Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ПЕДАГОГОВ В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ПЕДАГОГОВ В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ШКОЛА / ДЕТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фозилова М.З.

Статья посвящена освещению форм и методов подготовки женщин-педагогов в 80-е годы ХХ века. В начале 80-х годов были намечены меры по дальнейшему улучшению подготовки педагогических кадров, предусмотрены условия расширения сети подготовки учителей начальных классов, русского языка и литературы для национальных школ, трудового обучения, введения предметов эстетического цикла, а также воспитателей детских дошкольных учреждений, групп продлённого дня, школ-интернатов и детских домов. Была продолжена практика целевой (внеконкурсной) подготовки педагогических кадров для сельских школ отдалённых районов. Особое внимание уделялось вопросу привлечения женщин к руководящей работе. Осуществление этих мер стало главным направлением в деятельности органов народного образования Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF TRAINING OF WOMEN-TEACHERS IN 80Y YEARS OF THE XX-TH CENTURY

The article is dedicated to the forms and methods of training of women-teachers in 80y years of the XXth century. Concrete measures on the further improvement of training of pedagogical staffs have been planned in the early of the 80th years and were provided the conditions of expansion of a network of training of teachers of initial classes, Russian and the literature for national schools, labour training, introduction of subjects of an aesthetic cycle, and also tutors of preschool institutions, groups of the prolonged day, boarding schools and children's homes as well as. Practice of target (out-of-competition) training of pedagogical staffs for rural schools of the remote areas has been proposed too. The special attention was given to a question of attraction of women to supervising work. Realisation of these measures became a mainstream in activity of bodies of national education of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ПЕДАГОГОВ В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА»

16. Shahrani, M. N. Resisting the Taliban аМ Talibanism in Afghanistan: Legacies of f Century of Internal Colonialism and Cold War Politics in a Buffer State// Perceptions. Journal Of International Affairs December 2000-February 2001Volume V - Number 4 Availavbe at: http://www.mfa.gov.tr/grupa/percept/V-4/shahrani.10.htm

17. Shalinsky A. Long Years of Exile: Central Asian Refugees in Afghanistan and Pakistan (Долгие годы в изгнании: средеазиатские беженцы в Афганистане и Пакистане) -Lanham: University Press of America,1994.

ЗАПАДНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

В статье подвергнуты историографическому анализу исследовательские работы западных англозычных авторов по теме истории среднеазиатской эмиграции в сопредельных странах Востока периода первых двух первых десятилетий Советской власти.

Ключевые слова: среднеазитская эмиграция, история Синьцзяня, история Афганистана, киргизы, басмачи, китайский Туркестан, узбеки Афганистана.

WESTERN HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF THE CENTRAL ASIAN EMIGRATION OF THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD

This article analyses the writings of Western, mostly English-speaking authors about the history of the emigration of the Central Asians to the neighboring countries of the East during the first two decades of the Soviet rule.

Key words: Central Asian emigration, Xinjiang history, Afghan history, Kyrgyzes, Basmachis, Chinese Turkestan, Uzbeks of Afghanistan.

Сведения об авторе: Абдуллаев К. Н., кандидат исторических наук, Российско-Таджикский (славянский) университет, e-mail: kamolkhon@yahoo.com

Information about the author: Abdullaev K. N., PhD of historical science, Russian-Tajik (slavonic) University

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ПЕДАГОГОВ

В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Фозилова М. З.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

В «Основных направлениях экономического и социального развития страны на 1981-1985 годы и на период до 1990г.» были определены меры по дальнейшему повышению качества и эффективности работы педагогических учебных заведений. В этом направлении главными задачами педагогических коллективов стало качественное улучшение учебно-воспитательного процесса, широкое и систематическое использование передового педагогического опыта, укрепление связи обучения с жизнью.

В начале 80-х годов были намечены конкретные меры по дальнейшему улучшению подготовки педагогических кадров, предусмотрены условия расширения сети подготовки учителей начальных классов, русского языка и литературы для национальных школ, трудового обучения, введения предметов эстетического цикла, а также воспитателей детских дошкольных учреждений, групп продленного дня, школ-интернатов и детских домов.

