Научная статья на тему 'Роль деятелей культуры РСФСР в становлении и развитии таджикского профессионального искусства (1929-1941 гг. )'

Роль деятелей культуры РСФСР в становлении и развитии таджикского профессионального искусства (1929-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
819
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ТАДЖИКИСТАНА / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПОМОЩЬ РУССКОГО СОВЕТСКОГО ТЕАТРА / ПОДГОТОВКА КИНОРАБОТНИКОВ / СОЗДАНИЕ КОМПОЗИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ТАДЖИКСКОЕ ИСКУССТВО / HISTORY MUTUAL RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND TAJIKISTAN / PERFORMING ARTS / AID RUSSIAN SOVIET THEATER / PREPARING FILM-MAKERS / CREATING COMPOSITIONAL ORGANIZATION / EXAMINATION OF MATURITY OF TAJIK ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Набиев В.М.

В статье рассматривается вклад российских актёров, режиссёров, балетмейстеров, композиторов в становление и развитие таджикского профессионального театрального и музыкального искусства, таджикского кино в конце 20-х начале 40-х гг. ХХ века. Особое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных кадров для учреждений культуры и искусства Таджикистана в высших учебных заведениях Российской Федерации. На конкретных исторических материалах отмечается великая роль бескорыстной помощи киностудии Москвы и Ленинграда в организации производства кинофильмов, в работе киностудии «Таджикфильм». Отмечается, что экзаменом зрелости профессионального искусства республики явилась первая Декада таджикского искусства в Москве в июне 1941 года. Подытоживается, что в развитии профессионального театрального искусства Таджикистана большую помощь оказали представители творческой интеллигенции Российской Федерации, и этот факт является величайшим символом дружбы народов России и Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the contribution of Russian actors, directors, choreographers, composers in the development of the Tajik professional theatrical and musical art of Tajik cinema in the late of 20th -early of 40th of XX century. Particular attention is paid to training of highly qualified staff for institutions of culture and art of Tajikistan in higher educational institutions of the Russian Federation. In the concrete historical materials, recognize the great role of disinterested help movie studios of Moscow and Leningrad in the organization of production of films, the studio "Tajikfilm". Maturity examinations of professional art of the republic had the first decade of the Tajik art in Moscow in June 1941. In the days of the decade were shown all the recommended plays and performances. All performances and concerts attended by leaders of the Communist Party and the Soviet government. Culture and art, leaders of manufacture warmly spoke about the plays and concert performances. The state awards awarded Tajik State Opera and Ballet Theatre and the Tajik State Academic Drama Theater.

Текст научной работы на тему «Роль деятелей культуры РСФСР в становлении и развитии таджикского профессионального искусства (1929-1941 гг. )»

07.00.00. ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ВА БОСТОНШИНОСИ 07.00.00. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 07.00.00. HISTORICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY

07.00.02. ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02. NATIVE HISTORY

УДК 3КСМ4 В.М.НАБИЕВ

ББК 74.04(2т) 66.75(т)

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ РСФСР В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ТАДЖИКСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА (1929-1941 гг.)

История взаимоотношений России и Таджикистана имеет многолетнюю давнюю историю. И за этот отрезок времени не только дружба наших народов укрепилась, но и углубился процесс взаимодействия культуры и искусств.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил: «Наши народы - имеют богатую культуру, и её представители пользуются всемирной славой.

Из глубины веков, подобно свету далеких звезд, освещают наш путь и вдохновляют на новые свершения идеи и подвиги Исмаила Сомони и Петра Великого, великие научные открытия Авиценны и Михайло Ломоносова, бессмертная муза Рудаки и Пушкина, картины Бехзода и Репина, творения Айни и Шолохова, Бободжона Гафурова и Евгения Павловского и многих других, составляющих славу и гордость наших народов.

Мы являемся наследниками нерушимой дружбы наших отцов и дедов и должны не только гордиться ею, но и умножать, и крепить её на благо наших народов» (5).

В связи с этим огромное научное и практическое значение имеет исторический опыт участия российских актёров, режиссёров, балетмейстеров, композиторов в становлении и развитии таджикского профессионального театрального и музыкального искусства, таджикского кино в рассматриваемый период.

