Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВОВ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1941-1950ГГ.)'

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВОВ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1941-1950ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ НА ФРОНТ / ОТТОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СРЕДНИЕ И ВЫСШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ / ЖЕНЩИН- УЧИТЕЛЕЙ / ЖЕНСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фозилова Махсуда Зулфикоровна

В статье рассматривается состояние народного образования Таджикистана - подготовка педагогических кадров, в частности женщин-учителей в 1941-1950 гг. Резкое сокращение число учителей с высшим образованием Автор отмечает многочисленные трудности, с которыми сталкивались женщины-учителя в годы ВОВ и послевоенным периодом. Несмотря на это отряд педагогов из числа женщин увеличился. Для вовлечения женщин-таджичек в педагогические учебные заведения были созданы женские учительские институты и педагогические училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND RETRAINING OF WOMEN TEACHERS DURING WORLD WAR II AND POST-WAR PERIOD (1941-1950)

This article examines the state of public education in Tajikistan - training of educators, particularly female teachers in the 1941-1950 period. Sharp decline in number of teachers with higher education were observed as well as. The author notes the numerous women teachers faced with difficulties during the Second World War and post-war period. Despite its the number of women teacher has increased. To involve Tajik women in educational institutions there were established institutes for women teachers.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВОВ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1941-1950ГГ.)»

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАДЖИКИСТАНА В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА

Встатье освещаются вопросы изучени и освоения природных ресурсов Таджикистана в 20-е годы XX века. Автор отмечает, что в дореволюционный период русские и английские исследователи уже начали изучение природных ресурсов территории нынешнего Таджикистана, в результате чего были выявлены месторождения драгоценных камней, медь, серебро, железо, золото и других природных ресурсов. Автор на основе источников и научных работ ряда исследователей в хронологическом порядке рассматривает история изучения и освоения природных ресурсов Таджикистана со стороны Советских исследователей разных научных направлений науки и выявил их вклад в изучение природных ресурсов республики.

Ключевые слова: природные ресурсы, СССР, Таджикская АССР, природа, ресурсы, советские исследователи, конференция.

FROM THE HISTORY OF STUDY AND LEARNING TAJIK NATURAL RESOURCES IN 20th YEARS OF XX CENTURIES

The article highlights the issues of studying and developing the natural resources of Tajikistan in the 1920s. The author notes that in the pre-revolutionary period, Russian and British researchers have already begun to study the natural resources of the territory of present-day Tajikistan, as a result, deposits of precious stones, copper, silver, iron, gold and other natural resources were discovered. The author, on the basis of sources and scientific works of a number of researchers, chronologically examines the history of studying and developing natural resources of Tajikistan by Soviet researchers of various scientific fields of science and revealed their contribution to the study of the republic's natural resources.

Keywords: natural resource, USSR, Tajik ASSR, nature, resource, soviet researcher, conference.

Сведение обавторе:

Махмадов Убайдулло, ассистент кафедры истории таджикского народа Кулябского государственного университета им. АбуабдуллоРудаки, тел: (+ 992918429524), е-mail: nsadi79@mail.ru

About the author:

Mahmadov Ubaydullo, the assistant of history of Tajik people of Kulob state University named after Abuabdullo Rudaki, tel.: (+ 992918429524), е-mail: nsadi79@mail.ru

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (19411950гг.)

Фозилова М.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

22 июня 1941 фашистская Германиясовершил вероломное нападение на страну советови прервало мирнойжизнинародов бывшего Советского Союза. Особенно школьные дети были вынуждены прекратить учебу в годы войны. В Таджикистане большие трудности наметилось в развитии народного образования. Многие школьные здания были отданы под госпитали и другие военные учреждения. Были организованы трехсменные занятия. Не хватало топлива и продукты. Большая армия учителей была мобилизована на фронт. Женщины и дети работали на производстве и хлопковых полях. Одновременно школьное дело не отставало. Школа и органы народного образования серьезно занимались обучением и воспитанием детей школьного возраста.

В годы Великой Отечественной войны в Таджикистане возникли большие трудности в развитии народного образования, особенно резко сократилось число

