Научная статья на тему 'Вкладрусских женщин в становление иразвитие народного образования в Таджикистане (30-50-е годы ХХ веш)'

Вкладрусских женщин в становление иразвитие народного образования в Таджикистане (30-50-е годы ХХ веш) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ТАДЖИКСКАЯ ССР / РСФСР / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКИЕ УЧИТЕЛЯ / ШКОЛА / ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ / OCTOBER REVOLUTION / SOVIET POWER / ТАJIK SSR / RSFSR / PEOPLE'S EDUCATION / RUSSIAN TEACHERS / SCHOOL / LIQUIDATION OF UNEMPLOYMENT / ИНқИЛОБИ ОКТЯБР / ҲОКИМИЯТИ ШӯРАВӣ / ҶШС ТОҷИКИСТОН / МАОРИФИ ХАЛқ / ОМӯЗГОРОНИ РУС ВА РУСТАБОР / МАКТАБ / МАҳВИ БЕСАВОДӣ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудова Назира Солиходжаевна

Статья посвящается вкладу русских и русскоязычных учителей-женщин, которые, приехав в Таджикистан внесли огромный вклад в становление и развитие народного образования. Отмечается , что после победы Великой Октябрьской революции и в первые годы Советской власти первостепенной задачей являлась ликвидация безграмотности и создание первых советских школ. Подчеркивается, что с первых лет образования Таджикской АССР и Таджикской ССР в подготовке кадров наряду с другими союзными республиками большую роль сыграла Российская Федерация, так как большинство педагогов, особенно высшей квалификации, были приглашены на работу в средние школы Таджикистана из РСФСР. В заключении отмечается, что многие из русских учителей, которые внесли весомый вклад в развитие народного образования и воспитания подрастающего поколения, были удостоены правительственных наград и почетного звания “Заслуженныйучитель Таджикской ССР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Women's Contribution into the Formation and Development of the People’s Education in Tajikistan (referring to the 30-50-ies of the XX-th century)

The article under consideration dwells on the participation of Russian and Russian-speaking feminine teachers‚ who having arrived in Tajikistan exerted a huge contribution into the formation and development beset with the educational system. It is underscored that after the victory of the Great October Revolution and in the first years of the Soviet Union, the primary task aimed at the elimination of literacy and establishment of the first Soviet schools.From the first years of formation of the Tajik ASSR and the Tajik SSR in regard to training human resources alongside with other the Union Countries the Russian Federation played a crucial role in this field, therefore the majority of pedagogues namely higher qualified ones were invited to work at secondary schools in Tajikistan from RSFSR. In conclusion, it is underscored that many of the Russian teachers, who exerted a significant contribution into the development of the people`s education and upbringingof a under-aged generation were appreciated by other teachers

Текст научной работы на тему «Вкладрусских женщин в становление иразвитие народного образования в Таджикистане (30-50-е годы ХХ веш)»

УДК 37 Т.М-36 ББК.74.03.

СЛХМИ ЗЛНОНИ РУСДЛР ТЛШЛККУЛВА РУШДИ МЛОРИФИ ХЛЛЩДЛР ТОЦИКИСТОН (СОЛХ^ОИ 30-50- УМИ ЛСРИ ХХ)

ВКЛЛД РУССКИХ ЖЕНЩИН В СТЛНОВЛЕНИЕ И РЛЗВИТИЕ НЛРОДНОГО ОБРЛЗОВЛНИЯ В ТЛДЖИКИСТЛНЕ (30-50-Е ГОДЫ ХХ

ВЕКЛ)

RUSSIAN WOMENS CONTRIBUTION INTO THE FORMA TION AND DE VEL OPMENT OF THE PEOPLE'S EDUCATION IN TAJIKISTAN (REFERRING TO THE 30-50-IES OF THE

XX-TH CENTURY)

Махмудова Назира Солихуцаевна, н.и.т.,

дотсент, мудири кафедраи умумидонишгоуии таърихи халци тоцики МТД "ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров"( Тоцикистон, Хуцанд)

Махмудова Назира Солиходжаевна, к.и.н., доцент, заведущая общеунверситетской кафедрой истории таджикского народа ГОУ «ХГУ имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Makhmudova Nazira Solikhodzhaevna, candidate of historical sciences, Associate Professor of the all-university department of history of the Tajik people of under the SEI "KSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, КЪщапЛ) E-mail: maxmydova 70@ mail.ru

