Философские науки
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОБУЧЕНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ
ДО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СУРДОПЕДАГОГИКИ
До того времени, как обучение неслышащих людей стало практиковаться в России, процесс их обучения и систематизации полученного опыта в Европе уже длился более двух веков. Знание истории формирования сурдопедагогических подходов обучения неслышащих в западноевропейских странах может пролить свет на вопросы возникновения отечественной сурдопедагогической мысли и использования именно таких, а не иных методологий их обучения. Со временем развития коррекционной педагогики, методы обучения глухих детей в отечественных учебных заведениях претерпевали изменения и улучшения. Внедрение новых методологий в обучение неслышащих людей произойдёт уже на Международных конгрессах и съездах, которые будут специально созываться для обмена опытом и некоторой всемирной унификации имеющихся подходов обучения людей со слуховой депривацией.
Ключевые слова: история сурдопедагогики, глухие, методы обучения глухих, неслышащие.
Процесс становления современного педагогического подхода обучения глухих детей в России имеет предварительную и довольно продолжительную историю своего формирования в европейских странах до того момента, когда накопленный опыт учебной работы с неслыша-щими был впервые применён в Первом опытном училище глухонемых в Санкт-Петербурге.
История сурдопедагогической мысли раскрывается в деятельности с глухими людьми педагогов, врачей и даже философов. Методики обучения лиц, у которых отсутствует или повреждён слуховой анализатор были разными, начиная с использования естественных жестов и механического подражания артикуляции учителя, и заканчивая использованием вибрационных колебаний и вкусовых рецепторов.
Следует отметить, что по вопросу истории сурдопедагогики существует лишь один фундаментальный труд под названием «История
Диакон Антоний Михайлович Молоток — магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).
сурдопедагогики»1 А. Г. Басовой и С. Ф. Егорова, где очень подробно рассматриваются исторические прецеденты работы с неслышащими.
В двух разных трудах, которые имеют одно название — «Сурдопедагогика», авторы Л. В. Андреева2 и Е. Г. Речицкая3 рассматривают вопросы истории как зарубежной сурдопедагогики, так и отечественной.
Проблему исторического противоборства использования «чистого устного метода» и жестовой речи при обучении глухих детей, рассматривает в своей монографии «Жестовая речь. Дактилология»4 Г. Л. Зайцева, сделавшая огромный вклад в развитие и актуализацию использования жестовой речи глухих людей.
Частичной исторической разработкой вопроса эволюции сурдопедагогической мысли занимался А. З. Свердлов, который в своей диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук «Социально-культурная деятельность как средство развития сообщества глухих»5, в одной из глав рассматривает основные вехи развития сурдопедагогики.
Вопросу исторического развития и предметного исследования жесто-вого языка Е. В. Прозорова посвящает свою статью — «Российский жесто-вый язык как предмет лингвистического исследования»6.
Касательно исторического развития взглядов на дактилологию, Л. С. Димскис посвящает главу в своей монографии «Дактильная речь»7.
Н. М. Лаговский в книге «Санкт-Петербургское Училище глухонемых (1810 -1910). Исторический очерк»8, делает исторический обзор работы Первого опытного училища глухонемых Санкт-Петербурга, где также
1 Басова А.Г., ЕгоровС.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов де-фектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. — 295 с.
2 Андреева Л. В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
3 Сурдопедагогика. Под редакцией проф. Е. Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 655 с.
4 Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
5 Свердлов А. З. Социально-культурная деятельность как средство развития сообщества глухих. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. — СПб., 1996.
6 Прозорова Е. В. Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования // Вопросы языкознания. 2007. № 1. С. 44-61.
7 Димскис Л. С. Дактильная речь: Пособие для педагогов специальных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. — Минск: НИО, 2011. — 76 с.
8 ЛаговскийН.М.Санкт-Петербургское Училище глухонемых (1810-1910). Исторический очерк. — СПб.: Типография Училища глухонемых, 1910. — 558 с.
