Научная статья на тему 'Два века российской сурдопедагогики в 210-летней истории Герценовского университета'

Два века российской сурдопедагогики в 210-летней истории Герценовского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кантор В. З., Пенин Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два века российской сурдопедагогики в 210-летней истории Герценовского университета»

ратрицы Марии Федоровны, имеющей богатый фонд, в том числе собрания уникальных старопечатных изданий и рукописей, а также коллекцию детской дореволюционной книги. Важную роль в сохранении традиций вуза играет музей университета, а также объединенный архив, содержащий уникальные документы и экспонаты по истории образования. В университете издаются научный журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена», информационно-аналитические журналы: «Информационный бюллетень Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования», «Бюллетень Ученого совета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена».

Очевидно, что внедрение передовых достижений науки в учебный процесс университета возможно только усилиями ученых, которые сами активно участвуют в выработке современных научных знаний. Среди профессорско-преподавательского состава док-

тора и кандидаты наук, работы которых получили международное признание. Многие их них — ученые, чьи имена хорошо известны в России и за рубежом, члены российских и международных академий, заслуженные деятели науки и культуры, лауреаты российских и международных премий. Профессора, доценты, аспиранты и студенты университета активно сотрудничают с ведущими российскими и мировыми научными изданиями, регулярно публикуя на их страницах результаты научных изысканий.

Сегодня Герценовский университет стал воплощением национальной культуры и ее лучших традиций, созидаемых в течение нескольких веков, а исторически сложившаяся структурная и содержательная организация создали мощный образовательный, научно-исследовательский и культурно-просветительный комплекс с динамичными внутренними и внешними связями, прочно определяющими место университета в российском и мировом образовательном пространстве.

В. З. Кантор,

декан факультета коррекционной педагогики,

Г. Н. Пенин,

заведующий кафедрой сурдопедагогики

ДВА ВЕКА РОССИЙСКОЙ СУРДОПЕДАГОГИКИ В 210-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Становление русской сурдопедагогики и специальной школы тесно связано с историей создания и развития Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В первые годы XIX века было положено начало систематическому обучению и воспитанию глухих в специализированных учебных заведениях — училищах для глухонемых. Первым стабильно действовавшим училищем глухих было училище, открытое в 1806 году в Павловске в структуре Санкт-Петербургского Воспитательного дома подвижницей общественного призрения неслышащих императрицей Марией Федоровной. С открытием этого учреждения началась эпоха формирования в стенах Герценовского университета не только отечественной сурдопедагогики, но и уникальной науки — дефектологии. Именно здесь были реализованы многие идеи выдающихся сурдопедагогов, методистов, организаторов учебного процесса. Уже одному из первых наставников училища — Ж.-Б. Жоффре — удалось привлечь к педагогической деятельности лучших учителей Санкт-Петербурга, значительно расширить контингент обучающихся и добиться поразительных успехов глухих в овладении основами наук и профессиональными умениями. Училище стало одним из лучших в Европе. И не случайно, что на базе Санкт-Петербургского училища глухонемых, осуществлявшего свою деятельность в лучших традициях Воспитательного дома, интенсивное развитие получила теория сурдопедагогики. Первым крупным теоре-

тиком и методистом в области сурдопедагогики стал В. И. Флери. С его именем связаны замечательные по глубине и зрелости мысли труды: «Глухонемые...», «Правила нравственности», «О преподавании изустного слова глухонемым». В них он утверждал глубокую веру в возможности развития и совершенствования глухого ребенка, доказывал, что глухота не лишает его умственных способностей и не служит препятствием для нравственного развития.

В основе теории обучения глухих лежала идея В. И. Флери о необходимости раннего обучения воспитанников устной речи, формирования навыков чтения с губ. Заслугой В. И. Флери было осуществление дифференцированного подхода к обучению глухонемых, позднооглохших и полуглухих (слабослышащих) детей, а также первого опыта подготовки в училище сурдопедагогов из числа слышащих воспитанников Сиротского института.

