Научная статья на тему 'Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии'

Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / TAJIKISTAN / EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / SPECIAL EDUCATION / HISTORY / HISTORIOGRAPHY / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Убайдуллоев Насрулло Каримович

Статья посвящена историографическому анализу и освещению процесса становления и развития системы среднего профессионального образования в историографии Республики Таджикистан. Автор констатирует, что становление и развитие системы среднего профессионального образования явилось одним из существенных достижений в области народного образования республики в годы Советской власти, так как в дореволюционном Таджикистане отсутствовала система подготовки и переподготовки профессиональных кадров среднего уровня. Отмечается также, что, независимо от достижений и определенных успехов в освещении проблемы, в отечественной историографии еще осталось достаточно нерешенных вопросов. В связи с этим назрела необходимость в обстоятельном комплексном исследовании истории становления и развития среднего профессионального образовательного процесса в Таджикистане с учетом его специфических особенностей. По мнению автора, такой подход дает возможность выработать соответствующую концепцию подготовки кадров для республики с учетом новых реалий научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

The article dwells on the historiographic analysis of the studies and elucidation concerned with the process of the formation and development of the system of secondary professional education in home historiography. The author states that these formation and development have been one of essential achievements in the field of people's education of the republic in the years of the Soviet power as the system of training and retraining of professional human resources of average standard was unavailable in prerevolutionary Tajikistan. The author remarks also that irrespective of achievements and certain progresses there are no less unsolved questions in home historiography. In this connection there arises a necessity of substantial complex exploration of the history of secondary professional education in Tajikistan with taking into consideration its special peculiarities. In the author's opinion, such approach enables to work out a corresponding conception of preparation a personnel for the republic with taking into account the new realias of scientifico-technical progress.

Текст научной работы на тему «Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии»

Ubaidulloev N.K. Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

УДК 9 (Т) Н.К. УБАЙДУЛЛОЕВ

ББК 61.1

ОСВЕЩЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ИСТОРИОГРАФИИ

Одним из существенных достижений в области народного образования республики в годы Советской власти, несомненно, являлось становление и развитие системы среднего профессионального образования. Известно, что система подготовки и переподготовки профессиональных кадров среднего уровня в дореволюционном Таджикистане отсутствовала. Хотя многочисленные провинциальные медресе региона, по сути дела, выполняли функции среднего образовательного учреждения и являлись промежуточным звеном между мактабами как низшей ступенью и медресе в центральных городах как высшей ступенью традиционной образовательной системы. Но эти заведения не готовили профессиональные кадры и не давали своим выпускникам определенных специальностей.

Поэтому одной из существенных задач культурной революции после установления Советской власти, наряду с созданием общеобразовательной системы и строительством новых школ, являлась организация и развитие системы подготовки и переподготовки специалистов и профессиональных кадров для нужд народного хозяйства республики.

Создание системы среднего профессионального образования в республике началось с организации учебных заведений педагогического профиля, так как в первые годы Советской власти и создания советской системы образования особенно остро ощущалась потребность в специалистах-педагогах для национальных школ республики. Еще в 1918 году начали организовываться краткосрочные курсы для подготовки учителей [3, с. 54], а с 1919 года в городах Северного Таджикистана открывались сезонные летние педагогические курсы [5, V, с. 350]. С 1920 года возникают новые педагогические учебные заведения - Институты народного просвещения (Инпросы), которые открывались в основном в Ташкенте и Самарканде, и они функционировали до 1929 года [7, с. 34]. Во второй половине 20-х годов прошлого столетия открывались педагогические техникумы, первый из которых в Таджикистане, согласно решению Ревкома Таджикской АССР, был организован в 1926 году.

Организация средних профессиональных учебных заведений непедагогического профиля в республике начинается после национально-территориального размежевания и образования Таджикской Автономной Республики в 1924 году. Первоначально эти учебные заведения организовывались также в виде краткосрочных курсов

- 171 -

Убайдуллоев Н.К. Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии

и фабрично-заводских ученичеств (ФЗУ). Первое ФЗУ в республике было организовано в 1924 году при САНТО в Канибадаме [15, с.17].

