ВЛИЯНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИ СРЕДНИХ КЛАССОВ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИ]
М.Н. Даначева1, С.А. Шастун
1 Экологическийфакультет Российский университет дружбы наро, Подольское ш., 8/5, Москва, Россия,
2Медицинскийфакульта^^к^^ Российский университет дружбы народо ул. Миклухо-Маклая, 8, МосквЙ^Рос£ия^^7198
Статья посвящена изучению воздействияиемплеЦафКГоров окружающей среды на психоэмоциональное состояние московских школьниКовЬсредних классов. По выборке из 233 учащихся двух московских школ было выявлено, чтоцмвеньтревожности (личностной и ситуативной) был значимо выше у школьников, проживающих вжкологически неблагоприятном округе (ЮВАО), по сравнению со школьниками, прожиикющимув экологически благоприятномНа тревожность учащихся средних классов помЯмо^Экологических факторов существенное воздействие оказывает социальная среда. В экологически неблагоприятных условиях благоприятная социальная среда снижала подростковую тревожность, а благоприятная экологическая среда нивелировала негативное воздействие неблагоприятной социальной среды.
Ключевые слова: эввЖгия^нтропогенное воздействие, учап ность, социальная среда, мегаполис, психоэмоциональное состоя
редн
ассов, тревож-
Комплекс негативных факторов окружающей средыАздает большие сложности в процессе развития индивида [1]. Осожнна^традает в ходе онтогенеза подражающее поколение, которое оченьaувстBЯT£льно к негативным факторам ошужающеисреды [2—9; 14]. Процессы^рбщзации часто связаны с ухудшени-гемЦколорической обстановки, что н|Тлядноможно наблюдать в таком крупном триальном городе, как Мосива.тпоме^худшения среды обитания отмеча-ся снижение психофизического здоровья и психического развития подраста-:(его поколения [10]. В этойкв^зи важным является проведение комплексных исследований влияния факГоров^ряды на психическое развитие детей и подростков. Индикатором психивес^иЯ^естояний внешних воздействий может служить психоэмоциональный уровень.
Организация и методы исследования. Нами были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа. Общий количественный состав группы составил 149 учащихся — 70 мальчиков и 79 девочек ввозрасте от 11,3 лет до 14,4 лет.
С учетом условий проживания экспериментальная группа была разделена на три подгруппы.
В первую подгруппу (Э1, п = 92) вошли учащиеся средних классов, проживающие в ЮВАО, где отмечено существенное антропогенное воздействие: повы-
шенная шумовая нагрузка (72—88 дБ) и химическое загрязнение атмосферного воздуха (превышение ПДК по оксиду углерода, окислам азота, фенолу, формальдегиду, взвешенным веществам, углеводородам). Анализ данных анкетных опросов родителей исследуемой выборки учащихся средних классов пЕкацлг что в этой подгруппе выявлен низкий социально-экономический ст^Гус \щеиуча-щихся.
Вторая подгруппа (Э2, n = 29) учащихся, проживающих в"^1благоприятном по экологическим условиям районе, по анкетным данным опросов родителей имела достаточно высокий социально-экономический статус (хороший материальный достаток и жилищные условия).
В третью подгруппу (Э3, n = 28) вошли учащиеся,, проживающие в ЮЗАО, у которых анкетный опрос родителей показал низкий социально-экономический статус семьи (подростки из неполной семей, неработающие родители, сложные взаимоотношения в родительско-детских отношениях и т.д.).
Контрольная группа (ЮЗАО) представцни учащимися, которые проживали в относительно экологически благоприятном административном округе столицы. В нее вошли 84 подростка —¿9мальчи1Ьв и 45 девочек в возрасте от 11,5 лет до 14,7 лет. I
Таким образом, общая выборка^двух московских школ сост ника. Исследование было добровольным и анонимным.
