^^ Элект^зоннмы нйучмо-о^рдзоблтел&ниы
iî с е 117 н и к
2014, том 16 [12]
—--—
ВЛИЯНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ
НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
М.Н. Даначева
Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 109093 e-mail: mdanacheva@list.ru
С.А. Шастун
Медицинский факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198 e-mail: sshastun@mail.ru
Статья посвящена изучению воздействию комплекса факторов окружающей среды на психо-эмоциональное состояние московских школьников средних классов. На выборке 233 учащихся двух московских школ было выявлено, что уровень тревожности (личностной и ситуативной был значимо выше у школьников проживающих в экологически неблагоприятном округе (ЮВАО) по сравнению со школьниками проживающих в экологически благоприятном.
Вместе с этим исследование показало, что на тревожность учащихся средних классов помимо экологических факторов значимое воздействие оказывают и социальная среда. При этом важно отметить, что на экологически неблагоприятных территориях благоприятная социальная среда снижала подростковую тревожность, а благоприятное состояние экологически среды нивелировала негативное воздействие неблагоприятной социальной среды. Ключевые слова: экология, антропогенное воздействие, учащиеся средних классов, тревожность, социальная среда, мегаполис, психо-эмоциональное состояние.
Комплекс негативных факторов окружающей среды создает большие сложности в процессе развития индивида [1]. Особенно страдают в ходе онтогенеза подрастающее поколение, которое очень чувствительно к негативным факторам окружающей среды [2—9, 14]. Процессы урбанизации и укрупнение городов часто связано с ухудшением экологической обстановки, что наглядно можно наблюдать в таком крупном индустриальном городе как Москва. Ухудшения среды обитания вызывает тревогу, в связи со снижением психофизического здоровья и психического развития подрастающего поколения [10]. В этой связи важным является проведения комплексных исследований влияния факторов среды на психическое
развитие детей и подростков. Индикатором психических состояний внешних воздействий может служить психо-эмоциональный уровень.
Организация и методы исследования. Нами были сформированы две сравнительные группы: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа. Общий количественный состав экспериментальной группы составили 149 учащихся — 70 мальчиков и 79 девочек в возрасте от 11,3 лет до 14,4 лет.
Исходя из средовых условий проживания, экспериментальная группа была разделена на 3 подгруппы.
В первую подгруппу (Э1, п = 92) вошли учащиеся средних классов, проживающие в ЮВАО, где
—--—
~ 27 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
отмечено значимое антропогенное воздействие: повышенная шумовая нагрузка (72—88 дБ) и химическое загрязнение атмосферного воздуха (превышение ПДК по оксиду углерода, окислам азота, фенолу, формальдегиду, взвешенным веществам, углеводородам). Также анализ анкетных опросов родителей исследуемой выборки учащихся средних классов показало, что в этой подгруппе выявлено неблагоприятное влияние социальной среды (низкий социально-экономический статус семей учащихся).
Вторая подгруппа (Э2, n = 29) учащихся проживающих в неблагоприятной по экологическим условиям по анализу анкетных опросов родителей имела достаточно высокий социально-экономический статус (хороший материальный достаток и жилищные условия).
В третью подгруппу вошли учащиеся (Э3, n = 28) ЮЗАО, у которых анкетный опрос родителей показал низкий социально-экономический статус семьи (подростки из неполной семей, не работающие родители, сложные взаимоотношения в родительско-детских отношениях и т. д.).
Контрольная группа (ЮЗАО) представлена учащимися, которые проживали в относительно «чистом» экологически благоприятном административном округе столицы. В нее вошли 84 подростка (39 мальчиков и 45 девочек) в возрасте от 11,5 лет до 14,7 лет.
Таким образом, общая выборка 2-х московских школ составила 233 школьников.
Исходя из этических норм, исследование было добровольным и анонимным.
Методическим материалом нами были выбран психологический тест Спилбергера-Ханина, направленный на выявления личностной и ситуативной тревожности. Математическую обработку полученных материалов осуществляли с помощью StatSoft Statistica 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение. Состояние окружающей среды столичного мегаполиса характеризуются как напряженное. Это
связано с активной хозяйственной деятельностью человека, что негативно отражается на состоянии здоровья индивида. В этой связи показатели заболеваемости на данной территории выступает как индикатор комплексных взаимоотношений в диаде «человек — окружающая среда».
