Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА (1959-1970 ГГ.)'

ИЗ ИСТОРИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА (1959-1970 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллоев Махмуд Холович

На основе архивных документов и опубликованных работ, статистических сборников и других материалов исследованы вопросы трудового воспитания в школах Советского Таджикистана (19591970 гг.). Показан опыт общеобразовательных школ Советского Таджикистана по трудовому воспитанию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF LABOR EDUCATION IN SCHOOLS SOVIET TAJIKISTAN (1959-1970 YEARS)

Most settlers in every colony were small farmer, but other industries developed within a few decades as varied as the settlements. Cash crops included tobacco, Extraction industries grew up in furs. In secondary school of Tajikistan the first problem is the unruly pupil in (1959-1970) years.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА (1959-1970 ГГ.)»

07.00.02 - ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02 - HOME HISTORY

ИЗ ИСТОРИИ ТРУДОВОГО АБДУЛЛОЕВ Махмуд Холович,

ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ д.и.н., профессор кафедры истории и права

СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА КГУ им. А. Рудаки (Таджикистан, Куляб)

(1959-1970 гг.)

АЗ ТАЪРИХИ ТАРБИЯИМЕЦНАТЙ АБДУЛЛОЕВ Шупуд Холович,

ДАР МАКТАБХ,ОИ ТОЦИКИСТОНИ д.и.т., профессори кафедраи таърих ва хуцуци

ШУРАВЙ (СОЛХ,ОИ 1959-1970) ДДК ба номи А. Рудаки (Тоцикистон, Кулоб)

HISTORY OF LABOR ABDULLOEV Mahmud Kholovich,

EDUCATION IN SCHOOLS Doctor of History, professor of the department

SOVIET TAJIKISTAN of history and law of KNU by name A.Rudaki

(1959-1970 YEARS) (Tajikistan, Kulob)

Ключевые слова: школа, трудовое воспитание, учитель, образование, воспитание, педагогические коллективы, обучение, знание, производственное обучение, молодежь, учащиеся.

На основе архивных документов и опубликованных работ, статистических сборников и других материалов исследованы вопросы трудового воспитания в школах Советского Таджикистана (19591970 гг.).

Показан опыт общеобразовательных школ Советского Таджикистана по трудовому воспитанию школьников.

Калидвожацо: мактаб, тарбияи мехнати, муаллим, таълим, тарбия, коллективхои педагоги, омузиш, дониш, таълими истехсоли, цавонон, хонанда.

Аз цониби муаллифи мацола дар асоси хуццатхои бойгони, мацмуахои омори ва дигар корхои ба нашр расида масъалаи тарбияи мехнати дар мактабхои Тоцикистони Шурави (солхои 1959- 1970) тадциц карда шудааст.

Инчунин тацрибаи мактабхои тахсилоти умумии Тоцикистони Шурави дар тарбияи мехнатии мактаббачагон дар мацола шарху тавзех ёфтааст.

Key words: School, undisciplined, or unruly pupil, teacher, education, to study.

Most settlers in every colony were small farmer, but other industries developed within a few decades as varied as the settlements. Cash crops included tobacco, Extraction industries grew up in furs.

In secondary school of Tajikistan the first problem is the unruly pupil in (1959-1970) years.

Принцип связи обучения с производственным трудом является научно-обоснованным и важнейшим положением советской педагогической науки, утверждающей, что сознательное и прочное овладение жизненно необходимыми знаниями и умениями возможно лишь в процессе практического участия в труде, связанным с общественным производством. При этом абсолютно ясно, что участие школьников в производительном труде создает наиболее благоприятные условия для применения на практике тех теоретических знаний, которые они приобретают в процессе изучения общеобразовательных учебных предметов, открывает широкие возможности для воспитания молодежи.

В Законе «Об укрепление связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Таджикской ССР» подчеркивается, что «ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом»1 [3, 8].

Принципиальная линия советской школы заключалась в том, что она развивалась как общеобразовательная, трудовая. Задачи трудового обучения в 5-8 классах предусматривала получение учащимися первоначального круга необходимых в жизни знаний и навыков в области

1 Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в Тадж. ССР. - Сталинабад: Учпедизд., 1959. - 55 с.

технического, сельскохозяйственного и бытового труда, развитие технического мышления и конструкторских способностей школьников, воспитание у них общей трудовой культуры.

Трудовое обучение учащихся 9-10 классов проводилось в форме трудовых политехнических практикумов, вооружавших школьников на основе получаемой общеобразовательной подготовки некоторыми навыками применительно к определенной области техники и труда. Промышленные предприятия, колхозы, совхозы призваны были оказывать всемерную помощь школам в организации трудового воспитания учащихся.

Занимаясь вопросами трудового воспитания, советские организации и педагогические коллективы школ республики помогали подросткам осознать значение труда на благо общества, прививали учащимся навыки общественного труда. В городских школах у учащихся 5-8 классов трудовое воспитание в основном проходило на уроках труда, в школьных мастерских и на пришкольных участках.

