Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН И АФГАНИСТАН - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1997Г'

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН И АФГАНИСТАН - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1997Г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / АФГАНИСТАН / БУРХАНУДДИН РАББАНИ / АҲМАДШАХ МАСУД / ТАЛИБЫ / ВНУТРИЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафолзода М.К.

В статье речь идет о взаимоотношениях Республики Таджикистан и Афганистаном после подписания Общего Соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане, со второй половины 1997 года до конца года. Также освещается конструктивные инициативы Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова на международной арене, с целью привлечения внимания международного сообщества к проблеме Афганистана и его всесторонней поддержке. Вкратце дается информация о внутри этнических проблемах Афганистана и завоевания большей части этой страны движением «Талибан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сафолзода М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND AFGHANISTAN - RELATIONSHIP IN THE SECOND HALF OF 1997

The article deals with the relations between the Republic of Tajikistan and Afghanistan after the signing of the General Agreement on peace and national accord in Tajikistan, from the second half of 1997 to the end of the year. Also highlighted the constructive initiatives of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rakhmonov in the international arena in order to attract the attention of the international community to the problem of Afghanistan and its full support. Briefly provides information on the ethnic problems of Afghanistan and the conquest of most of this country by the Taliban.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН И АФГАНИСТАН - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1997Г»

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН И АФГАНИСТАН - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВО

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1997 г.

Сафолзода М. К.

Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе

Общее Соглашение о мире и национальном согласии в Таджикистане заключенное в июне 1997 года принесло таджикскому народу долгожданную надежду и уверенность на устойчивый мир и стабильность. Но ситуация в сопредельной стране вновь становиться взрывоопасной. Когда 25 мая 1997 года, талибы захватили город Мазар-е Шариф, никто и предполагать не мог, что они в скором будущем покинуть центр провинции Балх. Безусловно, приближение талибов к южным границам Таджикистана и южным рубежам СНГ имело свои серьезные последствия. Самое главное в этой угрозе расширение границ международного терроризма, религиозного экстремизма, контрабанды наркотиков, оружия, людей и безусловно трансформация Афганистана из страны находящееся в состоянии гражданской войны, в лоно международных террористов, религиозных экстремистов, а также контрабанды наркотиков, что по своей сути осложняет процесс возвращения к миру и стабильности.

Республика Таджикистан как всегда придавая особое значение поиску методов и путей мирного решения «афганского узла», продолжает свою конструктивную и прагматичную внешнюю политику. Многократные обращения Президента Республики Таджикистан к мировому сообществу по афганской проблематике, свидетельствуют о мирных инициативах, направленных на обуздании распространения серьезных угроз и вызовов исходящих их этой страны, не только для Таджикистана, но всему региону.

Еще 14 декабря 1994 года, выступая на заседании глав государств - членов ОИК в Касабланке, Президент Республики Таджикистан предвидя перспективу развития ситуации в Афганистане заявил: «Мы поддерживаем решения восьмой чрезвычайной сессии министров иностранных дел стран - членов, которая состоялась 7 - 9 сентября текущего года в Исламабаде. Особенно важны и достойны поддержки заключительное коммюнике и резолюция, которые были приняты в отношении нашей дружественной соседней страны - Исламского Государства Афганистан. Мы испытали горький опыт межтаджикского конфликта, поэтому ни в коем случае не хотим, чтобы проблема Афганистана решалась насилием и при помощи оружия.

Я уверен, что народы Афганистана, наконец, направятся по правильному пути внутри страны и возьмутся за дело благоустройства края. Выражаю надежду, что ослабление напряженности в Афганистане окажет положительное воздействие в решении межтаджикских проблем». [10, с.279]

Но исторические реалии свидетельствовали о другом, и по этому Президент Республики Таджикистан придерживался мнения о том, для нормализации ситуации и обеспечения мира в Афганистане Организации Объединенных Наций должна играть главную роль.

Основываясь на этом, 24 октября 1995 года, Глава государства Таджикистана выступая на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН он подчеркивал: «Всемирная семья наций сегодня находится перед лицом общеизвестных проблем глобального характера. Справиться с этими проблемами, обозначить направления их преодоления - такова миссия ООН, механизмы которой подтвердили свою эффективность на протяжении полувека. Мировое сообщество вправе рассчитывать на то, что они будут в полной мере использованы теперь для сведения к минимуму разрушительных последствий тех конфликтов, которыми, к сожалению, отмечен переживаемый нами момент новейшей истории.