Юго-Восточный округ (ЮВАО) — один из 12 административных округов города Москвы. Площадь округа составляет около 117,6 км2. По данным переписи населения (2010) в округе проживает 1 313 848 чел. Юго-Восток Москвы представляет округ с развитой промышленностью. На территории округа расположены такие предприятия как Московский нефтеперерабатывающий завод, автозавод «Автофрамос» (бывший АЗЛК), множество хозяйствующих субъектов, которые занимаются переработкой. На территории ЮВАО находятся очистные сооружения.
ЮВАО официально относят к экологически неблагоприятным территориям, несмотря на расположение зеленых зон, крупных парков и скверов: Кузьминки — Люблино, Лефортово, Парк имени 850-летия Москвы и др.
По данным научного обозрения известного эколога, ученого А.В. Яблокова выявлено, что «...по ЮВАО наблюдается выше средней по городу общая первичная заболеваемость детей, первичная заболеваемость детей болезнями органов дыхания и болезнями крови, первичная заболеваемость и распространенность у детей болезней органов пищеварения и костно-мышечной системы, общая первичная заболеваемость и заболеваемость болезнями эндокринной системы взрослых, обращаемость по поводу болезней системы кровообращения и мочеполовой системы» [12].
Юго-Западный округ (ЮЗАО) занимает территорию около 111,4 км2. Общая численность жителей округа по данным переписи населения 2010 года — 1 366 282 человека, что составляет 11,9% населения Москвы. ЮЗАО — четвертый по населению округ Москвы.
Округ по официальным данным относят к экологически «чистым» районам Москвы [13].
—--—
~ 28 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
Сравнительный анализ психической и эмоциональной сферы учащихся средних классов, проживающих в разных средовых условиях г. Москвы. Для выявления комплексного воздействия на психоэмоциональное состояние учащихся средних классов, проживающих в разных округах Москвы, было проведено тестирование уровня личностной и ситуативной тревожности, как
важные составляющие психического развития индивида.
Уровни личностной и ситуативной тревожности учащихся средних классов. Тест тревожности (Спилбергера-Ханина). Сравнительный анализ уровней тревожности учащихся средних классов, проживающих на территориях с разными средовыми условиями, показал следующую картину (рис. 1).
% встречаемости 80
70 60 50 40 30 20 10 0
Э1
□ 32
□ Э3 К
Высокий уровень
Низкий уровень
Средний уровень Уровни тревожности
Рис. 1. Уровни ситуативной тревожности учащихся средних классов (в %) по тесту Спилбергера-Ханина (п = 233)
Индикатором негативного состояния психоэмоциональной сферы индивида являются показатели высокого уровня ситуативной тревожности. На рис. 1 видно, что показатели высокого уровня ситуативной тревожности отмечается у учащихся средних классов входящих в экспериментальную группу (Э1), где неблагоприятное сочетание экологических и социальных факторов дало самый высокий процент встречаемости по этому показателю — 38,2%. Разнонаправленные действия экологических и социальных факторов снижало процент встречаемости по показателю «высокий» уровень ситуативной тревожности в подгруппе Э2 (-Э; +С) и Э3 (+Э; -С) и составило 24,4% и 22,4% соответственно. В контрольной
группе высокий уровень ситуативной тревожности составил 17,2%
Личностная тревожность, показывающая состояния тревожности, существующая у человека при рождении (биологическая составляющая) показала также высокие результаты у учащихся средних классов входящих в экспериментальную группу (Э1), где процент встречаемости по этому показателю составил 33,3%. По другим подгруппам экспериментальной группы Э2 (-Э; +С) и Э3 (+Э; -С) процент встречаемости по высокому уровню личностной тревожности составил 21,1% и 20,6% соответственно. В контрольной группе высокий уровень личностной тревожности был отмечен на 15,7%.
—--—
~ 29 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
Схожие результаты по уровню воздействия неблагоприятно среды на детско-подростковое население согласуется в исследованиях О. В. Киек [8].
Аналогичная тенденция отмечается и уровням личностной тревожности (рис. 2).
Статистический анализ полученных данных выявил значимость различий между показателями экспериментальной Э1 (Э-; С-) и контрольной К (Э+; С+) группы по тревожности (р = 0,0000), представленной в таблице.
