Научная статья на тему 'Психофизиологическая оценка сердечно-сосудистой системы учащихся средней школы г. Москвы, проживающих в разных средовых условиях'

Психофизиологическая оценка сердечно-сосудистой системы учащихся средней школы г. Москвы, проживающих в разных средовых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / PUPILS OF HIGH SCHOOL / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / CARDIOVASCULAR SYSTEM / СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ / ENVIRONMENTAL FACTORS / МЕГАПОЛИС / MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даначева М.Н.

В работе дана оценка состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся средней школы г. Москвы, проживающих в разных средовых условиях. Комплексные исследования ССС и состояние адаптационных процессов учащихся средних школ, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса проводились с участием 233 практически здоровых учащихся (109 мальчиков и 124 девочек в возрасте от 11,4 до 12,6 лет). Исходя из средовых условий проживания, мы разделили учащихся на 4 сравниваемых группы: С1 (неблагоприятные экологические и социальные условия), С2 (неблагоприятные экологические и благоприятные социальные условия), С3 (благоприятные экологические и неблагоприятные социальные условия), С4 (благоприятные экологические и социальные условия). Сравнительный анализ ССС учащихся С1 и С4 показал, что сочетание средовых факторов (неблагоприятная экологическая и социальная среда и наоборот) вызывает активность симпатического отдела LF в группе СГ1 (43%), тогда как в группе учащихся С4 отмечается активность парасимпатического отдела HF: (43%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Даначева М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHISIOLOGICAL ASSESSMENT OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF HIGH SCHOOL PUPILS, WHO LIVE IN MOSCOW IN DIFFERENT ENVIRONMENTAL CONDITIONS

In the work the assessment of the condition of cardiovascular system (CVS) of the pupils of Moscow high schools, who live in different environmental conditions, is given. The complex research of CVS and a condition of adaptation processes of pupils in the capital megalopolis has been conducted with 233 pupils (109 boys and 124 girls aged from 11,4 up to 12,6). Proceeding from environmental conditions of accommodation, the pupils are divided into 4 groups: C1 (adverse ecological and social conditions), C2 (adverse ecological and favorable social conditions), C3 (favorable ecological and adverse social conditions), C4 (favorable ecological and social conditions). The comparative analysis of the CVS pupils of C1 and C4 shows that the combination of environmental factors (a difficult ecological and social environment and vice versa) causes activity of sympathetic department LF in the SG1 group (43%), whereas in group of pupils of C4 activity of parasympathetic department HF is noted: (43%).

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая оценка сердечно-сосудистой системы учащихся средней школы г. Москвы, проживающих в разных средовых условиях»

3. Anikina E.V., Glebov V.V. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov stolicy, pribyvshih iz raznyh 'ekologo-klimaticheskih zon Rossii. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 117 - 119.

4. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.

5. Glebov V.V. Uroven' psihofiziologicheskoj adaptacii studentov na nachal'nom 'etape obucheniya v sisteme vysshej shkoly. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 18 - 22.

6. Glebov V.V., Anikina E.V. Vliyanie kompleksnyh faktorov na adaptaciyu populyacii cheloveka v usloviyah megapolisa (na primere goroda Moskvy). Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 134 - 136.

7. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya iAfrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.

8. Agadzhanyan N.A., Baevskij R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptaciii uchenie o zdorov'e. Moskva: Izd-vo RUDN, 2006.

9. Glebov V.V. Processy akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov k processu vuzovskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 8 - 10.

10. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5: 183 - 185.

11. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik psihofiziologii. 2015; 1: 101 - 104.

12. Glebov V.V. Uroven' pischevogo i psihofiziologicheskogo sostoyaniya studentov v usloviyah krupnogo goroda. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2012; 2: 45 - 51.

