Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ И ЦЕНТРОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ И ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОЛОГИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAM / ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / EDUCATIONAL PROCESS / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Вера Николаевна, Голенок Ольга Константиновна

В статье исследованы теоретические основы экологического воспитания и просвещения школьников. В настоящее время общество бездумно растрачивает природные богатства. Подрастающее поколение относится к окружающей среде бездумно, позволяя себе забывать о необходимости ее сохранения. Рассмотрена актуальность данной темы в настоящее время. На сегодняшний день экологическое воспитание является одним из самых ключевых направлений формирования личности ребенка. Современный ритм жизни и новые достижения в науке и технике негативно сказываются на состоянии окружающей среды и динамика прогрессирует с каждым днем. Проанализирована нормативно-правовая база, которая регулирует работу государственных органов по поднятию у населения уровня экологического образования. В современном обществе невозможно узко рассматривать образование только за школьной скамьей. Образовательный процесс может продолжаться и во время летних каникул. Наибольшая результативность у образовательных программ экологического направления, которые реализуются все школы. Пришло время уходить от использования стандартных методик, используемых в учебных заведениях. Требуется изменить способы подачи информации, ориентироваться на возрастные особенности участников образовательного процесса. Рассмотрена необходимость включения экологического просвещения в программы летних лагерей и центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Вера Николаевна, Голенок Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF ECOLOGICAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT OF SCHOOLCHILDREN AS A NEED FOR INCLUSION IN THE PROGRAM OF CHILDREN'S HEALTH CAMPS AND CENTERS

The article explores the theoretical foundations of environmental education and enlightenment of schoolchildren. Currently, society is thoughtlessly wasting natural resources. The younger generation takes the environment thoughtlessly, allowing themselves to forget about the need to preserve it. The relevance of this topic at the present time is considered. Today, environmental education is one of the most key areas in the formation of a child’s personality. The modern rhythm of life and new advances in science and technology adversely affect the state of the environment and the dynamics are progressing every day. The legal framework that regulates the work of state bodies to raise the level of environmental education among the population is analyzed. In modern society it is impossible to narrowly consider education only at the school bench. The educational process can continue during the summer holidays. Environmental education programs, which are implemented by all schools, are most effective. It's time to move away from the use of standard techniques used in educational institutions. It is required to change the ways of presenting information, to focus on the age characteristics of participants in the educational process. The need for the inclusion of environmental education in the programs of summer camps and centers is considered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ И ЦЕНТРОВ»

Makarova Vera Nikolaevna, Golenok Olga Konstantinovna THEORETICAL BASES OF ECOLOGICAL EDUCATION ..

pedagogical sciences

УДК 37.013: 504.062.2

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0031

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ И ЦЕНТРОВ

© 2020

AuthorlD: 801610, SPIN-код: 7996-8311, ORCID: 0000-0002-0575-2901

Макарова Вера Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры туризма и экологии;

SPIN-код: 6414-0952, ORCID: 0000-0003-0827-8173

Голенок Ольга Константиновна, магистрант 2 курса кафедры туризма и экологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье исследованы теоретические основы экологического воспитания и просвещения школьников. В настоящее время общество бездумно растрачивает природные богатства. Подрастающее поколение относится к окружающей среде бездумно, позволяя себе забывать о необходимости ее сохранения. Рассмотрена актуальность данной темы в настоящее время. На сегодняшний день экологическое воспитание является одним из самых ключевых направлений формирования личности ребенка. Современный ритм жизни и новые достижения в науке и технике негативно сказываются на состоянии окружающей среды и динамика прогрессирует с каждым днем. Проанализирована нормативно-правовая база, которая регулирует работу государственных органов по поднятию у населения уровня экологического образования. В современном обществе невозможно узко рассматривать образование только за школьной скамьей. Образовательный процесс может продолжаться и во время летних каникул. Наибольшая результативность у образовательных программ экологического направления, которые реализуются все школы. Пришло время уходить от использования стандартных методик, используемых в учебных заведениях. Требуется изменить способы подачи информации, ориентироваться на возрастные особенности участников образовательного процесса. Рассмотрена необходимость включения экологического просвещения в программы летних лагерей и центров.

