Педагогические кадры Южного Урала в 1980-1990-е гг.
Г. В. Кораблева, д.истор.н, профессор, Д. А. Астафьев, аспирант, Оренбургский ГАУ
Государству всегда были необходимы квалифицированные педагогические кадры. 1980— 1990-е гг. были неоднозначным временем для российского учительства, во многом потому, что это был переходный период. В 1980-е гг. педагоги находились в относительно стабильном положении, потому что о них в той или иной степени заботились партия и государство. В 1990-е гг. в связи с изменением социально-политического строя в стране и снижением социального статуса учителя стало все больше проявляться негативных тенденций в кадровой ситуации.
Благодаря постоянному вниманию со стороны партийных, государственных и общественных организаций общая численность педагогических кадров в системе общего среднего образования Российской Федерации с 1980 по 2000 гг. увеличилась на 67%, и темпы прироста в городе были значительно выше, чем в сельской местности. За этот же период на Южном Урале количественный рост педагогических кадров составил 56% (табл. 1) [1]. В 1990-е гг. пик количественного роста педагогических кадров приходился на 1997—1998 гг., затем происходило постепенное снижение количества. Это было связано со сложным социальноэкономическим положением педагогов, что привело к оттоку специалистов из общеобразователь-
1. Учителя дневных общеобразовательных школ, тыс.
1980/1981 1987/1988 1988/1989 1990/1991 1997/1998 1998/1999 1999/2000
Российская Федерация 1167 1315 1361 1506 1748 1744 1733
Южный Урал 45,7 53,6 65,9 68,6 83,8 83,1 81,7
ной школы в другие отрасли народного хозяйства, и к тому, что все большее количество выпускников педагогических учебных заведений стало выбирать профессии, не связанные с педагогической деятельностью.
Педагогические институты в 1980-е гг. усиливали работу с учащимися по ориентации их на учительские профессии, в этом им активно помогали комитеты комсомола. Возрастало количество абитуриентов, поступающих по рекомендациям педагогических советов школ, комсомольских организаций, расширялась практика приема в педагогические вузы по направлениям местных органов народного образования. Как показывали специальные исследования, положительное разрешение проблемы профориентации было возможно только в том случае, когда соответствующая работа проводилась систематически с раннего возраста. В Курганском, Челябинском и Шадрин-ском пединститутах было опрошено 794 студента I курса, из них 378 выпускников городских школ и 416 — сельских. 25,6% бывших школьников из города и 33,2% из сельских школ мечтали о профессии учителя уже в начальных классах [2].
В 1980-е гг. появляются различные объединения учащихся, которых интересовала профессия педагога. На Южном Урале действовала система профильных педагогических классов в общеобразовательных школах. Реализация профориентационной работы шла через разнообразные формы: факультативы «Педагогика и психология», общественно-педагогическую практику учащихся, внеклассную работу, индивидуальное шефство, встречи с ветеранами педагогического труда, кабинеты профориентации. Еще одной эффективной формой профориентации являлись факультеты будущего учителя (ФБУ), например, в Асекеевском районе Оренбургской области. Благодаря им ежегодно более 20 учащихся получали комсомольские путевки для поступления в педагогический вуз, что было результатом совместной работы райкома комсомола, районо и Оренбургского государственного педагогического института [3]. Успешно проходили в школах дни дублера с целью ориентации на педагогическую профессию [4]. В 1984 г. при школах и УПК г. Челябинска было открыто 25 педклассов (785 учащихся) , на ФБУ при Челябинском и Магнитогорском пединститутах был отмечен самый высокий конкурс [5]. Довузовская педагогическая профориентация сыграла свою роль в том, что выпускники педагогических учебных заведений стали возвращаться в свой родные районы, например, в
Куртамышском районе Курганской области 70% педагогических работников были выпускниками школ своего района, в Щучанском — 73,6%, Са-факулевском районе — 74,1%. Схожая картина наблюдалась и в других районах региона.
Одним из наиболее эффективных путей подготовки специалистов для учреждений образования, особенно в сельской местности, в 1990-е гг. являлась организация целевого внеконкурсного приема выпускников школ, профессиональных училищ в высшие педагогические учебные заведения. Только за 1998 — 2000 гг. в вузы, таким образом, поступили 368 выпускников из Курганской области, все они после окончания учебы приехали в свои районы согласно заключенным четырехсторонним договорам [6]. Местными органами управления образованием зачастую недооценивалось решение проблемы подготовки специалистов с высшим образованием путем профессиональной ориентации лучших выпускников школ на педагогическую профессию и, что самое главное, — улучшения качества их подготовки.
