Научная статья на тему 'ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ'

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Показана роль трудового воспитания школьников в нравственном развитии детей, в подготовке их к профессиональному самоопределению и будущей трудовой деятельности. Рассмотрены нормативно-правовые вопросы и возможности реализации программ трудового воспитания в общеобразовательных школах с инклюзивным обучением детей, имеющих особые образовательные потребности. Обсуждается опыт обучения и воспитания детей на примере одной из экспериментальных школ Санкт-Петербурга, где сохранены советские традиции трудового воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES IN THE ASPECT OF THE FORMATION OF FUTURE PROFESSIONAL PREFERENCES

The role of labor education of schoolchildren in the moral development of children, in preparing them for professional self-determination and future labor activity is shown. Regulatory and legal issues and the possibilities of implementing labor education programs in general education schools with inclusive education for children with special educational needs are considered. The experience of teaching and raising children is discussed on the example of one of the experimental schools in St. Petersburg, where the Soviet traditions of labor education of children with intellectual disabilities are preserved.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 376.1+371.398+372.864

В. А. Худик

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Проблемы воспитания подрастающего поколения остаются значимыми в общей цепи образовательных задач, стоящими перед современной школой1. Итоги качества образования рассматриваются преимущество с позиций успешности или неуспешности обучения и, главным образом, по итогам четвертных, годовых оценках, по итогам сдачи выпускниками ОГЭ2 или

1 24 июня 2022 г. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Мин-просвещения РФ одобрена Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная в федеральном Институте изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования. Документ единогласно утвержден экспертами и рекомендован к использованию в российских школах [1].

2 Основной государственный экза-

мен - итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессиональ-

ЕГЭ3. То есть, если результаты успешности обучения можно хоть каким-то образом объективировать оценками, то эффективность воспитания - воспитанность обучающихся остаётся внешней атрибутивной функцией, в большей мере выраженной субъективно педагогами или взрослыми, констатирующими своё отношение к ребёнку - подростку -юноше / девушке. Культура поведения, речь и поступки как бы находятся вне учебно-предметной деятельности обучающихся - они вне формирующихся знаниевых компетенций, а

ного образования; является одной из трёх форм Государственной итоговой аттестации (примеч. ред.).

3 Единый государственный экзамен -централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях - школах, лицеях и гимназиях, форма проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы (примеч. ред.).

поэтому не подлежат оцениванию со стороны учителя, хотя нередко педагоги снижают оценку обучающимся, нарушающим поведение на уроке, что приводит к развитию различных межличностных конфликтов в структуре отношений «педагог - учащийся».

Круг воспитательных проблем в системе образования достаточно широк - от культуры (развития нравственно-этических сферы обучающихся) до оценки физического состояния организма и трудового воспитания (готовности к выполнению нормативов физического здоровья и к трудовой деятельности). В советский период времени эта подготовка носила системный характер [2] и напрямую была связана с диспансеризацией учащихся средних профессиональных школ [3], активным культурным и физическим отдыхом [4], трудом в летнее время и во время учебных практик [5-6]. В нынешнее время несколько изменились подходы к вопросам воспитания и обучения учащейся молодежи. Во главу угла основной акцент ставится на образовательной деятельности субъектов педагогического взаимодействия - учащихся и педагогов. При этом совместная деятельность рассматривается как организуемая и принимаемая субъектами учебная деятельность, при которой учащиеся вправе сами определять притязания и возможности участия и реализации образовательных проектов в рамках тех или иных учебно-предметных программ [7]. В этой связи важно, чтобы данные инновационные проекты совместной деятельности способствовали бы развитию когнитив-

но-личностной сферы учащихся, подготавливая, таким образом, последних к успешным проявлениям социализации и подготовке к выберу дальнейшего жизненного пути в аспекте будущего профессионального образования.

Реализация программ школьного образования приобретает особую актуальность для школ, которые ранее являлись коррекционными школами для лиц с интеллектуальными нарушениями - умственной отсталостью. Приобретение статуса общеобразовательной школы не изменило концепцию обучения детей с особыми образовательными потребностями, поскольку особенности аномального развития личности при различных вариантах психического дизонтоге-неза [8] никуда не исчезли, а обрели новое видение в аспекте реабилитации и ресоциализации личности таких детей в условиях интегрированного обучения [9]. Инклюзивным такое обучение назвать трудно, поскольку специальные (коррекционные) школы, открывшие двери для нормально развивающихся детей, сохранили концепцию воспитания и обучения, которая нарабатывалась годами советской школой, реализовывавшей специальные программы для обучения детей с умственной отсталостью. Пришедшие в такую школу (с вывеской - общеобразовательная средняя школа) нормально развивающиеся дети фактически оказались интегрированными в среду коррекционно-образовательного учреждения, а программы обучения для них становятся, таким образом, инклюзивными, снижающие реальный их потен-

циал интеллектуального и личностного развития. И, наоборот, ребенок с особыми образовательными потребностями, попадая в школу обычно развивающихся детей, фактически интегрируется в новую для него среду, тогда как программы обучения для него становятся инклюзивными, что требует специальной подготовки педагогов и присутствия в учебном процессе тьютора, сопровождающего и направляющего такого ребенка в жизнедеятельности общеобразовательной средней школы.