Трудовое обучение в старших классах осуществлялось путем участия школьников в соответствии с их желаниями в практикумах по автоделу, радиотехнике, прикладной математике, растениеводству, машинописи и ряду других специальностей. Во время трудовых практикумов обычно не ставилась задача довести уровень знаний и навыков учащихся до высокой профессиональной квалификации. Однако они играют важную воспитательную роль и дают некоторые навыки работы, способствуя профессиональной ориентации подростков. В трудовом воспитании учащихся старших классов городских школ большую роль играло их участие в общественно полезном труде. Учащиеся старших классов школ республики ежегодно мобилизовались на сбор хлопка-сырца сроком от одной недели до одного месяца, получая при этом хорошую трудовую закалку, осознавая важность трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

Органы народного образования, педагогические коллективы придавали большое значение улучшению преподавания труда. Они руководствовались принципами, что трудовое воспитание достигается всем укладом школьной жизни, закрепляется на уроках труда, во время выполнения общественно-полезной работы.

В 1960-61 учебном году учащиеся 9-11 классов школ республики проходили производственное обучение на промышленных предприятиях и стройках. В колхозах и совхозах было создано 66 ученических производственных бригад. Производственное обучение учащихся проводилось по 63 специальностям2 [2].

В том же 1960-61 учебном году в восьмилетних школах имелась 121 мастерская. Кабинеты по домоводству были укомплектовались 61 швейной машиной. 1148 восьмилетним и средним школам были выделены учебно-опытные земельные участки, при 252 средних школах вновь открыли мастерские3 [2].

В начале 60^ годов в ряде школ г. Ленинабада, Ходжентского, Ленинского, Канибадамского, Исфаринского районов учащиеся под руководством учителей во внеурочное время в мастерских изготовили ряд ценных приборов и наглядных пособий. Работали они также на уроках в предприятиях, занимались в технических кружках4 [2].

Уроки по труду в 5-8 классах во всех школах городов республики, а также в районных центрах и поселках проводились в учебных мастерских. Обучение труду всемерно связывалось с преподаванием математики, физики и географии. Существенной трудностью в этом являлся недостаток учебного времени, отводимого на изучение технологии механической обработки дерева и металла, и отсутствие необходимых учебников5 [18].

Правильно организованное трудовое обучение способствовало повышению уровня знаний учащихся по общеобразовательным предметам, обогащало их знаниями основ современного производства. Отдельные школы накопили значительный опыт трудового и политехнического обучения, улучшили подготовку молодежи к труду.

Регарский городской актив работников народного образования 19 августа 1961г. обсудил вопрос «О состоянии и мерах улучшения трудового и производственного обучения учащихся в общеобразовательных школах». Принятое решение обязывало создать и оборудовать при всех средних и восьмилетних школах лаборатории, мастерские, опытные участки и животноводческие фермы. Подшефные предприятия и колхозы должны помочь школам в приобретении техники, оборудовании мастерских, в обеспечении сельскохозяйственными машинами, инвентарем и наглядными пособиями6 [2].

2 Партийный архив Таджикского филиала Института марксизма-ленинизма (далее ПА ТФ ИМЛ), ф.3, оп.151, д.91, л.8.

3 Там же, оп. 165, д.21, л.10.

4 Там же, ф.20, оп.2, д.1228, л.9, 10, 13.

5 Центральный государственный архив Таджикской ССР (далее ЦГА Тадж. ССР), ф.20, оп.1228, д.235, л.67-68.

6 ПА ТФ ИМЛ, ф.16, оп. 11, д.19, л.136-166.

Производственные бригады возникли в Курган-Тюбе еще в 1958-59 учебном году. Хорошо зарекомендовали себя ученические бригады в средней школе № 6. Учащиеся на участке в 25 га подготовили почву к посеву хлопчатника, провели сев, добились получения 100% всходов. Ими организован в школе уголок живой природы, где разводились голуби и кролики. Эти формы работы с детьми прививали им любовь к сельскохозяйственному труду. Многие старшеклассники после окончания школы оставались работать в совхозе, где они проходили трудовое обучение, трактористами, шоферами, доярками. Из числа учащихся 8-10 классов было организовано 5 производственных бригад по изготовлению школьной мебели. Под руководством опытных мастеров старшеклассники изготовили 400 парт и 110 столов. В процессе уроков труда учащиеся овладели навыками по обработке дерева, научились пользоваться инструментами и работать на электрических станках 7[2].

На собраниях в средней школе № 4 Ленинабадского района (16 января 1961г.)8 [9], в средней школе № 2 им. Ленина Аштского района (12 марта 1962г.)9 [9] обращалось внимание на завершение строительства школьных мастерских и оборудование их станками и инструментами, рассматривались вопросы преподавания политехнических дисциплин, подготовки ученических производственных бригад к севу, итоги производственного обучения, организация выставок детского творчества, улучшение преподавания дисциплин политехнического цикла.

