Научная статья на тему 'Общеобразовательные учреждения Мордовии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. : проблемы выживания'

Общеобразовательные учреждения Мордовии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. : проблемы выживания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ЗАКОН О "ВСЕОБУЧЕ" / ДЕТСКИЕ ДОМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАРКОМАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF EDUCATION / SCHOOL / LAW OF UNIVERSAL EDUCATION / ORPHANAGES / TEACHER EDUCATION / TEACHING STAFF / TNROLLMENT / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеева Людмила Александровна

В статье анализируется общеобразовательная школа Мордовии в годы Великой Отечественной войны, рассматриваются проблемы "всеобуча", подготовки педагогических кадров, учебно-воспитательная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational institutions of Mordovia during the Great Patriotic war 1941 - 1945: problems of survival

In article the comprehensive school of Mordovia in the Great Patriotic war is analyzed, the problem of universal education, teacher training, teaching and educational work are considered.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательные учреждения Мордовии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. : проблемы выживания»

успешно справлялись с возложенной на них кто находился на передовой. Незначительный

миссией: совмещали разные направления на первый взгляд их труд, как и тысяч людей в

основной и общественной работы, выполняли тылу, помогал укреплять оборону страны, при-

ее с огромной ответственностью перед теми, ближал час великой Победы над фашизмом.

Примечания

1. Библиотеки Мордовии в Отечественную войну: альбом. Саранск. 39 с. // Архив НБ им. А. С. Пуш-

кина РМ. 40-е годы.

2. Гаранина О. Книга звала в бой // Библиотекарь. 1985. № 5. С. 2-3.

3. К истории перемещения книжных фондов библиотек России в результате Второй мировой вой-

ны: некоторые архивные сведения // Инф. бюллетень РБА. 1998. № 11. С. 174-188.

4. Материалы проверки работы Республиканской библиотеки за годы Отечественной войны от

20 августа 1942 года // ЦГА РМ. ФР-1686. Оп. 1. Д. 3, Л. 106-109.

5. Переписка 1943 года. 120 л. // Архив НБ им. А. С. Пушкина РМ.

6. Петрова О. П. Все для фронта, для победы. Саранск. 3 с. // Архив НБ им. А. С. Пушкина РМ.

40-е годы.

7. Библиотеки госпиталей // Архив НБ им. А. С. Пушкина РМ. № 193.

8. Холопова В. В. Работа библиотеки в годы Великой Отечественной войны. Саранск, 1959. 7 с. //

Архив НБ им. А. С. Пушкина РМ.

Поступила в редакцию 23.01.2011.

Сведения об авторе

Меркушкина Лариса Григорьевна - директор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РМ, заслуженный работник культуры РМ, член Союза журналистов России. Тел.: (8342) 47-58-97

УДК 37(470.345) "1941/1945" ББК Ч42

Л. А. Матвеева

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МОРДОВИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.:

проблемы выживания

Ключевые слова: школа, закон о «всеобуче», детские дома, педагогическое образование, учительские кадры, контингент учащихся, учебно-воспитательная работа, наркомат просвещения.

L. A. Matveeva

EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MORDOVIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945: Problems of Survival

Key-words: school, law of universal education, Orphanages, Teacher Education, teaching staff, enrollment, Educational work, People's Commissariat of Education.

Прошло 66 лет со времени окончания Ве- того периода, включая и культурную жизнь ликой Отечественной войны, составившей Мордовии. История культурного развития незабываемую эпоху в жизни народов Рос- регионов в указанные годы представляет сии и всего человечества. Сегодня весьма собой благодатный материал для военно-актуально всестороннее освещение истории патриотического воспитания молодежи на страны и ее областей, сфер жизни общества современном этапе. В данной статье ставит-

ся цель раскрыть основные аспекты истории общеобразовательных учреждений в Мордовии в годы Великой Отечественной войны.

Гитлеровские войска нанесли огромный ущерб экономике Советского Союза. Фашистские захватчики сожгли и разграбили города, предприятия, колхозы, уничтожили памятники культуры, разрушили школы, высшие учебные заведения и техникумы, научно-исследовательские учреждения, театры, клубы, больницы, санатории, дома отдыха. По сообщению Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, гитлеровцы полностью или частично разрушили 334 вуза, в которых обучались 223 тыс. студентов, а оборудование лабораторий и кабинетов, уникальные экспонаты университетских и институтских коллекций и библиотек вывезли в Германию. Оккупанты уничтожили 137 педагогических и учительских институтов, 605 научно-исследовательских институтов, расхитили в массовых библиотеках свыше 100 млн томов книг и т. д. [1]. Только на территории РСФСР они уничтожили свыше 20 тыс. школ [2].