Была продолжена практика целевой (внеконкурсной) подготовки педагогических кадров для сельских школ отдаленных районов. Особое внимание уделялось вопросу привлечения женщин к руководящей работе. Осуществление этих мер стало главным направлением в деятельности органов народного образования Таджикистана.

В обеспечении общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений педагогическими кадрами большое место принадлежит высшим педагогическим учебным заведениям республики.

129

Коллективы высших педагогических учебных заведений Таджикистана, претворяя в жизнь решения партии и правительства, в том числе постановления «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», ноябрьского (1982г.), июньского (1983г.) и февральского (1984г.) пленумов ЦК КПСС, при наборе первокурсников отдавали предпочтение выпускникам отдаленных районов республики. Эти районы остро нуждались в учителях различных специальностей. Эффективную поддержку в вовлечении девушек местной национальности в вузы оказывали ректорат и общественные организации ДГПУ имени Т.Г.Шевченко. В 1985г. из числа выпускниц средних школ в Джиргатальском районе 10 девушек поступили в педагогический институт. В 1985г. в общем составе работников системы народного образования Джиргатальского района числилось 105 женщин, из которых 56 имели высшее образование. В середине 70-х годов в этом районе не было ни одной учительницы сельской местности с высшим педагогическим образованием [1, с. 49].

Перелому способствовал приказ «Об утверждении плана внеконкурсного приема молодежи, проживающей в сельской местности в педагогические вузы республики» [9, с. 104]. Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования Таджикской ССР в марте 1985 года, о чем свидетельствует следующая таблица [7, с. 290-291]:

1980 /1981 1982 /1983 1983 /1984 1985 /1986

Процент женщин в составе студентов высших учебных заведений 36 37 39 42

В том числе в учебных заведениях просвещения 42 43 45 50

Процент женщин в составе средних специальных учебных заведений 42 44 43 42

В том числе в учебных заведениях просвещения 64 67 67 64

Анализ таблицы показывает к выводу, что в 1985/1986 учебном году контингент студенток в высших учебных заведениях увеличился по сравнению с 1980/1981 учебным годом на 42%, в том числе в учебных заведениях просвещения на 50%.

Как следует из таблицы с 1980 по 1986гг. процент женщин в составе ССУЗов остался без изменения на 42%, в том числе в области просвещения на 64%.

Учебный процесс оставался главным в деятельности высших учебных заведений. Особое внимание уделялось улучшению качества преподавания, совершенствованию планирования учебного процесса, повышению идейно-теоретического уровня лекций и других видов занятий, росту педагогического мастерства преподавателей. Был принят ряд конкретных мер по дальнейшему совершенствованию содержания педагогической, производственной и учебно-полевой практики студентов. Проводилась работа по активизации учебного процесса, которая выражалась в улучшении качества подготовки будущих учителей-педагогов. Применялись различные формы контроля. На кафедрах обсуждались конспекты и тексты лекций, что позволяло преподавателям идти в аудиторию с апробированными материалами. Проводились показательные занятия и открытые лекции, оценивались итоги взаимопосещения занятий.

На кафедрах и факультетах вузов проводились теоретические семинары и методические комиссии, на которых обсуждались актуальные проблемы той или иной науки, а также вопросы совершенствования педагогического мастерства. Всё это положительно отразилось на качественных и количественных показателях во время зачетно - экзаменационных сессий что, безусловно, свидетельствует о повышении уровня успеваемости студентов.

Заметное повышение успеваемости девушек наблюдалось по трем педвузам. Так, в Ленинабадском государственном пединституте при общей успеваемости 91,3%, у девушек она составляла 95,7%, в Кулябском пединституте при общей успеваемости 85,6% - 91,2%, в Душанбинском пединституте - 90,7% [8, л. 95].

