соотечественникам его кажется, будто бы это чувствуют и гово- ное своеобразие ее форм. Стилевые течения складываются
рят они сами». Национальное художественное мышление опре- и развиваются и как национальные, и как межнациональные,
деляет и поэтический язык каждой литературы, но всяком слу- демонстрируя тем самым диалектику национального и интерчае, его основной эстетический фонд, а тем самым и националь- национального в художественной культуре.
Библиографический список
1. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. - М., 1965.
2. Сидоров, Е.Ю. О стилевом многообразии современной советской прозы. - М., 1977.
3. Большакова, А. Феноменология литературного письма // Литературная газета. 2003. - № 3-4 .
4. Архипов, Ю. «Раскол» Владимира Личутина и осколки истории // Москва. - 2000. - № 3.
5. Бондаренко, Вл. Кудесник русского слова // День Литературы. - 2010. - № 163.
6. Сибирский литературно-краеведческий сборник. - 1928. - № 1.
7. Бикмухаметов, РГ. Орбиты взаимодействия. - М, 1983.
8. Лихачев, Д.С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // О прогрессе в литературе. - М., 1977.
9. Белинский, В.Г. Собр.соч.: в 9 т. - М., 1981. - Т. 7.
10. Личутин, В.В. Последний колдун: повести. - М., 1980.
11. Стрелкова, И. Предел // Наш современник. - 1990. - № 6.
12. Личутин, В.В. Дивись-гора: очерки, размышления, портреты. - М., 1986.
13. Распутин, В. Словостав // Восточно-Сибирская правда. - 2000. - № 65-66.
Bibliography
1. Teoriya literaturih. Osnovnihe problemih v istoricheskom osvethenii. Stilj. Proizvedenie. Literaturnoe razvitie. - M., 1965.
2. Sidorov, E.Yu. O stilevom mnogoobrazii sovremennoyj sovetskoyj prozih. - M., 1977.
3. Boljshakova, A. Fenomenologiya literaturnogo pisjma // Literaturnaya gazeta. 2003. - № 3-4 .
4. Arkhipov, Yu. «Raskol» Vladimira Lichutina i oskolki istorii // Moskva. - 2000. - № 3.
5. Bondarenko, Vl. Kudesnik russkogo slova // Denj Literaturih. - 2010. - № 163.
6. Sibirskiyj literaturno-kraevedcheskiyj sbornik. - 1928. - № 1.
7. Bikmukhametov, R.G. Orbitih vzaimodeyjstviya. - M, 1983.
8. Likhachev, D.S. Progressivnihe linii razvitiya v istorii russkoyj literaturih // O progresse v literature. - M., 1977.
9. Belinskiyj, V.G. Sobr.soch.: v 9 t. - M., 1981. - T. 7.
10. Lichutin, V.V. Posledniyj koldun: povesti. - M., 1980.
11. Strelkova, I. Predel // Nash sovremennik. - 1990. - № 6.
12. Lichutin, V.V. Divisj-gora: ocherki, razmihshleniya, portretih. - M., 1986.
13. Rasputin, V. Slovostav // Vostochno-Sibirskaya pravda. - 2000. - № 65-66.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 376
Pyashkyr Y.S. PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS WITH THE BROKEN HEARING AND WAYS OF ITS CORRECTION. The article deals with the results in experimental research of the teenagers' with disturbances of hearing and their professional personal identity in comparison with teens of their own age with normal development. The basic means of professional work are outlined in the article.
Key words: professional self-determination, hearing-impaired people, professional orientation, the optimization of professional selfdetermination.
Ю.С. Пяшкур, аспирант ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ
В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей профессионального самоопределения подростков с нарушением слуха в сравнении со сверстниками с нормальным уровнем развития. Намечены пути профориентационной работы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, лица с нарушенным слухом, профессиональная ориентация, оптимизация профессионального самоопределения.
Современная ситуация развития общества и многочисленные исследования в области педагогики и образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты. Реалии требуют, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником практико-ориентирован-ного познания, создателем и носителем профессионализма, его реализации в своей жизнедеятельности. С процессом образования тесно связана проблема самоопределения подростков.