Статья поступила в редакцию 05.12.16

УДК 57.04

Danacheva M.N., postgraduate, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),

E-mail: mdanacheva@list.ru

PSYCHOPHISIOLOGICAL ASSESSMENT OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF HIGH SCHOOL PUPILS, WHO LIVE IN MOSCOW IN DIFFERENT ENVIRONMENTAL CONDITIONS. In the work the assessment of the condition of cardiovascular system (CVS) of the pupils of Moscow high schools, who live in different environmental conditions, is given. The complex research of CVS and a condition of adaptation processes of pupils in the capital megalopolis has been conducted with 233 pupils (109 boys and 124 girls aged from 11,4 up to 12,6). Proceeding from environmental conditions of accommodation, the pupils are divided into 4 groups: C1 (adverse ecological and social conditions), C2 (adverse ecological and favorable social conditions), C3 (favorable ecological and adverse social conditions), C4 (favorable ecological and social conditions). The comparative analysis of the CVS pupils of C1 and C4 shows that the combination of environmental factors (a difficult ecological and social environment and vice versa) causes activity of sympathetic department - LF in the SG1 group (43%), whereas in group of pupils of C4 activity of parasympathetic department - HF is noted: (43%).

Key words: adaptation, pupils of high school, cardiovascular system, environmental factors, megalopolis.

М.Н. Даначева, соискатель кафедры судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, Москва,

E-mail: mdanacheva@list.ru

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ г. МОСКВЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ СРЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ

В работе дана оценка состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся средней школы г. Москвы, проживающих в разных средовых условиях. Комплексные исследования ССС и состояние адаптационных процессов учащихся средних школ, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса проводились с участием 233 практически здоровых учащихся (109 мальчиков и 124 девочек в возрасте от 11,4 до 12,6 лет). Исходя из средовых условий проживания, мы разделили учащихся на 4 сравниваемых группы: С1 (неблагоприятные экологические и социальные условия), С2 (неблагоприятные экологические и благоприятные социальные условия), С3 (благоприятные экологические и неблагоприятные социальные условия), С4 (благоприятные экологические и социальные условия). Сравнительный анализ ССС учащихся С1 и С4 показал, что сочетание средовых факторов (неблагоприятная экологическая и социальная среда и наоборот) вызывает активность симпатического отдела - LF в группе СГ1 (43%), тогда как в группе учащихся С4 отмечается активность парасимпатического отдела - HF: (43%).

Ключевые слова: адаптация, учащиеся средней школы, сердечно-сосудистая система, средовые факторы, мегаполис.

Рост и развитие организма человека реализуется лишь в условиях благоприятного сочетания биосоциальных факторов среды [1 - 5]. В детско-подростковый период это период наиболее интенсивного роста, сочетающегося с функциональной перестройкой основных физиологических систем, когда чувствительность по отношению к неблагоприятным факторам среды высока, а диапазон адаптационных реакций ограничен [6 - 8].

Ведущую роль в обеспечении адаптации организма к воздействию факторов внешней среды играет сердечно-сосудистая система (ССС), лимитирующая развитие приспособительных реакций организма [9 - 11].

В этой связи нами была поставлена цель - провести исследования по оценки степени воздействия средовых факторов столичного мегаполиса на функциональные системы (сердечнососудистая) и адаптацию школьников.

Организация и методы исследования. Комплексные исследования ССС и состояние адаптационных процессов учащихся средних школ, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса проводилось с участием 233 практически

здоровых учащихся (109 мальчиков и 124 девочек в возрасте от 11,4 до 12,6 лет).

Исходя из средовых условий проживания, мы разделили учащихся на 4 сравниваемых группы: С1 (неблагоприятные экологические и социальные условия), С2 (неблагоприятные экологические и благоприятные социальные условия), С3 (благоприятные экологические и неблагоприятные социальные условия), С4 (благоприятные экологические и социальные условия).

Для оценки работы ССС использовали метод вариационной кардиоинтервалометрии на аппаратно программном комплексе «Психофизиолог» (МТД «Медиком», г. Таганрог).

В нашем исследовании согласно общепринятым стандартам психофизиологическому анализу подвергались следующие показатели сердечного ритма:

- ЧСС (уд. мин) - частота сердечных сокращений - статистическая характеристика динамического ряда кардиоинтервалов;

- HF - мощность высокочастотных колебаний в диапазоне 0.4 - 0.15 Гц, отражает уровень активности парасимпатического звена регуляции;

- LF - мощность низкочастотных колебанийдлительности RR -интервалов в диапазоне 0.15-0.04 Гц, отаижаетин°иеньак-тивности вазомоторного центра.