Весьма существенный ущерб материальной базе культуры заключался в том, что Советское государство было вынуждено временно занять для военных нужд тысячи зданий школ, техникумов, вызов, культурно-просветительских учреждений в тыловых районах.

В годы войны трудный и изнурительный экзамен пришлось выдержать общеобразовательной школе Мордовии. Часть школ была занята под госпитали. Сокращение школьного фонда не просто порождало затруднения в работе школ, но и становилось препятствием в процессе осуществления закона о всеобщем обязательном обучении. По состоянию на 25 мая 1945 г. в Мордовии оставалось семь школьных зданий, занятых под военные цели и другими организациями, причем три из них (Ковылкинская школа глухонемых, Саранская школа № 14 и Майданская СШ) были заняты без разрешения СНК СССР [3]. Возвращение школьных зданий способствовало некоторому сокращению многосменно-сти занятий, в частности, лучшему размещению учащихся младших классов.

В целях борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью и оказания практической помощи нуждающимся детям при исполкомах Советов были созданы комиссии по бытовому устройству детей, оставшихся без родителей. В 1941 г. из фронтовой и прифронтовой полосы в Мордовию прибыли в организованном порядке 3 175 детей, для размещения которых были созданы и реорганизованы 14 детских домов и 12 детских интернатов. Кроме того, в детские дома республики из числа эвакуированных детей было направлено в одиночном порядке 850 чел. [4]. Одной из распространенных форм устройства осиротевших детей и предупреждения детской беспризорности был патронат. В 1944 г. на содержание 2 500 патронированных детей было ассигновано 1 335 000 руб. Фактически на 1 декабря 1944 г. на патронирование состояли 1 790 детей [5].

За годы войны количество детских домов в республике увеличилось до 32. В них воспитывалось и обучалось более 8 000 детей, из которых 4 300 были эвакуированы из прифронтовой полосы [6]. За этот период бюджет детских домов Мордовии по сравнению с 1940 г. увеличился на 420 % [7].

С начала войны предметом особой заботы стало сохранение школ на том уровне, который не только мог обеспечить потребности страны в целом и республики в частности, но и стать основой дальнейшего совершенствования (развития) школьного дела. В результате войны общая численность учащихся в стране сократилась на 2,6 млн чел., в основном за счет учащихся старших классов. В целом по стране было закрыто 6 тыс. школ, число же начальных школ возросло на 5,8 тыс. [8]. Влияние войны особенно заметно отразилось на состоянии среднего образования. Число средних школ сократилось более чем на одну треть. Численность учащихся 5-8 классов уменьшилась вдвое, 8-10 классов - более чем в 2,5 раза [9]. В то же время на территории, не подвергавшейся оккупации, сеть школ была в общем довольно устойчива. Эта тенденция была характерна и для школьного образования Мордовской республики: за годы войны сокращение общего количества учащихся составило более 40 тыс. чел. В 1940 г. в республике насчитывалось 1 277 школ. К

ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011 гуманитарной науки и образования - V л

последнему году войны в республике насчитывалось 1 303 школы [10].

Государственная кампания по осуществлению семилетнего «всеобуча», провозглашенная еще в 1930 г., растянулась на годы. К 1939 г. в Мордовии семилетним образованием в сельской местности было охвачено 89 % детей школьного возраста [11].

Немаловажное значение имело постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и изменение порядка назначения стипендий», вышедшее 2 октября 1940 г., по которому устанавливалась для учащихся 8-10 классов средних школ Москвы, Ленинграда и городов столичных республик плата в размере 200 руб. в год; во всех остальных городах, а также селах - 150 руб. Указанная плата распространялась на учащихся техникумов, педучилищ, сельскохозяйственных и медицинских школ [12]. Чуть позже были введены льготы. Так, в июле 1941 г. от платы были освобождены дети рядового и младшего начальствующего состава, призванного в ряды Советской Армии и ВМФ; в 1943 г. от платы освобождались дети лиц, награжденных орденами Славы трех степеней; в 1944 г. льготы по оплате за обучение получали дети офицеров, погибших на фронтах войны, пропавших без вести, умерших вследствие ранений, контузий, увечий и заболеваний, полученных на фронтах войны, и дети офицеров и инвалидов Отечественной войны [13]. Плата за обучение в старших классах, средних специальных и высших заведениях была отменена только в 1956 г. [14].

