предусмотренные ГОС и ФГОС. Ежегодно более 500 человек получают консультации по разделу безопасности и охраны труда от сотрудников кафедры (Э.Н. Егоров, В.А. Казенков, Г.П. Писа-ренко, С.Н. Томилина).
Вместе с тем, следует обратить внимание и на ряд проблем имеемых в организации конвенционной подготовки курсантов, к которым относятся:
- высокая загруженность Берегового учебно-тренировочного центра, что приводит к тому, что в отдельные дни и часы в бассейне занятия по одной и той же теме проводят до трех учебных групп;
- отсутствие планового зачета по таким учебным дисциплинам как «Начальная подготовка по безопасности», «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам, и плотам» и др. для курсантов судомеханического факультета снижает заинтересованность и ответственность курсантов к изучению учебных программ;
- в соответствии с ФГОС следует добиться непременного соблюдения соотношения учебных часов практических занятий к лекционным занятиям из расчёта 1 : 1.
Разрешение данных вопросов позволит более результативно решать задачи учебного процесса и подготовки квалифицированных, компетентных специалистов для отечественного морского транспорта.
Произведённый анализ, а также имеемые проблемы в учебной работе позволяют определить основные пути совершенствования качества конвенционной подготовки в морском вузе и в частности на кафедре Безопасность жизнедеятельности:
1. Повышение уровня теоретической и практической подготовки профессорско-преподавательского состава кафедры. Для этого следует:
- всем преподавателям, проводящим обучение по конвенционным дисциплинам с использованием тренажеров, целесообразно пройти программу дополнительного профессионального образования «Инструктор тренажерной подготовки, экзаменатор» (модельный курс ИМО 6.10);
Библиографический список
- систематизировать работу по пропаганде передового опыта лучших сотрудников кафедры и морского вуза;
- взять под контроль организацию планирования и проведения самостоятельной работы преподавателей, изучения ими требований руководящих документов ИМО и Минтранса РФ;
- закрепить за молодыми преподавателями наставников, из числа наиболее подготовленных сотрудников кафедр.
2. Расширить практику проведения открытых лекций и практических занятий с участием всех преподавателей конкретной кафедры.
3. Продолжить практику совершенствования учебно-материальной базы кафедры, оснащения учебных аудиторий всем необходимым для качественного проведения каждого занятия.
4. Шире внедрять в практику учебной работы инновационные формы и методы работы с курсантами, такими как визуализация лекций, метод проблемного изложения, метод проектов, проблемно-поисковые методы, научно-исследовательская деятельность курсантов, встроенная в учебный процесс, проблемное обучение, практико-ориентированная и творческая деятельность, применение информационных технологий в обучении.
Работа по данным направлениям позволит осуществить качественный скачек в совершенствовании уровня преподавания конвенционных дисциплин, исключить однообразие и повысит интерес курсантов к конвенционным дисциплинам.
Таким образом, выполненный выше анализ позволяет утверждать, что в современных условиях ведущей тенденцией в проведении конвенционной подготовки в морском вузе становиться качественная реализация требований Международной конвенции ПДНВ-78 с поправками, высокая предметная забота о подготовке компетентных морских профессионалах, готовых к действиям в сложных и чрезвычайных ситуациях. Организованная в соответствии с новыми конвенционными требования профессиональная подготовка будущих морских специалистов, позволяет подготовить компетентных специалистов, готовых и умеющих обеспечить высокий уровень безопасности мореплавания и сохранение человеческой жизни на море.
1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС (текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками). Санкт-Петербург: ЦНИИМФ, 2008.
2. Международная конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несения вахты 1978 года (ПДНВ-78 с поправками). Санкт-Петербург: ЦНИИМФ, 2016.
3. Манильские поправки к Международной конвенции ПДНВ-78. Available at: http://www.marcomm.ru/UserFiles/Files/Doc/STCW_Rus.pdf
4. Рабочая учебная программа по курсу «Начальная подготовка по безопасности». Новороссийск, 2017.
5. Типовая дополнительная профессиональная программа «Начальная подготовка по безопасности». Москва: Минтранс РФ, 2017.
6. Томилин А.Н. Особенности формирования личностной готовности курсантов морского вуза к действиям в аварийной и экстремальной ситуации. Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Логос, 2017: 21 - 27.
References
1. Mezhdunarodnaya Konvenciya po ohrane chelovecheskoj zhizni na more 1974 goda SOLAS (tekst, izmenennyj Protokolom 1988 goda k nej, spopravkami). Sankt-Peterburg: CNIIMF, 2008.
2. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke i diplomirovaniyu moryakov i neseniya vahty 1978 goda (PDNV-78 s popravkami). Sankt-Peterburg: CNIIMF, 2016.
3. Manil'skie popravki k Mezhdunarodnoj konvencii PDNV-78. Available at: http://www.marcomm.ru/UserFiles/Files/Doc/STCW_Rus.pdf
4. Rabochaya uchebnaya programma po kursu «Nachal'naya podgotovka po bezopasnosti». Novorossijsk, 2017.
5. Tipovaya dopolnitel'naya professional'naya programma «Nachal'naya podgotovka po bezopasnosti». Moskva: Mintrans RF, 2017.
6. Tomilin A.N. Osobennosti formirovaniya lichnostnoj gotovnosti kursantov morskogo vuza k dejstviyam v avarijnoj i 'ekstremal'noj situacii. Modernizaciya sovremennogo obschestva: problemy, puti razvitiya iperspektivy: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2017: 21 - 27.
Статья поступила в редакцию 30.01.18
УДК 371.3; 371.8
Almazova I.G., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Elementary Education and Social Technologies,
YSU n.a. I.A. Bunin (Yelets, Russia), E-mail:[email protected]
Solov'yova E.A., Сand. of Sciences (Veterinary), senior lecturer, Department of Chemistry and Biology, YSU n.a. I.A. Bunin
(Yelets, Russia), E-mail: [email protected]
Usachyova I.N., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chemistry and Biology, YSU n.a. I.A. Bunin
(Yelets, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF COMPREHENSIVE EDUCATIONAL PROGRAMS FOR ENVIRONMENTAL CHANGE IN CONDITIONS OF A SUMMER CAMP. The paper presents a program for the organization of summer camps and additional education of children in the aspect of the topics "Ecology" in the framework of the comprehensive educational program, "Learn-do-rest" in the context of summer camp. Since 2017, a presidential decree declared the Year of ecology and the Year of specially protected natural areas, this project is extremely relevant, since it carries educational values, intends to attract children's attention to the richness of the natural world of Russia, the necessity of careful attitude to it and can become an integral
part for the formation of public interest in the protection of the environment, the preservation of species diversity of flora and fauna, development of ecological thinking of the population and prevention of natural disasters.
Key words: environmental education, summer camp, children, teens.
И.Г. Алмазова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования и социальных технологий ЕГУ им. И.А. Бунина,
г. Елец, E-mail: [email protected]
Е.А. Соловьева, канд. вет. наук, доц. каф. химии и биологии ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец, E-mail: [email protected]
И.Н. Усачева, канд. пед. наук, доц. каф. химии и биологии ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
В работе представлены наработки инновационной программы при организации летнего отдыха и дополнительного образования детей в аспекте тематики «Экология вокруг нас» в рамках реализации Комплексной образовательной программы «Учись - твори - отдыхай» в условиях летнего лагеря. Поскольку 2017 год указом Президента РФ был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий, то данный проект чрезвычайно актуален, так как он в целом несёт просветительское значение, призван привлечь внимание детей к богатству природного мира России, необходимости бережного отношения к ней. Данный проект важен и тем, что может стать одной из составных частей для формирования интереса общественности к вопросу защиты окружающей среды, сохранения видового разнообразия флоры и фауны, развития экологического мышления населения и предупреждения природных катастроф.
Ключевые слова: экологическое образование, воспитание, летний лагерь, дети, подростки.
Летний отдых детей и их оздоровление, согласно ГОСТу Р 52887-2007 и Национальному стандарту Российской Федерации (Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления, введенного с 1 января 2009 г.), рассматривается как «совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований» [1].
Летний лагерь сегодня, как показывает анализ исследований С.П. Афанасьева, Л.В. Байбородовой, В.П. Бедерхановой, М.Е. Вайндорф-Сысоевой, А.В. Волохова, С.В. Коморина, Ю.Н. Тарана, В.В. Таланова, А.И. Тимонина, И.И. Фришман, С.А. Шмакова и др. - это уникальное оздоровительно-образовательное учреждении, ориентированное на решение острых и злободневных социально-педагогических проблем, связанных с организацией свободного времени детей и подростков в каникулярное время; их оздоровлением и дополнительным образованием [2].
Воспитательно-образовательная и социально-педагогическая ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения [3].