16 октября 1929 г. III (чрезвычайный) Съезд Советов Таджикистана принял постановление и Декларацию об образовании Таджикской Советской Социалистической Республики и ее добровольном вхождении в Союз Советских Социалистических Республик.

Это историческое событие способствовало развитию художественной культуры в республике. Исторические факты свидетельствуют о том, что партийные и советские органы Таджикистана широко использовали театральное искусство в политико-воспитательной работе, всячески содействовали его развитию. От драмкружков национальное театральное искусство постепенно поднялось до драматических студий, а затем до уровня профессионального театра.

Таджикский драматический театр как профессиональный театр возник 7 ноября 1929 года в городе Сталинабаде. Это был театр, впоследствии названный именем таджикского поэта и драматурга А.Лохути.

Директором Таджикского драматического театра имени А.Лохути был назначен опытный театральный работник В.В.Бурдин, художественным руководителем и режиссером - таджик Хамид Махмудов, получивший профессиональную подготовку в Москве (2, 264).

Создание театра стало возможным благодаря успехам в осуществлении культурной революции, плодотворному творческому влиянию и практической помощи русского советского театра. Возникновению таджикского театрального искусства в значительной степени способствовало также богатство традиций народной художественной культуры -хореографии, поэзии, музыки и других видов народного творчества.

На первых порах деятельности таджикского театра некоторую помощь оказывал ему душанбинский русский Театр рабочей молодежи (ТРАМ), созданный в 1928 году. Русские режиссеры интересовались работой таджикского театра, присутствовали на репетициях,

спектаклях, помогали артистам овладевать мастерством, осваивать технику сцены, создавать оформление.

В театр приглашались не только талантливые участники художественной самодеятельности, но и профессиональные мастера сцены из других республик.

Прилив новых сил в театре имени А.Лохути привел к тому, что в 1935 году был организован объединенный театр имени А.Лохути, в составе которого был и драматический, и музыкальный театры.

Дальнейшему росту театра способствовало умелое руководство профессиональных режиссеров. Под руководством режиссера-постановщика В.В.Тихоновича были поставлены такие крупные произведения русской и советской драматургии, как «Жизнь зовет» В.Билль-Белоцерковского, «Чужой ребенок» В.Шкваркина, «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Борис Годунов» А.С.Пушкина.

Во второй половине 30-х годов наметился дальнейший творческий подъем театра. В 1936 году в театр прибыл новый одаренный молодой режиссер, выпускник Государственного института театрального искусства Е.И.Мительман, который организовал изучение актерами основ системы К.С.Станиславского. Возросшее исполнительское мастерство актеров проявилось уже в постановке трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь».

Драматические театры республики необходимо было пополнить новыми квалифицированными кадрами. 17 августа 1936 года ЦК КП (б) Таджикистана принял постановление «О наборе 30 человек для укомплектования организующейся при Государственном институте театрального искусства имениЛуначарского в Москве таджикской театральной мастерской»(1, 504).

В эту открывшуюся в 1936 г. студию было послано 25 таджикских юношей и девушек. Художественным руководителем их был артист Театра Революции М.Ф. Астангов, а преподавателями - артист Московского художественного академического театра В.А.Орлов, актеры и режиссеры: Г.Н.Дмитров, В.М.Седой, Т.Д. Соловьёв, М.Н.Овчинская, Б.К.Зальцштейн, В.М.Балгонас, Е.Ф.Сарычева, И.П.Толмачев. На последних курсах репетиции студийцев часто посещал Л.М.Леонидов - тогдашний художественный руководитель ГИТИСа. Будущие таджикские артисты слушали лекции некоторых других педагогов института, преподававших в разных национальных студиях. В частности, они бывали на занятиях М.М.Тарханова, О.И.Пыжовой, Б.В.Бибикова, И.Н.Берсенева (6, 222).