Война нарушила последовательное осуществление программы «всеобуча», заставила отсрочить введение обязательного всеобщего среднего образования и ограничиться задачей сохранения контингента учащихся общеобразовательной школы при осуществлении всеобщего начального обучения в сельской местности и неполного среднего - в городах и рабочих поселках. В годы войны вышло немало постановлений Правительства СССР, а затем и соответствующих приказов наркомпросов автономных республик, направленных на укрепление системы школьного образования в целом и на обеспечение «всеобуча», сохранения контингента учащихся в частности.

Закон о «всеобуче» за годы Великой Отечественной войны осуществлялся крайне неудовлетворительно, наблюдался большой «отсев» учащихся. Иногда большой «отсев» учащихся приводил к тому, что во многих районах было допущено закрытие одноком-плектных классов в отдельных селах. В результате этого значительная часть детей этих сел оставалась вне школы. В итоге в годы войны численность учащихся 5-7 классов в школах Мордовской республики сократилась почти вдвое, в 8-10 классах - в три раза: в 1940 г. в Мордовии в первых насчитывалось 58 900 чел., а вторых - 16 800. В 1946 г. их число составило уже 26 700 и 5 100 соответственно [15]. Традиционно сокращение числа учащихся объясняли включением подростков и юношей в промышленное и сельскохозяйственное производство, а также «отсевом».

Среди специальных вопросов обеспечения «всеобуча» особое место занимала организация школ рабочий и сельской молодежи с 1943 г., так как большинство «отсеявшихся» являлись подростками, занятыми на производстве. В 1944/45 учебном году в стране имелось 1 135 школ рабочей молодежи и 2 139 школ самостоятельных классов сельской молодежи [16]. В Мордовии с 1943 по 1946 г. сеть ШРМ возросла с семи до одиннадцати [17].

Невыполнение «всеобуча» в нашем крае было связано с такими проблемами, как недостаток и текучесть учительских кадров, неудовлетворительное состояние материально-технической базы школы и изменение работы школ в связи с военным временем.

Среди мероприятий по укреплению материальной базы школ первостепенное значение уделялось строительству школьных зданий. В 1942-1945 гг. в условиях войны в стране были восстановлены и построены вновь 5 722 школьных здания на 741 тыс. ученических мест. Кроме этих зданий, построенных на государственные средства, силами и средствами общественности было восстановлено и приспособлено к школьным зданиям 11 047 зданий [18]. С начала войны и до конца 1943/44 учебного года в Мордовии было построено и реконструировано 38 школ. Большое их количество было от-

ремонтировано, и многие здания переоборудованы в них. Работа, как правило, осуществлялась силами общественности, учителей, учащихся старших классов [19].

Большая работа предстояла по обеспечению школ учительскими кадрами. Многие учителя и преподаватели педагогических вузов и техникумов в первые дни войны были мобилизованы в Красную армию. По Российской Федерации вследствие войны сократилось число учителей: с 670 807 в 1940/41 учебном году до 429 706 в 1943/44 учебном году. К началу этого учебного года школам РСФСР требовалось 39 569 учителей (без учета потребностей в них районов, освобожденных после 1 мая 1943 г.). Кроме того, произошли изменения в самом кадровом составе учительского корпуса страны: весьма заметно возрос удельный вес женщин в области просвещения: с 58 % по данным на 1 января 1940 г. до 70 % - на 1 октября 1945 г. [20].

В годы войны 5 231 учитель школ РСФСР был награжден орденами и медалями, в том числе 59 чел. из Мордовии [21]. Среди учителей Мордовии, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт, были и Герои Советского Союза. Такими, например, были Александр Андреевич Манин, Герой Советского Союза (до войны работал учителем в селе Чиберчино (ныне Дубенский район) и заочно учился в Мордовском госпединституте имени А. И. Полежаева); уроженец села Капасово (ныне Атяшевский район) Алексей Николаевич Цыцаркин, Герой Советского Союза (работал пионервожатым в средней школе) [22].