Организация Объединённых Наций, как известно, была создана именно для того, чтобы помогать государствам разрешать споры мирным путем, но особенность момента в том, что необходимо шире задействовать средства превентивной дипломатии, направить все усилия ООН на предупреждение обострения в тех или иных регионах. В условиях становления новых форм коллективной безопасности мир, творческий потенциал ООН, как нам представляется, может быть умножен на пути её взаимодействия с региональными организациями, и прежде всего в

направлении сдерживания, локализации и урегулирования вооружённых конфликтов, борьбы с терроризмом, радикальными проявлениями фундаментализма различного толка.». [11, с.372]

Учитывая эти обстоятельства Глава государства Таджикистана отвечая на вопросы корреспондента «Российской газеты» говорил: «Реальность нашей жизни, когда сохраняется угроза региональных и межнациональных конфликтов, вновь подтверждает необходимость обеспечения национальной безопасности. Страны Содружества в одиночку не смогут добиться практического успеха в этом. Однако мы можем добиться этого путем создания системы коллективной безопасности. Меры на этом пути принимаются, например, еще 15 мая 1992 года в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности. На мой взгляд, мы должны еще раз рассмотреть свои интересы и заняться решением этого вопроса с учетом всех внешних и внутренних факторов». [12, с.399].

Как пишет эксперт К. Искандаров: «Эти инициативы были на постоянной основе, и обнаруживается, что когда талибы захватывают Кабул 24 сентября 1996 года, спустя две недели, именно по предложению Главы государства Республики Таджикистан Эмомали Рахмона 4 октября 1996 года была созвана экстренная встреча глав государств региона и России». [1, с. 151]. По информации информационного агентства ИТАР ТАСС от 4 октября 1996 года: «На мероприятии присутствовали президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и председатель правительства РФ. Они приняли совместное заявление, в котором выразили обеспокоенность по поводу происходящих в Афганистане событий, отметили, что любые возможные действия, подрывающие стабильность на границах Афганистана с государствами СНГ, получат адекватный ответ». [ 2].

Об этом же вопросе эксперт Фонда Карнеги А. Малашенко придерживается мнения: «Дело в том, что установление в сентябре 1996 года в Афганистане власти талибов стало не просто новым этапом развития афганского конфликта. Похоже, что кризис в этой стране подвел ее к порогу, за которым всерьез встает вопрос о существовании Афганистана, как единого государства. А это, в свою очередь, может изменить общую расстановку сил в регионе, да и вокруг него, прежде всего в "исламской дуге нестабильности" (выражение Збигнева Бжезинского)». [ 5].

Военно-политический конфликт раз горевшее в Афганистане набирал обороты, что и непосредственно имело непосредственное влияние на страны Центральноазиатского региона. Касаясь приближения опасности воздействия движения талибов на южные рубежи совместной границы Таджикистана и Афганистана коим считались южными линиями границ Содружества независимых государств Президент Республики Таджикистан выступая на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Лиссабоне, обращал внимание мирового сообщества на то обстоятельства, что «Было бы слишком упрощенно считать наши южные рубежи лишь границей Таджикистана. Мы рассматриваем таджикско-афганскую границу не только как общую границу Содружества Независимых Государств, но и как южные ворота региона ОБСЕ. Думаю, мы вправе надеяться на применение более активной превентивной дипломатии со стороны ОБСЕ в этом направлении, включая сотрудничество с государствами, расположенными за пределами её южных рубежей!

Мы с чувством тревоги и обеспокоенности следим за новым витком уже ставшего хроническим военно-политического конфликта в Афганистане. Дальнейшая эскалация вооружённого противостояния в этом соседнем государстве чревата угрозой его распространения на всю Центральную Азию, что может иметь серьёзные последствия для безопасности региона. Выражая серьёзную озабоченность создавшимся положением в Афганистане, мы вновь призываем мировое сообщество активизировать свои усилия, направленные на достижение национального согласия и мира на этой многострадальной земле.

Одним из главных факторов, дестабилизирующих ситуацию в Таджикистане, остаётся использование международным преступным миром границ нашей страны для контрабанды наркотиков и оружия в значительных масштабах, что все болезненнее ощущается не только в Центральной Азии, СНГ, но и далеко за их пределами. Не секрет, что именно доходы от реализации наркотиков являются одним из основных источников финансирования деятельности непримиримой таджикской вооружённой оппозиции. Рассматривая дальнейшее распространение контрабанды

наркотиков и оружия как угрозу безопасности центральноазиатскому региону, мы призываем мобилизовать также возможности стран - участниц ОБСЕ для эффективной борьбы с этим вызовом напряженности». [ 13, с. 53-54].