Вожщои калиди: Ищилоби Октябр, Хокимияти Шурави, ЦШС Тоцикистон, РСФСР, маорифи халц, омузгорони рус ва рустабор, мактаб, мауви бесаводи

Мацола ба сауми занон-омузгорони рус ва рустабор, ки ба Тоцикистон омада, дар ташаккул ва рушди соуаи маорифи халц уиссаи арзандаи худро гузоштаанд, бахшида шудааст. Цайд мешавад, ки баъди галабаи Ищилоби Октябр ва солуои аввали барпо шудани Хокимияти Шуравй масъалаи аввалиндараца баруам задани мауви бесаводи ва ташкили аввалин мактабуои шуравй ба уисоб мерафт. Аз солуои нахустини ташкилшавии ЦМШС Тоцикистон ва ЦШС Тоцикистон дар бунёди мактаб ва тайёр кардани мутахассисон дар цатори дигар цумууриуои бародар РСФСР нацши мууим бозидаст, зеро, ки теъдоди зиёди омузгорон, алалхусус омузгорони маълумоти олидор мауз аз Русия барои фаъолияти таълимй ва тарбиявй ба мактабуои Тоцикистон даъват шуда буданд. Хулоса мешавад, ки сауми занон -омузгорони рус дар ташаккул ва рушди соуаи маорифи халци тоцик ва таълиму тарбияи насли цавон арзанда буда, цисми зиёди онуо бо ордену медал ва унвонуои фахри, аз цумла "Муаллими хизматнишондодаи ЦШС Тоцикистон " сарфароз гардидаанд.

Ключевые слова: Октябрьская революция, Советская власть, Таджикская ССР, РСФСР, народное образование, русские учителя, школа, ликвидация безграмотности

Статья посвящается вкладу русских и русскоязычных учителей-женщин, которые, приехав в Таджикистан внесли огромный вклад в становление и развитие народного образования. Отмечается , что после победы Великой Октябрьской революции и в первые годы Советской власти первостепенной задачей являлась ликвидация безграмотности и создание первых советских школ. Подчеркивается, что с первых лет образования Таджикской АССР и Таджикской ССР в подготовке кадров наряду с другими союзными республиками большую роль сыграла Российская Федерация, так как большинство педагогов, особенно высшей квалификации, были приглашены на работу в средние школы Таджикистана из РСФСР. В заключении отмечается, что многие из русских учителей, которые внесли весомый вклад в развитие народного образования и воспитания подрастающего поколения, были удостоены правительственных наград и почетного звания "Заслуженныйучитель Таджикской ССР"

Key words: OcWber ге\о1шюп, Soviet power, Таjik SSR, RSFSR, people's edurntwn, Russian teachers, school, liquidation of unemployment

The article under consideration dwells on the participation of Russian and Russian-speaking feminine teachers, wЫ having arrived in Tajikistan exerted а huge œntribMwn inW the formation аnd development beset with the educational system. It is underscored that after the victory of the Great October Revolution and in the first years of the Soviet Union, the primary task aimed at the elimination of literacy and establishment of the first Soviet schools. From the first years of formation of the Tajik ASSR and the Tajik SSR in regard to training human resources alongside with other the Union Countries the Russian Federation played a crucial role in this field, therefore the majority of pedagogues namely higher qualified ones were invited to work at secondary schools in Tajikistan from

RSFSR. In conclusion, it is underscored that many of the Russian teachers, who exerted a significant contribution into the development of the people^s education and upbringing of a under-aged generation were appreciated by other teachers.

Октябрьская революция положила начало серёзным социально-политическим, экономическим и культурным изменениям в судьбах народов Средней Азии, в том числе таджикского народа. Во время установления и укрепления советской власти в СССР родились совершенно новые взаимоотношения между народами бывшей царской России .

«Древний таджикский народ, - отмечает Основатель мира и национального единства -Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, - на протяжении своего существования не раз подвергавшийся суровым испытаниям, сегодня пристально рассматривает пройденный путь сквозь призму истории, ибо история дает нам возможность увидеть, и в отдельности и в едином историческом ряду, каждый этап нации, её взлеты и падения, вклад поколений в материальную и духовную сокровищницу. Только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений...» (13-1, 3,7-9).

