Сельское учительство Оренбургской области второй половины ХХ века: количественные и качественные изменения
Л. А. Кривцова, аспирантка, Оренбургский ГАУ
В 1959 г. сельское население Оренбургской области составляло 55% (1005,0 тыс. чел.), в 1970 г.
- 47% (962,1 тыс. чел.), в 1984 г. - 36% (777,7 тыс. чел.), в 1996 г. — 41,4% (920,5 тыс. чел.), в 2000 г. — 41,7% (925,3 тыс. чел.) [1]. Статистические данные показывают, что за 50 лет количество жителей оренбургской деревни уменьшилось. Существенными для оттока населения (молодежи) и значимыми антистимулами к жизнедеятельности на селе с 1980-х по 2000 гг. являлись: экономические, духовные, социальные, технические.
Несмотря на происходящие изменения в численности населения, сельская школа функционировала на протяжении всего исследуемого периода. В небольших населенных пунктах школа являлась стабилизирующим фактором существования села. Именно от нее во многом зависело его выживание: и демографически, так как закрепляла здесь жителей; и экономически, непосредственно готовя будущих сельских тружеников; и в сфере культуры, так как являлась центром интеллектуально-культурной жизни села, а зачастую
— и единственным очагом культуры. Работа школы во многом определялась количественным и качественным составом педагогического коллектива. В свою очередь, он изменялся в результате принятия многочисленных партийно-правительственных постановлений и нормативных документов, направленных на рост сельского учительского корпуса и уровня его образованности. Директивы пятого пятилетнего плана развития СССР на 1951—1955 гг. гласили: «Завершить к концу пятилетки переход на всеобщее среднее образование (десятилетка)... в областных... центрах и сельских местностях. В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей увеличить прием в педагогические институты в 1951—1955 гг. на 45% по сравнению с приемом за 1946—1950 гг.» [2]. В результате состав учителей школ Оренбургской области характеризовался следующими данными: в 1950/51 учебном году было 14475 чел., а в 1954/55 их число увеличилось до 15397, в том числе имеющих законченное высшее образование, соответственно, 1493 и 2511 чел., окончивших 2- и 3-годичные учительские институты — 2802 и 4298 чел, имеющих законченное среднее образование — 8725 и 8102 чел., не имеющих полного среднего образования — 1455 и 486 чел. Несмотря на работу, проводимую по подготовке преподавателей, в сельских школах не хва-
тало квалифицированных кадров педагогов [3]. Например, в селе недоставало 23 преподавателя физики и математики, 19 учителей иностранного языка, по другим предметам — 20, учителей начальных классов — 48 человек. Обком КПСС указывал на то, что областной отдел народного образования крайне неудовлетворительно занимался вопросами воспитания, подбора и расстановки педагогических кадров; допускалась большая текучесть и сменяемость кадров. За 1956 г. выбыло 1156 учителей и руководящих работников народного образования, из них освобождено за плохую работу и недостойное поведение 80 чел. Молодые кадры плохо закреплялись в сельской местности. В 1957 г. 42 учителя из окончивших институты уклонились от направления их на работу в сельские школы [4]. Перестройка воспитания и обучения предъявляла к учителям новые требования, содержание которых определял Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (24.12.1958). Из ст. 33 следовало, что необходимо «улучшить подготовку учителей в пединститутах и университетах; расширить подготовку учителей для начальных школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителями с высшим образованием; организовать подготовку учителей по агрономии, животноводству, технике и другим дисциплинам.» [5]. В связи с этим законом расширялась переподготовка кадров в институтах усовершенствования учителей (ИУУ) через курсы и семинары на базе передовых школ области. Значительную роль в повышении квалификации имело заочное обучение: по Оренбургскому пединституту прием составил 800 чел. вместо 450 по плану. Более полно в 1960 г. осуществлен охват заочным обучением учителей без соответствующего образования: в Бузулукском районе из 165 — 140, в Бу-зулукском из 150 — 104, в Люксембургском из 110
— 72 [6]. Вновь открылись Оренбургское музыкально-педагогическое училище по подготовке учителей пения и музыки, Оренбургский учебноконсультационный пункт Омского института физической культуры по подготовке учителей физического воспитания [7].
