8. Shastun S.A., Glebov V.V., Gazi Kh., Bondarenkova A.L., Belozvetova L.I., Ochilov A.O., Ahmadaliev Zh.B., Cleves M.M., Mohamed Z., Lafi O., Rima O. Symptoms of seasonal affected disorders (sad) and reduction quality of life (qol) as predictors of decreasing the functional reserves of the organism in African medical students during study and life in Moscow. 'Ekologo-fiziologicheskie problemy adaptacii: materialy XVII Vserossijskogo simpoziuma. 2017: 263 - 265.
9. Mamedov N.M. 'Ekologicheskaya koncepciya kul'tury: filosofsko-metodologicheskie osnovaniya. Vestnik 'ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii. 2016; T. 2: 1 - 5.
10. Chumakov A.N. Metafizika globalizacii: kul'turno-civilizacionnyj kontekst: monografiya. Moskva, 2017.
11. Larina M.A., Glebov V.V. Vzaimootnosheniya «chelovek - zhivotnye» v gorodskoj srede (na primere g. MoskvyJ. Sovremennye tendencii i innovacii v nauke i proizvodstve: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 273 - 276.
Статья поступила в редакцию 08.02.18
УДК 371.3; 371.8
Usacheva I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chemistry and Biology, YSU n.a. I.A. Bunin (Yelets, Russia), E-mail: usacheva@mail.ru
Solovyova E.A., Cand. of Sciences (Veterinary), senior lecturer, Department of Chemistry and Biology, YSU n.a. I.A. Bunin (Yelets, Russia), E-mail: solovevae969@mail.ru
Almazova I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Elementary Education and Social Technologies, YSU n.a. I.A. Bunin (Yelets, Russia), E-mail: almazova@mail.ru
THE USE OF SUMMER CAMPS IN ECOLOGICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF SCHOOLBOYS OF THE LIPETSK REGION. The description of a Comprehensive program of the summer profile ecological camp, considering both age and educational features of children and teenagers is presented in the article. Within the summer holidays (during 3 shifts) with children and teenagers hikes, where they study different types of flora and fauna are carried out. The summer ecological school and an ecological festival, where children in a competitive form show knowledge gained during the summer holidays, is held. The questioning of 116 children was carried out in 2017 (13.3 - 16.5 years of age). 87% of children and teenagers are not indifferent to the ecological problems of the Yelets Region. The level of activity of children, who participated in various ecological actions in the city, is made by 61% of the respondents. 88% of participants have said about the need and importance of nature protection activities. Key words: testing, integrated program, environmental education, summer camp, children, teens.
И.Н. Усачева, канд. пед. наук, доц. каф. химии и биологии, ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец, E-mail: usacheva@mail.ru Е.А. Соловьева, канд. вет. наук, доц. каф. химии и биологии, ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец, E-mail: solovevae969@mail.ru И.Г. Алмазова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования и социальных технологий, ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец, E-mail: almazova@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье представлено описание Комплексной программы летнего профильного экологического лагеря, которая учитывает как возрастные, так и образовательные особенности детей и подростков. В рамках летнего отдыха в течение 3 смен с детьми и подростками проводятся походы, где изучают они различные виды флоры и фауны. Осуществляется летняя экологическая школа и экологический фестиваль, где дети в соревновательной форме показывают знания, полученные в ходе летнего отдыха. Проведенное нами в 2017 годах анкетирование 116 детей (возраст от 13,3 лет - 16,5 лет) показало высокую эффективность таких мероприятий. Так экологические проблемы Елецкого района Липецкой области оставили не безучастными 87% детей и подростков. Уровень активности детей принимающих участие в различных экологических акциях в городе составило 61% респондентов. О необходимости и важности природоохранной деятельности заявили 88%.
Ключевые слова: тестирование, комплексная программа, экологическое образование, воспитание, летний лагерь, дети, подростки.
На современном этапе школьного образования вопросы экологического воспитания и образования, к сожалению, носят формальный и декларативный порядок. В школьном образовательном пространстве, по мнению ряда исследователей, большая часть учителей не владеет учебно-методическим комплексом в аспекте экологического воспитания школьников [1]. Более того организованные учебно-методические программы, связанные с различными экологическими мероприятиями имеют не комплексный, а фрагментарный характер. В этой связи важным аспектом важны последовательные шаги по проведению эколо-го-биологического воспитания школьного населения [2]. В этом направлении, безусловно, должен присутствовать деятельност-ный подход, который органично может, претворен в системе летнего отдыха в школьных лагерях [3; 4].
