Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ, США И КАНАДЫ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ'

ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ, США И КАНАДЫ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ВООРУЖЁННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайидзода Зафари Шерали

В статье анализируются состояние и особенности процесса налаживания межгосударственных отношений Таджикистана с государствами Запада и Восточной Европы в условиях гражданской войны в стране. Автор статьи приходит к выводу, что в целом по этим странам в развитии их отношений с РТ складывалась благоприятная обстановка. По мере достижения прогресса в национальном согласии в стране её отношения с государствами Запада получала достаточный импульс в своём развитии и укреплении. Частные западные фирмы проявляли готовность к сотрудничеству, но при этом препятствием выступало отсутствие договорно-правовой основы для его налаживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сайидзода Зафари Шерали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH EUROPE COUNTRIES, USA AND CANADA DURING THE CIVIL WAR

The conditions and specifics of the process of Tajikistan inter-state relations setting with West states and East Europe countries during the civil war are analyzed in the article. The author of the article makes conclusion that generally these relationships developed at the favorable environment. As progress in national consensus in the country is made it’s relationships with the Western states got enough impulse for it’s development and strengthening. Private western companies were ready for cooperation, but wherein the barrier for this cooperation establishment was the absence of legislative basis.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ, США И КАНАДЫ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ВА АРХЕОЛОГИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ)

ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ, США И КАНАДЫ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Сайидзода З. Ш.

Испольнительний аппарат Президента Республики Таджикистан

В середине 80-х годов XX века на просторах бывшего СССР начался процесс реформирования общества. В этом процессе важное место уделялось повышению роли союзных республик в управлении государством, включая и такую сферу государственной деятельности, как внешняя политика. В этой связи осенью 1989 года постановлением Правительства Таджикской ССР было, образно говоря, воссоздано Министерство иностранных дел, задачи которого определялись складывающимися новыми реалиями во внутренней и внешней политике Советского Союза. Таджикская ССР начала выступать как субъект международного права, что было закреплено в Декларации о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики, принятой на второй сессии Верховного Совета Таджикской ССР 24 августа 1990 года [1, с. 47].

Новый этап в истории международной деятельности Республики Таджикистан начался 9 сентября 1991 года. Основы внешней политики суверенного Таджикистана были заложены в Заявлении о государственной независимости Республики Таджикистан [1, с. 48].

В нём, в частности, говорилось: «В международных отношениях Республика Таджикистан выступает в качестве самостоятельного субъекта международного права, добиваясь в своей деятельности прочного мира, ликвидации ядерного оружия, недопущения применения силы в решении споров и противоречий между суверенными государствами, развивая сотрудничество между ними в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Республика Таджикистан объявляет себя открытой для непосредственного подписания равноправных и взаимовыгодных двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, не ущемляющих интересы каких-либо суверенных государств, со всеми партнёрами без всяких предварительных условий» [4, с. 175].

В конце 1991 года и начале 1992 года - после возникновения СНГ - ускоренно пошёл процесс официального признания независимости Республики Таджикистан государствами всего мира. Помимо этого, последовали официальные и рабочие визиты в нашу страну представителей ведущих зарубежных стран и международных организаций.

Процесс становления внешней политики Таджикистана и его институтов в этот период происходит в условиях скатывания страны к гражданской войне, системного социально-экономического кризиса, недостатка средств на содержание зарубежных учреждений, острого дефицита квалифицированных дипломатических кадров и отсутствия собственной государственной внешнеполитической доктрины [3, с. 615-616].

После обретения государственной независимости перед республикой встала необходимость установления непосредственных дипломатических, консульских и торговых отношений с государствами СНГ и «дальнего зарубежья», а также учреждения постоянного представительства Таджикистана при ООН. Об этом говорил тогдашний Президент страны Рахмон Набиев в своей речи на десятой сессии Верховного Совета Республики Таджикистан 2 декабря 1991 года. Его указ от 25 августа 1992 года предусматривал открытие посольств Республики Таджикистан в Афганистане, Иране, Пакистане, Бельгии, Саудовской Аравии, Китае, Турции, США, ФРГ и генерального консульства в столице Индии. Таджикистан был принят в членство СБСЕ (26 февраля 1992 г.), ООН (2 марта 1992 г.), МВФ и Европейского банка реконструкции и развития. В столице Таджикистана открылись посольства Ирана (8 января 1992 г.), Китая (13 марта 1992 г.), США (16 марта 1992 г.), Турции (22 марта 1992 г.), России (4 мая 1992 г.) и

