Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА'

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕМЛЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Обидова М.И.

Автор статьи на основе архивных материалов показывает насколько таджикская женщина, была угнетенной и бесправной в обществе и семье, как общество повлияло на уровень её образованности, и пробивала путь к свету. Дается краткая информация о состоянии учебных заведений для девушек и женщин, которые открывались в некоторых регионах Туркестана в конце XIX и в начале XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION OF WOMEN TO THE XX-TH CENTURY BEGINNING

The author of article on the basis of archival materials shows how much Tajik woman, was oppressed both deprived of civil rights in a society and a family as the society has affected level of its erudition, and opened the way to light. The brief information on a condition of educational institutions for girls and women who opened in some regions of Turkestan in the end of XIX and in the beginning of the XX-th centuries is given.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА»

ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ВА АРХЕОЛОГИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ)

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

Обидова М.И.

Таджикский государственный педагогический университет имени С.Айни

«Уровень просвещенности общества, его влияние и авторитет определяются с точки зрения отношения к женщине, к матери, оценивается тем, насколько женщины образованны и активны в данном обществе» [8].

За годы независимости, Государство и Правительство Таджикистана, принимая все необходимые меры для обеспечения соблюдения личностных и конституционных прав женщин и укрепления их роли, систематически продолжают реализовывать эту инициативу в соответствии с нормами демократического, правового и светского общества.

Наряду с воспитанием детей и охраной семейного очага на протяжении всей нашей истории таджикские женщины самоотверженно боролись за независимость страны и достоинство нации.

В нашем обществе женщины ведут активную общественно- политическую деятельность. В настоящее время больше половины работников образования составляют женщины-воспитатели и учителя.

По свидетельствам исторических источников в эпоху Сасанидов и Саманидов таджикские женщины пользовались всеми материальными и моральными правами. Древние таджики придавали огромное значение воспитанию девушек, обучали их ведению домашнего хозяйства, готовили выполнять обязанность будущей матери. Девушки благородного происхождения имели возможность изучать искусство, некоторые из них превосходили в этих видах искусства даже мужчин. Таких женщин воспевали великие просветители нашего народа как Фирдоуси, Джами и др.

Но также история свидетельствует о том, что на протяжении многих столетий вопрос женского образования оставался закрытым, в недалеком прошлом таджикская женщина, как и все женщины Востока, была наиболее угнетенной и бесправной в обществе и семье.

Как трудно давалось знание женщинам в нашем мире, через какие препятствия прошли они, чтобы пробить себе путь к знанию, должно быть уроком для нынешнего поколения.

В средние века до начало XX века женщина была неравноправна, имела подчиненное положение, возникшее с появлением частной собственности и делением общества на классы. Один эксплуататорский общественный строй сменялся другим, а бесправие женщин оставалось. Свод законов, которые основывались на «священной книге» о правах отношений мусульман, а также обычное право неправильно растолковывались религиозными деятелями и указывали бесправное положение женщин в семье и в обществе. Образование женщин считалось ненужным и даже вредным. Радикальное духовенство мусульманского мира считало, что чем женщина невежественнее, тем она будет покорнее. Оно стремилось не допускать девушек к образованию. Но в священной книге «Коран» говорится: «женщина, на уровне с мужчинами должна уметь читать священную книгу Коран...».

Жестокие законы религии и шариата закрепляли неравенство и бесправие женщин, их рабское положение. По жестоким законам шариата женщину можно была не только продать или купить, но даже убить. Неграмотные, бесправные и забитые женщины-таджички веками несли на своих плечах ярмо жестокой эксплуатации, испытывали тройной гнёт - национальный, классовый и семейно-бытовой.

В 1914 году в одном из журналов «Ойна» джадиды писали: «У женщин мало ума, у них слабо чувство мышления, поэтому правильно утверждение шариата о том, что женщины стоят ниже мужчин». Эти предрассудки поддерживались религиозными деятелями и растолковывали по-своему описание священной книги.

Хотя женщина была лишена многих прав и являлась рабой для своего мужа, она стремилась преодолевать все трудности, вековые предрассудки, стремилась к свету к просвещению. В классической литературе 19 века известны имена талантливых поэтесс, как Точидавлат, Мавзуна, Нодира, Дилшод, Анбар-отун и т.д. Они описывали свою тяжелую и горькую судьбу. В их стихах явственно звучали вольнолюбивые мотивы, мечты о свободе женщин Востока.