Трудами В. И. Флери был внесен огромный вклад в развитие теории и методики обучения неслышащих и заложены основы научной школы отечественной сурдопедагогики. Не только современники замечательного сурдопедагога, в частности Г. А. Гурцов, создавший оригинальный учебник «Энциклопедический курс...», но и последователи Флери находили в его работах ценные мысли о воспитании и развитии не-слышащих.

Расцвет русской науки и культуры во второй половине XIX века, школьные реформы и педагогические

Два века российской сурдопедагогики..

идеи 60-х годов не могли не отразиться на сурдопедагогической теории и практике. По уставу 1865 года Санкт-Петербургское училище глухих приравнивалось к типу уездных городских училищ. Таким образом, было положено начало цензовому образованию неслышащих. Этим же уставом намечалась и система подготовки учителей, которых предполагалось готовить из числа лучших питомцев Воспитательного дома.

Главной тенденцией в развитии сурдопедагогики в этот период было сближение теории и практики обучения и воспитания глухих детей с теорией и практикой обучения слышащих на основе передовых педагогических подходов, которые интенсивно разрабатывались в условиях Воспитательного дома. В сурдопедагогике были более четко сформулированы цели и задачи обучения неслышащих. Вместе с тем уточнялось содержание обучения, создавались новые программы. Наиболее полной и педагогически обоснованной являлась программа обучения глухих русскому языку, которая разрабатывалась под влиянием идей К. Д. Ушинского.

Сурдопедагоги-новаторы Санкт-Петербургского училища глухонемых в это время выдвигали на первое место вопросы методики обучения глухих устной речи, чтению с губ, грамоте. Большое внимание уделялось развитию внимания, памяти, мышления учащихся.

Приобщение глухих к миру слышащих посредством формирования устной речи в соединении с обучением письму, элементарному чтению и арифметике требовало пересмотра всей системы обучения неслы-шащих и приближения ее содержания к программам народных школ. В дальнейшем на базе языкового материала предполагалось осуществлять преподавание предметов (географии, истории и др.) по учебному плану уездных училищ. Сторонниками такого подхода были Я. Т. Спешнев, И. Я. Селезнев и другие.

С именами этих известных сурдопедагогов — руководителей Санкт-Петербургского училища глухих — связаны важные организационно-методические преобразования в училище. Проводившиеся Я. Т. Спеш-невым реформы были направлены на преодоление изолированности учащихся и овладение глухими русским языком. Изучив опыт обучения глухих за рубежом по системе А. Бланше, он стал популяризатором идеи совместного обучения глухих со слышащими. Первым среди сурдопедагогов Спешнев попытался поставить в особые условия неуспевающих глухих учащихся (более продолжительный срок обучения, углубленная профессиональная подготовка). В дальнейшем при училище был создан приют для умственно отсталых глухих детей.

Разделяя идеи Я. Т. Спешнева, И. Я. Селезнев энергично вводил обучение неслышащих детей словесному языку и вошел в историю сурдопедагогики как основатель методики первоначального обучения глухих русскому языку, как автор ряда учебников, программ и методических пособий. В каждой из своих работ он подчеркивал единство принципов и методов обучения глу-

хих и слышащих, отмечая при этом необходимость разработки своеобразной техники обучения неслышащих.

Наряду с обучением глухих языку и общеобразовательным предметам И. Я. Селезнев поднял на высочайший уровень трудовую и профессиональную подготовку воспитанников, организовал комплекс учебно-производственных мастерских и открыл типографию. Причем занятия по труду рассматривались им не только как средство развития учащихся, но и как фактор нравственного воспитания неслышащих.

Организационно-педагогическая и методическая деятельность ведущих сурдопедагогов Санкт-Петербургского училища глухонемых в 60-80-е годы XIX века оказала существенное влияние на развитие теории сурдопедагогики и практики обучения неслышащих в конце XIX века — начале XX века. Именно на рубеже веков в России завершились преобразования в организационно-методической системе обучения глухих.

