Таким

образом, проявления «болезни процентомании» мешали точному определению и объективной оценке реальных результатов работы общеобразовательной школы.

На общетеоретической подготовке учащихся общеобразовательной школы, особенно сельской, сказывался недостаточно высокий уровень изучения русского языка. Процесс оттока русских педагогов, ставший весьма заметным в республике уже в 60-е гг., продолжился и в 80-е гг. И, хотя в рассматриваемое десятилетие школы были в основном обеспечены преподавателями русского языка и литературы, а в 1983 г. 96% из них имели высшее образование, уровень преподавания эти учебных предметов в общеобразовательных школах оставлял желать лучшего (Магидов Х.Г., 1998. С. 148).

Несмотря на то, что обеспеченность школ квалифицированными специалистами улучшилась, недостатки в изучении родных языков преодолевались медленно. В начальных классах городских школ республики дагестанские языки вовсе не преподавались. Неудовлетворительно решалась и проблема подготовки учителей родных языков для начальных классов. Уровень специального образования учителей родных языков был более низким, чем у преподавателей других учебных дисциплин.

Принятое Советом Министров ДАССР в сентябре 1990 г. постановление «Об улучшении преподавания родных и русского языков в Дагестане» нацеливало на совершенствование изучения этих важных дисциплин в общеобразовательной школе (Чтобы лучше знать язык, 1990. С. 2).

В решении проблемы полного завершения введения в республике среднего образования большую помощь оказывало Министерство просвещения РСФСР. В марте 1982 г. оно совместно с Дагестанским обкомом КПСС и Советом Министров ДАССР приняло постановление «О комплексном плане развития народного образования, улучшении качества обучения, трудового обучения и нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ Дагестанской АССР на 1982-1985 гг. в свете решений XXVI съезда КПСС».

Комплексный план предусматривал повсеместное полное завершение введения всеобщего среднего образования, совершенствование работы педагогических коллективов школ и органов образования, повышение уровня вооружения учащихся глубокими теоретическими знаниями, обеспечение учащихся бесплатными учебниками, улучшение работы пришкольных интернатов, повышение уровня трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, совершенствование дела профессиональной подготовки и рационального использования педагогических кадров, дальнейшее укрепление материально-технической и учебной базы школ, обеспечение их техническими средствами обучения и др. (Магидов Х.Г., 1998. С. 134).

Разработанный совместно с Министерством просвещения России комплексный план и меры, принятые по его реализации, способствовали заметному улучшению дел в общеобразовательной школьной системе республики, хотя не все намеченное в плане удалось осуществить.

В Центральном государственном архиве Республики Дагестан хранится любопытный документ, содержащий сведения о том, как само население, в том числе, пионеры и школьники, оценивали состояние дел в общеобразовательной школе, школьную жизнь республики. Речь идет об обзоре писем, поступивших в редакцию газеты «Пионерская правда» в 1982 и 1983 гг. Обзор писем был сделан сотрудниками редакции и в августе 1983 г. прислан в Дагестанский обком КПСС.

В обзоре говорилось, что «Пионерская правда» получает из Дагестана ежегодно более 1000 писем, рассказывающих о жизни пионеров и школьников, их учебе и планах на будущее, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Каждое пятое письмо - стихи. Есть письма-жалобы. В 1982 г. таких писем было получено 82, за истекший период 1983 г. - 53. Читатели жаловались на неудовлетворительную организацию досуга по месту жительства, в частности, на селе, перебои в электроснабжении, нехватку литературы для внеклассного чтения, недостатки в воспитании детей в семье, в медицинском обслуживании (ЦГА РД. Ф.1-п. Оп. 2. Д. 5377. Л.13-14).

Мы изложили содержание этого документа еще и потому, что он, помимо, взгляда школьников на свою жизнь, условия учебы и быта детей и взрослых, представляет интерес и тем, что показывает, с какой заботой редакция Всесоюзной детской газеты относилась к жизни и учебе подрастающего поколения Дагестана. Она со ссылкой на письма школьников обращала внимание дагестанского партийного руководства на нерешенные вопросы не только жизни и учебы детей, но и проблемы духовной жизни и быта населения многонационального края.

