Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАМОТНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИССЛЕДОВАНИЯХ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О. (ПОСВЯЩАЕТСЯ 95 ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О.)'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАМОТНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИССЛЕДОВАНИЯХ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О. (ПОСВЯЩАЕТСЯ 95 ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА И ОБРАЗОВАНИЕ / ВОПРОСЫ ГРАМОТНОСТИ / ЖЕНСКИЕ ШКОЛЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Обидова М.И.

Академик, доктор педагогических наук, профессор Обидов Ибрагим Обидович, свою плодотворную жизнь посвятил исследованию вопросам школы, образования, подготовке педагогических и научных кадров, внес достойный вклад в развитии просвещения таджикского народа. Автор статьи в основе исследований Обидова И.О. показывает состояние образования страны в конце ХIХи в начале ХХ веков, большое внимание уделяет вопросам грамотности таджикских женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE LITERACY PROBLEMS OF TAJIK WOMEN IN THE STUDIES OF ACADEMICIAN O. I. OBIDOV (DEDICATED TO 95TH ANNIVERSARY OF ACADEMICIAN OBIDOV I.O.)

Academician, doctor of pedagogical Sciences, Professor Obidov Ibrahim Obidovich, devoted his fruitful life to the study of school, education, training of pedagogical and scientific personnel, made a worthy contribution to the development of education of the Tajik people. The author of the article in the basis of research of works written by Obidov I. O. shows the state of education in the country at the end of the XIX century and early XX century,and pays great attention to the literacy of Tajik women as well.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАМОТНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИССЛЕДОВАНИЯХ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О. (ПОСВЯЩАЕТСЯ 95 ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О.)»

field. The full girth of students in education and raise the level of quality of education is one of the most important problems of the education system.

Keywords: education, problem, system, principle, learning, law, school, activity, students.

Сведения об автора:

Нозимов Т.К. - преподаватель кафедры общая психология Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни. Тел.: (992) 904128171;

About the autor:

Nozim T.K. -teacher in the Department of the General Psychology of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Те1: (+992) 904128171.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАМОТНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИССЛЕДОВАНИЯХ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О.

(посвящается 95летию академика ОбидоваИ.О.)

Обидова М.И.

Таджикский государственный педагогический университет им С.Айни

Исторически доказано, когда страны переживают войны, экономические кризисы, невзгоды и наконец наступает мирное время, люди поглощаются в науку, искусство и расписывают историю прошедших времен да бы оставить память подрастающему поколению, чтобы помнили и ценили то каким путём, была завоевана свобода и мир, чтобы знали о миротворцах, отех, кто боролся за справедливость, за независимость и за просвещенность.

В данное время наступил такой момент, когда мы потомки тех людей, которые стояли у истоков науки и просвещения в Республики Таджикистан должны показать путь которые они достигли и оставили свое наследие для будущих.

Одним из таких просвещенцев, который будучи студентом педагогического училища непосредственно в 30-ые годы участвовал в борьбе за всеобщую неграмотность и в становлении народного просвещения Республики Таджикистан является сын таджикского народа, ученый, педагог, доктор педагогических наук, профессор и академик Академии педагогических наук СССР Обидов Ибрагим Обидович.

В годы,когда в стране было объявлено борьба за неграмотность населения он, как один из лучших студентов работал в качестве учителя в школах, где обучали грамоте и 9-летнего ребенка, и 75 летнего старика.

С 1941 по 1945 годы служил в советских войсках, участвовал в боях за освобождение города Москвы, Белорусских фронтах и дошел до Германии, Победу отпраздновал на Эльбе.

Послевоенные годы до конца жизни полностью посвятил свою плодотворную педагогическую деятельность изучению истории просвещения таджикского народа и подготовке научно-педагогических кадров для республики и других государств.

