Научная статья на тему 'Роль личности сурдопедагога в нравственном воспитании старшеклассников с нарушениями слуха'

Роль личности сурдопедагога в нравственном воспитании старшеклассников с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Специальные (коррекционные) школы. Дефектология»

CC BY
475
58
Поделиться
Ключевые слова
личность сурдопедагога / старшеклассники с нарушениями слуха / нравственное воспитание

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ефимов Иван Викторович

В статье представлена разработка проблемы нравственного воспитания учащихся в сурдопедагогике. Работа содержит анализ положений как представителей общей педагогики, так и представителей сурдопедагогики о роли личности учителя в нравственном воспитании учащихся описаны современные взгляды специальных педагогов на значимые качества личности сурдопедагога в деле нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха.

The article is devoted to moral education of students in deaf-and-dumb pedagogy. The work contains the analysis of the positions of both general pedagogy scientists and deaf-and-dumb pedagogy specialists on the role of a teacher s personality in moral education of students. The author observes the views of contemporary special teachers on important qualities of deaf-and-dumb pedagogy specialists in the process of moral education of students with hearing disorders.

Текст научной работы на тему «Роль личности сурдопедагога в нравственном воспитании старшеклассников с нарушениями слуха»

И. В. Ефимов

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ СУРДОПЕДАГОГА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа представлена кафедрой специальной педагогики и научно-методического обеспечения подготовки кадров для системы специального образования Московского городского педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова

В статье представлена разработка проблемы нравственного воспитания учащихся в сурдопедагогике. Работа содержит анализ положений как представителей общей педагогики, так и предста-

111

вителей сурдопедагогики о роли личности учителя в нравственном воспитании учащихся; описаны современные взгляды специальных педагогов на значимые качества личности сурдопедагога в деле нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха.

Ключевые слова: личность сурдопедагога, старшеклассники с нарушениями слуха, нравственное воспитание.

I. Yefimov

ROLE OF A TEACHER'S PERSONALITY IN MORAL EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH HEARING DISORDERS

The article is devoted to moral education of students in deaf-and-dumb pedagogy. The work contains the analysis of the positions of both general pedagogy scientists and deaf-and-dumb pedagogy specialists on the role of a teacher'spersonality in moral education of students. The author observes the views of contemporary special teachers on important qualities of deaf-and-dumb pedagogy specialists in the process of moral education of students with hearing disorders.

Key words: personality of a deaf-and-dumb pedagogy specialist, high school students with hearing disorders, moral education.

Одним из важных факторов, способствующих воспитанию гуманности у старшеклассников с нарушениями слуха, является личность сурдопедагога.

Нравственной стороне личности учителя особое место отводится в Христианстве. В первую очередь учитель - это человек любящий своих учеников и свое дело (в дальнейшем эту мысль повторил ряд известных педагогов, в частности Л. Н. Толстой, Ш. А. Амонашвили и др.). Большое значение в воспитательном процессе Христианство отводит личному примеру педагога. Сам основоположник Христианства — Иисус Христос - являет собой такой пример. Вот один из эпизодов, иллюстрирующий вышеназванные взгляды на нравственные черты личности учителя в Христианстве: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус... встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учи-

телем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» [3] (Евангелие от Иоанна 13:1-5,12-15).

Выдающийся педагог и философ Я. А. Ко-менский придавал большое значение воспитательному влиянию личности учителя на учащихся. В его труде «Законы хорошо организованной школы» мы находим положение о том, что в обладании нравственными качествами «учитель должен служить живым примером» [14, с. 147].

Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский особо выделял два фактора воспитательного воздействия на учащихся: семья и личность педагога. Говоря о качествах личности педагога, он отмечал, что педагог - прежде всего воспитатель. По мнению К. Д. Ушинского, личность воспитателя обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни морализирование, ни учебники, ни наказания и поощрения [12].

Отечественные сурдопедагоги отмечали в своих трудах важное влияние, оказываемое личностью учителя на нравственное воспитание учащихся. Основоположник отечественной сурдопедагогики В. И. Флери в своем труде «Глухонемые, рассматриваемые в отно-

шении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835) заканчивает главу о воспитании религиозных и нравственных понятий у детей с нарушениями слуха следующими словами: «После сказанного нами о методе, способнейшем для обучения глухонемых нравственности, пропустили мы однако лучшую изо всех, состоящую в том, чтобы себя самого предлагать постоянно безукоризненным примером для подражания ученику, и чтоб ему беспрерывно давать собою пример добродетели и владычества над своими страстями» [13, с. 115].