В республике медленнее, чем того требовала жизнь, да и имелись объективные возможности, преодолевались недостатки по укомплектованию общеобразовательных школ квалифицированными педагогическими кадрами. Несмотря на то, что педагогические факультеты

Дагестанского университета и педагогический институт выпускали к тому времени ежегодно около 2 тыс. учителей с высшим образованием, во многих школах все еще не хватало преподавателей. Много выпускников по-прежнему оседало в городах, хотя городские школы не испытывали недостатка в педагогических кадрах. В 1983 г. например, в более чем 300 школах республики не преподавались иностранные языки, в 150 школах - русский язык, а в 100 школах математику преподавали лица, не получившие специального образования (ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 7. Д. 5428. Л. 109).

На VII съезде учителей Дагестана (август 1983 г.), в работе которого принимали участие председатель ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и науки СССР Т.Т. Янушковская и заместитель министра просвещения РСФСР А.И. Шустов, в ходе обстоятельного разговора о состоянии дел в системе общего образования в республике, речь шла о совершенствовании обучения и улучшении работы по профессиональной ориентации учащихся. Делегаты и гости съезда указывали на необходимость добиться того, чтобы все учащиеся своевременно оканчивали 8-е классы, а все выпускники этих классов продолжали обучение в соответствующей форме до получения полного среднего образования.

Новая попытка совершенствования системы общего и профессионального образования в стране была предпринята государственным и партийным руководством СССР в 1984 г. С учетом решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС в апреле 1984 г. Верховный Совет СССР принял постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». По замыслу реформа призвана была поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы на новый более высокий уровень, отвечающий современным потребностям жизни, способствовать выведению всех отраслей народного хозяйства, науки, техники на передовые позиции. Предполагалось покончить с формализмом, «процентоманией», бюрократизмом, «очковтирательством», мешавшими «вооружению учащихся прочными теоретическими знаниями», подготовке к «активной осознанной трудовой деятельности», к жизни. Предусматривалось усиление внимания государства, общественности к укреплению материальнотехнической и учебной базы школы. В постановлении подчеркивалось, что школа призвана растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом реальных условий, в которых им предстоит жить и работать.

Были внесены некоторые изменения в структуру общеобразовательной школы. Впервые в стране обучение детей в первом классе предлагалось начинать с 6-ти лет, причем, вводилось оно постепенно с 1986 г. Нововведение обосновывалось тем, что «оно подготовлено развитием системы дошкольного воспитания, накопленным опытом обучения детей в детских садах и школах». Начальная школа возвращалась, как и прежде, к четырехлетнему сроку обучения, неполная средняя школа должна была состоять из 1-К классов, полная средняя школа - из X-XI классов. Таким образом, средняя общеобразовательная школа, согласно постановлению, стала одиннадцатилетней.

В постановлении Верховного Совета СССР большое внимание уделялось трудовому обучению и воспитанию школьников. К окончанию средней школы учащиеся должны были овладеть определенной профессией, при наличии определенных условий обучение должно было завершиться сдачей квалификационных экзаменов в установленном порядке. В связи с этим предусматривалось двукратное увеличение количества недельных часов, отводимых на трудовое обучение учащихся. Предлагалось усовершенствовать и создать новые учебники и учебные пособия по всем курсам. Учащимся VIII-XI классов предоставлялась возможность углубленного изучения по их выбору отдельных учебных предметов физико-математического, химикобиологического, общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий.

Однако, намеченная высшим государственным органом страны реформа, как случалось нередко и в прошлом, не получила ожидаемого развития, и общеобразовательная школа продолжала испытывать трудности, которые еще более усугубились во второй половине 80-х гг. Во многом схожей оказалась и судьба постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» (12 апреля 1984 г.). В этом решении предлагалось «обратить особое внимание на изучение выпускниками педагогических учебных заведений основ современного производства, методов организации политехнического, трудового обучения и воспитания, общественнополезного производительного труда, профессиональной ориентации учащихся» (КПСС в резолюциях и решениях., 1987. С. 562).

Правда, в том же месяце 1984 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление о повышении заработной платы учителям и другим работникам народного образования, согласно которому с учетом повышения ставок заработной платы, должностных окладов и различных видов доплат, заработная плата учителей и других работников образования в среднем увеличивалась на 30-35% (Правда. 1984. 29 апреля).

Хотя в развитии системы общего образования в стране, ее республиках, краях и областях в 80-е гг. существовало немало нерешенных проблем, а финансирование социально-культурной сферы осуществлялось по остаточному принципу, ее поступательное развитие продолжалось. Возросло количество полных средних школ, улучшилась материально-учебная база общеобразовательной школы, оснащенность общеобразовательных школ техническими средствами обучения. Позитивные изменения происходили в укомплектовании школ квалифицированными педагогическими кадрами.