Октябрьская революция навсегда освободила народы бывшей царской России от национального гнета, открыв им путь к свободной и счастливой жизни. Таджикский народ, после распада империи Саманидов, вновь обрел свою государственность. Октябрьская революция наделила Таджикистан территорией и освободила от гнета и неравенства, у людей появился простор для творчества. Образование в Таджикской АССР, затем Таджикской Союзной Социалистической Республики в 1929 году позволило таджикскому народу с помощью русского и других народов СССР значительно ускорить темпы социально-экономических преобразований во всех областях экономической и культурной жизни.

В Таджикистане стали расти посёлки и города, развиваться здравоохранение, народное образование и культура . Таджикская наука с помощью учёных из союзных республик, прежде всего России, в самых различных сферах достигла крупных и уникальных результатов.

Исторические факты свидетельствуют о том, что в далекие 30-е годы ХХ столетия после установления Советской власти в нашем крае русский народ первым заявил о готовности помогать республикам Средней Азии в ликвидации культурной и экономической отсталости.

С образованием СССР дружба, сотрудничество, взаимопомощь стали носить систематический и плодотворный характер. Известно, что одним из важнейших средств культурного прогресса является образование. В связи с этим политическое руководство и Правительство страны с первых дней победы Октябрьской революции направили все усилия на создание «совершенно новой системы просвещения, служащего интересам и благам трудящихся масс» (10, 309).

Нужно отметить, что развитие народного образования в Таджикистане сталкивалось с большими трудностями. Трудности были обусловлены, прежде всего, крайней отсталостью народного образования в дореволюционном Таджикистане. Только на территории северных районов республики, входивших тогда в состав Туркестанского генерал-губернаторства, было несколько светских так называемых русско-туземных школ, где обучалось в общей сложности 350-400 детей и подростков.

Как известно, в 1924 году была образована Таджикская АССР, а в 1929 году на карте СССР появилась седьмая союзная республика -Таджикская ССР(далее ТССР.- М.Н.). После образования Таджикской Советской Социалистической Республики во всех сферах культурной жизни, в том числе и в области народного образования, намечается подъем. В феврале 1925 года был организован Народный Комиссариат просвещения, и в том же году в Таджикистане появились первые советские школы, которых в республике было 25 с 774 учащимися (12,155). С самого начала своей деятельности Наркомпрос Таджикской АССР установил деловую связь с Наркомпросом других республик, особенно с Наркомпросом РСФСР. Согласно источникам, более тесная деловая связь Наркомпроса ТАССР была с Наркомпросом Российской Федерации, о чём говорит тот факт, что на притяжении 1924-1925 учебного года было получено от Народного Комиссариата Российкой Советской Федеративной Социалистической Республики три письма, в которых выдвигалось 35 вопросов учебного, методического и организационного характера по делам народного образования (14, 106).

Помощь союзного правительства, других братских республик Таджикистану в развитии культуры, в первую очередь народного просвещения, носила систематический и многообразный характер. Она включала финансовую, материально-техническую, кадровую,

научно-методическую и иные формы. Советское правительство с целью ликвидации культурной отсталости таджикского народа выделяло ТССР значительно больше средств, чем более развитым республикам. Например, фактические расходы на просвещение (в расчете на душу населения) в 1938 году в ТССР составляли -133 руб., РСФСР-77, Украинской ССР-87 и Белорусской ССР- 99 руб (8,200).

В целом эти ассигнования возросли за пятилетие (1934-1939 гг) почти в 5 раз и составили в 1939 году 191 945,3 тыс. рублей.