- VLF - очень низкая частота, медленные вол ны.Ин°аитота колебаний менее 0.04 Гц.

Полученные результаты. При исследонаниисистинная сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся между группами исследовались такие показатели, как инд°кснапряжения, процент соотношения между волнами разной длины. На основе анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) иснледовались такие компоненты как спектральные мощности высокочастотного (HF), низкочастотного и ультранизкочастосного(С1-0)ком-понентов.

Анализ ВСР заключался в количественной оценке длительности и выраженности спонтанных колебаний ритма сердца, обусловленных нейрогуморальными факторами. При этом, по мнению многих исследователей, HF характеризует тонус парасимпатического, а LF - симпатического отдела вегетативной нервной системы [12; 13].

Сравнительный анализ ССС учащихся С1 (Э-;С-) и С4 (Э+;С+) показал, что сочетание средовых факторов (неблагоприятная экологическая и социальная среда и наоборот) вызывает активность симпатического отдела - LF в группе С1 (43%), тогда как в группе учащихся С4 отмечается активность парасимпатического отдела - HF: (43%), представленный на рис. 1

Сравнивая группы С1 и С4 учащихся по показателям очень медленных волн - VLF, природа которых связана с церебральной эрготропной активацией (приспособлением организма к изменениям внешней и внутренней среды) было выявлено незначительное превышение встречаемости учащихся по этому показателю вС4(31,1%)

Сравнительный анализ ССС учащихся С2 (Э-;С+) и С3 (Э+;С-) показал, что разнонаправленные действия средовых факторов (неблагоприятная экологическая и социальная среда и наоборот) показатели волновой активности почти равны, отмечается не значимое превышение показателей симпатического отдела - LF в группе С2 (39%) и парасимпатического отдела -HF: (36,2%) в группе учащихся С3 представленное на рис. 2.

Рис. 1. Процент волн сердечного ритма учащихся средних

классов, группы С1 и С4 проживающих на территориях с отличающимися средовыми условиями г. Москвы (п=176)

Рис. 2. Процент волн сердечного ритма учащихся средних

классов,группы С2 иС3проживающихнатерриториях сотличающимисясредовыми условиямиг. Москвы (п=57)

Сравнивая группы С2 и С3 учащихся по показателям очень медленных волн - VLF, отмечается равные значения в исследуемых группах:С2(29%)иС3(30,1%).

Заключение. Таким образом, изучение совместного воздействие неблагоприятной экологической и социальной среды на детский организм показало существенное ухудшения адаптационных процессов учащихся средних классов (гр. С1), которое выражалось в активации симпатического отдела и наоборот при совместном воздействии благоприятной экологической и социальной среды активации парасимпатического отдела.

При различных сочетаниях неблагоприятного и благоприятного воздействия экологической и социальной среды и наоборот действия факторов среды частично нивелировались, что в целом благоприятно отражалось на адаптационных процессах учащихся.

Библиографический список

1. Глебов В.В., Щавырёва Е.В. Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде. Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008; 3: 32 - 39.

2. Глебов В.В., Рязанцева М.В. Профилактика агрессивного поведения подростков. Профессиональное образование. Столица. 2008; 5: 16 - 17.

3. Глебов В.В. Оптимизация режима труда и отдыха в психофизиологической адаптации учащихся школ. Известия СГУ. Философия. Психология. Педагогика. 2014; 1: 87 - 90.

4. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5: 68 - 73.

5. Глебов В.В. Профилактическая и коррекционная работа по повышению адаптации детей и подростков. Вестник РУДН. Серия «Экология ибезопасностьжизнедеятельности».2014;1:83-91.

6. Глебов В.В. Состояние экологии и адаптационных процессов школьного населения крупного индустриального города. Вестник РУДН.Серия«Экологияибезопасностьжизнедеятельности». 2012; 4: 25 - 32.

