Научная статья на тему 'Социально - экономические и культурные преобразованию 30 - х годов в Таджикистане в трудах Г. Х. Хайдарова'

Социально - экономические и культурные преобразованию 30 - х годов в Таджикистане в трудах Г. Х. Хайдарова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1435
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / СОРЕВНОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗМ / СЪЕЗД / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / ПОЛИТОТДЕЛ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INDUSTRIALIZATION / COLLECTIVIZATION / COMPETITION / SOCIALISM / CONGRESS / COLLECTIVE AND STATE FARMS / POLITICAL DEPARTMENT / CULTURAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллаева Замира Абдумуминовна

В статье рассматривается вклад известного историка профессора Г.Х.Хайдарова в изучение процесса социально-экономического и культурного преобразования в Таджикистане. В трудах учёного эти процессы рассматриваются более подробно и с новой позиции. Он отходит от старых стереотипов в освещении данного вопроса и первым среди исследователей новейшей истории Таджикистана более аргументированно раскрывает историю социалистических преобразований в нашей республике на материалах Северного Таджикистана. Заслуживают особого внимания его труды, где более развёрнуто в отличие от работ других авторов, рассматриваются социально-экономические и культурные реформы в республике. Отмечается, что Г.Х.Хайдаров особое внимание уделяет выявлению закономерностей и местных особенностей индустриального развития республики, процессу осуществления промышленного строительства в своеобразных социально экономических условиях нашей республики. По-новому, с позиции сегодняшнего дня, подходит к анализу процесса коллективизации сельского хозяйства в нашей стране, отмечает его положительные и отрицательные стороны. Показаны проблемы становления в республике новой системы народного образования, борьба за всеобщую грамотность населения, строительство советской школы, особенности развития школьного образования, становление и развитие высшего профессионального образования в Таджикистане, кроме того, развитие таджикской литературы и искусства, история становления и развития науки и научных учреждений в Таджикистане, отмечается выдающаяся роль русских учёных в развитии таджикской науки и подготовке научных кадров в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic and cultural transformation of the 30-ies in Tajikistan in the works of G. H. Khaydarov

The article dwells on the contribution of the outstanding historian, Professor Hasan Khaydarov, into the study of socio-economic and cultural transformations in Tajikistan. In the scientific works of the scholar the relevant processes are considered from the new angle and more comprehensively. He goes away from the old stereotypes aimed at an elucidation of the issue in question. The Professor, being among the successors of the modern history of Tajikistan, discloses the history of the social transformation in our country on the materials of Northern Tajikistan for the first time, and does it more convincingly In comparison with other authors' works his ones where socio-economic and cultural reforms in the country are canvassed deserve particular attention. It is stressed that G. H. Khaydarov pays particular attention to revelation of regularities and local peculiarities of industrial development of the country; implementation of industrial construction under peculiar socio-economic conditions of our country being taken into account as well. In conformity with today's position G.H.Khaydarov considers the process of collectivization of agriculture in our country and states its both positive and negative sides in a new mode. The article under consideration presents the following problems, such as formation of a new system of public education in the republic, combat for high coefficient of literacy rate of the population, construction of Soviet schools, peculiarities of school education development, formation and development of higher professional education in Tajikistan; into the bargain, he touches upon such issues as development of Tajik literature and art, history of formation and development of science and scientific institutions in Tajikistan being taken into consideration as well. The author of the article asserts the role of the outstanding Russian scientists in the development of the Tajik science and training of scientific human resources in the country.

Текст научной работы на тему «Социально - экономические и культурные преобразованию 30 - х годов в Таджикистане в трудах Г. Х. Хайдарова»

УДК 9 (53) 27 З.А.АБДУЛЛОЕВА

ББК 63.3 (2 Т) 722.1

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 30-Х ГОДОВ В ТАДЖИКИСТАНЕ В ТРУДАХ Г.Х. ХАЙДАРОВА

«Семидесятилетняя история существования в составе Советского Союза была важным периодом в становлении нашей нации и государства и новой политической обстановки, - отметил в своей речи Лидер Нации, Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон на торжественном заседании, посвящённом 15-летию государственной независимости Республики Таджикистан и празднованию Года арийской цивилизации, 8 сентября 2006 года.-Несмотря на все ограничения и трудности, Республика Таджикистан совершила исторический шаг на пути достижения передовых стандартов, новой науки и технологии, светской культуры и образования» (4). В то же время, в истории Советского Союза а также Таджикистана важное место занимают 30 -е годы.