затрагивает вопросы развития методологических подходов обучения детей с нарушением слуха до периода образования отечественного сурдопедагогического подхода.
Таким образом, имея небольшое количество источников по вопросам истории сурдопедагогики, всё же можно сделать определённый обзор развития педагогических методик, которые будут впоследствии иметь взаимосвязь и влияние на отечественный сурдопедагогический подход.
Начало педагогической работы с неслышащими в Средние века (сер. V — сер. XVII веков)
Первое историческое засвидетельствование педагогической работы с глухими людьми в конце Средних веков, принадлежит нидерландскому учёному Рудольфу Гюисману Агриколе (Roelof Huesman, 1443-1485). В своей книге «Об открытии диалектики» он утверждает, что видел, как рождённый глухим, обучился понимать то, что ему писали и сам был в состоянии последовательно записывать свои мыли подобно слышащему человеку. Тем самым, данный прецедент свидетельствует о том, что письменная речь стала для глухого человека возможной коммуникативной системой его межличностного общения с миром слышащих людей. К сожалению, сведений о методах и приемах обучения, каких-либо фактов о том, кто обучал этого глухого Рудольф Агрикола не оставил.
В XVI веке в Италии математик, врач, инженер и философ Дже-роламо Кардано (Gerolamo Cardano, 1501-1576), будучи отцом ребёнка с нарушением слуха, в своих трудах «О тонкостях», «О физиологии чувств» и «О моей жизни», касается вопросов сурдопедагогики. Изучая физиологические особенности органов слуха, он пришёл к справедливому выводу, что глухота является заболеванием, а немота есть лишь следствие поражения слуха. В связи с этим заключением, немоту можно преодолеть посредством обучения глухого ребёнка воспроизводить и понимать читаемые слова, что так же помогает выражать свои мысли в письменной форме. Педагогическим методом, по утверждению Кар-дано, должен выступать метод замещения, т. е. компенсаторная работа зрительным анализатором ребёнка.
Современником Джероламо Кардано и отцом сурдопедагогики как отдельной научной дисциплины, является испанец и бенедиктинский монах — Понсе де Леон (Ponce de Leon, 1508-1584). На него оказала влияние педагогика гуманистов, в рамках которой требовалось
внимательное отношение к любому ребёнку как к развивающейся и потенциально сильной личности.
Понсе де Леон не оставил никаких трудов по методологическим основам работы с детьми, у которых имелись проблемы с органами слуха. Но свидетельства его современников показывают, что он работал с позд-нооглохшими детьми, у которых уже был сформирован определённый уровень разговорной речи. Он видел основной целью обучения неслы-шащих детей в приобретении большого словарного запаса посредством их обучения письменной и устной речи.
Время конца XVI — начала XVII века ознаменовалось деятельностью итальянского хирурга Иеронима Фабрициуса де Аквапенденте (Girolamo Fabrici d'Acquapendente, 1537-1619). Будучи анатомом, он интересовался работой человеческих анализаторов. Хотя он не оставил никакого опыта практических применений своих методик работы с глухими, но в своей книге «Рассуждение о зрении, голосе и слухе» он развивает теоретическую мысль о том, что люди с поражёнными органами слуха в состоянии научиться говорить.
История сурдопедагогической мысли сохранила имя замечательного испанского учителя глухих — Хуан Пабло Бонет (Juan Pablo Bonet, 1579-1633). В 1620 году в свет выходит его книга «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить»9, в которой он излагает свой опыт работы с неслышащими. В данной книге X. П. Бонет концентрирует внимание на том, что глухого ребёнка можно научить говорить и читать используя заместительную функцию зрения, что в последствии даст возможность обучить его грамоте, дать общее развитие. На зрение он делал большой акцент, мотивируя это тем, что неслышащим более свойственно отмечать эмоциональное выражение лица и артикуляционное движение губ.
В третьей части своей книги Бонет печатает испанский дактильный алфавит и вводит его в процесс педагогического обучения глухих детей, отмечая, что пальцевая азбука воспринимается глухими легче, чем движение губ. Так же он предложил такую практику, когда вместе с дактилологией при обучении используются жестовые знаки, но они исключаются при общении, оставляя только дактильный алфавит.