Ключевые слова: экологическое воспитание, образовательная программа, окружающая среда, рациональное природопользование, воспитательный процесс, экология.

THEORETICAL BASES OF ECOLOGICAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT OF SCHOOLCHILDREN AS A NEED FOR INCLUSION IN THE PROGRAM OF CHILDREN'S HEALTH CAMPS AND CENTERS

© 2020

Makarova Vera Nikolaevna, candidate of engineering sciences, associate professor of the chair of tourism and ecology Golenok Olga Konstantinovna, 2th year master of the chair of tourism and ecology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail [email protected]) Abstract. The article explores the theoretical foundations of environmental education and enlightenment of schoolchildren. Currently, society is thoughtlessly wasting natural resources. The younger generation takes the environment thoughtlessly, allowing themselves to forget about the need to preserve it. The relevance of this topic at the present time is considered. Today, environmental education is one of the most key areas in the formation of a child's personality. The modern rhythm of life and new advances in science and technology adversely affect the state of the environment and the dynamics are progressing every day. The legal framework that regulates the work of state bodies to raise the level of environmental education among the population is analyzed. In modern society it is impossible to narrowly consider education only at the school bench. The educational process can continue during the summer holidays. Environmental education programs, which are implemented by all schools, are most effective. It's time to move away from the use of standard techniques used in educational institutions. It is required to change the ways of presenting information, to focus on the age characteristics of participants in the educational process. The need for the inclusion of environmental education in the programs of summer camps and centers is considered.

Keywords: environmental education, educational program, environment, environmental management, educational process, ecology.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Процесс развития и совершенствования человечества проходит в непрерывном взаимодействии с природой. Проводится обработка земли, добыча полезных ископаемых, строятся города, проходит перманентное потребление существующих биологических ресурсов для удовлетворения потребности в питании, а также значительные изменения ландшафта. В начале развития человечества природа легко справлялась с таким постоянным вмешательством, восстанавливала равновесие в природных гео- и экосистемах[1].

Сегодня вопросы взаимодействия человека с природой, к сожалению, перерастают в экологическую проблему. Урбанизация населенных пунктов обособляет

людей от живой природы. В настоящее время идет активное развитие электроники, технического прогресса, повальная компьютеризация, человек уже неспособен просто наблюдать и созидать красоту окружающего мира. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность [2]. И начинать экологическое воспитание надо со школьной скамьи. Перед нами стоит задача - систематизировать знания об экологии с самого юного возраста, и на протяжение всей жизни человека сопровождать и развивать его познания в этой области. Однако именно в младшем возрасте дети более восприимчивы к новой информации. В этом возрасте приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в

124

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Макарова Вера Николаевна, Голенок Ольга Константиновна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ...

прочные убеждения.

Экологическое образование и просвещение населения рассматривается как важное условие социально-экологического развития субъектов страны, способствующего решению задач рационального природопользования с сохранением биосферы и поддержанием благоприятной среды для здоровья населения [3].

Ресурсной базой для реализации программы по экологическому просвещению подрастающего поколения выступают: библиотеки, онлайн площадки, заповедники, СМИ. Процессы эколого-правового просвещения, воспитания и образования осуществляются на территориях заповедников, национальных парках. На данных категориях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) осуществляется подготовка специализированных кадров, организовываются конференции семинары и круглые столы по вопросам охраны окружающей природной среды, развитию рационального природопользования, проходит выпуск сувениров экологической направленности

Анализ последних исследований и публикаций. Участие органов государственной власти в экологическом просвещении населения вытекает из ст. 5-6 ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющих развитие системы экологического образования, позволяет формировать экологическую культуру населения [4]. Все указанные выше полномочия проявляются в разработке различного уровня целевых программ в области экологического просвещения, а также в работе по усовершенствованию нормативно-правовой базы и системы управления экологическим просвещением и образованием, их кадрового обеспечения и т.д.

Экологическое просвещение населения страны проводится с использованием средств массовой информации, различные культурно-просветительские центры, к которым относятся музеи, библиотеки, также неотъемлемым элементом является проведение экологических акций, конференций и выставок. Таких эколого-просве-тительских центров очень много, и даже можно сказать, что им на время может стать абсолютно любой объект, в стенах которого, или же на свежем воздухе идет распространение экологических знаний [5].