В Оренбургском пединституте в 1980-е гг. произошел переход на обучение специалистов по новым профилям обучения: «физика-математика», «математика-физика», был создан факультет «Педагогики и методики начального образования», появились новые специальности — «Допризывная и физическая подготовка», «Информатика и вычислительная техника» [7]. В педагогических вузах региона увеличили количество часов на проведение спецкурсов по профориентации школьников, например, в Курганском пединституте работали спецкурсы: «Педагогические основы деятельности ученических производственных бригад», «Профориентация школьников» и т.д. В педагогических учебных заведениях Южного Урала появляются новые специальности: математика-информатика и вычислительная техника, методика воспитательной работы, факультет начальных классов, дошкольное воспитание.
В 1990-е гг. общеобразовательная школа получила специалистов новых профилей, в том числе социальных педагогов, валеологов, психологов, учителей, специально подготовленных для работы в сельской малокомплектной школе (число педагогических специальностей в вузах Российской Федерации выросло за 1990-е гг. с 23 до 43). В средних и высших педагогических учебных заведениях Челябинской области появились новые специальности: воспитатель дошкольного учреждения с правом обучения иностранному языку, учитель начальных классов и иностранного язы-
ка в начальной школе, социальный педагог, психолог-преподаватель основ маркетинга и менеджмента. По согласованию Главного управления образования и вузов Челябинской области были открыты следующие специальности, как на очном, так и заочном отделениях: психология, логопедия, социальная педагогика, сурдо-тифло-оли-гофренопедагогика. Был открыт факультет специального образования Уральского государственного педагогического университета на базе среднеспециального и высшего образования в г. Челябинске.
В 1990-е гг. потребность в учительских кадрах восполнялась за счет выпуска молодых специалистов, увеличения учебной нагрузки, распределения учебной нагрузки между педагогическими работниками, внедрения контрактной формы заключения трудовых соглашений между специалистом и учреждением, за счет миграции специалистов из других территорий. Снятие напряженности и недостатка в кадрах решалось за счет изменения и расширения профиля специальности в педагогических училищах, введения многоступенчатой подготовки, преемственности и непрерывности подготовки специалистов в педагогических училищах и педвузах. Например, в МГПИ (Магнитогорском государственном педагогическом институте) в 1996—1997 учебном году был увеличен план приема на контрактной основе на факультетах иностранных языков, филологическом, историческом — от 10 до 25 человек.
Улучшению качества подготовки учителей способствовала работа по структуризации педагогических учебных заведений. Органами управления образованием была проведена определенная работа по качественному изменению сети образовательных учреждений профессионально-педагогического образования. В 1995 г. в педагогический колледж было преобразовано Магнитогорское педагогическое училище. Согласно приказам МО РФ в 1996 г. были переведены в статус педагогических колледжей Челябинские педагогические училища № 1, 2 и Златоустовское педучилище [8], в 1998 г. — Миасское и Троицкое педагогические училища. Эти образовательные учреждения готовили специалистов в системе непрерывного образования с учреждениями высшего образования. Подобная реорганизация происходила также в Курганской и Оренбургской областях.
Общественные и государственные организации в Российской Федерации прилагали усилия по улучшению кадрового состава учителей общеобразовательных школ. В 1984 г. в общеобразовательные школы Российской Федерации было направлено более 49,7 тыс. молодых специалистов с высшим и 23,7 тыс. со среднеспециальным образованием, из выпускников институтов 65% — в сельские школы [9]. В 1984 г. в Челябинской области 97,3% учителей 4—10 классов и 25,6% учи-
телей начальных классов имели высшее образование [10]. В конце 1980-х гг. результатом непродуманной деятельности местных райкомов КПСС, сельских Советов, органов народного образования стало ухудшение качественного по образованию состава педагогических кадров учителей 4—10 классов, многим учителям приходилось работать с перегрузкой по часам. В 1989 г., по сравнению с 1987 г., в Челябинской области высшее образование учителей начальных классов уменьшилось с 30,1% до 29,7%, среднего и старшего звена — с 99,1% до 98,5% [11]. В Сафакулев-ском районе Курганской области в 1987—1990 гг. снизился качественный состав учителей 5—11 классов естественно-математического и гуманитарного циклов с 85,7 до 81,6%, что было значительно ниже областного уровня (92%) [12].
Незначительный рост учителей с высшим образованием объяснялся высокой текучестью кадров, хотя в Челябинской области процент учителей 4—10 классов, имеющих высшее образование, был даже выше, чем по Российской Федерации (97,9%). Несмотря на определенные успехи в повышении образовательного уровня учительства, ряд регионов не смогли достичь среднероссийских показателей образовательного уровня педагогических кадров. К ним можно отнести Оренбургскую область, которая имела 90% учителей с высшим образованием в 4—10 классах, что было одним из самых низких показателей в Российской Федерации [13]. Каждый третий учитель в сельских восьмилетних школах не имел соответствующего образования. Очень невысокая обеспеченность сельских школ учителями с высшим образованием была в Адамовском, Домба-ровском, Кваркенском, Гайском районах Оренбургской области [14].