Исследования проводились с помощью психологиче Ханина, направленноЛ^на выявление личностной и Математическуюстбдрботку полученных материалов ос StatSoft Statoica
Результаты Исследования и их обсуждениЛСостояние окружающей среды столичйогошегаполиса характеризуется как напряженно!. Это связано с активной хозяйственной деятельностью человека, что негативно отражается на состоянии дивида. В этой связи показатели заболеваемости выступают как ин-| комплексных вз аимоотно шаняй^ЯЯНе «человек — окружающая среда». 5ВАО относится к промыышлернымшайонам города. На территории округа расположены такие предприятия, как Московский нефтеперерабатывающий за-)вод, автозавод «Автофрамос» (бывший АЗЛК), множество хозяйствующих субъектов, которые занимаются переработкой. На территории ЮВАО находятся очистные сооружения.
Юго-Восточный округ официально относят к экологически неблагоприятным территориям, несмотря наналичие здесь зеленых зон, крупных парков и скверов: Кузьминки — Люблино, Лефортово, Парк имени 850-летия Москвы и др.
По данным известного эколога А.В. Яблокова, вымвлено, что в ЮВАО общая первичная заболеваемость детей, первичная заболеваемость детей болезнями органов дыхания и болезнями крови, первичная заболеваемость и распространенность у детей болезней органов пищеварения и костно-мышечной системы, общая первичная заболеваемость и заболеваемость болезнями эндокринной системы взрослых, обращаемость по поводу болезней системы кровообращения и мочеполовой системы выше средней по городу.
3 школь-
Спилберга-тревожности. ествляли с помощью
ЮЗАО находится на юго-западе Москвы. Округ по официальным данным относят к экологически чистым районам Москвы [13].
Для выявления комплексного воздействия на психоэмоциональное состояние учащихся средних классов, проживающих в разных округах Москвы, бВлошро-ведено тестирование уровня личностной и ситуативной тревожности, как важных составляющих психического развития индивида.
Тест тревожности (Спилберга—Ханина). Сравнительный "" тревожности учащихся средних классов, проживающих на ными средовыми условиями, показал следующую картируй
% встречаемости 80 70 60 50 40 30 20 10 0
ИндикЧГрромнегативного состояние психоэмс являются показатели высокого уровня ситуат высоквп^уровня ситуативной тревожное классов, входящих в экспериментальную групп
ональной сферы индивида вожности. Показатели тся у учащихся средних где неблагоприятное со-кологических и социальных факторов дало самый высокий процент встренаемости по этому показателю^— 38,2% (рис. 1). Разнонаправленные действия экологических и социальных факторов снижали процент встречаемости показателю «высокий» уровенЬ ситуативной тревожности в подгруппе Э2 Э3 и составили 24,4% и^в|4%кооаветственно. В контрольной группе высокий уровень ситуативной тревожжостга^оставил 17,2%
Личностная тревожность, показывающая состояние тревожности, существующая у человека при рождении (биологическая составляющая), показала также высокие результаты у учащихся средних классов, входящих в экспериментальную группу (Э1), где процент встречаемости по этому показателю составил 33,3%. По другим подгруппам экспериментальной группы Э2 и Э3 процент встречаемости по высокому уровню личностной тревожности составил 21,1% и 20,6% соответственно. В контрольной группе высокий уровень личностной тревожности был отмечен в 15,7%.
Схожие результаты по уровню воздействия неблагоприятной среды на дет-ско-подростковое население согласуются с исследованиями других авторов [8].
Аналогичная тенденция отмечается и по уровням личностной тревожности (рис. 2).
% встречаемости
70 60 50 40 30 20 10 0
Высокий уровень
Рис. 2. Уровни личности по те>
Низкий уровень
ности учащихся средних классов (в %) рга—Ханина (n = 233)
Статистический анализ полученных данных выявил 31
Э1 и Э4 по тревожности (р = 0«000 из по непараметрическому критери ия между группами Э4 и енно.
между показателям Статистичес:
азличии
кала—Уолли-4 и Э3 р = 0,0000
са показал значим и р = 0,000'
***
гость учащихся средних клас1остначимое воздействие оказывает комплекс экологических и^йЦиалЬных факторов окружающей среды. том важно отметить, что наэкологически неблагоприятных территориях ьные факторы помогают снижать подростковую тревожность, а благопри-зе состояние экологическисредынивелирует негативное воздействие небла-
,ГоприятноИсоЦиалЬнойср^^Х
1ИТЕРАТУРА
[1] Агаджанян Н.А., БаеЩкий Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. — М.: Изд-во РУдН, 2006.