Талантливый и инициативный педагог А. Ф. Остроградский внедрил в практику работы Санкт-Петербургского училища глухих «чистый устный метод» и ликвидировал мимическое отделение училища. Под влиянием А. Ф. Остроградского и его известных работ, таких, как «Руководство к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу», «Книга по грамоте», большинство русских училищ в конце XIX века перешло на обучение глухих по системе «чистый устный метод».

Однако главная заслуга А. Ф. Остроградского заключалась в том, что он постоянно стремился к консолидации сурдопедагогов, их объединению и с этой целью организовал выпуск журналов «Листок по обучению глухонемых по звуковому способу» и «Вестник Попечительства о глухонемых». Много внимания уделял А. Ф. Остроградский и подготовке учителей для глухих. В 1897 году им были открыты при Санкт-Петербургском училище курсы для сурдопедагогов, имевшие оригинальный учебный план.

Благодаря плодотворной деятельности руководителей-новаторов и педагогов Санкт-Петербургского училиша глухонемых сурдопедагогика конца XIX века — начала XX века развивалась как одна из отраслей педагогического знания, в органической связи с общей педагогикой. Общепедагогические идеи, принципы, идеалы являлись для сурдопедагогов руководящими в их поисках решения проблем обучения и воспитания глухих. В разработке методических систем обучения детей с недостатками слуха находили своеобразное преломление теории формального и материального образования того времени.

Организация учебно-воспитательной работы в училищах для глухих в начале XX века определяя-лась практическим подходом, выражавшимся в том, что обучение и воспитание подчинялись целям практической, профессионально-ремесленной подготовки учащихся к жизни с тем, чтобы каждый из воспитанников по выпуску из училища смог добиваться своего материального обеспечения личным трудом. Однако прогрессивные педагоги (А. Ф. Остроградский,

П. Д. Енько, Н. М. Лаговский, И. А. Васильев, Ф. А. Рау) стремились использовать обучение и профессиональную подготовку для целей общего образования и всестороннего развития личности учащихся.

Развитие сурдопедагогической теории и практики обучения глухих во многом обусловливалось достижениями медицины. Были предприняты первые серьезные попытки сурдопедагогов, врачей и общественности объединить свои усилия для решения вопросов обучения и воспитания глухих, проведения профилактических мероприятий по предупреждению и лечению глухоты. И, очевидно, не случайно в этот период загорается звезда одного из талантливейших российских сурдопедагогов — П. Д. Енько — доктора медицины, математика, реформатора обучения детей с нарушением слуха. Будучи директором Санкт-Петербургского училища глухих (с 1901 г.), П. Д. Енько разработал и внедрил в практику методическую систему «естественный способ обучения глухонемых речи», слоговой метод обучения произношению, грамоте, глобальный метод чтения с губ. Опираясь на идеи И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлекторной регуляции, на труды по экспериментальной психологии и педагогике, он разработал методику одновременной стимуляции зрительных и слуховых ощущений у детей с остаточным слухом. Важным фактором в развитии отечественной сурдопедагогики и объединении усилий педагогической, медицинской и филантропической общественности П. Д. Енько считал проведение съездов по вопросам обучения и воспитания глухих.

Круг проблем, затронутых на съездах, свидетельствовал о широте педагогического мышления и организационно-методическом таланте российских сурдопедагогов — участников съездов, среди которых выделялись С. Г. Яковенко, Н. К. Патканова, Н. А. Рау, Е. Г. Ласточкина, И. А. Васильев, П. Д. Енько, Ф. А. Рау, Н. А. Котельников.

В первые послереволюционные десятилетия большой вклад в теорию сурдопедагогики и практику обучения неслышащих внесли представители Санкт-Петербургской научной школы сурдопедагогики Н. М. Лагов-ский, Е. Ф. Заморенно, И. Ф. Брунс, И. А. Васильев, Д. В. Фельдберг, С. С. Преображенский и др.