Освещение истории становления и развития системы среднего профессионального образования республики в отечественной историографии начинается одновременно с изучением истории народного образования. История развития среднего профобразования занимает заметное место в исследованиях, посвященных изучению истории культурных преобразований в годы Советской власти в целом, и народного образования в особенности. Изучению данной тематики посвящены многочисленные монографические исследования, прежде всего это работы А. Абдушукурова, А. Хошмухамедова, Р. Васильева, К.Г. Хасанова, Ф. Буриева, И.С. Волохина, М. Шарофовой1. Данная тематика была освещена в научных и научнопопулярных статьях Х.О. Амонова, М. Яхьяева, А. Хошмухамедова, Т. Лугманова, Л.Ф. Галицина, М.Н. Ерназарова, А. Кадырова, А. Рахматуллаева, С. Ахмедова, В.Т. Желновой, О. Гайбуллоева, Ф. Курбанова, Б. Успенской, а также в юбилейных изданиях, и т.д. Отдельные стороны процесса становления системы среднего специального образования, подготовки и переподготовки профессиональнотехнических кадров нашли свое освещение в историко-экономических исследованиях, прежде всего в работах, посвященных истории экономики, индустриализации республики и формированию национального рабочего класса.

В процессе освещения истории формирования национальной интеллигенции в целом и ее отдельных отрядов в частности, некоторые исследователи обратили внимание и на роль средних специальных образовательных учреждений, прежде всего профтехучилищ, в формировании советской национальной интеллигенции и культурно-экономическом развитии республики.

Историографический анализ показывает, что последовательное изучение истории становления и развития системы среднего профессионального образования республики начинается с 60-х годов прошлого века. Это связано с развитием самой исторической науки, с одной стороны, и развитием отрасли - с другой. Первым среди отечественных исследователей данную тематику более подробно рассматривал М.Р. Шукуров в контексте изучения истории подготовки первых кадров национальной интеллигенции еще в 50-е годы прошлого века [17, с. 134-169]. В своих работах ученый, уделяя особое внимание процессу подготовки средних профессиональных педагогических кадров и отмечая острую необходимость в

1 Абдушукуров А. Повышение квалификации учителей Таджикистана.- Душанбе, 1967; Хошмухамедов А. Школы рабочей молодежи Таджикской ССР.- Душанбе: Ирфон, 1968; Васильев Р. Рабочая юность Таджикистана.- Душанбе: Ирфон, 1971; Буриев Ф. Формы и методы воспитательной работы в профтехучилищах Таджикистана.- Душанбе, 1979; Волохин И.С. Профессиональная подготовка молодежи Таджикистана в учебных заведениях РСФСР и Украинской ССР. Обзорная информация.- Душанбе, 1984; Хасанов К.Г. Становление и развитие профессионально-технического образования Таджикской ССР- Душанбе, 1985; Шарофова М. Становление и развитие профессионально-технического образования в Таджикистане (1946-1990гг.).- Душанбе, 2008.-56 с.

- 172 -

Ubaidulloev N.K. Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

квалифицированных профессиональных специалистах, считает, что для решения данного вопроса в первые годы Советской власти одновременно использовалось несколько направлений. Наряду с организацией средних профессиональных учебных заведений и краткосрочных курсов в республике, определенное количество молодежи отправлялось на учебу в центральные и промышленные города союзных республик. С другой стороны, параллельно приглашались на работу специалисты из крупных промышленных и культурных центров Союза [16, с. 134]. Началом процесса подготовки средних профессиональных кадров в республике М. Шукуров считает вторую половину 20-х годов прошлого века, одновременно с организацией Таджикского института просвещения в Ташкенте, педагогического техникума и советской партийной школы в Душанбе, педагогических курсов в Ходженте и Самарканде [16, с. 135].