В своих научных исследованиях с исторической позиции им была рассмотрена народное образование в дореволюционном Таджикистане. Изучив исторические материалы, он пишет: «Трудящиеся дореволюционного Таджикистана несли насебе не только классовый, но и национальный гнёт. Царское правительство и правительство Бухарского ханства лишали трудящиеся массы даже тех ничтожных политических прав, которыми пользовались, например, трудящиеся России. Царские чиновники и местные феодалы все вопросы решали самочинно, без всякого участия народных масс, они душили таланты народов, в том числе и таджикского народа»[1, с.12].

Одним из основных вопросов которое было исследовано академиком Обидовым И.О. являлось подготовка педагогических кадров и изучение грамотности населения.

До революции в Таджикистанетакже, как и во многих странах, обучение несло религиозный и классовый характер,существовали мусульманские религиозные школы где обучались исключительно дети имущих слоев населения. «По статистике в начале ХХ в. В Туркестанском крае было не менее 5000 мусульманских мактабов»[2, с.99]. Школы открывались при мечетях, по частной инициативедомулло -имамов и суфи, не существовали специальные школьные здания, не было единой учебной программы.«Эти школы, и низшие - «мактабы» и повышенные «медресе», возглавляемые духовенством и предназначенные для подготовки кадров духовенства и эмирских чиновников, по своей классовой сущности были глубоко чужды трудящимся и не представляли собой никакой культурной ценности»[3, с.14].

В качестве учителя в мактабах религиозному обучению детей занимались домулло. В медресе сочеталось среднее и высшее религиозное мусульманское образование и преподавали им мударрисы. Почти во всех районах имелись женские мактабы, обучением которых занимались жены мулл, мударрисов их называли бибихалифа. Мусульманские школы и медресе были далеки от запросов народа, так как не способствовали распространению грамотности и знаний.

В Туркестанском крае, куда входила территория нынешнего Северного Таджикистана, царская администрация была заинтересована в подготовке чиновников и посредников из жителей коренного населения. С этой целью в 80-ые гг. XIX в. открывает сеть школ, которые получили название русско-туземные школы. В этих школах совместно с детьми русских чиновников и офицеров учились дети зажиточных представителей местных национальностей. Но следует отметить то, что это отнюдь не было заботой о развитии просвещения народа в Туркестанском крае. Однако, нельзя не признать, что такие школы сыграли положительную роль в жизни народов края, знакомству с русской культурой, новыми методам обучения.

На обучение и образования местного населения благотворное воздействие оказали передовые представители таджикского, узбекского, татарского и русского народа получившие образование в русско-туземных школах. Их беспокоила методическая отсталость конфессиональных школ и предложена осуществление реформы в мусульманских конфессиональных школах. В конце XIX -начале XX вв. в учебный план кроме традиционного цикла религиозных учебных предметов, были включены образовательные дисциплины.

Обидов И.О в своих исследованиях наряду со всеми проблемами рассматривает проблему женского образования, указывает на то что, неграмотные, бесправные и забитые женщины-таджички веками несли на своих плечах ярмо жесткой эксплуатации, испытывали тройной гнет -национальный, классовый и семейно- бытовой.

Следует отметить, что просвещенцы также способствовали раскрепощению женщин, формированию их мировоззрения. Из воспоминаний поэтессыДильшод благотворное влияние на местных женщин оказывало общение с передовыми представителями русской интеллигенции: учителями, врачами. Оно способствовало возрастанию доверия к школе, современной медицине, росту общей культуры.

Начало XX века -1905-1917 г.г. внесён в истории таджиков как период пробуждения народа, стремящийся к свободе и политической независимости. На этот период в Бухару, Самарканд, Худжанд из Казани, Крыма, Баку, Оренбурга и других крупных городов России поступали газеты, журналы, учебные книги, научная и художественная литература, которая способствовала пробуждению мысли о свободе, реформаторских идей среди интеллигенции. Под влиянием зарубежных печатных изданий в Бухаре и Самарканде были созданы издательство газет и журналов «Бухороишариф», «Турон» (1912), «Ойина», «Самарканд» (1913).