В этой аспекте важен системный подход для проведения такого летнего лагеря. В этой связи нами разработана Комплексная программа в контексте реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, в части поддержки инноваций в области развития и мониторинга системы образования. Она позволяет в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей и ФГОС полного среднего общего образования в условиях детского летнего лагеря решать следующие задачи [4; 5]:
• рассмотреть дополнительное образование, отдых детей на тематической (экологической) смене в условиях летнего лагеря в качестве ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, содержательному досугу и повышению самооценки, развитию познавательных интересов детей;
• обеспечить вариативность, качество и доступность дополнительного экологического образования для разных категорий детей;
• обеспечить формирование личностных, метапредметных и предметных результатов дополнительного образования;
Необходимо отметить, что в Ельце Липецкой области активно используется программно-вариативный подход к организации летнего отдыха, оздоровления и дополнительного образования
детей в каникулярный период. В Елецком государственном университете ЕГУ им. И.А. Бунина, преподавателями, студентами педагогического отряда «Бонус» (куратор старший преподаватель кафедры начального образования и социальных технологий Г.А. Корякина) накоплен богатый опыт разработки и реализации программ (в том числе и комплексных) в сфере летнего отдыха, оздоровления и дополнительного образования детей в каникулярный период. В опоре на имеющийся опыт, нами была разработана и реализована настоящая Комплексная образовательная программа для экологической смены в условиях летнего лагеря «УЧИСЬ - ТВОРИ - ОТДЫХАЙ» на смене «Экология вокруг нас», особенности организации и реализации которой мы излагаем в данной публикации.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС) экологическое образование осуществляется на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», однако дисциплина «Экология» отсутствует в образовательных стандартах и экологическое образование призвано осуществляться путём интеграции экологических знаний в другие дисциплины. Поэтому важным направлением решения указанной задачи является организация дополнительного экологического образования в условиях летнего лагеря [6].
В процессе обучения в общеобразовательной школе дети в основном сидят за партой, читают тексты и их воспроизводят, обсуждают. У детей практически мало практических занятий, а экологическое образование — это не только и не столько знание, это, прежде всего, деятельность, формирование поведенческих навыков, системы ценностей, профилактическая и коррекцион-ная работа по повышению адаптации детей и подростков [7] .
Для детей очень важно эмоциональное отношение к природе - это особенность возраста. Это нужно использовать для экологического образования, что в полной мере обеспечивает летний лагерь.
Необходимо, чтобы дети участвовали в проектах, акциях, изучали своё ближайшее окружение и учились принимать решения [8].
В этой связи мы предлагаем детям Комплексную образовательную программу в рамках летнего лагеря, которая не является повторением школьной программы по экологии и школьных методов, но имеет сильный образовательный эффект в плане формирования у детей нравственного отношения к природе, экологического мировоззрения, высокого уровня экологической культуры, воспитания у подрастающего поколения экологической грамотности; освоения вожатыми и воспитанниками экологической этики; привлечение максимального количества вожатых и воспитанников к осознанному выбору здорового образа жизни и содержательного досуга; совершенствование педагогических
методов экологического воспитания и дополнительного образования.
Выполнение различных проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего региона, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
Задача, которая ставится перед ребятами: приобретение знаний о родном крае, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Также проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка - привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.
Интерактивные методы (викторины, олимпиады, различные шоу, экологические спектакли, акции, десанты, экскурсии, походы), как нельзя лучше позволяют решать поставленные перед экообразованием задачи: через активное совместное обсуждение, участие в деловых играх, приобретение опыта и его анализ, дети приобретают не только знания по различным экологическим вопросам, но учатся (а зачастую и сами вырабатывают) конкретные способы, методы, технологии решения тех или иных экологических проблем. Кроме того, такое интерактивное обучение комплексно воздействует на человека, и он уже не просто знает и умеет, он еще и хочет заниматься экологической деятельностью.
Организация и реализация комплексной образовательной программы на экологической смене в условиях летнего лагеря реализуется в рамках тематической (экологической) смены, рассчитанной на 21 день.