Важность личности учителя при духовно-нравственном воспитании детей с нарушениями слуха подчеркивали и сурдопедагоги начала ХХ в. (Н. М. Лаговский, 1903; Е. М. Николаева, 1911). Н. М. Лаговский писал: «В воспитании [нравственного. - Е. И.] чувства личность учителя играет... большую роль. Не холодная луна, а теплое солнце оживляет нашу землю. Только тот учитель, у которого все существо преисполнено любви, может, как следует, влиять на [нравственное. - Е. И.] чувство своих питомцев» [6, с. 175]. По мнению Н. М. Лагов-ского, учитель должен быть примером в таких духовно-нравственных качествах, как: страх Божий, гуманность, миролюбие, правдивость, послушание, прилежание, любовь к отечеству, благоприличие и опрятность.

Сурдопедагог Е. М. Николаева выступала на Всероссийском съезде по воспитанию, обучению и призрению глухонемых (Москва, 27-31 декабря 1910 г.) с докладом «Важность и трудность воспитания глухонемых», в котором подчеркивала, что «воспитание глухонемых является в высшей степени делом, зависящим от личности учителя, его живости, находчивости и близости к детской душе» [8, с. 256].

В начале ХХ в. в «Вестнике Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых» появляются переводные фрагменты книг немецких сурдопедагогов, в которых большое внимание посвящено влиянию личности учителя на воспитание детей с нарушениями слуха. Например, печатались труды немецкого сурдопедагога Ф. В. Гауде-ринга, в которых он отмечал, что «учитель

должен обладать природным добродушием, его душевный склад должен быть одновременно и серьезным, и детским, без чего он не сможет принимать участие во всем том, что интересует его учеников, а на их интересах-то он и должен построить свои приемы воспитания и обучения» [5, с. 209].

В советской педагогике большое значение влиянию личности учителя на нравственное воспитание учащихся придавал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он писал: «Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. <...> Каждый из нас [учителей. - Е. И.] должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы [учителя. - Е. И.] должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. [...] Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине» [11].

В «Уставе средней общеобразовательной школы», одобренном постановлением Совета Министров СССР 8 сентября 1970 г., утверждалось, что учителю принадлежит ведущая роль в школе. Учитель «выполняет почетную и ответственную государственную задачу обучения и коммунистического воспитания молодого поколения» [7, с. 231]. К основным обязанностям учителя относилось, помимо «вооружения учащихся прочными знаниями основ наук, формирования коммунистического мировоззрения, развития познавательных интересов и способностей школьников» и заботы об их здоровье, также «воспитание учащихся в духе коммунистической морали» [7, с. 232]. Учитель был призван показывать пример «в труде, быту, поведении и соблюдении правил социалистического общежития» [7, с. 232].

В вышедшем в конце 50-х гг. ХХ в. «Положении о школе-интернате» говорилось, что учителя и воспитатели школы-интерната должны подбираться «из числа лучших учителей, хорошо знающих психологию детей, их возрастные особенности, умеющих сочетать

любовь и внимание к детям с разумной требовательностью к ним и способных личным примером оказывать положительное влияние на общее и трудовое воспитание детей» [7, с. 252].

В советской сурдопедагогике особую роль личности сурдопедагога в нравственном воспитании учащихся подчеркивал С. А. Зыков. Он писал о том, что «воспитатель должен быть образцом для подражания с точки зрения нравственности, знаний и умений, отношения к людям и т. д.» [4, с. 26]. Также С. А. Зыков подчеркивал тот факт, что «нельзя считать оправданной практику, когда слабые учителя переводятся на работу воспитателей, а хорошо зарекомендовавшие себя воспитатели назначаются учителями. Различие между этими двумя группами педагогов состоит не в том, что одна из них (учителя) имеют более высокую квалификацию, чем другая (воспитатели). Даже очень хороший учитель может оказаться недостаточно хорошим воспитателем, и не всякий хороший воспитатель может быть хорошим учителем. Никак нельзя согласиться с тем, чтобы воспитателями назначались плохо подготовленные учителя» [4, с. 26, 27].