В 1905 году в ряде городов Туркестанского края и Бухарскогоханства, при содействии татарской общественности и местными просветителями и мыслителями АМунзим, А. Хамди, АШакури, М.Бехбуди, Х. Мехри, А.Фитрат, С.Айни создаются новые школы (новометодные школы), вводятся новые методы обучения и, не меняя религиозного содержания обучения, включают в учебные планы школ светские дисциплины, такие как родной язык, география, история ислама, природоведение, математика, начало физики,на уроках начинают применять наглядные пособия.

Новометодные школы способствовали росту культуры местного населения, расширению их общего кругозора. Образование, ознакомление с передовой литературой давали возможность населению осмысливать современную действительность, способствовали освобождению от старых обычаев и традиций.

Элементарный курс научных знаний о природе и обществе, без которого не мог уже обходиться всякий человек, к этому времени становится самой насущной потребностью. За короткий срок учащиеся овладевали навыками чтения и письма, так как учебно-воспитательная работа в новометодных школах была поставлена профессионально. Идя навстречу этой объективной потребности, просветителями создаются учебные пособия, учебники на таджикском языке. Первые учебные пособия под названием «Алифбоимактабиисломия» (Азбука исламской школы), «Китоб-ул-атфол» (Книга для детей), «Чугрофияимуфассал» (Подробная георгафия) «Рахнамоисавод» (Путеводитель грамоты) были написаны М.Бехбуди, М.С.Гулшани, М.Расули и др.

АМунзим обосновал теорию начального обучения и создал «Алифбо» (Букварь) на таджикском языке и «Руководство по письму» получившие признание в новометодных школах. АМунзим в своем доме открыл школу нового типа (1908г.), в котором сам преподавал азы науки детям местной национальности.

Вслед за ним его соратник, основоположник таджикской современной литературы С. Айни, создал первые учебник длячтения «Тахсиб-ус-сибен» (Воспитание юношества), «Необходимость религии», «Чтения корана».

В новометодных школах обучению привлекались девочки. Девочек местных национальностей обучали отдельно от мальчиков. Учебный процесс в женских школах наполняется соответствующим времени содержанием. В женские школы проникают передовые методы обучения АМунзима, С.Айни и других ученых-педагогов того периода.С.Айни написал книгу под названием «Духтарбача ё киХолида», которым широко пользовались учителями в женских школах.

По сведениям 1908 года, на территории Туркестана существовало 5910 начальных мусульманских школ (мактабы и корихона), число учащихся в каждой из них не превышало 10-12 человек. В этих школах обучались и девочки, но их число было гораздо меньше. Так, из 19383 детей, обучавшихся в бывшей Самаркандской области в 1890 году, девочек было 813. Учительницы, которые преподавали девочкам в 1871 году в Ходженте -9, в Уратюбе-7[4, с.20].

«До 1917 года во всей Средней Азии не было человека более бесправного и темного, более униженного и порабощенного, чем женщина. Женщина испытывала социальный и национальный гнет, женщина - мусульманка, помимо этих, ещё была угнетена слепой покорностью, суровыми законами шариата и другими явлениями патриархально-феодального быта»[5, с.22].

Начиная с1920 года прошлого столетия правительство стало уделять внимание проблеме привлечения женщин в строительство нового общества. Во всех государственных документах и материалах особо отмечали пополнить ряды работников всей сферы наравне с мужчинами и женщин.

В течении ряда лет проводилась целая система мероприятий по осуществлению фактического раскрепощения и равноправия трудящихся женщин. Женское образование являлось составной частью женского вопроса, представляющего собой сложную социальную проблему. Учитывая положение женщин того времени следует сделать вывод, что не многие владели простейшей грамотой. Здесь уместно отметить, что до 20 -го года прошлого столетия грамотность среди населения составляла 2,3%, а среди женщин - только 0,3%. В основном к грамоте имела доступ зажиточная часть населения.И правительством был поднят вопрос женского образования по всему региону.