В 1960—1970-е гг. были приняты постановления: «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10.11.1966 г.); «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20.06.1972 г.);
«О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (6.07.1973 г.), «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (22.12.1977 г.), направленные на обеспечение школ квалифицированными педагогическими кадрами, повышение уровня их подготовки в педагогических учебных заведениях и университетах с учетом специфики сельской школы. Во исполнение их за годы восьмой пятилетки (1966—1970 гг.) улучшился качественный состав педагогических кадров с высшим образованием на 2163 чел. [8]. За годы девятой (1970—1975 гг.) и десятой (1976—1980 гг.) пятилеток в школы было направлено около 7 тыс. молодых специалистов, причем более 3 тыс. с высшим образованием. Подавляющее большинство выпускников направлялось в село. Количество учителей с высшим образованием за это время увеличилось на 1370 чел., более 1 тыс. чел. этого прироста приходилось на сельские школы. В результате в 4—10-х классах по основным предметам процент учителей с высшим образованием возрос с 64,9 до 75,1%, а в сельских школах — с 54,5 до 66,3%. Улучшился качественный (по образованию) состав преподавателей начальных классов. Процент этих учителей с соответствующим педагогическим образованием вырос с 90,1 до 98,2%, в сельской местности — соответственно с 88,4 до 97,4%. Несмотря на это, область значительно отставала от средних республиканских показателей по качественному составу учителей, работающих в 4—10 классах. Причиной являлся разрыв между потребностью в педагогических кадрах с высшим образованием и уровнем ее удовлетворения. В школах области в 1982 г. работало 1034 учителя по труду. Из них 289 чел. (27%) с высшим образованием, 237 (22,9%) — с общим средним. Из 508 учителей со средним специальным и незаконченным высшим образованием 210 (41%)
— педагоги. Из 374 учителей труда в 9—10-х классах средних школ только 118 чел. (31,5%) с высшим образованием, 61 (16,3%) имели среднее специальное образование [9]. Проблемы общеобразовательной школы и состояния педагогических кадров нашли отражение на Х пленуме обкома КПСС (24.06.1983 г.). Например, в выступлении ректора Оренбургского государственного педагогического института Н. И. Сайгина приводились такие цифры: если в среднем по РСФСР процент учителей с высшим образованием в 4—10 классах составлял 94,8%, то в Оренбургской области — только 87,7%. Это, по его словам, последнее место в республике, хотя в области два педагогических института, которые ежегодно направляли в местные школы педагогов с высшим образованием, и она получала также учителей из других педвузов и университетов. Одной из причин этого являлась текучесть кадров учителей, составляющая 10%
(около 1,2 тыс.). Особенно по этому показателю выделялись Абдулинский, Асекеевский, Бузулук-ский, Гайский, Светлинский, Северный, Яснен-ский районы, где почти в два раза он был выше среднеобластного. Причины, по словам выступавшего, разные: нехватка учебных часов по специальности, отсутствие благоустроенного жилья, трудности с приобретением продуктов питания, низкий уровень гражданской и профессиональной зрелости молодых специалистов и другие [10]. Реформа 1984 г. требовала «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе», указывая при этом на то, что «в особом внимании нуждается сельская школа». Ее состояние и уровень работы, подчеркивалось в Основных направлениях, существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, повышение культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем в деревне. Поэтому усилия партийных, советских и общественных организаций, агропромышленных объединений ориентировались на коренное улучшение условий работы сельских школ, укрепление их квалифицированными педагогическими кадрами, повышение качества учебно-воспитательного процесса, улучшение трудовой подготовки и профориентации учащихся. Однако, отмечалось и на IX пленуме обкома КПСС, сложилась практика, когда партийные, советские и хозяйственные органы проявляли большой интерес и внимание лишь к укреплению и развитию материальной базы учебных заведений, упуская из виду заботу об учительских кадрах. В выступлении ректора Оренбургского пединститута Н. И. Сайгина на II пленуме обкома КПСС о проблемах подготовки педагогов указывалось на необходимость резкого увеличения внеконкурсного набора для решения проблемы кадров в сельских школах. Например, регулярно направляли своих выпускников в педвуз школы Соль-Илец-кого, Оренбургского, Саракташского, Акбулак-ского, Переволоцкого районов, но выделялись районы, которые из года в год не выполняли планы посылки местной молодежи в институт, хотя в этих районах потребность в кадрах учителей оставалась неизменно высокой (Бугурусланский, Пономаревский, Матвеевский и ряд других).