В годы войны прилагалось много сил для обеспечения школ необходимым числом учителей. Подготовку учителей осуществляли: Мордовский государственный педагогический институт, Саранский и Темниковский учительские институты, педагогические училища, заочные отделения института и педучилищ.

Подготовку учителей начальных школ в Мордовии в годы войны осуществляли 8 педагогических училищ: 2 мокшанских (Зубово-Полянское и Инсарское), 2 эрзянских (Ичалковское и Козловское), 3 русских (Краснослободское, Саранское и Ардатов-ское), 1 татарское (Лямбирское). Срок обучения в педучилищах составлял три года. В

целях подготовки учителей для начальных школ СНК Белорусской ССР было разрешено в сентябре 1943 г. организовать педучилище в г. Темникове на 120 чел. Все расходы по организации и содержанию педучилища были отнесены за счет ассигнований, предусмотренных по бюджету Совнаркома Белорусской ССР на 1943 г. [23].

В целом выпуск учителей начальных классов из педагогических училищ в годы войны покрывал потребности в них, нередко часть выпуска перебрасывалась в старшие классы. Так, в 1942/43 учебном году были направлены на работу в школы Мордовии 474 чел., окончивших педучилища, из них 145 направлены в 5-7 классы как окончившие факультативные группы по специальностям «Физика-математика», «История», «География», «Химия-биология», «Преподаватель родного языка» [24].

Война внесла существенные изменения в работу высших педагогических учебных заведений. Здание Мордовского пединститута было передано в распоряжение Наркомздра-ва МАССР для размещения в нем госпиталя, а пединститут Постановлением Совнаркома МАССР был временно переведен в г. Темников (в 1946 г. он был возвращен в Саранск на прежнее место). Эвакуация пединститута привела к потере практически всего контингента заочного отделения [25].

Подготовка кадров в средних специальных заведениях шла успешнее, чем в высших учебных заведениях, так как сроки обучения в них были короче и контингент учащихся составляла молодежь допризывного возраста. За четыре учебных года войны Мордовский пединститут, восемь педагогических училищ и учительские курсы республики подготовили 3 475 учителей. Только педагогические училища дали для начальных школ республики 1 952 специалиста и более 600 учителей было подготовлено в системе заочного обучения [26].

В целом далеко не все школы республики были в состоянии обеспечить высокий уровень обучения. Это объяснялось целым рядом субъективных и объективных причин. К первым относились сокращение и ослабление кадрового состава учительства; далеко не всегда полноценная замена выбывших учителей; привлечение к педагогиче-

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011 гуманитарной науки и образования - V л

ской работе недостаточно подготовленных, малоопытных, а порой и случайных людей. В числе вторых были слабость контроля и руководства со стороны органов народного образования; недостаточная методическая помощь; отсутствие внимания на местах к нуждам и запросам учителей, заботы о повышении их образовательного, материального и культурного уровня.

В годы войны наряду с общими для всех страны задачами школы Мордовии имели дело со специфическими проблемами, связанными с развитием национальной, в частности, мордовской школы. В 1940 г. во всех автономных республиках и областях, краях и областях Российской Федерации, на территории которых имелись нерусские школы, были составлены и утверждены планы ко-ренизации нерусских школ, устанавливающие в зависимости от конкретных условий очередность перевода обучения в 1-4, 5-7 и 8-10 классах нерусских школ на родной язык.

В 1940 г. лишь в 1-4 классах всех типов мордовских школ республики обучение осуществлялось на родном языке, в 5-7 классах неполных средних и средних школ на родном языке обучались 60 % всех учащихся, а в 8-10 классах - только 14 % [27]. Не случайно многие учащиеся по окончании начальных мордовских школ, где они обучались на родном языке, испытывали затруднения при дальнейшем обучении. Таким образом, почти отсутствовала связь между обучением в начальной школе и дальнейшим образованием в неполной и средней школах.

В 1944/45 учебном году в 1-4 классах всех национальных школ республики обучение осуществлялось на родном языке, в 5-7 классах на родном языке обучалось 70 % мокшан, 83 % эрзян и 95 % татар, а в 810 классах - только 56 % школьников татарской национальности занимались на родном языке, мокшане и эрзяне учились на русском [28].