Наиважнейшим аспектом обучения глухих детей речи, Бонет видел в большой пользе тщательной отработки использования глаголов,
9 Bonet J. P. Reduction de las letras y arte para enseñar a hablar los mudos. [PDF] — Madrid, 1620.
а методикой их беспрепятственного оперирования предлагал форму работы «вопрос-ответ».
В это же время в Испании был известен ещё один сурдопедагог Эммануил Рамирец де Каррион (Manuel Ramirez de Carron, 1579-1652). Он был первым, кто применил неординарный способ обучения глухих — посредством передачи вибрационных колебаний.
К концу средневековой эпохи работа с глухими начинается в Англии. Джон Бульвер (John Bulwer, 1606-1656) становится первым учителем глухих. Наблюдая за методами межличностного общения глухих, он изложил свои теоретические взгляды в своей книге «Хирология, или естественный язык рук»10, которая вышла в свет в 1644 году. Главной идеей взглядов Дж. Бульвера на жестовый язык было то, что он различает естественный жестовый язык — «хирология», и искусственный жестовый язык, который используется при обучении неслышащих — «хирономия». Исходя из положений выведенных Дж. Бульвером, можно предположить, что это первое обращение внимания на то, что у глухих есть своя определённая коммуникативная система. Вмешательство же в данную систему слышащего человека с целью обучения глухого, влечёт за собой наложение законов синтаксиса словесной и письменной речи национального языка, и, как следствие этому, происходит образование калькирующей жестовой речи, во многом неестественной для неслышащих.
Во второй своей книге «Филокофус, или Друг глухонемого»11, вышедшей в 1648 году, автор высоко оценивает зрительные способности глухих. На основе компенсаторной работы зрительного аппарата, человек с повреждённым слухом в состоянии овладеть чтением с губ, что поможет ему в усвоении письменной речи и дальнейшего умственного развития.
Приведённые выше имена итальянских, испанских и английских практиков, либо теоретиков работы с глухими людьми показывают, что начался процесс доказательства того, что неслышащие имеют способность к обучению и умственному развитию. Предпринятые в данный период попытки обучения глухих словесной и письменной речи, использования дактильного алфавита и жестового языка имели неподдельный успех. Хотя обучение людей, страдающих глухотой ещё не достигло большого объёма, проходило, в основном, в индивидуальных занятиях, всё же отношение к глухим людям как к неполноценным, сдвинулось
10 Bulwer J. Chirologia: or the naturall langvage of the hand. [PDF] — London, 1644.
11 BulwerJ. Philocophus, or, the deafe and dumbe mans friend. [PDF] — London, 1648.
со своей мёртвой точки и постепенно начало переходить в понимание, что и глухие могут быт достойными членами общества.
Педагогическая работа с глухими детьми Новой эпохи (сер. XVII — нач. XX века)
Данный период характеризуется значительным всплеском научных знаний, образованием эмпирических и сенсуалистических методологических подходов. Сенсуалистические взгляды во многом повлияли на развитие общей педагогической мысли, которая нашла своё отражение в трудах видных педагогов этой эпохи: Д. Локка, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др.
Весь процесс эпохального замещения дидактического метода познания на эмпирико-индуктивный метод, не мог не повлиять на дальнейшее развитие сурдопедагогической мысли. В данный период происходит некая систематизация педагогического опыта работы с неслышащими и образуются два главных методических направления: обучение глухих детей устной речи с помощью дактильного алфавита и жестового языка, и обучение ребёнка с поражёнными органами слуха принципами обучения речи слышащего ребёнка.
На рубеже двух эпох, в Нидерландах осуществлял свою педагогическую деятельность известный как врач и химик — Франциск Меркурий Ваан Гельмонт (Franciscus Mercurius van Helmont, 1614-1699). Его труд под названием «Естественный алфавит устной речи»12 вышел в печать в 1667 году.