В экономическом отношении Таджикистан на заре Советской власти представлял собой крайне отсталую страну с феодальными и патриархальными формами хозяйства, в которой фабрично-заводская промышленность почти полностью отсутствовала. Несколько мелких предприятий фабрично-заводского типа находились на территории Северного Таджикистана, который входил в состав Российской империи.

За короткий период после установления Советской власти в социально -экономической и культурной жизни таджикского народа произошли коренные перемены. Эти перемены являлись важным, сложным и противоречивым этапом в истории нашего народа.

«...В течение трёх предвоенных пятилеток (1928-1941),-пишет Г.Х.Хайдаров,- предстояло решать колоссальную по своей значимости задачу:взамен нэповской страны построить новое социалистическое общество, основанное на коллективистских и плановых началах. Советские люди, направляемые Коммунистической партией, с честью справлялись с поставленной задачей. Их руками в процессе преодоления неописуемых трудностей, лишений, безжалостного натиска культа личности, в неблагоприятных условиях капиталистического окружения в СССР был заложен фундамент социалистического общества.

История двадцатипятилетнего периода перехода к социализму (1917-1941) золотыми буквами вписана в героическую летопись нашего Отечества» (7,138-139).

Известный таджикский историк Гафур Хайдарович Хайдаров является исследователем, в трудах которого на основе достоверных исторических фактов отражена история таджикского народа в ХХ веке. Отдельная монография посвящена предвоенной истории Таджикистана, в которой основное место отведено социально-экономическому и культурному преобразованию в нашей стране в 20-х и 30-х годах ХХ века. Народы Советского Союза в этот короткий исторический период создавали социально-экономическую основу социалистического общества, претворяя в жизнь грандиозные планы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и осуществление культурной революции, в исторической литературе их называют на «трёх китах к социализму» (7,137).

Основной задачей экономического развития страны была ликвидация промышленного отставания. При переходе к социалистической реконструкции эта задача приобретала особое значение. В резолюции XV конференции ВКП (б), которая состоялась в октябре-ноябре 1926 года,было указано: «В относительно минимальный исторический срок догнать, а затем и превзойти уровень индустриального развития в передовых капиталистических странах» (7,227). Сама жизнь выдвигала задачу создания и развития промышленности как ведущей отрасли народного хозяйства.

Г.Х.Хайдаров в своих трудах рассказывает о необходимости осуществления индустриализации республики, показывает трудности ее осуществления и определяет особенности реализации этого процесса в нашей республике. В связи с этим он отмечает: «Индустриализация Таджикистана должна была сыграть решающую роль в ликвидации фактического неравенства таджикского народа, унаследованного от прошлого, подготовить предпосылки для включения республики во всенародную борьбу за социализм. Рост численности рабочего класса, создание национальных инженерно-технических кадров,рост городского населения,ликвидация отживших бытовых и

иных предрассудков-все это непосредственно связанное с политикой индустриализации страны должно было резко двинуть вперед культурно-технический прогресс» (6,88-89).

Говоря о трудностях осуществления индустриализации, ученый отмечает: «Индустриализация бывших отсталых окраин страны, в том числе Таджикистана, была сопряжена с огромными трудностями. Здесь предстояло почти всё начинать сначала. Промышленные очаги приходилось создавать на «пустом месте» (особенно в центральном и южном Таджикистане), нужно было оснастись их оборудованием, развить транспорт, вырастить национальный пролетариат и научить его управлять сложными механизмами... » (6,89).

