2. Tugacheva, L., Surovneva, K., Golovina, T., Lagutenkov, A. Managing a circular economy in production and consumption processes in the context of digitalization // ACM International Conference Proceeding Series, 2021, pp. 199-207.
3. Golovina T.A., Polyanin A.V. Conceptual aspects of green strategy for development of knowledge-intensive enterprises // Production Organizer. 2021. Т. 29. № 4. С. 85-95.
4. Report of the Ministry of Energy of the Russian Federation on the state and prospects of development of renewable energy in Russia [Electronic resource] // URL: https://minenergo.gov.ru/node/940.
5. Eremeeva O.S., Mochalova L.A. Industry, digital and circular economy: interaction to ensure sustainable socio-eco-economic development // ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice. 2022. № 6. С. 29-51.
6. Polshchikov T.I. Circular economy: theoretical aspects // FES: Finance. Economy. Strategy. 2022. Т. 19. № 3. С. 10-15.
7. Program of renewable energy development in Russia until 2035 [Electronic resource] // URL: https://minenergo.gov.ru/ node/2700.
8. Strategy for the development of green economy in Russia until 2030 [Electronic resource] // URL: https://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/energetika/2020020402.
9. Khodkovskaya Yu.V., Malykh O.E., Fazrakhmanov I.I., Khisamutdinov I.A., Barkova E.E. Circular economy: imperatives for sustainable development of the region's ecosystem // CITISE. 2022. № 2 (32). С. 507-518.
10. Matveeva, L. G. Circular paradigm of Russian industry resilience to political risks and effective response to big challenges / L. G. Matveeva, D. S. Gridnev // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - No. 49(2). - S. 159-168.
11. Semidotsky, V. A. Characteristic features of the process of strategic management of an enterprise in conditions of ambiguous challenges of the external environment / V. A. Semidotsky, T. D. Mitagvaria // Questions of Economics and Law. -2012. - No. 51. - P. 127-129.
12. Shitukhin, A. M. Business models of the circular economy: state of research and prospects for the future / A. M. Shitukhin, M. K. Mkhitaryan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 46(5). - S. 366-369.
EDN: JRHSSO
М.А. Троянская - д.э.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
M.A. Troyanskaya - doctor of economics, head of the department of state and municipal management, Orenburg state University, Orenburg, Russia;
Я.С. Пашинная - обучающаяся направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государ-ственныйуниверситет, Оренбург, Россия,
Ya.S. Pashinnaya - student of the direction of training «State and municipal management» of the department of state and municipal management, Orenburg State University, Orenburg, Russia.
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ MANAGEMENT OF THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION: THEORETICAL ASPECT
Аннотация. В различных странах органы государственной власти стали все больше внимания уделять управлению в сфере экологического воспитания и образования населения. Но вместе с этим уровень экологического воспитания и образования населения остается на низком уровне. В настоящее время нельзя с уверенностью утверждать, что молодое поколение представляет большой дворец окружающей среды. Экологическое воспитание и образование являются незаменимым элементом устойчивого развития. Что касается России, то в настоящее время уровень экологического воспитания остаётся на невысоком уровне. В Российской Федерации на законодательном уровне закреплено, что органы государственной власти различного уровня осуществляют информирование населения о законодательстве в сфере экологической безопасности и в области охраны окружающей среды. В детских садах и школах практически отсутствуют необходимые занятия по формированию у детей экологической культуры. Мероприятия, реализуемые органами государственной власти РФ, считаются недостаточно эффективными для осуществления качественного экологического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Подчеркнем, что экологическое воспитание охватывает и школьное образование, доступное для учащихся, занимающихся вопросами практической жизни, как в академической сфере, так и в повседневной жизни. Управление в сфере экологического воспитания населения необходимо для реализации задач федеральных, региональных и муниципальных органов власти в данной области.