Подробно анализируя процесс подготовки средних профессиональных педагогических кадров в республике в 20-30-е годы прошлого века, М. Шукуров определяет основные этапы его становления, постепенного перехода от краткосрочных курсов к более продолжительному процессу подготовки учителей в педагогических техникумах. Важным этапом в развитии среднего педагогического образования считаются 30-е годы XX века. После модернизации системы подготовки педагогических кадров в 1934 году, путем объединения техникумов и курсов в педком-бинаты, в республике начали функционировать более 16 средних профессиональных учебных заведений. Одновременно в этот период организовались и заочные педагогические техникумы, которые играли заметную роль в подготовке педагогических кадров и обеспечении школ республики преподавателями. Количество таких учебных заведений во второй половине 30-х годов заметно возросло: если в 1934 г. в республике было всего 8 таких заведений, то в 1936 уже функционировали 28 техникумов с 2760 учащихся [16, с. 155].

Одновременно с освещением процесса становления системы среднего педагогического образования М.Р. Шукуров в работе «Культурная революция в Таджикистане» особое внимание уделяет и организации средних учебных заведений по подготовке советских и партийных кадров, специалистов других отраслей народного хозяйства, прежде всего агрономов, зоотехников, среднего медперсонала, работников культурно-просветительских учреждений. В основном специалисты подготавливались через организацию краткосрочных курсов и средних учебных заведений, заочных техникумов, рабочих факультетов, советско-партийных школ и подготовительных отделений. В том числе, в начале 30-х годов были организованы сельскохозяйственные техникумы в Ленинабаде, Сталинабаде и Кулябе, медицинские училища в Сталинабаде и Ленинабаде, Коммунистический вуз в Сталинабаде, театрально-музыкальный техникум в Ленинабаде. В 1940-1941 учебном году в республике функционировало 30 техникумов и средних специальных школ с 5919 обучающихся [16, с. 158-167].

М. Р. Шукуров отмечает, что неотложной задачей в довоенный период в этом направлении являлась подготовка педагогических кадров. Но, несмотря на постоянный рост сети средних учебных заведений в республике, школьная кадровая проблема на протяжения всех 30-х гг. решалась в основном посредством развития

- 173 -

Убайдуллоев Н.К. Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии

системы курсов, привлечения к работе в школе старых кадров, направления на учебу за пределы Таджикистана [17, с. 8-9].

Исследуемая тема нашла свое отражение и в других работах М.Р. Шукурова [18]. Освещая процесс подготовки специалистов и деятельность средних профессиональных учебных заведений в годы войны, он отмечает, что, несмотря на все трудности военного периода, работа по подготовке специалистов через специальные учебные заведения не только не прекращалась, но и была значительно расширена. С 1943/44 учебного года начался процесс восстановления средних педагогических учебных заведений, летних курсов по подготовке и переподготовке учителей. В целом в годы войны средние педагогические учебные заведения республики подготовили более 2096 учителей, в том числе 1772 человека через заочную систему обучения [17, с. 72-83].

Важнейшие аспекты развития среднего профессионального образования послевоенного периода в условиях развитого социализма освещены в его монографии «Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма»[18, с. 4168].

История становления и развития системы среднего педагогического образования довоенного периода нашла свое отражение и в исследованиях И. Обидова. В его монографическом исследовании «История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1967 гг.)» анализируется процесс становления и развития системы среднего педагогического образования в 20-30-е годы прошлого века, состояние средних учебных заведений в годы войны, развитие среднего профобразования в годы послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. Наряду с другими аспектами И. Обидов обращает внимание и на деятельность школ рабочей и сельской молодежи, которые появились в напряженные годы Великой Отечественной войны и получили дальнейшее развитие в 50-60-е годы прошлого века [7, с. 93-98].