Женский труд в быту играл огромную роль, но его не ценили. Женщины не хотели оставаться безропотными существами, в нарастающей борьбе против социального и национального гнета, они стали поднимать голос протеста, бороться за свое человеческое достоинство.

Только в начале XX века произошёл коренной переворот в положении женщины. В безвозвратно прошлое ушли нищета, бесправие и угнетение женщин-таджичек. Государство и правительство того времени наряду с наиболее важных проблем уделяли огромное внимание просвещению женщин, так как вопрос о развитии женского образования был одним из важнейших задач в области образования. Получив право на образование, женщины жадно потянулись к свету, знанию, просвещению, было осуществлено подлинное равноправие мужчин и женщин в области образования. Здесь уместно отметить, что до начало 20-ых годов прошлого столетия в Таджикистане грамотность была очень низкой. Она составляла всего 2,3%, а среди женщин - только 0,3%, да и то за счет зажиточности населения [7].

Первые сведения о существовании учебных заведений на территории нынешнего Таджикистана относится к эпохе Сасанидов. Это были в основном религиозные учебные заведения, отвечающие лишь нормам шариата и духу времени. Эти школы низшие «мактабы», а повышенные- «медресе» появились в X веке. Медресе возглавлялись мусульманским духовенством, в нем подготавливали слушателей культа ислама - мулл и учителей начальных мусульманских школ- мактабов, а в мадрасе высшего типа выпускали также казиев, мусульманских богословов, толкователей шариата и других духовных лиц.

В мактабах и медресе в основном обучались дети высокопоставленных лиц, и учебные программы в этих учебных заведениях были составлены в Х11-Х111 веках. Существовали мужские и женских мактабы, где обучались девочки преимущественно из состоятельных семей. Мактабы представляли собой начальные школы и девочек принимали с 6-7 до 14 лет, где обучали их в основном грамоте и письму, а также сообщали первоначальные сведения о религии, законам и нормам шариата. Мактабы существовали в каждом квартале города, почти в каждом кишлаке и организовывались в домах знатных людей, учителей, около святых мест, почти при каждом мечете, иногда на средства частных лиц. Женские мактабы в основном открывались в городах. Занятия проходили на дому у учителя содержателя школы. К примеру, в 1876 году в городе Пенджикент в 9-ти существующих мактабах из 175 учеников обучались 40 девочек, а из 9 учителей 3 женщины. В Ура-тюбе 1898 году было 19 женских школ, в котором обучались 116 учениц, в них работали 19 учительниц. По переписи населения в 1897 года в Пенджикенте число грамотных женщин составляло 0,81%.

К 1908 году в Худжандском уезде население, которого составляло 211 771 чел. существовало 273 школы и в них обучались 458 учениц. В 1910-1915 гг. в старом Худжанде с более 40 тысячным населением существовало около 90 учебных заведений, в котором обучались 1380, в 8 мактабах обучались 97 девочек, в 5 мадрасах обучались 214 учащихся, в котором преподавали 16 учителей.

Сведения о существовании школ для девочек в Гиссаре в конце XIX века приведены в книге А.Мухтарова «Гиссар» книга 2, Душанбе 1992. Житель села Сангмелаи Поён Шахринавского района учитель школы Нематов Бобохаит (1906 года рождения) рассказал о том, что одной из выпускниц школы для девочек является жительница села «Дусти» Гиссарского района Зайнаб Насруллоева. Она была внучкой очень влиятельного человека Хошима Чебаги. Её учительницу звали Чинигул. В религиозной школе она получила мусульманское образование.

В одном из городов Сагдийской области в Канибадаме в 1907 году существовало 5 школ для девочек. В одной из школ открытой в доме Муллоболтабой обучались 12 девочек их обучала его жена. Она была образованной женщиной. В этой школе училась моя бабушка Эшбоева Тутибиби (1898 года рождения, прожевавшей с 1916 г. в Канибадаме на улице Фабричная, 123). В воспоминаниях она описывает обучение, учителей и обстановку в школе следующим образом:

«... Наш отец Эшбой был рабочим по обжигу кирпичей. Недалеко от нашего дома была религиозная частная школа для девочек. Отец привел меня и мою сестрёнку (мне было -9, сестрёнке -7 лет) в эту школу.