Abstract. In various countries, government authorities have begun to pay more and more attention to management in the field of environmental education and education of the population. But at the same time, the level of environmental education and upbringing of the population remains at a low level. At present, it cannot be said with certainty that the younger generation represents the great palace of the environment. Ecological upbringing and education are an indispensable element of sustainable development. As for Russia, at present the level of environmental education remains at a low level. In the Russian Federation, at the legislative level, it is fixed that public authorities at various levels inform the population about legislation in the field of environmental safety and environmental protection. In kindergartens and schools, there are practically no necessary classes for the formation of ecological culture in children. The measures implemented by the state authorities of the Russian Federation are considered insufficiently effective for the implementation of high-quality environmental education of children in preschool educational institutions and schools. We emphasize that environmental education also covers school education, which is available to students involved in practical life, both in
the academic sphere and in everyday life. Management in the field of environmental education of the population is necessary for the implementation of the tasks of federal, regional and municipal authorities in this area.
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, управление экологическими вызовами, экологические проблемы, управление охраной окружающей природной среды.
Keywords: ecology, environmental education, environmental education, environmental culture, environmental challenges management, environmental problems, environmental protection management.
Экологическое воспитание и экологическое образование являются основными способами обучения тому, как жизнь человека влияет на окружающую среду, каким образом можно снизить негативное воздействие на природу, как жить в гармонии с ней. Данная область является междисциплинарной и способна объединить в себе такие науки, как физика, химия, биология, география и другие.
Человек и природа всю историю находятся в тесном взаимодействии. Люди влияют на окружающую среду и находятся под влиянием окружающей среды, потому что человек все время находится в ее пределах. В то время, как воздействие окружающей среды на человека по большей части является положительным, воздействие же человека на природу с каждым годом становится негативнее. Для улучшения экологической ситуации и уменьшения экологических проблем, необходимо внедрять в жизнь общества (в интересах устойчивого развития) экологическое воспитание, что поспособствует обретению желаемых ценностей, суждений, знаний, навыков.
Экологическое воспитание и экологическое образование являются основными компонентами формирования у личности понимания того, насколько важно бережно относиться к окружающей среде, заботиться о ней. Основными понятиями в данной области являются:
- воспитание - это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1];
- образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок [1].
Образование и воспитание связаны друг с другом, но у них различные цели. Образование направлено на получение знаний, умений и навыков, в то время как воспитание формирует характер личности, поведение, мировоззрение.
Прежде чем изучать экологическое воспитание, стоит упомянуть об экологии и ее важности в жизни людей.
Экология подразумевает изучение отношений между живыми организмами, включая людей, и их физической средой; стремится понять жизненно важные связи между флорой и фауной и окружающим миром. Экология позволяет узнать, как общество может использовать ресурсы планеты таким образом, чтобы сохранить окружающую среду для будущих поколений [2].
Экология создает необходимую основу для сохранения природы. Человек ежедневно использует транспортные средства, чтобы добраться до нужных мест, покупает пластиковые бутылки, пакеты и другие предметы, использует различные химические вещества в быту. Все это может казаться довольно безобидным, но со временем все эти действия оказывают пагубное влияние на окружающую среду.
Деятельность людей играет важную роль в поддержке здоровья экосистем во всем мире. Непосредственное влияние общества на экологию осуществляется с помощью рыболовства, сбора урожая, урбанизации, изменения землепользования; косвенно - через изменение климата.
Перенаселение, загрязнение, сжигание ископаемого топлива и вырубка лесов вызывают изменения климата, эрозию почвы, плохое качество воздуха и непригодную для питья воду. Эти пагубные воздействия могут повлиять на поведение человека и вызвать массовые миграции или борьбу за чистую воду.
Экологическое образование и экологическое воспитание позволяют изменить мир, поэтому необходимо внедрять данные виды деятельности в процесс обучения и в повседневную жизнь людей.
В современной науке экологическое воспитание считается относительно новой системой развития личности. Различные авторы трактуют термин экологическое воспитание по-своему. Так, например, Рыжкова Н.А. [3] под этим понимает процесс формирования у людей потребностей в бережном отношении к природе и разумном использовании ее богатств в своих собственных интересах и интересах будущих поколений. В работе коллектива авторов [4] (Варламова Н.Ю., Соколова В.С., Кочеткова Н.В.) экологическое воспитание понимается как формирование у человека сознательного
воспитания окружающей среды, чувства личной ответственности за деятельность, так или иначе связана с преобразованием окружающей природной среды, уверенности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств.
