5. Батурина Г.И. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. Москва: Школа-Пресс, 1998.
6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Бодалёв А.А. Личность в общении. Москва: Международная педагогическая академия, 2000.
8. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2014.
References
1. Luk'yanova Z.N. Social'no-psihologicheskie problemy vospriyatiya mezhnacional'nyh otnoshenij. Psihologo-pedagogicheskie problemy lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Barnaul, 1999.
2. Luk'yanova Z.N. Sposoby i priemy optimizacii mezhnacional'nogo obscheniya. Psihologiya obscheniya 2000: problemy i perspektivy: tezisy mezhdunarodnoj konferencii. Moskva, 2000.
3. Bespalova N.N. Ispol'zovanie narodnojpedagogiki vusloviyah doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Barnaul, 2000.
4. Bespalova N.N. Realizaciya vospitatel'nogo potencíala narodnoj pedagogiki v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2000.
5. Baturina G.I. Kuzina T.F. Zanimatel'naya pedagogika narodovRossii. Moskva: Shkola-Press, 1998.
6. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 1999.
7. Bodalev A.A. Lichnost' v obschenii. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 2000.
8. Rubinshtejn S.L. Osnovypsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.
Статья поступила в редакцию 17.06.16
УДК 57.042, 57.048
Martyshov A.V., Deputy Director of Secondary School №1432 "New school", (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Goruynova S.V., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]_
Glebov V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MONITORING OF THE FUNCTIONAL STATE OF MOSCOW CHILDREN WITH VARIOUS PHYSICAL ACTIVITIES. In the article the researchers give physiological assessment of condition of children, having different types of physical activity. The research was conducted during the period from 2007 to 2011, in which pupils of a Moscow school (131 school students of 8+1,1 years of age) took part. The comparative analysis of the state of health and physical development of children, who are engaged in all-physical training and children attending classes on karate in the system of additional education at school No. 1432 (Moscow) revealed significant distinctions in the studied indicators. Higher level of adaptation to physical activities of pupils of skilled group is noted. The authors have found that for most of martial artists of the skilled group (89,4%) 3 minutes were almost enough to recover the cardiovascular system after physical activity. Control measurements of heart rate and the sympathetic-adrenalin tone at the end of the experiment showed a decrease in these indicators at younger school students from the skilled group (82,4%) to the basic group (38,4%) and these indicators almost didn't decrease in pupils of the control group.
Key words: psycho-emotional sphere, physical activity, pupils, karate, educational and training occupations, oriental martial arts, physical development.
A.В. Maртышов, зам. директора, ГБОУ учреждение Среднеобразовательная школа №1432 «Новая школа», г. Москва, E-mail: [email protected]
С.В. Горюнова, д-р биол. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
B.В. Глебов, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы народов г. Москва, E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОСКОВСКИХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ
В статье дана физиологическая оценка состояния детей, имеющих разные виды физической нагрузки. Представленное исследование проводилось в период с 2007 по 2011 гг., в нём приняли участие учащиеся московской школы (131 школьник возраста 8+1,1_лет). Сравнительный анализ состояния здоровья и физического развития детей, занимающихся общефизической подготовкой и детей, посещающих занятия по каратэ в системе дополнительного образования (ДО) в школе № 1432 (Москва) выявил значимые различия в исследуемых показателях. Отмечен более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) единоборцев опытной группы 3-х минутного интервала времени после физической нагрузки было достаточно практически полного восстановления сердечно-сосудистой системы. Контрольные измерения частоты сердечных сокращений и симпато-адреналового тонуса в конце исследования демонстрировали снижение этих показателей у младших школьников, учащихся опытной группы в 82,4%, у учащихся базовой группе в 38,4% и практически не снижались данные показатели у учащихся контрольной группы.
Ключевые слова:физическая активность, учащиеся, каратэ, учебно-тренировочные занятия, восточные единоборства, физическое развитие.