Особое место в освещении темы занимает работа С. Гулямова «Таджикская советская интеллигенция», где на фоне всестороннего изучения процесса формирования и роста таджикской советской интеллигенции в годы Советской власти (19171972 гг.), анализируется становление и развитие системы среднего профессионального образования, ее вклад в подготовку и переподготовку различных отрядов национальной интеллигенции и развитие социалистического общества [1]. Подытоживая исторический анализ процесса формирования и роста советской национальной интеллигенции в соответствии со строительством советского общества, С. Гулямов выделяет четыре основных этапа. Согласно его периодизации проблемы, первый этап охватывает 1917-1929 гг., что соответствует периоду установления и упрочения Советской власти. В этот промежуток времени осуществлялась подготовка первых отрядов советской интеллигенции: учительства, кадров партийносоветских и культурно-просветительских учреждений. Второй этап охватывает 19291937 гг., когда образование Таджикской Союзной Республики способствовало ускорению реконструкции народного хозяйства.

- 174 -

Ubaidulloev N.K. Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

На данном этапе, путем организации многочисленных краткосрочных курсов, специализированных школ и средних специальных учебных заведений, были подготовлены многочисленные кадры национальной интеллигенции. Третий (19371958 гг.) и четвертый (1958 и последующие годы) этапы характеризируются как период расширения сети высших и средних учебных заведений, количественного роста высококвалифицированных специалистов, занятых в различных отраслях экономики и культуры. Доминирующее место в подготовке квалифицированных специалистов на третьем и четвертом этапах играли высшие учебные заведения республики [1, с. 164-167].

Заметный вклад в освещение истории становления и развития системы среднего профессионального образования республики внес и коллективный двухтомный труд «История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977 гг.)» [3]. В первом томе подробно анализируется организация сети краткосрочных курсов по подготовке средних педагогических кадров, образование Института просвещения, педагогических техникумов и училищ, освещается состояние средних специальных учебных заведений в годы войны и первого десятилетия послевоенного периода [3]. Отмечается, что к началу ВОВ в республике функционировало 30 техникумов и других средних специальных учебных заведений, которые занимались подготовкой квалифицированных специалистов для сельского хозяйства и промышленности, педагогов и врачей [3, с. 102-103]. В послевоенные годы, независимо от того, что количество техникумов и других средних специальных учебных заведений выросло всего на три единицы, количество учащихся увеличилось почти на 8 тысяч человек [3, с. 126-127].

Во втором томе «Истории культурного строительства в Таджикистане» [3], также в обобщенном виде анализируется подготовка медицинских кадров посредством организации краткосрочных курсов и медицинских школ, отмечено образование медицинского техникума с подготовительным отделением [3, с.17-26], подготовка специалистов в сфере театрального, музыкального и изобразительного искусства [3, с. 197-260], дальнейшее развитие сети специальных учебных заведений в 60-70-е годы XX века [3, с. 277-282, 332-346].

Процесс становления и развития среднего специального образования достаточно обстоятельно находит свое отражение и в фундаментальных изданиях «Истории таджикского народа» [4;5]. Если в работах советского периода больше внимания было уделено освещению достижений и успехов в развитии среднего профессионального образования, то в новом издании «Истории таджикского народа», наряду с положительными сторонами, указывается и на существовавшие недостатки в данном направлении. Прежде всего они заключались в том, что руководство республики, партийные и советские органы вместо удовлетворения нужд промышленности в кадрах и инженерно- технических работниках путем использования местных ресурсов стали привлекать специалистов из других регионов. Отрицательная сторона такой политики в дальнейшем проявилась в незавершенности самого процесса формирования национального рабочего класса в годы Советской власти и массовом отходе квалифицированных кадров из республики в 80-90-е годы прошлого века [5,V, с. 502-503].