[2] Глебов В.В., Даначева М.Н., Сидельникова Н.Ю. Функциональное состояние школьников в условиях столичного мегаполиса // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». — 2012. — № 2 (10). — С. 72—80.
[3] Глебов В.В. Оптимизация режима труда и отдыха в психофизиологической адаптации учащихся школ // Известия СГУ. Филос. Психол. Педагогика. — 2014. — № 1. — С. 87—90.
[4] Глебов В.В. Профилактическая и коррекционная работа по повышению адаптации детей и подростков // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2014. — № 1. — С. 83—91.
[5] Глебов В.В. Состояние экологиии адаптационных процессов школьного населения крупного индустриального города // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2012. — № 4. — С. 25—32.
[6] Глебов В.В., Щавырева Е.В. Воздействие социально-психологических факторов^а динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде // Вестник РУДН. Сед хология и педагогика». — 2008. — № 3. — С. 32—39.
[7] Даначева М.Н., Назаров В.А., Глебов В.В. Влияние экологических^ гйгЯ1ниЧеских факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 6(1). — С. 90—
[8] Киек О.В. Комплексная гигиеническая оценка химических фактор »кружающей среды города и показателей физического развития школьников^ред^щ старшего возраста: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — Оренбург, 1997.
[9]
[10]
[11]
'опмационных нагрузок в шко-меваполиса // Вестник РУДН.
12. — № 5. — С. 24—27. чева М.Н., Сошников Е.А., Наза-здоровья школьников в условиях езопасность жизнедеятельности». —
Назаров В.А., Глебов В.В., Марьяновский А.А. Динам: ле и психофункциональное развитие детей столич' Серия «Экология и безопасность жизнедеяте. Сидельникова Н.Ю., Рязанцева М.А., Глебов ров В.А., Михайличенко К.Ю., Чижов АЯТС^ мегаполиса // Вестник РУДН. Серия «Экология 2011. — С. 27—37.
Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В.ШДанаЩва М.Н., Рязанцева М.А., Назаров В.А. Психо-лого-акмеологическое сопровождение поДростков с дезадаптивным поведением в условиях крупного города // АкмеолоПя^—*011. — № 3. — С. 195—197. ^Т ^
[12] Яблоков А.В. Здоровье жителей и экологическая обстановка москоаскогошегаролиса // Астраханский вестниц^кологического образования. — 2012. — №3 □!). —(С 64—77.
[13] Экология Москвьы^—"яЪЬ: http://protown.rUrassia/city/aIticlej/2856|htmlJДата обраще ния 20.07.2014).
[14] Glebov V.V., Arakelov and teenaad^rimina Russiai^tate o
G. Influences of different factors onA icS—f children's aggression on an example of the Moscow and A Regions) // Psychology in . 2010. T. 3. C. 565—578.
LITERAT
iy adaptacii i uchenie o zdorov'e. —
Agarnhanjan N.A., Baevskij R.M., Bersenev .M.^d-vo RUDN, 2006.
lebov V.V., Danacheva M.N., SidelflSOva N.Jl^Funkcional'noe sostojanie shkol'nikov v us-lovijah stolichnogo megapolisa //^estnik^pPU. Serija «Estestvennye nauki». — 2012. — № 2 (10). — S. 72—80.
Glebov V.V. Optimizacija rezhjma^Pudai^btdyha v psihofiziologicheskoj adaptacii uchashhihsja shkol // Izvestija SGU. ttfds^ih3^idagogika. — 2014. — № 1. — S. 87—90.
[4] Glebov V.V. Profflakic™skajii^lkprrekcionnaja rabota po povysheniju adaptacii detej i pod-rostkov // Vestnik RUDN^fcrija «Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti». — 2014. — № 1. — S. 83—91.