Профессиональное самоопределение личности, процесс более длительный, чем профессиональное обучение, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что в последние годы разработка теоретических и практических проблем профессионального самоопределения и профориентации значительно активизировалась. Созданы системы профориен-
тации, вооружающей школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; разработка диагностических методик изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков,
Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин и др.); научное обоснование теоретических и методических основ профессионального консультирования молодежи, создание банка профессио-карт (Е.А. Климов); разработка системного подхода к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков).
Профессиональная подготовка детей с нарушениями слуха
- это область образования, базирующаяся на общих принципах педагогической науки и, вместе с тем, требующая специальных исследований. Вопросам профессионального самоопределения, обучения и профориентации неслышащих посвящены работы В.А. Борисовой; Н.И. Букуна; В.М. Вельгуса; В.А. Влодавец;
А.П. Гозовой; Д.Ю. Алексеевских и др., в то время как проблемы особенностей профессионального самоопределения глухих и слабослышащих малоизученны [1].
1ЗЗ
Целевой доминантной нашего исследования является теоретическое обоснование профессионального самоопределения подростков с нарушением слуха и экспериментальное изучение сформированности профессиональных интересов у неслышащих подростков.
Термин «самоопределение» рассматривается в научной литературе в различных аспектах. Первая часть слова («само...») указывает на обращенность к самому себе, в самого себя или направленность на самого себя; вторая часть («определение», от слова «определить») - с точностью выяснить, установить; раскрыть содержание [2]. Таким образом, в самом слове «самоопределение» заложено действие, направленное на поиск. Предметом данного поиска выступает собственная позиция. Объектом, в широком смысле, можно считать всю жизнь с ее различными обстоятельствами, включая самого человека.
Самоопределение не существует само по себе: самоопределяется человек, субъект, обладающий собственным внутренним миром, функционирующим благодаря индивидуальному сочетанию природной основы, системы психологических процессов, условий микро- и макросоциума (специфика институтов социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, особенности общественных отношений), личностной активности и опыту жизнедеятельности. Невозможность существовать в отрыве от своего носителя задает основную характеристику самоопределения - принадлежность субъекту, обосновывающую необходимость его рассмотрения в аспекте целостной, многогранной проблемы - человек. Таким образом, главными характеристиками самоопределения являются: принадлежность субъекту, процессуальность, сознательность, самостоятельность.
Согласно точке зрения С.Л. Рубинштейна, в качестве сознательно вырабатываемого отношения к миру самоопределения представляет собой путь саморазвития личности. Это положение автор поясняет на примере двух способов существования человека. Один из них - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, которая характеризуется отсутствием отношения к жизни в целом. Второй же способ связан с философским осмыслением жизни, с выработкой общего к ней отношения. Ученый связывает его с появлением рефлексии, придающей каждому поступку характер философского суждения [3]. В этом для человека как существа сознательного и заключается самоопределение. В трудах отечественных ученых феномен профессионального самоопределения представлен в двух аспектах:
1. Профессиональное самоопределение, как часть профессионального развития субъекта труда, являющегося важнейшим его проявлением и представляющего собой самостоятельное, осознанное построение своего профессионального развития, которое проявляется в многогранных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на разных этапах профессионального становления (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина).
2. Профессиональное самоопределение рассматривается как идентичность человека с профессиональной ролью, при этом оно является одним из этапов онтогенетического развития человека и становления его личной идентичности (А.В. Мудрик,
В.Ф. Сафин, Л.Б. Шнейдер).
Профессиональная подготовка в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха и в массовой общеобразовательной школе имеют существенные отличия. Во-первых, глухие и слабослышащие приступают к курсу профессиональной подготовки позднее, чем слышащие, и на прохождение этого курса им требуется больше времени. Во-вторых, специфика профессионального обучения неслышащих обусловлена недостаточным уровнем развития речи. В-третьих, значительно ограничен круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушениями слуха, поэтому специальная школа зачастую является заключительным звеном образования рассматривае-
мой категории учащихся. В-четвертых, учащиеся с нарушенным слухом в целом слабо ознакомлены о разнообразии видов труда и профессии, недостаточно осведомлены о содержании, характере, условиях труда, что приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов.
Ведущим фактором, обусловливающим уровень самоопределения глухих и слабослышащих, является развитость и надежность системы специального образования. В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих и слабослышащих учащихся со значительно большим количеством профессий, особенно с теми, которые им вполне доступны.