- 175 -

Убайдуллоев Н.К. Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии

Авторы отмечают, что важную роль в подготовке квалифицированных кадров, прежде всего строительных, играли краткосрочные курсы, так называемые «Установки», на которых только в 1930-1932 гг. были подготовлены 1220 промышленных, 3310 строительных и 975 транспортных рабочих [5, V, с. 504-505]. Также подробно освещается место ФЗУ в подготовке квалифицированных кадров, образование государственного управления трудовыми резервами и его роль в регулировании процесса подготовки специалистов, организации ремесленных и железнодорожных училищ, шестимесячных школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). Уделено внимание процессу подготовки специалистов на производстве путем бригадного и индивидуального обучения, широкому распространению обязательного обучения техническому минимуму (техминимум), организации Республиканского совета общества «За овладение техникой» (ЗОТ) и деятельности стахановских школ по передаче передового опыта [5, V, с. 505-512].

Подытоживая развитие процесса подготовки квалифицированных кадров в 30-е годы прошлого века, исследователи отмечают, что в республике была создана целая сеть различных учебных заведений, готовившая специалистов средней квалификации самого разного профиля. Хотя эта сеть была еще недостаточно разветвленной, имела слабую материальную базу и недостаточное количество преподавателей, тем не менее, она сумела обеспечить выпуск первых отрядов специалистов для нужд народного хозяйства республики [5, V, с. 649].

Особое место в исторической литературе занимает тема подготовки квалифицированных кадров среднего уровня за пределами республики. Отмечается, что большую помощь в этом плане оказали РСФСР, Украина, Грузия, Белоруссия и Узбекистан, и эта тенденция продолжалась вплоть до 80-х годов XX века.

Периодом наиболее интенсивного развития среднего профессионального образования в республике являлись 50-60-е годы прошлого века. В этот период для обеспечения потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах расширялась сеть средних специальных учебных заведений, прежде всего техникумов и училищ. Одновременно с педагогическими средними учебными заведениями в республике функционировали политехникум, технологический, индустриальный, библиотечный, финансовый, физкультурный, медицинский, текстильный и статистический техникумы, а также музыкальные, медицинские, художественные училища и более 35 профессионально-технических училищ (ПТУ) [6,VI, с. 208-209]. Только профтехшколы, которые в 1959 году были преобразованы в ПТУ, в 1961 году подготовили более 6 699 специалистов различного профиля [6,VI, с. 210].

В своей совокупности мнения исследователей совпадает в том, что формирование системы среднего специального образования республики, которое началось во второй половине 20-х годов XX века, в основном завершилось в середине 50-х годов прошлого века. Среднее специальное профессиональное образование в период 30-50-х годов постоянно совершенствовалось и стало основным звеном в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства республики. Профессиональные кадры среднего уровня готовились через широкую сеть краткосрочных курсов, ФЗУ, ФЗО, ПТУ, СПТУ, многочисленных училищ, ремесленных школ,

- 176 -

Ubaidulloev N.K. Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

техникумов и путем бригадного и индивидуального обучения на производстве, через распространение передового опыта и инициативы.

Таким образом, отечественная историческая литература в освещении процесса становления и развития системы среднего профессионального образования достигла значительных успехов. В ней сравнительно подробно отражены: количественный рост средних учебных заведений, подготовка и переподготовка кадров среднего уровня в самой республике и за ее пределами.

Освещаются также и недостатки, прежде всего в организации учебного процесса, дефицит квалифицированных кадров преподавательского состава и мастеров производственного обучения, нехватка учебников и спецлитературы, слабое материально-техническое обеспечение, отсутствие должной инфраструктуры. Однако при обстоятельном знакомстве с имеющейся литературой нетрудно заметить недостаточное освещение вклада институтов просвещения и учительских институтов, педагогических техникумов в подготовку кадров среднего уровня.

Анализ архивных документов показывает, что неоценимый вклад в подготовку первых профессиональных кадров республики внесло первое специализированное учебное заведение - Таджикский институт просвещения, который образовался в 1924 г. в Ташкенте. Уже в декабре 1925 года в нем обучались 117 учащихся [8, с. 3], а в

1926 году из Таджикской Автономной Республики в Таджикинпрос для учебы были отправлены 46 человек [10, с. 295].

