Научная статья на тему 'Формы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (обзор литературы)'

Формы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11155
1262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / ФОРМЫ ОРГАНИЗОВАННОГО ОТДЫХА / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / SUMMER HOLIDAY / FORMS OF ORGANIZED REST / CHILDREN AND TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варнавских Елена Андреевна, Ляпин Виталий Алексеевич, Козырева Фатима Увжикоевна

В статье представлен обзор литературных источников о существующих традиционных и альтернативных формах летнего отдыха. Приведены примеры лагерей в субъектах РФ, указаны мнения авторов по эффективности использования определенных форм отдыха детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of summer holiday and improvement of children and teenagers (review of literature)

The review of references about the existing traditional and alternative forms of summer holiday is presented in article. Examples of camps in territorial subjects of the Russian Federation are given, opinions of authors by efficiency of use of certain forms of rest of children and teenagers are specified.

Текст научной работы на тему «Формы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (обзор литературы)»

A. Strickland [et al.] // J. Parenter Enteral Nutr. - 2005. - Vol. 29 (1). - Р. 81-91.

6. Artinian, V. Early enteral feeding benefits mechanically ventilated medical patients / V. Artinian, H. Krayem, B. DiGiovine // Chest. - 2006. - Vol. 129. - Р. 960-967.

7. Безопасность парентерального питания в хирургии и интенсивной терапии : вопросы и ответы / Б. Р. Гельфанд [и др.] // Анналы хирургии. - 2012. - № 4. - С. 5-11.

8. Singer, P. The tight calorie control study: a pilot PRST of nutritional support in critical ill / P. Singer // Intensive Care Med. - 2011. - Vol. 28. - P. 601-602.

ЮДАКОВА Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, заведующая отделением реанимации

и интенсивном терапии городской клиническои больницы № 1 им. Кабанова А. Н. ЩЕТИНА Александр Владимирович, врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии городской клинической больницы № 1 им. Кабанова А. Н.

ГИРШ Андрей Оттович, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии Омской государственной медицинской академии.

Адрес для переписки: tatyudakova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2015 г. © Т. Н. Юдакова, А. В. Щетина, А. О. Гирш

УДК 613 7 Е. А. ВАРНАВСКИХ

В. А. ЛЯПИН Ф. У. КОЗЫРЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, г. Москва

ФОРМЫ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

В статье представлен обзор литературных источников о существующих традиционных и альтернативных формах летнего отдыха. Приведены примеры лагерей в субъектах РФ, указаны мнения авторов по эффективности использования определенных форм отдыха детей и подростков. Ключевые слова: летний отдых, формы организованного отдыха, дети и подростки.

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является одной из составляющих государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что сохранение и укрепление здоровья детей — это стратегическая задача государства, а «...летний отдых — это, конечно, хорошая возможность полноценно укрепить здоровье, для детей — найти друзей, узнать для себя что-то новое» [1, 2].

Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально не защищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление [3 — 5].

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что за последние десятилетия

стремительно ухудшается здоровье школьников. Отмечается значительный рост острой заболеваемости, функциональных нарушений и хронической патологии. Только 10 % современных школьников могут считаться практически здоровыми, тогда как половина из них имеют морфофункциональные отклонения, а 40 % страдают разнообразной хронической патологией, при этом каждый второй имеет сочетание двух и более заболеваний. Распространенность болезней, ограничивающих выбор профессии, достигает среди подростков 30 % [6 — 20].

В этой связи меняются формы и методы организации летнего отдыха детей и подростков, обновляется их содержание, совершенствуются технологии медицинской и педагогической деятельности [21-23].

Первый шаг на пути обновления системы летнего отдыха уже сделан — появилось множество новых форм организации летнего отдыха, на этой основе разработаны и внедрены различные федеральные программы [22, 24, 25].

Система отдыха и оздоровления детей и подростков РФ предусматривает организацию отдыха и оздоровления не только в каникулярное время (сезонно), но и в течение всего года (круглогодично). Однако наибольшей популярностью обладает отдых преимущественно в летний сезон, так как позволяет восстановить здоровье учащихся и тем самым подготовить их к следующему учебному году [26].

Как правило, при организации отдыха и оздоровления в осенние, зимние и весенние каникулы продолжительность смены составляет не более 5 — 7 дней. Очевидно, что организм ребенка не способен за короткий срок сформировать компенсаторные реакции, но при этом непродолжительный отдых обеспечивает психоэмоциональную разгрузку организма, поэтому организация отдыха с минимальной продолжительностью смены носит, прежде всего, педагогически-досуговый характер [27, 28].