В своих работах Г.Х.Хайдаров указывает на особенности индустриализации в Таджикистане и влияние этих объективных особенностей на общее развитие регионов. Он отмечает,что «социалистическая индустриализация-это единый для всего Союза процесс. Тем не менее индустриализация Советского Таджикистана имела некоторые свои особенности, вытекавшие из его исторического прошлого и общего социально-экономического состояния республики.Эти особенности заключались в следующим: во-первых,из-за затянувшейся гражданской войны начало индустриализации здесь несколько затруднилось.Во-вторых, она началась в Таджикистане с создания «лёгкой промышленности», т.е.со строительства,главным образом, легкой и перерабатывающей промышленности, базирующейся на местном сырье.Такое расхождение отнюдь не противоречило законам социалистической индустриализации..» (6,144). Но в исторической литературе последних лет придерживаются другого мнения по этому вопросу. Например, авторы многотомной «Истории таджикского народа» по этому важному вопросу пишут: «Индустриализация Таджикистана, являясь частью индустриализации страны Советов, имела свои особенности-здесь в основном развивалась лёгкая и пищевая промышленность. Это обосновывалось тем, что недра республики не были ещё изучены, не сформировался рабочий класс и т.п. Но только ли в этом причина такого курса? Скорее всего, центр и тогда стремился сохранить нашу республику как сырьевой придаток и рынок сбыта продукции всей российской продукции»(2,45). Такой является общая современная тенденция в освещении истории таджикского народа Советской эпохи в научной среде.

Своё конкретное выражение политика индустриализации нашла в первом пятилетнем плане развития народного хозяйства. В связи с этим Г.Х.Хайдаров пишет,что:«индустриализация проводилась в обстановке подъёма духа...Было построено 17 крупных промышленных предприятий, началась серьёзная техническая реконструкция действующих предприятий» (2,45). Автор отмечает, что в годы первой пятилетки была проведена большая работа по изучению недр Таджикистана. Вопрос о вкладе известных советских учёных в изучение нашего края отражен в работах учёного. Он пишет:«Экспедиция по изучению Карамазара под руководством всемирно известных учёных С.Ф.Машковцева, Д.В.Наливкина, Б.Н.Наследова, А.Е.Форсмана, Д.И. Шербакова, В.И.Вернадского и А.Ф.Иоффе увенчалась успехом. Они доказали, что Средняя Азия является промышленно-рудным краем» (7,147).

Г.Х.Хайдаров выявляет особенности экономического развития Таджикистана в годы второй и первые годы третьей пятилетки: «Во втором пятилетнем плане предусматривалась необходимость освоения проектных мощностей действующих промышленных предприятий и своевременное введение в строй новых объектов, намечалось в частности, развитие нефтяной и горнодобывающей промышленности»(7,147). И, как известно, в годы первой пятилетки в основном развивалась лёгкая и пищевая промышленность.

Глубоко изучив этот период, учёный определяет, что: «Таджикистан в передвоенные годы превратился в индустриально-аграрную республику. Удельный вес промышленной продукции составил в 1940 г. 62 % всей продукции народного хозяйства» (6, 207). В его работах отражены социальные последствия индустриализации: это, прежде, всего, формирование новых социальных групп в таджикском обществе, таких как, рабочий класс, инженерно-техническая интеллигенция и прочие,показаны источники формирования новых социальных групп и недостатки в этом вопросе. Индустриализация сыграла особую роль в вовлечении женщины в общественно-полезный труд. В связи с этим он пишет:«Ведя речь об образовании таджикского рабочего класса, следует особо подчеркнуть факт его роста за счет женщин -таджичек. Так, к концу первой пятилетки 75% многотысячного коллектива худжандского шелкокомбината им. Баумана составляли женщины» (7,147).

В период индустриализации в стране сложились объективные и субъективные условия для превращения социалистического соревнования в движение широких масс трудящихся. Развитие соцсоревнования было тесно связано с повышением производительности труда, освоением новой технологии, а также с борьбой за укрепление трудовой дисциплины. По этому поводу учёный говорит следующее:«Стахановцы и новаторы производства,ломая старые производственные

нормы,отражавшие прошлую отсталость страны,добились высших достижений в развитии социалистического соревнования» (7,152). Во всех работах Г.Х.Хайдарова и в других историках отмечается,что возникновение социалистического соревнования является инициативой самих рабочих, поддержанной партийными и советскими органами. Эту версию подтверждают тысячи примеров. Но в современной таджикской историографии этот факт трактуется по-другому. Например, в многотомной книге «История таджикского народа» говорится: «В истории рабочего класса СССР, в том числе Таджикистана, известно много разных починов, но не один из них не возникал по инициативе рабочих. Почти все они были подготовлены и распространены партийными и общественными организациями предприятий, шахт и рудников по указанию вышестоящих организаций»(2,519). Но факты говорят о другом.

