Научная статья на тему 'Использование педагогических технологий обучения жестовому языку в высшем учебном заведении'

Использование педагогических технологий обучения жестовому языку в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАКТИЛЬ / DACTYL / ДАКТИЛЬНАЯ РЕЧЬ / MANUAL SPEECH / ЖЕСТ / SIGN / ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ / SIGN LANGUAGE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / НОТАЦИЯ / NOTATION / СУРДОПЕДАГОГ / ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / TEACHER OF THE DEAF / TEACHER-DEFECTOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николенко Марина Альбертовна

Статья освещает вопрос актуальности использования педагогических технологий обучения жестовому языку в высшем учебном заведении при подготовке педагогов-дефектологов. В статье раскрыты особенности системы обучения студентов-дефектологов жестовому языку, проанализированы основные методы и педагогические технологии, используемые при изучении жестовой речи, обоснована необходимость включения в учебный план дисциплин, способствующих изучению жестовой и дактильной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николенко Марина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the relevance of use of pedagogical technologies of teaching sign language in higher education in the special education teachers training. The article reveals the peculiarities of the system of training of students of special education in sign language, analyzes the main methods and pedagogical techniques used in the study of sign language, the necessity of including in the curriculum of disciplines contributing to the study of sign language and manual speech.

Текст научной работы на тему «Использование педагогических технологий обучения жестовому языку в высшем учебном заведении»

Николенко Марина Альбертовна

старший преподаватель кафедры специального дефектологического образования ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 376.33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

ЖЕСТОВОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

THE USAGE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR TEACHING SIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATION

Статья освещает вопрос актуальности использования педагогических технологий обучения жестовому языку в высшем учебном заведении при подготовке педагогов-дефектологов. В статье раскрыты особенности системы обучения студентов-дефектологов жестовому языку, проанализированы основные методы и педагогические технологии, используемые при изучении жестовой речи, обоснована необходимость включения в учебный план дисциплин, способствующих изучению жестовой и дактильной речи.

Ключевые слова: дактиль, дактильнаяречь, жест, жестоваяречь, коммуникация, компонент, нотация, сурдопедагог, педагог-дефектолог.

The article deals with the relevance of use of pedagogical technologies of teaching sign language in higher education in the special education teachers training. The article reveals the peculiarities of the system of training of students of special education in sign language, analyzes the main methods and pedagogical techniques used in the study of sign language, the necessity of including in the curriculum of disciplines contributing to the study of sign language and manual speech.

Keywords: dactyl, manual speech, sign, sign language, communication, component, notation, teacher of the deaf, teacher-defectologist.

Среди категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья выделяются лица с нарушениями слуха и речи, у которых затруднены возможности установления коммуникативных связей с окружающим миром в силу расстройства слухового восприятия и речевого общения.

Для человека со сниженным слухом установление коммуникативных связей происходит посредством жестового языка. Он является основным для обеспечения жизнедеятельности слабослышащих людей в окружающем мире. Жестовый язык признан ЮНЕСКО как легитимная лингвистическая система высокой степени, удовлетворяющая коммуникативным потребностям разного уровня сложности.

На сегодняшний день педагогические теории коррекционной помощи ребёнку со сниженным слухом предполагают целостную систему оказания ему всесторонней помощи. В рамках такого подхода не только формирование устной словесной речи получило новый импульс и новое значение, но и

жестовый язык легализовался как средство обучения. Направление коррекционной работы, основанное на использовании жестовой речи, как наиболее доступного и понятного средства общения, содействует духовно -интеллектуальному и речевому развитию ребенка с нарушением слуха.

В связи с новым подходом к воспитанию и образованию детей с депривацией слуха (в технологии тотальной коммуникации) возрастают требования к будущему педагогу-дефектологу. Педагог-дефектолог новой формации, работающий с детьми с нарушениями слуха, должен владеть не только современными технологиями преподавания, прогнозируемым мышлением, уметь делать выбор научной и специальной информации, уметь творчески работать со всеми его участниками, но и в совершенстве владеть жестовой речью. Важную роль в профессиональном становлении будущего педагога-дефектолога играет включение в учебный план таких дисциплин как «Сурдопедагогика», «Дактилология и жестовая речь», «Жестовая речь». Целью освоения данных дисциплин является умение студентов трансформировать устно-письменную (звуко-буквенную) систему в «видимую речь» - дактильную и жестовую и, наоборот, декодировать дактильные слова, фразы и жесты в звуко-буквенный вариант речи. На наш взгляд, очень важно сформировать у студентов элементарные жестовые способы общения, необходимый лексический минимум для выражения коммуникативных потребностей.

