УДК 327(581+57.3) ББК 66.4(5аф+2тоц)
АФГАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В РАМКАХ ФОРУМА «ДУШАНБИНСКАЯ ЧЕТВЕРТКА»
САМТИ АФГОНИИ СИЁСА ТИ ХОРИЦИИ ЦУМХУУРИИ ТОЦИКИСТОН ВА ТА ТБЩИ ОН ДАР ДОИРАИ ФОРУМИ "ЧОРГОНАИ
ДУШАНБЕ"
AFGHANIAN STREAMLINES OF THE FOREIGN POLICY STRA TEGY OF TAJIKISTAN REPUBLIC AND ITS IMPLEMENTATION IN THE FRAMEWORKS OF THE FORUM "D USHANBE FOUR"
Сафолзода Мухаммади Курбон, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Душанбе (Таджикистан, Душанбе)
Сафолзода Мухаммади К,урбон, н.и.т., дотсенти кафедраи ицтимой-гуманитарии филиали Донишгоуи давлатии Москва ба номи М.В. Ломоносов дар ш. Душанбе (Тоцикистон, Душанбе)
Safolzoda Muhammadi Kurbon, candidate of historical sciences, Associate Professor of the department of social humanitarian disciplines under Moscow State University Branch named after M.V. Lomonosov in Dushanbe-city, Е-mail: [email protected]
Ключевые слова: Республика Таджикистан, Эмомали Рахмон, «Душанбинская четверка», Афганистан, мир и стабильность, ОЭС, ШОС, Хамид Карзай
В статье в контексте внешней политики Республики Таджикистан рассмотрены конструктивные инициативы Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по решению афганской проблемы. Анализированы очередные инициативы Главы государства, выдвинутые в рамках Форума «Душанбинская четверка» (Таджикистан, Российская Федерация, Афганистан, Пакистан), направленные на развитие и укрепление взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, решение энергетических и транспортных проблем региона, содействие социально-экономическому восстановлению и развитию Афганистана. Встречи с лидерами государств и авторитетных международных организаций и обсуждение «афганского узла» свидетельствуют о том, что мир и стабильность в Афганистане воспринимаются как гарант устойчивой стабильности не только в центрально-азиатском регионе, но и во всем мире.
Вожа^ои калиди Цумуурии Тоцикистон, Эмомали Рахмон, «Чоргонаи Душанбе», Афгонистон, сулуу субот, СХИ СХ,Ш, Хомид Карзай
Дар мацола дар партави сиёсати хориции Чумуурии Тоцикистон масъалауо вобаста ба идомаи ташаббусуои созандаи Асосгузори сулуу ваудати милли - Пешвои миллат, Президенти Чумуурии Тоцикистон муутарам Эмомали Раумон дар уалли масъалаи Афгонистон барраси шудааст.Баргузории форуми «Чоргонаи Душанбе» (Тоцикистон, Федератсияи Россия, Афгонистон, Покистан) ва ицдомоти навбатии Сарвари давлати Тоцикистон дар самти рушд ва таукими уамкориуои мутацобилан судманди тицорати - ицтисоди, уаллу фасли масъалауои энергетики ва нацлиётии минтаца, барцарорсозии ицтимои - ицтисоди ва рушди Афгонистон, мубориза алайуи ифротгароии дини ва терроризм таулили худро ёфтаанд. Мулоцотуое, ки бо сарони кишваруо ва созмонуои бонуфузи байналмилали сурат гирифтаанд ва дар цараёни онуо мавзуи «гиреуи афгони » барраси гардидаанд, шауодат аз он медиуанд, ки сулуу субот дар Афгонистон, ба сифати кафили суботи устувор на тануо дар минтацаи Осиёи Маркази, балки дар тамоми цауон фаумида мешавад.