В зимней экзаменационной сессии 1983/1984 учебного года в Кулябском педагогическом институте приняли участие 2459 студентов, в том числе 734 девушки. Общая успеваемость студентов первых курсов составляла - 81,8%, у девушек - 87,7%; на втором курсе соответственно 82,5% и 93,8%; на третьих курсах 86,2% и 91,3%; на четвертых курсах - 86,0% и 91,6%; на пятых - 95,5% и 99,5% процентов [8, л. 95]. Показатели итогов зимней зачетно-экзаменационной сессии у девушек выгодно отличались и в качественном отношении. Так, из общего числа студентов сдали все экзамены на «отлично» 5,3%, из них девушки - 8,9%. Среди сдавших экзамены на «отлично» и «хорошо» из 18,5% девушек 25,3% [8, л. 95].

Летняя экзаменационная сессия в этом вузе завершилась следующим образом: всего студентов к началу экзаменационной сессии было 2454, из них 749 девушек. На «отлично» сдали 109, из них 45 девушек, на «хорошо» и «отлично» соответственно 399 и 180, на «удовлетворительно» - 1542 и 450, «неудовлетворительно» - 351 и 68 [8, л. 45].

В летней экзаменационной сессии 1983/1984 учебного года в Душанбинском пединституте принимали участие 5670 студентов, из них 2504 девушки. Сдали экзамены соответственно 4933 и 2238, из них: на «отлично» 243 и 113, на «хорошо» и «отлично» 952 и 500, на «удовлетворительно» - 600 и 229, «неудовлетворительно» - 585 и 230. Были переведены на следующий курс соответственно 4260 и 2026 [8, л. 45].

В том же учебном году на подготовительный курс при Душанбинском пединституте были зачислены 190 человек, в том числе 53 девушки местной национальности.

В летней экзаменационной сессии 1983/1984 учебного года в Ленинабадском пединституте имени С.М.Кирова участвовали 5025 студентов, из них 2371 девушки. Сдали экзамен соответственно 4265 и 2176, на «отлично» - 315 и 211, на «отлично» и «хорошо» - 1258 и 711, «неудовлетворительно» - 428 и 158, были переведены на следующий курс - 3310 и 1757, отчислены - 47 и 17 [8, л. 95].

Учебный процесс во всех высших педагогических учебных заведениях был организован в соответствии с учебными планами и программами. Была проведена определенная работа по совершенствованию и рационализации расписания учебных занятий, обеспечения студентов учебниками и учебно-методическими пособиями. Большое внимание было уделено организации самостоятельной работы студентов, использованию в учебном процессе наглядных пособий и технических средств обучения. Были достигнуты определенные положительные результаты по посещаемости и успеваемости студентов, особенно девушек, что видно из вышеуказанных показателей.

В подготовке квалифицированных педагогических кадров заочная форма обучения имела огромное значение. В начале 1933/1934 учебного года при Душанбинском педагогическом институте было организовано 3-х годичное заочное обучение [2, с. 45], заочное, включающее два курса: основной и подготовительный. Основной курс охватывал педагогов, имеющих среднее образование и работающих в школах. Подготовительный курс охватывал лиц, не получивших среднего образования, для подготовки их к поступлению на основной курс заочного педвуза [6, с. 110].

Первоначально в работе заочного отделения было много недостатков и трудностей. Не было единого учебного плана, студенты не были обеспечены программами, контрольными заданиями и методическими рекомендациями к ним. Но основным недостатком являлось отсутствие своих кадров, так как преподавателей местной национальности было мало. Студенты-заочники вызывались два раза в год для прослушивания установочных лекций, на сессиях были созданы консультационные пункты в Кулябе на базе учительского института и в Кургантюбе на базе техникума. С каждым годом росло число студентов на заочном отделении.

Был издан приказ Минвуза СССР № 623 от 1.09.1987 г. «О первоочередных мерах по перестройке системы подготовки специалистов с высшим образованием без отрыва от производства». В соответствии с данным приказом в ДГПИ были разработаны мероприятия, и на заочное отделение принимали только лиц работающих по избранной

и родственной специальности по направлению районо, ОНО и Гороно.