7. Глебов В.В., Даначева М.Н., Сидельникова Н.Ю. Функциональное состояние школьников в условиях столичного мегаполиса. Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2012; 2 (10): 72 - 80.

8. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде. Вестник МГУКИ. 2012; 6: 146 - 151.

9. Глебов В.В., Сошников Е.А., Сидельникова Н.Ю. [и др.]. Состояние здоровья школьников в условиях мегаполиса и села. Вестник РУДН. Серия «Экология безопасность жизнедеятельности». 2011; 2: 27 - 38.

10. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscowand AltaiRegions). PsychologyinRussia:Stateofthe Art.2010;T.3: 565-578.

11. Назаров А.В., Глебов В.В., Чижов А.Я. Мониторинг социально-психологической адаптации популяции школьников в условиях круп-ногогорода(напримереМосквы). Вестник Международнойакадемиинаук(Русскаясекция). 2010; 3: 166 - 168.

12. Даначева М.Н., Назаров В.А., Глебов В.В. Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6 (1): 90 - 92.

13. Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Семенова М.В., Шибков А.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016.

References

1. Glebov V.V., Schavyreva E.V. Vozdejstvie social'no-psihologicheskih faktorov na dinamiku detsko-podrostkovoj agressii v shkol'noj srede. Vestnik RUDN. Seriya «Psihologiya ipedagogika». 2008; 3: 32 - 39.

2. Glebov V.V., Ryazanceva M.V. Profilaktika agressivnogo povedeniya podrostkov. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2008; 5: 16 - 17.

3. Glebov V.V. Optimizaciya rezhima truda i otdyha v psihofiziologicheskoj adaptacii uchaschihsya shkol. Izvestiya SGU. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014; 1:87 - 90.

4. Laver B.I., Glebov V.V. Uroven' zdorov'ya i fizicheskogo zdorov'ya uchaschihsya shkol v usloviyah raznogo 'ekologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvy. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 68 - 73.

5. Glebov V.V. Profilakticheskaya i korrekcionnaya rabota po povysheniyu adaptacii detej i podrostkov. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2014; 1: 83 - 91.

6. Glebov V.V. Sostoyanie 'ekologii i adaptacionnyh processov shkol'nogo naseleniya krupnogo industrial'nogo goroda. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2012; 4: 25 - 32.

7. Glebov V.V., Danacheva M.N., Sidel'nikova N.Yu. Funkcional'noe sostoyanie shkol'nikov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik MGPU. Seriya «Estestvennye nauki». 2012; 2 (10): 72 - 80.

8. Glebov V.V., Arakelov G.G. Organizaciya dosugovoj deyatel'nosti shkol'nikov kak sredstvo profilaktiki agressivnogo asocial'nogo povedeniya v detsko-podrostkovoj srede. Vestnik MGUKI. 2012; 6: 146 - 151.

9. Glebov V.V., Soshnikov E.A., Sidel'nikova N.Yu. [i dr.]. Costoyanie zdorov'ya shkol'nikov v usloviyah megapolisa i sela. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2011; 2: 27 - 38.

10. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; T. 3: 565 - 578.

11. Nazarov A.V., Glebov V.V., Chizhov A.Ya. Monitoring social'no-psihologicheskoj adaptacii populyacii shkol'nikov v usloviyah krupnogo goroda (na primere Moskvy). Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 166 - 168.

12. Danacheva M.N., Nazarov V.A., Glebov V.V. Vliyanie 'ekologicheskih i gigienicheskih faktorov na psihofiziologicheskoe sostoyanie shkol'nikov v usloviyah megapolisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6 (1): 90 - 92.

13. Shibkova D.Z., Bajguzhin P.A., Semenova M.V., Shibkov A.A. Morfofunkcional'nye i psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii shkol'nikov k uchebnoj deyatel'nosti: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2016.