На этой же встрече были затронуты вопросы новых моделей безопасности и решения социально-экономических проблем для стран с переходной экономикой, что и свидетельствует о дальновидной, долгосрочной стратегии Главы государства Таджикистана «Всё более очевидно, что формирование новой модели безопасности для Европы уже стало одним из главных направлений деятельности ОБСЕ. Применительно к нашему региону мы целиком и полностью поддерживаем принципы неделимости безопасности, рассчитывая при этом на установление оптимального баланса между глобальными, региональными и национальными подходами в решении имеющихся проблем. На наш взгляд, от того, какой будет новая европейская архитектура безопасности, во многом будет зависеть развитие ситуации на всём пространстве ОБСЕ.

На наш взгляд, без создания необходимых предпосылок для стабилизации экономического роста, без эффективных решений сложных экономических и социальных проблем, возникших в странах с переходной экономикой, трудно рассчитывать на реальное укрепление безопасности и стабильности на пространстве ОБСЕ, ибо процветающая рыночная экономика, как показывает мировой и европейский опыт, является гарантом стабильного развития большинства государств мира.

Было бы также целесообразным заложить в этот документ идею о необходимости активизации международных усилий по борьбе с терроризмом и наркобизнесом, решения проблем беженцев и внутренних перемещённых лиц в конфликтных зонах ОБСЕ.

Существенное укрепление ОБСЕ, её правовых основ - в первую очередь в области предотвращения и урегулирования конфликтов, осуществления миротворческих операций, координации действий институтов и механизмов ОБСЕ с Советом Безопасности и другими органами ООН - ещё одно поле деятельности, которое заслуживает пристального внимания при дальнейшей разработке модели безопасности для Европы XXI века». [ 13, с. 54-55].

Все это свидетельствует о том, что тема и проблема Афганистана важна для Республики Таджикистан, что они имеют влияние на принципиальные вопросы политического и экономического характера Таджикистана. В особенности на данном этапе это касается трех важнейших стратегических задач стоящих перед Таджикистаном: выход страны из коммуникационного тупика, обеспечения энергетической безопасности и обеспечение продовольственной безопасности. Что совершенно невозможно без свободного транзитного выхода через Афганистан в южные международные порты. Основываясь на этом, и на другие стратегические составляющие моменты, можно считать, что вопросы мира и стабильности в Афганистане для Таджикистана имеет не только политико-дипломатическое значение, но одновременно в них кроется национальные интересы страны, так как осуществления множества наших масштабных программ, касаясь энергетического (CASA 1000) и торгово-экономического характера (с Пакистаном, Индией и со странами Юго-Восточной Азии ) всецело зависят от состояния мира и устойчивой стабильности в Афганистане.

Следует подчеркнуть, что такая возможность в осуществлении внешней политики представлялась благодаря приобретения Государственной независимости. И как правильно отмечают эксперты «Историческая реальность, связанная с образованием на постсоветском пространстве новых независимых государств, привела к формированию нового типа международных отношений, в которых основным критерием является принцип взаимовыгодного сотрудничества. Внешние политические отношения Республики Таджикистан со странами региона Центральной Азии на межгосударственном уровне стали возможны только с момента приобретения независимости. Исходя из этого установление и развитие взаимовыгодных отношений, и налаживание устойчивого сотрудничества Республики Таджикистан с другими государствами приобретает жизненно важную значимость. В соответствии с внешнеполитической стратегией государства укрепление и развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества Таджикистана с государствами региона Центральной Азии является приоритетным направлением внешней политики страны.» [ 7, с. 3].

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон участвуя на восьмом саммите государств-членов Организации Исламская Конференция с 8 по 11 декабря в Иране встретился с духовным лидером исламской революции Сайед Али Хосейни Хоманеи и Президентом этой страны Мухаммадом Хотами.

Вопросы единства и сплоченности страны для Главы государства Таджикистана важны и дороги, так как совсем недавно успешно завершились межтаджикские мирные переговоры, и он знает цену и весомость каждого дня миростроительства. Поэтому Президент Республики Таджикистан проблемы нестабильности ближайшей дружественной страны Афганистана воспринимал очень близко. Например, выступая на встрече с общественностью города Душанбе 14 февраля 1997 года он говорил, что «Мы больше не имеем права повторять прошлые ошибки. История вновь проявила милость к таджикскому народу, предоставив ему редкую возможность возвращения к наследию предков, сохранению целостности земли дедов и прадедов, единства Родины, единения нации и создания традиции национальной государственности.