Он был заинтересован в обучении глухих детей в связи с тем, что он занимался изучением органов слуха и речи. В своём труде он представляет ряд эмпирических исследований по вопросам речи и артикуляции, что в дальнейшем послужило научным фундаментом в процессе постановки речи глухим детям.
Успешным учителем глухих данного периода является английский профессор геометрии и теологии Оксфордского университета — Джон Валлис (John Wallis, 1616-1703). К сожалению, он не оставил после себя никаких фундаментальных трудов, а об обучении глухих детей известно по его письмам своим знакомым. Знаменательным остаётся то, что Дж. Валлис, будучи ещё и исследователем английской грамматики, обучал
12 Van Helmont F. M. Alphabeti veri naturalis hebraici. [PDF] — Obersälzen: A. Lichtenhaler, 1675.
глухих детей всевозможными способами: дактилологией, жестовым языком, чтением с губ и всё это объединял под пониманием логического строя грамматики английского языка. Так же он ставил своей задачей научить детей самостоятельному обучению и получению нужной информации.
В конце XVII — начале XVIII века в Швейцарии был известен доктор медицины — Иоганн Конрад Амман (Johann Conrad Amman, 1669-1724). В своё время, богатым человеком И. К. Амману было предложено обучать его глухую дочь, что получалось у него очень плодотворно. Опыт своего педагогического труда Амман изложил в своей книге, вышедшей в 1693 году — «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить»13. С течением времени Амман дополняет свою книгу новыми теоретическими и практическими сведениями и публикует новое издание под названием — «Исследование о даре слова, по которому не только человеческий голос и умение говорить из их основных начал образуются, но и указываются пути, как с детства обучать говорить глухих и немых и косноязычных, исправлять свои ошибки» (1700 год). В этой работе Амман предложил применять разработанные им методики обучения детей, рождённых глухими, а также и косноязычных. В первую очередь он ставил важность увеличения словарного запаса, обучения грамматике и общего умственного развития.
В вопросе постановки словесной речи Амман предлагал методологию, при которой отрабатывались отдельные звуки. Он обучал глухих детей каждому из них в отдельности, начиная с гласных, а только потом переходил к согласным буквам. После того, как все звуки отдельно были усвоены неслышащим, он переходил к слогам, а потом и к целым словам. Обучение речи основывалось на подражании артикуляции учителя и специально разработанных упражнениях.
Следует отметить, что с течением времени вклад Аммана в разработку сурдопедагогической мысли оценивался по-разному: одни видели в его опыте наиболее прогрессивный способ обучения глухих словесной речи, другие же порицали его деятельность за формализм, при котором детей учили механически воспроизводить слова, без какого-либо понимания смысла сказанного.
Во Франции в XVIII веке трудился великий учитель глухих — Шарль-Мишель де л'Эпе (Abbé Charles-Michel de l'Épée, 1712-1789).
13 Amman J. C. The talking deaf man, or, a method proposed, whereby he who is born deaf may learn to speak. [PDF] — London, 1693.
В 1749 году Дени Дидро опубликовал своё знаменитое «Письмо о слепых в назидание зрячим», а так же через два года, в 1751 году, он опубликовал «Письмо глухим и немым». В данном произведении Д. Дидро утверждает, что общение глухих с окружающими их слышащими людьми вполне возможно, но это можно достигнуть лишь при единообразном способе их обучения, начиная с самого детства. Данное письмо произвело на де л'Эпе сильное впечатление.
Испытав на себе влияние педагогических взглядов Д. Дидро и будучи озабоченным посмертной участью душ глухих нищих, де л'Эпе обратил на них внимание и начал налаживать с неслышащи-ми коммуникацию. Наблюдая за двумя глухими сёстрами-близнецами, он понял, что коммуникативной системой их межличностного общения являются мимические знаки или жесты, которые визуально изображают некоторые предметы, либо описывают какие-либо действия. Де л'Эпе стал изучать эту мимико-знаковую систему и не остановился лишь на этом этапе. Он является первым человеком, который взялся за дело обучения глухих людей с помощью их родного языка, т. е. же-стового, и является основателем «мимического метода» в обучении неслышащих.