В 1980-е гг. система непрерывной подготовки педагогических кадров, включающая отбор молодежи, обучение, стажировку, повышение квалификации, аттестацию, позволяла повышать их образовательный уровень. Почти 96% учителей
4—10 классов имели высшее образование. Но образовательный уровень сельского педагогического корпуса отставал от уровня городских учителей на 8,6% [11]. В 1989 г. в сельской местности не хватало 700 учителей. С 1980-х гг. число учителей Оренбургской области с высшим образованием
5—11 классов возросло с 93,5 до 95,4%. Количество учителей начальных классов по этому показателю увеличилось с 17 до 33%. Однако потребность начальной школы в специалистах с высшим образованием существенно не восполнилась.
Идеологическая комиссия обкома КПСС в 1990 г. проанализировала работу партийных комитетов Оренбургского педагогического института для народного хозяйства области. Принятые рекомендации опирались на вводимый в стране в процессе формирования рынка новый тип взаимоотношений между вузами и предприятиями — договорные обязательства. Так, Постановление Совета Министров СССР «О мерах по развитию договорных отношений в подготовке специалистов с высшим и средним образованием» (19.12.1990г.), Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике предоставляли право самостоятельно определять объемы и структуру подготовки и порядок распределения молодых специалистов, учитывая нужды государства и перспективы развития регионов и отраслей. В 1990/91 г. в Оренбургской области насчитывалось 22100 учителей, из них с высшим образованием 70,1%; в 2000 г.: 27963 — 72%. На рубеже последнего десятилетия XX — начала XXI вв. совершенствовался механизм целевого приема и целевой контрактной подготовки сельских абитуриентов в высшие учебные заведения, являющейся одной из форм реализации социального заказало обеспечению общеобразовательных учреждений области педагогическими кадрами с высшим образованием. В 2003 г. в педагогических вузах области обучались за счет средств федерального бюджета более 400 «целевиков». В рамках программы губернаторского набора осуществлялась подготовка 265 будущих педагогов [12].
Во второй половине XX века с количественным и качественным составом сельского учительского корпуса Оренбуржья происходили циклические изменения, которые выразились в периодах роста и спада. Сокращение абсолютной численности учителей было обусловлено социально-экономическими причинами. Результатом постоянной работы органов народного образования и развития непрерывного педагогического образования стало увеличение количества педагогов с высшим образованием. Но несмотря на то, что власти региона прилагали значительные усилия по направлению в сельские школы квалифицированных специалистов, в отличие от городских они были укомплектованы хуже. Для уменьшения текучести педагогов необходимо применение прямых экономических методов, сочетание их с социальными, психологическими и другими мерами, способствующими увеличению закрепляемости кадров в школах с соответствующим образованием.
Литература
1 Оренбургская область за 50 лет. 1934—1983: стат. сб. Челябинск, 1984. С. 5; Города и районы Оренбургской области: стат. сб./облкомстат. Оренбург, 2002. С. 22—23.
2 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 45.
’ ГАОО. Ф. 1003. Оп. 11. Д. 5423. ЛЛ. 206-208.
4 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 19. ЛЛ. 3-10.
5 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 60-61.
6 ГАОО. Ф. 1014. Оп. 4. Д. 837. ЛЛ. 275, 294-296.
7 ЦЦНИОО. Ф. 371. Оп. 23. Д. 26. Л. 111.
8 ГАОО. Ф. 1893. Оп. 3. Д. 4740. ЛЛ. 180-193.
9 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 67. Д. 109. ЛЛ. 107-119; ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 80. Д. 20. ЛЛ. 139-140, 142-145.
“ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 83. Д. 7. ЛЛ. 61-62.
11 Статистические данные о развитии системы народного образования Оренбургской области (к собранию актива областной партийной организации). Апрель. 1988. С. 5.
12 Региональная программа «Педагогические кадры Оренбуржья на 2004—2008 гг.». Оренбург, 2003. С. 16.