Уместно отметить, что в создании и подготовке кадров большую роль сыграла Российская Федерация. Так как большинство учителей высшего образования, которые работали в средних школах Таджикистана, были приглашены из РСФСР. В 1933 году в Таджикистан была командирована группа опытных русских учителей, такие как Е.П. Скороходова, В.В. Маисеева, А.С. Степницкая, Р.М Костюкова, А.В. Кирилова, Е.С. Захарова, Е.Н. Крылова, Е.Н. Путилина, В.Г. Абрамова, А.Ф. Калугина, М.Е. Богданова, Н.П. Денисова, Е. Чекашева, Н.Д. Николаева, Л.Д. Оглоблина, И.П. Глаголева, А.С. Степанец, Г.Д. Каннер, Л.С. Аринчехина, А.И. Терегулова, Л.В. Успенская и многие др. Русские педагоги преподавали в школах республики, проводили занятия в школах ликвидации безграмотности в кишлаках, научили грамоте сотни таджикских девушек и женщин. Эти отважные женщины ходили по домам, вели активную агитатцию в деле вовлечения женщин-таджичек в школы ликвидации безграмотности. По свидетельству источников, «в 1937 году в Таджикистан прибыли ещё 58 учителей по распределению из вузов Ленинграда, Москвы, Тамбова, Краснодара, Саратова. Они распределялись следующим образом:

№ Наименование вуза Причитaется пo рaзверстке Фaктически выделен

1. Ленинградский институт истории и философии 7 6

2. Московский институт истории и философии 5 5

3. Московский университет 14 10

4. Ленинградский университет 13 8

5. Тамбовский учительский институт 13 10

6. Краснодарский учительский институт 17 16

Итого 69 55

1. Пединститут им. Бубнова в Москве - 2

2. Саратовский пединститут - 1

Итого 69 58

Таблица №1. Распределение при бывших Российских учителей в Таджикистан в 1937г.

Допольнительно Наркомпрос РСФСР обещает выделить и отправить в ТССР 4(четырёх) учителей, окончивших МГУ и 5 учителей из ЛГУ» (9, 120). Согласно архивным материалам эти молодые учителя были обеспечены средствами на проезд в Таджикистан. В марте 1938 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик. В связи с этим 15 апреля 1938 года ЦИК и СНК Таджикской ССР приняли постановление «Об обязательном изучении русского языка в таджикских и других нерусских школах». В связи с принятием указанного постановления Наркомпрос ТССР приступил к его практическому осуществлению.

По заказу правительства ТССР в 1939 году приехало более 183 молодых специалистов, которые были выпускниками педагогических вузов РСФСР, из них 178 были учителями русского языка. В период 1933/34 -1940/41 учебных годов из Российской Федерации в Таджикистан прибыли 529 учителей разных специальностей. Помимо планового заказа, было ещё приглашено 1044 учителя. Всесторонняя помощь русских учителей способствовала улучшению качества обучения в школах нашей республики.

Среди первых русских учителей, прибывших в Таджикистан, была Е.И. Путилина. В беседе с доктором исторических наук, профессором Р.А. Набиевой в 1961 году, вспоминая эти годы, она рассказывала: «Нужно отметить, что было очень трудно, затрудняла нашу работу незнание таджикского языка и местных обычаев. Трудно было привлечь к учебе женщин. Нам пришлось убеждать их, доказывали им, что безграмотный человек находится вне политики. Пришлось вложить много упорного, настойчивого труда, прежде чем пришла и нам радость успеха. Мы не без основания гордились первыми девушками- таджичками, изъявившими желание учиться на женских педагогических курсах Гармской области. В Гармском, Шахритузском, Орджоникидзеобадском и других районах есть люди, которым я

дала знания, и по праву горжусь своим трудом. Население колхозов не раз выбирало меня своим депутатом в Гармский районный Совет. В 1954 году Советское Правительство наградило меня орденом Ленина. Теперь я вижу тех, кто вступил на вахту труда, сменив нас, старых специалистов, людей решительных и смелых, не боящихся трудностей и лишений, неизбежных на трудном пути в годы второй пятилетки, и радуюсь этому» (12, 159). В далёкие 30-е годы ХХ столетия на работу в Таджикистан в составе Таджикской комплексной экспедиции АН СССР приехала Анна Зиновьевна Розенфельд - выпускница Ленинградского института философии, лингвистики и истории. Она в 1932 году вместе с мужем, Николаем Андреевичем Кисляковым, в кишлаке Сангвор открыла первую школу, где в первых классах преподавала таджикский язык и вела первый женский ликбез (11, 72).