Key-words: Tajikistan Republic, Emomali Rahmon, "Dushanbe Four", Afghanistan, peace and stability, ECO, ShOC, Hamid Karzai
In his article the author considers the constructive initiatives of the Founder of Peace and National Unity - the Leader of the Nation, Tajikistan Republic President Emomali Rahmon on the solution of Afghan problem in the context of Tajikistan Republic foreign policy. The author analyzes the next initiatives of the Head of State put forward within the frameworks of the Forum entitled as "Dushanbe
Four" (Tajikistan, Russian Federation, Afghanistan, Pakistan) aimed at developing and strengthening mutually beneficial trade and economic cooperation, solving energy and transport problems of the region promoting social and economic recovery and development Afghanistan. The meetings with the leaders of states and authoritative international organizations and discussion of the "Afghan Knot " indicate that peace and stability in Afghanistan are perceived as a guarantor of sustainable stability not only in Central Asian region, but throughout the world either.
Вопросы обеспечения безопасности в Афганистане являются важной составляющей во внешней политике государств региона, в том числе Республики Таджикистан.
Республика Таджикистан имеет с Афганистаном общую границу протяженностью 1344 км. Народы двух соседних стран связаны между собой единым историческим прошлым, общностью культурных ценностей, обычаями, традициями и единой религией. Сегодня в Афганистане проживают более 40 народностей, которые говорят на 30 языках, из них от 25 до 34% населения составляют таджики. Языком более половины жителей Афганистана является дари (язык таджиков этой страны) (5,145). Кроме этого, две страны связаны между собой сходными климатическими условиями, общими водно-энергетическими ресурсами. Всем этим обусловлена приверженность Таджикистана к добрососедским отношениям с Афганистаном.
К сожалению, вот уже более 40 лет в Афганистане господствует нестабильная военно-политическая обстановка, факторами которой в последние десятилетия явились возникновение и действие в стране движения «Талибан», стремящегося создать шариатское управление в Афганистане, усиление организованной преступности и наркоторговли и др.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве укрепляются в условиях геополитической трансформации региона в рамках СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС и других международных организаций. В этом плане немаловажная роль принадлежит историческим традиционным связям (6,631). В деле реализации стратегических национальных интересов участвующих сторон в области экономики, энергетики, коммуникаций важную роль сыграл форум «Душанбинская четверка» (Таджикистан, Россия, Афганистан, Пакистан). Инициатива создания данного форума принадлежит Президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмону, который озвучил данное предложение летом 2009 года в Екатеринбурге. Встречи глав государств «Душанбинской четверки» проводились на регулярной основе до 2012 года.
Важная встреча «четверки» состоялась в Душанбе в сентябре 2011 года, в которой участвовали:Д.Медведев -Президент Российской Федерации, Асиф Али Зардари - Президент Исламской Республики Пакистан,Хамид Карзай - Президент Исламской Республики Афганистан и Эмомали Рахмон - Президент Республики Таджикистан. Были проведены переговоры сторон по вопросам развития коммуникаций и инфраструктуры региона, а также реализации совместных гидроэнергетических проектов. Были достигнуты важные результаты по увеличению объёма торгово-экономических отношений между странами путем расширения связей государственных структур и частного сектора. Стороны выразили заинтересованность в укреплении сотрудничества между силовыми и правоохранительными органами в сфере борьбы с религиозным экстремизмом, терроризмом, транснациональной организованной преступностью и другими угрозами современности.
По предложению Эмомали Рахмон было решено проводить очередную международную конференцию по вопросам Афганистана в Таджикистане, что было поддержано главами государств «Четверки» (1).
1 сентября 2011 года в рамках Форума состоялась встреча Эмомали Рахмона с Президентом Исламской Республики Афганистан Хамидом Карзаем, во время которой были обсуждены различные вопросы многостороннего сотрудничества двух дружественных стран. Главное внимание было уделено ходу практической реализации многочисленных документов, подписанных между двумя странами. К этой категории относятся вопросы, касающиеся соединения транспортных и электрических сетей Таджикистана и Афганистана, с целью повышения транзитной мощи сторон.