В советский период ведущей формой отдыха и оздоровления детей являлся пионерский лагерь, в настоящее время это немногочисленные стационарные загородные детские учреждения (лагеря, центры, организации): летние, круглогодичные, негосударственные, федеральные, частные, муниципальные, ведомственные лагеря [29]. По данным А. А. Левитской (2011), в 2010 году в системе образования РФ функционировало более 1000 загородных оздоровительных лагерей, однако и эта цифра не достигает уровня советского периода [30, 31].

А. Б. Вифлеемский (2011) отмечает, что еще 8 июня 2010 года президент РФ Д. А. Медведев на селекторном совещании констатировал, что «большинство лагерей построено в 60 —80-е годы прошлого столетия, т.е. еще в советский период, и многие из них просто пришли в негодность, поменяли владельцев, в какой-то период были перепрофилированы, или если даже и не были перепрофилированы, то недостаток финансирования до сих пор сказывается на их деятельности. Строительство новых лагерей в этот период практически не велось и, как следствие, их число сократилось» [32]. Г. В. Яновская (2010) сообщает, что в 2009 году, несмотря на ежегодно проводимую серьезную подготовку к оздоровительному летнему сезону, 160 загородных учреждений нуждались в капитальном ремонте [33].

В дополнение А. А. Левитская (2011) констатирует, что в 2010 году в инфраструктуре детского летнего отдыха загородные оздоровительные лагеря и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия составляли всего лишь 4,26 % [31].

Значительный потенциал летнего отдыха составляют лагеря, направленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в системе здоровьесберегающих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей (детские санатории, лагеря санаторного типа) [22, 34].

Л. Н. Шведунова (2013) в своем исследовании акцентирует внимание на роль здравниц в системе оздоровления детского населения. По данным Л. М. Бабиной с соавторами (2013), сеть детских санаториев системы здравоохранения насчитывает 463 здравницы на 54 111 коек и профилированы для детей с заболеваниями органов дыхания (123 санатория), нервной системы (49), органов пищеварения (24), опорно-двигательного аппарата (20),

мочевой системы (10), больных туберкулезом (144) и др. Ежегодно санаторно-курортное лечение получают более 370 тыс. детей. Авторы утверждают, что необходимо значительно увеличить число оздоровительных санаторных лагерей, где можно проводить не только общеукрепляющие, но и терапевтические мероприятия [34, 35].

Также Л. Н. Шведунова (2013) утверждает, что повышение роли санаториев должно осуществляться не только в лечении и реабилитации больных с хроническими заболеваниями, но и в использовании этих учреждений для оздоровления детей с предболезненными состояниями, когда имеются лишь функциональные нарушения. Кроме этого, автор указывает на необходимость разработки научно-обоснованных дифференцированных программ санаторного оздоровления практически здоровых детей, а также детей с факторами риска на основе широкого применения естественных и искусственных физических факторов. В дополнение, автор указывает на необходимость комплексного решения проблемы оздоровления детского населения страны с использованием различных схем и форм организации лечебно-профилактической деятельности детских учреждений [34, 35].

По данным Г. В. Яновской (2010), наиболее выраженная отрицательная динамика отмечена по количеству летних оздоровительных учреждений: среди загородных дошкольных учреждений (снижение на 22 %), загородных стационарных лагерей (снижение на 20 %), санаторных оздоровительных лагерей (снижение на 21 %); по числу отдохнувших детей — в загородных стационарных лагерях (снизилось на 21 %) [33].

Ряд исследований доказывают наибольший эффект оздоровления при отдыхе в стационарном загородном лагере по сравнению с другими формами отдыха в плане восстановления здоровья, усиления компенсаторных возможностей организма, а с педагогической позиции — развитие самостоятельности, ответственности и гражданственности [19, 27, 28, 36, 37].

Так, А. В. Джеус (2011) считает, что загородная форма отдыха имеет специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами отдыха. По мнению автора, обстановка в загородном лагере сильно отличается от привычных условий, что выражается в совместном проживании детей, способствующее обучению детей в коллективе. Именно здесь ребята тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия» и быстрее проходит период адаптации (2 — 3 дня), дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни [22].