Одна из таких экспериментальных школ1 в городе Санкт-Петербурге, куратором которой в научно-прикладных проектах выступает Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования, реализует программы обучения детей с особыми образовательными потребностями, то есть в общеобразовательной школе реализуются программы обучения для детей с интеллектуальными нарушениями и для нормально развивающихся школьников. В интегрированных классах работают специально подготовленные педагоги, имеющие дефектологическое образование, а также учителя, прошедшие переподготовку по специальному (дефектологическому) образованию и регулярно повышающие свою квалификацию. Сохраненная образовательная среда, которая была создана педагогами школы для обучения детей с ограниченными

1 ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга (директор школы Е. В. Раева).

возможностями здоровья (ОВЗ) во время существования коррекцион-ной школы для детей с интеллектуальными нарушениями, фактически стала использоваться общеобразовательной школой в равных условиях как для детей с ОВЗ, так и нормально развивающихся детей. Единое образовательное пространство представляет собой проекцию социальной среды общества, в котором могут находиться люди с особыми потребностями и остальные категории граждан, живущих в единстве, понимании и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Наряду с учебными программами для начальной и средней школы педагоги активно разрабатывают и внедряют в практику работы профессионально ориентированные программы обучения труду, когда учащиеся овладевают навыками бытового обслуживания, сопровождения своей учебной деятельности в домашних условиях. Дети начальных и средних классов приобретают опыт решения различных бытовых вопросов - в приготовлении пищи, уборки помещений в условиях школы и дома, овладевают навыками рукоделия и помощи взрослым в ведении домашнего хозяйства (рис. 1). Все эти особенности домашней бытовой деятельности хорошо себя зарекомендовали в программах трудового воспитания, которые реализовались раньше в советской школе. Сохранение данных традиций в отечественной современной педагогике должно способствовать возрождению трудового воспитания как главного источника подготовки молодых людей к само-

Рис. 1. Фотоматериалы уроков труда в ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга (материалы любезно предоставлены зам. директора по руководству трудового обучения Н. М. Максимовой)

стоятельной жизни и трудовой деятельности.

Кроме того, уроки труда в школе несут в себе целый ряд вопросов, которые задают себе школьники - «А на что я способен?», «В чём мои способности, и как и где они могут проявиться?», «Где я могу применить полученные знания на том или иной уроке?», «А следует ли мне так трепетно выполнять все домашние задания...?» и др. Ответы на эти вопросы ребята находят в разнообразных видах трудовой деятельности, если она как таковая есть, поскольку именно труд как практический опыт служит мотиватором учебы и творчества.

Очевидно, следует понимать, что разделение видов деятельности на «учебную» и «трудовую» несколько условно, так как необходимо формировать у учащихся адекватное представление о «деятельности» и её «ре-

зультатах». Умелое сочетание игровой, учебной и трудовой деятельности в условиях образовательного пространства нацелено, в итоге, на подготовку учащихся к профессиональному самоопределению и выбору смысло-жизненных ориентиров, в том числе и в будущей профессионально-трудовой деятельности.

В школе реализуется несколько важных проектов: наставничество и конкурсы профессионального мастерства для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Целью проекта «наставничество»1 является создание условий для поддержки обучающихся, оказания им помощи в профессиональном само-

1 Руководитель проекта Д. Н. Савенок, заместитель директора по УВР ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга.

определении, раскрытии потенциала взрослеющей личности в учебной деятельности, социальной адаптации в сфере самообслуживания и интересов к различным видам труда [10]. Данный проект реализуется наряду с другими государственными программами: «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка» в структуре основного национального проекта «Образование» [цит. по 7], исполнение которых поручено образовательным организациям, осуществляющим деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Педагоги школы и учащиеся активно включились в международное некоммерческое движение «Абилим-пикс», целью которого является развитие в Российской Федерации системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивает эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. Данное движение является также одним из проектов некоммерческой деятельности «Россия - страна возможностей», где единая образовательная платформа объединяет 20 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», студенческая олимпи-

ада «Я - профессионал», международный конкурс «Мой первый бизнес» и др.