Пакистана (6 июня 1992 г.). Таджикистан с визитами посетил госсекретарь США Джеймс Бейкер (13 февраля, 12-14 апреля 1992 г.), официальные делегации Ирана, Пакистана, КНДР, Саудовской Аравии, Кувейта, Бангладеш, Турции, Франции, ФРГ, Румынии, Кыргызстана, СБСЕ, МВФ, ООН, Красного креста и Красного полумесяца, были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в сферах торговли, экономики и культуры с Молдовой, Украиной, Ираном, Кубой. Президент РТ Р.Н. Набиев осуществил официальные и рабочие визиты в Финляндию (для подписания Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе, 25-27 февраля 1992 г.), Иран (28-30 июня 1992 г.), Пакистан (30 июня - 2 июля 1992 г.), Афганистан (14-15 июля 1992 г.) и в другие страны. В его Обращении к гражданам республики от 7 февраля 1992 года, опубликованном в периодической печати, отмечалось, что суверенное государство Таджикистан официально признали 83 государств мира, в их числе - США, Великобритания, Россия, Франция, Китай, то есть все члены Совета безопасности ООН [5, с. 90-92].

Однако трагические события мая-октября 1992 года, можно сказать, тут же поставили под сомнение все эти достижения в области международных отношений. Дело дошло до того, что в 1992 году некоторые иностранные представительства, открывшиеся было в Душанбе, стали сокращать численность своего аппарата, а то и вовсе прекращать свою деятельность и покидать страну.

Двусторонние отношения Республики Таджикистан почти со всеми странами резко сократились, упали почти до нуля. Более того, поскольку новое государственное руководство Таджикистана по целому ряду вопросов разошлось с подходами к внешней политике прежнего руководства, пришлось существенно пересматривать и всю эту политику. Таким образом, новый курс Правительства, основы которого были заложены решениями XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, был обусловлен не чьими-либо амбициями или прихотями, а явился результатом объективной необходимости. Обстановка, в которой происходил этот пересмотр, была весьма сложной и неоднозначной. Особенно сильно давали о себе знать последствия гражданской войны, сохранявшееся противостояние сторон гражданского конфликта и даже стихийные бедствия. Над страной довлели региональные противоречия, усугублявшиеся бедственным положением экономики, техники, культуры, социальной сферы. Для постепенного вывода республики из тяжелейшего социально-политического кризиса, прежде всего, необходимо было мобилизовать все здоровые силы в стране.

С учётом всего этого, Верховный Совет и Правительство Республики Таджикистан определили основные позиции и приоритеты внешней политики государства.

Активизация внешней политики Таджикистана, как и все достижения, которых добились государство и нация, произошли после XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. Эмомали Рахмон, как основоположник и руководитель внешней политики Республики Таджикистан, наряду с налаживанием стратегических отношений с Российской Федерацией и приоритетных отношений со странами Содружества Независимых Государств, уделил серьёзное внимание развитию и расширению связей с другими государствами мира и объявил, что двери Таджикистана открыты для всех стран, которые намерены поддерживать с ним плодотворные и доброжелательные отношения. В подтверждение этих слов уместно процитировать фундаментальные концептуальные положения внешней политики, которые Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмон изложил на XVIII сессии Верховного Совета Республики Таджикистан 28 декабря 1993 года:

«Во время разработки концепции внешней политики нашей страны мы должны учесть, что Республика Таджикистан с точки зрения географического расположения, геополитического положения и своих экономических интересов входит в пять политических сегментов:

Первый сегмент - Содружество Независимых Государств, которое, несмотря на трудности первых лет своего формирования, содержит в себе тенденцию к укреплению всесторонних связей.

Второй сегмент - Центральная Азия, которая в настоящее время стремится к экономическому и политическому единству.

Третий сегмент - пространство жизнедеятельности соседних персоязычных государств, которые, хотя пока ещё и не пришли к какому-либо единому политическому или экономическому союзу, тем не менее, притягиваются друг к другу не только

историческим единством и культурными истоками, но и реальными перспективами национального развития.

Четвёртый сегмент - широкий круг населённых мусульманами стран Востока, которые связаны друг с другом не только единством обычаев и духовных традиций, но также возможностями и потребностями национального развития.

Наконец, пятый сегмент - это мировое сообщество, которое как никогда ранее проявляет свою внешнюю и внутреннюю сплочённость и медленно, но последовательно движется в направлении единой общечеловеческой цивилизации.

Все знают, что любая политика государства, в конечном счёте, направлена на защиту национальных интересов. Поэтому высшее политическое мастерство на мировой арене заключается в нахождении разумного и справедливого баланса интересов различных государств.