Калинин Б.В. в своей работе опирается на гуманистическую модель экологического образования. По его мнению, экологическое образование должно ориентироваться на самореализацию и личностный рост обучающихся, что поспособствует формированию у них основ проявления заботы об окружающей среде и решению социально-экологических проблем [5]. Особенностью гуманистической модели экологического образования является то, что деятельность учителя направлена на мотивацию учеников, таким образом образовательные цели достигаются совместно.
По данным Организации Объеденных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) экологическое образование и воспитание в жизни населения имеет большое значение, так как прививает ему уважение к природе и повышает экологическую осведомленность [6].
Таким образом, экологическое воспитание представляет собой всестороннее воспитание, охватывающее всю жизнь человека и учитывающее изменения в меняющемся мире.
Важной составляющей экологического воспитания населения является формирование устойчивого и справедливого использования биоразнообразия и его сохранения. В целях качественного образования внедрение биоразнообразия в программы по экологическому воспитанию необходимо, так как отмечается спад традиционного землепользования, что негативно влияет на биоразнообразие и экосистему.
ЮНЕСКО призывает к 2025 году сделать экологическое образование одним из основных компонентов учебной программы во всех странах.
К сожалению, чаще всего биоразнообразие воспринимается как ресурс, который человек использует в личных целях (вырубка леса, браконьерство). Воспитание по биоразнообразию способствует устойчивому и справедливому использованию биоразнообразия и его сохранению; от совместных действий общества зависит будущее биоразнообразие; пропаганда биоразнообразия должна быть понятная для различных групп населения [7].
United States Environmental Protection Agency (EPA) под экологическим образованием понимает процесс, который позволяет обществу изучать экологические проблемы, участвовать в их решении и предпринимать действия для улучшения состояния окружающей среды [8].
По данным ЕРА в экологическое воспитание входит:
1) информированность и восприимчивость к окружающему миру и экологической среде;
2) понимание экологических проблем и окружающей среды;
3) бережное отношение к окружающему миру и стимулирование улучшать и поддерживать качество окружающей среды;
4) умение замечать и оказывать помощь в решении экологических проблем;
5) участие в мероприятиях, целью которых является решение экологических проблем.
Экологическое воспитание не выступает за определенную точку зрения или образ действий, а
учит общество рассматривать различные стороны проблемы с помощью критического мышления и повышения собственных умений в разрешении возникших трудностей и принятии решений [8].
Что касается понятия экологическое образование, то Зиятдинов Ш.Г. в своей работе [9] под ним понимает непрерывный процесс обучения, воспитания населения, усвоение им систематизированных научных и практических знаний, направленных на формирование научного мировоззрения об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности и обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды. Лазарева Н.В. [10] трактует экологическое образование как непрерывный, динамичный, постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью.
В Кембриджском словаре [11] экологическое образование трактуется как процесс предоставления учащимся и общественности знаний, необходимых для защиты окружающей среды.
Как следует из представленных точек зрения, существует множество походов к пониманию сущности понятия экологическое воспитание и экологическое образование. Воспитание и образование - это взаимосвязанный процесс с различными целями. Данный процесс изучается как отечественными специалистами, так и специалистами за рубежом. Стоит отметить, что в вопросах экологического воспитания населения у зарубежных стран больше опыта, поскольку оно внедрено в процесс образования довольно давно.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, которая выражается в осознанном и ответственном отношении к природе как среде жизнедеятельности людей, а также обладает знаниями, умениями, мотивацией и приверженностью индивидуальной и коллективной работы для решения возникающих проблем.
В 1977 году в Тбилиси была организована конференция ЮНЕСКО совместно с программой Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде, на которой определились основные цели и задачи экологического воспитания. Целями экологического воспитания ЮНЕСКО являются:
- представление взаимосвязи между политической, социальной, экологической и экономической составляющими и, как неудача в отношении с окружающей средой в одной части мира может оказать серьезные последствия для другой. То есть, необходимо развивать коллективное чувство ответственности в отношении сохранения окружающей среды;
- демонстрация молодому поколению зависимости человека от окружающей среды и необходимость ее защиты;
- побуждение людей узнавать о природе, развивать навыки ее защиты и участвовать в глобальных усилиях по решению экологических проблем.
