Научная статья на тему 'Нравственно-правовое воспитание глухих детей в условиях модернизации специального образования'

Нравственно-правовое воспитание глухих детей в условиях модернизации специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1429
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРДОПЕДАГОГИКА / ГЛУХИЕ ДЕТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ВОСПИТАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUDIOPEDAGOGY (DEAF-AND-DUMB PEDAGOGY) / PUPILS' MORAL-AND-LEGAL COMPETENCE / DEAF CHILDREN / MORALITY / LAW / MORAL-AND-LEGAL UPBRINGING / OFFLESSON ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы нравственно-правового воспитания глухих учащихся. Для реализации работы в этом направлении целесообразно использовать внеурочную деятельность, которая позволит глухим ученикам закрепить полученные знания на уроках, реализовать себя и самосовершенствоваться через разнообразную деятельность, которая будет способствовать повышению уровня нравственно-правовой воспитанности глухих учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEAF CHILDREN'S MORAL-AND-LEGAL UPBRINGING IN THE CONDITIONS OF SPECIAL EDUCATION MODERNIZATION

The article considers the problems of moral-and-legal education of the deaf students. For realization of the work in this direction, it is expedient to use off-lesson activities, which will allow deaf pupils to solidify the knowledge received at the lessons, realize themselves and improve themselves through a variety of activities that would enhance the level of moral and legal education of such students.

Текст научной работы на тему «Нравственно-правовое воспитание глухих детей в условиях модернизации специального образования»

УДК 371.9 : 371.011 ББК 74.5 : 74.200.51

Третьякова Наталья Юрьевна

преподаватель

кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск аспирант кафедра сурдопедагогики Российский государственный педагогический университет

г. Санкт-Петербург Tretyakova Natalya Yurievna Lecturer

Chair of Special Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Post-graduate Chair of Audiopedagogy Saint-Petersburg State Pedagogical University Saint-Petersburg

Нравственно-правовое воспитание глухих детей в условиях модернизации

специального образования Deaf Children’s Moral-and-Legal Upbringing in the Conditions of Special

Education Modernization

В статье рассматриваются проблемы нравственно-правового воспитания глухих учащихся. Для реализации работы в этом направлении целесообразно использовать внеурочную деятельность, которая позволит глухим ученикам закрепить полученные знания на уроках, реализовать себя и самосовершенствоваться через разнообразную деятельность, которая будет способствовать повышению уровня нравственно-правовой воспитанности глухих учащихся.

The article considers the problems of moral-and-legal education of the deaf students. For realization of the work in this direction, it is expedient to use off-lesson activities, which will allow deaf pupils to solidify the knowledge received at the lessons, realize themselves and improve themselves through a variety of activities that would enhance the level of moral and legal education of such students.

Ключевые слова: сурдопедагогика, глухие дети, нравственность, право, нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая воспитанность учащихся, внеурочная деятельность.

Key words: audiopedagogy (deaf-and-dumb pedagogy), deaf children, morality, law, moral-and-legal upbringing, pupils’ moral-and-legal competence, off-lesson activities.

В настоящее время в связи с вхождением России в мировое образовательное пространство происходит нарастание инновационных

изменений в образовательной практике. Многочисленные проблемы подготовки выпускников общеобразовательных и специальных школ приводят к поиску новых форм и методов обучения и воспитания учащихся, что, в целом, говорит о необходимости обновления общего образования через изменение организации образовательного и воспитательного процесса в школе. Модернизация специального образования призвана обеспечить качественно новое отношение к лицам с нарушенным слухом в процессе их обучения и воспитания, базируясь на положительном опыте прошлых лет. В условиях модернизации образования школа - должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, поэтому необходимо обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.

Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках нравственно-правового воспитания и образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России. Изучение права в школе - это жизненная необходимость, поэтому важно обеспечить качественное его преподавание. Существуют также две глобальные цели преподавания права в школе. Первая глобальная цель - исходя из Конституции РФ, Россия является правовым государством, главной особенностью которого является исполнение законов гражданами и организациями и государственной властью. Поэтому России необходим особый контингент людей для построения правового государства -людей грамотных в правовом отношении. Вторая глобальная цель - правовое

образование школьников необходимо для преодоления правового нигилизма в российском обществе. Для реализации этих целей необходимо использовать нетрадиционные формы и способы преподавания права.

Но сегодня, когда говорят о правовом образовании, чаще всего подразумевают процесс получения детьми правовых знаний во время учебной деятельности. Мы считаем, что процесс правового воспитания школьников должен быть неотъемлемой частью процесса образования. Следует, однако, помнить и о том, что понятия «нравственность» и «право», а также сами процессы нравственного и правового обучения и воспитания зависимы друг от друга и взаимодополняемы.