33,3
% встречаемости 70 60 50 40 30 20 10 0
21,1 20,6
15,7
56,1 1
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Уровни тревожности Рис. 2. Уровни личностной тревожности учащихся средних классов (в %) по тесту Спилбергера-Ханина (п = 233)
Значимость различий по показателю тревожности между группами учащихся средних классов, проживающих в разных средовых условиях (п = 233)
Таблица
Multiple Comparisons p values (2-tailed); Тревожность (Spreadsheetl.sta) Independent (grouping) variable: группы Kruskal-Wallis test: H (3, N = 233) = 184,6109 p = 0,000
Э-С- Э-С+ Э+С- Э+С+
Э-С- 0,001168 0,000000 0,000000
Э-С+ 0,001168 0,007562 0,000000
Э+С- 0,000000 0,007562 0,833412
Э+С+ 0,000000 0,000000 0,833412
Также статистический анализ по непараметрическому критерию Крускала-Уоллиса (Кгека1-Wa11is) показал (рис. 3) значимые различия между группами: контрольной К (Э+; С+) и экспери-
ментальной Э2 (Э-; С+); контрольной К (Э+; С+) и экспериментальной Э3 (Э+; С) р = 0,0000 ир = = 0,0000 соответственно.
—--—
~ 30 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
Заключение. Таким образом, на тревожность учащихся средних классов значимое воздействие оказывают комплекс экологических и социальных факторов окружающей среды. При этом важно отметить, что на экологически неблагоприятных территориях социальные факторы помогают снижать подростковую тревожность, а благоприятное состояние экологически среды нивелирует негативное воздействие неблагоприятной социальной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
2. Глебов В.В., Даначева М.Н., Сидельникова Н.Ю. Функциональное состояние школьников в условиях столичного мегаполиса // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2012. № 2 (10). С. 72—80.
3. Глебов В.В. Оптимизация режима труда и отдыха в психофизиологической адаптации учащихся школ // Известия СГУ. Филос. Психол. Педагогика. 2014. № 1. С. 87—90.
4. Глебов В.В. Профилактическая и коррекционная работа по повышению адаптации детей и подростков // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014. № 1. С. 83—91.
5. Глебов В.В. Состояние экологии и адаптационных процессов школьного населения крупного индустриального города // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012. № 4. С. 25—32.
6. Глебов В.В., Щавырёва Е.В. Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 3. С. 32—39.
7. Даначева М.Н., Назаров В.А., Глебов В.В. Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6(1). С. 90—92.
8. Киек О.В. Комплексная гигиеническая оценка химических факторов окружающей среды города и показателей физического развития школьников среднего и старшего возраста: Дисс. ... канд. мед. наук. Оренбург, 1997. 122 с.
9. Назаров В.А., Глебов В.В., Марьяновский А.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса // Вестник РУДН. №ерия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012. № 5. С. 24—27.
10. Сидельникова Н.Ю., Рязанцева М.А., Глебов В.В., Даначева М.Н., Сошников Е.А., Назаров В. А., Михайли-ченко К.Ю., Чижов А.Я. Состояние здоровья школьников в условиях мегаполиса // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2011. С. 27—37.
11. Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В., Даначева М.Н., Рязанцева М.А., Назаров В. А. Психолого-акмеологиче-ское сопровождение подростков с дезадаптивным поведением в условиях крупного города // «Акмеология», специальный выпуск, посвященный VI Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». Россия, Москва, РАО МААН. 2011. № 3. С. 195—197.
12. Яблоков А.В. Здоровье жителей и экологическая обстановка московского мегаполиса // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3 (21). С. 64—77.
13. Экология Москвы. URL: http://protown.ru/russia/ city/articles/2856.html, дата обращения 20.07.2014.
13. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions) // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. Т. 3. С. 565—578.
—--—
~ 31 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
^^ Элект^онне«4< нйунмо-оЙ^рдзобйтел&ниы
13 е сщник
2014, том 16 [12]
—--
INFLUENCE OF ENVIRONMENTAL FACTORS ON THE PSYCHOEMOTIONAL CONDITION OF SCHOOLBOYS OF MIDDLE CLASSES OF THE CAPITAL MEGALOPOLIS
M.N. Danacheva
Ecological Faculty
Peoples' Friendship University of Russia Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 113093
S.A. Shastun
Medical Faculty
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 8, Moscow, Russia, 117198
Article is devoted to studying to impact of complex factors of environment megapolis on a psycho-emotional condition of the Moscow schoolboys of middle classes. On selection of 233 schoolboys of two Moscow schools it was revealed that uneasiness level (the personal and situational. It was significantly higher at schoolboys of middle classes living in ecologically adverse district (South-East) in comparison with schoolboys of middle classes living in the ecologically favorable (South-West).