Конечно, мы пришли в паранджах, специально пошитых для нас (в Средней Азии узбечки и таджички надевали паранджу, когда им исполнялось девять лет, и не снимала её при выходе из дома до самой смерти. Паранджа представляет собой синий или серый халат из хлопчатобумажной, шелковой ткани или бархата. Символические рукава скреплялись сзади. Халат набрасывался на голову и закрывал женщину до пят, на лицо спускалась плотная черная сетка из конского волоса). Школа размещалась в одной из просторных комнат во дворе

огромного дома нашей учительницы, мы её называли отунбиби. Ежедневно мы занимались 2-3 часа, затем выполняли разные поручения нашей отунбиби по дому. Наша учительница была грамотной и требовательной женщиной. У неё дома было много книг, большей частью религиозных, а также книги разных поэтов и писателей Востока, написанных на форси -таджикском языке арабским шрифтом.

За 2 года обучения мы уже могли читать и писать, знали наизусть по несколько стихотворений Хафиза Шерози, Абдулкодира Бедиля, Суфи Оллоёра и других известных поэтов Востока.

Полученные нами знания пригодились в дальнейшей жизни.

... Я в последующие годы научилась читать и писать по латынскому, затем по кириллице.

В 20-е годы 8 лет учительствовала в новой советской школе в нашем кишлаке. ».

Обучением девочек в основном занимались жены учителей (имама или муллы), а занятия проводились в отдаленных внутренних маленьких комнатах. И по размерам, и по количеству учащихся, школы для девочек были меньше. Обучала девочек грамотная женщина, которую называли «бибиотун» или «бибихалифа». Она кроме обучения, также включала девочек к ведению хозяйства.

Писатель С.Айни в в поэме «Духтари ноком» говорит о том, что в те времена получить грамоту для девочек из зажиточных семей было привилегией, высокопоставленные лица, в основном духовенство отдавали своих дочерей в школу и платили за учёбу вдвое больше чем мальчикам. Девочка, родившаяся в семье духовника должна была быть грамотной, только так духовник мог выдать свою дочь за высокопоставленных чиновников и сроднится с ними.

Учебный процесс в женской школе имел односторонний характер, обучение грамоте заканчивалось механическим заучиванием. Обучение письму было необязательным (на это были особые взгляды представителей религии), но несмотря на это среди бибиотунов были те, кто обучал девочек письму и довольно успешно. В отличие от мужских в женских мактабах Коран не читали. Молитвы из «Хафтияка» («Одна седьмая») часть Корана, необходимые для совершения религиозных обрядов, заучивали обычно со слов учительницы. «Хафтияк» как и «Коран» был написан на арабском языке и в нем были включены основные главы Корана: первая, имеющая семь стихов, первая пять стихов второй главы: 36 глава, имеющая 83 стиха; с 47 главы до 114 включительно [1]. В основном учебный процесс школ, где учились девочки, ничем не отличалось от мальчиков, но преимущества занятий в данной школе получили признания среди населения, так как занятия опирались на принцип доступности. В связи с этим некоторые родители отдавали своих сыновей в школу, где учились девочки. Об отличительных особенностях женских школ того времени подробно описывает учёный изучивший историю учебных заведений профессор А.Мухторов в своей работе «Дилшод и её место в истории общественной мысли таджикского народа XIX и начало XX вв.»

В горных районах Таджикистана (Матчинском, Айнинском, Гиссарском, Гармском) в конце XIX и в начале XX девочки в мактабах учились вместе с мальчиками.