Активное содействие трудовому обучению учащихся оказывали шефские предприятия. В 1961г. завод им. Орджоникидзе в Душанбе помог подшефной школе № 19 создать учебную мастерскую, выделил для нее оборудование и инструменты. Ученикам старших классов, проходившим производственное обучение на заводе, были присвоены производственные разряды чертежников, инструментальщиков, фрезеровщиков, шлифовальщиков, электросварщиков. Теоретический курс вел опытный специалист завода, а практические занятия мастера, передовики производства. В январе 1961г. заводу было вручено переходящее Знамя исполкома горсовета за активную шефскую помощь школе и производственное обучение учащихся10 [2].

Одно из решающих условий эффективности трудового воспитания и производственного обучения школьников заключается в укомплектовании школ опытными, любящими свое дело преподавателями по труду, тесное содружество школы с предприятием, создание пришкольных мастерских и наличие в них необходимого количества рабочих мест для учащихся.

Во многих школах улучшилось политехнизация обучения и трудового воспитания. В 1962-63 учебном году 1300 учащихся, окончившие средние школы, вместе с аттестатом зрелости получили квалификационные удостоверения о присвоении специальности. В 1963г. в республике работало 279 школ с производственным обучением в 9-11 классах, в которых прошли подготовку 23 тыс. учащихся.

Профессиональная подготовка учащихся в средних школах велась на базе 147 промышленных предприятий, 193 колхозов и совхозов и 65 других предприятий и организаций. Производственное обучение проводилось по 80 профессиям, в том числе по 22 сельскохозяйственным. В 1962-63 учебном году при 81 средних сельских школах были созданы ученические производственные бригады, в которых проходили производственную подготовку 5325 учащихся 9-11 классов. За ученическими бригадами было закреплено 774 га земли11 [5].

Общеобразовательные школы республики значительно укрепили свою материально-техническую базу, что способствовало улучшению трудового воспитания учащихся. Только в 1963 г. учебные мастерские школ республики были укомплектованы 2000 слесарными, 2100 столярными станками, 3000 комплектами наборов инструментов, необходимых для производственного обучения. Общая стоимость станков, оборудования и инструментов составила 1 млн. 150 тыс. руб.12 [10].

Расширилась база производственного обучения учащихся в общеобразовательных школах г.Душанбе. На заводе «Таджиктекстильмаш», шелковом и текстильном комбинатах, заводе им. Орджоникидзе, швейной и трикотажной фабриках, в строительном управлении № 18 треста «Душанбестрой» были созданы благоприятные условия для производственной подготовки учащейся молодежи.

7 ПА ТФ ИМЛ, ф.1739, оп.8, д.3, л.63.

8 ЛОПА, ф.640, оп.1, д.1, л.15.

9 Там же, ф.388, оп.1, д.11, л.10.

10 ПА ТФ ИМЛ, ф.8, оп.16, д.49, л.139-140.

11 Коммунист Таджикистана. 1963, 26 апреля.

12 Мактаби Советй, 1963, № 8, с.8.

В 1962-63 учебном году 2499 учащихся старших классов обучались на 42-х предприятиях города, осваивая специальности по 35 производственным профессиям: токарей, слесарей, фрезеровщиков, ткачих, швей-мотористок, штукатуров и др.13 [2].

Вопросам дальнейшего улучшения народного образования, трудового воспитания и производственного обучения учащихся было посвящено созванное в апреле 1963 г. республиканское совещание14 [5].

3 мая 1963 г. Совет Министров республики принял постановление «О мероприятиях по улучшению производственного обучения учащихся средних общеобразовательных школ». Оно предусматривало строительство межшкольных учебно-производственных мастерских в городах Хороге, Кулябе, Ленинабаде, Исфаре, Курган-Тюбе, Пенджикенте, Душанбе, Канибадаме, Ура-Тюбе, Орджоникидзеабадском, Регарском, Дангаринском и Колхозабадском районах, создание при всех сельских средних школах производственных бригад, обеспечение их земельными участками, сельскохозяйственным инвентарем, техникой и удобрениями для полей. Планировалось в 1963-64 учебном году издание программы и учебника по производственному обучению и проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей основ промышленного и сельскохозяйственного производства на двухмесячных курсах: при Таджикском сельхозинституте-120 человек, при политехническом-100 человек, на постоянно действующих семинарах в г. Душанбе- 25 человек в течение 1963 года15 [2].

В соответствии с принятым постановлением исполкомами ГБАО, Ленинабада, Куляба, Курган-Тюбе и других городов и районов в 1963 г. были намечены мероприятия по строительству межколхозных мастерских, обеспечению школ квалифицированными учителями по трудовому обучению, улучшению прохождения производственной практики учащимися на предприятиях, в колхозах и совхозах.

Умело осуществляемое политехническое обучение, включение учащихся в производительный труд положительно сказывалось на содержании и организации учебно-воспитательной работы в школах.