И всё же неизменным является тот факт, что в переходный период(1917-1937гг.) социалистическая индустриализация сыграла важную роль в процессе преобразования Таджикистана в аграрно-промышленную республику, о чём в своей работе пишет и Г.Х.Хайдаров.

В конце 20-х и в 30-е годы был осуществлен решающий поворот в сельском хозяйстве: переход от единоличного мелкого к коллективному крупному и технически оснащённому сельскому хозяйству.

Ленинский кооперативный план явился практической программой осуществления аграрной политики по социалистическому переустройству сельского хозяйства страны. Этот план предусматривал постепенный переход крестьянства от единоличного хозяйства к коллективному.

В работах Г.Х.Хайдарова правильно отмечено, что «процесс коллективизации-уникальный в своём роде эксперимент преобразования жизни большей половины общества, подобно которому не встретишь в мировой истории и практике» (7,152-153).

Большое внимание учёный уделяет вопросу закономерности и необходимости проведения коллективизации. Он отмечает, что «она (т.е.коллективизация сельского хозяйства,-З.А), является одним из важнейших факторов созидания, творения и обновления переходного этапа истории страны. Без осуществления коллективизации в деревне, как и индустриализации страны, не мыслилось построение социалистического общества. Они являлись двуединым взаимодополняющим процессом» (7,153). Кроме того, в работах учёного показаны основные предпосылки коллективизации, начало колхозного строительства в кишлаках Таджикистана, переход к сплошной коллективизации, особенности и трудности этого процесса в нашей республике.

Г.Х.Хайдаров в отличие от других исследователей в работе «История таджикского народа: ХХ век» показывает трудности и недостатки,которые приходилось преодолевать в процессе коллективизации.«Речь идёт о том, что никто из партийных эмиссаров, посланных в деревню для вербовки крестьян (дехкан) в колхозы,сами толком не разбирались в колхозном строительстве, но стремились форсировать событие, пускали в ход недозволенные приёмы насильственного вовлечения сельчан в колхозы. Когда убеждения оказывались недостаточными, уговоры сменялись запугиванием:«Ты за что:за кулака или Советскую власть?», Что означало: если не вступишь в колхоз, значит ты враг и с тобой следует обращаться соответственно» (7,155).

Впервые в работах Г.Х.Хайдарова по-новому рассматривается вопрос ликвидации кулачества в кишлаках Таджикистана. Он пишет: «Стало очевидным, что без устранения кулачества как класса решить вопрос массовой коллективизации вообще невозможно, и хотелось бы уточнить одно распространённое в публикациях, в исторической науке положение (стереотип): «на основе сплошной коллективизации была осуществлена ликвидация кулачества как класса» (6,161). Представляется оно неверно, искаженно. Мне думается, положение следует сформировать следующим образом: устранение кулаков с арены, их экспроприация и насильственное изгнание из родных мест дали возможность перейти к сплошной коллективизации.

Г.Х.Хайдаров одновременно показывает причины политики ликвидации кулачества как класса. Его выводы коренным образом отличаются от мнения других авторов по этому вопросу. Он пишет: «Руководством партии, государства лозунг «Ликвидация кулачества как класса» был принят не только с целью устранения кулацкого сопротивления колхозному движению, вместе с тем не сбрасывал со счетов материальные аспекты вопроса. Ведь земли, жилой дом и вспомогательные построения, сельхозинвентарь, рабочий домашний скот кулаков конфисковались и безвозмездно передавались разоряющимся и слабым колхозам» (7,161). Кроме того, ликвидацию кулачества, в целом он считает «делом правильным и нужным», и одновременно отмечает, что, при проведении этой чрезвычайной меры были допущены грубейшие нарушения, несовместимые с законностью и гуманизмом» (7,161). Действительно,

такие факты имели место, и высшие партийное и советское руководства были вынуждены признать их.

Как известно, методы коллективизации на местах вызывали недовольство не только у зажиточных слоев населения, но и среди середняков и бедняков. Основанием этому послужило Постановление ЦК ВКП (б) от 14 марта 1930 года «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении». Прежде всего,- отмечается в Постановлении,-нарушается принцип добровольности в колхозном строительстве. В ряде районов добровольность заменяется принуждением к вступлению в колхозы под угрозой раскулачивания, под угрозой лишения избирательных прав и т.п. В результате, в число раскулаченных попадают иногда часть середняков и даже бедняков, причем в некоторых районах процент раскулачивания доходит до 15, а процент лишенных избирательных прав 15- 20» (5, 194).