В Конституции Российской Федерации в 42 статье закреплено право всех граждан «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [6].

Это не единственный нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы охраны окружающей среды. В Федеральном законе №7 от 10 января 2020 года «Об охране окружающей среды» одним из главных принципов охраны окружающей среды обозначается право каждого гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и фиксируется право населения направлять свои обращения в органы государственной власти РФ, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и иным должностным лицам о получении полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды в местах его нахождения и мерах по ее охране [4, 7].

Обеспечение благополучия человека и охрана его здоровья является ожидаемым результатом системы мер по охране окружающей природной среды. Из этого вытекает, что законодательные акты, регулирующие охрану здоровья своих граждан, экологические требования являются первостепенными. Источником права здесь выступает Федеральный закон №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В его полномочия входит регулирование всех вопросов, связанных непосредственно с охраной здоровья граждан от неблагоприятного воздействия внешней среды. Все требования, описанные в статьях

этого законодательного акта - источник экологического права [8].

На охрану здоровья и окружающей среды направлены нормы статьи 18 Закона о сохранении, обезвреживании, переработке и утилизации бытовых и производственных отходов и т.п. Следующим источником экологического права служит ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В этом законе есть норма, обеспечивающая экологические права граждан.

В 18 статье говориться, что каждый имеет право на охрану здоровья. А оно в свою очередь обеспечивается охраной окружающей среды [8]. Правовое обоснование охраны природы и рациональному природопользованию содержится и в других актах природно-ресурсного законодательства Российской Федерации. К таковым относятся: Лесной Кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире», Водный Кодекс РФ и другие.

Цепь экологических вопросов, по которым могут издаваться распоряжения и указы Президента Российской Федерации, практически не ограничена. Следует упомянуть Указ Президента РФ №238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 года.

На основании Федеральных законов, Конституции РФ, указов Президента Российской Федерации, Правительство РФ издает распоряжения и постановления, контролируя и отвечая за их исполнение. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, образования, культуры, социального обеспечения, экологии и здравоохранения в соответствии со статьей 114 Конституцией РФ [6].

Программа экологического воспитания детей и молодежи раскрывает специфику работы по данному направлению образовательных организаций. Их содержание, специфику организации, методическое сопровождение воспитательного процесса, направленного на развитие экологической культуры учащихся.

На сегодняшний день аргументирована необходимость вовлечения и формирования системы экологического просвещения современной молодежи, дающей возможность оказывать эффективное содействие в формировании экологической культуры личности в соответствии с нравственными, духовными и общечеловеческими ценностями в сложившейся жизнедеятельности человека [3]. В сложившихся социальных и культурных условиях изменяются цели экологического воспитания, его задачи и содержание. Акцент ставится непосредственно на развитие экологической культуры личности каждого.

Ключевые этапы формирования экологической культуры подрастающего поколения на разных уровнях образования: дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование, дополнительное образование. На указанных уровнях формируются базовые знания экологической культуры личности, изменяется экологическое сознание, развивается ценностное отношение к природе и окружающему миру, формируется эмоционально-чувственная восприимчивость к природным явлениям и объектам.

Формирование целей статьи. Целью статьи является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. В современных реалиях не каждый человек осознает свою значимость и ответственность в вопросе сохранения окружающей среды.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов.

Экологическое сознание - это форма общественного сознания, которая расположена на стадии формирования. Данный вид сознания включает в себя совокупность теорий, взглядов и идей, которые отображают

Makarova Vera Nikolaevna, Golenok Olga Konstantinovna pedagogical

THEORETICAL BASES OF ECOLOGICAL EDUCATION ... sciences

экологическую сторону общественного бытия. Точнее практику взаимоотношений между природой и человеком, совместно с нормами и принципами поведения, нацеленных на достижение оптимального взаимодействия природы и общества [9].

Неотъемлемым элементом экологического просвещения являются не только экологические знания, но и эмоциональная сфера, включающая духовную подготовку к воспитанию и становлению экологических ценностей у детей и подростков.

Суть экологического просвещения определяется его ключевыми задачами, в которые входит формирование [10]:

- необходимости постоянного контакта с окружающей среды и обязательного вовлечения к пониманию ее законов и закономерностей;

- мотивации к деятельности, направленной на осознание значимости охраны окружающей среды;

- убеждений сохранения и сбережения первозданно-сти природы, личного здоровья и здоровья окружающих;

- вовлеченности в практическую деятельность по изучению окружающей среды, а также пропаганду экологических знаний в обществе.

