силу и выносливость, занимающийся косвенно в той или иной степени развивает и остальные физические качества, необходимые ему в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 208 с.
2. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. / В.П. Лукьяненко -Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001. - 224 с.
3. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие для студентов вузов, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 - Физ. культура и спорт / В. Н. Курысь. - М.: Совет. спорт, 2004. - 264 с.
4. Пачев, А.В. Методика применения компьютерных технологий в процессе управления физической подготовкой. // Монография: М-во образования и науки Российской Федерации, Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский гос. университет приборостроения и информатики. Ставрополь, 2011. - 94 с.
5. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб — М.: Олимпия Пресс, 2005. - 527 с.
6. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -
С. 76-80.
Педагогика
УДК 376.3
доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры сурдопедагогики Пенин Геннадий Николаевич
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры сурдопедагогики Кораблева Любовь Витальевна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация. В статье представлены материалы научно-теоретического и прикладного исследований особенностей профессионального самоопределения учащихся с нарушением слуха. На основе изучения системы трудового воспитания глухих и слабослышащих детей раскрывается профориентационный потенциал уроков трудового обучения, технических кружков, экскурсий на производство, встреч с выпускниками. Важное место в формировании трудовой культуры учащихся с нарушением слуха отводится урокам физики, математики, химии, биологии, информатики, а также тематическим деловым играм, выставкам - презентациям, общешкольным праздникам и конкурсам.
Ключевые слова: учащиеся с нарушением слуха, социально ориентированная деятельность, трудовое обучение, профессиональная ориентация, трудовая культура.
Annotation. The paper presents the result of academic and applied research on peculiarities of professional self-determination of students with hearing disabilities. The study is aimed at demonstrating career guidance potential of vocational training, tech clubs, field trips to factories and meetings with graduates for deaf and hearing-impaired children. Physics, mathematics, chemistry, biology, information technology lessons along with thematic business games, exhibitions, presentations, school festivals and competitions play an important role in creating labour culture of students with hearing disabilities.
Keywords: students with hearing disabilities, social activities, vocational education (training), career guidance, labour culture.
Введение. Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разные сферы трудовой и культурной жизни общества неразрывно связаны с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности неслышащего и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества после окончания школы. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умения адаптироваться к условиям производства. В сложившейся ситуации резко возрастает роль педагога специального образовательного учреждения, его педагогических компетенций, желания помочь учащемуся с нарушением слуха найти свое место в жизни.
Изложение основного материала статьи. В исследованиях А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, М.И. Никитиной, Г.Н. Пенина, Л.В. Кораблевой рассматриваются многие аспекты профессионального самоопределения школьников с нарушением слуха. Ученые отмечают, что трудовое воспитание и профессионально-трудовое обучение учащихся в специальной школе занимают одно из важных мест в формировании всесторонне развитой личности.
Так, результаты многолетних исследований Г.Н. Пенина, Л.В. Кораблевой, З.А. Пономаревой, А.Н. Соколова показывают, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовки. Поэтому профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов школы для детей с нарушением слуха как в образовательном процессе, так и во внеурочное время [1, 3, 5, 7, 8].
Главные задачи указанного направления работы: ознакомление учащихся с разными отраслями труда и профессиями; формирование представлений о труде взрослых и о производстве; расширение кругозора во всех областях жизнедеятельности общества. Интересный опыт в подготовке учащихся к выбору профессии накоплен в школах для детей с нарушением слуха города Санкт-Петербурга. Изучение данного опыта
позволяет выделить основные пути профессионального развития и становления личности ученика при подготовке к трудовой деятельности или обучению в средних и высших учебных заведениях. Это: совершенствование учебно-воспитательного процесса; дифференцированное обучение и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение учащихся; организация психологической службы помощи; постоянная целенаправленная деятельность школы по профориентации учащихся с учетом их интересов, возможностей и потребностей региона в тех или иных специалистах; коррекционно-развивающая направленность и взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов [1, 2, 3, 7].
Одним из ключевых направлений работы является совершенствование учебно-воспитательного процесса: системы трудового воспитания и профессиональной ориентации во внеурочное время. Уже в начальной школе глухие и слабослышащие учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочной деятельности с профессиями родителей и близких людей. Их знания расширяются и обогащаются в ходе учебной деятельности, на экскурсиях, в играх, на внеклассных занятиях чтением, изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Постепенно неслышащие школьники приобретают представления об организации и содержании труда в разных профессиональных областях, у них формируются знания о различных предприятиях, учебных заведениях и реабилитационных центрах Санкт-Петербурга.