В становлении первых советских школ и развитии народного просвещения в Северном Таджикистане, в частности в Ходженте, наряду с Абдулло Рахимбаевым, Абдугаффаром Саттаровым, Хадичой Солиевой участвовали и первые русские учителя, такие как Н.К. Сербулов, А.Ф.Медведева, В.К.Шаврина, С.П.Проскурякова, А.В.Степницкая, В. A. Юрепина, A.A. Висленева, Б.С.Локшина, А.Г.Казакова, Т.В.Володина, А.М. Железнякова, Л. И.Астафьева, Н.И. Полянская, С.И.Больт, Е.П. Колесникова и многие другие, которые по собственному желанию приехали в Таджикистан и внесли весомый вклад в народное просвещение.

Одна из первых русских учителей, Заслуженная учительница ТССР, Отличник народного просвещения, которая с 1935 по 1957 годы работала преподавателем русского языка и литературы в сш № 1 им.А.С.Пушкина ( ныне гимназия № 1 им.Рахима Джалила) города Ленинабада (ныне Худжанд), - Антонина Василевна Степницкая. Она в своем выступлении на выпускном вечере 1938-39 учебного года, выражая безграничную любовь и уважение к ученикам школы, сказала: "Когда ко мне обращаются с вопросом, что заставило нас, учителей, уходить из мира взрослых в мир детей и подростков, что удерживает нас на этой тяжелой, нервной и напряженной работе, - я неизменно отвечаю: любовь, безграничная любовь к этим детям и подросткам, которые на наших глазах становятся настоящими людьми. Когда я встречаю своего бывшего ученика студентом вуза, во мне вспыхивает радостное сознание, что есть и моя доля участия в формировании человека в настоящего гражданина. Любовь к делу вносит в нашу жизнь счастье и теплоту"(1).Степницкая А.В. с 1912 года начала работать в системе народного образования и за добросовестный, многолетний труд награждена орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг" и другими правительственными наградами.

В 1939 году состоялся Первый республиканский съезд учителей - отличников, в работе которого участвовало более 350 ветеранов педагогического дела, учителей и работников органов народного просвещения. Участники съезда представляли многотысячную армию учителей Таджикистана, среди которых к этому времени были сотни отличников народного образования, 64 лучших учителя ТССР были удостоены высоких правительственных наград. В том числе орденом Трудового Красного Знамени А.С. Степанец, орденом Ленина была награждена Е.С. Захарова (11,79).

Нужно отметить, что эти педагоги тесно связывали обучение с воспитанием и добивались всесороннего развития своих учеников. Среди заслуженных учительниц ТССР Анастасия Федоровна Медведева, которая в 1949 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В характеристике, выданной заведующим Ленинабадским облоно Ишанкуловым и председателем обкома Союза просвещения Раджабовым на заведующую Чкаловским городским отделом народного образования Анастасию Федоровну Медведеву, написано, что "Анастатия Федоровна Медведева, 1908 года рождения, русская по национальности, член КПСС с 1947 года, имеет высшее образование. Стаж педогогической работы 38 лет. Работала инспектором облоно и 12 лет директором школ в городах Ленинабад и Чкаловск.

Товарищ Медведева Анастасия Федоровна работает творчески, проявляет большую инициативу в работе, энергичная, трудолюбивая, много сил и энергии затрачивала на коренную перестройку работы школ.

Пользуется большим авторитетом у работников народного образования области. Принимает активное участие в общественной жизни. Является членом бюро парторганизации исполкома и депутатом Чкаловского городского Совета" (2,89).

Анастасия Федоровна Медведева была директором школы № 1 им. А.С.Пушкина (ныне гимназия №1 им. Рахима Джалила) города Ленинабада (ныне Худжанд) с 1947 по 1950 гг. Свою педагогическую деятельность начала в 1922 году преподавателем математики. Во

время её работы на посту директора школы № 1 данная школа занимала передовое место в городе, о чем свидетельствует архивный материал: "К числу передовых школ относится средняя школа № 1, где директором является товарищ Медведева А. Ф. Из числа 1059 учашихся в 1949-1950 учебном году 986 учашихся перешли из класса в класс. 16 учашихся окончили среднюю школу и получили аттестат зрелости, 2 учашихся за отличную учебу получили золотую и серебряную медали. Проверка со стороны горкома партии показала, что в 1949-1950 учебному году педагогический коллектив средней школы №1 хорошо и регулярно проводили занятия кружка по изучению истории ВКП(б) и текущей политики. Директорское обследование показывает, что в передовой школе №1 им.А.С. Пушкина директор Медведева А.Ф. в течение года посетила 72 урока. Большое внимание школа уделяла изучению опыта учителей-новаторов Липецкой и Воронежской областей (3, 332,338).