Учителя, работавшие в общеобразовательных школах и не имевшие специального образования, могли заниматься заочно в педагогических институтах. Если в 1960/1961 учебном году на заочном отделении института обучалось 2433 человека, из них 70 девушек местной национальности, то до 1980г. заочным отделением института было подготовлено 11769 учителей различных специальностей [2, с. 49]. За исследуемый период 84% заочников работали по избранной педагогической специальности [2, с. 49]. Значительно улучшилась связь заочного отделения с органами народного образования, школами и другими учреждениями системы просвещения, активизировалась методическая помощь по совершенствованию учебного процесса, повышению идейно -теоретического уровня проводимых занятий, организации самостоятельной работы студентов, обеспечению студентов-заочников необходимой учебно-методической литературой.

В повышении качества подготовки высококвалифицированных педагогических кадров и формировании личности студента важной организационной формой является перспективное планирование с учетом специфики института. В ДГПИ специальная комиссия разработала Перспективный комплексный план воспитания студентов Душанбинского госпединститута имени Т.Г.Шевченко на весь период обучения. Огромную роль в ходе учебно-воспитательного процесса, в неразрывной связи образования с воспитанием играет общественно-политическая практика студентов. В этом отношении важнейшей задачей является теоретическая, методическая и практическая подготовка молодого специалиста к выполнению идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе.

В повышении эффективности воспитательной работы среди студентов дневного отделения большую роль сыграл Совет кураторов, который помогал, дисциплинировал студентов, облегчал контроль со стороны ректората, деканатов, партийных и общественных организаций.

В формировании личности будущего учителя, в приобретении студентами второй профессии значительную роль играл факультет общественных профессий. В ДГПИ ФОП был создан в 1971/1972 учебном году и объединил пять школ, а в 1981/1982 учебном году подключились еще три школы и таким образом стало функционировать 8-школ и отделений: школа молодого лектора, отделение переводчиков, школа комсомольского актива, школа профсоюзного актива, школа молодого атеиста, школа по подготовке пионервожатых, школа любителей танцев и руководителей художественной самодеятельности, отделение экскурсовода-краеведа.

В формировании личности студента значительную роль играли народные университеты по общественным наукам и педагогическому мастерству с двухгодичным сроком обучения.

Можно отметить, что в подготовке квалифицированных педагогических кадров значительную роль играл опыт работы других педагогических вузов союзных республик. В 70-80-е годы ДГПИ сотрудничал с Ленинским, Мичуринским и Куйбышевским пединститутами и ежегодно по договору отправлял по 50 студентов. Среди них учились и девушки-таджички. Например, Юсупова Мукадас Сабуровна окончила Мичуринский педагогический институт по специальности «дефектолог» и в настоящее время работает ведущим специалистом по дефектологии.

В улучшении подготовки квалифицированных педагогических кадров важную роль играет научно-исследовательская работа и привлечение студентов к работе студенческого научного общества (СНО). Например, в ДГПИ были организованы различные научные кружки, лекторские и конструкторские бюро, в которых участвовало 79% студентов [2, с. 41], в том числе и девушек-студенток. Педагогические институты большую роль играли в написании учебников и учебных пособий для учащихся средних школ и педагогических вузов. Например, М.Ф. Исматуллоев, Х.М. Мирзозода, Л.В.Успенская, М.А.Козыджанова, М.В.Кострикова и др. являлись

авторами учебников для общеобразовательных школ.

В повышении качества подготовки высококвалифицированных педагогических кадров и формировании личности студента важной организационной формой является перспективное планирование. С учетом специфики института в ДГПИ специальная комиссия разработала «Перспективный план воспитания студентов Душанбинского госпединститута имени Т.Г. Шевченко на весь период обучения.

Как известно, апрельский пленум ЦК КПСС в 1985г. в какой-то мере оказал влияние на деятельность педагогических заведений. Но выполнение поставленных руководством страны задач не отвечало требованиям проводимых реформ, особенно в области образования.