Приобретенные учащимися практические навыки и знания облегчали усвоение основ наук, дополняли теоретические знания. Положительно зарекомендовали себя ученические производственные бригады, которые функционировали при 193 сельских средних школах и включали 8 тыс. 700 учащихся старших классов.

Члены ученической производственной бригады средней школы № 6 Вахшского района в 1964 г. на площади в 10 га выполнили весь цикл работ по выращиванию хлопчатника. С каждого гектара они получили по 36,5 центнера тонковолокнистого хлопка. Юноши приобретали в бригаде специальность механизатора-полевода, девушки лаборанта. В бригаде проводился эксперимент по влиянию замочки семян на урожаи хлопчатника.

Старшеклассники средней школы № 15 им. Фирдоуси Регарского района с площади в 18 га собрали по 40 центнеров хлопка с каждого гектара.

Ученики принимали участие в выращивании лимонов, винограда в посадке фруктовых садов. За высокие показатели ученическая бригада школы № 3 Пянджского района была награждена Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР. Ученическая бригада средней школы № 4 Матчинского района (бригадир А. Шарипов) за достигнутые успехи в выращивании хлопка и применении машинного сбора была удостоена вымпела ЦК ЛКСМ Таджикистана и награждена мотоциклом.

В 1965 г. старшеклассники г. Душанбе проходили производственное обучение на предприятиях, в мастерских, в лабораториях. Школы города были закреплены за 37 базовыми предприятиями, на которых 4379 учащихся 9-11 классов обучались различным профессиям. В г. Канибадаме вместе с аттестатом о среднем образовании 284 выпускникам были выданы квалификационные удостоверения, в г. Ура-Тюбе - 310, в г. Душанбе - 89916 [18].

Введение производственного обучения в старших классах средних школ и улучшение трудового воспитания в восьмилетних школах способствовали укрепления связи школ с жизнью, развитию активности учащихся, вовлечению их в общественно полезный труд. Школа призвана давать обучающимся разностороннюю научно-техническую подготовку, создающую им возможность сознательного и творческого участия в общественном производстве. Это вовсе не означало введения в общеобразовательных школах обязательной профессиональной подготовки учащихся. Разрабатывая идею политехнизации советской школы, В. И. Ленин рассматривал

13 ПА ТФ ИМЛ, ф.8, оп.16, д.204, л.198.

14 Коммунист Таджикистана. 1963, 26 апреля.

15 ПА ТФ ИМЛ, ф.3, оп.177, д.64, л.149-167.

16 ЦГА Тадж. ССР, ф.360, оп.15, д.235, л.36-37.

политехническое обучение как один из основополагающих принципов, определяющих не только цели, но и само содержание образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому он решительно выступал против попыток увести школу с магистрального пути ее развития, увлечения узкой профессионализацией в ущерб политехническому образованию17 [6].

Раскрывая содержание этого принципа, В. И.Ленин в своих записях по докладу А.В.Луначарского на 3 сессии ВЦИК (сентябрь 1920 г.) указывал: «Политехнический принцип не требует обучения всему, но требует обучения основам современной индустрии вообще...»18 [1, 551].

Насколько широко В.И.Ленин рассматривал содержание политехнического обучения в условиях Советского строя, говорит следующая запись в проекте добавлений к пункту второму Программы партии, относящемуся к народному просвещению: «. для взрослых развитие профессионального образования с переходом в политехническое»19 [8, 409].

В плане развития политехнического обучения заложен глубокий диалектический смысл, суть которого отражена в следующей схеме: профессиональная ориентация, от профессиональной ориентации к профессиональному обучению, от профессионального обучения к политехническому образованию всего народа. Следовательно, профессионализация не является высшей ступенью, она является той ступенью, которая ведет нас к всеобщему политехническому образованию20 [17, 47].

Эти идеи обогащались и развивались по мере совершенствования системы образования на различных этапах социалистического строительства. При этом развитие политехнизации школы было связано с преодолением многих трудностей как объективного, так и субъективного характера.

В 1959-60 учебном году правильная линия на обеспечение более тесной связи школ с промышленным и сельскохозяйственным производством, с жизнью, на восстановление в учебном плане уроков труда и производственного обучения была необоснованно сведена к профессиональной подготовке учащихся (т.е. обязательному получению школьниками профессии). На практике была предана забвению резкая критика теории ранней и обязательной профессионализации молодежи школьного возраста. Непродуманное расширение числа часов на профессиональное обучение в школе привело к ослаблению изучения основ наук21 [14, 270].

10 августа 1964 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением»22 [15, 357]. В сентябре 1964г. Совет Министров Таджикской ССР принял аналогичное постановление, которое устанавливало в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением на базе восьмилетней школы вместо трехлетнего двухлетний срок обучения. Перевод на новый срок обучения осуществлялся в течение двух лет, начиная с 1 сентября 1964 года. Постановление обязало министерства и ведомства Таджикской ССР, промышленно-производственные колхозно-совхозных управлений и исполкомы местных Советов принять меры к надлежащей постановке производственного обучения учащихся старших классов средних школ и обеспечить укрепление и дальнейшее развитие материальной базы для их производственной подготовки на предприятиях и стройках, в совхозах и колхозах23 [12].