Задачи ЮНЕСКО по экологическому воспитанию:
1) осведомленность. Способствовать приобретению знаний о различных экологических проблемах и причинах их появления;
2) знания. Стимулировать различные группы населения самостоятельно искать знания об окружающем мире и его составляющих;
3) отношение. Развивать у различных групп населения чувство ответственности перед окружающей природой, приобретать набор ценностей для ее защиты;
4) навыки и наращивание потенциала. Способствовать развитию у общества умений для решения экологических проблем;
5) участие. Предоставлять возможности различным группам населения принимать участие в решении экологических проблем [12].
Вышеперечисленные цели и задачи считаются основополагающими в области экологического воспитания и должны реализовываться всеми странами, входящими в ЮНЕСКО, в рамках устойчивого развития.
Так, в Соединенных Штатах Америки (США) разработана Национальная программа экологического образования и обучения (NEETP). Целью данной программы является обучение и поддержка специалистов в сфере образования США, улучшение их способности эффективно преподавать экологические проблемы.
Национальная программа включает в себя следующие функции:
1) обучение педагогов без отрыва от работы, опираясь на функционирующие качественные программы экологического образования;
2) проведение предварительной подготовки преподавателей, которая позволяет обучающимся учителям эффективно внедрять экологическое образование в свое обучение;
3) разработка, продвижение и / или проведение обучения по повышению квалификации в области экологического образования, направленные на улучшение качества экологического образования;
4) разработка и институализация процедуры рассмотрения материалов, которая определяет, оценивает и повышает качество экологического образования;
5) поддержка аккредитации для внедрения экологического образования в программы подготовки колледжей и университетов;
6) содействие штатам в разработке их собственных программ сертификации экологического образования;
7) упрощение доступа к информации и материалам по экологическому образованию в режиме онлайн путем расширения и совершенствования существующих ресурсных центров [13].
В США также существует Национальный фонд экологического образования (NEEF), который является лидером в области экологического образования на протяжении всей истории существования и стремится воспитывать экологически сознательную и ответственную общественность с помощью различных программ и инициатив в области экологического образования.
NEEF предлагает поддержку педагогов с помощью:
- демонстрационных проектов. Помогают преподавателям помочь адаптироваться внедрить Greening STEM в свою учебную программу;
- Greening STEM Hub: онлайн-сборник с тематическими исследованиями, помогающими преподавателям внедрять данный подход в своей работе;
- Национальной недели экологического образования (EE Week): крупнейший в США праздник экологического образования [14].
На сайте Агентства по охране окружающей среды США есть раздел «Изучение и преподавание окружающей среды». В данном разделе преподаватели и обучающиеся могут получить доступ к качественным ресурсам для домашних заданий, планам уроков и проектным идеям для изучения и преподавания.
Другой страной, внедрившей в процесс образования экологические воспитание, является Япония, продвигающая его с помощью правительственных мандатов и инновационных программ. Национальная политика Японии направлена на поощрение деятельности по охране окружающей среды основываясь на экологическом образовании и участии граждан. Также, политика направлена на помощь педагогам в разработке учебных планов, изучении новых методов обучения и тестировании инновационных педагогических подходов.
В июне 2011 года в Закон о повышении мотивации по охране окружающей среды и продвижении экологического образования от 2003 года были внесены изменения, включающие принципы организации устойчивого развития. Целями данного закона обозначены:
а) популяризация экологического воспитания путем добровольных усилий в государственном и частном секторах и гражданском обществе;
б) продвижение экологического воспитания дома, в школе, на рабочем месте и в обществе, направленное на повышение ответственности граждан по отношению к окружающей природе;
в) дополнение учебных программ для учителей.
К организациям, занимающимся экологическим воспитанием в Японии, относятся:
- Институт глобальных экологических стратегий (IGES);
- Японская экологическая ассоциация;
- Японское общество экологического образования;
- Министерство окружающей среды [15].
Финляндия является одной из лидирующих стран в области решения экологических проблем. Она придерживается экологического образования и образования в интересах устойчивого развития на различных уровнях управления, при этом, важную роль в формировании экологической культуры играют различные ассоциации, министерства, университеты и некоммерческие организации.