Анализируя ход реализации основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, высшей и средней специальной школы, можно обнаружить причины, мешающие полной реализации реформы. Это крайне слабая учебно-материальная база педагогических заведений, низкая квалификация многих педагогов, отсутствие творческой инициативы, приверженность к старым подходам. Большинство педагогов продолжали работать по старинке, слабо внедряя новые формы и методы учебных занятий, мало работая над собой. Не смогли перестроить свою деятельность большинство учителей по предметам, особенно естественно-математическому циклу и подготовка учащихся в некоторых школах вызывала особое беспокойство. В результате, выпускники, особенно девушки национальных школ, показали слабые знания. Например, в 1988/1989 учебном году из средних школ № 22, 28 Джиликульского района ни один выпускник не поступил в вузы. Ни одна девочка из сельской местности не стала студенткой из средних школ №40, 41 Коммунистического района (ныне Бохтар). В течение нескольких лет, ни один выпускник средней школы №8 Ильичевского района (ныне Хорасан) не смог показать достаточный уровень знаний для поступления в вузы и лишь немногие поступили в вузы или получили высшее образование, в частности, педагогическое, о чем свидетельствует следующая таблица [4, с. 57]:

1985/1986 1989/1990 1990/1991 1991/1992

Процент женщин в составе студентов высших учебных заведений 42 39 37 34

В том числе в учебных заведениях просвещения 50 47 45 42

К сожалению, анализ таблицы показывает, что начиная с перестроечных лет, в процентом отношении, год за годом уменьшалось количество женщин в составе студентов высших учебных заведений и учебных заведениях республики. Однако одной из причин, по мнению автора, является слабое знание, которое не позволяло выпускницам школ поступать в вузы. Так, количество женщин-студенток вуза с 1985 по 1992 год уменьшилось с 42% до 34% и в области просвещения с 50% до 42%.

Следует отметить, что из общей численности специалистов с высшим и средним специальным образованием женщины Таджикистана составляли самую низкую - 42,5% (в СССР - 65%), а среди них таджичек - лишь 28,3, узбечек - 35,8% [5]. Девушки сельской местности в основном не могли поступать в вузы и техникумы, не имея достаточных знаний, а те, кто смог получить высшее образование, по семейным обстоятельствам не работали, так как им запрещали мужья, отцы или братья.

В конце 80-х наблюдалось сокращение контингента женщин как в общеобразовательных школах и ПТУ, так и в вузах. Из всех обучающихся девушки составляли всего лишь 11,8% [5].

На начало 1988/1989 учебного года в вузах республики обучалось около 24 тысяч студенток. Из них в педагогических институтах - 13,8 тысяч, они составляли 58%, в Таджикском государственном университете-4,9 тысячи (21%) [3, с. 24].

В средних специальных учебных заведениях республики обучались 19,7 тысяч девушек, из них в педагогических училищах - 6,2 тысячи, что составляло 31%. Уровень профессиональной подготовки женщин был ниже, чем у мужчин. Численность обучающихся женщин в 1991г. была менее половины - 44 процента [5].

В тот же период, ряд союзных республик, такие, как РСФСР, Украина, Белоруссия и Казахстан, с учетом национальных условий и по своей инициативе приняли самостоятельно конкретные меры, для подготовки воспитателей дошкольных учреждений, открыв педагогические классы при общеобразовательных школах. Можно было считать это временной мерой, но она имела положительные результаты. За счет этого можно было увеличить прием на заочное отделение соответствующих педагогических учебных заведений, без отрыва от занимаемой учительской деятельности.

Число девушек, обучавшихся в педагогических заведениях Таджикистана, росло незначительно, более того лишь единицы по окончании учебы закреплялись на работе по специальности по объективным и субъективным причинам. Эти вопросы необходимо было решать более настойчиво, ведя воспитательную работу среди носителей пережитков прошлого. Таким образом, проблемы по подготовке женских педагогических кадров оставались нерешенными. Кроме того, эти проблемы столкнулись с распадом Советского Союза, поэтому и сегодня являются актуальными.

Между тем, формы и методы подготовки женщин-педагогов в период 1971-1991гг. в Таджикистане показывают, что несмотря на наличие нерешенных проблем, заметно изменилась численность девушек-студенток в педагогических учебных заведениях республики.

Были достигнуты внушительные успехи в области ликвидации неграмотности среди женщин республики и вовлечении девушек местной национальности в средние, средне-специальные и высшие учебные заведения. Конечно, в этом помогало и полное осуществление обязательного всеобщего среднего образования в республике, предоставление льготных условий для поступления в средние и высшие учебные заведения. Эффективными оказались также формы подготовки женщин-педагогов в таких образовательных заведениях, как среднее, средне-педагогическое и высшее педагогическое, в виде очной и заочной формы обучения.