Государственное руководство Дагестана уделяло значительное внимание вопросам совершенствования деятельности общеобразовательной и профессиональной школы республики. Они обсуждались на сессии Верховного Совета, заседаниях Совета Министров ДАССР. Рассматривались эти вопросы коллегией Министерства просвещения республики, на сессиях районных и городских советов народных депутатов. В реализации мер по реформе, намеченных в постановлении Верховного Совета СССР, решениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, большую помощь Дагестану оказывало правительство РСФСР. В ноябре 1984 г. бригада Совета Министров РСФСР тщательно ознакомилась с ходом осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы в Дагестане. Члены представительной бригады оказали большую практическую помощь работникам органов образования, педагогическим коллективам республики. 16 декабря 1984 г. этот вопрос обсуждался правительством Российской Федерации. В обсуждении участвовали Председатель Совета Министров ДАССР, министр просвещения республики и начальник Управления профтехобразования Дагестана.

Заслушав доклад бригады, Совет Министров РСФСР отметил, что «Совет Министров ДАССР, исполкомы городских и районных советов народных депутатов, органы и учреждения народного образования республики, выполняя постановления Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», проводят целенаправленную работу по осуществлению реформы школы» (Магидов Х.Г., 1998. С. 262).

Активную помощь в осуществлении мер, намеченных реформой и постановлениями государственного и партийного руководства страны, школам оказывали базовые предприятия, районные и городские органы власти, родительская общественность.

Составить обобщенное представление об изменениях, произошедших за десятилетие в системе общего образования республики, помогут приводимые ниже таблица и статистические данные (Народное хозяйство Дагестанской АССР., 1987. С. 206; КаймаразовГ.Ш., 2007. С. 417).

Дневные общеобразовательные школы на начало учебного года

Учебные годы

1980-81 1985-86 1990-91

Число школ, в том числе 1507 1516 1540

начальных 481 357 449

неполных средних 357 316 319

средних 660 741 783

Численность учащихся (тыс.) 419,7 396,9 413,7

Численность учителей (тыс.) 26,9 29,2 35,6

Как показывает таблица, в рассматриваемое десятилетие при незначительных изменениях в общей численности общеобразовательных школ в республике существенно возросло количество полных средних школ, что было связано с введением всеобщего среднего образования. На 8,7 тыс. человек увеличилась численность учителей дневных общеобразовательных школ. В связи с преобразованием в полные средние школы неполных средних школ несколько сократилось количество последних.

В 80-е гг. значительной была численность учащихся вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ, хотя во второй половине десятилетия количество обучающейся в них

молодежи стало уменьшаться. Так, в 1980-81 учебном году в 70 вечерних и заочных общеобразовательных школах Дагестана обучалось 32,3 тыс. учащихся, в 1985-86 учебном году при том же количестве школ 28,4 тыс. учащихся (Народное хозяйство Дагестанской АССР., 1987. С. 207). Во второй половине 80-х гг. численность обучающихся в этих школах продолжала сокращаться. Сказалось нарастание трудностей в экономике и социальной сфере страны, ее регионах в условиях осуществления «перестройки» и реформ, проводимых при М.С. Горбачеве.

В рассматриваемый период значительными оставались масштабы капитального школьного строительства как за счет государственных бюджетных средств, так и на средства колхозов, хотя они и уменьшились по сравнению с предыдущим десятилетием. Так, в годы десятой пятилетки (1976-1980) в Дагестане только по государственному строительству было введено в действие общеобразовательных школ на 53 тыс. ученических мест, а в одиннадцатой пятилетке (1981-1985) - на 40990 ученических мест (Народное хозяйство Дагестанской АССР., 1987. С. 163). Тенденция сокращения капитального школьного строительства продолжалась и во второй половине 80-х гг. В 1988 г., например, в республике было построено и введено в действие общеобразовательных школ на 16 тыс. ученических мест (История Дагестана., 2005. С. 637).

Введение всеобщего среднего образования, рост сети средних общеобразовательных школ привели, естественно, к увеличению численности учащихся 9-10 (11) классов. Уже в 1985 г. она составила 52,7 тыс. человек, против 17,9 тыс. в 1970 г. В 1985-86 учебном году полную среднюю школу окончили 34,1 тыс. человек, т.е. на 11,5 тыс. человек больше, чем в 1975-76 учебном году. Сельские средние школы окончили 19,6 тыс. человек (Народное хозяйство Дагестанской АССР., 1987. С. 208).

