Научная статья на тему 'МЕСТО ЖЕНЩИН ТАДЖИКИСТАНА В РУКОВОДЯЩИХ СТРУКТУРАХ ОБРАЗОВАНИЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА'

МЕСТО ЖЕНЩИН ТАДЖИКИСТАНА В РУКОВОДЯЩИХ СТРУКТУРАХ ОБРАЗОВАНИЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА / РУКОВОДЯЩИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фозилова Махсуда Зулфикоровна

В статье говорится о месте женщин Таджикистана в руководящих структурах образования в 50-е годы ХХ века. Автор приводит примеры жизни и деятельности известных таджикских женщин, которые, благодаря самоотверженному труду, добились высоких должностей в руководящих структурах образования. Среди них Махфират Каримова, Мухарам Саидова, Хурсана Исматуллаева, КамилаРустамова, Мунзифа Гафарова, Хосият Бабаева и многие другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF WOMEN OF TAJIKISTAN IN LEADING STRUCTURES OF EDUCATION IN THE 50-YEARS OF ХХ CENTURY

This article is dealt with the place of women of Tajikistan in leading structures of education in the 50-years of ХХ century. The author brings examples form the life and activities of prominent Tajik women, thanks to hard labor, reached high positions in the leading structures of education. Makhfirat Karimova, Muharam Saidova, Khursand Ismatulloeva, Kamila Rustamova, Munzifa Ghafarrova, Khosiyat Babaeva and others are among them.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ЖЕНЩИН ТАДЖИКИСТАНА В РУКОВОДЯЩИХ СТРУКТУРАХ ОБРАЗОВАНИЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА»

enough impulse for it's development and strengthening. Private western companies were ready for cooperation, but wherein the barrier for this cooperation establishment was the absence of legislative basis.

Keywords: subject of international law, armed conflict, foreign policy doctrine, new foreign policy course, geopolitical situation, juridical basics of cooperation, national reconciliation, democratization.

Сведения об авторе: Сайидзода Зафари Шерали (до сентября 2007 года - Саидов Зафар Шералиевич) - кандидат философских наук, доцент, старший советник Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан по вопросам зарубежных связей и внешней политики, e-mail: zafarsaid@dip.tj

АЬо^ author: Sayidzoda Zafari Sherali, PhD in Philosophy, docent, Senior Advisor on Foreign Relations and External Policy of the President Office of the Republic of Tajikistan

МЕСТО ЖЕНЩИНТАДЖИКИСТАНА В РУКОВОДЯЩИХ СТРУКТУРАХ ОБРАЗОВАНИЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Фозилова М. З.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Самоотверженный труд женщин-учителей в области образования давал положительные результаты: они были выдвинуты на руководящие посты просвещения. Очень интересен жизненный путь некоторых руководителей органов Министерства просвещения республики. В их числе Махфират Каримова. Из семьи дехканина,она рано лишилась отца. Закончив школу, она хотела учиться дальше,но ей не разрешали и прятали под паранджой, заставляли выйти замуж. Она отказалась, и поступила в педтехникум, а затем в женский учительский институт. Окончив институт в 1941г. начала свою педагогическую деятельность в Ленинабадской семилетней школе №5 им. Калинина. В 1943г. способную учительницу назначали директором этой школы. Прекрасно проявившую себя на этом посту, в 1948г. перевели на должность директора Сталинабадской школы №10 имени Садриддина Айни и находящегося при этой школе интерната. М. Каримова большое внимание уделяла воспитанникам интерната. С 1953 г. была выдвинута на пост заведующего Сталинабадского городского отдела народного образования. Здесь эффективно боролась за утверждение нового стиля работы аппарата, предполагавшего крепкие связи семьи со школой и учителями, оказание методической помощи методистов и контроль инспекторов над молодыми педагогами. Особое внимание уделяла укреплению учебно-материальной базы школ, политехнизации обучения, тесным связям школы с практикой, с жизнью и с производством. За плодотворную работу М Каримова была удостоена почетного звания заслуженного учителя школы Таджикской ССР, награждена орденом «Знак почета» и другими медалями. С 1956 г. она работала заместителем министра просвещения.