На сегодняшний день программа дополнительного образования носят образовательный характер. В связи с этим возникает необходимость анализа программ, выделяя их образовательный аспект. Основной проблемой при написании программы в детских лагерях и Центрах является описание содержания экологического образования вычленяя в ней именно образовательную составляющую, а также форматы подачи данной информации. Учитывая, что работают там, в основном школьные учителя в качестве воспитателей, приученные трансформировать эти знания в формате уроков, теоретических лекций или других школьных форматов [2].

При рассмотрении содержания программы, которое мы хотим передавать в интерактивном режиме, следует учитывать возрастные особенности участников смены и их ведущий вид деятельности.

На смену прежней установки возникла необходимость принципиально нового подхода, требующего постоянного изменения образовательного процесса, который бы подстраивался под нужды и запросы подрастающего поколения

Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Однозначно, что непосредственное вовлечение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность крайне необходимо для формирования личности учащегося.

Образовательная деятельность не должна заканчиваться с окончанием учебного года, а должна сопровождать учащегося в летний период. Использование теоретических знаний наглядно, позволяет прочно закрепить знания, умения и навыки школьников [11-17].

Идея экологического образования в условиях летних лагерях - продемонстрировать детям, что рядом с каждым из них существует загадочный, многообразный мир природы, и способствовать развитию правильного восприятия этого мира и формированию у детей мотивации к новым открытиям и знаниям.

Характерной особенностью экологического образования в период летнего отдыха можно обозначить сочетание классических биологических знаний и навыков с динамичным развитием эмоционально-чувственного отклика и мотивации в получении новых знаний у учащихся.

Применение социально-привлекательных форм и методов работы с детьми, учитывание возможностей каждого ребенка, актуальность используемых форм и видов обучения, ориентированность на возрастные особенности участников смен также является особенностью 126

программы.

Сопричастность с природой оказывает на человека благотворное влияние. Непосредственное изучение и общение с природой в период летнего отдыха является источником мотивации в расширении своих экологических знаний. Именно поэтому цель экологическое образования в условиях летнего лагеря - развитие у школьников элементов личностного эмоционально-чувственного отношения к объектам и явлениям природы, а также активизацию и расширение собственных способностей, симпатии к природным объектам.

Изучив несколько экологических программ летних лагерей с дневным пребыванием МБОУ «Шатракасинская ООШ» Чувашской республики, "Страна здоровья" Краснодарского края и «ЮнЭк» республики Коми. Эти программы были выбраны, потому что имеют полноценное описание своей образовательной деятельности и эффективности реализации. Мы отметили, что основной упор делается на наглядные примеры и лекционный материал.

Все субъекты пишут программы, ориентируясь на младший школьный возраст. Не рассматривают другие возрастные категории детей для работы с ними в направлении экологического воспитания. Программы не практикоориентированы. Отсутствует хорошая материально-техническая база. Нет взаимодействия с партнерами. В среднем, такие лагеря детского оздоровительного отдыха могут разместить у себя 150-200 детей за смену. А если учитывать, что программа ориентирована только на одну возрастную категорию, следовательно, число участников экологических программ значительно ниже.

Именно это отличает программы Федеральных детских центров от программ летних оздоровительных лагерей. Рассмотрим на примере ВДЦ «Океан». В летний период Центр за одну смену принимает до 1800 детей. Соответственно охват аудитории, которые занимаются по программе экологического воспитания подрастающего поколения значительно выше, чем у обычных лагерей. Участниками смены являются представители более 40 субъектов РФ. По завершению программы дети транслируют полученный опыт, знания и навыки в своих регионах, что является положительной динамикой для поднятия уровня экологического просвещения молодежи.