Заметный количественный рост средних, средне-специальных и высших учебных заведений также способствовал правильному и успешному решению подготовки квалифицированных женских педагогических кадров. Функционирование более 39-и средних специальных педагогических и более 9-и высших учебных заведений, которые в середине 70-х годов готовили по 190 направлениям квалифицированные кадры и в этих учебных заведениях обучалось 46,2 тысячи студентов, бесспорно, является хорошим показателем в развитии народного образования республики. В том числе, в области подготовки квалифицированных кадров из числа женщин были достигнуты заметные успехи. Из 1830 учащихся педагогических училищах в 1980 году 66,9 % (1224 чел.) составляли девушки, 71,4 % из которых были представителями местной национальности. Одновременно совершенствовались формы и методы подготовки квалифицированных кадров из числа женщин, особенно подготовки женщин -педагогов.

Но в то же время и в этом направлении существовало множество нерешенных проблем, многие из которых вытекали из состояния советского общества, из государственного ассигнования народного образования и социально - экономического положения республики, так же, безусловно, из менталитета и отношения государственных органов управления к решению вопроса подготовки образованных специалистов. Неслучайно, многие нерешенные проблемы сразу дали знать о себе ещё в годы перестройки советского общества.

На наш взгляд, для эффективного использования женских ресурсов в области образования и дальнейшего улучшения качества подготовки женщин-учителей,

особенно сельской молодежи, не были учтены следующие позиции:

- отвлечение девушек школьного возраста от ежегодной долговременной сельскохозяйственной работы;

- резкое повышение уровня общеобразовательной подготовки;

- налаживание социальной и профессиональной ориентации школьников с возможно более ранних лет, ориентация на город, городские профессии и городской образ жизни;

- профессиональная подготовка молодежи на местах ее проживания;

- экономическая и организационная помощь девушкам сельской местности в поступлении в ССПУ и педагогические вузы;

- помощь в социально-психологической адаптации к условиям жизни на новом месте.

Учет перечисленных позиций в деле подготовки квалифицированных специалистов из числа молодых девушек обеспечивал бы тенденцию роста численности специалистов в целом и педагогических кадров, в частности. Все это могло обеспечить тенденцию роста численности педагогических кадров из числа местных женщин.

Литература:

1. Аббасов З. Работа среди женщин - в центре внимания партийных организаций //

Коммунист Таджикистана. - 1985. - №9. - С. 48-55.

2. ДГПИ 60-лет. - Душанбе, 1982.

3. Международный женский день. Цифры и факты //Агитатор Таджикистана. - 1989. - № 5. -

С. 24-26.

4. Образование и культура в Республике Таджикистан в 1992 году // Стат. Сборник. -

Душанбе, 1993.

5. Раджабова С. Есть над чем подумать // Коммунист Таджикистана. -1991. - 29 мая.

6. Садыев Ю. Таджикистан в братской семье народов СССР. - Душанбе,1974.

7. Советский Таджикистан за 60-лет // Юб. ст. ежегодник. - Душанбе, 1984.

8. ТА МО РТ. Материалы ГЭК-сессий вузов 1982-1984 гг.

9. ТА МО РТ. Об утверждении плана внеконкурсного приема молодежи, проживающей в

сельской местности в педагогические вузы республики // Народное хозяйство Таджикской

ССР в 1989 году. Ст. сб. - Душанбе, 1991.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ПЕДАГОГОВ В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Статья посвящена освещению форм и методов подготовки женщин-педагогов в 80-е годы ХХ века. В начале 80-х годов были намечены меры по дальнейшему улучшению подготовки педагогических кадров, предусмотрены условия расширения сети подготовки учителей начальных классов, русского языка и литературы для национальных школ, трудового обучения, введения предметов эстетического цикла, а также воспитателей детских дошкольных учреждений, групп продлённого дня, школ-интернатов и детских домов.