Таджикинпрос являлся первым и единственным культурным и образовательным региональным центром вне территории республики, который с 1924 г. по 14 апреля

1927 года был в подчинении Народного комиссариата просвещения Узбекистана. Но, судя по архивным материалам, для успешного развития учебного заведения в этот период не были созданы необходимые условия. Об этом, в частности, отмечается в докладе председателя созданной специальной комиссии Нисора Мухаммедова «О состоянии Таджикинпроса» от 14 января 1926 года. В работе комиссии принимал участие Народный комиссар просвещения республики Аббас Алиев. В докладе особо отмечается, что отсутствие необходимых помещений и соответствующей материально-технической базы: учебных лабораторий, предметных кабинетов, учебников и учебных пособий на таджикском языке, не давало возможности осуществлять учебный процесс в нормальном русле. Инпрос в это время имел всего три аудитории, которые одновременно использовались в качестве общежития и помещения для столовой. Поэтому комиссия настоятельно требовала от Наркомпроса Узбекистана предоставления достойного помещения и необходимого ассигнования для Инпроса, а также издания учебников и учебных пособий на таджикском языке [2, с. 3].

О плачевном состоянии учебно-воспитательного и финансово-хозяйственного положения Инпроса сообщается и в других архивных документах, в том числе в письме, отправленном на имя секретаря Оргбюро ЦК КП Узбекской ССР в Таджикской АССР Б.В. Толпыго в апреле 1926 года. В нем отмечается, что «настоящая постановка работы в Инпросе являет собой угрозу делу образования и воспитания таджикского юношества» [9, с. 89-90]. Положение в Таджикинпросе улучшилось только после его перехода в ведение Наркомпроса Таджикской АССР.

- 177 -

Убайдуллоев Н.К. Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии

Недостаточно освещен в отечественной исторической литературе и вклад женских педагогических техникумов, учительских институтов с двухгодичным сроком обучения. Только учительские институты с 1935 по 1941 г. подготовили для школ республики 719 учителей, из которых 668 составляли представители местной национальности [3, с. 73]. В 1940 году в республике, наряду с двумя педагогическими вузами, функционировало 17 педагогических училищ и 3 учительских института [13, с. 158].

Следует также обратить внимание и на освещение истории подготовки кадров за пределами республики, отправку представителей коренного населения на учебу в центральные всесоюзные учебные заведения. Согласно архивным данным, в 19301931 учебном году из 360 человек, отправленных на учебу в другие среднеазиатские республики и Россию, только 180 человек являлись таджиками [11, с. 1]. Или в этот же год среди 90 человек, отправленных на учебу в Таджикинпрос, не было ни одного таджика. Из них 76 человек составляли узбеки, 10-евреи и 4 - армяне [11, с. 1]. Такая же картина в этот же учебный год наблюдалась и в процессе отправки учащихся на рабфаки и в техникумы РСФСР, где среди 31 человека не было ни одного представителя титульной нации [11, с. 1].

Вне поля зрения исследователей осталось освещение заслуг отдельных представителей таджикской интеллигенции, прежде всего Аббоса Алиева, Абул-касыма Лахути, Нисора Мухаммедова и других, которые стояли у истоков организации и развития системы народного образования, а также участвовали в формировании советской национальной интеллигенции и в организации и развитии среднего профессионального образования - в особенности.

Таким образом, историографический анализ соответствующей литературы приводит к заключению о том, что в освещении истории становления и развития системы среднего специального и профессионального образования республики достигнуты определенные успехи. Но, вместе с тем, и поныне в этом направлении остается немало нерешенных проблем. Созрела необходимость в более обстоятельно комплексном исследования истории становления и развития среднего профессионального образовательного процесса в Таджикистане с учетом его специфических особенностей. Такой подход дает возможность выработать соответствующую концепцию подготовки кадров для республики с учетом новых реалий научно-технического прогресса.