Постановление ничего не изменило в политике партии и государства в отношении кулаков. Главной целью раскулачивания оставалась ликвидация кулачества как класса.

«Среднеазиатских «баев», -как пишет Г.Х.Хайдаров, -выселяли в Ставрополь (Северный Кавказ), чтобы использовать их опыт для создания там первых хлопковых плантаций (как в свое время использовались африканские негры-рабы на плантациях южных штатов США). Этим гонениям подверглась и семья Хайдаровых. В 1931 году его отец со своими двумя сыновьями в составе спецпереселенцев был выслан в Ставропольский край. Вспоминая те годы, он пишет, что «кулаки из-за жгучей ностальгии по родным, близким и родимой стране, не снося суровые климатические условия труда и неустроенности быта, вымирали раньше срока» (8,131).

В деле завершения массовой коллективизации, организационно-хозяйственного укрепления колхозов важную роль сыграли организация МТС и политотделы. В связи с этим Г.Х.Хайдаров пишет: «В течение 1931-1932 гг.в республике были созданы 18 новых МТС, тракторный парк, который состоял из 1085 «железных коней» и другой сельскохозяйственной техники.Какую громадную роль в укреплении материально-технической базы коллективных хозяйств и в социалистическом переустройстве сельского хозяйства республики сыграли машинно -тракторные станции, не требует особого объяснения» (6,163). Определяя функции политотделов МТС, Г.Х.Хайдаров с новой позиции раскрывает их структуры и задачи. «В Таджикской ССР политотделы были учреждены при 12 МТС и совхозах наиболее важных хлопкосеющих районов, в том числе в Науском, Ходжентском, Пархарском, Кабадиянском, Канибадамском, Регарском, Исфаринском и др. Политотделы выполняли двоякую роль:политико-организационную и репрессивную. Соответствующей была их структура: во главе стоял начальник, у которого были два заместителя-по партийно-массовой работе и от ОГПУ» (7, 167).

В исторической литературе недостаточно отражены социально-экономические изменения в таджикских кишлаках в годы коллективизации. Г.Х.Хайдаров, на основе убедительных и достоверных фактов этому вопросу уделяет особое внимание. К примеру, говоря о внешнем облике кишлаков,он пишет: «Колхозная новь неузнаваемо обновила лицо старых феодальных кишлаков: прокладывались новые дороги, протягивались линии электропередач и телефона, строились новые школьные и больничные здания, открывались районные художественные театры и другие культурно-просветительные учреждения, начали функционировать средства массовой информации» (7, 171).

Учёный в целом положительно отзывается о колхозном строе и подчеркивает его значимость для таджикского общества. Он отмечает, что «значение коллективизации трудно переоценить, благодаря слиянию распыленных, крайне бедных и отсталых дехканских хозяйств в крупные механизированные латифундии произошёл прогрессивный переворот в таджикском кишлаке и в жизни его населения» (7, 172).

Одним из важных звеньев плана построения социалистического общества в нашей стране была культурная революция. Этот важный вопрос также рассматривается в трудах Г.Х.Хайдарова. Он отходит от стереотипов понятия «культурной революции». «Под «культурной революцией» они видят лишь последовательный количественный рост школ, научных и культурно-просветительных учреждений, поэтапное увеличение контингента школьников, студентов, интеллигенции в целом»,- пишет он и далее отмечает, что «причина такого поверхностного понимания сути культурной революции кроется в том, что в литературе трудно найти четкое и ясное разъяснение этому процессу» (7, 172).

Историк по-новому определяет понятие, содержание задачи и сущность «культурной революции»:«...Задачи культурной революции-это программа коренного преобразования, мировоззрения, психологического настроя и духовного состояния людей, унаследованного ими от ушедшего мира»(7, 172). Демократизация культуры, ликвидация неграмотности взрослого населения, привлечение на сторону революции «старой» интеллигенции, использование «старого»

культурного наследия, формирование у населения страны научного мировоззрения, вытеснение религиозного сознания, по мнению Г.Х.Хайдарова, является основными постулатами культурной революции в переходный период.