Отмечалось и то обстоятельство, что благодаря открытию мостов, соединяющих автомагистрали стран с регионом Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, в последнее время осуществилось двадцатикратное увеличение товарооборота между двумя государствами. Стороны договорились о полном вводе в эксплуатацию линии электропередачи Сангтуда -Кундуз - Пули Хумри, а также активизации функционирования дополнительных погранпунктов Кокул - Ойхонум и Калдор - Айвадж.
Было решено усилить деятельность Совместной комиссии двух стран по торгово-экономическому сотрудничеству и эффективно наладить отношения между министерствами иностранных дел, парламентами, государственными и управленческими органами (1).
Безусловно, одним из важных вопросов, обсужденных в ходе переговоров, явилась тематика вывода международных коалиционных сил по поддержанию безопасности в Афганистане, из этой страны.Руководители государств при реализации принятых планов постепенного вывода международных миротворческих сил из Афганистана сошлись во мнении более тесно сотрудничать в деле борьбы с религиозным экстремизмом, терроризмом и наркотрафиком. Было решено организовать эффективное взаимодействие и координировать работы военных пограничных структур и госбезопасности обеих стран (2).
Руководители государств «Душанбинской четверки» подписали совместное заявление, где указывалось на необходимость последовательной и эффективной реализации договоренностей,достигнутых в ходе их встреч в Душанбе (30 июля 2009 года) и в Сочи (18 августа 2010 года), приветствовали решения, принятые на встречах министров иностранных дел и министров экономики стран.Руководители государств «четверки» пришли к выводу:
1)поддержать совместную деятельность на национальном,региональном и международном уровне в вопросах устойчивого социально-экономического развития и обеспечения безопасности в регионе;
2)активизировать региональную торговлю и реализовать совместные проекты в сферах транспортной коммуникации,связи, энергетики и развития хозяйственной;
3)подготовить «Дорожную карту» по долгосрочному сотрудничеству в торгово-экономической сфере;
4)поддержать усилие Правительства Афганистана в деле национального примирения;
5)поддержать меры ООН по сокращению иностранного военного присутствия в Афганистане;
6)приветствовать инициативу Таджикистана по проведению Пятой конференции регионального и экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA V) 26-27 марта 2012 года в городе Душанбе;
7)содействовать организации контактов и визитов между политическими, экономическими, правоохранительными и военными ведомствами сторон;
8)наладить контакты деловых кругов стран по привлечению инвестиций в энергетическую, транспортную, строительную, горнодобывающую, химическую, пищевую и другие отрасли промышленности, а также в аграрном секторе;
9)с целью развития региональной торговли расширить и развивать транзитные транспортные коридоры, активизировать меры по реализации проектов создания автомобильных и железнодорожных путей сообщения между государствами региона;
10) поддержать меры финансирования и реализации проекта по созданию системы передачи электроэнергии CASA - 1000 и сотрудничества стран с международными финансовыми институтами в области строительства гидроэнергетических объектов;
11)поддержать усилия Российской Федерации в деле реализации проекта прокладки газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия;
12)усилить борьбу стран с производством, контрабандой и потреблением наркотиков, содействовать предотвращению транзита и поставок прекурсоров на территорию Афганистана;
13)активно и эффективно сотрудничать на межгосударственном и международном уровнях по ликвидации терроризма и трансграничной преступности;
14)поддержать инициативу Таджикистана по созданию многопрофильного образовательного профессионально-технического центра, способствующего расширению и укреплению сотрудничества в областях культуры, спорта, образования и подготовки специалистов;
15)еще более расширить взаимное и всестороннее сотрудничестве в рамках международных и региональных организаций и институтов, включая Организацию Объединенных Наций, Шанхайскую Организацию Сотрудничества и Организацию Исламского Сотрудничества;
16) выразить признательность Президенту Исламской Республики Пакистан А. Зардари за предложение провести очередную встречу «четверки» в его стране.
Следует отметить, что по вопросу установления прочного мира и стабильности в Афганистане, где продолжающийся десятилетиями тлеющий «афганский узел» становится преградой всеобъемлющей стабилизации обстановки не только в этой стране, но и в
Центрально-азиатском регионе, инициативы и предложения, касающиеся вопросов долгожданного мироустройства, приобретают особую важность.