Как известно, в религиозных школах применялось ряд методов, которые имели свои особенности. Наиболее широко использовался метод наказания, но в некоторых женских школах этот метод не применялся, и это особенность было признанно родителями. Отношения между учителем и учащимися строились на взаимопонимании и доброжелательности, что свидетельствует о гуманном подходе в обучении. Учителя применяли творческий подход к своей работе, постоянно искали наиболее приемлемые приемы, которые соответствовали обучению девочек. К примеру, впервые в женских школах учителя применили решение загадок в процессе учёбы. Изучение ряда предметов проводились не на арабском, а на родном таджикском языке, также девочки в школе читали произведения известных поэтов и писателей, таких как Хафиз, Саади, Бедил, заучивали наизусть стихи поэтов, их учили правильно высказывать свои мысли, красиво говорить. В некоторых школах девочек учили играть на музыкальных инструментах. Наряду с получением грамоты особое внимание придавались трудовому воспитанию девочек. На занятиях и вне занятии они учились вышивать, шить, убирать комнату, готовить и т.д. Все эти преимущества прославляли женскую школу и учителей среди населения, хотя следует отметить, что женская школа стояло на ступень меньше чем школы, где обучались мальчики. Но, несмотря на это среди выпускниц женских школ можно встретить поэтесс, писательниц, и профессиональных учителей таких знаменитых как Дилшод, Самарбону и т.д. Дилшод на протяжении 51 года вела школу и выпустила 891 учениц, из них 4 поэтессы Хайриниссо, Бахриниссо, Анбарой, Тутикиз и те которые имели способности выразительно читать стихи и рубаи [3]. Женщины, способные к правописанию занимались рукописью священной книги «Коран» и других религиозных изданий.

По имеющимся сведениям в начале XIX века в городе Канибадаме было 8 медресе, одной из них был известен как медресе Оим (1824-1825) (названный именем дочери Домулло Оим Бибиой) обучению были привлечены около 200 девушек.

После присоединения Средней Азии к России до начала XX века на территории Таджикистана были открыты русские школы для детей местной национальности. В этих школах вместе с мальчиками учились русскоязычные девочки, а девочки местной национальности эти школы не посещали.

В начале ХХ века в нашей стране с изменением политического строя, создались благоприятные условия для создания своей национальной государственности, развития экономики и культуры.

С первых дней установления новой власти организации новой системы образования, перевоспитание старых и подготовка новых педагогических кадров считалась одной из главных задач вновь созданных органов системы образования.

В положении о единой трудовой школе РСФСР /1918г./ подчеркивалась необходимость немедленной разработки плана школьного возраста от 6 до 17 лет, составления смет на перестройку и оборудование школ, содержание учительского состава, организацию учета детей и снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями.

«Обязательной обучение, - говорится в этом положении, - вводится немедленно всюду, где количество школ достаточно для обслуживания всего детского населения и где условия общедоступности образования имеются на лицо» [4].

С этого момента декреты советского государства и постановления Наркомпроса, определяющие порядок введения всеобщего обязательного обучения на местах, стали активно проводиться в жизнь.

Правительством Туркестанской республики были также приняты конкретные мероприятия по осуществлению государственных декретов о ликвидации сословных и национальных ограничений, о введении обязательного совместного обучения мальчиков и девочек, об уничтожении неравноправия женщин в области образования, о передачи дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Наркомпроса.

Несмотря на разруху, тяжелое экономическое положение края, начавшуюся гражданскую войну, правительство Туркестанской республики отпускало на нужды просвещения значительные средства. В мае 1918 года Совнарком Туркреспублики утвердил смету расходов на нужды образования в размере 177, 1млн. рублей.

В 1920 г. в Худжанском уезде была открыта первая в истории республики начальная школа для девочек местной национальности [5]. В апреле 1921 года в Худжандском уезде работало 67 таджикских и узбекских школ, а так же 8 школ с преподаванием на русском языке, в которых обучалось более 3 тысяч учащихся и работал 141 учитель [7]. К весне 1920 года в Ура-Тюбинском уезде работало 25 советских школ, в том числе 12 школ в сельской местности. В них обучалось 5173 учащихся [2]. Советские школы организовывались и в других районах республики. В 1918 году советские единые трудовые школы были организованы в Канибадаме, Исфаре, Аште, которые до1926 года входили в состав Кокандского уезда Узбекской ССР, в которых работали таджикские и узбекские учителя.

В Восточной Бухаре, куда входили центральные и южные районы современного Таджикистана (ныне районы республиканского подчинения), а так же на Западном Памире условия для организации советских школ и органов народного образования были более сложными, чем в северных районах. Здесь советские школы и органы народного образования были созданы после свержения Бухарского эмирата и образования Бухарской Народной Советской Республики (сентябрь - октябрь 1920г).

Во многих школах указанных областей и районов республиканского подчинения не хватало учительских кадров.

Вместе с тем в школьном строительстве в первые годы новой власти в Республике имели место большие трудности и недостатки. Самый значительный из них - слабая материальная база школ, полное отсутствие необходимых школьных зданий, учебников и письменных принадлежностей. На медленное развитие школьной сети отрицательно сказывалось полное отсутствие квалифицированных педагогических кадров. Часть мусульманского духовенство открыто выступало против мероприятий советского государства в области народного образования.