учителей с высшим образованием. Высшие учебные заведения все свои силы мобилизовали на обороны страны и большое количество педагогов и студентов добровольно написали заявление на фронт. Война задержала процесс развития культурного строительство. В результате, в республике возникла не хватка квалифицированных педагогов. В связи с этим преподавательской работойстали заниматься лица, не имевшие соответствующего педагогического образования. Если в 1941-1942 учебном году в общеобразовательных школах республики работали 706 учителей с высшим образованием, то в 1941 по 1945 гг. их число сократились до 404[1, 62]. Но вопрос о всеобщем обязательном обучении в республике всегда находился под контролем местных органов народного образования. Из-за нехватки квалифицированных педагогов в деле народного образования были привлечены люди не имевшие педагогического образование. Например, с незаконченным средним образованием работали: из 13306 учителей 8469: в 1942-1943 учебном году 11213 учителей 6400, то в 1944-1945 учебном году: из 12801 учителей в школах с незаконченным средним образованием работали 6469 учителей. [2, 62]. Не смотря на тяжелую военную обстановку педагогические вузы Таджикистана выпускали тысячи специалистов. В годы войны особое внимание придавали образованию женщин. В результате в 1942 году в школах республики работали 30 девушек с высше образованием и 75 девушек со средним (полним и неполным образованием) [3, 62]. В связи с этим на базе педагогического института в Ленинабаде в 1943 году был образован женский педагогический институт.

В годы Великой отечественной войны женщины Таджикистана, как и женщины других братских республик сражались на фронтах и в тылу. Многие женщины и девушки, пройдя военно-санитарную и военно-техническую подготовку, пошли на фронт санитарами, медицинскими сестрами, радиотехниками и др.

Молодая девушка, лейтенант медицинской службы Шахри Хайдарова, колхозница из Канибадамского района, участвовала в войне от начала и до победы над фашизмом. В 1941г. София Мухамаджановна Ниязова, только что окончившая медицинский институт, добровольно пошла на фронт, была врачом батальона танковой бригады на первом украинском фронте. Студентка Таджикского сельскохозяйственного института Саодат Алибаева, закончила курса радиотехники и приняла участие в войне против фашизма и японских милитаристов.

В январе 1944 году в городе Ленинабаде был организован Женский учительский институт, просуществовавший до марта 1947года. Директором института была М. Ибрагимовой. В 1945-1946 учебном году всего окончили институт 28 девушек. В этом вузе в 1946-1947 учебном году былиподготовлено и выпущено 93 учительниц, из них 78 местной национальности. [4, 20]

В послевоенный период значительно выросла сеть семилетних и средних школ. В 1946-1947 учебном году в республике насчитывалось 777 семилетних школ с контингентом учащихся в 5-7 классах 42590 человек, в том числе 15835 девушек местной национальности. В 27 средних школах с контингентом учащихся в 8-10классах 2935 человек, в том числе 596 девушек местной национальности. В 1945-1946 учебном году для получения образования вернувшихся из фронта существовали 9 школ рабочей молодежи и 80 школ сельской молодежи с охватом 3836 человек. [5, с. 164].

Рост и значительное увеличение общеобразовательных школ республики привели к увеличению потребности в педагогических кадрах. В этом отношение средние и высшие педагогические заведения испытывали серьезную нужду в обучающихся студентах, в том числе и студенток. В Таджикистане если до Октябрьской революции не было ни одного среднего учебного заведения, и вуза, то в это время в республике насчитывалось 9 вузов, в которых обучались более 5, 5 тыс. студентов и 35 средних специальных учебных заведений с количеством более 3 тыс. учащиеся. Видно, что, все учебные учреждения начиная с общеобразовательной школы до вузов больше всего вынуждались в педагогических кадрах. Если до 1930 г. в республике не было ни одного

высшего педагогического учебного заведения и лишь 4 педучилища, то уже в 1949г. 3 пединститута, 4 учительских институтов и 11 педагогических училищ.

В 1949 году в педагогических институтах насчитывалось 1213 студентов, в учительских институтах 814 и в педучилищах 3118. [6, с. 14]

С целью привлечения девушек к обучению в педагогические учебные заведения в Ленинабаде был открыт женский учительский институт. Кроме того, в Ленинабаде, Сталинабаде, Канибадаме были организованы женские педагогические училищ, при Кулябском, Уратюбинском и других педагогических училища были созданы специальные женские группы. Былаорганизована сеть заочных средних и высших педагогических учебных заведений, а в Сталинабаде и Ленинабаде были открыты вечерние отделения педагогических институтов. В результате увеличилось число женщин-учителей в школах республики. Только в 1949 г. в республике насчитывалось 4048 женщин-учителей, из них 1191 таджички. [7, 15]

ЛИТЕРАТУРА

1. Фозилова М. Роль педагогических вузов в подготовке женских педагогических кадров в годы ВОВ

//сб. ст. ДГПУ им. К. Джураева. Душанбе, 1994. -С. 62

2. Там же

3. Там же

4. Материалы из домашнего архива Шергозыева М. //Фото-Альбом 1946-1949. Л. 20

5. ЦГА РТ Ф. 360, оп. 17 ед. хр. 894. - С. 89

6. Таджикистан за годы советской власти. Сталинабад, 1957. -С. 194.

7. ЦГА РТ Ф. 360, оп. 17ед. хр. 894. - С. 14

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВОВ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1941-1950гг.)