За большие успехи в развитии народного образования в 1953 году Указом Президиума Верховного Совета ТССР присвоено ей почетное звание Заслуженного учителя республики.

Вместе с Медведевой А.Ф в женской школе №1 им. А.С.Пушкина (ныне гимназия №1 им. Рахима Джалила) города Ленинабад (ныне г. Худжанд) работали ряд заслуженных учителей, которые внесли огромный вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. Среди них Любовь Савична Бессмертная (4, 9) отличник народного образования с 1944 года. Она пользовалась заслуженным авторитетом среди учащихся и их родителей. Любовь Савична была директором средней школы № 1 им. А.С. Пушкина с 1942 по 1945 годы. Имеет правительственные награды. Награждена орденом Трудового Красного Знамени.

София Павловна Проскурякова, заслуженная учителница республики, с 1924 года по 1956 год работала учительницей начальных классов в средней школе №1 им. А.С. Пушкина. За многолетний и добросоветный труд награждена правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг" и почетными грамотами Министерства народного просвещения ТССР.

Таисия Васильевна Володина (5, 41,42) в 1937 году приехала из Михайловского района Сталинградской области, где с 1931 по 1937 годы работала в сельской школе. В 1937 году, после приезда в город Ленинабад (ныне Худжанд), по назначению гороно начала работать в средней женской школе № 1 учительницей начальных классов.

Во время работы в школе Таисия Васильевна показала себя опытным преподавателем, требовательным к учащимся. Она активно участвовала в общественной жизни школы, являлась руководителем секции при гороно. С 1945 года "Отличник просвещения Таджикской ССР". В 1952 Т.В. Володина за безупречную работу в деле народного образования, воспитания подрастающего поколения награждена орденом "Знак Почёта". В 1968 году Володина была награждена значком "Отличник просвещения СССР".

Анна Макаровна Железнякова (6, 39) 1911 года рождения, с 1929 по 1937 годы работала учительницей начальных классов в селе Староселье Михайловского района Сталинградской области. По призыву партии в 1937 году прибыла в Таджикистан и по направлению гороно начала работать учительницей начальных классов в средней женской школе № 1 им.А.С.Пушкина. Во время работы она во многом помогала молодым учителям и творчески преподносила учебный материал, использовала разнообразную методику, что способствовало получению учениками глубоких и прочных знаний. Она много работала по ликвидации неграмотности среди населения и неоднократно назначалась руководителем секции учителей начальных классов города. А. М. Железнякова была награждена орденом "Знак Почёта'.Она 40 лет трудилась в области народного просвещения.

Учителя Таджикистана, не жалея сил, отдавали все свои знания ученикам, воспитывая не только грамотных и образованных людей, но и беззаветно преданных своей Родине патриотов. В 1948 г. за долголетнюю и безупречную работу в области народного образования Верховный Совет СССР утвердил Указ Президиума о награждении учителей, директоров школ, инспекторов и других работников просвещения орденами и медалями Советского Союза. К сентябрю 1954 г. за большие заслуги в деле воспитания молодого поколения были награждены 2692 учителя. Высшей награды- ордена Ленина были удостоены 44 человека, среди них была Валерия Климентьевна Шаврина (7, 9).Она с 1937 по 1960 гг. преподавала немецкий язык в сш.№1 им.А.С.Пушкина (ныне гимназия №1 им. Рахима Джалила).В. К.Шаврина была одной из почетных и заслуженных учителей города. За безупречную работу была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечесвенной войне 1941-1945 гг".

Уроки этих учителей отличались тщательной продуманностью, умелым подбором материала, доступностью изложения, использованием наглядных пособий, они искали новые приемы и методы в обучении и воспитании, совершенствовали педагогическое мастерство.