Таким образом, к середине 80-х гг. ХХ в. общеобразовательная школа Дагестана, как и страны в целом, развивалась поступательно, внося основной вклад в осуществление всеобщего среднего образования молодежи и добиваясь новых успехов в вооружении учащихся теоретическими знаниями, в их трудовом обучении и воспитании. К тому времени практически все выпускники неполных средних школ продолжали образование в средних дневных и вечерних общеобразовательных школах, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Укрепилась материально-техническая и учебная база общеобразовательной школы. В основном была решена проблема укомплектования школы квалифицированными педагогическими кадрами.

Однако, в практике обучения и воспитания школьников медленно продолжали существовать формализм, «процентомания», недостатки в воспитательной работе, организации досуга. Во многом неудовлетворительно решались вопросы обеспечения школ учебной литературой, методическими пособиями, оборудованием, современными техническими средствами обучения, создания благоприятных условий для плодотворной работы учителя и др. Высокой оставалась текучесть педагогических кадров, в том числе, руководителей общеобразовательных школ.

Во второй половине 80-х гг. ХХ в. в культурной жизни, в системе образования страны, в том числе, Дагестана, стали происходить существенные перемены, обусловленные «перестройкой» по Горбачеву. «Перестройка» не улучшила положения дел в общем образовании, проблемы в этой сфере стали нарастать.

Принятое Верховным Советом СССР постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» и соответствующие решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР выполнялись неудовлетворительно, а в последующие годы о них и вовсе позабыли.

В марте 1987 г. очередной VIII съезд учителей Дагестана обсудил вопросы, связанные с деятельностью системы образования, работников ее органов и педагогических коллективов. И хотя на съезде говорилось о дальнейшем совершенствовании работы общеобразовательной школы республики, положение дел в системе образования Дагестана, как и в стране в целом, в годы осуществления «перестройки» еще более усугубилось.

В феврале 1988 г. пленум ЦК КПСС обсудил вопрос о состоянии и проблемах развития народного образования в стране. В принятом постановлении говорилось, что с массовой общеобразовательной школы, в которой нет соответствующих условий, снимается задача профессиональной подготовки рабочих, а после окончания средней школы учащиеся с учетом личных и общественных интересов, индивидуальных склонностей и уровня подготовки, могут продолжать образование в вузе, в специальном среднем учебном заведении, в соответствующих учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Говорилось в решении пленума и о техническом перевооружении системы образования, и о повышении уровня

вооружения учащихся глубокими теоретическими знаниями, и о том, что образование должно быть приоритетным в государственной политике страны. Подчеркивалось, что решающей фигурой в школе является учитель, что необходимо изменить отношение к нему, избавить его от мелочной опеки, максимально высвободить его время для главного - обучения и воспитания учащихся. В решениях пленума провозглашался курс на всемерную демократизацию системы образования, устранение ведомственных перегородок, проведение единой государственной политики в области образования, а также на преобразование системы подготовки повышения квалификации педагогических кадров.

Однако, решения пленума, носившие в основном декларативный характер, не реализовывались на практике. Кроме того, к тому времени резко упал авторитет КПСС, и к выполнению ее решений, как в центре, так и на местах, уже не относились с былой обязательностью.

Правда, в декабре 1988 г. в Москве Всесоюзный съезд работников образования обсудил задачи общеобразовательной и профессиональной школы в соответствии с решениями февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС. Съезд был весьма представительным: в его работе принимали участие и руководители общеобразовательных школ, органов образования, представители вузов, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ. От предыдущих форумов учителей он отличался большей раскованностью участников при обсуждении назревших проблем образования, большей демократичностью в работе. Съезд избрал Всесоюзный Совет работников народного образования. Однако Всесоюзным съездом не был принят итоговый документ по результатам своей работы.

После февральского пленума ЦК КПСС 1988 г. и Всесоюзного съезда работников образования при общеобразовательных школах стали создаваться Советы, общеобразовательные учебные заведения и органы образования получили большую самостоятельность в своей деятельности, в практику вошли выборы директоров школ. Однако осуществляемые нововведения в направлении большей демократизации школьного образования не привели к ощутимому улучшению обучения и воспитания детей и молодежи, подготовки их к жизни.

