Научная статья на тему 'Интегрированное обучение детей начальной школы и учащихся среднего звена в форме проектной деятельности как средство усиления позитивной мотивации к учебной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида'

Интегрированное обучение детей начальной школы и учащихся среднего звена в форме проектной деятельности как средство усиления позитивной мотивации к учебной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова С.А., Поселенов А.В.

В статье представлены результаты двухлетней работы авторов статьи по организации интегрированного обучения учеников начальной и средней школы в форме проектной деятельности с целью формирования положительной мотивации к учебной деятельности в рамках трудового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное обучение детей начальной школы и учащихся среднего звена в форме проектной деятельности как средство усиления позитивной мотивации к учебной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида»

58

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

сделать эту площадку адресной для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, Ресурсный центр будет обеспечивать полный комплекс условий для успешного профессионального обучения инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также возможность трансляции технологий или предоставления образовательных услуг другим учреждениям профессионального образования тем самым способствуя продвижению инклюзивного образования в Томской области.

Список литературы:

1. Сабельников С.И. Развитие инклюзивного образования. Методические рекомендации. - М: Эгвес, 2008.

2. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах. -М., 2002.; Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. - М.: Наука, 2009. - 126 с.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ФОРМЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСИЛЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

© Макарова С.А., Поселенов А.В.*

Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья,

г. Волжский

В статье представлены результаты двухлетней работы авторов статьи по организации интегрированного обучения учеников начальной и средней школы в форме проектной деятельности с целью формирования положительной мотивации к учебной деятельности в рамках трудового обучения.

Ключевые слова проектная деятельность, интегрированное обучение, коррекционное образование, развитие речи.

В системе коррекционного образования детей в школах VIII вида (для учащихся с умственной отсталостью) центральное место занимает система

Учитель.

Коррекционная педагогика

59

трудового обучения школьников, способствующая созданию максимально возможных условий для целенаправленной коррекции психофизических дефектов учащихся. Для профильного труда в учебном плане отводится значительное количество учебного времени - до 12-14 учебных часов еженедельно. Кроме того, профильный труд - единственная учебная дисциплина, изучение которой заканчивается итоговой аттестацией в виде выпускного экзамена, включающего теоретическую (устный ответ) и практическую (изготовление поделки) части.

Вместе с тем, в силу наличия специфических психофизиологических характеристик учащихся школ VIII вида, значительную трудность представляет мотивация детей к изучению теоретического материала. Кроме того, сами учащиеся, в силу интеллектуальной недостаточности, испытывают затруднения при вербальном представлении своих действий, необходимом не только в ходе экзамена, а почти на каждом уроке в ходе подготовки к практической самостоятельной работе. Вышеперечисленные трудности становятся почвой для возникновения у школьников неуверенности, страха перед учебными заданиями и осложняют подготовку детей к выпускному экзамену.

Серьёзными проблемами, препятствующими качественной подготовке самостоятельной практической работы, выступают: недостаточность умения вербализировать собственные мысли, малый словарный запас, а также сниженная способность обучаемых детей к аналитической деятельности и к планированию собственной самостоятельной работы, которое основано на умении производить логические мыслительные операции. Таким образом, на первый план выходит задача развития речи воспитанников.

Для интенсификации работы по развитию речи учащихся учителями начальной школы и педагогами среднего звена в 2011-2012 учебном году было принято решение об организации интегрированного обучения учащихся 2а и 8а классов на базе столярной мастерской. Вышеназванное обучение осуществлялось в русле проектной деятельности.

Сущность проекта заключается в изготовлении силами учащихся начальной школы под руководством учеников среднего звена обучения поделок, имеющих социально значимую направленность, а также могущих применяться в качестве учебных пособий на уроках в начальной школе. Для выполнения указанной задачи при планировании учебного времени учителями

З.Н. Онипченко, и А.В. Поселеновым, позже С.А Макаровой и А.В. Поселе-новым было выделено по одному учебному часу в неделю для проведения совместных занятий двух классов в столярной мастерской. Работа школьников старшего звена при такой организации образовательного процесса имеет значение для повторения изученного материала, а также для повышения социальной ответственности у старших школьников, вовлечённых в процесс интеграции. Для младших школьников участие в интегрированном обучении имеет пропедевтический характер и готовит их к обучению профильному труду в средней школе.

60

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Цели проекта:

- для учеников начальной школы - пропедевтика, создание позитивной мотивации к трудовому обучению в средней школе;

- для старшеклассников - интенсификация подготовки к выпускному экзамену.