В связи с изменениями в положении о производственном обучении профессиональная подготовка учащихся 9 классов городских школ не стала рассматриваться как самоцель, а дополнение к общему политехническому образованию. Она помогала одновременно с общим и политехническим образованием решать основную задачу советской школы-подготовку всесторонне образованных людей.

В 1964-65 учебном году хорошие условия для производственного обучения школьников были созданы в г. Душанбе на заводе «Таджиктекстильмаш», на ряде предприятий городов Ленинабада, Канибадама, Чкаловска24 [18].

Важной частью общей системы трудового обучения является работа учащихся 5-8 классов в школьных мастерских. Школьники знакомились с основами производства, приобретали трудовые навыки и умения. Это способствовало развитию у учащихся технического мышления, конструкторских способностей, общей трудовой культуры.

17 Коммунист, январь 1976, № 2, с.73.

18 В.И.Ленин о воспитании и образовании. - М., 1973. - 650 с.

19 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.38, - 700 с.

20 Трапезников С.П. Интеллектуальный потенциал коммунизма. - М., Политиздат, 1976, - 145 с.

21 СССР на пути строительства коммунизма (1959-1970гг.), - 320 с.

22 Справочник партийного работника. Вып.6. М., 1966, - 405 с.

23 ПА ТФ ИМЛ, ф.3, оп.202, д.167, л.39-40.

24 ЦГА Тадж. ССР, ф.360, оп.15, д.235, л.37.

Трудовое воспитание учащихся 5-8 классов в основном проводилось на базе типовых школьных мастерских. С девочками проводились занятия по домоводству. Учителя труда старались построить учебный процесс так, чтобы учащиеся видели плоды своего труда. На уроках изготовлялись учебно-наглядные пособия, стеллажи, стенды, столы и другие предметы, необходимые для нужд школы.В школьных кабинетах домоводства ученицы учились шить, вышивать и т. п. Большое внимание учителя уделяли эстетической стороне труда, напоминая о том, чтобы каждая изготовленная вещь была аккуратно и красиво оформлена.

В связи с переводом средней общеобразовательной школы на десятилетний срок обучения и отсутствием во многих школах необходимых условий для осуществления обязательной профессиональной подготовки учащихся Совет Министров СССР 23 февраля 1966г. приняли постановление «О частичном изменении трудовой подготовки в средней общеобразовательной школе». В таких школах, указывалось в постановлении, учащиеся получают среднее общее и политехническое образование и трудовое воспитание, а при наличии условий и профессиональную подготовку.

В средних школах, имеющих соответствующую материальную базу, профессиональное обучение проводилось за счет времени, выделяемого по учебному плану на трудовую подготовку учащихся, а также в порядке кружковой и других форм внеклассной работы25 [11, 219].

В постановлении Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»26 [2, 371] подчеркивалось, что в условиях научно-технического и социального прогресса как никогда возрастает роль школы, которая должна обеспечить всестороннее развитие подрастающих поколений. Интересы развития производительных сил, дальнейшего роста культуры народа настоятельно требуют значительного повышения качества знаний учащихся, лучшей подготовки их к общественно полезному труду. Постановление обязало советские, комсомольские и профсоюзные организации, руководителей промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов оказывать школам всемерную помощь в организации трудового воспитания учащихся, в создании учебно-материальной базы, выделении необходимых специалистов. Систематически проводить в восьмилетних и средних школах профессиональную ориентацию школьников путем ознакомления их с различными отраслями народного хозяйства и культуры, предприятиями, колхозами, совхозами и учреждениями, с наиболее распространенными профессиями.

В соответствии с учебными программами и исходя из имевшейся в школах материально-технической базы, трудовое политехническое обучение осуществлялось в учебных мастерских, на пришкольных участках и в ученических бригадах. Учащиеся получали навыки обращения с инструментами, настройки и наладки станков, механической обработки древесины. Многие ученики старших классов квалифицированно выполняли работу на токарных и фрезерных станках. По домоводству школьницы приобретали навыки раскроя тканей, пошива разнообразных изделий, приготовления пищи, вышивания, вязания. На уроках труда изготовлялись и ремонтировались учебно-наглядные пособия, мебель, изготовлялись стенды и другие предметы для школ.

В старших классах школьники изучали основы устройства и вождения трактора, автомобиля, хлопкоуборочной машины, занимались радио и электротехникой, частично приобрели навыки по работе с контрольно-измерительными приборами. Члены ученических производственных бригад выращивали хлопок, картофель, виноград и другие культуры.