В целом, в большинстве автономных республик и областей, за исключением Татарской, Башкирской и Чувашской, планы коре-низации школ, составленные и утвержденные еще в 1940 г., по которым предусматривалось к 1945/46 учебному году завершить перевод обучения учащихся во всех школах и классах на родной язык и обеспечить преподавание

родного языка и литературы вплоть до 10 класса, остались невыполненными. За годы войны темпы такого перевода значительно снизились, а в отдельных национальных республиках даже наметилась тенденция, направленная на ликвидацию ранее достигнутых успехов в этой области.

Великая Отечественная война наложила отпечаток на содержание учебно-воспитательной работы в школах. Особое значение придавалось военному обучению детей. 17 сентября 1941 г. вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Этим постановлением предусматривалось ввести с 1 октября 1941 г. обязательное военное обучение мужчин в возрасте от 16 до 50 лет. 12 ноября 1941 г. наркомпрос РСФСР издал приказ «Об организации военно-допризывной подготовки учащихся 8-10 классов средних школ». В соответствии с ним старшеклассники должны были получать военно-физическую подготовку по усиленной (110-часовой) программе. Учащимся 9-10 классов, кроме этих часов, на собственно физическую подготовку отводилось дополнительно 15 (в 9 классе) и 35 ч (в 10 классе). Девушки 8-10 классов обучались на сандру-жинниц МПВО.

Военный «всеобуч» в годы войны прошел восемь очередей и осуществил восемь выпусков. За четыре военных учебных года было подготовлено значкистов: БГТО -41 718 чел., ГТО - 32 099, ГСО - 11 297 чел. Военная подготовка учащихся юношей и девушек была отменена в августе 1946 г. [29].

С первых дней войны произошло сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства. Потребовалось принятие мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков, подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих и студентов города. 2 июля 1941 г. было принято постановление СНК СССР, в котором говорилось о привлечении учащихся к сельхоз-работам. Это постановление узаконило труд детей во время войны. Оно разрешало исполкомам райсоветов «привлекать в военное время в организованном порядке учащихся

7-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ к участию в работах колхозов, совхозов и подсобных хозяйств предприятий». Продолжительность рабочего дня привлекаемых к сельхозработам учащихся устанавливалась от 6 до 8 ч в зависимости от возраста и характера работы. Бригады учащихся формировались из мальчиков и девочек раздельно, во главе с учителями школ. В связи с привлечением к уборочным работам старшеклассников начало учебных занятий в сельских школах было перенесено на 1 октября [30]. Необходимость в труде подростков росла с каждым днем, так как массовая мобилизация забирала на фронт наиболее работоспособную часть населения.

Весной 1942 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ, наркомпроса, наркомзема, наркомата совхозов развернулось Всесоюзное соревнование среди пионеров и школьников по оказанию помощи колхозам и совхозам. В соревнование включились и школьники Мордовской республики. Летом 1942 г. работал 59 641 учащийся, выработавший 1 855 913 трудодней, и 4 907 учителей с количеством выработанных трудодней 181 206 [31]. Летом 1944 г. школьники в количестве 145 чел., добившиеся лучших успехов в социалистическом соревновании на сельхоз-работах, были удостоены наград. По итогам соревнования школ на сельхозработах пятеро учителей были награждены почетными грамотами Мордовского обкома ВКП (б): Н. И. Госткина, Е. Я. Сорокина, Н. Б. Ляпко-ва, М. К. Норкина, Ш. Х. Акчурина [32].

Одними из основных мероприятий по перестройке работы школы в годы войны были: введение раздельного обучения мальчиков и девочек в НСШ и СШ (просуществовало до 1954 г.); введение цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся; отмена социалистического соревнования в школе.

Таким образом, перестройка работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий республики на военный лад, миграция населения и другие причины способствовали выпадению части детей школьного возраста из системы «всеобуча», негативно сказались на состоянии грамотности всего населения республики. Вследствие войны сократилось число учащихся старших классов. В связи с введением всеобщего обучения с семилетнего возраста и учреждением школ рабочей и сельской молодежи расширились возможности охвата большего числа детей обязательным обучением. За годы войны в республике увеличилось количество школ (особенно начальных) по сравнению с довоенными показателями, несмотря на сокращение общего числа учащихся. Во время войны в учебных заведениях были проведены важные мероприятия, направленные на повышение качества учебно-воспитательной работы среди учащихся.