В 1941 году 22 студийца окончили учебу. Выпускники под руководством педагогов М.Ф.Астангова, Б.М.Седого, Т.Д. Соловьёва, Г.Н.Дмитрова, В.Балкина подготовили четыре спектакля: «Мнимый больной» Мольера, «Ревизор» Гоголя, «Парень из нашего города» К. Симонова и пьесу П.Маляревского «Счастье», написанную по мотивам бурятского фольклора.

«Ревизор», - отмечает видный таджикский театровед, профессор Низом Нурджонов, - по существу являлся первым серьёзным обращением таджикского театра к русской классике. Ш.Киёмов (Хлестаков), К.Джураев (Городничий), А.Рахимов (Шпекин), Х.Насибулина (Пошлепкина), З. Дустматов (Абдулин), Ш.Султонов (Ляпкин-Тяпкин) создали интересные портреты гоголевских героев. В «мнимом больном» блистали З. Дустматов (Аргап) и Ш.Сиддикова (Туаннета)»(6, 223).

Необходимо отметить, что предполагалось создать на базе этой труппы первый в республике молодежный театр - Театр Ленинского комсомола в Сталинабаде. Но из-за войны это намерение не осуществилось. Летом 1941 года основная часть выпускников студии влилась в труппу театра имени Лохути.

В соответствии с постановлениями СНК Таджикской ССР и ЦК КП (б) Таджикистана 1 ноября 1937 года начал свою деятельность русский драматический театр. Коллектив театра составляли 25 молодых актеров - выпускники Московского театра-студии, которым руководил народный артист СССР А.Д.Дикий. Среди них были Народные артисты СССР-Г.П.Менглет, Н.Н. Волчков, Народные артисты Таджикской театра- Е.Д.Чистова, В.Я.Ланге и др. Первой постановкой театра была пьеса Н.Вирты «Земля».

В отличие от таджикского драматического театра, где кадры артистов на первых порах складывались в основном из участников художественной самодеятельности, в русский театр

пришли актеры с театральным образованием. Молодой режиссер В.Я.Ланге осуществил постановку спектаклей «На дне» А.М.Горького, «Разлом» Б.Лавренова, «Дети Ванюшина» Найденова. Молодые актеры Якушев, Лишафаева, Тихомирова, Бергер и Чистова в спектаклях «Разлом», «Ночной смотр», «Пограничники», «На дне», «Голубое и розовое» исполняли главные роли.

Русский театр внес достойный вклад в развитие культуры Советского Таджикистана, в пропаганду культуры русского народа. Практиковалась и такая форма взаимосвязи русского и таджикского театров, как подготовка таджикским режиссером спектаклей в русском театре и участие таджикских актеров в спектаклях вместе с русскими артистами. С самого основания русского театра на его сцене выступали многие известные мастера таджикского театрального искусства: А.Рахимов, Т.Гафарова, А.Халилов, М.Гиясов, А.Саидов и другие. Театр также познакомил русских зрителей с произведениями таджикских драматургов.

Уместно отметить, что в организации работы Ленинабадского театра многое сделали работавшие главными режиссёрами театра Б.С.Володарский, М.П.Троянский, А.Д.Храмченко, а Хорогского театра - Д.Д.Герасимов, В.С.Смирнов.

Крупным событием культурной жизни Таджикистана явилось создание на базе музыкального ансамбля театра имени А.Лохути - Таджикского музыкального театра, который стал самостоятельным в 1937 году. Состав театра в год его образования насчитывал всего 17 человек, в том числе 2 опытных артиста - Тухфа Фозилова и Анвер Муллокандов. Артистам под силу были постановки музыкально-драматических пьес малых форм - из одного или двух актов.

Артисты не владели нотной грамотой и играли по слуху, поэтому их первоочередной задачей являлось овладение музыкальной грамотой, как в процессе работы, так и на специально созданных курсах.

Для решения этих задач были приглашены опытные композиторы, балетмейстеры, дирижеры из других союзных республик. В становлении таджикского театра оперы и балета весомый вклад внесли представители РСФСР - композиторы С.Баласанян, А.Ленский, С.Урбах, хормейстер П.Мирошниченко, педагог по вокалу Е.Прокофьев, дирижеры Л.Кауфман, Л.Левин, балетмейстеры А.Проценко, К.Голейзовский и др.