Список использованной литературы:

1. Гулямов, С. Таджикская советская интеллигенция / С.Гулямов. - Душанбе, 1974.- 176 с.

2. Доклад о положении Таджикского Инпроса, 14 января 1926 г.// АИПИ ЦК КПТ.-Ф.1.- Оп.1.-Д.214.

3. История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977 гг.) / под ред.: К.П. Марсакова. - Душанбе, 1979. - Т.1- 284 с: -Т.2. - 482 с.

4. История таджикского народа / под ред.: Б.А. Антоненко..- Т.3, кн.1.-М., 1964.-376с.

5. История таджикского народа. T.V. Новейшая история (1917-1941 гг.) / под общ. ред.: Р. Масова - Душанбе, 2004.- 752 с.

- 178 -

Ubaidulloev N.K. Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

6. История таджикского народа. TVI. Новейшая история (1941-2010 гг.) / под. общ. ред.: Р. Масова. - Душанбе, 2004. - 688 с.

7. Обидов, И. Развитие народного образования в Таджикской ССР (1917-1967 гг.). /И. Обидов. - Душанбе, 1968.- 296 с.

8. О культурном и социально-экономическом положении таджиков на территории УзССР. Докладная записка И. В.Сталину //АИПИЦККПТ.-Ф.1.- Оп.1.-Д.214.

9. Письмо секретарю Оргбюро Таджикской АССР Б.В. Толпыго// АИПИ ЦК КПТ.-Ф.1.-Оп.1.-Д.408.

10. Сведения по Наркомпросу ТАССР за 1925/26 учебный год// АИПИ ЦК КПТ.-Ф.1.-Оп.1.- Д.408.

11. Секретное письмо зампредседателя ГПУ ТаджССР, март 1931 г.// АИПИ ЦК КПТ.Ф.3. Оп.5. Д.457.

12. Системе профиссионально-технического образования Таджикской ССР -50 лет. -Душанбе, 1990.

13. Славное сорокалетие. - Душанбе, 1964.- С.158.

14. Таджикистан в братской семье народов СССР: сборник статей. -Душанбе: Дониш, 1972.

15. Хасанов, К.Г. Становление и развитие профессионально-технического образования Таджикской ССР / К.Г. Хасанов. - Душанбе, 1985.

16. Шукуров, М.Р. Культурная революция в Таджикистане (на тадж. яз.) / М.Р. Шукуров.- Сталинабад, 1957.- 340 с.

17. Шукуров, М.Р. Культурная жизнь Таджикистана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) /М.Р. Шукуров. .-Душанбе, 1985.- 160 с.

18. Шукуров, М.Р. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма / М.Р. Шукуров. - Душанбе,1980.- 240 с.

Reference Literature:

1. Gulyamov S. Tajik Soviet Intellectuals. - Dushanbe, 1974. -176pp.

2. Report on the Sutuation in the Tajik Institute of Enlightenment (Instenl), January 14, 1926

AIPI under CPT CC (archive of Instenl). -F.1. - Inv.1. -214p.

3. History of Cultural Building in Tajikistan (1917-1977) under the editorship of K.P. Marsakov. - V.1. - Dushanbe, 1979. - 284 pp.

4. History of the Tajik Nation /under the editorship of B.A. Antonenko. - V.3. - Book 1. - M.,

1964. - 376pp.

5. History of the Tajik Nation. -V.5. The Newest History (1917-1941). Under the general

editorship of R.Masov. - Dushanbe, 2004. -752pp.

6. History of the Tajik Nation. V.VI. The Newest History (1941-2010). Under the general

editorship of R. Masov. - Dushanbe, 2004. 688 pp.

7. Obidov I. Development of People's Education in the Tajik SSR (1917-1967). - Dushanbe,

1968. - 296pp.

8. On Cultural and Socio-Economic Plight of Tajiks on the Territory of the Uzbek SSR.

Reporting Note to I.V. Stalin. Instenl Archive under CPT CC. - F.1. -Inv. 1. D. 214.