Молодой независимый Таджикистан, который всего лишь два года назад вышел на арену мировых отношений, не имеет достаточного опыта в сфере международной деятельности - как в политике, так и в торговле. В связи с этим, при определении основных направлений нашей внешней политики, и особенно - приоритетности тех или иных международных мероприятий или инициатив, мы не должны противопоставлять друг другу те интересы или потребности, которые мы имеем или будем иметь в указанных секторах. Разумеется, ввиду того, что мы входим в те секторы, которые имеют свой региональный облик и особенности, нам необходимо иметь и региональную политику (как, например, на территории Центральной Азии), но при этом нельзя допускать регионализма, который может привести лишь к неблагоприятному отчуждению и изоляционизму» [6, с. 156-157].

Отношения Республики Таджикистан со странами Восточной Европы находились на стадии поиска новых путей и возможностей для установления взаимовыгодного сотрудничества. Уже в этот период была создана правовая основа для развития экономического сотрудничества с такими странами, как Венгрия, Словакия и Чехия. В Душанбе находились разноуровневые политические и экономические делегации из этих стран. В сентябре 1995 года правительственная делегация Таджикистана осуществила официальный визит в Венгерскую Республику.

Что же касается политических процессов в Восточной Европе и в особенности событий в бывшей Югославии, то Таджикистан занимал здесь позицию позитивного нейтралитета.

Страны Западной Европы одними из первых признали суверенитет Республики Таджикистан и установили с ней дипломатические отношения. 26 февраля 1992 года первый всенародно избранный Президент Таджикистана Рахмон Набиев поставил свою подпись под Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Таким образом, республика официально стала членом этой высокоавторитетной международной организации [7, с. 12].

Трагические события новейшей истории Таджикистана несколько затруднили процесс его сотрудничества с европейскими странами. Нам представляется, что дальнейшее развитие этого процесса по мере стабилизации обстановки и углубления реформ в Таджикистане пошло значительно более быстрыми темпами. К сожалению, на этом пути были и определённые сложности, как разногласия по поводу оценок действий объединённой таджикской оппозиции со стороны различных политических кругов в европейских странах. Несмотря на это, ряд таких стран, как Федеративная Республика Германия, Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Швейцарская Конфедерация, открыли свои посольства в Таджикистане. Отношения на таком высоком уровне свидетельствовали о том, что основные направления внутренней и внешней политики республики вполне отвечали установившимся международным нормам. Республика Таджикистан, таким образом, предстала перед мировым сообществом как страна, достойная сотрудничества и взаимодействия на мировой арене. По мере углубления демократических процессов Таджикистан перешёл к этапу ещё более полноценного сотрудничества.

Между странами Западной Европы и Республикой Таджикистан в исследуемый период установились и торговые отношения, были созданы совместные предприятия, в том числе и промышленного назначения.

Отношения стран американского континента к Таджикистану, за исключением Канады и США, продолжали оставаться в стадии поиска точек соприкосновения интересов.

Для Таджикистана отношения с США имели особое значение. Здесь принимался во внимание огромный удельный вес, который США имеют в мировой экономике и политике. С другой стороны, США были второй страной, после Исламской Республики Иран, приславшей в нашу республику своего посла. Обоюдные усилия сторон продолжались в этом направлении и дальше.

Американская сторона оказывала гуманитарную помощь на десятки миллионов долларов (продовольственное зерно, медикаменты, подготовка специалистов и т.д.). Одновременно США продолжали изучать возможности налаживания экономического сотрудничества с Таджикистаном.

В 1995 году Соединённые Штаты сменили своего посла в Таджикистане. Новым послом был назначен Грант Смит.

В Таджикистане побывал ряд представителей государственного департамента и других ведомств США. Эта глобальная держава увязывала вопрос налаживания экономического сотрудничества с Республикой Таджикистан с ходом национального примирения в республике и с процессом демократических преобразований. Время диктовало необходимость проработки вопроса об организации таджикско-американских встреч на различных уровнях, включая и высший.

В конце 1995 года в Таджикистане побывала канадская экономическая делегация, чему предшествовала встреча Президента Таджикистана Эмомали Рахмона со специальным посланником Премьер-министра Канады Джоном Робертсом в Нью-Йорке.

Таджикистан в 1995 году посетили министр иностранных дел Швейцарии Флавия Котти, в качестве будущего председателя Совета министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ, а также делегации некоторых других западных стран на более низком уровне.