Вся деятельность педагогического коллектива и воспитанников, детей, отдыхающих на смене в конкретном лагере направлена на:
• осуществление/получение дополнительного (экологического) образования (работа он-лайн лабораторий - химико-биологической; ландшафтного дизайна; творческой (проектной); кружков «Юный эколог-исследователь», «Экологический дизайн», «ЗОЖ» и др.; студий «Экологический театр», фото-студия «Лики природы»; разработка и осуществление социальных проектов «Экологическая тропа»);
• реализацию творческой части комплексной программы экологической направленности (проведение тематических дней «День Берендея», «День Зари», «День птиц» и т.п.);
Библиографический список
Каждая неделя смены (всего их 3) включает:
• блок дополнительного (экологического) образования -понедельник, пятница: работают он-лайн лаборатории, кружки, студии, разрабатывается и реализуется поэтапно социальный проект «Экологическая тропа»;
• блок творческого развития - вторник, четверг: проводятся тематические дни;
• блок содержательного досуга - среда, суббота, воскресенье: проводятся спортивные соревнования, походы, экскурсии, организуются выставки достижений, конкурсы, встречи с интересными людьми, танцевальные вечера, костры, огоньки. Обсуждение.
Организация и реализация комплексной образовательной программы для экологической смены в условиях летнего лагеря, по нашему мнению способствует распространению инноваций в области развития и модернизации дополнительного образования через формирование новых образовательных инициатив и механизмов по использованию и внедрению на региональном уровне программ дополнительного образования в условиях летнего лагеря, а также повышать психическое самочувствие детей и подростков [9; 10].
Заключение. Таким образом, представленная комплексная программа предполагает повышение качества дополнительного образования за счет разработки и реализации образовательной программы для экологической смены в условиях летнего лагеря; участия мотивированных детей, качественно подготовленных студентов (вожатых) к работе по комплексной образовательной программе;
Комплексная программа обеспечивает:
• расширение спектра программ дополнительного образования интеллектуальной, творческой и досуговой направленности детей;
• реализацию индивидуальных траекторий обучающихся;
• формирование у детей нравственного отношения к природе, экологического мировоззрения, высокого уровня экологической культуры;
• воспитание у подрастающего поколения экологической грамотности;
• освоение вожатыми и воспитанниками экологической этики;
• привлечение максимального количества вожатых и воспитанников к осознанному выбору здорового образа жизни и содержательного досуга;
• совершенствование педагогических методов экологического воспитания и дополнительного образования.
1. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: ГОСТР 52887-2007. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления (с Изменением № 1) ГОСТ Р 52887-2007 Группа Р00 Национальный стандарт Российской Федерации услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. Services to children in establishments of rest and rehabilitation of health ОКС 11.020. Дата введения 2009-01-01. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52887-2007
2. Глебов В.В. Оптимизация режима труда и отдыха в психофизиологической адаптации учащихся школ. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014; Т. 14; № 1-1: 87 - 91.
3. Павлова Е.В. Летний лагерь: Социальная сеть работников образования. Available at: nsportal.ru
4. Кулемина Д.В.. Быканова О.В. Экологическое воспитание учащихся в летнем лагере «Экобудущее». Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып. 2. Отв. ред. А.А. Семенов. Самара: ПГСГА, 20156 181 - 187.
5. Кулемина Д.В., Наливайко И.В. Летние профильные лагеря как форма экологического образования и воспитания учащихся. Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: материалы 4 международной научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения д.б.н., профессора И.С. Сидорука и д.с/х.н., профессора П.А. Положенцева. 7 декабря 2015 г. Отв. ред. С.И. Павлов. Самара: ПГСГА, 2015: 350 - 355.
6. Чаус Б.Ю. Моделирование эколого-биологической работы в системе дополнительного образования. Сборник материалов V Международной научно - практической конференция Наука и современность - 2010: в 3-х частях. Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010; Часть 1: 410 - 414.
7. Глебов В.В. Профилактическая и коррекционная работа по повышению адаптации детей и подростков. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. № 1. С. 83-91.
8. Глебов В.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное воспитание. 2013; 11: 116 - 120.
9. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. О.М. Родионова, В.В. Глебов. Москва: РУДН, 2013; Ч. 1.
10. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического развития учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013; S 5: 68 - 73.
References
1. 'Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj dokumentacii: GOST R 52887-2007. Uslugi detyam v uchrezhdeniyah otdyha i ozdorovleniya (s Izmeneniem № 1) GOST R 52887-2007 Gruppa R00 Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii uslugi detyam v uchrezhdeniyah otdyha i ozdorovleniya. Services to children in establishments of rest and rehabilitation of health OKS 11.020. Data vvedeniya 2009-01-01. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52887-2007
2. Glebov V.V. Optimizaciya rezhima truda i otdyha v psihofiziologicheskoj adaptacii uchaschihsya shkol. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014; T. 14; № 1-1: 87 - 91.