Научная статья на тему 'ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА (60-Е ГОДЫ ХХ В)'

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА (60-Е ГОДЫ ХХ В) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНЫЕ ГОДЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллоев М.Х.

В статье раскрывается история развития советской общеобразовательной школы Таджикистана в 60-е годы XX столетия. Автор подчеркивает, что принципы на которых строилась советская система образования и воспитания заключается в единстве принципов обучения и воспитания, и их связи с жизнью, в научном характере образования и его постепенного совершенствования на основе новейших достижений науки и техники, культуры и искусства; в его гуманистическом и высоконравственном характере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL SCHOOLS OF THE SOVIET TAJIKISTAN (60 YEARS OF 20 CENTURY)

In given article, in are short the development history Soviet a comprehensive school Tajikistan 60 е years of XX century is considered. The author underlines, that principles on which was under construction, the Soviet education system and education, consists in unities of training and education with a life, in scientific character of formation and its gradual perfection on the basis of advanced achievements of a science and technics, cultural and art, in it hummemstic and highly moral character.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА (60-Е ГОДЫ ХХ В)»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА (60-е ГОДЫ ХХ в.)

Абдуллоев М. Х.

Кулябский государственный университет имени А. Рудаки

Принципы, на которых строился, советская система образования и воспитания, заключается в единстве обучения и воспитания, в научном характере образования и его постепенного совершенствования на основе новейших достижений науки и технике, культуры и искусства, в его гуманистическом и высоконравственном характере.

Необходимо было дальнейшее совершенствовании всей общеобразовательной системы, в первую очередь средней школы на основе комплексного подхода, обеспечивающего тесное единство обучения и воспитания: идейно-политического, трудового и нравственного.

Начиная с 1959-60 учебного года, развитие народного образования в республике, как и во всей стране, осуществлялось в соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развития системы народного образования в Таджикской ССР» придавая большое значение воспитанию трудящихся, особенно молодежи, указал, что необходимо обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения в духе приближения школы к жизни.

В свете требований Закона о школе в органах народного образования и школах республики шел процесс перестройки и совершенствования работы по обучению и воспитанию учащихся. Под руководством советских, профсоюзных организаций уровень учебно-воспитательной работы повысился в школах Курган-Тюбе, где успеваемость за 1959-60 учебный год несколько улучшилась и составляла 90,3% против 87% в 1958-59 учебном году. На повторный год обучения оставлено 1530 из 21856 учащихся [4].

Правительства Таджикистана придавал большое значение улучшению учебно-воспитательной работы в школах, систематически направлял деятельность советских органов, Министерства народного образования республики на решение этой важной задачи и неоднократно возвращался к ее рассмотрению. Только в течение одного 196061 учебного года были приняты: постановление Совета Министров Таджикской ССР «Об улучшении снабжения учреждений просвещения мебелью, учебно-наглядными пособиями, инвентарем и оборудованием», «Об издании и реализации школьных учебников на 1960-61 учебный год», «О ходе строительства школ, школ-интернатов, детских учреждений и постепенном переводе школ на занятия в одну смену», «О мероприятиях по развитию школ-интернатов на 1959-1965гг.», «Об организации школ с продленным днем», «О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ», «О ходе выполнения постановления Совета Министров Таджикской ССР», «О мерах по дальнейшему развитию детских школьных учреждений», «О ходе выполнения Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Таджикской ССР» и ряд других.

В Таджикистане придавалось большее значение новым формам учебно-воспитательных учреждений, школам-интернатам. Вопрос этот несколько раз обсуждался на заседаниях Совмина Таджикистана. В постановлении Совета Министров Таджикистана от 16 апреля 1959г. «О мерах по развитию школ-интернатов в республике на 1959-1965гг.» был утвержден план размещения и набора в школы-интернаты. До конца семилетки намечалось в городах и районах республики построить 70 школ-интернатов, из них 63 одиннадцатилетних и 7 восьмилетних с общим контингентом 26020 учащихся [1, с. 7].

Задачи постоянного улучшения учебно-воспитательной работы в школах и повышения успеваемости учащихся требовали от советские органы, Министерства народного образования проведения широкой работы по повышению квалификации педагогических кадров. В мае 1960г. Совмин Таджикистана принял постановление «О мерах по улучшению обеспечения общеобразовательных школ республики учительскими кадрами». Отмечалось, что в деле подготовки учительских кадров для общеобразовательных школ республики проделана значительная работа. Больше внимания работе с учительскими кадрами уделяли горисполкомы и райисполкомы. Проявлялась забота об улучшении жилищно-бытовых условий учителей.