В работах учёного впервые говорится об идейной борьбе в республике, в том числе о том, что до конца 20-х годов проводилась тюркизация школ, так как тюркоязычные народы были инициаторами реформ в области народного образования. «Буржуазные националисты и пантюркисты в Средней Азии, многие из которых занимавшие в 20-х годах высокие посты в учреждениях культуры, не считали таджиков самостоятельным и автономным народом, третировали его национальные чувства, не признавали его язык и культуру.

Преподавание в школах Ходжентского округа до конца 20-х годов велось на неродном для населения узбекском языке» (7,174).

В трудах Г.Х.Хайдарова подробно рассматривается процесс развития народного образования в нашей республике. Он считает, что первым шагом является ликвидация неграмотности, а вторым -создание и развитие народного образования, которое по сути и содержанию коренным образом отличается от дореволюционной системы. Он определяет и особенности развития школьного образования, процесс перехода от сложной и трудной арабской «вязи» к легкой и простой для восприятия латыни и при этом показывает положительные и отрицательные стороны этого важного мероприятия.

Для всеобуча и дальнейшего развития школьного образования большое значение имела подготовка учительских кадров. «На культурном фронте 30-х годов,-отмечает учёный--решающей фигурой является учитель, но его, особенно дипломированного, не хватало»(6,176). Чтобы обеспечить образовательные учреждения дипломированными специалистами, в 1931-1932 гг.были открыты педагогические институты в Сталинабаде и Худжанде.

В трудах особое внимание уделяется вопросу развития науки и становления таджикской интеллигенции, отмечается роль известных Советских учёных в становлении и развитии таджикской науки. Направленные по инициативе АН СССР в Таджикскую ССР всемирно известные учёные, такие как А.Е.Ферсман, Д.ШЩербаков, В.И.Вернадский, Е.Н.Павловский, Б.Н. Наследов, Б.А.Федченко, Н.П.Горбунов и другие, развернули широкомасштабную работу по исследованию Таджикистана разносторонне». Если в центральных республиках формирование научной интеллигенции осуществлялось двумя путями,т.е.использовали старых специалистов и готовили новые научные кадры, то в Таджикистане отсутствовала научная интеллигенция, и ее формирование началось с 30-х годов. «Примечательным событием в научной жизни республики начала 30-х годов явилось то, что наукой начала вплотную заниматься молодёжь коренных национальностей. Они с помощью и под руководством русских учёных приступили к исследованию серьезных теоритических и прикладных проблем науки» (7,181).

В исследованиях Г.Х.Хайдарова отражены проблемы становления новой таджикской литературы и ее дальнейшего развития в предвоенные годы. Он отмечает огромную роль писателей и поэтов Таджикистана- С.Айни, А.Лохути, М.Турсунзаде, С.Улугзаде, М.Миршакара, Р. Джалила, Д.Икроми и других-в развитии новой таджикской литературы. Но одновременно Г.Х.Хайдаров отмечает, что литература и искусство в 30-е годы все более идеализируются. Руководство их деятельностью и развитием осуществляется все более в жёстких формах, через декретирование и администрирование, что говорит о нанесении ущерба художественным достоинствам.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что 30-е годы прошлого столетия занимают особое место в нашей истории. Именно тогда были заложены экономическая, социальная и культурная основы нашей республики. Если в исторической литературе конца 80-х и в 90-х гг. полностью отрицали позитивные стороны социально-экономического и культурного преобразования в нашей стране, то в настоящее время появляются труды, в которых более взвешенно даётся оценка хозяйственному и культурному строительству. На смену полному отрицанию советского экономического опыта приходит понимание его ценности для нашей страны, особенно в условиях экономического кризиса.

Поэтому труды профессора Г.Х.Хайдарова весьма ценны для правдивого и объективного изучения, исследования этого сложного и решающего периода нашей истории.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдуллоева, З.А.Освещение проблем Великой Отечественной войны в трудах профессора

Г.Х.Хайдарова/З.А.Абдуллоева//Учёные записки.Серия гуманитарно общесвенных наук.-2016.-

№1 (46).-С.22-27.