Устойчивое развитие является междисциплинарной темой основной национальной учебной программы для базового образования и старшей ступени среднего образования. Правительство Финляндии контролирует национальные цели в области образования, распределения времени на обязательные и факультативные предметы в основной и общей гимназии, а также общие и основные предметы и их объем в профессиональном образовании и обучении.
Национальное правительство Финляндии внедрило экологическое воспитание с помощью определенных подходов. В ведении Министерства окружающей среды находится 15 центров экономического развития, транспорта и окружающей среды. Положения, касающиеся экологического воспитания и устойчивости, включены в должностные инструкции сотрудников в Министерстве окружающей среды, в Министерстве образования и культуры и в Национальном совете по образованию, что говорит о важности экологического образования в этих государственных учреждениях.
Министерство окружающей среды и Министерство образования и культуры Финляндии субсидируют организации, которые помогают школам в организации экологического воспитания. Также, региональные центры осуществляют проектное финансирование экологического образования, а Совет безопасности предлагает поддержку проектов по обучению учителей без отрыва от работы [16].
Что же касается практики России, то в Институте стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) в 2022 году была разработана Концепция экологического образования в системе общего образования, в которой выделены цели, задачи и основные направления экологического образования. Согласно Концепции, целью экологического образования является повышение его качества для формирования у обучающихся основ современной экологической культуры (в интересах устойчивого развития).
Для реализации поставленной цели, разработаны следующие задачи:
а) усовершенствовать экологическое образование в системе общего образования (разработать и внедрить новые понятия, отражающие современные тенденции; усовершенствованные критерии оценки экологического образования; основополагающую модель экологической культуры обучающихся);
б) преобразование системы организации обучения педагогов и специалистов в сфере экологического воспитания, для формирования у обучающихся экологической культуры, отвечающей новым проблемами вызовам;
в) модернизировать систему экологического образования таким образом, чтобы общеобразовательные организации находились в тесной взаимосвязи со всеми общественными организациями [17].
Методы экологическое воспитания различаются по возрасту обучающихся. Для детей дошкольного возраста применяются такие методы воспитания, как:
- рассмотрение иллюстраций;
- наблюдение;
- моделирование;
- игры;
- простые опыты;
- беседа;
- чтение книг.
Особенностью воспитания данной возрастной группы является прямой контакт ребенка и с живой природой, уход за животными, осмысление того, что увидел своими глазами [18].
В школах экологическое воспитание осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. В основном, на формирование экологической культуры ответственность возложена на такие общеобразовательные уроки, как «Окружающий мир», «Обществознание», «География», «Биология» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В сфере высшего образования экологическое воспитание осуществляется в профессиональных сферах эколога, строителя, проектировщика. «Экология» как дополнительная дисциплина введена не на всех направлениях подготовки в высших учебных заведениях, что негативно отражается на качестве экологического воспитания населения.
Для широких слоев населения проводятся эколого-просветительские мероприятия. В настоящее время, данный способ экологического воспитания населения является основным, так как в школах и других образовательных организациях обязательные программы отсутствуют [19].
Стоит отметить, что экологическое образование подразделяется на формальное и неформальное. Неформальное реализуется вне учебных заведений (различные виды просвещения, экологические общественные движения, ведение блогов в социальных сетях, экологические акции, форумы и прочее). Формальное экологическое образование определяется государственными образовательными стандартами и программами и реализуется в рамках учебных заведений. В Российской Федерации преобладает неформальное экологическое образование. Это связано с тем, что в обществе растет спрос на экологическое образование, но со стороны государства нет никаких действий в сторону того, чтобы экологическое образование стало самостоятельным направлением в формальном образовании [20].
В гуманистической модели экологического воспитания выделяют следующие методы экологического воспитания (таблица 1).