В результате театр добился ряда успехов. В 1939 г. были осуществлены постановка первого таджикского народного музыкального спектакля «Лола» (либретто С.Саидмуродов, композиторы С.Баласанян и С.Урбах, балетмейстер А.Проценко), первого таджикского балета «Ду гул» (композитор А.Ленский, балетмейстер К.Я.Голейзовский).

Лирическая таджикская опера «Тахир ва Зухра» (композитор А.Ленский, либретто М.Турсун-заде, постановка Р.Короза, дирижер А.Климов, оформление художника Е.Чемодурова) по своим художественным качествам до настоящего времени считается лучшим национальным спектаклем на таджикской сцене (7, 96).

Подготовкой кадров оперного и балетного искусства для Таджикистана занимались Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой, Московская консерватория имениЧайковского, Большой театр Союза ССР и другие центральные театральные заведения. Каждый воспитанник этих коллективов с благодарностью отзывается о своих воспитателях.

Кино имело чрезвычайно важное значение в условиях Таджикистана. В 1929 году сотрудник областного комитета комсомола Таджикской ССР Василий Кузин со своими друзьями Артемом Шевичем и Николаем Гезулиным сняли первый киножурнал «Советский Таджикистан».

В 1930 году были выпущены два короткометражных фильма: «Хроника посевной» (автор-оператор А.Шевич) и «На путях коллективизации» (автор-оператор А.Шевич, режиссер Н.Гезулин). С выходом первых документальных фильмов совпало появление новых авторских имен в зарождающемся кинематографе Таджикистана.

Согласно постановлению ЦИК Советов и СНК Таджикской ССР от 16 апреля 1930 года «О развитии кинопроизводства и об усилении политико-просветительной киноработы» предусматривалось начать подготовку кадров киноработников как при кинопроизводственном бюро, так и путем направления молодежи в кинематографические учебные заведения.

В августе 1930 году ЦК ЛКСМ Таджикистана направил члена ВЛКСМ В.П.Хабура на учебу в Москву на режиссерский факультет Государственного института кинематографии. В свою очередь Наркомпрос Таджикской ССР направил в этот же институт режиссера таджикской труппы ТРАМ-а Гуломризо Бахора.

Таджикское киноискусство своим рождением и развитием обязано великой дружбе народов СССР. В организации производства кинофильмов, в работе киностудии «Таджикфильм», в повышении мастерства киноработников республики велика роль бескорыстной помощи киностудий Москвы и Ленинграда. Уже в 1931 году в республике оформился небольшой отряд профессиональных русских киноработников, прибывших в Таджикистан для оказания помощи в развитии кино. В этом же году он пополнился выпускниками ВГИКа и работниками кинохроники Л.Печориной, А.Левингтоном, Л.Сазоновым. Это дало возможность приступить к созданию первого таджикского художественного фильма «Когда умирают эмиры».

В начале 30-х годов в «Таджикфильм» прибыли выпускники ВГИК-а режиссеры Камил Ярматов, Владимир Хабур, Гуломризо Бахор и сценарист Николай Рожков.

В 1932 году студия «Таджикфильм» приступила к созданию второго художественного фильма «Эмигрант» по мотивам одноименного произведения Г.А.Эль-Регистона, сценарий Н.Искрицкого. Режиссером его был ученик знаменитых мастеров советского кино С.М.Эйзенштейна, В.Пудовкина и А.Кулешова, первый таджикский кинорежиссер К.Ярматов.

Новый этап в истории таджикского киноискусства начался в 1935 году, когда перешли к звуковому кино. Первыми звуковыми фильмами были журналы кинохроники «Советский Таджикистан».

В 1939 году был снят первый звуковой художественный фильм «Сад» по сценарию Л.Соловьева, вместе с опытными московскими актерами - заслуженным артистом РСФСР С.Новолянским, артистами А.Чаргониным, Ю.Федороским в главных ролях снимались молодые таджикские артисты драматического театра имени А.Лохути Х.Сакиджанова, С.Джураев, ассистент режиссера киностудии К.Алимов.