В статье рассматривается состояние народного образования Таджикистана -подготовка педагогических кадров, в частности женщин-учителей в 1941-1950 гг. Резкое сокращение число учителей с высшим образованием

Автор отмечает многочисленные трудности, с которыми сталкивались женщины-учителя в годы ВОВ и послевоенным периодом. Несмотря на это отряд педагогов из числа женщин увеличился. Для вовлечения женщин-таджичек в педагогические учебные заведения были созданы женские учительские институты и педагогические училища.

Ключевые слова:мобилизация учителей на фронт, подготовка и переподготовка, обучения, школа, отток педагогических кадров, средние и высшие педагогические заведения, сельской молодёжи, женщин- учителей, женский учительский институт.

TRAINING AND RETRAINING OF WOMEN TEACHERS DURING WORLD WAR II AND POST-WAR PERIOD (1941-1950)

This article examines the state of public education in Tajikistan - training of educators, particularly female teachers in the 1941-1950 period. Sharp decline in number of teachers with higher education were observed as well as.

The author notes the numerous women teachers faced with difficulties during the Second World War and post-war period. Despite its the number of women teacher has increased. To involve Tajik women in educational institutions there were established institutes for women teachers.

Key word: Mobilization of teachers to the front, outflow of teaching staff, secondary and higher educational institutions, rural youth, women teaches, female teachers Institute.

About the author:

Fozilova Makhsuda Zulfikorovna - candidate of historical sciences, senior lecturer in history of Tajik people of the Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, е-mail: makhsudahfaz@ mail. ru

Сведения об авторе:

Фозилова Махсуда Зулфикоровна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддин Айни, е-таИ: таккзыйаН _faz@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ

ТАДЖИКИСТАН

Камолов Ш. Х.

Таджикский национальний университет

В современном государстве одной из важнейших и глобальных проблем считается проблема защиты прав и свобод человека и гражданина. Возникновение и развитие теории защиты прав человека имеет долгую и достаточно богатую историю. Ученые на Западе и на Востоке ещё в глубокой древности трактовали свои мысли о праве и справедливости. Первые представления о правах человека и вообще о праве появились ещё до нашей эры. Права человека - явление социально-историческое[1].

Права человека в Таджикистане имеют достаточно долгую и богатую историю. Они возникли как некое социальное положение, и развивались довольно сложно.

История прав человека в Таджикистане также уходит в глубину веков. (Таджикистан -здесь имеется в виду та историческая территория, в пределах которой жили предки персов и таджиков. Эта территория охватывала современные Афганистан, Иран, Туркменистан, Узбекистан и Киргизию). Однако права человека формировались не как совокупность правовых норм, а как справедливость, одаренность, мудрость, разум и т. д.

Если глубже заглянуть в историю, то права человека здесь доходят до первого тысячелетия до нашей эры.

Предки таджиков, живя на территории Согда, Хорезма и Хорасана, внесли большой вклад в политико-правовую жизнь этих государств. Одним из этих источников является «Закон о всеобщей свободе и возможности возвращения переселенных народов на свои земли» царя Великого Кира, правившего в 538 году до нашей эры. Победитель Востока давно взял за правило сообщать разным народам, что он призван открывать пути к свободе. «Закон о всеобщей свободе» Кира Великого провозглашает следующее: «Я, Кир, царь всего мира, великий царь, могучий царь, царь Вавилона, царь страны Шумера и Аккада, царь всех стран света, сын великого царя Комбеза, царя города Аншана, правнук великого царя Теиспеса, царя Аншана, вечный потомок царства, чье правление любят Бел и Набу, которым по душе было это царствование»[2]. «Я предоставил всем людям свободу поклоняться своим богам и приказал, чтобы никто не имел права плохо относиться к людям за это». Кир провозглашает, что собственность каждого надо уважать: «Я приказал, чтобы никакое жилище не разрушалось, никакой житель не был лишен крова»[3]. Кир называет мир главной целью своего правления и основой равновесия в обществе: «Я гарантировал мир и спокойствие всем людям»[4]. Французский писатель Жерар Израэль пишет, что: «Из заявлений Кира вырисовывается новое видение человеческой личности. Все люди имеют равную основополагающую ценность. Каждый может называть бога по своему выбору; за всеми признается подлинная свобода совести, право обладать собственностью, право жить спокойно по своему выбору»[5].

«Закон о всеобщей свободе» Кира Великого можно оценить как один из первых нормативно-правовых актов, который закрепил основные права человека: право на жизнь, право на жилище, право на свободное передвижение, право на свободу совести, и т. п.

Он не только закрепил права и свободы, но и одновременно и защищал их. Многие учёные считают, что закон Кира Великого имеет политико-правовой характер.

В развитии прав человека в Таджикистане религия (зороастризм, ислам) всегда играла большую роль. Авеста как источник права и священная книга зороастрийцев определяла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.