В основной школе продолжается знакомство детей с нарушением слуха с профессиями и трудовыми процессами в учебных мастерских, поскольку важную роль в трудовом воспитании и профессиональной ориентации занимает практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности. Во внеклассных трудовых делах развиваются прикладные умения, навыки и привычки, необходимые для профессионального образования и производительного труда. Особое место занимают уроки трудового обучения, общешкольные трудовые мероприятия, а также технические кружки, экскурсии на производство, встречи с выпускниками школы. Через перечисленные формы обучения и воспитания учащиеся знакомятся с профессиями, видами трудовой деятельности, инструментами и материалами, орудиями и результатами труда, различными отраслями промышленности и сельского хозяйства, их техническим оснащением [4, 5, 7].
Обучение в старших классах является важным звеном в трудовом воспитании и профессионально-трудовом обучении неслышащих. Здесь осуществляется теоретическая подготовка учащихся, вооружение их общеобразовательными, общетрудовыми, общепроизводственными знаниями. Этому способствуют уроки математики, информатики, физики, химии, биологии, занятия в творческих объединениях по интересам (художественный дизайн, тематические деловые игры, оформительская работа в школе).
Исследование показывает также, что в современных условиях первостепенное значение имеет своевременная информированность учащихся с нарушением слуха. С целью обеспечения воспитанников различной информацией в специальных школах функционируют компьютерные классы. Учащиеся старших классов готовят рефераты, доклады по теоретическим вопросам трудового обучения, подбирают интересные материалы для стендов, организуют выставки-презентации. При этом старшеклассники ориентируются на дальнейшее обучение в разных учебных организациях, которые осуществляют профессиональную подготовку глухих и слабослышащих. С учащимися - выпускниками проводятся беседы, деловые игры, экскурсии в профессиональные образовательные учреждения [4].
Другим направлением профессионального развития неслышащих и подготовки их к профессиональному образованию является совершенствование дифференцированного трудового обучения и коррекционно-педагогического сопровождения развития каждого учащегося. Изучение педагогического опыта дифференцированного обучения в школах для детей с нарушениями слуха показывает, что коллективами учителей осуществляется поиск современных моделей трудового воспитания и обучения, обеспечивающих учащимся максимально возможное личностное развитие и трудовое самоопределение. В некоторых школах организовано дифференцированное обучение и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение воспитания учащихся, имеющих разный уровень речевого развития, разные возможности профессионально-трудовой подготовки. Предусматривается обучение в параллельных группах по разным программам трудовой подготовки с учетом особенностей развития и обучаемости неслышащих учащихся с целью интенсификации и индивидуализации их образования и трудового воспитания. Программа «А», например, рассчитана на учащихся с достаточно высоким уровнем обучаемости. Построение программы «Б» предполагает более низкий уровень обучаемости воспитанников. Возможно также и совместное обучение неслышащих труду по одной программе, учитывающей, что большинство школьников имеет более высокий уровень обучаемости. При этом слабоуспевающим оказывается дополнительная помощь. Хорошо успевающие учащиеся имеют возможность получить среднее общее образование в стенах специальной школы, а затем продолжить обучение в высших учебных заведениях или получить трудовую подготовку в учреждениях среднего профессионального образования [4, 6].
Высокая результативность коррекционной работы в специальных школах Санкт-Петербурга обеспечивается созданием определенных условий, к которым относятся: наличие высококвалифицированных учителей трудового обучения, возможность составления и использования вариативных программ коррекционно-развивающего трудового обучения учащихся с учетом сложной структуры дефекта и индивидуальных особенностей каждого воспитанника; организация консультативно-педагогической помощи родителям и учащимся по вопросам профессионально-трудовой ориентации.
Большое место в работе школы занимает в настоящее время формирование психологической готовности у учащихся с нарушением слуха к выбору профессии, к трудовой деятельности, развитие у них профессиональных способностей и интересов. Этот важный аспект работы тесно связан с воспитанием у школьников положительного отношения к труду и людям труда, к самообслуживанию, коллективной трудовой деятельности в условиях школы - интерната.