Ряд проделанных работ в области просвещения коренным образом решает проблему женского образования. Поэтому правительством были приняты целый ряд постановлений направленных на привлечение женщин-таджичек к обучению.

В Таджикистане очень остро стоял вопрос об охвате обучением девушек -таджичек. Женское образование здесь пробивало себе дорогу, ломая сопротивление классового врага и обветшалые религиозно-бытовые традиции.

В резолюции Среднеазиатского Бюро ЦК РКП (б) по вопросу о женском образовании в Средней Азии (март 1925г.) отмечено, что вопрос о женском образовании является одной из огромнейших самостоятельных проблем в общей системе народного образования. Данный вопрос является делом не только женотделов, а также занимает соответствующее место в работе агитпропов и наркомпросов, поскольку весь вопрос раскрепощения дехканки ставится в плоскости борьбы с одним из основных препятствий на пути общего культурного и хозяйственного развития республик Средней Азии. Учитывая пробуждённую в женских массах тягу к учёбе, с одной стороны, и невозможность удовлетворения запросов этих масс - с другой, во многих случаях ведут к отрицательным явлениям, усиливая позиции старометодных школ... [6, с.367-368]

Исходя из этого были выделены 3 основные задачи в деле женского образования на предстоящий период: 1. Привлечение девочек в школы социального воспитания; 2. Ликвидация неграмотности; 3. Подготовка женских культурных сил.

Обидов И.О. особенно подчеркивает роль таджикской советской общеобразовательной школы за привлечение девушек-таджичек всеобщему обучению на примере школ бывшей Таджикской ССР. По данным статистического центра первые женские школы были организованы в Худжандском уезде и на Памире. В 1919 году в г. Худжанде была открыта первая начальная школа для девочек таджичек, там же в начале 1923 года была организованна специальная школа для девочек, а в 1926 году в самом Хороге и в кишлаке Поршнев Горно-Бадахшанской Автономной области были открыты две школы для девушек местной национальности с контингентом 28 учащихся. Специальные школы для девушек местной национальности появляются не только в городах, но и в сельской местности. В том же году в Гарме и в Уялах начала работать первая в Таджикистане школа ликбеза для женщин. В 1928 г. В кишлаке УнджиХуджендского округа была открыта женская школа и курсы по ликвидации неграмотности. Учительницей школы была назначена женщина-таджичка. В школах в том году занимались 20 девушек, на курсах-25 женщин.

Создание таких школ в те годы имело большое политическое значение. Школы и курсы по ликвидации неграмотности позволяли девушкам и женщинам-таджичкам приобщатся к политической жизни.

Однако на пути раскрепощения женщин и приобщения их к новой жизни, к получению образования в условиях Таджикистана в первые годы Советской власти в силу живучести религиозных и феодально-патриархальных пережитков, встречались большие трудности. Организации таких школ и ликвидации неграмотности среди женщин встретило противодействие мусульманского духовенства, байства и другие враги новой власти. Поэтому, в этом отношении органами новой власти проводилась очень гибкая политика, которая учитывала сложившиеся веками в быту традиции и обычаи таджикского народа, то есть обучением девушек, женщин должна заниматься женщина-учительница. В первые годы организовывались специальные женские школы и курсы по ликвидации неграмотности, а также проводилась определенная работа по подготовке женщин-учителей.

Еще в 1920 году в Коканде был открыт женский педагогический техникум, в котором учились около 10 девушек-таджичек. В Таджикском институте просвещения, который был организован в Ташкенте в 1924 г. обучались более 30-ти девушек-таджичек.

В городах Душанбе, Худжанде, Канибадаме открылись женские педагогические училища. Женские учительские институты работали в Душанбе и Худжанде, а в 1953-57 гг. в г.Душанбе работал женский педагогический институт. Большое место в подготовке учителей-женщин местной национальности принадлежит Душанбинскому, Худжандскому, Кулябскому педагогическим институтам и Таджикскому национальному университету.

