Научная статья на тему 'Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства школ VIII вида'

Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства школ VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамова Н. В.

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и коррекционной школе. В связи с тем, что для школ VIII вида применение учителем информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства обучения пока не является повседневной реальностью, принято говорить об инновационной деятельности педагогов, использующих информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства школ VIII вида»

вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и у самых инфантильных, заторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом. Уроки проводятся чтения по ознакомлению с буквами, по правописанию букв с использованием компьютера. Результат работы — у детей в сознании закрепляются образ буквы и звуки, которые буква обозначает. Так же на уроках математики. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяются программы с тестовыми системами. При помощи ИКТ проводятся классные часы: виртуальные путешествия «В гостях у сказки», «Г о-род мастеров» и другие. Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под веселую музыку выполнить движения. Используем компьютерные программы-тренажеры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребенка. Современные информационные технологии используются и в проектной деятельности. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, к примеру, проект «Веселый алфавит». Учащиеся совместно с учителем составляли книжку-малышку «От А до Я». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Планируя урок в начальной школе, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Н. В. Шамова

Казанская школа-интернат, Республика Марий Эл

Использование информационных технологий

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ШКОЛ VIII ВИДА

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и коррекционной школе. В связи с тем, что для школ VIII вида применение учителем информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства обучения пока не является повседневной реальностью, принято говорить об инновационной деятельности педагогов, использующих информационные технологии.

Основными целями использования информационных технологий в специальных (коррекционных) школах являются развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества и мотивация учебно-воспитательного процесса через:

• развитие основ конструктивного мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

• повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

• выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В поисках интересных форм и методов преподавания уроков изобразительного искусства хотелось бы ос -тановиться на мультимедийных уроках-презентациях, выполненных в программе PowerPoint. Проектируя будущий мультимедийный урок, стараемся разработать последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных пособий, репродукций, альбомов по искусству.

Уроки-презентации широко используются:

• во время знакомства с творчеством художников, например на тему «Пришла весна» — И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце», беседы об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков — В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов «Не забудем, не простим»;

• при изучении жанров изобразительного искусства «Виртуальное путешествие по музеям мира», «Жанр натюрморта»;

• при изучении тем по декоративно-прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Сказочная избушка» и т. д.;

• при изучении законов композиции — «Составление геометрического орнамента», «Рисование с натуры предмета конической формы — детской пирамидки». Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более, что можно сопоставить несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно показать иллюстрацию фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Часто уроки рисования проводятся в компьютерном классе, где возможна организация работы с учащимися на компьютерах в программе Paint, и с каким восхищением они воспринимаются ребятами. Использование на уроках изобразительного искусства простейшего графического редактора типа Paint вполне достаточно с точки зрения учебных целей. Принцип рисования — закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента — точки), которые, сливаясь, дают общую картину. Для работы используются такие инструменты, как кисточка, карандаш, резинка, графические примитивы, применение которых похоже на использование циркуля, лекал, линеек при рисовании на бумаге.

Например, для выполнения рисунка на тему «Составление сетчатого узора для детской ткани » удобно использовать инструменты «Линия», «Эллипс», «Надпись», при необходимости — «Ластик». Ребята моделируют фигуры как реалистического, так и из фантастического мира. При выполнении такого рода заданий школьники прочнее запоминают последовательность операций, учатся мыслить.

В 6-м классе по теме «Летний денек» без особых усилий ребята выполняют рисунки в графическом редакторе MYPAINT, так как основы компьютерной графики они получают на кружке «Страна информатики», учатся редактировать рисунки, составлять коллажи и многое другое. При выполнении практических заданий заметно проявляются творческие способности детей к рисованию.

Таким образом, содержание образования, обогащенное применением информационных технологий:

• дает возможность для реализации творческого потенциала учащихся за счет возможностей компьютерной техники;

• способствует повышению эффективности самостоятельной работы.

• способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Т. В. Хорошавина

Торгово-технологический колледж, г. Йошкар-Ола

Образовательные возможности

ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

В статье рассмотрены дидактические функции и образовательные возможности электронного учебнометодического комплекса в образовательном процессе колледжа.

Акцентировано внимание на критериях эффективности применения электронных учебнометодических комплексов.

В настоящее время электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) становятся универсальным образовательным ресурсом в системе профессионального образования.

В нашем рассмотрении электронный учебно-методический комплекс (учебное электронное издание по ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения») — это программный мультимедиапродукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение) и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.

Разработка, апробация и внедрение ЭУМК в процесс профессиональной подготовки специалистов колледжа является приоритетной и актуальной задачей, т. к. ЭУМК обладают более широким спектром образовательных и технических возможностей в условиях непрерывного, дистанционного обучения.

ЭУМК по дисциплине «Кулинарная продукция национальной (зарубежной) кухни» адресован обучающимся по специальностям 260502 «Технология продукции общественного питания», 100106 «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания», преподавателям профильных учреждений НПО и СПО,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.