Была продолжена практика целевой (внеконкурсной) подготовки педагогических кадров для сельских школ отдалённых районов. Особое внимание уделялось вопросу привлечения женщин к руководящей работе. Осуществление этих мер стало главным направлением в деятельности органов народного образования Таджикистана.

Ключевые слова: женщины, формы, методы, школа, дети, педагогические кадры, учебные заведения.

FORMS AND METHODS OF TRAINING OF WOMEN-TEACHERS IN 80Y YEARS OF THE XX-TH CENTURY

The article is dedicated to the forms and methods of training of women-teachers in 80y years of the XXth century. Concrete measures on the further improvement of training of pedagogical staffs have been planned in the early of the 80th years and were provided the conditions of expansion of a network of training of teachers of initial classes, Russian and the literature for national schools, labour training, introduction of subjects of an aesthetic cycle, and also tutors of preschool institutions, groups of the prolonged day, boarding schools and children's homes as well as.

Practice of target (out-of-competition) training of pedagogical staffs for rural schools of the remote areas has been proposed too. The special attention was given to a question of attraction of

135

women to supervising work. Réalisation of these measures became a mainstream in activity of bodies of national education of Tajikistan.

Key words: women, training, education, school, children, staff, attraction, pedagogical staff, national education.

Сведения об авторе: Фозилова М. З., кандидат исторических наук, докторант кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: makhsudah_faz@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author: Fozilova M. Z., Ph.D. in history sciences, doctoral of the Chair of History of Tajik People, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ (1924-1941)

Исмоилов Ё. Х.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

До преобразования Таджикской АССР в союзную республику, проблемы изучения естественных производительных сил, носил характер фронтального ознакомления с краем. Это было организация комплексных экспедиций объединяющих ученых геологов, биологов, ботаников, экономистов и других специалистов, которые в процессе экспедиции собрали колоссальные материалы, послуживших затем основой систематического и целенаправленного научного поиска. Как известно, труды этих экспедиций стали своеобразными маяками, по которой сверяли свои дороги последующие поколения экспедициеи. Эти комплексные экспедиции не только занимались сбором и обработкой материала, но и оставляли после себя опорные пункты, которые стали зародышами будущих научных учреждения различного профиля в республике.

После организации Советско-Германской экспедиции в 1928 г. продолжается рост интереса по изучению республики Таджикистан особенно в области геологии и минеральных богатств. Ежегодно, для исследования и изучения республики, приезжали ученые и исследователи, такие как Г.Л. Юдин, В.И. Попов, которые внесли большой вклад в изучение генезиса месторождения селитры на Памире. Их работы по металлогении, по коренному золоту, особенно в Сауксое и промышленные разведки Усурьемно-ртутных месторождений в Алтайском крае геолога Никитина Д. В. пополнели представление заинтересованных исследователей о Памире.

Открытые месторождения Алмалика, Карамазара, Хайдархана и др. с их запасами меди, полиметаллов, ртути еще в большей степени подняло интерес к детальному геологическому изучению Памира. Отсюда возникла инициатива организации большой геологической экспедиции на Памир с участием группы крупных геологов и других специалистов. В эту экспедицию были привлечены геологи - исследователи Д. В. Наливкин, В. П. Ренгартен, А. П. Марковский, В. А. Николаев, А. В. Хабаков, П. П. Чуенко, Г.Л. Юдин и другие, задачей которых явилось изучение стратиграфии и тектоники Средней Азии, а также изучение типов вулканических пород и их возрастных отношений.

В 193I г. были собраны Г.Л.Юдиным интересные материалы по месторождению олова в Восточном Памире, в частности бассейна р. Кудары. В марте 1932 г. Г.Л.Юдин сделал об этом доклад на Всесоюзной конференции по олову. По этому для проведения исследований по олову, силами ЦНГРИ были организованы две полевые группы, работавшие под руководством Г.В.Зееман и Е.А. Вороновой. Одна из этих групп направилась в район Кудары, другая в долину р. Аличур у озера Сасык-куль.

В предыдущие годы В. И. Поповым и студентом горного Института Е.Н.Андреевым были обнаружены месторождение молибдента у слияния р. Танымас с р. Кударой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.