Несмотря на усиление внимания многих специалистов и исследователей в области здоровья и адаптации учащихся, многие факторы риска в образовательной среде изучены еще в недостаточной мере [1 - 5]. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что дезадаптация школьников России носит ярко выраженный психосоматический характер и тесно связана с учебным процессом, а организация работы по профилактике возникновения функциональных нарушений у детей возможна только на основе знаний особенностей адаптационных процессов детского организма в образовательной среде [6; 7]. В этой связи важным аспектом выступает проблема дозированности физических нагрузок [8 - 10]. Важность занятий физической культурой и
спортом ни кем не оспаривается. Однако в последнее время все чаще появляется информация о патологической реакции сердечно-сосудистой системы учащихся во время соревнований [10]. Набор детей в спортивные секции осуществляется уже с 5 - 6 летнего возраста, несмотря на рекомендации врачей и физиологов. Интенсивные физические нагрузки, не имеющие научно-обоснованных норм, истощают организм детей и подростков и сказываются на работе основных функциональных систем [10].
Адаптивные реакции организма на физическую нагрузку в первую очередь связаны с изменениями в функционировании кардиореспираторной системы, обеспечивающей повышение производительности аппарата кровообращения [10]. Именно
поэтому возрастает необходимость контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы во время тренировок.
Представленные противоречия в аспекте адаптационных процессов в детской популяции стали отправной точкой нашего исследования.
Организация и методы исследования. Основным материалом для работы послужили результаты, полученные при исследовании, проводившемся с ноября 2007 г. по ноябрь 2011 г. на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Западного административного округа города Москвы: в центре образования № 1432 «Новая школа».
Общее количество исследуемых составило 131 учащихся. Было организовано три группы занимающихся: опытная, контрольная и базовая группы (ОГ; КГ; БГ соответственно).
Контрольную группу составили 23 учащихся (занятия по каратэ велись по стандартной методике).
В состав опытной группы вошли 25 человек (занятия велись по разработанной автором методике).
За основу сравнения были взяты результаты, полученные при обследовании детей, не посещающих занятия каратэ (занимающихся общефизической подготовкой в школе). Они составили базовую группу (83 человека).
Возрастной состав учащихся первого года обучения -8+ 1,1 лет.
Методы. Использовали поверенный аппаратно-приборный комплекс «АМСАТ - КОВЕРТ», предназначена для клинико-фи-зиологической диагностики функционального состояния орга-
низма человека на основе топической экспресс-оценки текущих электрических характеристик рефлексогенных биологически активных зон (БАЗ) кожи. Программное обеспечение позволяет проводить интегральную и дифференциальную графическую и топическую оценку функционального состояния организма, позвоночного столба и сопряженных с ним сегментарно-невраль-ного аппарата, а также висцеральных органов человека.
При начальном измерении исследуемых параметров все учащиеся показали относительно одинаковые базовые значения ЧСС и САТ в состоянии покоя (без нагрузки). Однако после нагрузки учащиеся контрольной группы продемонстрировали большую вариативность значений индексов вариационной пуль-сометрии по сравнению с учащимися опытной группы.
В конце учебного года при контрольном измерении ЧСС и САТ учащиеся обеих групп, занимающихся каратэ, демонстрировали снижение значений показателей по исследуемым параметрам, однако у единоборцев опытной группы эти снижения происходило более интенсивно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что для большинства единоборцев опытной группы (79,8%) интервала времени в три минуты было достаточно для практически полного восстановления сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки.
У учащихся контрольной и базовой группы были отмечены значительные колебания значений индексов вариационной пульсометрии, полученных при измерении исходного уровня и после времени восстановления.
