И. В. Ефимов
ВЗГЛЯДЫ В. И. ФЛЕРИ И Г. А. ГУРЦОВА НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой специальной педагогики и научно-методического обеспечения подготовки кадров для системы специального образования Московского городского педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова
Статья посвящена анализу формирования взглядов на изучение школьного предмета «история» в целях нравственного воспитания неслышащих учащихся, в частности взглядов основоположников российской сурдопедагогики, живших в первой половине XIXв., В. И. Флери и Г. А. Гурцова. В статье содержится вывод о том, что история имеет важнейшее значение в нравственном воспитании учащихся.
Ключевые слова: старшеклассники с нарушениями слуха, нравственное воспитание, историческое образование.
I. Yefimov
V. I. FLERI AND G. A. GURTSOV’S VIEWS ON MORAL EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH HEARING DISORDERS BY MEANS
OF HISTOR-ICAL EDUCATION
The article is devoted to the analysis of views of V. I. Fieri and G. A. Gurtsov (founders of the Russian system of education of deaf students, who lived in the first half of the 19th century) on moral education of high school students with hearing disorders at history lessons. The article contains the conclusion about the major value of history learning in moral education of students.
Key words: high school students with hearing disorders, moral education, historical education.
В России в XIX в. предмет «история» занимал важное место в учебной программе. В это время в общей педагогике происходило развитие методики обучения истории.
На смену распространенному в конце XVIII в. учебнику «Краткий российский летописец» в начале XIX в. пришел учебник Н. М. Карамзина «Сокращение российской истории в пользу юношества». В нем про-
должено развитие идеи о необходимости поддерживать монархическое направление в исторической науке. При этом Н. М. Карамзин не оставил нам методических рекомендаций к преподаванию предмета «история», в которых бы подчеркивались задачи нравственного воспитания.
В 20-е гг. XIX в. преподаватели В. Эвальд и А. Шакеев создали и опубликовали первые
программы по истории. Основными дидактическими принципами построения программ стали систематичность и последовательность расположения учебного материала, концентрическое построение курсов, связь теории с практикой, учет возрастных особенностей учащихся, единство содержания и методов обучения [3].
В 1845-1846 гг. появились методические работы доктора философии, чиновника высокого ранга А. Язвинского, предусматривавшие одновременное формирование у учеников хронологических и пространственных представлений. Чтобы способствовать лучшему запоминанию учащимися дат, А. Язвинским были разработаны особые хронологические атлас и таблицы. Однако упоминания о воспитательном потенциале предмета «история» отсутствуют у А. Язвинского [4].
В 1840-1850-х гг. получают распространение работы И. Шульгина, часть из которых написаны совместно с А. Шакеевым: «Изображение характера и содержания Новой Истории. I-II часть» (1845), «Учебные руководства для военно-учебных заведений. Руководство всеобщей и русской истории» (1852), «Руководство всеобщей и русской истории. Курс IV общего класса» (1856) и др. Однако в них отсутствуют методические рекомендации к преподаванию предмета «история».
Рассмотрим, как обстояло дело с преподаванием истории в появившемся в начале XIX в. в России первом образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха - Санкт-Петербургском императорском училище глухонемых.
В Санкт-Петербургском училище глухонемых уже при первом его директоре - известном сурдопедагоге тех лет, «лучшем ученике Сикара» [2, с. 26] - Жане Баптисте Жоффре (Jean Baptist Clair Jauffret) предмет «история» входил в курс обучения.
В Уставе Санкт-Петербургского императорского училища глухонемых, утвержденном 30 июля 1835 г., преподаваемые предметы шли в следующем порядке: на первом месте Закон Божий, Священная история и нравственность, на втором русский и французский языки. История и география, изучаемые в учи-
лище глухонемых в тесной связи друг с другом, стояли в этом списке на третьем месте. Важно отметить, что в это время учащимся преподавали не только российскую историю, но и всеобщую.
Заслуживают внимания личные взгляды на этот предмет двух выдающихся российских сурдопедагогов, одних из основоположников отечественной сурдопедагогики - В. И. Флери и Г. А. Гурцова.
Виктор Иванович Флери (1800-1856) был директором Санкт-Петербургского училища глухонемых с 1837 г. до самой своей смерти. Он по праву считается основоположником отечественной сурдопедагогики. В. И. Флери принадлежат первые труды по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха, в которых сформулированы идеи, заложившие основы теории обучения, воспитания и оказания педагогической помощи глухонемым России.
Всю пятнадцатую главу первой своей работы «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835) он посвятил разговору о пользе, которую можно извлечь из предмета «история» при обучении детей с нарушениями слуха.
В. И. Флери главную цель предмета «история» видит в нравственном воспитании личности человека, давая определение истории как «школе, в которой можно выучиться, каким образом сделаться лучшим» [5, с. 117]. Задачи предмета сводятся к возбуждению в сердце учащегося нравственных чувств, «сообщению ему здравых мыслей вместе с языкоучением» [5, с. 115].
В. И. Флери советует не давать ученику с нарушенным слухом «обширного и многосложного учения о народах минувших, которое может только утомить слабую его понятливость» [5, с. 115], рекомендуя максимально сократить учебный материал, вплоть до того, чтобы не давать учащимся определение понятия «история», целей и задач ее изучения, хронологические разделения ее на эры, эпохи и периоды и пр. Из всего многообразия исторического материала Виктор Флери рекомендует «отдавать преимущество добродетельным и
достойным почтения действиям, родившимся в неизвестной доле, и, однако, отбрасывающим на человечество славу достойнейшую; одним словом, придерживаться малого числа нравственных и поучительных деяний, в коих простота рассказа и скромность слога будут соображены с слабостью ученика» [5, с. 116].