Увеличилось число учителей с высшим образованием, подавляющее большинство директоров восьмилетних, средних и одиннадцатилетних школ имело высшее образование и продолжительный стаж педагогической работы. В школах республики в 1960-61 учебном году работало 22494 учителя, в том числе с высшим образованием 6219, с незаконченным высшим 4544, со средним специальным педагогическим образованием 9874 и 1717 учителей со средним общим образованием. За это же время курсами по повышению квалификации и переподготовке учителей и других работников народного образования было охвачено 3258 человек [1, с. 8].

Однако несмотря на количественный и качественный рост учительских кадров, в школах не хватало большого количество учителей. Считались недопустимыми необоснованные переводы и перемещения учителей, часто даже в течение учебного года, что приводило к обезличке и безответственности в учебно-воспитательной работе в школах.

В ноябре 1961г. Совет Министров Таджикской ССР приняли постановление «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами». В связи с введением всеобщего обязательного восьмилетнего образования, организацией школ-интернатов и школ продленного дня, расширением сети вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность в кадрах учителей и воспитателей. Постановление обязало Госплан, Министерство народного образования, Государственный комитет высшего и среднего образования Таджикской ССР устранить имевшиеся серьезные недостатки в планировании и подготовке педагогических кадров, увеличить планы приема студентов на дневные, вечерние, заочные отделения пединститутов, университета и педучилищ в соответствии с потребностями школ в учителях и воспитателях на 1966-1970гг.

Большую работу по повышению квалификации учителей и улучшению учебно-воспитательной работы в школах проводили областные городские исполкомы. В феврале 1961г. Горно-Бадахшанского областной совет обсудило вопрос «О руководстве Хорогского горисполком народным образованием». Где отмечалось, что в 1960-61 учебном году школы г. Хорога были лучше подготовлены к приему учащихся. 59 школ перешли на односменную работу. Улучшилась политико-воспитательная работа среди женщин-учителей. 13 женщин работали директорами и завучами средних и семилетних школ [7].

Во время летних каникул 1960г. 142 учителя закончили краткосрочные курсы по усовершенствованию квалификации, в их числе 50 учителей начальных классов, 50 учителей по русскому языку и родному языку, 17 по химии и биологии. 25 человек закончили трехмесячные курсы учителей русского языка [8].

Школы ГБАО в 1960-61 учебном году были лучше обеспечены педагогическими кадрами, чем в прошлые учебные годы. Всего в области работало 1755 учителей, в том числе с высшим образованием 449, с незаконченным высшим 509, со средним специальным образованием 714, с общесредним образованием 77, и не имеющих среднего образования 4 человека. Повысилось качество преподавания учебных предметов, улучшился контроль и руководство учебным процессом. Из общего числа 15496 учащихся аттестовано 15463, переведено в следующие классы 14441, оставлены на повторный год 746 учащихся [9].

Повышение квалификации учительских кадров осуществлялось при областном институте усовершенствования учителей. Более 300 учителей, не имевших соответствующего образования, являлись студентами-заочниками высших учебных заведений, 50 человек в 1961г. окончили заочно пединституты [10].

Вопросами улучшения учебно-воспитательной работы в школах постоянно занимался Кулябский горисполком. В сентябре 1960г. заседание горисполкома рассмотрело вопрос о выполнении мероприятий по переводу школ на занятия в одну смену и о подготовке к началу 1960-61 учебного года. Если в 1959-60 учебном году в городе в третью смену занимались 256 учащихся, во вторую 5352 учащихся, то в 1960-61 учебном году была полностью ликвидирована третья смена. Работало 11 групп продленного дня с охватом 354 учащихся. В 1960-61 учебном году в Кулябском районе функционировало 72 школы, из них 6 школ одиннадцатилетних, 8 школ десятилетних, 5 школ с восьмилетним обучением, 29 школ с начальным обучения. В этих школах работало 800 учителей, из них женщин 195, местной национальности 47 человек. Имели

высшее образование 189, неполное высшее 194, среднее педагогическое 352, общее среднее 65 учителей [6].

Успешно завершили 1959-60 учебный год школы города Ленинабада. Улучшилась учебно-воспитательная работа, повысилась успеваемость. Из 10289 учащихся сдали экзамены 9699 человек, или 94%, 235 учащихся успешно окончили 10-й класс, из которых 6 человек с золотой и 2 с серебряной медалью.