Таблица 1 - Методы экологического воспитания в рамках гуманистической модели [5]
Метод Суть метода
Интегрирующий Основан на комплексном восприятии природы, путем объединения знаний в естественных и гуманитарных сферах. Особенностью метода является учет функций двух полушарий головного мозга и выбор наиболее эффективных методов образования для каждого ученика индивидуально
Фасилитационный Направлен на самореализацию обучающихся путем удовлетворения их творческих и познавательных потребностей
Проблемное обучение Предусматривает развитие навыков по самостоятельному принятию решений в возникающих жизненных ситуациях
Интерактивное обучение Ученики самостоятельно учатся решать социально-экологические задачи в непосредственном контакте с учителем. Данный подход реализуется с помощью дискуссий между обучающимися, проведением различных имитационных игр, инсценировок и прочего
Стратегическое планирование Развитие навыков планирования, работа в небольших группах, обучающиеся учатся работать команде, воспринимать иную точку зрения, приобретают навык сотрудничества
Метод приоритета нравственных ценностей На основе новой экологической этики формируются нравственные установки, неравнодушное отношение к природе и личностное восприятие экологических проблем, умение вырабатывать и отстаивать свою точку зрения в сложных ситуациях
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [21], в котором в главе 13 прописаны основы формирования экологической культу-
ры, в частности в статье 71 говорится о принципе всеобщности и комплексности экологического образования. Так, согласно данной статье, система комплексного экологического образования включает в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, с целью формирования экологической культуры специалистов в области охраны окружающей среды. Также, экологические знания могут распространяться через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные организации, организации спорта и туризма.
Важным моментом является то, что экологическое воспитание возможно реализовывать и за пределами класса. То есть учащиеся могут лично наблюдать как связаны между собой экологические, социальные, экономические и политические проблемы. Развитие критического мышления также является особенностью экологического воспитания в образовательных учреждениях. Оно формирует желание учеников исследовать, как и почему в мире происходят различные события, принимать собственные решения по сложным экологическим проблемам, развивает навык критического мышления. В образовательном процессе в школах есть возможность организовать дебаты по поводу окружающей среды, в которых могут принимать участие как обучающиеся, так и учителя. Из всего отмеченного выше следует, что для решения сложных экологических вопросов современности одна из основных ролей принадлежит педагогике.
Таким образом, экологическое воспитание является важным компонентом развития личности в современном мире. Оно предполагает формирование навыков, получение знаний, развитие критического мышления в сфере экологии и решении экологических проблем. Цель экологического воспитания заключается в демонстрации молодому поколению важности заботы об окружающей среде, демонстрации интеграции различных сфер общественной жизни в решении экологических проблем, а также, в побуждении общества самостоятельно интересоваться экологическими вопросами. Роль государственной политики в экологическом воспитании такова, что необходимо модернизировать образовательный процесс и внедрять в него экологическое воспитание и экологическое образование. Это будет способствовать формированию в обществе экологической культуры, пониманию важности заботы об окружающей среде, предоставлению возможности самостоятельно принимать решения по экологическим вопросам и, как следствие, способствовать устранению экологического кризиса.
Источники:
1. Об образовании в Российской Федерации. - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. от 17.02.2023) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.02.2023).
2. Pimm S.L., Smith R.L. Egology // Режим доступа: https://www.britannica.com/science/ecology (дата обращения: 05.02.2023).
3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. - 432 с.
4. Варламова Н.Ю., Соколова В.С., Кочеткова Н.В. Система экологического воспитания в детском саду // Детский сад от А до Я. 2008. № 6. С. 92-100.
5. Калинин В.Б. Гуманистическая модель экологического образования // Вестник АсЭкО. 1998. № 1 С. 3-8.
6. UNESCO Education strategy 2014 - 2021 // Режим доступа: http://wpf-unesco.org/eng/231288e.pdf (дата обращения: 05.02.2023).
7. Education and awareness // Режим доступа: https://www.unesco.org/en/biodiversity/education (дата обращения: 05.02.2023).
8. What is Enviromental Education? // Режим доступа: https://www.epa.gov/education/what-environmental-education (дата обращения: 05.02.2023).
9. Зиятдинов Ш.Г. К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи // Символ науки: международный научный журнал. 2018. № 8. С. 70-72.
10. Лазарева Н.В. Концептуальная модель экологического образования // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 7. С. 15-20.
11. Cambridge Business English Dictionary // Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/environmental-education (дата обращения: 05.02.2023).
12. Education for Sustainable Development Goals Learning Objectives // Режим доступа: https://stairwaytosdg.eu/images/UNESCO_Education_for_Sustainable_Development_Goals_ENG.pdf (дата обращения: 05.02.2023).