В некоторой степени активизировались отношения с Федеративной Республикой Германия, преимущественно благодаря усилиям германского посольства в Душанбе и таджикского посольства в Бонне. Были подписаны два соглашения: о создании Фонда исследований, подготовке специалистов и о сотрудничестве в области культуры. 26 сентября 1995 года в Бонне было подписано приложение к первому соглашению, и тем самым общий денежный фонд под реализацию этого соглашения превысил 10 миллионов марок [7, с. 13].

В ноябре 1995 года поступило первое за всю историю отношений послание от главы Правительства Великобритании Президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмону, в котором была выражена заинтересованность, встретиться с целью обсуждения перспектив двусторонних отношений, а также взаимовыгодного сотрудничества, особенно в области горнорудной промышленности [7, с. 14].

Двусторонние отношения Таджикистана с европейскими государствами в 1996 году не претерпели существенных изменений, которые, хотя и с меньшим упорством, продолжали увязывать вопрос о развёртывании отношений полноценного и взаимовыгодного сотрудничества с республикой с достижением национального примирения в стране. Фактически лишь одна европейская страна-ФРГ - в плане изучения возможностей налаживания взаимовыгодного сотрудничества с Республикой Таджикистан в этот период сделала шаг вперед. С этой целью в 1996 году, в частности, германская сторона открыла в Душанбе представительство Германского Технического Центра-Агентства по сотрудничеству. В октябре этого года в республике прошли Дни культуры Германии. Таджикистану в рамках Соглашения о создании фонда специалистов и исследований дополнительно было выделено 845 тысяч немецких марок.

В 1996 году Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон дважды совершил поездки в Европу. Его визиты в Рим и Лиссабон были связаны с участием в работе Всемирной конференции по продовольствию и саммита государств-участников ОБСЕ. В Риме Президент Таджикистана Э. Рахмон имел встречу с Президентом Италии Луиджи Скальфаро, в ходе которой были обсуждены вопросы двустороннего характера и затронуты темы, представлявшие взаимный интерес.

В августе 1996 года было подписано таджикско-болгарское межправительственное соглашение об экономическом сотрудничестве. Это стало основным итогом визита

правительственной делегации Таджикистана во главе с первым заместителем Премьер-министра Ю. Ф. Поносовым.

В том же году Итальянская республика назначила своего нового посла. Им стала чрезвычайный и полномочный посол Италии в Республике Узбекистан Иолланта Бруннети Гётц. Назначили своих послов в Таджикистане Испания и Швеция.

В этот период американский континент был представлен в Таджикистане лишь посольством США. По сути, из американских государств только США продолжали оказывать республике гуманитарную помощь и выражали своё политическое отношение к развитию политической ситуации в Таджикистане.

В июне 1996 года в Вашингтоне было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерством образования Республики Таджикистан и американскими советами по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АКСЕЛС). В рамках данного научно-образовательного сотрудничества стали осуществляться школьные и студенческие обмены. С тех пор ежегодно десятки учащихся средних школ, студентов и аспирантов проходят обучение по образовательным и научным программам в колледжах и университетах США [2, с. 160-161].

В целом по странам Западной Европы, США и Канаде в развитии отношений складывалась благоприятная обстановка. С учётом экономического потенциала республики частные западные фирмы проявляли готовность к сотрудничеству, но при этом препятствием выступало отсутствие договорно-правовой основы для налаживания необходимого взаимодействия. В этой связи представлялось, что поиск возможностей создания такой основы станет одной из основных задач внешней политики Таджикистана. Дальнейшее развитие событий показало, что по достижении национального согласия в стране отношения между Республикой Таджикистан и государствами Запада получили достаточный импульс в своём продвижении вперёд.

Литература:

1. Алимов Р., Лебедев М., Шарипова Дж. Дипломатия Таджикистана. - Душанбе, 1994.

2. Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня: В 2 т. Т.1. - Душанбе, 2009. - 296 с.

3. Дубовицкий В. В. Внешняя политика Республики Таджикистан (1991-2010 гг.) // История таджикского народа: В 6 т. - Душанбе, 1998-2011. - Т.6. - С. 615 - 669.

4. Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан // Дипломатия Таджикистана: Информационный бюллетень. - 2002. - № 2. - С. 175.

5. Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатияи муосири точик. - Душанбе, 2006. - 224 с.

6. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 11 т. - Душанбе, 20062012. - Т.1. - 480 с.

7. Сабуров А., Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (1993-1995 гг.). - Душанбе, 2007. - 68 с.

ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ, США И КАНАДЫ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В статье анализируются состояние и особенности процесса налаживания межгосударственных отношений Таджикистана с государствами Запада и Восточной Европы в условиях гражданской войны в стране. Автор статьи приходит к выводу, что в целом по этим странам в развитии их отношений с РТ складывалась благоприятная обстановка. По мере достижения прогресса в национальном согласии в стране её отношения с государствами Запада получала достаточный импульс в своём развитии и укреплении. Частные западные фирмы проявляли готовность к сотрудничеству, но при этом препятствием выступало отсутствие договорно-правовой основы для его налаживания.

Ключевые слова: субъект международного права, вооружённое противостояние, внешнеполитическая доктрина, новый внешнеполитический курс, геополитическое положение, правовые основы сотрудничества, национальное примирение, демократизация.

RELATIONSHIP OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH EUROPE COUNTRIES, USA

AND CANADA DURING THE CIVIL WAR

The conditions and specifics of the process of Tajikistan inter-state relations setting with West states and East Europe countries during the civil war are analyzed in the article. The author of the article makes conclusion that generally these relationships developed at the favorable environment. As progress in national consensus in the country is made it's relationships with the Western states got

enough impulse for it's development and strengthening. Private western companies were ready for cooperation, but wherein the barrier for this cooperation establishment was the absence of legislative basis.

Keywords: subject of international law, armed conflict, foreign policy doctrine, new foreign policy course, geopolitical situation, juridical basics of cooperation, national reconciliation, democratization.

Сведения об авторе: Сайидзода Зафари Шерали (до сентября 2007 года - Саидов Зафар Шералиевич) - кандидат философских наук, доцент, старший советник Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан по вопросам зарубежных связей и внешней политики, e-mail: zafarsaid@dip.tj

АЬо^ author: Sayidzoda Zafari Sherali, PhD in Philosophy, docent, Senior Advisor on Foreign Relations and External Policy of the President Office of the Republic of Tajikistan

МЕСТО ЖЕНЩИНТАДЖИКИСТАНА В РУКОВОДЯЩИХ СТРУКТУРАХ ОБРАЗОВАНИЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Фозилова М. З.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Самоотверженный труд женщин-учителей в области образования давал положительные результаты: они были выдвинуты на руководящие посты просвещения. Очень интересен жизненный путь некоторых руководителей органов Министерства просвещения республики. В их числе Махфират Каримова. Из семьи дехканина,она рано лишилась отца. Закончив школу, она хотела учиться дальше,но ей не разрешали и прятали под паранджой, заставляли выйти замуж. Она отказалась, и поступила в педтехникум, а затем в женский учительский институт. Окончив институт в 1941г. начала свою педагогическую деятельность в Ленинабадской семилетней школе №5 им. Калинина. В 1943г. способную учительницу назначали директором этой школы. Прекрасно проявившую себя на этом посту, в 1948г. перевели на должность директора Сталинабадской школы №10 имени Садриддина Айни и находящегося при этой школе интерната. М. Каримова большое внимание уделяла воспитанникам интерната. С 1953 г. была выдвинута на пост заведующего Сталинабадского городского отдела народного образования. Здесь эффективно боролась за утверждение нового стиля работы аппарата, предполагавшего крепкие связи семьи со школой и учителями, оказание методической помощи методистов и контроль инспекторов над молодыми педагогами. Особое внимание уделяла укреплению учебно-материальной базы школ, политехнизации обучения, тесным связям школы с практикой, с жизнью и с производством. За плодотворную работу М Каримова была удостоена почетного звания заслуженного учителя школы Таджикской ССР, награждена орденом «Знак почета» и другими медалями. С 1956 г. она работала заместителем министра просвещения.

Видную роль в руководящих структурах народного образования сыграла Мухарам Саидова. В 1933г. она закончила педагогический техникум Бухары. Работала в школе им. Н.К.Крупской в Ташкенте. Она решила продолжить свою учебу и поступила в Ташкентский учительский институт. После окончания института она была направлена на работу в рабфак и преподавала биологию. В 1939г. продолжила свою учебу в Ленинабадском педагогическом институте и в 1941 г. была направлена в Сталинабад,где в педагогическом училище преподавала биологию и химию, затем работала завучем средней школы при колхозе им. Ленина Сталинабадского района. В школе она установила тесную связь с колхозом, где вела активную общественную работу, пропагандировала среди колхозников политическое, естественнонаучное мировоззрение, выполняла поручения комсомольской организации колхоза и была избрана секретарем комитета комсомола. Но ее общественная деятельность была тесно связано со школой. В 1950г. М. Саидову направили на работу заведующим Сталинабадским городским органом народного образования, а в 1953 г. она была избрана председателем ЦК профсоюза работников начальных и средних школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.