В 1966-67 учебном году трудовое обучение и воспитание учащихся в школах ГБАО проводилось в основном на базе школьных мастерских, пришкольных опытных участков и др. В школах функционировало 123 учебных кабинета, 140 учебных мастерских. За год было приобретено 66 токарных станков и 111 швейных машин. В восьмилетних и средних школах организовано самообслуживание учащихся. Хорошо было организовано трудовое политехническое обучение учащихся в средней школе № 3 (директор С. Аноятшоев), в школе-интернате №1 (директор Ш. Мамадшоев) г. Хорога, где имелись мастерские по дереву и металлу, которыми руководили опытные специалисты27 [18]. Политехническое обучение учащихся проводилось также на базе промышленных и хозяйственных организаций. Однако отдельные школы области не имели учебных кабинетов и мастерских, в них слабо велось трудовое и политехническое обучение учащихся, особенно в сельской местности. Чтобы исправить существующее положение, улучшить политехническое обучение и трудовое воспитание, исполком ГБАО решением от 31 января 1967 г. обязал облОНО и райОНО, руководителей школ в течение

25 Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917- 1973гг., - 420 с.

26 Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник документов (1965-1972гг.) М., 1972, - 420 с.

27 ЦГА Тадж. ССР, ф.360, оп.15, д.297, л.239-240.

1967-1970 гг. организовать в области 32 учебных кабинета физики, 44 химии, 22 биологии, 20 общетехнических для факультативных занятий, 16 лингафонных, 27 мастерских по дереву, 24 по металлу, 32 по домоводству28 [13].

В школах Душанбе предусматривалась в течение 1967-1970 гг. организация 3 учебных кабинетов по физике, 11 по химии, 21 биологии, 13 общетехнических для факультативных занятий, 30 лингафонных, 6 мастерских по дереву, 10 по металлу, 18 по домоводству29 [12].

Постоянное внимание и поддержка советских органов содействовали значительному укреплению учебно-материальной базы школ. В 1967-68 учебном году 825 восьмилетних и средних школ республики имели мастерские по обработке древесины, металла и комбинированные мастерские. В мастерских было установлено 1850 токарных, фрезерных, строгальных станков по обработке металла и 2700 станков по обработке дерева. Большинство городских и отдельных сельских средних школ имели оснащенные необходимым оборудованием, приборами и наглядными пособиями кабинеты для проведения занятий-практикумов по машиноведению, техническому черчению, радиоделу и электротехнике. В 116 школах функционировали швейные мастерские. В школах республики имелось 4650 швейных машин. В 1070 восьмилетних и средних школах учащиеся проходили трудовое обучение на пришкольных участках, в некоторых из них велась опытническая работа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большинстве школ республики политехническое обучение и трудовое воспитание проводились в соответствии с новой учебной программой. В 1968-69 учебном году на высоком теоретическом и практическом уровне проводились занятия по трудовому обучению в школах г. Душанбе: №17, 31, 1, 14, 44, 39, 11, 9; Чкаловска: № 10, 6; Ленинабада: № 1, 2, 7, 20; Исфары: № 3, 11, 5, 12, 6; Курган-Тюбе: № 1, 2, 3, 4, 6, 7; Пенджикента: № 1, 2; Кумсангирского: № 11, 10; Зафарабадского: № 1, 24, Яванского № 16; Шугнанского: № 12; Ходжентского: № 4, 15, 14 и других районов республики.

В средних школах № 31, 14 г. Душанбе, № 7 г. Ленинабада, № 1 г. Исфары, № 1 г. Курган-Тюбе, № 4 Ходжентского района учащиеся под руководством учителей изготовляли в мастерских действующие электрические модели и приборы (подъемник, модель атома); геометрические тела и многие другие учебно-наглядные пособия, которые использовались в процессе преподавания учителями-предметниками. На уроках труда большое внимание уделялось техническому изобретательству учащихся.

В отдельных сельских школах республики №16 Яванского, №14 Ходжентского, №2 Пенджикентского, №10 Ура-Тюбинского, в школе- интернате кишлака Сары-Чашма Московского района30 [18] опытные участки располагались на богарных землях. Однако учащиеся возделывали их с большим трудолюбием. Большой гордостью воспитанников школы-интерната являлся выращенный ими богарный сад на холмах кишлака Сары-Чашма. Для этого потребовалась мобилизация не только физических, но и духовных сил школьников. Нужно было преодолеть недоверие местных жителей, не веривших в возможность бесполивного садоводства. Учащиеся перекопали целину, удобрили ее, сделали заградительные заборы. Воспитанники увлекли своей идеей и учащихся других школ. Заманчивой была мечта увидеть горные склоны засаженными фруктовыми деревьями. С неустанной заботой школьники ухаживали за каждым саженцем. Их усилия принесли желаемые плоды урожай яблок, груш, слив и других фруктов. Это была победа не только над природой, но и над неверием скептиков. А главное, мечта школьников осуществилась, сила коллектива доказана. Богарные сады школы- интерната занимали площадь около 52 гектаров. Урожай садов, бахчей и огородов шло на нужды интерната, детского сада и местного населения. Характерно, что по примеру учащихся колхозники района также возвели богарные сады и огороды. Склоны гор зазеленели ровными рядами деревьев.