Оно вело усиленную агитацию среди местного населения против обучения девочек в школах, особенно против их совместного обучения с мальчиками и стремилось сорвать устанавливающие положения в школьном деле. Недобитые басмаческие банды разоряли

школы, избивали и даже убивали учениц и учителей, угрожали дехканам репрессиями в случае, если они не перестанут посылать своих детей в советские школы. Поэтому новое правительство проводили в этом отношении очень гибкую политику. При этом учитывались веками складывавшиеся в быту обычаи и традиции. Девочек будут обучать женщины. Организовывались специальные женские школы и курсы по подготовке женщин - учителей.

Литература:

1. Арипов М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Часть 2, издательство «Ирфон», Душанбе, 1965 г. 190 с.

2. Материалы но истории КП Таджикистана, Вып.2, Душанбе, 1917, стр. 128.

3. Мухторов А. Дилшод и её место в истории общественной мысли таджикского народа XIX и начало XX вв. Душанбе, «Дониш»,1969, с. 105.

4. Народное образование в СССР, Сб. док. 1917- 1973г М.1974, с.134

5. Обидов И.О. История развития народного образования в Таджикистане (1917-1967 гг.). Душанбе, «Ирфон»,1968, стр. 30.

6. Обидова М.И. Становление и развитие народного образования в северных районах Таджикистана (1917-1929). Душанбе, 2004.

7. Раджабова З. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана, Душанбе, 1964, стр. 15.

8. Рахмон Э. Мать источник жизни. (Выступление президента РТ Э.Рахмона по случаю дня матери. Душанбе, 06 марта 2012.) Душанбе, «Шучоиён», 2013, стр. 279.

9. Советский Таджикистан за 50 лет, сборник статистических материалов, Душанбе, «Ирфон», 1975, стр. 15.

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

Автор статьи на основе архивных материалов показывает насколько таджикская женщина, была угнетенной и бесправной в обществе и семье, как общество повлияло на уровень её образованности, и пробивала путь к свету. Дается краткая информация о состоянии учебных заведений для девушек и женщин, которые открывались в некоторых регионах Туркестана в конце XIX и в начале XX веков.

Ключевые слова: бесправие и угнетение женщин, женское образование, женские школы, стремление, религиозные школы, обучение девочек местной национальности.

HISTORY OF FORMATION OF WOMEN TO THE XX-TH CENTURY BEGINNING

The author of article on the basis of archival materials shows how much Tajik woman, was oppressed both deprived of civil rights in a society and a family as the society has affected level of its erudition, and opened the way to light. The brief information on a condition of educational institutions for girls and women who opened in some regions of Turkestan in the end of XIX and in the beginning of the XX-th centuries is given.

Keywords: lawlessness and oppression of women, female formation, female schools , aspiration, religious schools, training of girls of a local nationality.

Сведение об авторе: Обидова М.И., докторант кафедры дошкольного образования Таджикского государственного педагогического университета имени С.Айни, е-mail: munira64_64 @ mail.ru

About author: Obidova M.I., dortoral candidate of the chair of the preschool education, Тajik State Pedagogical University named after S.Aini, е-mail: munira64_64 @ mail.ru

ШАРЦШИНОСИ НОМДОР ВА ТАЪРИХНИГОРИ НУКТАСАН^

Ахмадов Ф.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Академик Абдулганй Мирзоев яке аз олимони шаркшиноси точик буда, дар заминаи илмх,ои таърих, адабиёт, забон, таърихи адабиёт, адабиёти шифохй, зарбулмасал^о, х,икояву ривоятх,о осори зиёде таълиф кардааст. Абдулганй Мирзоев 22 ноябри соли 1908 дар шах,ри Китоби РСС Узбекистан дар оилаи мирзои (муншй) касбй таваллуд ёфта, давраи чавонй ва тах,сили мактаби миёнаашро дар хдмин чо мегузаронад. Падари у Мирзо Мухдммад (1865-1928), ки шахси бо илм буд, касби мирзой ва хаттотй дошта, бухороиасл буд. Модари Абдулганй, Офтоб (1881-1959), зани фозилаи хушсаводи буд, ки мактабдорй карда, ба бача^ои хурдсол ва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.