С каждым годом развивается такая форма отдыха и оздоровления, как лагерь с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений. По мнению А. А. Левитской (2010, 2011), это одна из наиболее доступных для родителей форм организации каникулярного отдыха детей. Только в 2010 году функционировало около 45 тысяч лагерей с дневным пребыванием детей (66,18 %). За последние пять лет на 2 тысячи увеличилось количество лагерей с дневным пребыванием для школьников в черте города [31, 38, 39].

Автор считает, что положительной тенденцией в работе лагерей с дневным пребыванием стало расширение диапазона деятельности учащихся в профильных сменах и отрядах. К примеру, в 2010 году более 60 % детей в лагерях дневного пребывания

организованы по различным направлениям, что позволяет учесть интересы и способности детей и подростков. С другой стороны, автор отмечает, что пришкольные лагеря — это вынужденная форма организации занятости детей, которая не позволяет обеспечить в полной мере качественное оздоровление детей и подростков [31, 40].

По мнению О. В. Казаевой и В. П. Моисеенко (2012), такая форма отдыха детей не обеспечивает максимальный эффект оздоровления, и связано это в большей степени с непродолжительной сменой (14-18 дней), а с другой стороны, в полном объеме организовывает досуг детей, особенно когда родители заняты работой либо нет возможности приобрести путевку в загородный лагерь [36, 41, 42].

Интеграция детского лагерного движения России в мировое сообщество привела к появлению альтернативных форм организации летнего отдыха: лагерей приключений, лагерей с экстремальными видами спорта, лагерей на 30-40 детей для общения с природой, лагерей религиозных конфессий, фольклорных лагерей [22].

Например, в Красноярском крае функционирует летний поисково-исследовательский лагерь «Крепкий орешек», позволяющий детям, особенно в трудной жизненной ситуации, примерить на себя другую социальную роль, чем в привычной для них среде с ценностями и отношениями, другими критериями нравственной оценки.

А в Казани большим воспитательным потенциалом обладает программа палаточного лагеря «ТРАМ-Плиновое лето» со сплавом по рекам Татарстана и Марий Эл, ориентированная на подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших различные правонарушения и состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних города и республики [23, 40].

В Омской области начиная с 1999 года каждое лето ребята и педагоги Городского дворца детского и юношеского творчества проводят в туристическом палаточном лагере «Пострелята», расположенном на одном из островов посередине реки Иртыш. Также на территории Омской области функционирует и православный палаточный лагерь «Богатырская застава». Особенность лагеря в том, что с детьми занимаются руководитель конноспортивного казачьего клуба, инструктор рукопашного боя стиля «Буза», специалисты по туристическому ориентированию и альпинистской подготовке, преподаватель по основам радиосвязи, педагоги по основам православной культуры, фольклору, народным ремёслам и декоративно-прикладному искусству [43].

Альтернативные формы отдыха детей в основном направлены на социализацию ребенка в обществе, в коллективе, способствуют развитию творческих, интеллектуальных, организаторских качеств и навыков, тем самым минимизируя психоэмоциональное напряжение на фоне природы [22].

К примеру, такая форма отдыха, как компьютерный лагерь. Е. В. Якушина (2014) считает, что компьютерный лагерь — это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий. Это лагерь, в рамках которого каждый из учащихся стремится к освоению информационных технологий и с радостью проводит свой летний отдых [44].

А. В. Могилев (2014) предлагает в течение лагерной смены проводить различные типы внеурочных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий. Автор считает, что данная

концепция способствует разностороннему развитию личности ребенка [45].

Следует акцентировать внимание на такой форме отдыха, как военно-полевые и спортивные лагеря для трудных подростков (для детей из неблагополучных семей), организованные с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. К примеру, в Республике Чувашия для детей из социально неблагополучных семей работает профильный военно-спортивный лагерь «Сыны России» [31]. В Казани среди военно-патриотических профильных смен можно особо отметить профильные смены, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне [40].

Отдельного рассмотрения требуют лагеря допризывной подготовки молодежи, ставшие настоящей школой взросления, гражданского и патриотического воспитания. Особенность такого лагеря состоит в том, что, кроме вожатых, с подростками работают боевые офицеры [31, 46]. В этом же направлении развиваются и профилированные детские лагеря: юных инспекторов движения, учащихся кадетских школ, юных спасателей, способствующие гражданскому воспитанию и формированию ценностей служения Отечеству [22].