Существует множество определений понятий «нравственности» и «права» и связанных с ними словосочетаний. Проанализировав большое количество данных понятий в интерпретациях разных авторов, таких как В.Г.Кузнецов, А.М.Прохоров, М.М.Розенталь, И.Т.Фролов, Б.Д.Бим-Бад, В.А.Макаренко и др., мы в рамках исследования опираемся на свое определение, раскрывающее понятие «нравственно-правового воспитания». Исходя из которого, мы считаем, что процесс формирования нравственных и правовых знаний, представлений и ценностей и определение границ права в совокупности, который ведет в последующем к адекватному поведению ребёнка на основе сознательного соблюдения норм и правил, принятых в обществе; процесс, находящийся под воздействием семьи и педагога и определяющий дальнейшее личностное развитие ребёнка, можно считать нравственно-правовым воспитанием.

Сочетание этих двух явлений и понятий: нравственности и права в системе образования позволяют выделить отдельно процесс нравственноправового воспитания школьников как одно из важнейших направлений всей деятельности любого образовательного учреждения.

Нравственно-правовое воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно-цельной личности, в единстве её

сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного и правомерного поведения. Нравственно-правовое воспитание включает в себя: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек, а также формирование правомерного поведения школьника, без контроля взрослого. Мы абсолютно согласны с мнением П.П.Блонского и считаем, что «...только тогда личность человека может иметь нравственное значение, когда она сама себя определяет к действию по своим собственным внутренним законам.» [3]. Освоение норм человеческого

поведения при общении с людьми, сами действия человека, порождающие в нем определенные чувства, могут получить организованный характер. Так чувства становятся объектом воспитания. В этом случае, воспитание чувств осуществляется как в процессе воспитания и формирования личности в целом, так и в процессе специального воздействия на эмоциональную сферу человека. Таким образом, можно ещё раз отметить, что нравственно - правовое воспитание личности - сложный и многогранный процесс.

Безусловно, что в современной школе ведётся работа по нравственному и правовому воспитанию школьников, но тот набор нравственных качеств и правовых знаний, который считают нужным формировать педагоги, явно отстаёт от требований к уровню нравственно-правовой воспитанности, которые выдвигает каждый день жизнь. Таким образом, очевидно противоречие между объёмом ведущейся работы и уровнем нравственной и правовой воспитанности школьников. Из данного противоречия вытекает проблема разработки специальных средств, которые помогут повысить уровень нравственноправовой воспитанности школьников.

Проблемы нравственного и правового воспитания учащихся, которые ещё не нашли своего полного разрешения в настоящее время, являются

актуальными и для современной сурдопедагогики, в которой изучением этих вопросов занимались А.И. Дьячков, М.И.Никитина, Г.Н.Пенин, Л.В. Андреева, З.А.Пономарева, К.И.Туджанова и др. Однако целостного подхода к реализации процесса нравственно-правового воспитания глухих учащихся в условиях специальных учреждений в теоретической литературе ещё не представлено.

Следует подчеркнуть, что дети с нарушенным слухом имеют различные проблемы в развитии высших психических функций, что естественно усложняет процесс получения и усвоения знаний учащимися, а также затрудняет процесс их воспитания. Исходя из теоретических данных, представленных в работах И.М.Соловьева, Т.Г.Богдановой, мы основываемся в исследовании на следующих специфических особенностях детей с нарушенным слухом, которые должны учитываться при реализации процессов обучения и воспитания:

1. Психическое развитие детей с нарушенным слухом - это своеобразный путь развития, совершающийся в условиях дефицитарного слухового восприятия.

2. Психическая деятельность таких детей упрощена.

3. При нарушении слуха имеется диспропорция в развитии психических процессов.

4. Существуют отличия в темпах психического развития по сравнению со слышащими детьми: на ранних этапах онтогенеза - замедление, и ускорение в последующие периоды.

5. Особо следует отметить недостаточный уровень развития нагляднообразного мышления и словесно-логического у некоторых детей, имеющих сложную структуру дефекта.

6. Имеются многочисленные специфические особенности в овладении устной речью глухими детьми, что значительно усложняет процесс обучения и воспитания и др. [2].

Так как, процесс воспитания накладывается на процесс обучения и направлен на всестороннее развитие личности глухого ребёнка с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей развития, то невозможно говорить о воспитательном воздействии на ребёнка, не учитывая структуры дефекта при нарушенном слухе и возникающих последствиях этого нарушения.