Таблица 1
Изменение индекса симпато-адреналового тонуса (САТ) на разных этапах занятий по каратэ
в течение 2007-2011 гг.(п=131)
Группа Период наблюдений Д.г. m А P<0,05
Этап 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
О 1 1,314 1,301 1,335 1,321 1,321 1,268 1,297 1,304 1,3 ± 0,02 0,01 0,02
2 2,904 4,116 9,918 2,950 0,019 9,919 3,066 3,102 385 4 5,13 6 , 05 0,13 1
3 2,429 1,876 2,421 1,945 2,403 1,987 2,378 1,781 2,2 ± 0,2 0,08 0,2 1
1 1,314 1,290 1,30 7 1,305 1,301 1,2 26 1,301 1,999 1,3 ± 0,51 0,004 0,21
2 3,159 3,35 3,111 2,19 3,181 3,18 3,175 3,178 3,2 ± 0,03 0,01 0,03 1
о 2,579 3,236 2,511 2,604 2,551 2,300 2,545 2,216 2,4± 0,1 0,05 0, 1
LO 1 1,296 1 ,201 1,313 1,512 1,204 1,10 9 9,078 1» 90 1,4±6,3 0,13 2,3
2 3,123 2,985 2,056 2,417 2,340 2,418 2,980 2,418 2,6±0,3 0,14 0,3
3 3,021 2,812 2,345 1,380 9,130 2,700 9,706 9196 2,660,2 1 2,3
Примечание: САТ-индекс симпато-адреналавого тонуса
1- исходный фон, 2- после физической нагрузки, 3 - после трехминутного восстановления т - среднеквадратическая (стандартная) ошибка среднего арифметического Да-акверитееьныефаницы А - довариаееьныНиетарвал 95%(0Н,05)
Рис.1. Среднегрупповые показатели (%) динамики учащихся ОГ и КГ групп, имеющих оптимальный уровень функционального
состоянияорганизма
Нами были отмечены следующие изменения в состоянии сердечно-сосудистой системы: уменьшение и стабилизация пульса у детей опытной группы составила 5 уд/мин., а в контрольной и базовой группах - 4 уд/мин., тогда как значения САТ, наоборот, увеличились в опытной группе на 0,255 условных единиц., в контрольной группе - на 0,019 у. ед. и уменьшились в базовой группе на 0,705 у. ед.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод о лучшей адаптации к физическим нагрузкам учащихся опытной группы по сравнению с учащимися контрольной и базовый группы к концу исследования.
В процессе диагностики АПК «АМСАТ - КОВЕРТ» показал области сильного, среднего нарушения и оптимум (область нормального функционирования органов и систем организма). Для оценки состояния организма использовались цифровые значения фактора отклонения по отведениям и системам в начале и конце учебного года (рисунок 1).
Нами наблюдались положительная динамика роста количества детей, отнесенных по результатам диагностики к учащимся с оптимальным уровнем функционального состояния: в опытной группе рост составил 17%, тогда как в контрольной и базовой группах рост превысил 14 и 10% соответственно (при p>0,05).
Библиографический список
Наши данные согласуются с результатами И.Р. Боднар, Я.К. Витос (2011), где на выборке детей дошкольного возраста была разработана программа тренингов по каратэ [11]. Исследование показало, что адекватно подобранная физическая подготовка в тренинговых занятий по восточным единоборствам, способствовала снижению заболеваемости у дошкольников, улучшению двигательной активности (координация, точность выполнения упражнения) и проведения воспитательного процесса.
Выводы. Сравнительный анализ состояния здоровья и физического развития детей, занимающихся общефизической подготовкой и детей, посещающих занятия по каратэ в системе дополнительного образования (ДО) в школе №1432 (Москва) выявил значимые различия в исследуемых показателях.
Отмечен более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) единоборцев опытной группы 3-х минутного интервала времени после физической нагрузки было достаточно практически для полного восстановления сердечно-сосудистой системы. Контрольные измерения ЧСС и САТ в конце исследования демонстрировали снижение этих показателей у младших школьников опытной (82,4%) и контрольной группы (38,4%) и практически не снижались данные показатели у учащихся базовой группы.
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Москва: Издательство РУДН, 2006.
2. Назаров В.А, Глебов В.В., Марьяновский А.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 24 - 27.