В последнее время активно развиваются экологические профильные палаточные лагеря семейного типа и интеграционные лагеря. К примеру, экологический семейный профильный лагерь «Очаг» (в Ульяновской области) возник как отклик родителей учащихся, которые изъявили желание участвовать в работе областных летних профильных лагерей, организуемых станцией юных натуралистов. Цель такой формы отдыха состояла в организации активного семейного отдыха, молодежного туризма, создании психологического единства и взаимопонимания внутри семьи [38, 47-49].

По данным интернет-источника РИА ОмскИн-форм, в Омской области в 2014 году в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Омской области» организовано экологическое просвещение детей в шести муниципальных районах в палаточных лагерях («Зурбаган» Азовского района, и др.). С детьми проводятся как теоретические занятия (по экологии животных и растений), так и практические (знакомят детей с многочисленными и редкими видами птиц, обитающих в Омской области, рассказывают о мерах по охране пернатых и причинах, которые вызывают сокращение их численности) [43].

Заслуживает внимания опыт Свердловской области: в палаточном лагере «Оленьи ручьи» вместе ежегодно отдыхают и работают как артель объединения художественных промыслов дети-инвалиды и их родители [25, 31, 39, 46].

Интеграционный лагерь «Наш дом» является международным, задача которого состоит в накоплении и распространении педагогического опыта работы вожатых в условиях интеграции детей разных социальных групп в единое детское сообщество. Другим направлением деятельности является физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями, направленная на достижение максимально полной физической адаптации ребенка, повышение активности физиологических систем его организма, активизации естественной системы адаптации, улучшение состояния центральной и вегетативной нервной системы, стимулирование психической активности. По мнению И. Д. Демаковой (2011), такая форма отдыха и оздоровления детей

все чаще находит распространение в современном мире [50, 51].

В этом же направлении организовываются инструктивно-методические лагеря, в ходе которых готовят студентов к летней педагогической практике. По мнению Н. И. Астаховой (2013), цель такого лагеря состоит в освоении студентами психолого-педагогических знаний и приобретении практических навыков, необходимых для работы в качестве педагогов-организаторов отдыха детей и подростков. Автор утверждает, после освоения программы лагеря у будущих педагогов формируется профессиональная компетентность в сфере летнего оздоровления, досуга и воспитания детей [50, 52].

Как сообщает А. А. Левитская (2011), в 2010 году в учреждениях летнего отдыха детей был внедрен опыт проведения тематической смены «Все дети вместе!» для детей-инвалидов и детей без отклонений в физическом развитии, что способствует их активной социализации. Также в рамках проекта Благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение» в Карелии приступил к работе профильный лагерь для детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению автора, интеграция образовательно-оздоровительных, турист-ско-оздоровительных, туристско-краеведческих и спортивных программ позволяет успешно осваивать и развивать инновационные методики социально-педагогической поддержки, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [31].

Существуют малозатратные формы летнего отдыха, при которых школьники и работают, и отдыхают. Это туристические походы, палаточные лагеря, краеведческие экспедиции, экологические отряды, трудовые объединения школьников, лагеря труда и отдыха дневного пребывания, различные акции [31, 53].

По мнению Д. Г. Круглова (2010), характерная особенность этих форм отдыха в том, что при достаточно скромном финансировании, связанном с отсутствием затрат на коммунальные услуги, более низкими и фактически отсутствующими затратами на круглосуточное пребывание детей, такие формы отдыха позволяют выполнить поставленные задачи по оздоровлению подрастающего поколения [23].

По мнению А. А. Левитской (2011), хорошими возможностями для организации полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей с учетом их интересов располагают учреждения дополнительного образования детей, так как многие из них имеют свою базу, где воспитанники разумно сочетают полноценный отдых, оздоровление и творческое развитие в избранной ими сфере деятельности [31, 39, 46].

Аналогичного мнения придерживается и Д. Г. Круг-лов (2010). Автор утверждает, что индивидуальность программ, значительный опыт проведения массовых мероприятий, разносторонность подходов к обучению делают учреждения дополнительного образования детей лидером в данной области. Походы, экскурсии, слеты, соревнования, экспедиции — и это еще не полный перечень форм работы с детьми в системе дополнительного образования в каникулярный период. Например, лагерь «Зеркальный» Санкт-Петербургского дворца творчества юных [31, 53].