В Курганской области в середине 1990-х гг. в образовательных учреждениях области работало свыше 20 тыс. педагогов, из них 65,7% имели квалификационные категории по результатам аттестации. Продолжающийся финансово-экономический кризис обострял и не давал возможности положительно решить вопросы нормального кадрового обеспечения всей системы образования, всех его учреждений. В тяжелом положении оказалась сельская школа, в которой качественный состав педагогов был низок, в это же время продолжался уход педагогов в другие отрасли и территории, был слаб приток в образовательные учреждения молодых специалистов (за их счет потребность удовлетворялась только на 60—70%), росло количество учительских вакансий (в 1995 г. их было 234, в 1998 г. — 496, не меньше их и в 1999 г.). Следствием всего этого явилось резкое снижение процента учителей 5—11 классов, имеющих высшее образование (в 1996 г. — 91,5%, в 1999 г. — 89,5%, в 1980 — 1984 гг. было свыше 95%, в том числе и на селе) [15].
В 1990-е гг. в результате совместной деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, администраций районов, служб занятости населения, органов управления образованием по социальной поддержке молодых специалистов, совершенствованию работы их профессиональной адаптации улучшилась динамика трудоустройства выпускников вузов и педагогических училищ (колледжей). Вместе с тем существовал и ряд негативных явлений, отрицательно сказывающихся на качестве образования. К примеру, возрастала доля учителей-неспе-циалистов, увеличивалось число работающих учителей-пенсионеров. Например, в Курганской области в городе работало 8,9% учителей-пенси-онеров, на селе — 5,4%, каждый третий учитель имел возраст старше 45 лет, сокращалось число молодых специалистов; в 2000 г. лишь 15,7% учителей области имели возраст до 25 лет, в 1997 г. — 21,9% [16].
Анализ данных позволяет отметить наличие разнообразных тенденций в кадровой ситуации как в целом в Российской Федерации, так и на Южном Урале.
Позитивные: количественный рост педагогических кадров; появление новых видов специалистов в школе (психологи, валеологи); расширение специальностей педагогического профиля; распространение контрактной формы подготовки специалистов и реализация договорных отношений между субъектами Федерации и педвузами; трудоустройство выпускников педвузов на контрактной основе; подготовка учителей для малокомплектных и национальных школ.
Негативные: выбытие педагогических работников в целом опережало прибытие; увеличение удельного веса педагогических работников со стажем выше 18 лет при относительно невысоком показателе числа молодых педагогов. Это свидетельствовало о том, что педагогический персонал образовательных учреждений в целом подвергал-
ся «старению»; увеличение числа учебных дисциплин, в обеспеченности которых педагогическими работниками наметился не только «острый», но и хронический дефицит («русский язык и литература, «математика», «история», «иностранный язык») [17]. К негативным тенденциям также можно отнести: феминизацию; отсутствие динамики в улучшении качественного состава учителей, все большее количество выпускников педвузов выбирает работу, не связанную с педагогической деятельностью; работа педагога не по профилю образования; снижение спроса на специалистов по дошкольному и начальному образованию.
Литература
1 Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 159; Челябинская область в цифрах: стат. сборник. Челябоблком-стат. Челябинск, 2001. С. 70; Российский статистический ежегодник. М., 2004. С. 110—113.
2 Белозерцев, Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. С. 51.
3 ЦДНИОО (Центр документации новейшей истории Оренбургской области). Ф. 1697. Оп. 29. Д. 23. ЛЛ.14, 20.
4 ЦДНИОО. Ф. 2373. Оп.2. Д.432. Л. 2.
5 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 259. Оп. 48. Д. 6996. Л. 18.
6 Кадровый потенциал системы образования Курганской области: цифры, факты, диаграммы // Наука и образование в Зауралье. 2000. № 1. С. 340.
7 ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф. 1014. Оп.4. Д.2113. Л.253.
8 Репин С. А. Управление областной образовательной системой: научно-методическое пособие. Челябинск: ЧГПУ, 1997. С. 28.
9 ГАРФ. Ф. 259. Оп. 48. Д. 6996. Л. 12.
10ГАРФ. Ф. 259. Оп. 48. Д. 6996. Л. 17.
пОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской области). Ф. 288. Оп. 201. Д. 1163. Л. 7.
12ГАКО (Государственный архив Курганской области). Ф. 1606.
Оп. 3. Д. 61. Л. 32.
13РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Ф. 17. Оп.153. Д. 1014. Л. 92.
14ЦДНИОО. Ф.371. 0п.70. Д.129. Л.69; Оп.85. Д.81. Л.2; Попов В.В. Будущее пока не прекрасно, но немного светло // Южный Урал. 1991. 20 августа. С. 3.
15Уваров, Д. И. Как это было (из истории народного образования Курганской области послевоенного периода. Люди, цифры, факты). Курган, 2000. С. 167.
16Куган, Б. А. Образовательная система области: состояние и перспективы // Наука и образование в Зауралье. 2000. № 1. С. 15.
17Репин, С. А. Управление областной образовательной системой: научно-методическое пособие. Челябинск: Факел, 1997. С. 27-28.