Задачи проекта:

- для учеников начальной школы - развитие связной монологической речи через изложение старшеклассникам сущности возникающих в ходе работы затруднений, расширение словарного запаса посредством усвоения названий инструментов и новых трудовых операций, формирование представлений о производительном труде в условиях столярной мастерской, создание мотивации к социально значимому труду для учащихся начальной школы; коррекция мелкой и общей моторики. Формирование способности к целеполаганию и рефлексии собственной деятельности.

- для старшеклассников - закрепление усвоенных в ходе трудового обучения практических навыков и теоретических знаний, а также развитие связной монологической речи посредством объяснения младшим школьникам технологии изготовления объектов труда. Воспитание социальной ответственности, осознание значимости для адаптации в социуме занятий профильным трудом. Формирование умения ориентироваться в ситуации и содержании общения; воспитание умения обосновывать своё высказывание. Формирование способности к целеполаганию и рефлексии собственной деятельности.

Таблица 1

Виды деятельности, осуществляемые в ходе реализации проекта 2011-2012 учебный год

Направление деятельности: художественная обработка древесины при помощи электровыжигателя и акварельных красок.

Общее количество часов: 16 часов.

№ урока Темы Понятия Навыки Результат

1 Разметка материала по шаблону. Черчение прямоугольников и квадратов (8 класс, 1 час) Прямой угол. Диагональ. Равенство сторон. Точка пересечения. Построение прямого угла. Отмеривание отрезков по заданному размеру. Черчение прямых линий Разметка фанеры (прямоугольники). Для изготовления дидактического пособия по живому миру.

2-3 Пиление фанеры (8 класс, 2 часа) Угол пиления, направление волокон, сколы, отщепы. Пиление фанеры столярной ножовкой под углом 30 градусов. Изготовление 15 заготовок для дидактического пособия по живому миру

4-5 Нанесение эскиза на поверхность фанеры (2 класс, 2 часа). Копировальная бумага, красящий слой. Обведение эскиза точно по линии. Перенос эскизов на заготовки дидактических пособий.

Коррекционная педагогика

61

Продолжение табл. 1

№ урока Темы Понятия Навыки Результат

6-7 Создание электронной презентации «ТБ при работе с электровыжигателями (8 класс, 2 часа) Порядок действий, техника безопасности. Логическое выстраивание информации. Создание электронной презентации.

8-9 Выполнение тренировочных действий на отходах пиломатериалов (выжигание силуэтов предметов). (8 класс и 2 класс, 2 часа) Выжигание точками, выжигание линией. Выжигание точками, выжигание линией. Овладение навыком выжигания контура точками и сплошной линией.

10-15 Изготовление дидактических пособий для уроков устной речи и живого мира на тему «Признаки весны». (8 класс и 2 класс, 6 часов) Признаки весны, сезонные изменения в живой и неживой природе; эскиз, элек-тровыжигатель, регулятор мощности, иглодержатель, игла, шнур питания. Формирование про-странственно-времен-ных представлений. Выжигание точками, выжигание линией. Изготовление наглядных пособий (13 шт), успешное формирование мотивации к социально значимому труду, знание признаков весны.

16 Организация и проведение выставки (9 класс, 2 класс)

2012-2013 учебный год

Таблица 2

Направление деятельности: художественная обработка древесины при помощи электровыжигателя и акварельных красок.

Общее количество часов: 17 часов.

№ урока Темы Понятия Навыки Результат

1-2 Разметка и резка фанеры на прямоугольники (9 класс, 2 часа) Прямоугольник, диагональ, прямой угол, угол пиления, торцевание заготовок Построение прямоугольников, проверка правильности построения измерением диагоналей, пиление фанеры столярной ножовкой Изготовление десяти прямоугольных заготовок разделочных досок

3 Шлифовка заготовок наждачной бумагой (9 класс, 3 класс, 1 час) Наждачная бумага, зернистость, танкетка, направление волокон Определение направления волокон древесины, шлифование вдоль волокон Шлифование поверхности заготовок для нанесения рисунка

4 Разметка заготовок разделочных досок по шаблону (3 класс, 1 час) Шаблон, канцелярские кнопки Обведение контура детали по шаблону Нанесение на прямоугольные заготовки контура будущей разделочной доски

5-6 Выпиливание разделочной доски лобзиком (9 класс, 2 часа) Лобзик, направление пиления, наклон зубьев пилки, натяжение пилки, выпиловочный столик Пиление фанеры лобзиком Выпиливание заготовки разделочной доски лобзиком