Далее, по мере установления стабильности, в середине 60-х и в начале 80-х годов прошлого столетия интерес к изучению женского вопроса неимоверно возрастает. Показателем является возросшее количество научных работ, в которых обобщается значительный фактический материал по истории развития женского движения в Таджикистане.

Академиком И.О. Обидовым создана своя научно-исследовательская школа, которая занимается комплексным исследованием проблем современной школы и педагогики. Он всегда защищал права женщин на получение образования, лично вложил огромный вклад в подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров, в просвещении женщин-таджичек, ныне успешно работающих в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях республики.

Под руководством академика И.О.Обидова написали и успешно защитили кандидатские и докторские диссертации крупные ученые—женщины среди которых следует отметить академика АОТ Каримову Ирину Холовну, докторов педагогических наук, профессоров Юлдашеву Мавлюду Рахматовну, Маджидову Бибихафизу Самиевну.

Можно перечислить огромный список женщин-ученых выполнившие и защитившие под научным руководством Ибрагима Обидовича Обидова кандидатские диссертации, среди которых Абдуллаева Мавджуда Колиевна, Абдуллаева Розия Хакимовна, Ашурова Дилором, Ашурова Дилбар, Балтабаева Умриниссо Турсунбаевна, Губанова Лидия Александровна, Додхудоева Назира Муборакшоевна, Кадырова Каромат Давыдовна, Каримова Ольга Дадабаевна, Каримова Дилором Джумаевна, Маджидова Кенджамо Авгановна, Набиева Мушаррафа, Насырова Рано, Охунова Саёхат Хамдамовна, Саидова Лейла Вайсиддиновна, Салимова Дилбар Махкамбаевна, Тимирова Хайриниссо Исломовна, Шарипова Дилбар Яхьяевна, Шукурова Гулноз, Юнусова Нафисахон Мурадовна, Яхшибаева Мувдддас Эгамбердиевна.

Последователи академика Обидова Ибрагима Обидовича продолжают его работу, научную деятельность в области женского просвещения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Великий октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана. Изд-во «Мысль» М, 1971.

2. Диссертационный совет: Тематика защищенных кандидатских и докторских диссертаций по педагогической

науке (1980-2005гг.) /Сост. Обидов И.О.; ред. Сулаймони С.И. - Душанбе, 2006.

3. Иркаев М. и др. Очерки истории Советские Таджикистана, 1957.

4. Обидов И.О. История развития народного образования Таджикской ССР (1917-1967): дис. док пед.наук.-М.-1968.

5. Обидов И.О. История развития народного образования Таджикской ССР (1917-1967).-М.,1973.

6. Обидов И.О. Расцвет народного образования в Советском Таджикистане.-Душанбе, 1987.

7. Обидов И.О. Общеобразовательная школа и проблемы подготовки учительских кадров в Республике

Таджикистан // Известия Академии педагогических и социальных наук.-М., Воронеж.-2000.

8. Советский Таджикистан за 50 лет, сборник статистических материалов, Душанбе, «Ирфон», 1975.

9. Ученные записки ДГПИ т.26, 1961.

10. Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. Ирфон, 1970. Стр.20.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАМОТНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИССЛЕДОВАНИЯХ АКАДЕМИКА ОБИДОВА И.О.

(посвящается 95летию академика ОбидоваИ.О.)

Академик, доктор педагогических наук, профессор Обидов Ибрагим Обидович, свою плодотворную жизнь посвятил исследованию вопросам школы, образования, подготовке педагогических и научных кадров, внес достойный вклад в развитии просвещения таджикского народа.

Автор статьи в основе исследований Обидова И.О. показывает состояние образования страны в конце ХТХи в начале ХХ веков, большое внимание уделяет вопросам грамотности таджикских женщин.

Ключевые слова: школа и образование, вопросы грамотности, женские школы, религиозные школы.