[5] Glebov V.V. Sostojanie jekologii i adaptacionnyh processov shkol'nogo naselenija krupnogo industrial'nogo goroda // Vestnik RUDN. Serija «Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti». — 2012. — № 4. — S. 25—32.
[6] Glebov V.V., Shhavyrjova E.V. Vozdejstvie social'no-psihologicheskih faktorov na dinamiku detsko-podrostkovoj agressii v shkol'noj srede // Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i peda-gogika». — 2008. — № 3. — S. 32—39.
[7] Danacheva M.N., Nazarov V.A., Glebov V. V. Vlijanie jekologicheskih i gigienicheskih faktorov na psihofiziologicheskoe sostojanie shkol'nikov v uslovijah megapolisa // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. — 2010. — № 6(1). — S. 90—92.
[8] Kiek O. V. Kompleksnaja gigienicheskaja ocenka himicheskih faktorov okruzhajushhej sredy goroda i pokazatelej fizicheskogo razvitija shkol'nikov srednego i starshego vozrasta: Diss. ... kand. med. nauk. — Orenburg, 1997.
[9] Nazarov V.A., Glebov V.V., Mar'janovskij A.A. Dinamika informacionnyh nagruzok v shkole i psihofunkcional'noe razvitie detej stolichnogo megapolisa // Vestnik RUDN:|Seillai«Jeko-logija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti». — 2012. — № 5. — S. 24—27.
[10] Sidel'nikova N.Ju., Rjazanceva M.A., Glebov V.V., Danacheva M.N.^oshJkvE'A., Nazarov V.A., Mihajlichenko K.Ju., Chizhov A.Ja. Sostojanie zdorov'ja sflkdlnikov v uslovijah megapolisa // Vestnik RUDN. Seriya «Jekologija i bezopasnop^ihiznedejaternosti». — 2011. — S. 27—37.
[11] Sidel'nikova N.Ju., Glebov V.V., Danacheva M.N., Rjazang akmeologicheskoe soprovozhdenie podrostkov s dezad krupnogo goroda // Akmeologija. — 2011. — № 3.j
[12] Jablokov A.V. Zdorov'e zhitelej i jekologicheskaja%b^ Astrahanskij vestnik jekologicheskogo obrazo
'azarov V.A. Psihologo-Ovedeniem v uslovijah
moskovskogo megapolisa // >. — № 3 (21). — S. 64—77.
[13] Jekologija Moskvy. — URL: http://protown.r|/russia/C|ty/articles/2856.html (Data obrashhenija 20.07.2014).
[14] Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences^f^ifferenrTactors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of^e Moscow and Altai Regions) // Psychology in
Russia: State of the Art. 2010. 5—578.
IfLUENC
(j
rALFSCTORS
ON oF^CHOOi
INFLUENCE OF ENVIRONMENT PSYCHOEMOTIONAL CONDITION OF SCHOOLBOYS E CLASSES OF THE CAp^LiEGALOPOLIS
M.N. Danacheva1, S. Shastun2
1Ecological ; Peoples' FriandshlppniveTsity of Russia
Podolskoe shOfSe^/5, M^aow, Russia, 113093
2Medical Faculty Friendship University of Russia
claystr., 8, Moscow, Russia, 117198
Article is devoted to studying to impact of complex factors of environment mega polis on a psycho-emotional condition of the MoscoW schoolboys of middle classes. On selection of 233 schoolboys of two Moscow schools it was revealed that uneasiness level (the personal and situational. It was significantly higher at schoolboys of middle classes living in ecologically adverse district (South-East) in comparison with schoolboys of middle classes living in the ecologically favorable (South-West).
Together with it research showed that on uneasiness of schoolboys of middle classes besides ecological factors significant influence make also the social environment. It is thus important to note that in ecologically adverse territories the favorable social environment reduced teenage uneasiness, and a favorable state ecologically Wednesdays leveled negative impact of the adverse social environment.
Key words: ecology, anthropogenesis influence, schoolboys of middle classes, uneasiness, social environment, megalopolis, psycho-emotional state.