Многие сурдопедагоги - ученые, такие как Пенин Г.Н., Никитина М.И., Белова Н.И., Пономарева З.А., Туджанова К.И. и др., отмечают, что дети с нарушенным слухом до поступления в детское учебное учреждение уже обладают некоторыми элементарными правовыми и нравственными представлениями и знаниями, усвоенными в семье. Однако многие понятия, связанные с общей организованностью, культурой поведения, умением жить и работать в коллективе, сформированы у глухих детей недостаточно. Особенности психического, речевого и личностного развития при нарушенном слухе ведут к замедлению формирования нравственно-правовых представлений, что в свою очередь затрудняет процесс воспитания всесторонне развитой личности глухого ребёнка [4]. Возможное появление противоправного поведения подростков с нарушенным слухом вытекает из сужения социокультурного пространства жизненного самоопределения, их личного отношения своему недостатку, из-за низкого образовательного уровня, неблагоприятной семейной обстановки, недостатков в организации досуга и т.д.

Если говорить о правовом воспитании школьников, то из-за особенностей общего и речевого развития глухих детей правовое воспитание начинается с практического приучения к режиму школы-интерната, к выполнению нравственных норм жизни в интернате, норм, регулирующих отношения со сверстниками и взрослыми. Следует учитывать что, если в младшем и среднем школьном возрасте преобладающим фактором являются нравственные представления, то в старшем возрасте усиливается роль правовых знаний. Правовые знания подкрепляются вовлечением глухих детей в активную деятельность по укреплению дисциплины в школе и соблюдению учащимися правил поведения. Однако уровень нравственно-правовой культуры в целом у большинства глухих учащихся остается не соответствующим современным требованиям.

Проведенный анализ современной литературы позволяет говорить о том, что воспитание глухих школьников может быть рассмотрено в социокультурном и педагогическом аспектах. Исходя из социокультурного аспекта, необходимо учитывать возможности ориентации глухих детей на идентификацию в микросоциуме с принятием моральных норм и ограничений,

регулирующих социальное поведение в макросоциуме. В соответствии с педагогическим аспектом воспитания в сурдопедагогике реализуется целенаправленный и сознательно осуществляемый в целях личности процесс организации разнообразной деятельности для овладения общественным опытом и усвоения культуры социума (ценностей, социальных норм, стандартов поведения) [1].

Модернизация - это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям [6]. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Также в целях создания необходимых условий для достижения качества общего образования, исходя из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., было предложено среди прочих мероприятий провести оптимизацию учебной и психологической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для обучающихся за счет: использования эффективных методов обучения; рационализации досуговой деятельности и др. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Поэтому, следуя этому определению,

оптимальная среда воспитания в современных условиях должна создаваться путем социально-педагогического партнерства, в котором индивидуальноличностное развитие неслышащих воспитанников интегрировано во все основные виды деятельности. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания,

духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда - являются актуальными для специальных коррекционных учреждений.

В ходе констатирующего эксперимента в рамках учреждений I вида была проделана следующая работа: анкетирование родителей по вопросам

нравственно-правового воспитания глухих детей, анкетирование воспитателей на предмет готовности к проведению работы по этому направлению, изучение уровня нравственной воспитанности глухих учеников с помощью

адаптированных методик (методика М Рокича и др.) и определение уровня сформированности правовых знаний (по составленным тестовым заданиям) глухих учащихся средних классов, а также были проведены: наблюдение за поведением детей в условиях школы, беседы с педагогами, родителями и детьми. Проведенное нами исследование с глухими учащимися доказало теоретические выводы сурдопедагогики, выявив недостаточный уровень нравственно-правовых знаний и представлений у глухих детей, неумение ими иногда правильно оценивать поступки людей, невысокую заинтересованность и низкую мотивацию в освоении нравственно-правовой культуры, а также было выявлено отсутствие целостного представления о процессе нравственноправового воспитания учащихся в условиях школы-интерната для детей с нарушенным слухом у педагогов. Проанализировав полученные данные, которые подтвердили необходимость дополнительной работы по данному направлению, была составлена программа по нравственно-правовому воспитанию глухих учащихся во внеурочное время. Важно указать на то, что мы исходили из убеждения, что проведение разовых мероприятий не решает проблем в области нравственно-правовой воспитанности глухих учащихся, поэтому, мы считаем, что работа по нравственно-правовому воспитанию глухих учащихся должна быть систематической, разнообразной и в неё должны быть привлечены родители как активные участники данного процесса. Консультирование и беседы с родителями глухих детей позволили сделать более тесным сотрудничество школы и семьи по вопросам воспитания. Отдельно следует отметить оказанную консультативную помощь глухим родителям глухих детей, которые имеют свои специфические проблемы в семье.

Не менее важным мы считаем, что с учетом деятельностного принципа воспитания можно максимально использовать все возможности глухих учащихся для развития их личности. Для реализации процесса нравственно -правового воспитания глухих учащихся средних классов одним из важных моментов являлось проведение внеурочных мероприятий в различных формах:

1. По количеству воспитанников: индивидуальные и групповые.

2. По частным задачам: культурные, правовые, военно-патриотические и др.