Таким образом, работники народного образования нашей республики и в целом таджикский народ не забудут имена русских педагогов, руководителей школ Г.Н Крыловой, Е.П.Скороходовой, В.В. Моисеевой, Л.Н.Золотоверховой, А.Д. Синициной, А.Ф.Медведевой, И.П. Глаголевой, В.А.Ржевской, А.М. Горбушиной и многих других, которые внесли огромный вклад в дело ликвидации неграмотости, становление и развитие советских школ, воспитание подрастающего поколения.

На сегодняшней день в условиях независимости между Россией и Таджикистаном подписано более 230 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, которые регулируют вопросы сотрудничества двух стран в области политики, экономики и культуры. Согласно этим документам в рамках двустороннего гуманитарного проекта в 2017 году группа русских учителей, точнее 29 учителей из разных регионов России приехали в Таджикистан и преподают русский язык в средних образовательных школах нашей республики. На данный момент более 51 педагога России работают в Таджикистане.

Таким образом, молодые учительницы, сохраняя преемственность поколений, продолжают работать в Таджикистане, преподают русский язык и литературу в таджикских школах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вечер выпускников школы им. Пушкина// Стахановец. - 1939. - 6 июля.

2. Государственный архив Согдийской области(ГАСО) фонд. 295, опись 2, д.12, лист 89.

3. ГАСО, фонд 295, опись 2, д. 6, лист 332-338.

4. ГАСО, фонд 70, опись 3, д.24, лист 9.

5. ГАСО, фонд 295, опись 2, д.20, лист 41-42.

6. ГАСО, фонд 295, опись 2, д.20, лист 39.

7. ГАСО, фонд.70, опись 3, д. 24, лист 9.

8. Гадоев, Х. В семье единой и великой/ Х.Гадоев.- Душанбе: Ирфон,1976.- 422 с.

9. Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924-1941 гг. Сборник документов. Том.1. - Душанбе: Ирфон, 1966.- 647 с.

10.История Ленинабада. - Душанбе: Ирфон, 1986.-608 с.

11.Набиев, В. Молодёжь Таджикистана - авангард культурного фронта/В. Набиев. -Худжанд: Нури маърифат, 2018.- 200 с.

12.Набиева, Р. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм/Р. Набиева. - Душанбе: Ирфон, 1973.- 259 с.

13.Рахмонов, Э. Таджики в зеркале истории // Независимость Таджикистана и возрождение нации/Э. Рахмонов. - Т.2. - Душанбе: Ирфон, 2006.- 128 с.

14.Шукуров, М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана/М.Р. Шукуров. -Душанбе: Ирфон, 1970.- 489 с.

REFERENCES:

1. An Evening of Graduates in Schools named after Pushkin // Stakhanovets. - 1939. - July 6.

2. The State Archives of the Sughd Oblast (SASO) fund. 295, inventory 2, d.12, sheet 89.

3. SASO, fund 295, inventory 2, d. 6, sheet 332-338.

4. SASO, fund 70, inventory 3, d.24, sheet 9.

5. SASO, fund 295, inventory 2, d.20, sheet 41-42.

6. SASO, fund 295, inventory 2, d.20, sheet 39.

7. SASO, fund. 70, inventory 3, d. 24, sheet 9.

8. Gadoev, H. In a United and Great Family / H. Gadoev. - Dushanbe: Cognition, 1976. - 422 p.

9. From the History of Cultural Construction in Tajikistan Referring to 1924-1941. Collection of documents. - V.1. - Dushanbe: Cognition, 1966. - 647 p.

10.History of Leninabad. - Dushanbe: Cognition, 1986. - 608 p.

11.Nabiev, V. Young People of Tajikistan - the Forefront of the Cultural Front / V. Nabiyev. -Khujand: Light of Enlightenment, 2018. - 200 p.

12.Nabiyeva, R. Women of Tajikistan in the Fight for Socialism / R. Nabieva. - Dushanbe: Cognition, 1973. - 259 p.

13.Rahmonov, E. Tajiks in the Mirror of History // Independence of Tajikistan and the revival of the nation / E. Rahmonov. - T.2. - Dushanbe: Cognition, 2006. - 128 p.

14.Shukurov, M.R. The History of the Cultural Life of the Soviet Tajikistan / M.R. Shukurov. -Dushanbe: Cognition, 1970. - 489 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.