У Всероссийского детского центра «Океан» имеется множество партнеров. Один из главных партнеров является Дальневосточный Федеральный университет. Во время проведения тематических программ они выступают не только как специалисты, но и как научно-техническая база. Что помогает сотрудникам центра в работе с участниками программы. Привлечение научных сотрудников является неотъемлемой частью взаимодействия с партнерами. Новизна программ ВДЦ «Океан» заключается в использовании современных форм работы с учащимися. Программа гибкая и вариативная часть видоизменяется согласно возрастным особенностям участников смены. Например, если мы берем старшеклассников, то их ведущий вид деятельности - это общение. Поэтому основные форматы передачи информации и знаний, связанных с экологией, необходимо выстраивать в форме дискуссий, где мы можем увидеть и замотивировать детей на общение, тем самым способствовать их интересу в формировании экологического мировоззрения.

Экологическая программа «Экологический форум «Живи Земля»» была реализована на базе Центра на основе деятельного подхода. Это способствовало более быстрому вовлечению детей в проблематику смены. Каждый ее участник смог попробовать себя в различных экологических проектах, при этом акцент переносился со «знаниевой» парадигмы на развитие личности (как цели и результата развития экологической культуры), на развитие индивидуальности, системы ее ценностей, экологического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации, самораз-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Макарова Вера Николаевна, Голенок Ольга Константиновна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ...

вития.

Проекты, разработанные участниками смены, реализуются на базе Центра, г. Владивостока, а также, непосредственно, в различных субъектах страны. Хотим отметить, что работа по экологическому просвещению школьников ведется не только на экологических сменах, а также является направлением любой тематической программы. Участники тематических программ принимают активное участие в уже существующих акциях в «Океане», которые были запущены их сверстниками в прошлых сменах. Одна из таких акций «Океанская бутылочка».

Во Всероссийском детском Центре «Океан» каждому ребенку выдается индивидуальная пластиковая бутылочка ежедневно. В осенне-зимний период на территории Центра отдыхает 998 детей, а в летний период до 1800. Соответственно, количество пластиковых бутылочек, используемых детьми - колоссальное. В связи с этим по инициативе участников программы «Молодые лидеры России» был написан проект по переработке этих бутылочек. И это не единственный положительный результат работы наших программ. Главное, что инициативные школьники получают профессиональное сопровождение своей деятельности со стороны наших специалистов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий. Делая теоретический и практический анализ экологического воспитания, и анализируя образовательные программы, мы пришли к выводу, что для построения эффективной программы нам необходимо заинтересовать ребенка, обращать внимание на запросы современных детей, учитывать их интересы. Подкреплять все это научным сопровождением со стороны опытных педагогов. Привлекать партнеров, заинтересованных в практических результатах работы. Необходимо применять интерактивные формы работы. Подбирать содержание самой образовательной программы, оно должно быть интересно ребенку, для разного возраста - разная. Все методы работы с подрастающим поколением должны быть практикоориентированы. Важно поддерживать интерес у детей в их работе и сопровождать его в течение всей смены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пушкарь В.С., Якименко Л.В. Экология: человек и биосфера [Текст]: учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. — 228 с.

2. Кадырова, Р.О. Непрерывное экологическое образование и воспитание //Воспитание школьников. — 2011. — №5. — с. 58.

3. Экологическое образование и воспитание в России // Библиотека журнала Вестник образования России. — 2013. — №5. — с. 15.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями в ред. от 12.03.2014) [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www. consultant.ru

5. Лобов, В.А. Экологическая культура — забытое старое или актуальная педагогическая проблема? //Народное образование. — 2011. — №8. — с. 133.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 42

7. Прудникова, Т. Экология души — основа экологического воспитания //Искусство в школе. — 2012. — №1. — с. 27.

8. Федеральный закон от 30.03.1999 N52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.

10. Камакин, О.Н. Проблемы экологического образования // Воспитание школьников. — 2013. — №7. — с. 38.

11. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. — 135 с.

12. Семенов А.А. Методические аспекты эстетического воспитания учащихся в обучении биологии и экологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 247-250.

13. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXl век: итоги прошлого и

проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.

14. Юсупова Г.Ф. Оценка эффективности эколого-ориентирован-ных инновационных проектов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 412-416.

15. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.

16.МурадоваН.У. Взаимосвязь экономической и экологической систем как социальная проблема //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 99-102.

17. Чернышева, В.А. Программа внеурочной деятельности по экологии //Практика административной работы в школе. — 2013. — №6. - с. 17.

Статья поступила в редакцию 02.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.