В годы Великой Отечественной войны школа Мордовии проявила подлинную интернациональную сущность, приняв в свои стены эвакуированных детей. Несмотря на трудности военного времени, система школьного образования Мордовии выполнила поставленные перед ней чрезвычайно сложные задачи. Нельзя не отметить тот факт, что патриотическое сознание, воспитанное школой, широко проявилось и на фронте, и в тылу. Достаточно сказать, что 107 уроженцев Мордовии - бывших выпускников школ стали Героями Советского Союза.

Хотя прошло уже 66 лет, следы той разрушительной войны еще в памяти нынешнего поколения людей. Современная молодежь должна лучше знать историю, делать необходимые выводы, с тем чтобы в XXI в. избежать такого масштабного кровопролития и общественного регресса. Будущее - за культурно-созидательным процессом.

Примечания

1. См.: Сообщение Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию

злодеяний немецко-фашистских захватчиков. М., 1945. С. 19.

2. См.: ДегтярьД. Возрождение районов РСФСР, подвергавшихся немецкой оккупации. М., 1947.

С. 34.

3. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). Ф. Р.-464. Д. 642. Л. 5.

4. Там же. Ф. 269-П. Оп. 3. Д. 607. Л. 22.

5. Там же. Ф. 464. Д. 622. Л. 117.

60 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

6. См.: Очерки истории Мордовской АССР : в 2 т. Саранск, 1961. Т. 2. С. 351.

7.См.: Седьмая сессия Верховного Совета Мордовской АССР : стен. отчет. Саранск, 1946. С. 72.

8. См: Штымов С. Т. Очерк о взаимосвязи народного образования с народным хозяйством в СССР

(1917-1967). Томск, 1 968. С. 424.

9. См.: Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны:

ист.-пед. исследование. М., 1984. С. 30.

10. См.: Седьмая сессия Верховного Совета... С. 93.

11. См.: Народное хозяйство Мордовской АССР: стат. сб. / ЦСУ РСФСР, стат. упр. Мордовской АССР. Саранск, 1958. С. 110.

12. См.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917-1973. М., 1974. С. 176-177.

13. ЦГА РМ. Ф. Р.-602. Д. 22. Л. 41 об.

14. См.: Народное образование в СССР. С. 192.

15. ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 6. Д. 357. Л. 2.

16. См.: Сергеев Т. С., Ефимов Л. А. Образовательные учреждения Чувашии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг: конспект лекций. Чебоксары, 2000. С. 17.

17. ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 4. Д. 599. Л. 117.

18. См.: Сергеев Т. С., Ефимов Л. А. Указ. соч. С. 18.

19. ЦГА РМ. Ф. Р.-464. Д. 417. Л. 32, 83.

20. См.: Черник С. А. Указ. соч. С. 46.

21. См.: Меркушкин Г. Я. Народное образование в Мордовской АССР // Записки НИИЯЛИЭ. Саранск, 1951. Вып. 3. С. 64.

22. См.: История Мордовии в лицах: библиогр. справ. Саранск, 1997. С. 320, 536.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. ЦГА РМ. Ф. Р.-228. Д. 856. Л. 330-330 об.

24. Там же. Ф. Р.-464. Д. 619. Л. 8.

25. См.: Крисанова Н. А. Высшая школа Мордовии 1931-1956 (формирование научно-педагогических кадров): дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1999. С. 156, 158.

26. См.: Седьмая сессия Верховного Совета... Саранск, 1946. С. 93.

27. ЦГА РМ. Ф. Р.-464. Д. 354. Л. 6-7.

28. Там же. Д. 644. Л. 3.

29. См.: Глазунов Д. И. Комсомол в годы Великой Отечественной войны. Саранск, 1957. С. 58.

30. ЦГА РМ. Ф. Р.-228. Д. 824. Л. 24, 25.

31. Там же. Ф. 269-П. Оп. 3. Д. 688. Л. 75.

32. Там же. Ф. 956. Д. 561. Л. 167-184.

Поступила в редакцию 23.01.2011.

Сведения об авторе

Матвеева Людмила Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории народов России Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Область научных интересов: история мордовского края, национальное образование. Автор 26 научных и учебно-методических работ. Тел.: (8342) 29-07-69 e-mail: matveevaisi@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.