Как отмечал многократно Глава Таджикистана в своих речах и выступлениях с высоких трибун авторитетных международных организаций, именно устранение новых вызовов и угроз, а также установление мира и стабильности в Афганистане является залогом прочного мира и стабильности не только в Таджикистане, но и во всем регионе.
Учитывая, что афганская проблема становится предметом геополитического и геостратегического интереса множества международных организаций, ее решение требует поиска новых путей выхода из создавшейся ситуации, где внутриполитическое и межконфессиональное противостояние приобретает множество оттенков, тем самым осложняя преодоление многолетнего кризиса.
Исследователь С.Дуллоев констатирует, что изменение сущности геополитического противостояния держав в регионе зависит от характера отношений Афганистана со всеми заинтересованными странами. От изменения обстановки в Афганистане в позитивном направлении зависит стабилизация политической обстановки в регионе. Страны всячески стремятся извлечь выгоду непосредственно от афганского кризиса и стремятся защитить и сохранить свою международную репутацию (3, 30).
Данная картина приобретает особую значимость в свете существующих угроз, таких как международный терроризм, экстремизм, контрабанда наркотических веществ и оружия, дефицит водных ресурсов и иные региональные конфликты, прямо или косвенно влияющие на общую ситуацию не только в Афганистане, но и в целом по всей Центральной Азии.
Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что с укреплением государственных основ и обеспечением безопасности в зоне конфликта на Ближнем и Среднем Востоке, нестабильный Афганистан может стать прибежищем для дестабилизирующих элементов из этих зон, где в том числе начинает ослабевать влияние ИГИЛ, члены и сторонники которой заинтересованы в изменении территории своей дислокации.
Именно такая непростая обстановка, своеобразно осложняя ситуацию в Афганистане, требует колоссальных и эффективных коллективных усилий в решении назревших за долгие годы проблем.
В своем послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 апреля 2012 года Президент Эмомали Рахмон, подчёркивая значение саммита «душанбинской четверки», который был проведен в дни Международного праздника «Навруз» в городе Душанбе, выдвинул ряд конструктивных инициатив и предложений, отметив: «Строительство новых автомобильных и железнодорожных магистралей,нефте- и газотрубопроводов, линий электропередачи - всё это результат поисков и целенаправленной работы, о которых я уже здесь говорил. И претворение этих созидательных планов не преследует иных целей, кроме как создание условий для спокойной, благополучной и более обеспеченной жизни наших народов.
Повестку дня двусторонних, трёхсторонних и четырёхсторонних межгосударственных встреч на высшем уровне, состоявшихся в Душанбе в дни проведения международного праздника «Навруз», составляли именно такие вопросы и созидательные планы. Мы и в дальнейшем будем прилагать усилия ради укрепления и развития взаимодействия с этими странами в указанных форматах сотрудничества» (7,516).
В Послании Глава государства особо остановился на вопросах безопасности Центрально-азиатского региона, от чего, по его мнению, непосредственно зависит обеспечение стабильной и безопасной обстановки в Афганистане. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подчеркнул, что, несмотря на позитивные тенденции развития ситуации в соседней стране, все еще политическая обстановка не стабилизировалась, для регулирования обстановки потребуется ещё приложить немалые усилия.
Эмомали Рахмон подчеркнул необходимость конструктивного сотрудничества с международной коалицией, в которую входят страны Запада и США. (13,266).
Немаловажным считаются и вопросы вывода коалиционных войск из Афганистана, еще не укрепившиеся основы безопасности которого могут сказаться и на проблеме укрепления государственных границ стран региона, в том числе и на Республику Таджикистан. Наша страна является буферной страной, граничащей с Афганистаном, поэтому непосредственно сталкивается с современными вызовами и угрозой безопасности. И в связи с новыми реалиями после вывода войск государств коалиции Эмомали Рахмон высказал мнение о налаживании сотрудничества с Афганистаном в политической и экономической сферах, в т.ч. в сферах безопасности (13,266-267).