THE STUDY OF THE LITERACY PROBLEMS OF TAJIK WOMEN IN THE STUDIES OF ACADEMICIAN O. I. OBIDOV

(Dedicated to 95th anniversary of academician Obidov I.O.)

Academician, doctor of pedagogical Sciences, Professor Obidov Ibrahim Obidovich, devoted his fruitful life to the study of school, education, training of pedagogical and scientific personnel, made a worthy contribution to the development ofeducation of the Tajik people.

The author of the article in the basis of research of works written by Obidov I. O. shows the state of education in the country at the end of the XIX century and early XX century,and pays great attention to the literacy of Tajik women as well.

Keywords: school and education, learning the trainingwomen 's schools,religious schools.

Сведения об авторе:

Обидова М.И. - кандидат педагогических наук, e-mail: munira64_64 @ mail.ru

About author:

Obidova M.I. - candidate of pedagogical sciences, e-mail: munira64_64 @ mail.ru

ИСТИФОДАИ КОМПЮТЕР ДАР КОР БО КУДАКОНИ СИННУ СОЛИ МИЁНАИ МАКТАБИ

Неъматов F.H., Умедцони Х., Одинаев Х

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни

Дар амал технологиями итгилоогй хамаи технологияхое, ки воситахои махсуси техникии техникиро истифода мебаранд (компютерхо, аудио, кино, видео) номида мешаванд. Вакте ки компютерхо дар сохаи маориф васеъ истифода мешуданд, истилохи «технологияхои нави иттилоотй» пайдо шуд. Истилохи муваффаконаи технологияхо, ки компютерхоро истифода мебаранд, технологияи компютерй мебошанд. Аммо чомеаи муосир роххои нави корй, ки талаб мекунад, ки ба рушди шахси дорои як катор малакахо зарур аст. Дар баробари таълим хондан, навиштан ва хисобу китоб барои омузиши хонандагон оиди истифодаи технологияхои ракамй хамчун воситаи омузиш дар хаёти харруза ва, сар карда аз синфи аввал мухим аст. Мухити зисти ракамй, ки дар он хонандагон зиндагй мекунанд, бояд ба усулхои таълиму тарбия такя кунанд. Донишчуёни имруза бояд омода бошанд, ки ба ин чомеа муваффак шаванд ва ба таври васеъ чорй намудани технологияи информатсионй коммуникатсионй дар раванди таълим ба халли ин масъала кумак мекунад. Маълум аст, ки дар ояндаи наздик чорисозии компютерхои шахсй афзоиш хохад ёфт ва мутобики ин талабот барои саводи компютерии хонандагони ибтидой зиёд хохад шуд. Фахмиш дар раванди омузиш ин воситаи пуркувватест, ки хонандагонро ба дониши амики ин мавзуъ хавасманд мекунанд ва кобилиятхои худро инкишоф медиханд. Яке аз роххои халли ин проблема истифодаи технологияхои гуногуни иттилоотй ва коммуникатсионй (ТИК) дар раванди таълим дар муассисахои тахсилоти миёнаи умуми имкон медихад, ки шаклхо ва усулхои таълимро, ки фаъолияти эчодиро барои хонандагон баланд мебардоранд, фарохам меорад. Истифодаи барномаи MS Word, истифодаи маводе, ки хамчун тахриргари матни тахия шудааст, имкон медихад, ки раванди таълимро васеъ карда, онро на танхо самараноктар ва гуногунтар кунад, балки хамчунин афзоиши таваччух ба омузиш мавриди истифода карор диханд. Дарс бо истифодаи технологияхои компютерй на танхо раванди таълимро баркарор метавонад намуд (ки махсусан мухим аст, агар мо хусусиятхои психологии мактаби миёна, хусусан, таркиби назарияи назаррасро дар бораи фикрхои (абстракй-мантикй), балки хавасмандкунии омузишро баланд бардорем. Истифодаи бештари имкониятхои технологияи иттилоотии хозиразамон дар муассисахои тахсилоти миёнаи умумй ба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.