Он выработал методологию обучения глухих детей, при которой мимические знаки связывались с предлагаемыми картинками, а затем и с написанными словами. Так же им первым была разработана знаковая система, где взаимодействовали жестовый язык и грамматика французского языка.
Результаты такого педагогического подхода позволили обучить глухих не только чтению по-французски, но и письму, что открывало для глухих доступ к образованию. В 1755 году в Париже открывается первая школа для глухих, основателем которой являлся сам де л'Эпе. В 1776 году эта школа преобразовывается в Национальный институт глухонемых и её возглавляет ученик аббата де л'Эпе — Рош-Амбруаз Кюкюрон Сикар (Roch-Ambroise Сисштоп Sicard, 1742-1822).
Теперь, в начале XIX века, попечением императрицы Марии Феодо-ровны, начинается работа с глухими детьми и в России. Именно потому, что Мария Феодоровна запросила учителя для неслышащих в образованное на её деньги Первое опытное училище глухонемых в Санкт-Петербурге у Сикара, французский мимический метод получает своё самостоятельное продолжение и в рамках российской сурдопедагогической практики.
Но следует сказать, что со временем развития коррекционной педагогики, метод обучения глухих детей в отечественных учебных заведениях претерпевал изменения и улучшения. Внедрение же новых методологий в обучение неслышащих людей произойдёт уже на Международных конгрессах и съездах, которые будут специально созываться для обмена опытом и некоторой всемирной унификации имеющихся подходов обучения людей со слуховой депривацией.
Источники и литература
1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений I Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. [Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 57б с.
2. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. [Текст] — М.: Просвещение, 1984. — 295 с.
3. Димскис Л. С. Дактильная речь: Пособие для педагогов специальных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. [Текст] — Минск: НИО, 2011. — 7б с.
4. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
5. ЛаговскийН.М.Санкт-Петербургское Училище глухонемых (1810-1910). Исторический очерк. [Текст] — СПб.: Типография Училища глухонемых, 1910. — 558 с.
6. Прозорова Е. В. Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования II Вопросы языкознания. 2007. [PDF] № 1. С. 44-б1.
7. Свердлов А. З. Социально-культурная деятельность как средство развития сообщества глухих. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. [PDF] — СПб., 199б.
8. Сурдопедагогика. Под редакцией проф. Е. Г. Речицкой. [Текст] — М.: ВЛАДОС, 2004. — б55 с.
9. Amman J. C. The talking deaf man, or, a method proposed, whereby he who is born deaf may learn to speak. [PDF] — London, 1б93.
10. BonetJ.P.Reduction de las letras y arte para enseñar a hablar los mudos. [PDF] — Madrid, 1б20.
11. BulwerJ. Chirologia: or the naturall langvage of the hand. [PDF] — London, 1б44.
12. Bulwer J. Philocophus, or, the deafe and dumbe mans friend. [PDF] — London, 1б48.
13. Van HelmontF.M.Alphabeti veri naturalis hebraici. [PDF] — Obersälzen: A. Lichtenhaler, 1б75.
Deacon Antony Molotok. A History of Pedagogical Approaches to Teaching the Deaf up to the Advent of Russian Deaf Education.
The process of teaching the deaf and developing and systematizing pedagogical approaches to deaf education had been taking place in Europe for over two centuries before deaf education came to Russia. The history of the formation of various approaches in deaf education in Western European countries can shed light on the history of the development of Russian deaf education and answer why certain methods of teaching deaf children were adopted in Russia while others were not. Methods of educating deaf children in Russia had undergone a number of changes and improvements since the advent of deaf education. The introduction of new methods in education took place at the International Congresses for Deaf Education, which were called in order to facilitate the exchange of experiences and carry out the unification of various practices of deaf education.
Keywords: history of deaf education, deaf, methods for educating the deaf, hard of hearing.
Deacon Antony Mikhailovich Molotok — Master of Theology, graduate student at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).