Научная статья на тему 'Сельское учительство Оренбургской области второй половины ХХ века: количественные и качественные изменения'

Сельское учительство Оренбургской области второй половины ХХ века: количественные и качественные изменения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривцова Л. А.

Статья посвящена анализу количественных и качественных изменений в составе педагогического коллектива сельской школы Оренбургской области второй половины ХХ в., так как в период с 1950 по 2000 гг. структура педагогических заведений усложнялась, открывались новые специальности и кафедры в соответствии с требованиями времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rural teachers of the Orenburg region in the second half on the 20th century, their qualitative and quantitative alterations

The article deals with the study of qualitative and quantitative alterations that occurred in the structure of rural pedagogical collectives of the Orenburg region in the second half of the 20th century. It is pointed out that in the period from 1950 to 2000 there existed many problems in the structure of pedagogical institutions, a lot of new specialities and departments were being formed in accord with the demands of the time.

Текст научной работы на тему «Сельское учительство Оренбургской области второй половины ХХ века: количественные и качественные изменения»

Сельское учительство Оренбургской области второй половины ХХ века: количественные и качественные изменения

Л. А. Кривцова, аспирантка, Оренбургский ГАУ

В 1959 г. сельское население Оренбургской области составляло 55% (1005,0 тыс. чел.), в 1970 г.

- 47% (962,1 тыс. чел.), в 1984 г. - 36% (777,7 тыс. чел.), в 1996 г. — 41,4% (920,5 тыс. чел.), в 2000 г. — 41,7% (925,3 тыс. чел.) [1]. Статистические данные показывают, что за 50 лет количество жителей оренбургской деревни уменьшилось. Существенными для оттока населения (молодежи) и значимыми антистимулами к жизнедеятельности на селе с 1980-х по 2000 гг. являлись: экономические, духовные, социальные, технические.

Несмотря на происходящие изменения в численности населения, сельская школа функционировала на протяжении всего исследуемого периода. В небольших населенных пунктах школа являлась стабилизирующим фактором существования села. Именно от нее во многом зависело его выживание: и демографически, так как закрепляла здесь жителей; и экономически, непосредственно готовя будущих сельских тружеников; и в сфере культуры, так как являлась центром интеллектуально-культурной жизни села, а зачастую

— и единственным очагом культуры. Работа школы во многом определялась количественным и качественным составом педагогического коллектива. В свою очередь, он изменялся в результате принятия многочисленных партийно-правительственных постановлений и нормативных документов, направленных на рост сельского учительского корпуса и уровня его образованности. Директивы пятого пятилетнего плана развития СССР на 1951—1955 гг. гласили: «Завершить к концу пятилетки переход на всеобщее среднее образование (десятилетка)... в областных... центрах и сельских местностях. В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей увеличить прием в педагогические институты в 1951—1955 гг. на 45% по сравнению с приемом за 1946—1950 гг.» [2]. В результате состав учителей школ Оренбургской области характеризовался следующими данными: в 1950/51 учебном году было 14475 чел., а в 1954/55 их число увеличилось до 15397, в том числе имеющих законченное высшее образование, соответственно, 1493 и 2511 чел., окончивших 2- и 3-годичные учительские институты — 2802 и 4298 чел, имеющих законченное среднее образование — 8725 и 8102 чел., не имеющих полного среднего образования — 1455 и 486 чел. Несмотря на работу, проводимую по подготовке преподавателей, в сельских школах не хва-

тало квалифицированных кадров педагогов [3]. Например, в селе недоставало 23 преподавателя физики и математики, 19 учителей иностранного языка, по другим предметам — 20, учителей начальных классов — 48 человек. Обком КПСС указывал на то, что областной отдел народного образования крайне неудовлетворительно занимался вопросами воспитания, подбора и расстановки педагогических кадров; допускалась большая текучесть и сменяемость кадров. За 1956 г. выбыло 1156 учителей и руководящих работников народного образования, из них освобождено за плохую работу и недостойное поведение 80 чел. Молодые кадры плохо закреплялись в сельской местности. В 1957 г. 42 учителя из окончивших институты уклонились от направления их на работу в сельские школы [4]. Перестройка воспитания и обучения предъявляла к учителям новые требования, содержание которых определял Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (24.12.1958). Из ст. 33 следовало, что необходимо «улучшить подготовку учителей в пединститутах и университетах; расширить подготовку учителей для начальных школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителями с высшим образованием; организовать подготовку учителей по агрономии, животноводству, технике и другим дисциплинам.» [5]. В связи с этим законом расширялась переподготовка кадров в институтах усовершенствования учителей (ИУУ) через курсы и семинары на базе передовых школ области. Значительную роль в повышении квалификации имело заочное обучение: по Оренбургскому пединституту прием составил 800 чел. вместо 450 по плану. Более полно в 1960 г. осуществлен охват заочным обучением учителей без соответствующего образования: в Бузулукском районе из 165 — 140, в Бу-зулукском из 150 — 104, в Люксембургском из 110