Существенные изменения в указанный исторический период произошли в организации и содержании обучения лиц с нарушением слуха. Все учебные заведения для аномальных детей приобрели статус государственных учреждений. Централизация руководства обучением и воспитанием глухих способствовала созданию научных учреждений, занимающихся изучением глухого ребенка и совершенствованием средств и методов его обучения и развития. В частности, был организован Центральный научно-практический институт по изучению и обучению глухих (Петроград, 1918 г).

Одновременно с возникновением научно-практических институтов в Петрограде и Москве были созданы дефектологические факультеты в целях подготовки квалифицированных учителей для специальных школ. Одним из первых такой факультет был

организован в Педагогическом институте Петрограда (1918 г.).

Основание факультета связано с именами выдающихся ученых и общественных деятелей: профессоров Д. В. Фельдберга, А. С. Грибоедова, А. Н. Граборова, П. Г. Бельского, М. В. Адеркас.

В число специальных кафедр института вошли кафедра сурдопедагогики (заведующая кафедрой М. В. Адеркас) и кафедра логопедии (заведующий кафедрой Д. В. Фельдберг). До 1923 года кафедры сурдопедагогики и логопедии осуществляли подготовку специалистов-дефектологов широкого профиля, которые могли работать с глухими, слепыми, умственно отсталыми и трудновоспитуемыми детьми. Сложившаяся ситуация была обусловлена запросами общества и расширением сети учреждений для аномальных детей. С 1923 года подготовка дефектологов широкого профиля была заменена дифференцированной подготовкой специалистов — сурдопедагогов, тифлопедагогов и олигофренопедагогов. В 1927 году произошло объединение кафедр сурдопедагогики и логопедии (заведующий Д. В. Фельдберг).

В 1936 году кафедру сурдопедагогики и логопедии возглавил М. Е. Хватцев — замечательный ученый-сурдопедагог и сурдопсихолог, один из основоположников отечественной логопедии. Главной заботой начинающего руководителя сразу же стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры. Существенную помощь и поддержку М. Е. Хватцеву оказали опытные, авторитетные сотрудники кафедры — доценты М. Л. Шкловский, А. М. Кузьмин и др. Несмотря на большую загруженность, М. Е. Хватцев стал читать (кроме курса логопедии) сурдопсихологию и методику обучения глухонемых произношению.

С приходом М. Е. Хватцева кафедра сурдопедагогики и логопедии начинает уделять особое внимание вопросам обновления программно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса на дневном и заочном отделениях. Многие учебные программы перерабатываются или составляются заново. Так, из программы по сурдопедагогике выделяются самостоятельные дисциплины — специальные методики русского языка и математики. М. Е. Хватцев заново разрабатывает программу по логопедии. Более углубленным становится обучение студентов-дефек-тологов русскому языку, литературе, математике. Устанавливаются и укрепляются учебные и научные связи с факультетом дефектологии МГПИ им. В. И. Ленина и другими учебными подразделениями педагогических вузов страны.

Поступательное развитие кафедры сурдопедагогики продолжается и во второй половине ХХ столетия. Усилиями ее заведующего и сотрудников закладывается фундамент теории и практики подготовки кадров для школ и дошкольных учреждений глухих и слабослышащих. По 1964 год кафедрой сурдопедагогики и логопедии (с 1949 г. — сурдопедагогики) руководит профессор М. Е. Хватцев. Результатом его подвижнической учебно-методической и научной деятельности

Два века российской сурдопедагогики.

явились многочисленные фундаментальные труды «Особенности психологии глухого школьника», «Недостатки речи у школьников», «Письменная речь глухонемых в ее соотношении с устной речью», «Основные вопросы обучения глухих детей произношению» и др., которые не потеряли своего теоретического и практического значения до настоящего времени. Завершающий период работы ученого на кафедре (до 1968 года) оказался исключительно плодотворным: укрепляется научная школа М. Е. Хватцева, именно в эти годы им была подготовлена целая плеяда ученых-сурдопедагогов и логопедов (М. И. Никитина, Л. Г. Парамонова, Л. М. Быкова, В. А. Ковшиков, Г. А. Волкова), ставших гордостью отечественной дефектологической науки.