На пришкольных участках велась опытническая работа. Дети под руководством учителей химии и биологии наблюдали за ростом, развитием и накоплением урожая растений, за биологическими изменениями, которые в них происходили.

В трудовом воспитании сельских школьников ведущую роль занимает ученическая производственная бригада. Члены таких бригад выращивали хлопчатник, картофель, виноград и другие, сельскохозяйственные и технические культуры.

Учащиеся изучали также основы устройства и вождения трактора, автомобиля, хлопкоуборочной машины, что способствовало расширению и закреплению знаний, полученных ими на уроках естественно-математического цикла. Но роль ученических бригад не исчерпывается

28 Партархив ГБАО, ф.2, оп.58, д.7, л.24.

29 ПА ТФ ИМЛ, ф.8, оп.21, д.7, л.18.

30 ЦГА Тадж. ССР, ф.360, оп.15, д.323, л.115-116.

только этими узкими учебно-практическими целями. Главное - это воспитание у школьников навыков труда, а также привитие им коллективного труда. Труд в коллективе формирует характер ученика, вырабатывает у него волю, укрепляет физически, труд становится составной частью жизни, необходимой потребностью для молодых людей. К сожалению, как показывает практика школ республики последних лет, наблюдается тенденция ряда руководителей школ, отделов народного образования и шефствующих организаций недооценка значения ученических производственных бригад. Не везде проявляется серьезная забота о создании для бригад необходимой материально-технической базы. Часть ученических бригад преждевременно расформировывается.

Естественно, что с сокращением количества часов, отведенных на производственную практику, объем работы ученических бригад уменьшается, а, следовательно, снижается и их производственная отдача, на что обычно обращают особое внимание руководители школ и шефствующие организации.

Нередко, в нарушение положения об ученических производственных бригадах, учащихся использовали в колхозах и совхозах как дополнительную рабочую силу, при этом неудовлетворительно было поставлено планирование, учет, режим труда и отдыха, не уделялось внимание проведению опытнической работы, техническому творчеству, вопросам конкретной экономики, трудовому воспитанию трудящихся.

Производственная сторона работы ученических бригад имеет немаловажное значение. Но главными здесь являются формы коллективного труда, приобретение опыта, техническое творчество, выработка навыков совместного труда на общую пользу.

Коллективный труд в производственных объединениях школьников выступает как действенное средство формирования у учащихся идейно-политической закалки. Он выступает как мерило, критерий проверки сознательности школьников. Важно, чтобы трудовое воспитание носило систематический, целенаправленный и практический характер.

Трудовое воспитание школьников осуществлялось также через внешкольные детские учреждения: дома пионеров, станции юных техников, натуралистов, туристические базы, спортивные школы и др. По своей природе внешкольные учреждения верные союзники и помощники школы в ее работе по воспитанию активных, творчески мыслящих юных граждан. Они призваны приобщать детей к творческому труду, который влился бы в общий труд народа. И то, что делают ребята, это не искусные забавные дела, а вещи, представляющие практический интерес и ценность.

Действующие модели, изготовленные в кружках внешкольных учреждений и школах республики, демонстрировались на ВДНХ СССР и ВДНХ Таджикской ССР, на заграничных выставках. Изготовленная в 1966 г. химико-техническим кружком Центральной станции юных техников г. Душанбе и демонстрировавшаяся на ВДНХ СССР действующая модель автоматического завода по производству медицинского гипса вызвала большой интерес у производственников.

На Всероссийском слете юных агрономов и на ВДНХ СССР высокую оценку получил полевой портативный прибор- лаборатория по определению подвижного фосфора в почве, изготовленный ребятами Центральной станции юных натуралистов в г. Душанбе31 [4].

В то время, как отмечали Совмин Таджикской ССР, МНО Таджикской ССР, Госкомитет Совмина Таджикской ССР по профессионально-техническому образованию, Госкомитет по использованию трудовых ресурсов и другими министерствами и ведомствами Таджикской ССР больше внимания уделяли вопросам организации работы по профессиональной ориентации молодежи. В республиканских и районных газетах публиковались материалы, рассказывающие о работе отдельных предприятий и строек, об особенностях наиболее массовых рабочих профессий.В средних общеобразовательных школах проводились вечера встречи выпускников и старшеклассников с руководителями предприятий, строек, передовиками и новаторами производства, которые знакомили учащихся с рабочими профессиями.

В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию общественные организации, органы народного образования особенно большое внимание уделяли профессиональной ориентации молодежи. Это было связано с тем, что в отличие от прошлых лет, неизмеримо возрастал удельный вес выпускников средних школ, поступающих работать в различные отрасли народного хозяйства. Вопросам дальнейшего улучшения трудового обучения, адаптации школьников к условиям производства было посвящено постановление Совета Министров Таджикской ССР «Об улучшении работы по профессиональной ориентации в Таджикской ССР»,

31 Коммунист Таджикистана. 1966, 6 января.