Велика роль деятелей культуры России в создании Союза композиторов Таджикистана, подготовке композиторских кадров. В 1936-1937 гг. по приглашению Управления по делам искусств Таджикистана в Сталинабад переезжают композиторы-выпускники Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Сергей Баласанян, Александр Ленский и Самуил Урбах. Они приняли активное и непосредственное участие в создании и становлении в молодой республике профессионального музыкального искусства на современной основе.

С.Баласанян, А.Ленский, С.Урбах вместе с группой молодых таджикских композиторов создают республиканскую композиторскую организацию - Союз композиторов Таджикской ССР.

Экзаменом зрелости профессионального искусства республики явилась первая Декада таджикского искусства в Москве. Театральные коллективы развернули огромную работу по успешному проведению декады. Театр оперы и балета подготовил к декаде музыкальное представление «Лола» (автор и постановщик С.Саидмуродов, музыка С.Баласаняна и С.Ю.Урбаха, введения Л.Бузург-заде), оперу «Восстание Восе» (либретто Абдусалома Дехоти и Мирзо Турсун-заде, музыка -С.Баласаняна), «Кузнец Кова» (либретто Абулкасима Лахути, музыка С.Баласаняна и Ш.Бобокалонова) и первый таджикский балет «Ду гул» (музыка А.Ленского).

Таджикский академический театр драмы имени А.Лохути для московских зрителей подготовил пьесу молодого таджикского драматурга С.Улуг-заде «Краснопалочники», А.Дехоти и Волькенштейна «Рустам и Сухроб», трагедию В.Шекспира «Отелло».

В дни декады таджикского искусства в Москве (12-22 апреля 1941 г.) были показаны все рекомендованные пьесы и представления. Во всех спектаклях и концертах приняли участие руководители Коммунистической партии и Советского правительства. Центральные газеты широко освещали успешные выступления таджикских мастеров.

Зрители горячо отзывались о спектаклях и концертных выступлениях. Например, Народный артист СССР В.И.Немирович-Данченко писал: «Я очень люблю Восток, восточную музыку. С волнением глядя на сцену, я через всех людей, которые находятся перед моими глазами, стараюсь угадать весь таджикский народ. Это замечательный народ, если за такой короткий срок сумел столько много достигнуть»(3).

22 апреля 1941 года в Кремле состоялся прием участников декады таджикского искусства. Выступая на приеме, Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В.Сталин отметил: «Таджики -это особый народ, самый древний народ Средней Азии. Таджик - это значит носитель короны, так их называли иранцы, а таджики оправдали это название.являются единственной нетюркской - иранской народностью. Таджики - это народ, чья интеллигенция породила великого поэта Фирдоуси. И недаром они, таджики, ведут от него свои культурные традиции. Таджикский народ - особый, он имеет старую, богатую культуру. Выше стоит, чем узбеки и казахстанцы. Это проявилось особенно в декадах. Их древняя культура и особый художественный вкус проявляются и в музыке, и в песне, и в танце.

Иногда у нас русские товарищи всех смешивают: таджика с узбеком, узбека с туркменом, армянина с грузином. Это, конечно, неправильно.

Таджики - это особый народ, с древней большой культурой, и в наших советских условиях им принадлежит большая будущность. И помочь им в этом должен весь Советский Союз. Я хотел бы, чтобы их искусство было окружено всеобщим вниманием» (4, 42).

За активное участие в развитии театрального искусства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1941 года Таджикский государственный театр оперы и балета был награжден орденом Ленина, а Таджикский государственный академический драматический театр - орденом Трудового Красного Знамени.

Таким образом, в рассматриваемый период большую бескорыстную помощь в развитии профессионального искусства Таджикистана оказали представители творческой интеллигенции Российской Федерации. Она является величайшим символом дружбы народов Российской Федерации и Таджикистана.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Из истории культурного строительства в Таджикистане: сборник документов. - Душанбе: Ирфон, 1966. - 672 с.-1 т.