Мы должны беречь нашу землю от раздробления, препятствовать личным амбициям, местническим и сепаратистским устремлениям. Где бы мы ни находились, в какой бы организации ни участвовали, мы ни на минуту не должны забывать о том, что мы, таджики, дети одной нации, что у нас одна земля, один язык, одна Родина, одно государство - Таджикистан.». [ 14, с. 71].

Так как Афганистан является приоритетным направлением внешней политики страны, «В этом направлении для Таджикистана имеет большое значение расширение и дальнейшее углубление добрососедских и дружественных связей с Исламской Республикой Афганистан, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Дружественные отношения на принципах уважения суверенитета, территориальной целостности и обеспечение региональной безопасности имеют ключевое значение во внешнеполитической деятельности Таджикистана и Афганистана.». [ 7, с. 3].

Приход талибов и их доминирование на политической арене Афганистане полна драматизма. Главнейшими из которых является превращение страны в лоно международного терроризма, религиозного экстремизма и нескончаемого источника незаконного оборота наркотиков. Как отмечают исследователи «В годы правления талибов Афганистан превратился в прибежище международного терроризма, откуда планировались и осуществлялись террористические акты против США и их союзников...

В течении двадцати лет независимого развития государства Центральной Азии как самостоятельные субъекты международных отношений прилагали внешнеполитические усилия по стабилизации обстановки в Афганистане, созданию благоприятных возможностей для выхода через территории этой страны и Пакистана к международным морским путям, развитию регионального сотрудничества, ликвидации угроз своему политическому и экономическому развитию». [ 9, с. 5].

В той связи один из видных экспертов по истории Афганистана В. Коргун пишет, что: «.затянувшаяся война блокирует реализацию крупных экономических проектов как регионального, так и континентального значения. Кажущаяся безысходность порождает всеобщий пессимизм в ответе на вопрос о том, есть ли вообще приемлемый выход из этого тупика». [ 4, с. 165]. В продолжении ожидаемых последствий В. Коргун подчеркивает: «И в этом случае у «прифронтовых» государств Средней Азии вызывают следующие негативные факторы: угроза распространения идей исламского экстремизма; культурная и экономическая отсталость Афганистана как партнера по экономическому сотрудничеству; сам конфликт как серьезнейший тормоз в создании трансрегиональных коммуникаций и энергетических программ; вероятность превращения Центральной Азии в «наркокоридор» с территории Афганистана; угроза распространения терроризма с афганской территории; вероятность наплыва беженцев из Афганистана.[ 4, с. 168].

«Внешнеполитические вопросы тесно переплетены с вопросами обеспечения национальной безопасности. Продолжает вызывать огромную озабоченность постоянное увеличение объемов производства и контрабанды наркотиков из Афганистана. Позиция Таджикистана в этом вопросе неизменна: для решения этой проблемы необходимо объединение всех средств и возможностей мирового сообщества, так как эта проблема не является лишь проблемой Афганистана. Важным в этом плане является ранее заявленное таджикское предложение о создании региональной

координирующей структуры, на базе которой можно будет объединить усилия всех участников и партнёров в борьбе против распространения наркотиков, представляющих угрозу региону и мировому сообществу в целом.

В целях укрепления региональной безопасности Таджикистан продолжает на практике всемерно подтверждать свои наработанные позиции в качестве участника международной коалиции по борьбе с транснациональным терроризмом и политико-религиозным экстремизмом.

По большему счёту, широкому многостороннему сотрудничеству в сфере борьбы с транснациональным терроризмом разумной альтернативы нет.

Не секрет, что военная ситуация в Афганистане пока ещё далека от окончательной стабилизации. Общая незавершённость конфликта в Афганистане остаётся серьезной потенциальной угрозой для военно-политической безопасности в центрально-азиатском регионе». [ 8, с. 9].

14 сентября 1997 года Республику Таджикистан посещает с официальным визитом министр иностранных дел Исламской Республики Иран Камол Харрози, который был принят Президентом Республик Таджикистан Эмомали Рахмоном.

В ходе встречи, прошедшей в атмосфере откровенности и конструктивизма, состоялся плодотворный и заинтересованный обмен мнениями касающееся различных сфер, обстановки в регионе, региональной безопасности и вопросов мирного урегулирования афганской проблемы.