Регарский горисполком в марте 1962г. обсудил вопрос о руководстве народном образования. В принятом решении указывалось, что в школах города неполностью охвачены учебой девушки местной национальности, имеет место их отсев в процессе учебы по неуважительным причинам. В 1954-55 учебном году в 1 классах школ Регара обучалось 1694 ученицы, а в 1961-62 учебном году осталось 839 учениц. Во 2-х классах в том же году было 1926 учениц, в 10-м классе их осталось только 406 девушек (1961-62 учебный год). Имели место случаи, когда родители препятствовали учебе своих детей, в частности дочерей, и выдавали их замуж до окончания учебы в школе. В 1961-62 учебном году в городе не было охвачено и не аттестовано 207 учащихся, из них 114 девушек местной национальности [2].

В решении Горно-Бадахшанского облисполкома от 28 февраля 1962г. указывалось на успехи и недостатки в учебной и учебно-воспитательной работе, горрайисполкомы в ближайшее время устранить недостатки в осуществлении всеобщего обязательного обучения, в постановке учебно-воспитательной работы, трудового и производственного обучения в общеобразовательных школах, в подборе и воспитании педагогических кадров. Обеспечить развертывание в области сети восьмилетних школ, укрепление их учебно-материальной базы, полное осуществление всеобщего обязательного восьмилетнего обучения всех детей школьного возраста по каждому населенному пункту. Обеспечить возвращение в школу всех ранее отсеявшихся учащихся [11].

Положительный опыт был накоплен в средней школе № 44 и в колхозе им. Дзержинского Пянджского район по совместной работе, направленной на обеспечение выполнения Закона о всеобуче.

Вопросы о полном охвате детей обучением неоднократно были предметом обсуждения в этой школе. Проводилась разъяснительная работа с родителями. Особое внимание уделял возврату в школу ранее бросивших учебу девочек местной национальности.

В 1964-65 учебном году в республике активизировалась работа по преодолению второгодничества и улучшению воспитательного процесса среди школьников. Заметно возросло количество учителей, использовавших эффективные методы преподавания. Стало больше школ, педагогические коллективы которых творчески работают над активизацией обучения учащихся, воспитанием интереса к знаниям, развитием умственных способностей детей, над преодолением второгодничества.

Несколько повысилась успеваемость учащихся, которая характеризовалась следующими данными:

К-во учени ков на конец уч. Года Переведено или окончило Перевод оставлен до осени Оставлено на второй год обучения % успевае мости

1964-65 1-Х1 501 818 468 339 11 788 21 635 93,3 %

1963-64 1-Х1 463 930 429 668 11 770 24 492 92,6 %

Более высокая успеваемость, превышающая 95%, была в школах Канибадамского, Дангаринского, Московского, Науского, Пархарского районов и Горно-Бадахшанской автономной области. В Ходжентском районе 10,1% учащихся являлись отличниками учебы, в Канибадамском 9,3%, а в республиканской хореографической школе-интернате 17,2%. Сравнительно высокой успеваемости добились школы Нурека. Многие учителя закончили 1964-65 учебной год без второгодников. В Орджоникидзеабадском районе таких учителей было 164, в Ура-Тюбе 44, в Ходженте 120, в г. Чкаловске 49, в г. Душанбе 292 человека.

В республике получил широкое распространение опыт работы учительницы родного языка и литературы школы № 52г. Душанбе Шарофат Бурхановой которая

систематически работала над развитием письменной речи учащихся, предупреждением ошибок в сочинениях и изложениях, проводила тщательный анализ письменных работ учащихся, знакомила их с особенностями публицистической, научной и художественной речи, учила письму деловых бумаг [12].

Дальнейшее развитие получили школы и группы с продленным днем. Они были организованы в целях дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и проведения их досуга.

Развитие сети школ с группами продленного дня за ряд лет характеризуется следующими данными:

На конец учебного Число школ с В них групп Численность уча-

года продл. днем и гр. продленного щихся в групп продл.

продл. дня дня дня (в тыс. чел.)

1961-62 73 139 4,2

1962-63 89 210 6,5

1963-64 166 431 13,3

1964-65 231 602 19,6

1965-66 213 - 23,635

Несмотря на определенные успехи школ, и групп с продленным днем, в республике их еще не хватало. В 1964-65 учебном году в районах ГБАО, Пянджском, Айнинском, Ганчинском, Джиргатальском, Дангаринском, Колхозабадском, Куйбышевском, Московском, Пархарском и Яванском районах не было организовано ни одной школы с группами продленного дня [3].

