Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ТУРИСТОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ТУРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / экологический туризм / экологическое просвещение / устойчивый туризм / экологическое образование / tourism / ecological tourism / environmental education / sustainable tourism / environmental education

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гоева Т. А., Филобок М. А., Куприяшкина А. Е.

Экологическое просвещение является неотъемлемой частью туризма на объектах наследия, экологических объектах, и используется в основном как инструмент управления взаимодействием туристов с окружающей средой. В настоящее время все страны мира находятся в поиске оптимальной системы экологического просвещения туристов. Воспитание младшего поколения влияет на формирование экологической культуры населения, что в свою очередь приведет к повышению экологической осознанности туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF TOURISTS

Environmental education is an integral part of tourism at heritage sites, ecological sites, and is used mainly as a tool for managing the interaction of tourists with the environment. Currently, all countries of the world are in search of an optimal system of environmental education for tourists. The upbringing of the younger generation influences the formation of the ecological culture of the population, which in turn will lead to an increase in the ecological awareness of tourists.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ТУРИСТОВ»

УДК 379

Гоева Т.А. студент Филобок М.А. студент Куприяшкина А.Е.

студент

Кубанский государственный университет

Россия, Краснодар

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ТУРИСТОВ

Аннотация: Экологическое просвещение является неотъемлемой частью туризма на объектах наследия, экологических объектах, и используется в основном как инструмент управления взаимодействием туристов с окружающей средой. В настоящее время все страны мира находятся в поиске оптимальной системы экологического просвещения туристов. Воспитание младшего поколения влияет на формирование экологической культуры населения, что в свою очередь приведет к повышению экологической осознанности туристов.

Ключевые слова: туризм, экологический туризм, экологическое просвещение, устойчивый туризм, экологическое образование.

Goeva T.A. student Filobok M.A. student A.E. Kupriyashkina student

Kuban State University Russia, Krasnodar

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF TOURISTS

Abstract: Environmental education is an integral part of tourism at heritage sites, ecological sites, and is used mainly as a tool for managing the interaction of tourists with the environment. Currently, all countries of the world are in search of an optimal system of environmental education for tourists. The upbringing of the younger generation influences the formation of the ecological culture of the population, which in turn will lead to an increase in the ecological awareness of tourists.

Keywords: tourism, ecological tourism, environmental education, sustainable tourism, environmental education.

Экологическое просвещение - это процесс, направленный на экологическое развитие ответственных граждан, имеющих четкое понимание и заботящихся об экономических, социальных, политических и экологических проблемах. Экологическое просвещение предоставляет каждому человеку возможность приобретать знания, ценности, а также принимать участие в принятии решений, направленных на защиту и улучшение окружающей среды, а создание новых моделей поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.

Экологическое просвещение является неотъемлемой частью туризма на объектах наследия, экологических объектах, и используется в основном как инструмент управления взаимодействием туристов с окружающей средой. Экологическое просвещение, основанное на интересах развития регионов и территорий, упоминалось в Декларации ЮНЕСКО: Белградский семинар ЮНЕП и в 1977 г. в Тбилисской декларации на Международном конгрессе ЮНЕСКО-ЮНЕП, в 1992 г. на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД, 1992 г.) и на Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию. На Конференции рассматривалась парадигма устойчивого развития, которая диктует, что стоит находится в стабильном, предсказуемом мире, властвовать над своим будущим.

В настоящее время все страны мира находятся в поиске оптимальной системы экологического просвещения туристов. Однако их концепция сходятся. Сущность этих концепций заключается в устойчивом развитии. Это устойчивое развитие должно быть направлено на удовлетворение потребностей поколения, при этом не забывая и про будущие поколения. Экологическое образование в данном случае может повлиять на представление о ценностях у будущих поколений.

Частью экологического образования и воспитания можно считать экологический туризм. Экологический туризм - форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещении относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территорий. Практикующие экологический туризм, погружаются в природу таким образом, каким большинство людей не может попрактиковаться в их повседневной городской жизни. Этот человек в конечном итоге обретет сознание, которое превратит его в человека, активно вовлеченного в вопросы сохранения. Наконец, экотуризм должен участвовать в экологическом восстановлении, восстановлении биоразнообразия и экологическом

развитии местного населения в любой деградировавшей туристической экосистеме.