Как пишет З. Саидов: «Министр иностранных дел Исламской Республики Иран Камол Харрози выразил оптимизм в отношении успешного завершения мирного процесса в Таджикистане и подчеркнул, что это создает благоприятные условия для налаживания развёрнутых внешнеэкономических связей Республики Таджикистан, в том числе с Ираном. Он дал высокую оценку поучительному опыту мирного процесса в Таджикистане и личной выдающейся позитивной роли в нем Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона.

В ходе встречи стороны высказались за скорейшее мирное афганское урегулирование. В этой связи была отмечена необходимость активизации деятельности международной группы стран-соседей и друзей Афганистана по формуле "6+2". Выступив за наращивание мирных усилий по урегулированию конфликтной ситуации в соседнем Афганистане,». [ 8, с. 129].

Исходя из этого следовало бы заключить, что на этом этапе истории взаимоотношений между странами существует особенности внешней политики Республики Таджикистан по отношению к Афганистану, которые выделяются вкратце по мнению экспертов следующим образом: «Другой особенностью нашей (Республики Таджикистан) внешней политики по отношению к Афганистану заключается в подчеркивании необходимости получения регионального согласия по этому вопросу. Так как, проблема Афганистана намного шире границ этого государства, и для решения данной проблемы, в добавок к достижения на национальном уровне, нужно, чтобы были достигнуты и региональное и международное согласие. То есть, до тех пор, пока внешние силы в Афганистане будут заняты вопросом обеспечения своих интересов, или нанесения ударов по интересам своих противников, вероятность установления мира в этой стране остается, весьма слабой.

Позиция Таджикистана относительно необходимости достижения регионального и международного согласия по вопросу Афганистана, со стороны высшего руководства Республики Таджикистан, множество раз было озвучено в виде «...образования пояса безопасности вокруг Афганистана», которое возможно лишь благодаря искреннего сотрудничества международного сообщества и стран соседей Афганистана.

Другая особенность политики Республики Таджикистан по отношению к Афганистану заключается в отсутствии идеологической, этнической, партийной, религиозной и местнической направленности. То есть, Таджикистан в Афганистане не защищает никакую силу или отдельную идеологическую, этническую, партийную, религиозную и местную группу.

Единственная сила, которую официально признают в Таджикистане в качестве полноправного представителя Афганистана и с ней сотрудничают, это центральная власть Афганистана». [ 6, с. 1011].

В этой связи нам представляется, что до тех пор пока каждая отдельная страна поддерживает одну какую то политическую, религиозную или этническую группу, и тем самим старается

обеспечить именно ее преимущества, осуществления стабильности в Афганистане, невозможно. По этой причине, пути решения данной проблемы Афганистана, заключается в отказе от идеологической, партийной, групповой и этнической политики и серьезное сотрудничество с центральными и общенациональными властями Афганистана.

Другая особенность (внешней) политики Таджикистана по отношению к Афганистану выражается в том, что Таджикистан считает Афганистан одним из важнейших своих партнеров в борьбе против экстремизма и терроризма. Эти два соседних государства имеют и возможности, и практику, и жизненно важную нужду с этими разрушительными явлениями. Вдобавок, с точки зрения Таджикистана, реальное сотрудничество в этом направлении, не только на пользу обеих сторон, но идет на и пользу региона и на пользу его мира.

По нашему мнению, во первых, Афганистан не земля (источник) экстремизма и терроризма, наоборот, эта страна сама является одна из крупнейших жертв этих явлений. Государства Афганистан в действительности находясь на передовой линии борьбы с экстремизмом и терроризмом, в этой борьбе наряду и вдобавок к огромным реальным финансовым и техническим затратам, ежегодно, понесет тысячи человеческих жертв.

Во вторых, экстремизм и терроризм приобрели форму своеобразной огромной международной сети, к тому же финансируются со стороны мощных финансовых центров. На этой основе борьба с экстремизмом и терроризмом является «внутренним делом» не только Афганистана, на таком этапе, сотрудничество с государством Афганистана и всесторонняя поддержка государства Афганистана, является в том числе, своего рода необходимость обеспечения безопасности стран региона и мира». [ 6, с. 11-12].

Безусловно внутриполитическая и военнополитическая ситуация в Афганистане еще более осложнялась тем, что на севере страны, где разворачивались серьезные баталии после майских событый, связанных с вхождением талибов в город Мазар-е Щариф и последующем его освобождением силами генерала Абдул Малика 27-28 мая 1997 года, эта война все более приобретает этническую окраску. Генерал А. Дустум вынужден был покинуть страну, что и временно ослабило позиции узбеков в этот период, в Афганистане.