9. The Letter to the Secretary of Orgbureau of Tajikistan B.V. Tolpigo . Instenl Archive under

CPT CC. - F.1. - Inv.1. - D.408

10. Data of People's Commissariat of Enlightenment (PeopComEnlight) of Tajik ASSSR for the academic year of1925 /26 - Instenl Archive under CPT CC. - F.1. - Inv.1. - D.408.

- 179 -

Убайдуллоев Н.К. Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии

11. Secret Letter of the Vice-Chairman of the Central Political Managerial Office (CPMO) of the Tajik SSR; March, 1931 //Instenl Archive under CPTCC.F.3. Inv.5. D.457.

12. The 50-th Anniversary of the System of Vocational-Technical Education of the Tajik SSR. -Dushanbe,1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. The Glorified 40-th Anniversary. - Dushanbe, 1964. -p. 158.

14. Tajikistan in the Fraternal Family of the USSR Peoples / Collection of articles. -Dushanbe: Knowledge, 1972.

15. Khasanov K. G. Forbation and Development of Vocational-Technical Education in the Tajik SSR. - Dushanbe, 1985.

16. Shukurov M.R. Cultural Revolution in Tajikistan (in the Tajik language). - Stalinabad, 1957. - 340pp.

17. Shukurov M.R. Cultural Life of Tajikistan in the Years of the Great Patriotic War (19411945). - Dushanbe, 1985. - 160 pp.

18. Shukurov M.R. Cultural Life of Tajikistan in the Period of Socialism Development. -Dushanbe, 1980. - 240 pp.

Освещение становления и развития системы среднего профессионального образования в отечественной историографии

Ключевые слова: Таджикистан, образование, профессиональное образование, специальное образование, история, историография, образовательная система

Статья посвящена историографическому анализу и освещению процесса становления и развития системы среднего профессионального образования в историографии Республики Таджикистан. Автор констатирует, что становление и развитие системы среднего профессионального образования явилось одним из существенных достижений в области народного образования республики в годы Советской власти, так как в дореволюционном Таджикистане отсутствовала система подготовки и переподготовки профессиональных кадров среднего уровня. Отмечается также, что, независимо от достижений и определенных успехов в освещении проблемы, в отечественной историографии еще осталось достаточно нерешенных вопросов. В связи с этим назрела необходимость в обстоятельном комплексном исследовании истории становления и развития среднего профессионального образовательного процесса в Таджикистане с учетом его специфических особенностей. По мнению автора, такой подход дает возможность выработать соответствующую концепцию подготовки кадров для республики с учетом новых реалий научно-технического прогресса.

Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

Key words: Tajikistan, education, professional education, special education, history, historiography, educational system

The article dwells on the historiographic analysis of the studies and elucidation concerned with the process of the formation and development of the system of secondary professional education in home historiography. The author states that these formation

- 180 -

Ubaidulloev N.K. Elucidation of the Formation and Development of the System of Secondary Professional Education in Home Historiography

and development have been one of essential achievements in the field of people's education of the republic in the years of the Soviet power as the system of training and retraining ofprofessional human resources of average standard was unavailable in prerevolutionary Tajikistan. The author remarks also that irrespective of achievements and certain progresses there are no less unsolved questions in home historiography. In this connection there arises a necessity of substantial complex exploration of the history of secondary professional education in Tajikistan with taking into consideration its special peculiarities. In the author's opinion, such approach enables to work out a corresponding conception of preparation a personnel for the republic with taking into account the new realias of scientifico-technical progress.

Сведения об авторе:

Убайдуллоев Насрулло Каримович, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни. (Республика Таджикистан, г. Душанбе) e-mail: nasrullokarimovich@mail. ru

Information about the author:

Ubaidulloev Nasrullo Karimovich, candidate of historical sciences, Associate Professor the historical dean of faculty under the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini (Tajikistan, Dushanbe) e-mail: nasrullokarimovich@mail. ru

- 181 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.