— 72 [6]. Вновь открылись Оренбургское музыкально-педагогическое училище по подготовке учителей пения и музыки, Оренбургский учебноконсультационный пункт Омского института физической культуры по подготовке учителей физического воспитания [7].

В 1960—1970-е гг. были приняты постановления: «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10.11.1966 г.); «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20.06.1972 г.);

«О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (6.07.1973 г.), «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (22.12.1977 г.), направленные на обеспечение школ квалифицированными педагогическими кадрами, повышение уровня их подготовки в педагогических учебных заведениях и университетах с учетом специфики сельской школы. Во исполнение их за годы восьмой пятилетки (1966—1970 гг.) улучшился качественный состав педагогических кадров с высшим образованием на 2163 чел. [8]. За годы девятой (1970—1975 гг.) и десятой (1976—1980 гг.) пятилеток в школы было направлено около 7 тыс. молодых специалистов, причем более 3 тыс. с высшим образованием. Подавляющее большинство выпускников направлялось в село. Количество учителей с высшим образованием за это время увеличилось на 1370 чел., более 1 тыс. чел. этого прироста приходилось на сельские школы. В результате в 4—10-х классах по основным предметам процент учителей с высшим образованием возрос с 64,9 до 75,1%, а в сельских школах — с 54,5 до 66,3%. Улучшился качественный (по образованию) состав преподавателей начальных классов. Процент этих учителей с соответствующим педагогическим образованием вырос с 90,1 до 98,2%, в сельской местности — соответственно с 88,4 до 97,4%. Несмотря на это, область значительно отставала от средних республиканских показателей по качественному составу учителей, работающих в 4—10 классах. Причиной являлся разрыв между потребностью в педагогических кадрах с высшим образованием и уровнем ее удовлетворения. В школах области в 1982 г. работало 1034 учителя по труду. Из них 289 чел. (27%) с высшим образованием, 237 (22,9%) — с общим средним. Из 508 учителей со средним специальным и незаконченным высшим образованием 210 (41%)

— педагоги. Из 374 учителей труда в 9—10-х классах средних школ только 118 чел. (31,5%) с высшим образованием, 61 (16,3%) имели среднее специальное образование [9]. Проблемы общеобразовательной школы и состояния педагогических кадров нашли отражение на Х пленуме обкома КПСС (24.06.1983 г.). Например, в выступлении ректора Оренбургского государственного педагогического института Н. И. Сайгина приводились такие цифры: если в среднем по РСФСР процент учителей с высшим образованием в 4—10 классах составлял 94,8%, то в Оренбургской области — только 87,7%. Это, по его словам, последнее место в республике, хотя в области два педагогических института, которые ежегодно направляли в местные школы педагогов с высшим образованием, и она получала также учителей из других педвузов и университетов. Одной из причин этого являлась текучесть кадров учителей, составляющая 10%

(около 1,2 тыс.). Особенно по этому показателю выделялись Абдулинский, Асекеевский, Бузулук-ский, Гайский, Светлинский, Северный, Яснен-ский районы, где почти в два раза он был выше среднеобластного. Причины, по словам выступавшего, разные: нехватка учебных часов по специальности, отсутствие благоустроенного жилья, трудности с приобретением продуктов питания, низкий уровень гражданской и профессиональной зрелости молодых специалистов и другие [10]. Реформа 1984 г. требовала «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе», указывая при этом на то, что «в особом внимании нуждается сельская школа». Ее состояние и уровень работы, подчеркивалось в Основных направлениях, существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, повышение культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем в деревне. Поэтому усилия партийных, советских и общественных организаций, агропромышленных объединений ориентировались на коренное улучшение условий работы сельских школ, укрепление их квалифицированными педагогическими кадрами, повышение качества учебно-воспитательного процесса, улучшение трудовой подготовки и профориентации учащихся. Однако, отмечалось и на IX пленуме обкома КПСС, сложилась практика, когда партийные, советские и хозяйственные органы проявляли большой интерес и внимание лишь к укреплению и развитию материальной базы учебных заведений, упуская из виду заботу об учительских кадрах. В выступлении ректора Оренбургского пединститута Н. И. Сайгина на II пленуме обкома КПСС о проблемах подготовки педагогов указывалось на необходимость резкого увеличения внеконкурсного набора для решения проблемы кадров в сельских школах. Например, регулярно направляли своих выпускников в педвуз школы Соль-Илец-кого, Оренбургского, Саракташского, Акбулак-ского, Переволоцкого районов, но выделялись районы, которые из года в год не выполняли планы посылки местной молодежи в институт, хотя в этих районах потребность в кадрах учителей оставалась неизменно высокой (Бугурусланский, Пономаревский, Матвеевский и ряд других).