Следует отметить, что силы относящееся к Исламской партии Афганистана Гулбеддина Хекматиара присоединяются к талибам и тем самим способствуют тому, что они создадут свой плацдарм в Кундузе, что и в 70 километрах от таджикско-афганской границы. Аэропорт Кундуза полностью было под контролем талибов и их связывало с Кабулом.

Что касается партии Исламского общества Афганистана относящееся к Президенту Исламского Государства Афганистан Бурхануддину Раббани и министра обороны Ахмадшаха Масуда, то именно они играли главенствующую роль в антиталибской коалиции, что и подтверждается времен, вплоть до октября 2001 года, и начала военных опрераций Международных сил по содействию безопасности в Афганистане.

В этом контексте как пишут эксперты «12 августа (1997 года- М.С.) была проведена реорганизация внутри коалиции. В качестве верховного органа антиталибской альянса снова стала выступать правителства Раббани. Генерал Малик занял пост министра иностранных дел, на посту министра обороны остался Ахмадшах Масуд, премьер-министром был назначен Абдур Рахим Гафурзай, видный политик из партии ИОА (Исламское Общество Афганистан -М.С.), пуштун по происхождению, вице-президентом стал Карим Халили, лидер ПИЕА (Партия Исламского Единства Афганистана). Принципиальное значение имело назначение на пост премьер-министра пуштуна Гафурзаи, который, к тому же, долгое время был представителем Афганистана при ООН, имел обширные международные связи. На момент совещания войска Ахмадшаха Масуда стояли в 20 километрах от Кабула». [ 3, с. 186-187].

События последующих дней свидетельствуют о том, что в созданной антиталибской коалиции важную роль из всех политических партий в Афганистане сыграла партия Исламское Общество Афганистана, где подразделения Ахмадшаха Масуда в конце лета 1997 года сражались с талибами за Кабул. К сожалению лидеру Северного альянса сопровождала неудача. Следует отметить, что на днях назначенный премьер-министр страны Гафурзай с целью активного привлечения жителей провинции Бамиан в совместной борьбе против движения талибов, отправляется в эту провинцию

страны, и 21 августа 1997 из-за сложных погодных условий, его борт потерпит крушение. В данной ситуации как пишет А Князев: «Другого пуштунского лидера подобного уровня не было, и таким образом, пропала последняя возможность придать антиталибской коалиции общеафганский статус: этнический характе войны окончательно стал доминирующей оценкой». [ 3, с. 187].

В этой связи ПрезидентРеспублики Таджикистан выступая на 52-ой сессии Генеральной Ассамблеии ООН в октябре 1997 года обращаясь к международному сообществу выражая общую обеспокоенность в связи с событиями в Афганистане, предлагал организовать широкоформатного внутриафганского диалога под эгидой ООН с привлечением заинтересованных государств. Здесь же, привлекалось особое внимание на проблему одного из ключевых финансовых источников международного терроризма, проблеме незаконного оборота наркотиков в Афганистане. В частности Глава государства Эмомали Рахмонов говорил: «Среди множества конфликтов и кризисных ситуаций, получивших, к сожалению, новое развитие в период после «холодной войны», нас особенно тревожит положение в соседнем Исламском Государстве Афганистан. Вместе со своими центральноазиатскими партнерами по СНГ и Россией мы неоднократно выражали свою глубокую обеспокоенность дестабилизирующим воздействием обстановки в Афганистане на весь регион, а также на ситуацию за его пределами.

По инициативе «Алмаатинской пятерки» около года тому назад к афганской проблематике более активно подключился Совет безопасности, решения которого наряду с резолюциями Генеральной ассамблеи представляют собой наилучшую основу для того, чтобы положить конец многолетней братоубийственной войне.

Скажу откровенно: неурегулированность афганской проблемы может подорвать хрупкий мир в Таджикистане.

Мы участвуем в проводимых Генсекретарем ООН в последнее время встречах заинтересованных государств по Афганистану и поддерживаем предложения об организации широкого внутриафганского диалога, а также проведении международной мирной конференции по Афганистану под эгидой ООН.

Хотелось бы надеяться, что с учетом согласованной позиции участников саммита «Восьмерки» в Денвере, используя свой опыт взаимодействия в разрешении конфликтов на Балканах и в других горячих точках планеты, Россия и США, взаимодействуя с другими заинтересованными государствами и поддерживая вовлеченность ООН, сыграют решающую роль в деле афганского урегулирования в как можно более близком будущем.