Высокий учебно-методический и научный уровень кафедры сурдопедагогики продолжал сохранятся в 60-е годы профессором М. П. Могильницким, доцентом З. М. Ежовой, а позднее, в начале 70-х годов, доцентом Е. И. Андреевой, возглавлявшими кафедру. В это время усиливается внимание преподавателей кафедры к проблемам совершенствования вузовской подготовки специалистов на дневном и заочном отделениях, к вопросам активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха в условиях специального обучения. Ученые исследуют методические системы преподавания русского языка, математики и географии в школе глухих, обучения неслышащих детей произношению.

С 1974 года заведующей кафедрой сурдопедагогики становится доктор педагогических наук, профессор, а с 90-х годов — член-корреспондент РАО М. И. Никитина. Сотрудники кафедры создают новые учебные планы отделения сурдопедагогики, разрабатывают методические рекомендации по всем предметам, пишут учебные программы для всех специальных дисциплин, а также исследуют различные аспекты содержания и методов обучения слабослышащих, интеллектуального развития глухих, развития речи и слухового восприятия школьников и дошкольников со слуховой депривацией, воспитания неслышащих детей.

Современный этап развития кафедры сурдопедагогики (90-е годы — 2006 год) характеризуется совершенствованием системы непрерывного высшего педа-

гогического (дефектологического) образования. С 1992 года на факультете внедряется многоуровневая непрерывная подготовка бакалавра и магистра в области образования лиц с нарушением слуха по направлению «540600 — Педагогика».

Во второй половине 90-х годов активизируется работа сотрудников кафедры сурдопедагогики по подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций.

Для обеспечения учебного процесса сотрудники кафедры сурдопедагогики работают над созданием целостного учебно-методического комплекса средств, обеспечивающих реализацию требований ГОС (учебники, учебно-методические пособия, программы, хрестоматии, методические разработки и рекомендации). Особое внимание уделяется разработке учебно-методических материалов для студентов с нарушением слуха, а также подготовке методических работ для педагогов коррек-ционных учреждений. На факультете создается система диагностики образовательных потребностей студентов и их образовательных достижений.

В знаменательный для Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена год кафедра сурдопедагогики, продолжая лучшие традиции Санкт-Петербургского Воспитательного дома и Императорского училища для глухонемых, организует Всероссийский конгресс сурдопедагогов «Два века российской сурдопедагогики». Целями конгресса являются осмысление научно-практических традиций и перспектив развития отечественной сурдопедагогики, выработка рекомендаций в целях совершенствования государственной образовательной политики в сфере обучения, воспитания, социальной интеграции и реабилитации лиц с нарушениями слуха, консолидация сурдопедагогического сообщества России.

В конгрессе предполагается участие ведущих ученых-сурдопедагогов России, представителей Института коррекционной педагогики РАО и крупнейших педагогических университетов страны, практических работников коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений, представителей органов управления образованием, общественных и благотворительных организаций. Заинтересованность в участии проявили также и зарубежные коллеги из известных научно-образовательных учреждений Чехии, Германии, Швеции.

А. П. Тряпицына,

заведующая кафедрой педагогики, С. А. Писарева, профессор кафедры педагогики, Е. В. Пискунова, доцент кафедры педагогики

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Начавшийся 2006/2007 учебный год для нашего университета особый: в 2007 году университету исполняется 210 лет. Именно поэтому каждая кафедра, факультет, служба университета задумываются о своем вкладе в развитие университета. Для кафедры педа-

гогики этот год особенно значим, поскольку 13 октября 2006 года исполнилось 85 лет со дня основания кафедры. Истоки создания кафедры — в первых занятиях по педагогике в стенах Воспитательного дома, первых учебных программах и учебниках, совещаниях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.