В. И. Флери при преподавании истории детям с нарушенной слуховой функцией рекомендовал отдавать предпочтение изучению каких-либо эпизодов Священной истории, например: жизнь Иосифа, плен Товии и др., «из коих разум его приучался бы распознавать добродетель от пороков, сердце его биться в пользу человека, несправедливо притесняемого» [5, с. 116-117]. Под добродетелью В. И. Флери имел в виду «навык делать всякое доброе дело, угодное и приятное Богу, полезное людям» [6, с. 29], а под пороком - «навык ко злу или к злым делам» [5, с. 30], например: разврат, лень, ложь и пр.
Отечественная история, по его мнению, также призвана доставить учащемуся «свою долю мудрости и добродетельных наставлений с своими подвигами любви к Отечеству и человеколюбия» [5, с. 117]. Под «человеколюбием» Виктор Флери понимал прежде всего любовь к людям, положительный настрой к каждому из них, сострадание к страждущим, сожаление о попавших в беду, готовность «к исполнению дел и предприятий для блага человечества» [6, с. 65].
Георгий Александрович Гурцов (17781858), современник В. И. Флери, сменивший его на посту директора Санкт-Петербургского императорского училища глухонемых, изложил свои взгляды на воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в труде под названием «Энциклопедический курс» (1838). В этом труде Г. А. Гурцов уделил значительную часть предмету «история», а также предложил курс по «Истории Древнего мира», адаптированный для преподавания на жестовом языке. Кроме этого, в главе, посвященной географии, дается подробное, содержащее массу исторических фактов, описание открытия Христофором Колумбом Америки.
Г. А. Гурцов дает следующее определение понятию «история»: «Греческое слово история значит истинное повествование о достопримечательных происшествиях, то есть описание
действий народов, достойных быть удерживаемых в памяти людей и быть преданными потомству» [1, с. 367].
Изучение истории, по мнению Г. А. Гурцова, окажет положительное, благотворное воздействие на всякого человека, имеющего возможность найти в ней полезные советы и много необходимых, обогащающих ум сведений. Но особенно история полезна с точки зрения нравственного воспитания, поскольку «человек видит в ней, каким примерам он должен стараться подражать и каких избегать» [1, с. 369].
В главах «Энциклопедического курса» (1838), посвященных «Истории Древнего мира», Г. А. Гурцов акцентирует внимание на сильных нравственных сторонах тех или иных описываемых им народах, исторических деятелях, а также на встречающихся у них безнравственных качествах, поступках. В описании открытия Христофором Колумбом Америки, содержащим массу исторических фактов, Георгий Гурцов сосредотачивает внимание на таких духовно-нравственных качествах, как благочестие, доверие Богу, скромность, доброта, уважение. Тем самым Г. А. Гурцов давал возможность учителю истории организовать работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся с нарушениями слуха.
На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
• у выдающегося историка Н. М. Карамзина, так же как и у других историков первой половины XIX в. (А. А. Язвинский, И. Шульгин, А. Шакеев), мы не находим рекомендаций к использованию предмета «история» в целях нравственного воспитания учащихся;
• сурдопедагоги В. И. Флери и Г. А. Гурцов являются первыми российскими педагогами, указавшими на важность использования средств исторического образования в целях нравственного воспитания учащихся;
• в рамках духовно-нравственного воспитания средствами исторического образования сурдопедагоги первой половины XIX в. уделяли особое внимание воспитанию в детях таких нравственных качеств, как доброта, человеколюбие (В. И. Флери, Г. А. Гурцов); благочестие, доверие Богу, скромность, уважение (Г. А. Гурцов); патриотизм (В. И. Флери).
1. Гурцов Г. А. Энциклопедический курс. СПб.: Типография Эдуарда Праца и К°, 1838. 546 с.
2. Лаговский Н. М. Санкт-Петербургское училище глухонемых (1810-1910). Исторический очерк. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1910. 526 с.
3. Студеникин М. Т. Становление и развитие методики обучения истории в XVIII-XIX вв. // Преподавание истории и обществознания в школе. М.: Школьная Пресса. 2008. №1. С. 9-14.
4. Фищев А. В. Методика обучения истории. URL: http://som.fio.ru (по состоянию на 5.02.2009).
5. Флери В. И. Глухо-немые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования самым свойственным их природе. СПб.: Типография А. Плюшара, 1835. 306 с.
6. Флери В. И. Правила нравственности. СПб.: Типография Journal de Saint-Petersbourg, 1847. 136 с.
REFERENCES
1. Gurtsov G. A. Entsiklopedicheskiy kurs. SPb.: Tipografiya Eduarda Pratsa i K°, 1838. 546 s.
2. Lagovsky N. M. Sankt-Peterburgskoye uchilishche glukhonemykh (1810-1910). Istoricheskiy ocherk. SPb.: Tipografiya Uchilishcha glukhonemykh, 1910. 526 s.
3. Studenikin M. T. Stanovleniye i razvitiye metodiki obucheniya istorii v XVIII-XIX vv. // Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole. M.: Shkol’naya Pressa. 2008. N1. S. 9-14.
4. Fishchev A. V. Metodika obucheniya istorii. URL: http://som.fio.ru (po sostoyaniyu na 5.02.2009).
5. Fleri V. I. Glukho-nemye, rassmatrivayemye v otnoshenii k ikh sostoyaniyu i sposobam obrazovaniya samym svoystvennym ikh prirode. SPb.: Tipografiya A. Plyushara, 1835. 306 s.
6. Fleri V. I. Pravila nravstvennosti. SPb.: Tipografiya Journal de Saint-Petersbourg, 1847. 136 s.