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Прекращается работа образовательных организаций, и как следствие - усиливается фактор риска в жизнедеятельности детей. Летние лагеря, в этом случае, хорошая возможность привлечь большое количество детей, оптимально используя каникулы для развития творчества, организации содержательного досуга, достижения образовательных результатов. Поэтому организация и реализация комплексной образовательной программы для экологической смены в условиях летнего лагеря мы рассматриваем не только как оздоровление и досуг, но и в первую очередь дополнительное экологическое образование [5].
Таким образом, цель летных школьных лагерей - сформировать у школьного населения представления о ценности окружающего мира и чувства сопричастности к экологическим проблемам родного края, сохранения хрупкой дикой природы, бережное и ответственное отношение к природе родного края [6, 7].
Программа летнего профильного экологического лагеря была разработана с учётом осуществления принципа комплексного экологического образования школьников, которая учитывает как возрастные, так и образовательные особенности детей и подростков. Помимо этого также брались во внимание особенности природно-экологической среды Елецкого района Липецкой области. В этой связи нами была разработана Комплексная Программа экологического образования и воспитания, которая позволяет в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей и ФГОС полного среднего общего образования в условиях детского летнего лагеря решать следующие задачи:
- обеспечить вариативность, качество и доступность дополнительного экологического образования для разных категорий детей;
- сформировать и развить способности у детей и подростков к построению индивидуальной образовательной траектории, навыков экологического и интеллектуального творчества;
- привить знания, умения и навыки у детей
В рамках областной летней экологической смены в течение 3 смен с детьми и подростками проводится такие мероприятия как:
- летние экологические тропы, где дети в ходе походов изучают различные виды флоры и фауны. Здесь же на экологических тропах, дети показывают свои знания и умения в различных областях естественных наук (ботаники, зоологии, биологии и экологии, гидрологии), демонстрируют навыки исследовательской работы по изучению экологического состояния природной среды.
- летняя экологическая школа и экологический КВН-фестиваль, где дети в соревновательной форме показывают знания, полученные в ходе летнего отдыха.
В летний лагерь приезжают школьники, разных возрастов, которые активно участвуют в олимпиадах по биологии и экологии. Помимо этого эти школьники, как правило, в школьном образовании имеют эколого-биологический профиль. Они любят свою малую родину и замотивированы познать больше о своем крае [3; 4].
Образовательный эффект комплексной программы проявляется в следующих аспектах:
• дополнительное экологическое образование детей в условиях летнего лагеря;
• экологическое воспитание детей;
• знакомство с уникальной природой Липецкого края;
• повышение уровня социальной адаптации и социальной активности у детей и педагогов в плане экологической деятельности
• формирование умений и навыков, компетенций проек-тно-исследовательской деятельности;
• формирование умений и навыков межличностного общения, бесконфликтного поведения, сотрудничества, содружества, сотворчества в коллективной деятельности экологической направленности
• развитие экологической компетентности детей и студентов-вожатых в процессе разработки и реализации конкурсных работ и проектов;
• формирование знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе «человек - общество - техника - природа», содействие решению локальных социально-экологических проблем;
• воспитание бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;
Библиографический список
• умение анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе.
Для получения обратной связи (оценка экологических знаний) нами в 2017 годах было проведено анкетирование для выявления отношения учащихся к охране природы и участию в экологических акциях. В анкетировании приняло участие 116 человек. Возраст исследуемой выборки составил от 13,3 лет - 16,5 лет.
По результатам анкетирования было установлено, что 30% детей считают, что негативное воздействие технического прогресса на природу преувеличено, не согласились с ними 70%. Экологические проблемы Елецкого района Липецкой области оставили не безучастными 87% детей и подростков. Уровень активности детей принимающих участие в различных экологических акциях в городе составило 61% респондентов. В тоже время не принимают участие в экологических акциях 32%. На природе после похода 83% заявили о том, что они убирают за собой место отдыха на природе и относят мусор в предназначенные места сбора. О необходимости и важности природоохранной деятельности заявили 88%.