Различные подходы к обучению дактильной речи основываются на анализе структуры русского дактильного алфавита. Согласно методике А.Г. Геранкиной [2], при изучении дактильного алфавита первоочередным и обязательным условием является соблюдение техники и правил показа дактилем. В дальнейшем заучивание происходит самостоятельно в студенческих социумах, где есть возможность воспроизводить полученные сведения и исправлять друг друга в случае некорректной демонстрации дактильных слов. Далее студентам рекомендуется заучивать наизусть стихотворения, детские песни, любимые литературные произведения, которые затем дактилируются в аудитории. Таким образом, на начальном этапе усваивается дактильный алфавит, которым студенты впоследствии пользуются в учебно-воспитательном процессе с детьми с нарушенным слухом.

После усвоения дактильного алфавита, студенты получают знания по жестовой речи. Обучение жестовой речи рекомендуется подразделять на три этапа. На I этапе практических занятий жесты демонстрируются, классифицируются, записываются с помощью транскрипционной системы У.Стоку. На II этапе жест воспроизводится и запоминается. На III этапе жест демонстрируется, узнаётся и используется в общении. При переводе учебных текстов на жестовый язык, поясняется тот или иной выбор жеста, обязательно учитываются правила перевода слов-омонимов, фразеологических оборотов или идиоматических выражений. Студентам

предлагаются варианты декодирования, из которых выбирается наиболее точный и близкий по смыслу жест.

Цель такого обучения - вооружить студентов знаниями и навыками, обеспечивающими возможность использования жестовой речи как одного из средств педагогического влияния наряду со словесной речью в устной, письменной и дактильной формах.

Задачи обучения связаны с представлениями студентов о жестовой речи (лингвистической структуре жестового языка), о ее роли в коммуникативной и когнитивной деятельности людей со сниженным слухом, в сурдопедагогическом процессе и т. д.; о планируемом уровне владения жестовой речью, языковой («жестовой») компетенции; о системе психолого-педагогических навыков, необходимых будущим дефектологам в работе по развитию и совершенствованию жестового общения обучающихся, в организации жестового перевода и др.

Принципы, на основании которых формируется содержание данной педагогической технологии, включают представления студентов о лингвистическом, психолингвистическом, педагогическом и других аспектах модели изучения языка.

Реализацию принципов обеспечивают следующие подходы:

• системно-культурологический - к организации металингвистической информации о жестовой речи;

• структурно-функциональный - к лингвистическим критериям отбора речевого материала;

• коммуникативно-когнитивный - к организации процесса овладения студентами жестовым общением;

• комплексно-технологический - к выбору педагогических стратегий.

Систему обучения жестовому языку предлагается выстраивать поэтапно:

• сообщение основных теоретических сведений - данных современных исследований лингвистического, психологического, социологического, педагогического и других аспектов проблемы жестового языка;

• обучение студентов жестовому языку (языковая компетенция) и формирование практических навыков общения при помощи жестовой речи (коммуникативная компетенция);

• обучение методике использования жестовой речи в работе со слабослышащими детьми (передача информации, совершенствование жестового общения слабослышащих обучащихся и др.).

Материал первого и второго этапов обучения предлагается изучать в рамках базового и основного курсов, материал третьего раздела - только для обучения по профилю (для сурдопедагогов). Примерный объем лексического материала базового курса составляет 690 жестов, тогда как продвинутого -около 2810 жестов. Материал отобран на основании анализа частотности

103

употребления слов в учебниках для младших классов школ для детей с нарушением слуха.

В соответствии с принципами, положенными в основу обучения студентов, в преподавании курса «Жестовая речь» рекомендуется применение как традиционных методов, так и новых педагогических технологий. Один из традиционных способов - описание, предложенный И.Ф. Гейльманом [1]. На такие записи тратится большое количество времени, а допускаемые при этом неточности препятствуют воспроизведению (декодированию) жеста, однако монотонность описания снижает мотивацию к овладению жестовой речью.