Видную роль в руководящих структурах народного образования сыграла Мухарам Саидова. В 1933г. она закончила педагогический техникум Бухары. Работала в школе им. Н.К.Крупской в Ташкенте. Она решила продолжить свою учебу и поступила в Ташкентский учительский институт. После окончания института она была направлена на работу в рабфак и преподавала биологию. В 1939г. продолжила свою учебу в Ленинабадском педагогическом институте и в 1941 г. была направлена в Сталинабад,где в педагогическом училище преподавала биологию и химию, затем работала завучем средней школы при колхозе им. Ленина Сталинабадского района. В школе она установила тесную связь с колхозом, где вела активную общественную работу, пропагандировала среди колхозников политическое, естественнонаучное мировоззрение, выполняла поручения комсомольской организации колхоза и была избрана секретарем комитета комсомола. Но ее общественная деятельность была тесно связано со школой. В 1950г. М. Саидову направили на работу заведующим Сталинабадским городским органом народного образования, а в 1953 г. она была избрана председателем ЦК профсоюза работников начальных и средних школ

Таджикской ССР. Она выступала перед молодыми сельскими учителями со своими лекциями о моральном облике советского учителя, о воспитании детей в семье и школе и др.

«Не знаю, что было бы со мной, если бы не советская власть» - говорит в своей беседе о своей жизни Хурсана Исматуллаева [3, л. 22]. В раннем детстве лишилась родителей. Благодаря советской власти получила возможность учиться, стала специалистом, пополняла свои знания и имела постоянную работу. В 1939г., после окончания Ташкентского учительского института, некоторое время она работала преподавателем биологии и географии в таджикской школе №6 в г. Ташкенте, а затем переехала в Таджикистан и продолжила свою педагогическую деятельность в Ворошиловабадской средней школе №7 имени Горького.

Серьезное внимание в школе Х. Исматуллаева уделяла трудовым навыкам учащихся, вела разъяснительную работу против религиозных предрассудков и феодальных пережитков. Как активного сельского корреспондента ее выдвигали на работу в редакцию газеты «ТочикистониСурх», где в 1948 году избрали народным заседателем. В 1949 г. ее выдвинули членом Верховного суда республики. Именно в этом же году она закончила юридический факультет госуниверситета.

Очень редко женщины работали на руководящих постах в высших и средне -специальных учебных заведениях. Муборак Ибрагимова с 1932г. до 1934г. работала на подкурсах преподавателем химии, а затем в педтехникуме. В 1944г. она стала директором Ленинабадского женского учительского института и старшим преподавателем кафедры естествознания этого вуза. Долгое время работала преподавателям Сталинабадского женского педагогического института.

«Я родилась и выросла при советской власти. Меня воспитала и обучила советская школа - говорила о себе Кумри Таирова, которая долгие годы заведовало кафедрой таджикского языка и литературы Ленинабадского пединститута имени С.М.Кирова,-любовь к педагогической профессии зародилась у меня еще в годы учебы в педучилище. Я мечтала быстрее окончить училище, чтобы воспитывать молодое поколение». Кумри Таирова, закончив педучилище, поступила в Ленинабадский пединститут и закончила его в 1942 году. В 1952 году она защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук [4, л. 27].

В 1957 году более 110 девушек закончили Сталинабадский женский педагогический институт. Позже эти выпускники продолжили свою трудовую деятельность на разных правительственных и партийных должностях, в руководящих структурах органов народного образования, в том числе и в области науки. Среди них примером являются КомилаРустамова - директор средней школы № 34 г. Душанбе, Заслуженный учитель Таджикской ССР, директор средней школы №13 Мухаббат Умарова, директор средней школы №15 г. Душанбе Миргаесиева Ходжахоним, директор средней школы № 66 г. Душанбе Шарофат Косимова, автор учебной книги таджикского языка для 2-3 классов Дилбар Ходжаева - заслуженный учитель Таджикской ССР, награждённая орденом Ленина, учительница средней школы №12 г. Душанбе и др.

Секретарь исполнительного комитета Совета народных депутатов ГБАО и поэтессаГулямхайдароваАзалбегим, заведующая отделом КП ГБАО Мамадмуродова Фотима тоже были выпускницами этого института.