Не скрою, Таджикистан кровно заинтересован в установлении мира в Афганистане еще и потому, что это послужило бы существенному ослаблению перетока оружия и наркотиков через таджикско-афганскую границу и распространения дестабилизирующих весь регион волн терроризма и экстремизма.

Поток наркотиков на нашей границе представляет также серьезнейшую угрозу национальной безопасности стран Центральноазиатского региона в целом. Наркобизнес, к сожалению, приобретает транснациональный характер. Следовательно, необходимы скоординированные международные усилия в этой сфере.

Исходя из этого, мы поддерживаем проведение в 1998 году специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН, посвященной проблемам наркотиков». [ 15, с. 165].

Таким образом, в изучаемый период истории взаимоотношений между двумя странами где инициативы и предложения высшего руководства Республики Таджикистан по вопросу привлечения всестороннего внимания международного сообщества по мирному решению проблемы Афганистана прозвучать с высоких трибун самих авторитетных международных институтов, в Афганистане продолжается и набирает обороты острое военно-политическое противостояние.

Реализация подписанных соглашений в качестве далеко идущих документов между сторонами, в это время с трудом осуществляются. Если главной причиной тому послужили присутствие движения талибов в авансцене страны, то внутриэнические проблемы и процессы служили серьезным препятствием в налаживании мира и стабильности в Афганистане.

Внешнеполитические ориентиры Республики Таджикистан на данном этапе свидетельствуют о повышении международного авторитета страны и принципиальной позиции Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова по вопросу урегулирования афганской проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Искандеров К. Таджикско-афганские отношения и перспективы их развития. Центральная Азия и Кавказ. 2008, №1(55), с. 151.

2. ИТАР-ТАСС, Алма-Ата, 4 октября 1996.

3. Князев А. Афганскийй кризис и безопасность Центральной Азии. (XX - начало XXI века).Душанбе, 2004, С. 186187.

4. :Коргун В. Афганский фактор в региональной геополитике // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5. С. 165.

5. Малашенко А. Движение Талибан: итоги подводить рано//Централная Азия и Кавказ. Стокгольм, 1997.- №7. -URL:http://www/ca-c/datarus/bd_rus.shtml

6. Махмадов Б. Бухрони Афтонистон ва амнияти минтакавй (Мачмуи маколохо). Душанбе, «Ирфон», 2014. С. 10-11. ( Махмадов Б.А. Внешняя политика Республики Таджикистан по направлению Афганистан: сущность и принципиальные особенности. Душанбе, «Ирфон», 2014.С.10-11.)

7. Саидзода М.Афганский фактор во внешней политики Республики Таджикистан: история, приоритеты и перспективы (1992-2015 гг. Автореферат на соискани ученой степени кадидадта исторических наук. Душанбе, 2-17, С.3

8. Саидов З. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Душанбе ООО «Контраст», 2011, С. 9.

9. Смагулов А. Экспертная оценка влияния афганского противостояния на политическую и экономическую ситуацию в Центральной Азии. Университет Центральной Азии. Высшая школа развития. Институт государственного управления и политики. Доклад №20, 2013, С. 5. https://www.ucentralasia.org/Content/downloads/UCA-IPPA-WP20-Expert-Evaluation-of-Afgan.pdf

10. Коргун В. Афганский фактор в региональной геополитике // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5. С. 165.

11. Эмомали Рахмонов. Выступление на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 24.10.1995. http://president.tj/ru/node/1096

12. Эмомали Рахмонов. Считаю, что самые трудные дни позади. Ответы на вопросы корреспондента «Российской газеты» Бориса Филиппова. «Российская газета», 18 января 1996 года. Эмомали Рахмонов. Независимость нации и возрождение нации. Т.1. Душанбе «Ирфон», 2006, С.399.

13. Эмомали Рахмонов. Поддерживаем принципы безопасности. Выступление на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Лиссабон, 3 декабря 1996 г. Эмомали Рахмонов. Независимость нации и возрождение нации. Т.2. Душанбе «Ирфон», 2006, С.53-54.

14. Эмомали Рахмонов. Душанбе - город дружбы и братства. Выступление на встрече с общественностью города Душанбе. 14 февраля 1997 г. Эмомали Рахмонов.Независимость нации и возрождение нации. Т.2. Душанбе «Ирфон», 2006, С. 71.