3. По особенностям способов проведения: беседы, обсуждения,

коллективная работа, индивидуальные поручения, участие в общественно полезной деятельности, товарищеская помощь, посещение культурных мероприятий и т.д.

Среди указанных форм работы особо хочется отметить использование в работе с глухими детьми:

1) различных игр (игры-драматизации, игры-модели, игры - имитации);

2) вовлечение детей в кружок правовых знаний;

3) изготовление с детьми правовых газет;

4) проведение экскурсий по общественным местам;

5) работу с различными видами наглядности (картинками, фотографиями);

6) проведение словарной работы (напр., анализ пословиц и поговорок о праве, о нравственных поступках) и др.

Как показало исследование, все выше перечисленное, способствует повышению уровня нравственно-правовой воспитанности глухих учащихся.

Важным для осуществления работы по нравственно-правовому воспитанию глухих учащихся мы считаем подготовку воспитателя к осуществлению этой деятельности. Поэтому нами были разработаны и предложены к использованию педагогами различные методические материалы для реализации процесса нравственно-правового воспитания глухих учащихся во внеурочной деятельности, куда вошли анкеты для педагога, дневники наблюдений, карты взаимосвязи и др. Также нами был составлен каталог методических материалов по теме исследования, который педагоги могли использовать самостоятельно. Взаимодействие детей с учителем и воспитателем во второй половине дня является ведущим в развитии личности школьника, и это способствует развитию самопознания и самооценки у глухих детей, что в целом также способствует повышению уровня нравственноправовой воспитанности учащихся. Проведенная работа позволила говорить о том, что должна существовать четко организованная, спланированная, продуманная единая система мероприятий, которая позволит получить положительные результаты в процессе воспитания глухих учащихся.

Естественно, что в современных условиях каждая школа организует работу с учетом условий, возможностей, сложившихся традиций, особенностей педагогического и ученического коллектива. Действенность усилий педагогического коллектива школы может быть обеспечена лишь творческим подходом к реализации задач учебно-воспитательной работы. Эти задачи не решаются единовременными мероприятиями. Хороший результат можно получить только в процессе длительного, систематического труда. Следует отметить, что в процессе целенаправленного нравственного и правового воспитания перед педагогом всегда стоит задача сформировать не одно какое-то качество, а развивать нравственность и правовые представления в целом, во всём богатстве и многообразии их проявлений. Педагог должен заботиться о всестороннем развитии своих воспитанников и в то же время не упускать из виду необходимость прочного закрепления у них отдельных моральных свойств и качеств. Достижение указанной цели может быть решено через развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса -обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Таким образом, острота нравственных и правовых проблем на современном этапе развития нашего общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы, а использование внеурочной деятельности в рамках осуществления работы по нравственно-правовому воспитанию глухих учащихся позволяет получить положительные результаты по многим пунктам и хорошо подготовить неслышащих детей к полноценному существованию в современном обществе.

Библиографический список

1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш.учеб.заведений / Л.В.Андреева; Под науч. ред. Н.М.Морозовой, Т.Г.Богдановой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005 .

2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для

студ.высш.пед.учеб.заведений. - М. : Издательский центр «академия», 2002. - 224 с.

3. Воспитать человека / Сост. и предисл. Н.И.Монахова. - М. : Мол.гвардия, 1989. -

157 с.

4. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности : пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образ. учреждений I и II вида / [Д.Ю.Алексеевских и

др.]; под ред. Е.Г.Речицкой. - М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. - 295 с. (Развитие и коррекция).

5. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с.

Bibliography

1. Andreeva, L.V. Deaf-and-Dumb Pedagogy (Audiopedagogy): Textbook for Higher School Students / L.V. Andreeva; Scient. Edit. by N.M. Morozova, T.G. Bogdanova. - Moscow: ‘Academy’ Publishing Centre, 2005.

2. Bogdanova, T.G. Deaf-and-Dumb Psychology (Audiopsychology): Study Guide for Higher School Students. - Moscow: ‘Academy’ Publishing Centre, 2002. - 224 p.

3. Development of Children With Hearing Impairments in Out-of-School Activities: Manual for a Teacher and Educator of Correction Educational Institutions of 1st and 2nd Types / [D.Yu. Alekseyevskikh, at al.]; Edited by E.G. Rechitskaya. - The Humanities Publishing Centre ‘VLADOS’, 2005. - 295 p. (Development and Correction).

4. Soviet Encyclopaedic Dictionary / Editor-in-Chief A.M. Prokhorov. - 3rd Edition. -Moscow: Soviet Encyclopaedia, 1985. - 1600 p.

5. To Bring a Man Up / Comp. and Preface by N.I. Monakhova. - Moscow: Molodaya Gvardiya, 1989. - 157 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.