2. История таджикского народа.Новейшая история (1917-1941 гг.).-Душанбе,2004.-752 с.-5т.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК.-М.,1971 .-480 с.-4т.

4. Рахман, Э.Речь на торжественном заседании, посвящённом 15-летию государственной независимости Республики Таджикистан и празднованию Года арийской цивилизации, 8 сентября 2006 года/Э.Рахмон /www.ргesident.tj.

5.Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам.-1929-1940 гг.-М.,1967.-798с.-2 т. 6..Хайдаров, Г.Х.Очерки истории социалистического строительства в Северном Таджикистане

(1917 - 1937 гг.)/Г.Х.Хайдаров.-Душанбе,1974.-450 с.

7.Хайдаров, Г.Х.История таджикского народа:ХХ век/Г.Х.Хайдаров.-Худжанд,2001 .-508 с.

8.Хайдаров, Г.Х.Былое и думы/Г.Х.Хайдаров.-Худжанд,2004.-465 с.

REFERENCES:

1. Abdulloeva, Z.A.The Creat Patriotic War in the Scientific Work of Professor G.H. Haydarov/ Z.A.Abdulloeva// Scientific notes. Series of Humanities and Social Sciences.- 2016.- №1 (46)- Р.22-27

2. The History of the Tajik Nation. -v: The Newest History (1917-1941). In 5 volumes. -Dushanbe,2004.-752 p.

3. CPSU in Resolutions and Decisions of Congresses, Conferences and Plenary Meetings of the Central Committee. In 4 volumes. -M.,1971 .-480 p.

4. Rahman, E. Speech at the Solemn Meeting Devoted to the 15th Anniversary of State Independence of the Republic of Tajikistan and the Celebration of the Year of Aryan Civilization. September 8, 2006: /Rakhmon/www.President. tj.

5. The Solution of the Party and Government on Economic Issues.-V.2.,1929.-1940.M,1967.-798 p.

6. Khaydarov, G.H. Essays on the History of Socialist Construction in Northern Tajikistan (1917 -1937)/G.H. Khaydarov. - Dushanbe,1974. - 450 p.

7. Khaydarov, G.H. The History of the Tajik People: the XX-th Century/G.H.Khaydarov.-Khujand, 2001.-508 p.

8. Khaydarov, G.H. The Past and Thoughts/G.H. Khaydarov. -Khujand, 2004. - 465 p.

Тадцици дигаргунихои ицтисодию ицтимой ва мадании Тоцикистони солхои 30 -юм дар осори Г.Х,.Х,айдаров

Вожа^ои калидй: саноатикунонй, коллектывонй, мусобица, сотсиализм, анцуман, колхозно,

совхозуо, шуьбауои сиёсй, инцилоби фаруангй, зиёй. Дар мацола сауми муаррих, профессор Г.Х.Хайдаров дар омузиши раванди дигаргуниуои ицтисодию ицтимойва мадании То цикистон дар солхои 30 мавриди баррасй царор гирифтааст.

Таькид мешавад, ки дар осори олим ин раванд аз диди нав ва пурра омухта шуда, вай дар ин масьала аз доираи цолабуои шахшудаи пешин баромада, байни муаррихони давраи нав аввалин шуда, дар асоси далелуои муьтамад ва аниц, таьрихи дигаргуниуои сотсиалистиро дар асоси маводи То цикистон Шимолй тадциц менамояд.

Добили таваццууи вижа аст, ки масьалауои ислоуоти ицтисодию ицтимойва мадании цумуурй дар асаруои у назар ба осори дигар муаллифон амиц ва уаматарафа омухта шудаанд.

Кайд карда мешавад, ки Г.Х.Хайдаров диццати асосиро барои муайян намудани цонуният ва хусусиятуои хоси инкишофи индустриалии Тоцикистон, раванди амалигардии сохтмони саноатй дар шароити махсуси ицтисодию ицтимоии цущурй равона намуда, рафти коллективонии хоцагии цишлоцро бо диди нав, аз нуцтаи назари замон тадциц намуда, циуатуои мусбат ва манфии онро муайян сохтааст.