В образовательных организациях для детей с нарушением слуха работает также психологическая служба, помощь которой заключается не только в определении уровня общего и речевого развития ребенка. Основное внимание специалистов сосредоточено на раскрытии психофизического своеобразия учащегося, создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, условий для подготовки к выбору будущей профессии. Специалисты (психологи, сурдопедагоги, учителя трудового обучения, воспитатели) в процессе индивидуальных бесед выясняют интересы школьника, его ценностные ориентиры, особенности личности. Психолог проводит профессиональную диагностику, по результатам которой осуществляется консультирование учащегося и его родителей по вопросам выбора учебного заведения после окончания специальной школы.
Профориентация во внеурочное время предполагает знакомство учащихся с различными значимыми для глухих и слабослышащих профессиями, оказание воспитанникам помощи в выборе профессиональной деятельности, соответствующей их интересам и возможностям. На занятиях по профессиональному просвещению и профориентации воспитанники знакомятся с профессиями родителей глухих детей, с трудовой деятельностью известных лиц с нарушением слуха, что вызывает большой интерес у школьников. Постепенно у неслышащих расширяются знания о разных профессиях и видах труда, формируются основы правовых и экономических знаний. Развиваются активность, самостоятельность, инициатива, деловое общение, организаторские способности. В процессе профориентации широко используются коллективные трудовые творческие дела, экскурсии, деловые игры, тренинги, беседы, диспуты, конкурсы, викторины, соревнования, трудовые праздники, видеофильмы, тематические стенды и выставки [1, 2, 5, 7, 8].
Во внеурочное время учителями и воспитателями проводится большая работа по формированию у школьников трудовых умений и навыков, развитию у них трудовой культуры. В практической деятельности воспитанники осваивают разные виды бытовой деятельности, самообслуживания, правила техники безопасности, личной гигиены. Под руководством педагога и с участием родителей младшие школьники осваивают правила организации и проведения сначала небольших трудовых дел, а затем коллективных трудовых творческих общешкольных мероприятий. Постепенно они учатся совместно планировать трудовые дела, распределять обязанности, оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей. У воспитанников формируются правила культуры самообслуживания, правила подготовки рабочего места, подбора необходимого инвентаря, инструментов для коллективной работы. В организованной трудовой деятельности развивается положительное отношение к трудовым делам, ответственность за качество выполненного задания. Неслышащие постоянно побуждаются к деловым контактам, осваивают разные деловые роли (организатора, бригадира, исполнителя и др.). В условиях деловых отношений в процессе труда у школьников развиваются такие личностные качества, как умение сотрудничать, желание помочь другому, целеустремленность, честность, ответственность и другие нравственно ценные черты личности. При совместном обсуждении результатов труда школьники с нарушением слуха учатся оценивать свою деятельность, обсуждать результаты трудовых достижений, причины ошибок и трудностей [4].
Как свидетельствует исследование, навыки самообслуживания формируются у неслышащих школьников в процессе ежедневных практических упражнений в условиях семьи и выполнения трудовых дел в школе. Самообслуживание предусматривает усвоение учащимися правил личной гигиены и безопасности, уборку помещений, приготовление пищи, уход за одеждой и обувью, комнатными растениями, дежурство в столовой, спальне, сервировку стола, прием гостей, выполнение правил техники безопасности при использовании хозяйственного инвентаря.
Используя возникшие естественные ситуации бытовой деятельности, педагог постоянно развивает навыки трудовой культуры школьников. Примерное содержание этой работы и ее распределение по годам обучения включает следующие основные темы: здоровый образ жизни; безопасность и личная гигиена; ведение домашнего хозяйства; уборка различных помещений и пришкольной территории; технология приготовления пищи; повседневный уход за одеждой, обувью, мебелью, посудой; бытовые приборы, инструменты, их назначение, техника безопасности и правила пользования; оборудование кухни, дежурство в классе, спальне, столовой; работа с машинами, облегчающими труд человека, организация коллективных трудовых дел учащихся старших классов.
На внеклассных занятиях из года в год расширяются знания учащихся по бытовому труду, самообслуживанию, развиваются навыки контроля за собственным здоровьем, актуализируются правила рационального питания. Содержание внеклассных занятий по бытовому труду тесно связано с уроками по социально-бытовой ориентировке, которые вводятся в учебные планы школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей [5, 7, 8].
Таким образом, технология обучения и воспитания учащихся с нарушением слуха предусматривает организацию развивающей коллективной трудовой деятельности воспитанников, усвоение ими социального опыта и профессиональную ориентацию учащихся во внеурочной деятельности. Изменение содержания и деятельности неслышащих в условиях внедрения новых технологий трудового обучения и воспитания позволяет развивать у школьников интерес к разным видам труда, положительное отношение к трудовой деятельности, полифункциональные умения и навыки. Сокращается использование репродуктивных методов обучения и возрастает процент применения активных, творческих, поисковых методов. Трудовое воспитание во внеурочное время приобретает направленность на превращение любого трудового дела в увлекательное занятие для младших неслышащих школьников и содержательное, профессионально ориентированное занятие для старшеклассников.