принятое 1 апреля 1970 года32 [12]. Этот документ способствовал улучшению организаторской работы по обеспечению материальной базы школ необходимым оборудованием, усилению внимания к трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.

На новом этапе в качестве одной из важнейших народнохозяйственных и политических задач выдвигалось необходимость улучшения работы по профессиональной ориентации и трудовому воспитанию учащихся. При этом учитывалось как склонности молодежи, так и потребность народного хозяйства в квалифицированных кадрах по определенным профессиям и специальностям. В связи с этим особую значимость в условиях Таджикистана приобретала формирование квалифицированных рабочих кадров из лиц коренного населения. К этому важному делу должны были были привлечены коллективы предприятий, строек, колхозов и совхозов, широкая общественность33 [16]. Забота о школе содействовала значительному улучшению профориентации, вовлечению десятков тысяч выпускников средних школ в промышленное и сельскохозяйственное производство.

Предметом особой заботы Советского правительства в тот момент являлось трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. В принятом в декабре 1977г. постановлении Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» были предусмотрены действенные меры по всестороннему улучшению трудового воспитания в общеобразовательной школе. В этих целях Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик было предложено организовать эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся с учетом использования близлежащих к школе предприятий, колхозов и совхозов. В штаты областных, районных (городских) отделов народного образования была введена дополнительная должность инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.

Для организации работы по профориентации учащихся и содействия трудовому устройству выпускников средней школы, было признано необходимым создать при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов комиссии с участием представителей школ и других учебных заведений, производственных коллективов, общественных организаций и руководителей, в средних общеобразовательных школах организовать учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации учащихся34 [7].

Становление и развитие системы трудового обучения и воспитания подрастающего поколения показывает, что формирование личности учащихся происходит в процессе активной деятельности, вне которой нет развития. Важнейшим видом этой деятельности, оказывающим наибольшее воздействие на выработку нравственных черт и качеств характера школьника, является общественно полезный труд, в ходе которого ребенок-подросток вступает в многообразные отношения с членами детского коллектива, с взрослыми, с окружающей материальной средой, с обществом, осознает себя членом этого общества.

Все более важное значение приобретало трудовое воспитание, вовлечение детей, подростков, молодежи в общественно полезный труд.

Повседневная забота о политехнизации школы, трудовом обучении и воспитании содействовала успешному решению задач подготовки подрастающего поколения к труду в народном хозяйстве.

Усиление внимания к трудовому воспитанию осуществлялось в комплексе с идейно-политическим и нравственным воспитанием, содействовало формированию у учащихся политической сознательности и трудовой активности.

Важным в трудовом воспитании являлось сплочение детских трудовых коллективов и организация их активной трудовой деятельности. Этого удалось достигнуть совместными усилиями внешкольных учреждений, предприятий и колхозов, семьи и общественности.

Трудовое воспитание учащихся осуществлялось на прочной материальной основе, при одновременном укреплении учебно-материальной базы школ, при активном участии в этом процессе крупных промышленных предприятий, колхозов и совхозов, школьных педагогов по труду и мастеров производства. Шефская помощь содействовала приближению содержания трудового обучения и воспитания учащихся непосредственно к современным запросам народного хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

32 ПА ТФ ИМЛ, ф.3, оп.235, д.198, л.181.

33 Стенографический отчет. Душанбе, Ирфон, 1972, с.45.

34 Коммунист Таджикистана. 1977, 29 декабря.

1. В.И.Ленин о воспитании и образовании. - М., 1973. - 650 с.

2. Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник документов (1965-1972 гг.). - М., 1972, с.371.

3. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в Тадж. ССР. - Сталинабад: Учпедизд., 1959.

4. Коммунист Таджикистана. 1966, 6 января.

5. Коммунист Таджикистана. 1963, 26 апреля.

6. Коммунист Таджикистана. 1976, январь № 2, с.73.

7. Коммунист Таджикистана. 1977, 29 декабря.

8. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.38, с.409.

9. ЛОПА, ф. 640, оп. 1, д. 1, л. 15. 9. Там же, ф. 388, оп.1, д.11, л. 10.

10. Мактаби Советй, 1963, № 8, с.8.

11. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917- 1973гг., с.219.

12. Партийный архив Таджикского филиала Института марксизма-ленинизма (далее ПА ТФ ИМЛ), ф.3, оп.151, д.91, л.8.

13. Партархив ГБАО, ф.2, оп.58, д.7, л.24.

14. СССР на пути строительства коммунизма (1959-1970гг.), с.270.

15. Справочник партийного работника. Вып.6. М., 1966, - 405 с.

16. Стенографический отчет. Душанбе: Ирфон, 1972, с.45.

17.Трапезников С.П. Интеллектуальный потенциал коммунизма. - М.: Политиздат, 1976, с.47.

18. Центральный государственный архив Таджикской ССР (далее ЦГА Тадж.ССР), ф.20, оп.1228, д.235, л.67-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.