Конкурсы профессионального мастерства направлены на:

а) формирование морально-этических качеств обучающихся в процессе трудового воспитания;

б) проявление способностей и интересов к различным профессиям;

в) развитие творческой инициативы и соревновательности в овладении трудовыми навыками.

Учащиеся осваивают такие виды профессиональной деятельности, как шитье, приготовление некоторых блюд еды, уборка рабочего места, штукатурные работы и кирпичная кладка, столярные работы и знакомство работы на станках, пр. Эти навыки они приобретают на уроках в специально оборудованных классах (помещениях), они также могут продолжать оттачивать свои навыки и во внеурочной деятельности на занятиях «по интересам».

Системные занятия способствуют формированию интереса к профессии, являются важным ориентиром в определении профессиональных предпочтений. А вовлечение в трудовую деятельность школьников разных возрастных групп является прогностическим критерием реалистичной профориентационной работы, итогом которой выступает сформи-рованность различных трудовых профессиональных навыков, достаточно востребуемых в школьной жизни, в условиях быта семьи, в летних трудовых лагерях и т. д.

Возрождение трудового воспитания в школах - одна из главных задач

отечественного образования, поэтому организация производственной среды и уроков труда, ориентированных на этнокультурный, социально-бытовой и экономический образ

жизни региона, будет способствовать реальной подготовки молодых людей к выбору будущей профессии и трудовой взрослой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций // https://xn--80adrabb4 aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/ (дата обращения: 05.02.2023).

2. Блонский П. П. Азбука труда: (Введ. в трудоведение). М.; Пг.: Гос. изд., 1923. 66 с.

3. Моторина М. П. Диспансерное обслуживание учащихся профессионально-технических учебных заведений в СССР. М.: Профтехиздат, 1962. 128 с.

4. Счастливой смене - здоровый отдых: Сборник материалов по худ. работе в летних пионерских лагерях, площадках и форпостах / Удмурт. дом худож. воспитания детей. Ижевск: Удгиз, 1935. 78 с.

5. Горелов В. А. Производительный труд учащихся на строительстве: (Из опыта работы) / Калуж. обл. отд. нар. образования. Ин-т усовершенствования учителей. Калуга: Кн. изд-во, 1959. 30 с.

6. Каракашев Г. И. Общественно полезный труд учащихся как средство связи школы с жизнью. Грозный: Газ. «Грозн. Рабочий», 1964. 11 с.

7. Национальный проект «Образование» // https://www.gov.spb.ru/gov/

otrasl/educ/prioritetnyj-nacionalnyj-proekt-obrazovanie/ (дата обращения: 14.02.2023).

8. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Монография. Киев: Здоровья, 1993. 144 с.

9. Лубовский В. И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.

10. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 // https://rulaws.ru/ acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145/ (дата обращения: 21.12.2022).

REFERENCES

1. Exemplary work program of xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ education for educational organizations // ooy/programma-vospitaniya/ (date of https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u. application: 05.02.2023).

2. Blonsky P. P. The ABC of Labor: (Introduction to Labor Studies). M.; Pg.: State Publishing House, 1923. 66 p. (In USSR).

3. Motorina M. P. Dispensary care for students of vocational schools in the USSR. M.: Proftekhizdat, 1962. 128 p. (In USSR).

4. Happy shift - healthy rest: Collection of materials on artistic work in summer pioneer camps, sites and outposts / Udmurt House of Artistic Education of Children. Izhevsk: Udgiz, 1935. 78 p. (In USSR).

5. Gorelov V. A. Productive labor of students in construction: (From work experience) / Kaluga Regional Department of Public Education. Institute for the Improvement of Teachers. Kaluga: Book publishing house, 1959. 30 p. (In USSR).

6. Karakashev G. I. Socially useful work of students as a means of connecting the school with life. Grozny: Newspaper "Grozny Rabochiy", 1964. 11 p. (In USSR).

7. National project "Education" // https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ educ/prioritetnyj -nacionalnyj -proekt-

obrazovanie/ (date of application: 14.02.2023).

8. Khudik V. A. Psychology of abnormal personality development in children and adolescents. Monograph. Kyiv: Health, 1993. 144 p. (In UA).

9. Lubovsky V. I. On the issue of integrated education for children with disabilities in a general education school // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 4 (8). P. 5-11. (In Russ.).

10. On approval of the methodology (target model) of mentoring students for organizations engaged in educational activities in general education, additional general education and programs of secondary vocational education, including using best practices for the exchange of experience between students / Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 25, 2019 N R-145 // https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145/ (date of application: 21.12.2022).

Поступила в редакцию: 18.02.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.