2. Гадоев, Х. В семье единой и великой (Братская помощь РСФСР и других союзных республик таджикскому народу в строительстве социализма) / Х.Гадоев. - Душанбе: Ирфон, 1976. - 424 с.

3. Комсомолец Таджикистана. - 1941. - 20 апреля.

4. Набиев, В.Праздник тюльпана: поиск, находка и успехи /В.Набиев.- Душанбе, 2001.- 42 с.

5. Народная газета. - 2005. - 12 октября.

6. Нурджонов, Н. История таджикского советского театра (1917-1941 гг.) / Н.Нурджонов. -Душанбе: Дониш, 1967. - 472 с.

7. Русские в Таджикистане. - Худжанд, 2008. - 236 с.

REFERENCES:

1. From the history of cultural development in Tajikistan: Coll. documents. - Dushanbe: Irfon, 1966. - 672 p.-1v.

2. Gadoev, H.In a single and a great family(Fraternal aid to the Russian Federation and other republics from Tajik people in building of socialism)/H.Gadoev.- Dushanbe: Irfon, 1976.- 424 p.

3. Komsomolets Tajikistana. - 1941. - April 20.

4. Nabiyev, V. Tulips Festival: search, find and successes/V.Nabiev.-Dushanbe, 2001. - 42 p.

5. Narodnaya Gazeta. (National Paper) - 2005 - 12 October.

6. Nurjonov, N. History of the Tajik Soviet Theater (1917-1941) / N.Nurjonov. - Dushanbe: Donish, 1967. - 472 p.

7. Russian in Tajikistan. - Khujand, 2008. - 236 p.

Роль деятелей культуры РСФСР в становлении и развитии таджикского профессионального искусства(1929-1941 гг.)

Ключевые слова: история взаимоотношений России и Таджикистана, театральное искусство, помощь русского советского театра, подготовка киноработников, создание композиторской организации, таджикское искусство

В статье рассматривается вклад российских актёров, режиссёров, балетмейстеров, композиторов в становление и развитие таджикского профессионального театрального и музыкального искусства, таджикского кино в конце 20-х - начале 40-х гг. ХХ века.

Особое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных кадров для учреждений культуры и искусства Таджикистана в высших учебных заведениях Российской Федерации.На конкретных исторических материалах отмечается великая роль бескорыстной помощи киностудии Москвы и Ленинграда в организации производства кинофильмов, в работе киностудии «Таджикфильм».Отмечается, что экзаменом зрелости профессионального искусства республики явилась первая Декада таджикского искусства в Москве в июне 1941 года.

Подытоживается, что в развитии профессионального театрального искусства Таджикистана большую помощь оказали представители творческой интеллигенции Российской Федерации, и этот факт является величайшим символом дружбы народов России и Таджикистана.

The role of culture in the formation of RSFSR and the development of tajik professional art(1929-1941)

Keywords: history mutual relations between Russia and Tajikistan, performing arts, aid Russian Soviet theater, preparing film-makers, creating compositional organization, examination of maturity of Tajik art.

The article discusses the contribution of Russian actors, directors, choreographers, composers in the development of the Tajik professional theatrical and musical art of Tajik cinema in the late of 20th -early of 40th of XX century.

Particular attention is paid to training of highly qualified staff for institutions of culture and art of Tajikistan in higher educational institutions of the Russian Federation.

In the concrete historical materials, recognize the great role of disinterested help movie studios of Moscow and Leningrad in the organization of production of films, the studio "Tajikfilm".Maturity examinations of professional art of the republic had the first decade of the Tajik art in Moscow in June 1941. In the days of the decade were shown all the recommended plays and performances. All performances and concerts attended by leaders of the Communist Party and the Soviet government. Culture and art, leaders of manufacture warmly spoke about the plays and concert performances.The state awards awarded Tajik State Opera and Ballet Theatre and the Tajik State Academic Drama Theater.

Сведения об авторе:

Набиев Вахоб Машрафович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд); E-mail: v.m.nabiev@mail.ru

Information about the author:

Nabiev Vakhob Mashrafovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Patriotic History Department of the Khujand State University named after B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand); E-mail: v.m.nabiev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.