3. Родионова О.М., Глебов В.В. Немотивированная агрессия в различных социальных группах - угроза социальной стабильности и безопасности современного мегаполиса. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2007; 1: 42 - 48.
4. Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В., Радыш И.В. Сравнительный анализ умственной работоспособности и интеллекта детей младшего школьного возраста, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса. Технология живых систем. 2015; 3: 13 - 17.
5. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; Т. 3.: 565 - 578.
6. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5: 68 - 73
7. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. Москва: РУДН, 2013; Ч. 1.
8. Глебов В.В. Оптимизация режима труда и отдыха в психофизиологической адаптации учащихся школ. Известия СГУ. Философия. Психология. Педагогика. 2014; 1: 87 - 90.
9. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде. Вестник МГУКИ. 2012; 6:146 - 151.
10. Мартышов А.В., Горюнова С.В., Глебов В.В. Эколого-физиологическая оценка двигательной активности и адаптации младших школьников в условиях среды мегаполиса: монография. Москва: РУДН, 2013.
11. Боднар И.Р., Витос Я.К. Единство обучения, воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста в процессе занятий карате. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011; 10: 5 - 9.
References
1. Agadzhanyan N.A., Baevskij R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptaciii uchenie o zdorov'e. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2006.
2. Nazarov V.A, Glebov V.V., Mar'yanovskij A.A. Dinamika informacionnyh nagruzok v shkole i psihofunkcional'noe razvitie detej stolichnogo megapolisa. VestnikRUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 24 - 27.
3. Rodionova O.M., Glebov V.V. Nemotivirovannaya agressiya v razlichnyh social'nyh gruppah - ugroza social'noj stabil'nosti i bezopasnosti sovremennogo megapolisa. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2007; 1: 42 - 48.
4. Sidel'nikova N.Yu., Glebov V.V., Radysh I.V. Sravnitel'nyj analiz umstvennoj rabotosposobnosti i intellekta detej mladshego shkol'nogo vozrasta, prozhivayuschih v raznyh sredovyh usloviyah stolichnogo megapolisa. Tehnologiya zhivyh sistem. 2015; 3: 13 - 17.
5. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; T. 3.: 565 - 578.
6. Laver B.I., Glebov V.V. Uroven' zdorov'ya i fizicheskogo zdorov'ya uchaschihsya shkol v usloviyah raznogo 'ekologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvy. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 68 - 73
7. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka»: uchebnoe posobie: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2013; Ch. 1.
8. Glebov V.V. Optimizaciya rezhima truda i otdyha v psihofiziologicheskoj adaptacii uchaschihsya shkol. Izvestiya SGU. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014; 1: 87 - 90.
9. Glebov V.V., Arakelov G.G. Organizaciya dosugovoj deyatel'nosti shkol'nikov kak sredstvo profilaktiki agressivnogo asocial'nogo povedeniya v detsko-podrostkovoj srede. Vestnik MGUKI. 2012; 6:146 - 151.
10. Martyshov A.V., Goryunova S.V., Glebov V.V. 'Ekologo-fiziologicheskaya ocenka dvigatel'noj aktivnosti i adaptacii mladshih shkol'nikov v usloviyah sredy megapolisa: monografiya. Moskva: RUDN, 2013.
11. Bodnar I.R., Vitos Ya.K. Edinstvo obucheniya, vospitaniya i ozdorovleniya detej doshkol'nogo vozrasta v processe zanyatij karate. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2011; 10: 5 - 9.
Статья поступила в редакцию 06.10.16
УДК 37.015
Mitryashkina N.V., Head of Organizational-Methodical Department, Center of Psychological and Pedagogical Assistance to Population "Algis" (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF EARLY RELATIONS OF THE CHILD WITH THE MOTHER IN HIS SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION. The research examines the influence of early object relations of the child with his mother in the period of the child's sociopsy-chological adaptation. One of the criteria of socio-psychological adaptation of child of a preschool age is an ability to establish satisfying object relations, which is secondary and is formed on the basis of satisfying early relationship of the child with his mother. The