Следует отметить, что каникулы позволяют создать условия для активной поддержки и развития талантливых и одаренных детей. В последние годы особое внимание уделяется летним физико-мате-

матическим школам (Хабаровский край, Нижегородская, Читинская, Орловская и др. области). Например, в Томском государственном университете 20 лет функционирует физико-математическая летняя школа для особо одаренных детей. В Ставропольском крае в центре «Поиск» работает школа летнего интенсива, где учебные занятия сочетаются с психологическими тренингами, играми, познавательно-культурными мероприятиями [20, 26, 30].

Кроме этого, там же функционируют профильные интеллектуальные отряды для одаренных детей, организованные на базе образовательных учреждений («Юный лингвист», «Математик», «Эколог»). В Пермском крае успешно работают бизнес-школа, физико-математическая и экологическая школы. А в Рязанской области уже более 10 лет проходит международный летний экономический лагерь [26].

В Сахалинской области работает областной профильный лагерь для одаренных детей «Эврика». В Ивановской области организованы областные профильные смены для одаренных детей — победителей международных, всероссийских, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов и фестивалей.

В Саратовской области на базе оздоровительно-образовательного центра «Дубки» работала 21-я летняя школа для одаренных учащихся [25]. В Казани заложена хорошая традиция проведения смены для одаренных детей «Интеллект», где кроме обычного отдыха в оздоровительном лагере «Заречье» дети могли обучаться в секциях на выбор: астрономия, информатика, математика, физика [49].

В дополнение А. В. Джеус [15] сообщает, что укрепляется фестивальное детское движение, позволяющее каждому, кто добился определенных успехов в каком-то из видов деятельности, продемонстрировать себя и заявить как об одаренном человеке.

Автор уверен, это позитивный процесс, требующий поддержки как со стороны государства, так и со стороны передовой интеллигенции, деятелей культуры, искусства, бизнеса, и утверждает, что именно здесь создается перспектива развития отечественной культуры. С другой стороны, автор считает, что в этом направлении меньше всего педагогического опыта, и связано это с тем, что одаренный ребенок требует индивидуального подхода и практически не приемлет коллективных форм воспитания [15].

Появились детские лагеря крупнейших детских и молодежных организаций для привлечения подростков и молодежи в члены организаций. В таких лагерях отрабатываются технологии лидерской направленности, формируется сквозное лидерское звено для выращивания будущих руководителей и политиков [15, 40].

В заключение отметим, что многообразие форм организованного отдыха детей представляет собой не что иное, как ресурс для обеспечения здоро-вьесбережения растущего поколения, а характер и степень оздоровления детей зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности специалистов, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

Библиографический список

1. Аверьянова, Н. И. Динамика адаптационного потенциала у детей в условиях отдыха в детском оздоровительном цен-

тре / Н. И. Аверьянова, С. В. Гусева // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - № 9. - С. 9.

2. Антонова, А. А. Сравнительная характеристика физического развития детей / А. А. Антонова, С. Н. Ченцова,

B. Г. Сердюков // Астраханский медицинский журнал. -

2012. - Т. 7, № 4. - С. 26-29.

3. Антуфьев, Д. А. Организация совместного активного отдыха детей и родителей на природе / Д. А. Антуфьев,

C. Л. Антуфьева // Начальная школа. - 2012. - № 7. -С. 49-53.

4. Астахова, Н. И. Международный инструктивно-методический лагерь: опыт и перспективы / Н. И. Астахова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. -

2013. - № 17. - С. 35-38.

5. Безверхий, А. А. Летний поисково-исследовательский лагерь «Крепкий орешек» / А. А. Безверхий, С. Н. Ценюга, Ю. С. Ценюга // Народное образование. - 2010. - № 3. -С. 187-195.

6. Богданова, Е. В. Новосибирские каникулы / Е. В. Богданова, Е. Н. Васильева // Народное образование. - 2011. -№ 3. - С. 93-95.

7. Бучарова, Т. Г. Семейный экологический профильный лагерь «Очаг» / Т. Г. Бучарова // Народное образование. -2011. - № 3. - С. 205-209.

8. Варнавских, Е. А. Анализ заболеваемости детского населения Омской области по данным официальной статистики / Е. А. Варнавских, Т. А. Эйсмонт // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 531.

9. Варнавских, Е. А. Оценка влияния формы летнего отдыха на физическое здоровье детей 8-11 лет / Е. А. Варнав-ских // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 4. -С. 58-62.