Together with it research showed that on uneasiness of schoolboys of middle classes besides ecological factors significant influence make also the social environment. It is thus important to note that in ecologically adverse territories the favorable social environment reduced teenage uneasiness, and a favorable state ecologically Wednesdays leveled negative impact of the adverse social environment.
Key words: ecology, anthropogenesis influence, schoolboys of middle classes, uneasiness, social environment, megalopolis, psycho-emotional state.
REFERENCES
1. Agadzhanjan N.A., Baevskij R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptacii i uchenie o zdorov'e. Moscow: Izd-vo RUDN, 2006. 284 p.
2. Glebov V.V., Danacheva M.N., Sidel'nikova N.Ju. Funkcional'noe sostojanie shkol'nikov v uslovijah stolich-nogo megapolisa. Vestnik MGPU, Serija «Estestvennye nauki», Moskow, 2012, no. 2 (10), pp. 72—80.
3. Glebov V.V. Optimizacija rezhima truda i otdyha v psihofiziologicheskoj adaptacii uchashhihsja shkol. Izvestija SGU. Filos. Psihol. Pedagogika, 2014, no. 1, pp. 87—90.
4. Glebov V.V. Profilakticheskaja i korrekcionnaja rabota po povysheniju adaptacii detej i podrostkov. Vestnik RUDN. Serija «Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'-nosti», 2014, no. 1, pp. 83—91
5. Glebov V.V. Sostojanie jekologii i adaptacionnyh processov shkol'nogo naselenija krupnogo industrial'nogo goroda. Vestnik RUDN, serija «Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti», 2012, no. 4, pp. 25—32.
6. Glebov V.V., Shhavyrjova E.V. Vozdejstvie social'-no-psihologicheskih faktorov na dinamiku detsko-pod-rostkovoj agressii v shkol'noj srede. Vestnik RUDN, serija «Psihologija ipedagogika», 2008, no. 3, pp. 32—39.
7. Danacheva M.N., Nazarov V.A., Glebov V.V. Vlijanie jekologicheskih i gigienicheskih faktorov na psihofi-ziologicheskoe sostojanie shkol'nikov v uslovijah megapo-lisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2010, no. 6(1), pp. 90—92.
8. Kiek O.V. Kompleksnaja gigienicheskaja ocenka himicheskih faktorov okruzhajushhej sredy goroda i pokaza-telej fizicheskogo razvitija shkol'nikov srednego i starshego vozrasta. Diss. kand. med. nauk. Orenburg, 1997, 122 p.
9. Nazarov V.A., Glebov V.V., Mar'janovskij A.A. Dinamika informacionnyh nagruzok v shkole i psihofunk-cional'noe razvitie detej stolichnogo megapolisa. Vestnik RUDN, serija «Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti», 2012, no. 5, pp. 24—27.
10. Sidel'nikova N.Ju., Rjazanceva M.A., Glebov V.V., Danacheva M.N., Soshnikov E.A., Nazarov V.A., Mihajli-chenko K.Ju., Chizhov A.Ja. Sostojanie zdorov'ja shkol'ni-
—--—
~ 32 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, moM 16 [12]
kov v uslovijah megapolisa. Vestnik RUDN, seriya «Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti», 2011, pp. 27—37
11. Sidel'nikova N.Ju., Glebov V.V., Danacheva M.N., Rjazanceva M.A., Nazarov V.A. Psihologo-akmeologiche-skoe soprovozhdenie podrostkov s dezadaptivnym povede-niem v uslovijah krupnogo goroda. «Akmeologija», special'nyj vypusk, posvjashhennyj VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Akmeologija: lichnostnoe i profes-sional'noe razvitie cheloveka». Rossija, Moskva, RAO MAAN, no. 3, 2011, pp. 195—197.
12. Jablokov A.V. Zdorov'e zhitelej i jekologicheskaja obstanovka moskovskogo megapolisa. Astrahanskij vestnik jekologicheskogo obrazovanija, 2012, no. 3 (21), pp. 64—77.
13. Jekologija Moskvy. Available at: http://protown.ru/ russia/city/articles/2856.html, data obrashhenija 20.07.2014
14. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art, 2010, vol. 3, pp. 565—578.