Статья поступила в редакцию 06.12.16

УДК 57.042, 57.048

Martyshov A.V., Deputy Director, Secondary School № 1432 "New School" (Moscow, Russia), E-mail: martyshov85@mail.ru

PHYSIOLOGICAL EFFICIENCY EVALUATION OF TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN WHO DO KARATE. The article studies the efficiency evaluation of karate training among schoolchildren, who have different types of physical activity. The comparative analysis reveals some significant distinctions in the researched indicators in children who do karate (control group), children who are engaged in all-physical training (basic group) and children attending special karate classes (experienced group) at school № 1432 in Moscow. The work registers a higher level of efficiency of impact of training practice when there is adaptation to physical activities of pupils in the experienced group is done. It is found that for most of the pupils (89,4%) of the experienced group a 3-minute interval after their physical activity was quite enough to recovery their work of the cardiovascular system.

Key words: physical activity, different levels of load capacity, pupils, karate, educational physical training, physical development.

A.В. Maртышов, зам. директора ГБОУ, учреждение Среднеобразовательная школа № 1432 «Новая школа», Москва,

E-mail: martyshov85@mail.ru

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ

В статье даётся оценка эффективности тренинговых занятий у школьников, занимающихся по каратэ и детей, имеющие разные виды физической нагрузки. Сравнительный анализ выявили значимые различия в исследуемых показателях у детей занимающихся каратэ (контрольная группа), детей занимающихся общефизической подготовкой (базовая группа) и детей посещающих занятия по каратэ по специальной авторской методике (опытная группа) в школе № 1432 (Москва). Было отмечен более высокий уровень эффективности воздействия тренингов при адаптации к физическим нагрузкам у учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) школьников опытной группы после физической нагрузки было достаточно 3-х минутного интервала времени для практически полного восстановления работы сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: физическая активность, разные уровни нагрузки, учащиеся, каратэ, учебно-тренировочные занятия, физическое развитие.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что на современном этапе развития, как в России, так и во всем мире отмечается неуклонный рост дезадаптационных процессов среди школьного населения, которое имеет непосредственную связь с учебным процессом [1 - 5]. В первую очередь это связано с низкой двигательной активностью детей и подростков [6]. В этой связи важным аспектом выступает проблема дозирован-ности физических нагрузок [7]. Необходимость занятий физической культурой и спортом ни кем не оспаривается. Однако в последнее время все чаще появляется информация о патологической реакции сердечно-сосудистой системы учащихся во время соревнований [7]. Интенсивные физические нагрузки, не имеющие научно-обоснованных норм, могут оказывать негативное воздействие на организм детей и подростков и сказываться на функциональной работе систем [7 - 12].

Поэтому важно изучать уровень физических нагрузок. В этой связи представленные противоречия между уровнем физической активностью и эффективностью тренинговых занятий в школе стали отправной точкой нашего исследования.

Организация и методы исследования. Исследуемая выборка составила 131 школьников, обучающихся на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Западного административного округа города Москвы: в центре образования № 1432 «Новая школа». Исследуемая выборка была разделена

три группы занимающихся: опытная, контрольная и базовая

группы (ОГ; КГ; БГ соответственно).

Контрольную группу составили 23 учащихся (занятия по каратэ велись по стандартной методике). В состав опытной группы вошли 25 человек (занятия велись по разработанной автором методике). За основу сравнения были взяты результаты, полученные при обследовании детей, не посещающих занятия каратэ (занимающихся общефизической подготовкой в школе). Они составили базовую группу (83 человека).

Возрастной состав учащихся первого года обучения - 8+ 1,1

лет.

Методики физической подготовки школьников. У учащихся базовой группы (БГ) двигательная подготовка проводилась на уроках физической культуры (в соответствии с программой физического воспитания В.И. Ляха, А.А. Зданевича) в 2007-2008 учебном году по 2-х часовой программе (2 занятия в неделю), а в 2008 - 2011 учебных годах по 3-х часовой программе.

В контрольной группе двигательная подготовка проводилась на занятиях каратэ в соответствии с программой каратэ-до Шотокан.

В опытной группе двигательная подготовка проводилась на занятиях каратэ в соответствии с программой каратэ-до Шо-токан, однако вместо общей физической подготовки была включена методика физической подготовки «тренинговых занятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.