30 декабря 1966г. Совет Министров республики приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы Таджикской ССР». В нем были намечены пути претворения в жизнь политики партии в области народного образования, разработаны практические шаги по переходу к всеобщему среднему образованию и улучшению учебно-воспитательной работы. Постановление предусматривало развитие сети школ на пятилетие, подготовку и повышение квалификации учительских кадров, рост контингента учащихся, открытие новых школ-интернатов, школ и групп с продленным днем. Указывалось на необходимость дальнейшего повышения качества обучения и воспитания в школах республики, принятие действенных мер к резкому сокращению второгодничества, повышение роли урока как основной формы обучения. Рекомендовалось строго регулировать объем домашних заданий, обеспечивая в основном усвоение учебного материала на уроках, в лабораториях, на практических занятиях; шири внедрять в учебный процесс современные технические средства обучения: радио, кино, телевидение.

Министерству народного образования Таджикской ССР разрешалось иметь некоторые количество средних школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением математики, вычислительной техники, физики и радиотехники, химии и химической технологии, биологии и агробиологии и.т.п. [5].

Исполкомы местных Советов, органы народного образования последовательно закрепили достижения восьмилетнего всеобуча, внедряя в учебный процесс современные технические средства, способствовали улучшению трудового, идейно-политического и эстетического воспитания учащихся. 17 января 1967г. Курган-Тюбинский горком партии утвердил мероприятия по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы. Педагогические коллективы обязывались активизировать деятельность по переходу к всеобщему среднему образованию, улучшению учебно-воспитательной работы и вооружению учащихся прочными знаниями основ наук, формировании. У них высокой коммунистической сознательности, подготовки молодежи к сознательному выбору профессии, связывая всю воспитательную работу с жизнью. Воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма, готовность к защите социалистической Родины, решительной борьбы с буржуазной идеологией, с проявлениями чуждой морали.

Во всех школах, районах и городах республики активизировалась работа по переходу к всеобщему образованию, по повышению уровня обучения и воспитания. Осуществлен был ряд мер, обеспечивающих рост теоретического и методического мастерства учителей в связи с переходом на новые программы и усилением внимания к

идейно-политическому воспитанию учащихся. Учебный процесс совершенствовался за счет обогащения программного материала и усиления акцента на всестороннее развитие школьников.

По новым программам и учебникам в 1967-68 учебном году работали учителя биологии в 5-10 классах, иностранного языка в 5 классах с таджикским языком обучения, географии в 9, физики в 6, химии и обществоведения в 10, иностранного языка в 5 классах с русским языком обучения. В первых классах был начат переход на новые программы обучения. В школах № 7, 9, 22, 31 города Душанбе осуществлялось программированное обучение физике. Во многих школах вводились факультативные занятия по предметам.

Широкое распространение получили такие формы воспитательной работы в школах, как олимпиады, конкурсные сочинения, вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами партии и труда, с участниками войны.

Положительно изменилась и результативность учительского труда. Уменьшилось число учащихся, исключенных из школы за плохое поведение, сократился показатель беспричинного выбытия из школ. Из 618688 учащихся успешно закончили учебный год 592063, т.е. 93,8%. Несмотря на увеличение общего числа учащихся, число второгодников составило 3,7% общего числа учащихся против 4,1% в 1966-67 учебном году. В школах заметно возросло число учащихся, успевающих на оценки 4 и 5. Высоких показателей в успеваемости добились школы ГБАО, г. Канибадама, г. Куляба, Зафарабадского, Науского и Аштского районов.

Результаты выпускных экзаменов в общеобразовательных школах и вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения в 1968г. показали, что более глубокую подготовку по математике, физике, химии, родному и иностранному языкам получили учащиеся средних школ № 1, 10, 3 г. Чкаловска, № 1 г. Ура-Тюбе, № 1, 8, 39, 20, 21, 15, 34 г. Душанбе, № 1, 3, 8, 15 г. Ленинабада.

В республике улучшалась работа по переподготовке и росту квалификации учителей, руководителей школ и других работников народного образования. Особое место в ней занимала система мероприятий по усовершенствованию теоретического уровня и методического мастерства учителей без отрыва от производства, непосредственно на местах. В годы восьмой пятилетки ежегодно на различных курсах и семинарах повышали квалификацию 12-13 тыс.учителей. Это почти в три раза больше, чем в 1962 году.