В России после распада СССР в 1992 г. открылись возможности педагогических поисков, не стесненных идеологическими предписаниями. Изучению влияния личности педагога на процесс нравственного воспитания учащихся уделили внимание немало современных педагогов (Ш. А. Амонашвили, Н. Антюфеева, В. Березина, Е. Врублевская, О. Газман, С. Гессен, С. Котов и др.). Многие педагоги и психологи стали активно обличать порочные стороны советской образовательной системы, предлагая иные подходы к организации образовательного процесса. В качестве одной из проблем, требующей скорейшего изменения, называется авторитарно-императивный стиль преподавания учителя.

Известный педагог Ш. А. Амонашвили утверждает, что воспитание гуманности у учащихся в условиях авторитарной педагогики, которая царила в СССР и продолжает по инерции царить в большинстве современных школ, - невозможно. «Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в

воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы» [1, с. 71]. По его мнению, воспитанию гуманности у школьников содействует школьная атмосфера, которая, в свою очередь, обязана быть гуманной. Успех создания подобной атмосферы напрямую зависит от личности учителя. Более того, от личности учителя зависит моральный облик всего общества: «Мы .. .учителя, нас несколько миллионов, и почти половина общества - его молодое поколение - находится под нашим воспитательным влиянием. Нам по долгу профессии предписано очеловечивать среду тем, что, с одной стороны, самим придерживаться в обществе норм гуманных взаимоотношений и, с другой, воспитывать наших учеников в духе гуманности и доброты. Какая будет школа - гуманная или авторитарная, зависит от нас самих, от учителей, воспитателей» [1, с. 68].

Проблема авторитарного давления учителей на учащихся актуальна и для специальной педагогики. Большинство опрошенных педагогов-дефектологов (63,3%), принимающих участие в исследовании, проводимом специалистом Института коррекционной педагогики РАО (Москва) Т. И. Яндановой, убеждены в том, что «ребенок не имеет права не подчиняться требованию учителя, если это требование разумно» [15, с. 38], и лишь 36,7% респондентов склонны к демократическому стилю общения.

Сегодня отечественные специальные педагоги, придавая большое значение личности сурдопедагога в деле нравственного воспитания детей с нарушенным слухом, называют следующие качества, которыми ему необходимо обладать:

• доброта, милосердие, гуманное отношение к детям с нарушениями слуха, уважение и любовь к своим воспитанникам [2; 9; 10];

• выдержка, терпение, терпимость [2; 9; 10];

• ответственность [2; 10];

• оптимизм [2; 9; 10];

• эмпатия [2; 10];

• энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с нарушениями слуха [2; 9; 10];

• профессиональная честность и порядочность [10];

• открытость [2];

• разумная требовательность [9]. Декларируемые стандарты необходимых

личности учителя нравственных качеств являлись (и являются) своеобразным эталоном, идеалом, к которому призывали как отдельно взятые сурдопедагоги (и педагоги), так и целые министерства и государственные структуры.

К сожалению, условия, которые благоприятствовали бы личностному развитию сурдопедагога, зачастую оставляли (и оставляют) желать лучшего. К таким условиям мы относим:

• создание гуманной атмосферы, способствующей нравственному развитию личности человека, в семье, во всех образовательных учреждениях (детский сад, школа, техникум, вуз) и в обществе в целом;

• разработка и внедрение особых образовательных программ, благоприятствующих продолжению нравственного развития личности молодых специалистов в области образования;

• достойная оплата труда педагогических кадров.

Проблема нравственной сущности современного сурдопедагога требует решения поставленных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

2. Андреева Л. В. Сурдопедагогика / под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.

3. Библия. Синодальный перевод. Компьютерная программа «Цитата из Библии» ("BibleQuote 5 - Bibliología Edition". 2003).

4. Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / под ред. С. А. Зыкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 272 с.

5. Гаудеринг Ф. В. Практика воспитания и обучения глухонемых, основанная на действенных жизненных потребностях воспитанников / пер. с нем. Е. Г. Ласточкиной; под ред. Ф. А. Рау // Вестник Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых. 1909-1910. СПб., 1910. № 7-9. С. 200-213.

6. Лаговский Н. М. Обучение глухонемых устной речи. Александровск: типография при училище-хуторе глухонемых, 1903. 500 с.

7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / составители: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. 560 с.

8. НиколаеваЕ. М. Важность и трудность воспитания глухонемых // Труды Всероссийского съезда по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшегося в Москве с 27 до 31-го декабря 1910 года / сост. Ф. А. Рау, А. Д. Дрожжин. М.: типография Моск. Гор. Арнольдо-Третьяковского учил. глухон., 1911. С. 251-257.