К концу 80-х гг. еще более ухудшилась материально-техническая и учебная база общеобразовательной школы. Недофинансирование системы образования вело не только к сокращению объемов капитального школьного строительства и ввода в действие новых школьных зданий, но и общему ухудшению состояния наличной материальной базы общеобразовательных школ, особенно в сельской местности, которые из-за отсутствия средств не ремонтировались и постепенно выходили из строя.

В начале 1990-91 учебного года в дневных сельских общеобразовательных школах Дагестанской АССР 49,7% учащихся занималось во вторую смену и 30,2% - в третью. Это значительно больше, чем например, в сельских общеобразовательных школах Казахстана, где во вторую и третью смену занималось 26% учащихся, и Азербайджана, где в названные смены обучалось 23% учащихся. В целом же по стране количество учащихся, сельских школ, занимающихся во вторую и третью смену, составляло 17% (Мирзабеков М.Я., 1998. С. 265).

К концу 80-х гг. почти три четверти общеобразовательных школ республики не располагали спортзалами и комплексными спортплощадками (А. Алиев, 1990. С. 4).

Неудовлетворительное состояние материально-технической и учебной базы общеобразовательных школ создавали серьезные трудности в учебно-воспитательной работе, деятельности педагогических коллективов.

Автор монографии по истории культуры дагестанского села нового и новейшего времени М.Я. Мирзабеков обратил внимание на то, как оценивала состояние материально-технической базы своей школы учительница из поселка Белиджи Дербентского района. Она написала об этом в газете «Известия»: «Ребятишки здесь учатся в частном доме, который каждый раз снимают заново, сидят за партой по трое, между ними нет даже прохода, и учитель не может заглянуть в их тетради. В двух километрах есть, правда, средняя школа, но идти туда надо по железнодорожным путям, и родители не решаются отпускать малышей» (Известия. 1989. 14 февраля). Факт крайне редкий, но все еще имевший место в сельской общеобразовательной школе республики.

Важным новшеством, вошедшим в жизнь общеобразовательной школы страны, Дагестана в рассматриваемые годы, явилась ее компьютеризация общеобразовательных учебных заведений. Она должна была обогатить их практику путем возможно более широкого использования отечественного и мирового опыта в учебно-воспитательном процессе, способствовать повышению уровня теоретических знаний школьников, усвоению практических навыков, необходимых в

жизни, и расширению их общего кругозора. Правда, решения, принимавшиеся государственным и партийным руководством страны, местными органами власти о компьютеризации школы выполнялись неудовлетворительно. Процесс этот шел медленнее, чем планировался, и чем того требовала жизнь.

К концу 80-х гг. большинству школ страны компьютеризация оставалась недоступной. Согласно официальным данным в Дагестанской АССР в 1990-91 учебном году только 125 средних школ (16,4%), располагали кабинетами информатики и вычислительной техники (Образование, культура, здравоохранение., 1995. С. 17).

Тем не менее, в 80-е годы ХХ в. в системе общего образования страны и Дагестанской АССР продолжался процесс поступательного развития. Как мы отмечали, в 1985-86 учебном году средние общеобразовательные школы Дагестана выпустили 34,1 тыс. человек, что на 11,5 тыс. больше, чем в 1975-76 учебном году, в том числе сельские - 19,6 тыс. человек. Численность учителей общеобразовательных школ возросла на 8,7 тыс. человек. Вузы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения стали получать более подготовленное пополнение и готовить квалифицированных специалистов для отраслей экономики, социальнокультурной сферы, системы государственного управления, обслуживания и др.

В школах республики, как и в предыдущие годы, работало много замечательных педагогов, добивавшихся высоких результатов в учебно-воспитательной работе. В их числе народные учителя СССР Б.И. Гаджиев (г. Буйнакск), А.Г. Караев (Дахадаевский район), заслуженные учителя школы РСФСР и ДАССР - преподаватели махачкалинских средних школ Т.Т. Алибекова и В.Д. Коханова, преподаватель истории Маджалисской средней школы Кайтагского района Д.Ш. Каймаразов, преподавательница химии Бабаюртовской средней школы Хасбулатова, преподаватель физики Хаджалмахинской средней школы А.М. Кайтуев, учительница начальных классов Махачкалинской средней школы № 8 В.Н. Катасонова, преподаватель русского языка Согратлинской средней школы Гунибского района А.М. Уцов, преподавательница русского языка Костековской средней школы Хасавюртовского района В.Г. Васильева и др.