Дар асоси таулили анцомшуда муаллиф бар ин натица даст ёфт, ки дар осори илмии профессор Г.Х.Хайдаров, масьалауои мустаукам гардидани сохтори нави маорифи халц, мубориза барои мауви бесаводии ауолй, вижагиуои рушди мактабуои шуравй, ташкил ва рушди маьлумоти олй дар Тоцикистон нишон дода шуда, инкишофи адабиёт ва саньати тоцик, таьрихи асосёбй ва ташаккули илму муассисауои илмй дар цумуурй ва сауми олимони рус дар инкишофи илми то цик ва тайёр намудани муттахассисони соуаи илм таулилу тадциц гардидаанд.

Социально-экономические и культурные преобразования 30-х годов в Таджикистане в трудах Г.Х.Хайдарова

Ключевые слова: индустриализация, коллективизация, соревнование, социализм, съезд, колхозы, совхозы, политотдел, культурная революция, интеллигенция.

В статье рассматривается вклад известного историка профессора Г.Х.Хайдарова в изучение процесса социально-экономического и культурного преобразования в Таджикистане. В трудах учёного эти процессы рассматриваются более подробно и с новой позиции. Он отходит от старых

стереотипов в освещении данного вопроса и первым среди исследователей новейшей истории Таджикистана более аргументированно раскрывает историю социалистических преобразований в нашей республике на материалах Северного Таджикистана.

Заслуживают особого внимания его труды, где более развёрнуто в отличие от работ других авторов, рассматриваются социально-экономические и культурные реформы в республике. Отмечается, что Г.Х.Хайдаров особое внимание уделяет выявлению закономерностей и местных особенностей индустриального развития республики, процессу осуществления промышленного строительства в своеобразных социально - экономических условиях нашей республики. По-новому, с позиции сегодняшнего дня, подходит к анализу процесса коллективизации сельского хозяйства в нашей стране, отмечает его положительные и отрицательные стороны.

Показаны проблемы становления в республике новой системы народного образования, борьба за всеобщую грамотность населения, строительство советской школы, особенности развития школьного образования, становление и развитие высшего профессионального образования в Таджикистане, кроме того, развитие таджикской литературы и искусства, история становления и развития науки и научных учреждений в Таджикистане, отмечается выдающаяся роль русских учёных в развитии таджикской науки и подготовке научных кадров в республике.

Socio-Economic and Cultural Transformations of the 30-ies in Tajikistan in G. H. Khaydarov^s Works

Keywords: industrialization, collectivization, competition, socialism, congress, collective and state farms, political department, cultural revolution.

The article dwells on the contribution of the outstanding historian, Professor Hasan Khaydarov, into the study of socio-economic and cultural transformations in Tajikistan. In the scientific works of the scholar the relevant processes are considered from the new angle and more comprehensively. He goes away from the old stereotypes aimed at an elucidation of the issue in question. The Professor, being among the successors of the modern history of Tajikistan, discloses the history of the social transformation in our country on the materials of Northern Tajikistan for the first time, and does it more convincingly

In comparison with other authors' works his ones where socio-economic and cultural reforms in the country are canvassed deserve particular attention. It is stressed that G. H. Khaydarov pays particular attention to revelation of regularities and local peculiarities of industrial development of the country; implementation of industrial construction under peculiar socio-economic conditions of our country being taken into account as well. In conformity with today's position G.H.Khaydarov considers the process of collectivization of agriculture in our country and states its both positive and negative sides in a new mode.

The article under consideration presents the following problems, such as formation of a new system of public education in the republic, combat for high coefficient of literacy rate of the population, construction of Soviet schools, peculiarities of school education development, formation and development of higher professional education in Tajikistan; into the bargain, he touches upon such issues as development of Tajik literature and art, history of formation and development of science and scientific institutions in Tajikistan being taken into consideration as well.

The author of the article asserts the role of the outstanding Russian scientists in the development of the Tajik science and training of scientific human resources in the country.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Абдуллоева Замира Абдумуъминовна, муаллимаи кафедраи таърихи ватани Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Тафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд ),E-mail: zamira_abdulloeva@mail. ru

Сведения об авторе:

Абдуллоева Замира Абдумуминовна, преподаватель кафедры Отечественной истории

Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд),E-mail: zamira_abdulloeva@mail.ru

Information about the author:

Abdulloeva Zamira Abdumuminovna, lecturer of the department of home history under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand),E-mail: zamira_abdulloeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.