В республике работала широкая сеть базовых и опорных школ, школ передового педагогического опыта, в которых тысячи учителей совершенствовали свои знания, овладевали секретами педагогического мастерства.

Особое внимание уделялось усовершенствованию подготовки и росту мастерства учителей начальных классов, которые принимали участие в работе методических семинаров 200 базовых школ.

Опыт пятилетней работы подтвердил эффективность этой формы повышения квалификации учителей начальных классов. Значительно возросло их методическое мастерство, повысился идейно-теоретический уровень, знания в области педагогики и методики начального обучения.

Литература:

1. Абдуллоев М. Х. Из истории Советской школы в Таджикистане (1959-1970). - Душанбе,

2008.

2. АИ. ПИ. ЦК. КП. РТ., ф.16, оп.16, д.36, л.11-13.

3. АИ. ПИ. ЦК. КП. РТ., ф.3, оп.210, д.25, л.344.

4. Архив института политической истории центрального комитета Коммунистическое

партии Республики Таджикистана ( далее АИ. ПИ. ЦК. КП. РТ.), ф.1739, оп.8, д.20, л95.

5. Коммунист Таджикистана. - 1967. - 8 января.

6. Кулябский областной партийный архив (далее КОПА), ф.7, оп.12, д.10, л.28-30.

7. Партархив ГБАО, ф.2, оп.53, д.18, л. 222.

8. Партархив ГБАО, оп.51, д.62, л.3.

9. Партархив ГБАО, оп.53, д.66, л.4.

10.Партархив ГБАО, ф.2, оп.53, д.66, л.5.

11. Партархив ГБАО, ф.2, оп.56, д.1, л.47.

12. Центральный государственный архив РТ, ф.360, оп.15, д.235, л. 17-21.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА

(60-е ГОДЫ ХХ в)

В статье раскрывается история развития советской общеобразовательной школы Таджикистана в 60-е годы XX столетия. Автор подчеркивает, что принципы на которых строилась советская система образования и воспитания заключается в единстве принципов обучения и воспитания, и их связи с жизнью, в научном характере образования и его постепенного совершенствования на основе новейших достижений науки и техники, культуры и искусства; в его гуманистическом и высоконравственном характере.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, народное образование, учебные годы, учительские кадры, учебно-воспитательная работа.

GENERAL SCHOOLS OF THE SOVIET TAJIKISTAN (60 YEARS OF 20 CENTURY)

In given article, in are short the development history Soviet a comprehensive school Tajikistan 60 е years of XX century is considered. The author underlines, that principles on which was under construction, the Soviet education system and education, consists in unities of training and education with a life, in scientific character of formation and its gradual perfection on the basis of advanced achievements of a science and technics, cultural and art, in it hummemstic and highly moral character.

Keywords: comprehensive school, national formations, academic years, teacher's personal shots, educational work.

Сведения об авторе: Абдуллоев М. Х., доктор исторических наук, профессор кафедры истории и права Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, e-mail: rajabov-kh@mail.ru

About author: Abdulloev M. Kh., doctor of historical science, Professor of the chair of history and law, Kulob State University named after A. Rudaki

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ШОС В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

Алиева Р. Р.

Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции

Обретение государственной независимости в 1991г. открыло Таджикистану возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику, определять направления и приоритеты межгосударственных отношений.

Формирование внешнеполитического курса суверенного Таджикистана, началось в новых исторических условиях, в ходе которого наше государство прошло путь от актуальных для международной обстановки тех лет дипломатических акций до уровня реализации полномасштабной концепции взаимодействия с внешним миром. Характер, динамика, насыщенность событиями и продолжительность этого этапа были обусловлены гражданской войной в стране и преодолением её последствий в рамках мирного процесса и установления национального согласия.

В процессе формирования внешнеполитического курса Республики Таджикистан, одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Таджикистан - Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Актуальность сотрудничества Таджикистана с ШОС объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход СССР с политической арены, коллапс биполярной системы, создание ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - все это вместе взятое заставило многие страны искать утерянную сбалансированность в новых условиях коллективной безопасности и экономического сотрудничества, так называемых региональных объединений.

Как известно, идея создания «Шанхайской пятерки» возникла при урегулировании границ между Китаем, Россией и новыми независимыми государствами Центральной Азии. Начав свое становление с разрешения пограничных проблем, лежащих в области международного публичного права, ШОС оказалась международной организацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.