В настоящей публикации приводятся результаты исследования сформированности профессиональных интересов глухих и слабослышащих детей. Исследование проводился на базе СКОУ №11 для глухих детей (г. Шадринск) и сКоУ № 33 для слабослышащих детей (г. Тюмень). В исследовании участвовало 37 учащихся с нарушением слуха (14 глухих, 23 слабослышащих) средних и старших классов, а так же 41 ученик с нормальным уровнем развития в возрасте от 12-19 лет.
На этапе констатирующего эксперимента мы использовали следующие диагностические методики:
- методика «Мотивы выбора профессии» (РВ. Овчарова);
- методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская);
- методика «Дифференциально-диагносттический опросник» (ДДО) (е.А. Климов).
Обобщая полученные данные, можно констатировать, что все дети с нарушеным слухом имеют разную степень несфор-мированность профессиональных интересов.
Методика «Мотивы выбора профессии» показала, что у 56,3 % детей с нарушением слуха повлияли на выбор профессии внутренние мотивы (общественная и личная значимость, влияние средств массовой коммуникации - 17,1%). Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. У 43,7% в большей степени на выбор профессии повлияли внешние мотивы (заработок, стремление к престижу, влияние родителей и друзей). У детей с нормальным уровнем развития (НУР) знакомые явились решающим фактором лишь в 7,3 % случаев, главным образом дети называли профессии своих родственников или хороших знакомых. В 17,1% случаев дети массовых школ выделили в своих ответах влияние средств массовой коммуникации. Следуют отметить, что только 13,5% выдели в своих ответах влияние СМИ, хотя при анализе ответов, мы отметили, что глухие влияние СМИ не отмечали вообще, данное процентное отношение - это ответы слабослышащих. Эту особенность можно объяснить сенсорной недостаточностью. В норме 22,1% и 13,5% детей с нарушеным слухом считают, что сделали профессиональный выбор абсолютно самостоятельно. Полученные данные занесены в таблицу 1.
Анализируя данные методики «Профессиональная готовность», было выявлено, что 40,5% неслышащих учащихся не любят планировать свою жизнь и принимать самостоятельные решения (в большей степени глухие). 40,5% неслышащих детей интересуются различными сферами деятельности, узнают новое о профессиях, учащиеся предпочитают обдуманное принятие решения, любят планировать свою жизнь и принимать важные решения. В 19% случаев ученики с нарушением слуха эмоциональны, принятие решения зависит от настроения, боятся ответственности и не любят планировать свою жизнь. Важно отметить, что профессиональные интересы учащихся с нарушенным слуха малодифференцированы. Существенная часть из них не могла назвать конкретно интересующую их профессию или специальность, а указывала сферу интересующей трудовой деятельности. Среди учащихся с нарушенным слуха 64,9 % ориентированы на продолжение образования, из них 40,5 % стремятся получить среднее специальное образование, остальные - высшее. Из этих учащихся опыта работы в выбранной ими сфере профессионального труда нет ни у кого.
Таблица 1
Сводные данные по методике «Мотивы профессионального выбора» (Р.В. Овчарова)
мотив выбора значимость (обществ. личност.) сам СМИ родители, знакомые заработок престиж
дети с нарушен. слухом 5,4% 13,5% 13,5% 32,4% 10,8% 24,4%
НУР 17,1% 22,1% 17,1% 7,3% 22,1% 14,3%
Таблица 2
Сводные данные по методики ДДО (Е.А. Климов)
^^Сферадеят-ти^ Ч-П Ч-З Ч-Т Ч-Ч Ч-Хо
Дети с нарушением слуха 26,8% 5% 26,8% 41,4% -
НУР 7,5% 26,8% 24,3% 24,3% 17,1%
Среди учащихся с нормальным уровнем развития 70,3% ориентированы на продолжение образования, из них 17,1% стремятся получить среднее специальное образование, остальные
- высшее. Подростки подходят адекватно к оценке своих способностей (готовятся к сдаче вступительных экзаменов, занимаются с репетиторами).
Для исследования профессиональных интересов наших испытуемых мы использовали дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), который традиционно применяется для определения сферы профессиональных интересов.
Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что 41,4% учащихся с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек - человек». При этом дети не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. В 26,8% случаев учащихся с нарушением слуха привлекают профессии «человек - природа» и 26,8% учащихся склонны к типу профессии «человек - техника», труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В 5% случаев подростки с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек
- знак» труд, который направлен на обработку информации (сведений). Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии «человек - художественный образ. Важно отметить, что профессиональные интересы глухих малодиффе-ренцированны. Многие называли одновременно и профессию, специальность, сферу деятельности. Однако подростки не могли назвать конкретно интересующую их профессию, ответы были похожи на простое перечисление профессий, которые подросткам знакомы из повседневной жизни.
В отличие от неслышащих сверстников, подростки без сенсорного недостатка проявляют примерно равный интерес к профессии типа «человек - знак», «человек - техника», «человек -человек». Из устной беседы выяснилось, что нормально развивающиеся сверстники интересуются такими сферами труда, как «общение с людьми», «коммерция», «сфера услуг». В 17,1 % случаев подростки с НУР склонны к типу профессии «человек -художественный образ». Дети отмечали у себя творческие способности, которые активно развивают на секциях, кружках, и подростки хотели бы связать с этими увлечениями свою дальнейшую профессию. Полученные данные по методике мы занесли в таблицу 2.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что к своему профессиональному будущему подростки с нарушенным слухом предъявляют достаточно высокие требования. Их профессиональные интересы развиваются параллельно профессиональных интересов слышащих сверстников, хотя отличаются качественными новообразованиями. Подростки крайне не объективны в своих выборах, с точки зрения слухового дефекта, обладают менее выраженной степенью осознанности выбора.
Полученные нами данные говорят о необходимости проведения коррекционной работы. Нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие профессиональных интересов у подростков с нарушенным слухом.
Библиографический список
Задачи программы:
- развитие профессиональных интересов детей с нарушенным слухом;
- формирование профессионального самоопределения подростков с нарушенным слухом;
- повышение профессиональной грамотности у подростков с нарушенным слухом.
Этапы программы:
I. Ориентировочный этап (5 занятия).
Задачи:
- установление эмоционально-позитивного контакта с детьми;
- знакомство с участниками занятий;
- развитие интереса к занятиям.
II. Конструктивно-формирующий этап (20 занятий).
Задачи:
- развитие профессиональных интересов учащихся с нарушениями слуха;
- повышение осведомленности учащихся о мире профессии;
- формирование самостоятельности при выборе профессии;
Этап обобщающее-закрепляющий (5 занятий).
Задачи:
- обобщение и закрепление сформированных на предыдущих этапах знаний;
- формирование и закрепление доверительных отношений между участниками группы.
Ожидаемые результаты:
- повышение осведомленности учащихся о мире профессии;
- повышение профессиональной грамотности подростков с нарушениями
слуха;
- перенос полученных знаний и навыков в реальную жизнь.
Программа включает 30 занятий. Все занятия объединены
общим сюжетом.
Профессиональная ориентация в обучении и воспитании школьников реализуется в ходе всего учебно-воспитательного процесса и должна помочь подросткам выбрать себе профессию с учетом, как потребности общества, региона, так и своих интересов и способностей [4].
Данная программа может быть использована специальными практическими психологами и сурдопедагогами при работе с подростками с нарушенным слухом. Разработанная и апробированная нами программа с использованием является эффективной для развития профессионального самоопределения.
Таким образом, в связи с постоянно изменяющимися условия рынка профессии, одной из важнейших задач школы для детей с нарушенным слухом должна стать подготовка подрастающего поколения к сознательному труду. И решению этой задачи должна помочь организация системной работы в школе профориентации. Профессиональная ориентация - сложная, многогранная проблема: государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам.
1. Алексеевских, Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушением слуха в условиях клубной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь [Э/р]. - Р/д: http://www.ozhegov.ru/slovo/46585.html
3. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
4. Коротовских, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков с нарушенным слу-
хом // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4.
Bibliography
1. Alekseevskikh, D.Yu. Professionaljnaya orientaciya starsheklassnikov s narusheniem slukha v usloviyakh klubnoyj rabotih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2004.
2. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://www.ozhegov.ru/slovo/46585.html
3. Rubinshteyjn, S.L. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 1976.
4. Korotovskikh, E.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnogo samoopredeleniya podrostkov s narushennihm slukhom
// Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 4.
Статья поступила в редакцию 15.05.12