По заслуживающему доверия мнению известного деятеля просвещения республики, около двух десятков лет проработавшего Министром просвещения ДАССР Х.Г. Магидова, в рассматриваемые годы дагестанскими общеобразовательными школами и отделами образования районов и городов руководило немало умелых организаторов учебно-воспитательного процесса, творчески относившихся к делу обучения и воспитания подрастающего поколения. В своей, уже упоминавшейся нами книге, он отмечает, что к началу 1983-84 учебного года все директора средних и восьмилетних школ и их заместители имели высшее образование (Магидов Х.Г., 1998. С. 225). Х.Г. Магидов называет несколько десятков школ, которые под руководством своих директоров и их заместителей добились высоких результатов. Среди них школы № 1, 4, 5, 8, 9, 11, 13, 38, 39 столицы республики - г. Махачкалы. Есть в приводимом Х.Г. Магидовым перечне школы гг. Буйнакска, Дербента, Каспийска, Хасавюрта, Кизляра и многих районов Дагестанской АССР.

В числе отличившихся плодотворной работой по руководству учебно-воспитательным процессом в годы осуществления всеобщего среднего образования Х.Г. Магидов называет директора средней школы № 7 г. Каспийска А.А. Абасова, который был избран делегатом Всесоюзного съезда работников образования, удостоен звания заслуженного учителя школы ДАССР, отличника народного образования и награжден медалью им. Ушинского (Магидов Х.Г., 1998. С. 226-227). Высоко отзывается автор о директоре Карабудахкентской средней школы № 1 Ленинского района В.П. Абдуллаевой, удостоенной почетного звания заслуженной учительницы школы РСФСР и ДАССР (Магидов Х.Г., 1998. С. 227). Х.Г. Магидов также дает краткую характеристику ряду руководителей отделов образования районов и городов, добившихся хороших результатов в работе в рассматриваемые годы.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что в рассматриваемое десятилетие, в целом, продолжалось поступательное, хотя и заметно замедленное развитие дагестанской общеобразовательной школы. В Дагестане, как и в стране в целом, делались попытки реформировать ее с целью добиться большего соответствия дела обучения и воспитания учащихся потребностям времени и демократизации внутренней жизни.

Как и в предыдущие десятилетия послеоктябрьского периода, Центр, правительство Российской Федерации, его ведомства оказывали огромную помощь Дагестану в капитальном школьном строительстве, в развитии учебной базы общеобразовательных школ, обеспечении их современным оборудованием, техническими средствами обучения, учебной литературой,

повышении квалификации педагогических кадров. Министерство просвещения РСФСР, его ведомства оказывали большую помощь в совершенствовании уровня методической работы учительства и работников органов образования ДАССР.

Однако в работе общеобразовательных учебных заведений сохранились, и даже усугубились формализм, начетничество, «процентомания», недостатки в воспитательной работе, организации досуга, в решении вопросов обеспечения школ учебной литературой, методическими пособиями, оборудованием, современными техническими средствами обучения, в создании благоприятных условий для плодотворной работы учителя.

БИБЛИОГРАФИЯ

Магидов Х., 1980. Трудиться творчески! // Дагестанская правда. 5 октября.

Магидов Х.А., 1980. Трудовое выоспитание школьников // Дагестанская правда. 26 ноября.

Алиев А., 1990. Пожелаем себе здоровья // Дагестанская правда. 30 января.

Чтобы лучше знать язык 1990 // Дагестанская правда. 29 сентября.

Известия. 1989. 14 февраля.

История Дагестана с древнейших времен до наших дней, 2005. Т.2. ХХ век. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 2007. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 2011. Россия и прогресс культуры народов Дагестана. (40-70-е годы ХХ века). Часть вторая. Махачкала.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1987. Т.14. Изд. 9-е. М.

Магидов Х.Г., 1998. Очерки краткой истории образования в Дагестане. Махачкала.

Мирзабеков М.Я., 1998. Культура дагестанского села. ХХ век. История, проблемы. Махачкала.

Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке, 1987. Стат.сб. Махачкала.

Образование, культура, здравоохранение, правонарушения, 1995. Стат. сб. Махачкала.

Правда. 1984. 29 апреля.

Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5377.

ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 7. Д. 5428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.