В 1980-е гг. система непрерывной подготовки педагогических кадров, включающая отбор молодежи, обучение, стажировку, повышение квалификации, аттестацию, позволяла повышать их образовательный уровень. Почти 96% учителей

4—10 классов имели высшее образование. Но образовательный уровень сельского педагогического корпуса отставал от уровня городских учителей на 8,6% [11]. В 1989 г. в сельской местности не хватало 700 учителей. С 1980-х гг. число учителей Оренбургской области с высшим образованием

5—11 классов возросло с 93,5 до 95,4%. Количество учителей начальных классов по этому показателю увеличилось с 17 до 33%. Однако потребность начальной школы в специалистах с высшим образованием существенно не восполнилась.

Идеологическая комиссия обкома КПСС в 1990 г. проанализировала работу партийных комитетов Оренбургского педагогического института для народного хозяйства области. Принятые рекомендации опирались на вводимый в стране в процессе формирования рынка новый тип взаимоотношений между вузами и предприятиями — договорные обязательства. Так, Постановление Совета Министров СССР «О мерах по развитию договорных отношений в подготовке специалистов с высшим и средним образованием» (19.12.1990г.), Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике предоставляли право самостоятельно определять объемы и структуру подготовки и порядок распределения молодых специалистов, учитывая нужды государства и перспективы развития регионов и отраслей. В 1990/91 г. в Оренбургской области насчитывалось 22100 учителей, из них с высшим образованием 70,1%; в 2000 г.: 27963 — 72%. На рубеже последнего десятилетия XX — начала XXI вв. совершенствовался механизм целевого приема и целевой контрактной подготовки сельских абитуриентов в высшие учебные заведения, являющейся одной из форм реализации социального заказало обеспечению общеобразовательных учреждений области педагогическими кадрами с высшим образованием. В 2003 г. в педагогических вузах области обучались за счет средств федерального бюджета более 400 «целевиков». В рамках программы губернаторского набора осуществлялась подготовка 265 будущих педагогов [12].

Во второй половине XX века с количественным и качественным составом сельского учительского корпуса Оренбуржья происходили циклические изменения, которые выразились в периодах роста и спада. Сокращение абсолютной численности учителей было обусловлено социально-экономическими причинами. Результатом постоянной работы органов народного образования и развития непрерывного педагогического образования стало увеличение количества педагогов с высшим образованием. Но несмотря на то, что власти региона прилагали значительные усилия по направлению в сельские школы квалифицированных специалистов, в отличие от городских они были укомплектованы хуже. Для уменьшения текучести педагогов необходимо применение прямых экономических методов, сочетание их с социальными, психологическими и другими мерами, способствующими увеличению закрепляемости кадров в школах с соответствующим образованием.

Литература

1 Оренбургская область за 50 лет. 1934—1983: стат. сб. Челябинск, 1984. С. 5; Города и районы Оренбургской области: стат. сб./облкомстат. Оренбург, 2002. С. 22—23.

2 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 45.

’ ГАОО. Ф. 1003. Оп. 11. Д. 5423. ЛЛ. 206-208.

4 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 19. ЛЛ. 3-10.

5 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 60-61.

6 ГАОО. Ф. 1014. Оп. 4. Д. 837. ЛЛ. 275, 294-296.

7 ЦЦНИОО. Ф. 371. Оп. 23. Д. 26. Л. 111.

8 ГАОО. Ф. 1893. Оп. 3. Д. 4740. ЛЛ. 180-193.

9 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 67. Д. 109. ЛЛ. 107-119; ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 80. Д. 20. ЛЛ. 139-140, 142-145.

“ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 83. Д. 7. ЛЛ. 61-62.

11 Статистические данные о развитии системы народного образования Оренбургской области (к собранию актива областной партийной организации). Апрель. 1988. С. 5.

12 Региональная программа «Педагогические кадры Оренбуржья на 2004—2008 гг.». Оренбург, 2003. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.