10. Варнавских, Е. А. Оценка мнения детей о летнем отдыхе в загородном лагере / Е. А. Варнавских // Омский научный вестник. Сер. Ресурсы Земли. Человек. - 2014. - № 1 (128). - С. 26-28.

11. Величковский, Б. Т. Жизнеспособность нации. Взаимосвязь социальных и биологических механизмов в развитии демографического кризиса и изменении здоровья населения России / Б. Т. Величковский. - М. : Тигле, 2009. - 175 с.

12. Вифлеемский, В. Б. Деградация системы летнего отдыха как результат модернизации / В. Б. Вифлеемский // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 37-44.

13. Гигиеническая оценка взаимосвязи загрязнения окружающей среды и заболеваемости детского населения крупного промышленного города / В. А. Ляпин [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - № 1. - С. 12-15.

14. Гусева, С. В. Влияние отдыха в детском оздоровительном лагере на организм ребенка / С. В. Гусева, Н. И. Аверьянова // Вопросы современной педиатрии. - 2005. - Т. 4, № 1. - С. 58-62.

15. Джеус, А. В. Детское лагерное движение России / А. В. Джеус // Народное образование. - 2011. - № 3. -С. 32-36.

16. Ильина, Л. А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе / Л. А. Ильина // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - № 3. - С. 23-28.

17. Интернет-источник РИА ОмскИнформ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://omskinform.ru/news/69213 (дата обращения: 15.01.2014).

18. Казаева, О. В. Анализ эффективности оздоровления детей в загородных стационарных учреждениях отдыха / О. В. Казаева, В. П. Моисеенко // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. - 2012. -Т. 7, № 2. - С. 678-679.

19. Казаковцев, В. П. Гигиеническая оценка влияния социально-экономических факторов на формирование хронической патологии верхних дыхательных путей населения промышленного центра / В. П. Казаковцев, В. А. Ляпин // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 12-2. - С. 274-276.

20. Косова, В. В. Талантливые дети и продуктивный отдых /

B. В. Косова // Народное образование. - 2010. - № 3. -

C. 164-166.

21. Круглов, Д. Г. Туристическое мероприятие как наиболее эффективная форма организации отдыха и оздоровления детей и подростков / Д. Г. Круглов // Внешкольник. - 2010. -№ 3 (138). - С. 47-49.

22. Кучмаева, О. В. Статистический мониторинг положения детей в Российской Федерации / О. В. Кучмаева, О. Л. Пе-трякова, Е. А. Марыганова // Вопросы статистики. - 2010. -№ 1. - С. 61-69.

23. Левитская, А. А. Государственная политика в сфере отдыха и оздоровления учащихся / А. А. Левитская // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 11-14.

24. Левитская, А. А. Лето-2008: отдых, оздоровление, занятость детей и подростков / А. А. Левитская // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 7-9.

25. Левитская, А. А. Лето-2010 / А. А. Левитская // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 11-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Левитская, А. А. Пятая четверть / А. А. Левитская // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 11-16.

27. Леонова, О. И. Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков / О. И. Леонова // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 5. - С. 20-24.

28. Литвинова, Е. В. Обеспечение безопасности детей, находящихся на отдыхе / Е. В. Литвинова // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2006. -№ 2. - С. 103-107.

29. Ляпин, В. А. Здоровье населения в крупном промышленном центре Западной Сибири / В. А. Ляпин, Г. А. Оглезнев, М. Г. Тиванов. - Омск, 2004. - 83 с.

30. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш дом» / И. Д. Демакова [и др.] // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 246-254.

31. Могилев, А. В. Информатика в летнем лагере: от олим-пиадных задач до геокешинга / А. В. Могилев // Народное образование. - 2014. - № 2. - С. 200-204.

32. Морозов, С. И. Ульяновское лето / С. И. Морозов // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 45-50.

33. Мустафина, И. З. Динамика функциональных возможностей организма детей как критерий оценки эффективности оздоровительных мероприятий в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей / И. З. Мустафина // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - № 9. - С. 758.

34. Оценка и анализ физического развития детей и подростков / О. В. Антонов [и др.] // Сибирский медицинский журнал. - 2012. - Т. 27, № 4. - С. 20-24.

35. Пермяков, И. А. Состояние физического развития у детей, проживающих в условиях санитарно-гигиенического неблагополучия среды обитания / И. А. Пермяков, О. Ю. Устинова // Здоровье семьи - 21 век. - 2012. - № 1. - С. 17.