Далее в области науки можно назвать такие имена, как Мунаввара Яхьяева -доцент кафедры биологии Душанбинского пединститута, Зебогул Муртазоева - доцент кафедры философии Госуниверситета, Мукамал Давлатова - доцент кафедры таджикского языка Душанбинского пединститута и др. [1, л. 2].

Сталинабадским женским педагогическим институтом руководила кандидат химических наук, талантливый организатор Хайри Раджабова. Подготовкой женщин-учителей занимались такие учены как кандидат философских наук Мунзифа Гафарова, кандидат исторических наук Хосият Бабаева и др.

Следует отметить, что в 1959 году в системе народного образования республики работало всего 2039 женщин местной национальности, из нихдиректоров школ -42, заведующейучебной части - 110, директоров семилетних школ -60, заведующей учебной части 57, заведующей начальной школы -68 [2, л. 18].

Литература:

1. Материалы из домашнего архива М. Шергозыева.

2. ПА АИПИ ЦК КП Таджикистана. Ф.3,оп.3. Д.96.

3. ЦГА РТ Ф. 360. - Оп. 11. - Д. 894.

4. ЦГА РТ Ф. 360. - Оп. 11. - Д. 894.

5. ЦГА РТ Ф. 360. - Оп. 11. - Д. 894.

МЕСТО ЖЕНЩИН ТАДЖИКИСТАНА В РУКОВОДЯЩИХ СТРУКТУРАХ ОБРАЗОВАНИЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В статье говорится о месте женщин Таджикистана в руководящих структурах образования в 50-е годы ХХ века. Автор приводит примеры жизни и деятельности известных таджикских женщин, которые, благодаря самоотверженному труду, добились высоких должностей в руководящих структурах образования. Среди них Махфират Каримова, Мухарам Саидова, Хурсана Исматуллаева, КамилаРустамова, Мунзифа Гафарова, Хосият Бабаева и многие другие.

Ключевые слова: народное образование, обучение, школа, руководящие структуры народного образования, общественная работа, Советская власть.

THE PLACE OF WOMEN OF TAJIKISTAN IN LEADING STRUCTURES OF EDUCATION

IN THE 50-YEARS OF ХХ CENTURY

This article is dealt with the place of women of Tajikistan in leading structures of education in the 50-years of ХХ century. The author brings examples form the life and activities of prominent Tajik women, thanks to hard labor, reached high positions in the leading structures of education. Makhfirat Karimova, Muharam Saidova, Khursand Ismatulloeva, Kamila Rustamova, Munzifa Ghafarrova, Khosiyat Babaeva and others are among them.

Keywords: people education, teaching, school, leading structure of people education, social work, Soviet power.

Сведения об авторе: Фозилова Махсуда Зулфикоровна, кандидат исторических наук, докторант кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддин Айни, e-mail: makhsudah_faz@mail.ru

About author: Fozilova Maksuda Zulfikorovna, PhD in History, doctorate of the chair of history of Tajik people, Tajik State Pedagogical University named Sadriddin Aini

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА И ПРЕДПОСЫЛКИ

ИСКАНДЕРКУЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Одинаев А. Н.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан

Географическое положение Кухистана* вполне определяет его историческую судьбу, его малозаметность в политических переменах, происходивших в Средней Азии. Громадные горы, опасные дороги, все это заставляло властителей долины смотреть на эту страну, как на не имеющую никакой цены местность. Но, если они ее покорили, то так сказать, мимоходом зная, что присоединение к прежним владениям не произведет, ни финансовой, и не придает боевую силу никакого изменения, только даст возможность еще одному из служащих лиц получать место, быть беком. Завоеватели, монголы и представители тюрко-узбекиских племен, также прошли порой мимо Кухистана, почти не обратив на него внимания; вследствие чего в Кухистане нет этих племен до настоящего времени, как постоянных жителей, хотя страна изобилует хорошими пастбищами [1, с. 75].

Политическая карта Кухистана XIX века, представляла из себя пространство, разрозненное на мелкие бекства, постоянно враждовавших между собой. В

* Кухистан - горный край; его составляет: Матча, Фальгар, Фан и Ягноб. До Октябрьской революции (т. е. 1917) горные районы Верховьев Зеравшана известны под названием Кухистан.

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.