Традиционная система транскрипции, основанная на анализе структуры жеста, была предложена В. Стоку в 1960 году. В. Стоку выделил три компонента состава жеста: а) форма руки; б) место расположения (локализация); в) движение. Набор характеристик каждого компонента и определяет структуру жеста. Эти данные подтвердились при 14 исследованиях других национальных жестовых языков: английского, шведского, немецкого и др., а также русского жестового языка [4]. Кроме того, был проведен сравнительный анализ русского (И.Ф. Гейльман), украинского (Н.В. Иванюшева, Р.Г. Краевский, И.А. Сапожников, Т.Г. Филянина), немецкого (Penny Boyes Braen, Gertrud Mally, Gunter Maisch, S. Prillwitz, Erich Eltzner), американского (Ljttie L. Riekehof) и международного (Gestuno) жестовых языков. Было установлено, что целесообразно использовать 32 характеристики для описания формы рук; 20 - для положения ладони; 10 -для направления пальцев; 46 - для описания локализации жеста; 61 - для характеристики движения руки, 10 - для движения запястья. Для этих характеристик были разработаны условные символы, что и позволило однозначно записывать каждый жест.

При анализе жестов как лексических единиц исследуемого языка выяснилось, что элементы, составляющие структуру жеста, не одинаковы по объему значимой информации, заложенной в каждом из них. Так, первый элемент «форма руки» предполагает еще и строго определенные положения ладоней и направление пальцев. Таким образом, указанный элемент состоит из трех частей: форма руки - положение ладони - направление пальцев, необходимых для правильного кодирования (записи) и декодирования (воспроизведения и чтения) значения каждого отдельного жеста. Дополнение разработанной системы позволило разграничить смысловое содержание каждого жеста как лексической единицы. Последующие исследования жестовых языков рассматривают и такие компоненты жеста, как выражение лица или немануальный компонент жеста: артикуляция, приподнятые брови, удивленное выражение глаз, нейтральное выражение лица и т.д.

Существует система записи жестов, которая называется нотация или жестовая письменность. В мире есть несколько систем записи жестов, в зависимости от цели используются более сложные или более простые. Для русского жестового языка наиболее подробно разработана жестовая

письменность, предложенная Л.С. Димскис [3]. В ее работе приводятся данные о 45 конфигурациях, более 70 характеристик места исполнения жеста и около 170 характеристик направления и качества движения.

Большинство специалистов по жестовому языку считают, что нотация полезна, особенно в компьютерной форме. В основном нотация нужна при исследованиях жестового языка и при составлении словарей, ее использование довольно спорно при изучении жестового языка слышащими людьми, и она не имеет значения для развития жестового общения слабослышащих. Используя нотацию, можно записать «формулы» жестов, для чего сначала нужно обозначить конфигурацию, а затем характеристики движения -локализацию, направление.

Нотация, помимо удобства фиксации жестов, также облегчает анализ структуры жестов, выявляет их общие и отличительные черты. Точная и однозначная запись открывает широкие перспективы работы с текстами жестовых высказываний при помощи компьютерной техники. Необходимо постоянно вести контроль за техникой исполнения, так как небрежная демонстрация может исказить смысловую нагрузку жеста. Для активизации учебной деятельности студентов, необходимо придавать большое значение занимательности и творческому подходу к выполнению практических заданий: от того, насколько студенты усвоят и запомнят программный материал, зависит уровень их профессиональной подготовки. Результат будет тогда, когда студент сам будет участником процесса своего обучения. Поэтому на всех занятиях при усвоении новых жестов (даже при малом словарном запасе жестов) студентам необходимо предлагать составлять дома свои мини-рассказы по теме, а с накоплением жестового словаря эти творческие работы приобретут уже форму литературных произведений, которые потом демонстрируются и корректируются самими студентами. В данной системе преподавателю отводится роль координатора процесса обучения.

На занятиях по жестовой речи необходимо обязательно учитывать выразительность, чёткость, грамотность, эмоциональность словесной и жестовой речи, артистизм и умение публично говорить. На продвинутом уровне обучения целью является достижение определённой лингвистической грамотности (формирование знаний и специфики жестового словаря). На этом этапе студентам предлагается жестовый словарь по различным сферам окружающего нас мира, который охватывает более широкий круг знаний и эрудиции. Поэтому студенту важно привить потребность в непрерывном образовании, в развитии общей культуры, обеспечивая гуманитарную грамотность, формируя духовные и нравственные качества будущего педагога. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому по каждой теме желательно подбирать задания из произведений классиков литературы, в которых говорится о любви, взаимоотношениях между людьми, любви к человеку, природе, о

красоте мира. На этом уровне студенты овладевают жестовой речью для свободной коммуникации с детьми со сниженным слухом.