Меры в данном кодексе поведения хороши тем, что их можно применять не только к горным районам. Благодаря им туристы смогут оказать пользу местным жителям в экономическом и культурном плане.Методология CitizenScience (CS), которая объединяет работу с общественностью и сбор научных данных. Непосредственно вовлекая добровольцев в сбор данных, CS может обеспечить неформальный опыт обучения и может использоваться в качестве инструмента для сохранения в различных экосистемах. На протяжении веков граждане записывали свои наблюдения за миром природы, включая информацию о погоде, распространении растений и животных, астрономических явлениях и многих других. В настоящее время миллионы людей, часто не обученных как профессиональные ученые, участвуют во многих аутентичных научных исследовательских проектах посредством сбора, категоризации, транскрипции и анализа данных. Сегодня большинство гражданских ученых работают с профессиональными учеными над проектами, которые были специально разработаны, чтобы позволить любителям участвовать в научном процессе, получая при этом пользу с образовательной точки зрения. Современная CS четко отличается от исторической формы, потому что теперь это деятельность, потенциально доступная для всех, а не только для избранных. Огромный взрыв проектов CS обусловлен различными факторами, такими как:

- разработка легкодоступных инструментов для распространения, информации и взаимодействия с общественностью (таких как Интернет, смартфоны и т. д.);

- растущее осознание учеными того, что общественность представляет собой бесплатный источник работы, навыков и даже финансов.

Одним из первых примеров современных CS-проектов является «Счетчик рождественских птиц», разработанный в 1900 г. Национальным обществом Одюбона в США и продолжающийся каждый год. Граждане теперь принимают участие в проектах по изменению климата, энтомологии, восстановлению окружающей среды, природоохранной биологии, инвазивным видам, мониторингу качества воды, экологии населения, здравоохранению и т. д. Практически любой проект, направленный на сбор больших пространственных и временных данных на обширной географической территории, может быть успешным только с помощью гражданских ученых. Существуют различные диапазоны участия граждан в проектах CS: от помощи в сборе данных и наблюдений до обращения к профессиональным исследователям с просьбой разработать конкретное исследование и принять участие в анализе данных. CS сочетает

исследования с государственным образованием, а также обращается к более широким социальным последствиям, вовлекая граждан в подлинный исследовательский опыт и в научный процесс. Краткосрочное исследование, проведенное в рамках проекта CS по мониторингу биоразнообразия «Подводный туризм для окружающей среды» ^ТЕ), показывает, что сразу после участия в программе экологического просвещения (EnvEd) волонтеры повысили свои знания в области биологии и экологии рифов, осведомленность о людях, воздействие на окружающую среду и намерение действовать более бережно для окружающей среды.

Экологическое просвещение на курортах Краснодарского края -неотъемлемая часть деятельности по охране окружающей среды и одна из главных задач создания особо охраняемых природных территорий. В настоящий момент для посетителей работают 141 музей и 351 визит-центр. На курортах Краснодарского края различные публичные мероприятия проводятся в дни экологического календаря. Это праздники, фестивали, шествия, марафоны, акции, мастер-классы, форумы и т.д. Ежегодными являются следующие тематические мероприятия: «Покормите птиц зимой!», «Сбережем лес от пожара», «Птица года», новогодняя акция «Ель», «День бобра, добра и леса» и многие другие. Подробнее об эколого -просветительских мероприятиях на ООПТ можно узнать на официальных сайтах каждой ООПТ в соответствующем разделе.

Воспитание младшего поколения влияет на формирование экологической культуры населения, что в свою очередь приведет к повышению экологической осознанности туристов. В эколого -просветительской деятельности курортов Краснодарского края приоритетной является работа со школьниками. Для эффективности просвещения большое значение имеет выбор форм и методов работы. Одной из наиболее распространенных форм является организация экологических лагерей и экспедиций. Вместе с тем, используется организация анимационной деятельности, органически встроенной в жизнедеятельность лагеря.

В настоящее время необходимо создавать баланс между потребностями экономического роста и сдерживанием нагрузки на окружающую среду. Также, необходимо создавать условия для рационального природопользования, формируя экологическую культуру.

Использованные источники: 1. Ходыкина М.Ф., Романова И.А., Карпова Ю.И. Проблемы экологического воспитания в России / Экологические проблемы рекреационного использования горных лесов. 2020. С. 237-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.