Школьники с нарушением слуха должны испытывать радость успеха в трудовой деятельности, гордость за результаты своего труда и получать стимулирующие поощрения. Позитивные изменения в трудовом обучении учащихся способствуют формированию инновационных подходов к внеурочной трудовой воспитывающей деятельности. Трудовые дела в школе для детей с нарушением слуха приобретают новые организационные формы: проведение недели трудовых дел, конкурса умельцев, праздника-соревнования «Трудовая семья»; организация гуманитарной помощи; организация деятельности добровольной ремонтной бригады; проведение соревнования мастеров; разведка полезных дел; осуществление шефской помощи; организация выставки изделий учащихся; подготовка стендов и тематических газет.
Выводы. Исследования показывают, что в социально ориентированной деятельности учащихся с нарушением слуха выделяются следующие направления: развитие у школьников психологической, практической готовности к труду; постановка целей, формирование мотивов; совершенствование методов развития трудовых умений и навыков; оптимизация содержания и организационных форм трудовых дел воспитанников. Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки способствуют становлению личности ребенка с нарушением слуха, осознанию им смысла трудовой деятельности и значимости выбора жизненного пути.
Литература:
1. Кораблева Л. В., Кожина В. И. Профориентация неслышащих школьников с интеллектуальной недостаточностью // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: материалы XVI Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. - С. 120-123.
2. Муравьева О. К., Пенин Г. Н. Трудовая подготовка глухих детей: истоки и традиции // Родина и особый ребенок: проблемы патриотического воспитания: материалы XIX Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Дети и Родина». - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. - С. 31-33.
3. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. Историко-дидактический аспект проблемы трудового обучения в российских училищах для глухих детей // Кафедра сурдопедагогики в зеркале времен: коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - С. 80-83.
4. Пенин Г. Н., Пономарева З. А. Организация и содержание социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха // Духовно-нравственные ориентиры специального образования: материалы XVII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства». - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. - С. 232-239.
5. Пенин Г. Н. Профессиональная ориентация как фактор жизненного самоопределения школьников с нарушением слуха // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка: материалы XXIV Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - С. 58-63.
6. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. Основные направления реализации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: эффективные методики и их практическое применение: сборник статей по материалам II Международного семинара по педагогике. -СПб.: Изд-во «Знание - Сила», 2016. - С. 10-14.
7. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. Трудовая деятельность как территория детства учащихся с нарушением слуха // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: материалы XXII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Территория детства». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена , 2015. - С. 187-195.
8. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В., Соколов А. Н. Массовая культура как фактор социализации учащихся с нарушением слуха // Особый ребенок в поликультурном обществе: материалы XXI Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. -С. 55-61.
Педагогика
УДК 376
кандидат педагогических наук Петрова Екатерина Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
Аннотация. Рассматриваются вопросы организации взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Отражены направления взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями), раскрыты содержательные аспекты и формы участия родителей при разработке адаптированной основной общеобразовательной программы и адаптированной образовательной программы, определены направления взаимодействия в рамках реализации специальной индивидуальной программы развития.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействие образовательной организации с семьей, родители (законные представители) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная основная образовательная программа, адаптированная образовательная программа.
Annotation. Issues of connecting the educational organizations and families with children special needs by means of The Federal-State educational standard of primary general education and the Federal-State educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities) are being considered.
The directions of the interaction of the educational organization with parents (legal representatives) are reflected, the content aspects and forms of participation of parents in the development of the adapted general educational program are opened and adapted for cooperation in the framework of individual development programs.
Keywords: the Federal-State educational standard of primary general education of students with special needs, the Federal-State educational standard of students with mental retardation (intellectual impairments), interaction of the educational organization with family, parents (legal representatives) of students with special needs, the adapted general educational program, the adapted educational program.
Введение. Взаимодействие с родителями является неотъемлемым и значимым направлением деятельности образовательной организации. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О у/о) придает данному направлению работы новую значимость, рассматривая родителей качестве активных субъектов образовательного процесса, повышая роль родителей при разработке и реализации адаптированных образовательных программ.
Целью статьи является представление организации взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.