9. ПенинГ. Н., ПономареваЗ. А., Красильникова О. А., КораблеваЛ. Э. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / под ред. проф. Г. Н. Пенина и доц. З. А. Пономаревой. СПб.: КАРО, 2006. 496 с.

10. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. Т. 2: Общие основы специальной педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

11. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. URL: http://sovietpsyhology.narod.ru (по состоянию на 2.04.2009).

12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1974. Т. 1.

13. Флери В. И. Глухо-немые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования самым свойственным их природе. СПб.: типография А. Плюшара, 1835. 306 с.

14. Я. А. Коменский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с. (Антология гуманной педагогики).

15. Янданова Т. И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектология. М.: Школа-Пресс, 2001. № 2. С. 37-43.

REFERENCES

1. Amonashvili Sh. A. Razmyshleniya o gumannoy pedagogike. M.: Izdatel'-skiy Dom Shalvy Amonashvili, 1995. 496 s.

2. Andreyeva L. V. Surdopedagogika / pod nauch. red. N. M. Na-zarovoy, T. G. Bogdanovoy. M.: Izdatel'skiy tsentr «Aka-demiya», 2005. 576 s.

3. Bibliya. Sinodal'ny perevod. Komp'yuternaya programma «Tsitata iz Biblii» ("BibleQuote 5 - Bibliologia Edition". 2003).

4. Vospitatel'naya rabota v internate shkoly dlya glukhikh detey / pod red. S. A. Zykova. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1961. 272 s.

5. Gaudering F. V. Praktika vospitaniya i obucheniya glukhonemykh, osnovan-naya na deystvennykh zhiznen-nykh potrebnostyakh vospitannikov / per. s nem. E. G. Lastochkinoy; pod red. F. A. Rau // Vestnik Popechitel'stva Gosudaryni Imperatritsy Marii Fedorovny o glukhonemykh. 1909-1910. SPb., 1910. N 7-9. S. 200-213.

6. Lagovsky N. M. Obucheniye glukhonemykh ustnoy rechi. Aleksandrovsk: tipografiya pri uchilishche-khutore glukhonemykh, 1903. 500 s.

7. Narodnoye obrazovaniye v SSSR. Obshcheobrazovatel'-naya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg. / sostaviteli: A. A. Abakumov, N. P. Kuzin, F. I. Puzyrev, L. F. Litvinov. M.: Pedagogika, 1974. 560 s.

8. Nikolayeva E. M. Vazhnost' i trudnost' vospitaniya glukhonemykh // Trudy Vserossiyskogo s'yezda po vospi-taniyu, obucheniyu i prizreniyu glukhonemykh, sostoyavshegosya v Moskve s 27 do 31-go dekabrya 1910 goda / sost. F. A. Rau, A. D. Drozhzhin. M.: tipografiya Mosk. Gor. Arnol'do-Tret'yakovskogo uchil. glukhon., 1911. S.251-257.

9. Penin G. N., Ponomareva Z. A., Krasil'nikova O. A., Korableva L. E. Vospitaniye uchashchikhsya s narush-eniyem slukha v spetsial'nykh (korrektsionnykh) obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh / pod red. prof. G. N. Penina i dots. Z. A. Ponomarevoy. SPb.: KARO, 2006. 496 s.

10. Spetsial'naya pedagogika: v 3 t. / pod red. N. M. Nazarovoy. T. 2: Obshchiye osnovy spetsial'noy pedagogiki. M.: Izda-tel'skiy tsentr «Akademiya», 2008. 352 s.

11. Sukhomlinsky V. A. Rozhdeniye grazhdanina. URL: http://sovietpsyhology.narod.ru (po sostoyaniyu na 2.04.2009).

12. Ushinsky K. D. Izbrannye pedagogicheskiye proizvedeniya. M., 1974. T. 1.

13. Fleri V. I. Glukho-nemye, rassmatrivayemye v otnoshenii k ikh sostoyaniyu i sposobam obrazovaniya samym svoystvennym ikh prirode. SPb.: tipografiya A. Plyushara, 1835. 306 s.

14. Ya. A. Komensky. M.: Izdatel'skiy Dom Shalvy Amonashvili, 1996. 224 s. (Antologiya gumannoy peda-gogiki).

15. Yandanova T. I. Psikhologicheskiy analiz samo-otsenki uchitelya-defektologa // Defektologiya. M.: Shkola-Press, 2001. N 2. S. 37-43.