7-8 Перенос рисунка на заготовку доски при помощи копировальной бумаги (9 класс, 3 класс, 2 часа) Копировальная бумага, эскиз Перенос изображения с бумаги на поверхность заготовки при помощи копировальной бумаги Нанесение эскиза на поверхность разделочной доски

9-11 Выжигание рисунка элек-тровыжигателем (3 класс, 9 класс, 3 часа) Электровыжигатель, пирография, игла, регулятор накала, иглодержатель Выжигание рисунка элек-тровыжигателем Выжигание контура рисунка электровыжига-телем

12-13 Раскрашивание досок акварелью (3 класс, 2 часа) Акварельные краски Нанесение акварели на деревянную поверхность, способы устранения ненужных мазков на деревянной поверхности Раскрашивание рисунка на доске акварельными красками

62

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Продолжение табл. 2

№ урока Темы Понятия Навыки Результат

14 Покрытие доски нитролаком (9 класс) Виды лаков, нитролак, тампон Нанесение нитролака на деревянную поверхность Покрытие разделочной доски нитролаком

15 Повторное покрытие лаком (9 класс) Виды лаков, нитролак, тампон Нанесение нитролака на деревянную поверхность Повторное покрытие разделочной доски нитролаком

16 Шлифовка лакового покрытия (9 класс, 3 класс) Войлочный круг Шлифование лакового покрытие войлоком Шлифование лакового покрытия

17 Организация и проведение выставки (3 класс, 9 класс)

Итоги проекта

В ходе осуществления интегрированного обучения учащихся начальной школы и учеников среднего звена были достигнуты следующие

Практические результаты:

- изготовлены наглядные пособия, предназначенные для использования при изучении предмета «Окружающий мир»;

- изготовлены разделочные доски, предназначенные для подарков мамам младших школьников к празднику;

- организована выставка поделок в школе.

Выявлены следующие тенденции:

- рост мотивации школьников к активной деятельности на уроках трудового обучения как в начальной школе, так и в среднем звене;

- более активным у старшеклассников стало изучение теоретического учебного материала, что, очевидно, связано с необходимостью объяснять младшим детям последовательность выполнения трудовых операций и правила безопасной работы на уроке;

- младшеклассники проявили большую заинтересованность в изучении основ столярного дела, причём не только мальчики, но и некоторые девочки;

- старшеклассники стали более требовательно относиться к собственному внешнему виду, а также к качеству выполнения учебных заданий на уроках труда;

- активизировалась подготовка старших детей к итоговому экзамену, так как испробованная ими на практике роль помощников учителя стимулировала их познавательную активность и сознательность.

Результаты проектной деятельности при условии получения положительных результатов могут быть использованы при разработке пропедевтических курсов для начальной школы.

Список литературы:

1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2001. - № 2. - С. 108-115.

Коррекционная педагогика

63

2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. - 2000. - № 4. - С. 21-27.

3. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр // Школьные технологии. - 1998. - №4. - С. 121-126.

4. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ // Наука и школа. - 2000. -№ 1. - С. 45-52.

5. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 3-24.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ САМАРСКОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА

© Стрюкова А.В.

Самарский психоневрологический диспансер, г. Самара

В данной статье раскрыты основные принципы работы с семьями заикающихся детей.

Ключевые слова заикание, логопедия, курс лечения, роль родителей.

Логопедическое отделение специального психоневрологического диспансера (СПНД) работает с 1990 года. Основное направление нашей работы -лечение заикания у взрослых и детей. Лечение заикания у заикающихся дошкольников пяти-шести лет проходит в группах. Основной курс лечения занимает 4 недели, затем в течение года проводится 5-6 микрокурсов поддерживающей терапии.

Метод комплексного воздействия по предупреждению и устранению заикания складывается из взаимодействия врача, логопеда, медицинского психолога и взаимодействия со средой заикающегося ребенка. Средствами воздействия являются медицинские средства (медикаментозные, физиотерапевтические), психотерапия и логопедическая работа по формированию правильных речевых навыков (В.А. Гурьева) [1].

Особую роль в коррекции речи детей-дошкольников имеет участие семьи в процессе лечения, ведь именно семья - это та среда, в которой у ребенка формируются представления о себе, навыки и умения. Семейная атмосфера создает исходную среду, в которой формируется личность ребенка (А.И. Захаров) [2]. Исходя из того, что степень фиксированное™ на дефекте и, соответственно желание излечения у детей дошкольного возраста крайне малы, целенаправленное привлечение родителей к процессу улучшения речи детей значительно повышает эффективность логопедического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.