• при изучении законов композиции — «Составление геометрического орнамента», «Рисование с натуры предмета конической формы — детской пирамидки». Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более, что можно сопоставить несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.
Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно показать иллюстрацию фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.
Часто уроки рисования проводятся в компьютерном классе, где возможна организация работы с учащимися на компьютерах в программе Paint, и с каким восхищением они воспринимаются ребятами. Использование на уроках изобразительного искусства простейшего графического редактора типа Paint вполне достаточно с точки зрения учебных целей. Принцип рисования — закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента — точки), которые, сливаясь, дают общую картину. Для работы используются такие инструменты, как кисточка, карандаш, резинка, графические примитивы, применение которых похоже на использование циркуля, лекал, линеек при рисовании на бумаге.
Например, для выполнения рисунка на тему «Составление сетчатого узора для детской ткани » удобно использовать инструменты «Линия», «Эллипс», «Надпись», при необходимости — «Ластик». Ребята моделируют фигуры как реалистического, так и из фантастического мира. При выполнении такого рода заданий школьники прочнее запоминают последовательность операций, учатся мыслить.
В 6-м классе по теме «Летний денек» без особых усилий ребята выполняют рисунки в графическом редакторе MYPAINT, так как основы компьютерной графики они получают на кружке «Страна информатики», учатся редактировать рисунки, составлять коллажи и многое другое. При выполнении практических заданий заметно проявляются творческие способности детей к рисованию.
Таким образом, содержание образования, обогащенное применением информационных технологий:
• дает возможность для реализации творческого потенциала учащихся за счет возможностей компьютерной техники;
• способствует повышению эффективности самостоятельной работы.
• способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.
Т. В. Хорошавина
Торгово-технологический колледж, г. Йошкар-Ола
Образовательные возможности
ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
В статье рассмотрены дидактические функции и образовательные возможности электронного учебнометодического комплекса в образовательном процессе колледжа.
Акцентировано внимание на критериях эффективности применения электронных учебнометодических комплексов.
В настоящее время электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) становятся универсальным образовательным ресурсом в системе профессионального образования.
В нашем рассмотрении электронный учебно-методический комплекс (учебное электронное издание по ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения») — это программный мультимедиапродукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение) и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.
Разработка, апробация и внедрение ЭУМК в процесс профессиональной подготовки специалистов колледжа является приоритетной и актуальной задачей, т. к. ЭУМК обладают более широким спектром образовательных и технических возможностей в условиях непрерывного, дистанционного обучения.
ЭУМК по дисциплине «Кулинарная продукция национальной (зарубежной) кухни» адресован обучающимся по специальностям 260502 «Технология продукции общественного питания», 100106 «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания», преподавателям профильных учреждений НПО и СПО,
обучающимся общеобразовательных школ, незанятому населению в рамках обучения в Центре непрерывного образования, а также всем интересующимся национальной кухней.
С декабря 2009 г. данный ЭУМК, разработанный Егошиной Ольгой Викторовной, проходит процесс апробации в рамках внутриколледжного эксперимента «Изучение образовательных и технических возможностей электронных учебно-методических комплексов инновационной составляющей современного комплекснометодического обеспечения в условиях разработки ФГОС третьего поколения».
В ходе апробации были выявлены и проанализированы следующие дидактические функции и образовательные возможности ЭУМК:
В рамках учебной деятельности ЭУМК используются наиболее продуктивно в процессе: формирования новых понятий и способов действия; закрепления новых знаний; контроля и систематизации знаний.
В ходе постановки целей и задач урока ЭУМК позволяют дифференцировать цели и задачи урока в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося.
В ходе сообщения новых знаний ЭУМК способствуют расширению информационной и иллюстративной базы урока; повышению доступности учебной информации.
В ходе закрепления новых знаний, отработки умений и навыков ЭУМК позволяют: расширить типологию заданий, используемых для контроля уровня усвоения обучающимися учебного материала, а также навыки использования полученной информации для решения учебных и практических задач; обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся в соответствии с уровнем его обученности, образовательных притязаний и мотивов.
Тестовые формы контроля знаний, используемые в содержании ЭУМК позволяют существенно расширить объем контролируемого материала, повысить оперативность контроля знаний, повысить системность знаний и в целом качество знаний.
В ходе обобщения и контроля знаний ЭУМК способствуют: обеспечению разнообразия перечня домашних заданий и тематики творческих работ; развитию у обучающихся компетенций самообразования через использование методик опережающего обучения и самоменеджмента; развитию у обучающихся навыка работы в тестовом режиме в условиях ограничения времени выполнения учебных заданий; формированию системы самоподготовки обучающихся к прохождению промежуточной, государственной (итоговой) аттестации.
В рамках учебной деятельности ЭУМК используется наиболее продуктивно в процессе сочетания индивидуальной и групповой работы.
Система заданий по обобщению и контролю знаний, используемая в ЭУМК, развивает у обучающихся способность и готовность решать различные задачи, что обеспечивает компетентностный уровень сформированности учебной деятельности.
Использование ЭУМК, исходя из опыта апробации, представляется наиболее целесообразным в следующих формах дополнительного образования: в системе консультативных занятий; в рамках дистанционного обучения в Центре непрерывного образования — структурном подразделении колледжа; в исследовательской деятельности; в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства.
Оптимальность объема учебной нагрузки обучающихся осуществляется в ЭУМК посредством логичной структуры, преемственности содержания образования, за счет построения индивидуальных траекторий обучающихся, основанных на определенной последовательности ЭУМК, интеграции содержания дисциплины.
Подача учебного материала (представление информации) в полной мере учитывает доминирование индивидуальных особенностей восприятия обучающихся: аудиалов, визуалов и кинестетиков.
Личностный смысл изучаемого материала актуализируется через: ориентацию на различные познавательные стили обучающихся посредством разнообразия линий представления учебного содержания (аналитикологической, образной, практической, алгоритмической); представление в содержании практико-ориентированных знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Эффективность применения ЭУМК подтверждает положительная динамика следующих показателей:
• уровень мотивации обучающихся к изучению дисциплины;
• уровень познавательного интереса к дисциплине и избранной специальности;
• процент качества обученности (экспериментальная группа — 100 %, контрольная группа — 86 %);
• уровень сформированное™ профессиональных и общих компетенций в рамках дисциплины.
Список использованных источников
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И., Лупанов К. Ю. Проблемы разработки учебно-методических пособий для системы дистанционного образования. — М.: АТИСО, 2008.
2. Григорьев С. Г., Краснова Г. А., Роберт И. В. и др. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов // Открытое и дистанционное образование. — 2009. — № 3 (7).
3. Демкин В. П., Вымятин В. М. Принципы и технологии создания электронных учебников. — Томск, 2008.
4. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных средств. — М.: МГИУ, 2001.
5. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. — М.: Изд-во РУДН, 2007.