13. National environmental education and training program-solicitation notice for 2020 // Режим доступа: https://www.epa.gov/education/national-environmental-education-and-training-program-solicitation-notice-2020-rfa (дата обращения: 05.02.2023).
14. K-12 Education // Режим доступа: https://www.neefusa.org/education (дата обращения: 05.02.2023).
15. Japan // Режим доступа: https://thegeep.org/learn/countries/japan (дата обращения: 05.02.2023).
16. Finland // Режим доступа: https://thegeep.org/learn/countries/finland (дата обращения: 05.02.2023).
17. Концепция экологического образования в системе общего образования // Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/ (дата обращения: 05.02.2023).
18. Саид С.Т., Осокина В.Н. Ведущие методы экологического воспитания дошкольников // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 241-245.
19. Фертикова Е.П. Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 1 (50). С. 86-91.
20. Колесова Е.В. Экологическое образование в России: вклад неформального сектора // Жизнь Земли. 2017. Т. 39. № 4. С. 411-415.
21. Об охране окружающей среды. - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) (Ст. 71) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/1ebe1ae0326a8d353aaca601ee8fb927f82dc79d/ (дата обращения: 05.02.2023).
References:
1. On education in the Russian Federation. - Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on February 17, 2023) // Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 05.02.2023).
2. Pimm S.L., Smith R.L. Egology // Access mode: https://www.britannica.com/science/ecology (accessed 05.02.2023).
3. Ryzhova N.A. Environmental education in kindergarten. - M.: Ed. House «Karapuz», 2001. - 432 p.
4. Varlamova N.Yu., Sokolova V.S., Kochetkova N.V. The system of environmental education in kindergarten // Kindergarten from A to Z. 2008. no. 6. P. 92-100.
5. Kalinin V.B. Humanistic model of environmental education // Bulletin of AsEkO. 1998. no. 1 S. 3-8.
6. UNESCO Education strategy 2014 - 2021 // Access mode: http://wpf-unesco.org/eng/231288e.pdf (accessed 05.02.2023).
7. Education and awareness // Access mode: https://www.unesco.org/en/biodiversity/education (accessed 05.02.2023).
8. What is Environmental Education? // Access mode: https://www.epa.gov/education/what-environmental-education (accessed 05.02.2023).
9. Ziyatdinov Sh.G. On the Concepts of Ecological Culture and Ecological Education of Students // Symbol of Science: International Scientific Journal. 2018. no. 8. S. 70-72.
10. Lazareva N.V. Conceptual model of environmental education // Educational Bulletin Consciousness. 2020. V. 22. no. 7. S. 15-20.
11. Cambridge Business English Dictionary // Access mode: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/environmental-education (accessed 05.02.2023).
12. Education for Sustainable Development Goals Learning Objectives // Access mode: https://stairwaytosdg.eu/images/UNESCO_Education_for_Sustainable_Development_Goals_ENG.pdf (accessed 05.02.2023).
13. National environmental education and training program-solicitation notice for 2020 // Access mode: https://www.epa.gov/education/national-environmental-education-and-training-program-solicitation-notice-2020-rfa (accessed 05.02.2023).
14. K-12 Education // Access mode: https://www.neefusa.org/education (accessed 05.02.2023).
15. Japan // Access mode: https://thegeep.org/learn/countries/japan (accessed 05.02.2023).
16. Finland // Access mode: https://thegeep.org/learn/countries/finland (accessed 05.02.2023).
17. The concept of environmental education in the system of general education // Access mode: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/ (accessed 05.02.2023).
18. Said S.T., Osokina V.N. Leading methods of environmental education of preschoolers // Professional orientation. 2017. no. 1. S. 241-245.
19. Fertikova E.P. Topical issues of the organization of environmental education and enlightenment in the Russian Federation // Society. Wednesday. Development. 2019. no. 1 (50). pp. 86-91.
20. Kolesova E.V. Environmental education in Russia: the contribution of the informal sector // Life of the Earth. 2017. V. 39. no. 4. S. 411-415.
21. On environmental protection. - Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 (as amended on July 14, 2022) (Art. 71) // Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/1ebe1ae0326a8d353aaca601ee8fb927f82dc79d/ (accessed 05.02.2023).