15. Эмомали Рахмонов. Выступление на 52-ой сессии Генеральной Ассамблеии ООН. Октябрь 1997 г. Эмомали Рахмонов. Независимость нации и возрождение нации. Т.2. Душанбе «Ирфон», 2006, С. 165.

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН И АФГАНИСТАН - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1997г.

В статье речь идет о взаимоотношениях Республики Таджикистан и Афганистаном после подписания Общего Соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане, со второй половины 1997 года до конца года.

Также освещается конструктивные инициативы Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова на международной арене, с целью привлечения внимания международного сообщества к проблеме Афганистана и его всесторонней поддержке.

Вкратце дается информация о внутри этнических проблемах Афганистана и завоевания большей части этой страны движением «Талибан».

Ключевые слова: Республика Таджикистан, Афганистан, Бурхануддин Раббани, Ащадшах Масуд, талибы, внутриэтнические пролемы.

REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND AFGHANISTAN - RELATIONSHIP IN THE

SECOND HALF OF 1997

The article deals with the relations between the Republic of Tajikistan and Afghanistan after the signing of the General Agreement on peace and national accord in Tajikistan, from the second half of 1997 to the end of the year.

Also highlighted the constructive initiatives of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rakhmonov in the international arena in order to attract the attention of the international community to the problem of Afghanistan and its full support.

Briefly provides information on the ethnic problems of Afghanistan and the conquest of most of this country by the Taliban.

Key words: Republic of Tajikistan, Afghanistan, Burhanuddin Rabbani, Ahmadshah Masoud, Taliban, intra-ethnic problems.

Сведения об автора:

Сафолзода М. К., кандидат исторических наук, доцент Филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Душанбе,734025. Республика Таджикистан, г. Душанбе, улица Бухоро, 35/1

About the author:

Safolzoda M.K. Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Branch of Moscow State University named after M. V. Lomonosov in the city of Dushanbe, 734025. Republic of Tajikistan, Dushanbe, Bukhoro street, 35/1

УДК: 930(581)(575. 3)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В АФГАНИСТАНЕ

Махмадшоев Р. М.

Таджикский национальный университет

Афганистан - эта страна, которая своей древней историей, своим географическим и геополитическим расположением, своеобразием ландшафта, своей богатой, еще должным образом неизученной культурой всегда притягивала путешественников, миссионеров, завоевателей и конечно исследователей различных научных направлений. Как правило, в составе различных посольств, миссий, военных экспедиций включались специалисты по фауне, флоре, геологии, горному делу, гидрологии, топографии истории, этнографии, археологии и т. д. Особую тягу к этой стране испытывали исследователи старины, археологических артефактов, архитектурных памятников, обычаев и традиций ее народов. Особенную деятельность в этом направлении проявили англичане, среди которых английский разведчик и археолог Чарльз Массон считается пионером археологии Афганистана. Ему принадлежит первые исследования буддийского пещерного комплекса в Бамиане, составление описи всех находок найденных при раскопках буддийских ступ Афганистана, в том числе коллекция монет, составление топографического плана с локализацией выявленных памятников.

В первые десятилетия ХХв., с модернизацией социально - экономической, политической и общественной жизни, нормализации межгосударственных отношений с соседними странами открылись благоприятные условия для разностороннего изучения этой страны, снаряжения различных научных экспедиций. Они стали более интенсивными по мере возрастания потребности страны в добыче и промышленной эксплуатации новых природных ресурсов. Для этого возникла острая необходимость приглашения специалистов различного профиля из других стран, в том числе ученых - историков, этнографов, музееведов, археологов для поиска, изучения и сохранения ценных археологических, историко-архитектурных памятников Афганистана.

В этом плане, налаживание добрососедских, политико- дипломатических отношений Афганистана с Советским Союзом оказало самое благоприятное влияние на подобного рода исследований. В 20 - 50 х гг. ХХв. в составе научных экспедиций Афганистан посещали советские ученые М. С. Андреев[1], П. Алексеенков [2], Н. И. Вавилов и Д. Д. Букинич [3], Г. Ф. Дебец [4] и др., проведших также и археологические изыскания.

Немаловажную роль в археологическом изучении Афганистана сыграла открывшаяся в 1922г. Французская археологическая делегация ДАФА (Délégation archéologique française en Afghanistan) [5], во главе Альфреда Фуше, а затем Даниеля Шлюмберже (1922 - 1945гг. ), который со своими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.