При проведении классных и общешкольных мероприятий по биолого-экологическому содержанию 48% учащихся готовы поделиться знаниями и умениями по взаимодействию с природой со своими сверстниками и взрослыми. Важным итогом положительного воздействия такой Комплексной программы стала высокая оценка 94% респондентов, которые заявили, что изучение биологии и экологии проходило в виде интересных и увлекательных походов и экскурсий на природе, а также было насыщенным, интересным и увлекательным.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что высока необходимость постоянно осуществлять процесс экологического образования и воспитания школьников. Дети разных возрастных групп, увлекающиеся биологией как учебным предметом, тянутся к изучению природы родного края, мотивированы на её изучение и сохранения. Экологическое воспитание школьников должно быть направлено на готовность учащихся к оптимальному взаимодействию с природой, к экологическому поведению в природе, к эффективному экологическому образованию, которая гармонично осуществляется в летних лагерях.
1. Чаус Б.Ю. Моделирование эколого-биологической работы в системе дополнительного образования. Сборник материалов V Международной научно-практической конференция Наука и современность. 2010: в 3-х частях. Часть 1. Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010: 410 - 414.
2. Кулемина Д.В.. Быканова О.В. Экологическое воспитание учащихся в летнем лагере «Экобудущее». Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып. 2. Отв. ред. A.A. Семенов. Самара: ПГСГА, 2015: 181 - 187.
3. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе экологического образования школьников. Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения д.б.н., проф. В.И. Матвеева. Самара: ПГСГА, 2015: 251 - 259.
4. Глебов В.В., Родионова О.М. Деятельностный подход к обучению учащихся в школе. Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы: материалы Международной научной конференции. Ответственные редакторы: Ю.П. Зинченко, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Г.А. Глотова. 2014: 75 - 77.
5. Глебов В.В., Родионова О.М. Руководство к лабораторным занятиям по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека». Москва, 2014.
6. Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В., Радыш И.В. Сравнительный анализ умственной работоспособности и интеллекта детей младшего школьного возраста, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса. Технологии живых систем. 2015; Т. 12; № 3: 13 - 17.
7. Мудрак С.А., Глебов В.В. Психологические особенности развития атрибутов субъектности человека в процессе адаптации и взаимодействии с окружающей средой. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 3 (58): 224 - 227.
References
1. Chaus B.Yu. Modelirovanie 'ekologo-biologicheskoj raboty v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenciya Nauka i sovremennost'. 2010: v 3-h chastyah. Chast' 1. Pod obschej redakciej S.S. Chernova. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2010: 410 - 414.
2. Kulemina D.V.. Bykanova O.V. 'Ekologicheskoe vospitanie uchaschihsya v letnem lagere «'Ekobuduschee». Globularia: mezhvuzovskij sbornik nauchno-issledovatel'skih rabot studentov. Vyp. 2. Otv. red. A.A. Semenov. Samara: PGSGA, 2015: 181 - 187.
3. Bobrova N.G. Deyatel'nostnyj podhod v sisteme 'ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov. Strukturno-funkcional'naya organizaciya i dinamika rastitel'nogo pokrova: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 80-letiyu so dnya rozhdeniya d.b.n., prof. V.I. Matveeva. Samara: PGSGA, 2015: 251 - 259.
4. Glebov V.V., Rodionova O.M. Deyatel'nostnyj podhod k obucheniyu uchaschihsya v shkole. Deyatel'nostnaya teoriya ucheniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Otvetstvennye redaktory: Yu.P. Zinchenko, O.A. Karabanova, A.I. Podol'skij, G.A. Glotova. 2014: 75 - 77.
5. Glebov V.V., Rodionova O.M. Rukovodstvo k laboratornym zanyatiyam po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya chelove-ka». Moskva, 2014.
6. Sidel'nikova N.Yu., Glebov V.V., Radysh I.V. Sravnitel'nyj analiz umstvennoj rabotosposobnosti i intellekta detej mladshego shkol'nogo voz-rasta, prozhivayuschih v raznyh sredovyh usloviyah stolichnogo megapolisa. Tehnologii zhivyh sistem. 2015; T. 12; № 3: 13 - 17.
7. Mudrak S.A., Glebov V.V. Psihologicheskie osobennosti razvitiya atributov sub'ektnosti cheloveka v processe adaptacii i vzaimodejstvii s okruzhayuschej sredoj. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 3 (58): 224 - 227.
Статья поступила в редакцию 22.01.18