36. Перспективные направления в организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам / Л. М. Бабина [и др.] // Курортная медицина. - 2013. - № 3. - С. 84-86.

37. Порохнявая, Е. Л. Об организации государственного надзора за отдыхом и оздоровлением детей / Е. Л. Порохня-вая // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2010. -Т. 41-42, № 1-2. - С. 43-44.

38. О концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года : постановление Правительства Свердловской обл. [от 21.12.2012 г. № 1484-ПП] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : иордо66^^Не. ru/DswMedia/itogiletneykampanii.doc (дата обращения: 11.02.2015).

39. Русинов, А. П. Содержание и организация летнего отдыха детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря / А. П. Русинов // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2011. - № 9. С. 21-24.

40. Сенченков, Н. П. Формирование политической культуры старшеклассников в условиях профильного лагеря / Н. П. Сенченков // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 110-113.

41. Синягин, Ю. В. Мониторинг здоровья / Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина // Народное образование. - 2011. - № 3. -С. 102-105.

42. Соболева, Т. В. Оценка эффективности оздоровления школьников в загородном оздоровительном лагере / Т. В. Соболева // Лечебная физкультура и спортивная медицина. -2011. - № 7. - С. 51-55.

43. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н. А. Скоблина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № 8 (245). - С. 9-12.

44. Суховейко, Г. С. Отрасль отдыха и оздоровления детей / Г. С. Суховейко // Народное образование. - 2010. - № 3. -С. 38-41.

45. Фадеева, Т. Ю. Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере / Т. Ю. Фадеева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. -Т. 4, № 2. - С. 93-97.

46. Федорович, А. В. Формирование приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей школьников / А. В. Федорович // Здравоохранение Российской Федерации. -2011. - № 5. - С. 31.

47. Фришман, И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции / И. Фришман // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 33-42.

48. Чагина, Н. С. Специфика организации летнего отдыха детей в лагере интеграционного типа / Н. С. Чагина // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 67-69.

49. Шамсутдинова, Д. В. Организация досуга детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха / Д. В. Шамсутдинова // Вестник Казанского государствен-

ного университета культуры и искусств. - 2010. - № 4. -С. 21-24.

50. Шведунова, Л. Н. Организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации / Л. Н. Шведунова // Курортная медицина. - 2013. - № 2. - С. 77-79.

51. Юров, А. А. Социально-экономические проблемы государственной организации детского оздоровления в России / А. А. Юров // Управление экономическими системами. -2011. - № 35. - С. 54.

52. Якушина, Е. В. Компьютерный лагерь - это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий / Е. В. Якушина // Народное образование. - 2014. - № 2. - С. 190-194.

53. Яновская, Г. В. Летняя оздоровительная кампания 2009 года / Г. В. Яновская // Народное образование. - 2010. -№ 3. - С. 29-32.

ВАРНАВСКИХ Елена Андреевна, преподаватель кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск. ЛЯПИН Виталий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.

КОЗЫРЕВА Фатима Увжикоевна, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова. Адрес для переписки: dmitrpetrov@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2015 г. © Е. А. Варнавских, В. А. Ляпин, Ф. У. Козырева

УДК 616-036.88-053.7(571.13)+(321;324) Н. А. ЗАКОРКИНА

Омский государственный педагогический университет

ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИЧИНЫ СМЕРТНОСТИ ПОДРОСТКОВ (15-17 ЛЕТ), ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются ведущие причины смертности подростков. Особое внимание уделяется сезонным факторам, влияющим на уровень насильственной смертности.

Ключевые слова: подростки 15-17 лет, сезонные факторы, уровень насильственной смерти.

Рост несчастных случаев в структуре причин смертности подростков является основной причиной неестественной смерти, составляя от 58 % до 81%, на втором месте находятся дорожно-транспортные происшествия. Кроме того рост смертности населения от несчастных случаев, травм и отравлений определяет снижение ожидаемой продолжительности жизни практически на 75% [1].

На территории Омской области, как и в РФ в целом, в формировании безвозвратных потерь здоровья подростков ведущую роль играла травматическая компонента, удельный вес которой среди сельских подростков составил 75,4 %, среди городских — 86,7 %.

Вклад других причин был более чем на порядок ниже (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.