Необходимо отметить, что изучение жестовой речи требует систематической самостоятельной работы дома. Выполняя домашнее задание, студенты подбирают отрывки из художественных произведений классической и современной литературы, готовят сообщения по темам, отрабатывают технику и навыки спонтанного общения. Студентам также рекомендуется просматривать программы телепередач с сурдопереводом и последующим его анализом и предложениями других вариантов исполнения, самостоятельно делать перевод теле- и радиосообщений. На основе подражания «речи» педагога или же видеозаписи передачи с сурдопереводом, студентами самостоятельно закрепляется осваиваемый материал. В целях совершенствования навыков общения можно организовывать встречи и беседы студентов с обучащимися специальных школ, посещение ими культурных мероприятий в обществе глухих и слабослышащих, концертов художественной самодеятельности с участием артистов со сниженным слухом, смотров-конкурсов детских коллективов школ для детей с нарушением слуха и т.д.

Успешность продвижения студентов в обучении должна постоянно контролироваться преподавателем, оценивающим уровень приобретаемых знаний, умений и навыков.

В заключении отметим, что существующие на сегодняшний день технологии обучения студентов жестовой речи постоянно совершенствуются. Практические наработки и анализ успешности используемых технологий обучения студентов являются основой при составлении рабочих программ по дисциплинам профессионального цикла, способствующим формированию навыка овладения сурдопереводом и развитию творческих способностей будущих педагогов-дефектологов. Именно это, на наш взгляд, является одним из приоритетных направлений в подготовке студентов специального дефектологического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гельман И. Ф. Знакомьтесь: ручная речь. Сурдопедагогика / И.Ф.Гельман. - Москва : Загрей ISBN, 2001. - 88 с.

2. Геранкина А. Г. Практикум по дактильной речи: пособие для преподавателей дефект.факультетов педагогических институтов / А.Г. Геранкина. - Москва : Просвещение, 1972. - 64с.

3. Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык : учебное пособие для студентов дефектолог. факультетов высш. пед. учеб. заведений / Л. С. Димскис. - Москва : Академия, 2002. -123 с.

4. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для студ. вузов / Г. Л. Г.Зайцева -Москва : ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

Приходченко Екатерина Ильинична,

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный УчительУкраины, академик МАНПО, профессор кафедры социологии и политологии (ГОУ ВПО ДонНТУ, г. Донецк, ДНР)

Капацина Наталья Николаевна

ассистент кафедры английского языка (ГОУ ВПО ДонНТУ, г. Донецк, ДНР)

Мотузенко Надежда Ивановна,

учитель математики, специалист высшей квалификационной категории, Донецкая профильная гимназия №122, (ГОУ ВПО ДонНТУ, г. Донецк, ДНР)

УДК 377

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ

INTERACTIVE METHOD OF TEACHING AS A WAY OF CREATIVE ENVIRONMENT MEDIUM FORMATION

В данной статье рассматривается интерактивное обучение как способ формирования творческой образовательно-воспитательной среды в образовательных учреждениях высшего профессионального образования\. Даётся определение понятиям «интерактивное обучение» и «творческая образовательно-воспитательная среда». Выделяются достоинства и недостатки использования методов интерактивного обучения на занятиях. Уделяется внимание психологической и профессиональной готовности студента и педагога к взаимодействию и использованию интерактивных методов.

Ключевые слова: интерактивное обучение, методы интерактивного обучения, творческая образовательно-воспитательная среда, условия организации интерактивного обучения.

The authors of the article consider the interactive method of education as a way of creative environment formation in higher educational institutions. The definitions to the terms «interactive method of studying» and «creative medium» are given. The merits and drawbacks of the interactive methods usage during the classes are pointed out. Attention is paid to the psychological and professional eagerness of both teachers and students for the interaction and practical application of interactive methods.

Key words: interactive method of teaching, methods of interactive teaching, creative environment, conditions for the interactive teaching organization.

Современный подход к процессу обучения характеризуется его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.