Что касается сохранения конфликтного потенциала до и после вывода международных сил из Афганистана, то интересными являются мнения М. Дуллоева, который констатирует о сплетении факторов экономического, политического, конфессионального, этнического характера, влияющего на рост масштабов конфликтного потенциала в мире начала XXI века. Эти факторы препятствуют минимизации накопившегося конфликтного потенциала (3,30).
Проблемы Афганистана обсудили лидеры Таджикистана и России Эмомали Рахмона и Владимир Путина во время двухсторонней встречи, состоявшейся 5 октября 2012 года. Глава Таджикистана отмечал необходимость активного вовлечения Афганистана в процесс регионального сотрудничества (12,436).
16 октября 2012 года Глава Таджикистана, выступая на очередном (12-ом) саммите Организации Экономического Сотрудничества,которая проходила в городе Баку, акцентировал внимание мирового сообщества на расширение сфер экономического сотрудничества в Центрально-азиатском регионе, на развитие инфраструктуры энергетической и транспортной сферы, в особенности на осуществление проекта по строительству железной дороги между странами региона, эффективное использование водно-энергетических и природных ресурсов, создание зон свободной торговли, обеспечение условий для свободного передвижения людей, транспорта и товаров.
По мнению Эмомали Рахмона, разработка транзитно-транспортных проектов по созданию автомобильных и железнодорожных дорог между странами-участницами является первоочередной задачей. В этом плане немаловажное значение имеет проект строительства железной дороги,соединяющей территории пяти стран -Ирана,Афганистана, Таджикистана,Кыргызстана и Китая. Завершение строительства данной железной дороги является важным для Таджикистана, ибо она дает возможность прямого выхода страны к морю. Немаловажным является также строительство автомобильных дорог, соединяющих страны региона, а также реализация проектов контейнерных поездов ОЭС. (9,442-443).
В этом контексте высокой аудитории были представлены и другие стратегические цели государственной политики Республики Таджикистан, касающиеся гидроэнергетического сектора, что, по сути своей, может обеспечить не только Таджикистан, но и страны региона экологически чистой и самой дешевой электроэнергией, добываемой из возобновляемых источников энергии. В качестве примера говорилось и о проекте CASA - 1000, который позволит соединить линии электропередач Таджикистана, Кыргызстана, Афганистана и Пакистана с последующим соединением других стран региона в будущем.
В прошедшем в октябре 2010 года в Душанбе совещании министров энергетики стран-участниц Организации Экономического Сотрудничества была одобрена Душанбинская Декларация и План действий по сотрудничеству в области энергетики на 2011-2015 гг. Эти документы стали основополагающими в деятельности стран в области энергетического сотрудничества.
В Душанбе 26-27 марта 2012 года прошла очередная (пятая) Конференция регионального экономического сотрудничества по Афганистану ^ЕССА V), где рассматривались вопросы трансграничных экономических инициатив, способствующих обеспечению экономической интеграции стран региона. На конференции обсуждались проекты в области инфраструктуры, в частности, в транспортном и энергетическом секторах.
Таджикистан поддерживает деятельность специального Фонда Организации по восстановлению Афганистана и выполнение Плана действий по реконструкции социальных объектов, что, несомненно, способствует реабилитации экономики Афганистана в целом. В этом контексте поддержка проекта создания в Таджикистане регионального многофункционального профессионально-технического центра по подготовке кадров для национальной экономики Афганистана была бы весьма уместной и актуальной. Также обсуждались проблемы мира и безопасности в Афганистане, вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков из Афганистана в приграничные и другие страны (9, 444-445).
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон практически на всех встречах и совещаниях, проведенных в 2012-2013 гг., обсуждая вопросы международной политики, затрагивал проблемы Афганистана. В частности, он во время встречи с Президентом Финляндской Республики Нийнистё Саули в г. Хельсинки (24 октября 2012 года) и на встрече с дипломатическими работниками страны по случаю открытия нового здания Министерства иностранных дел Республики Таджикистан (15 марта 2013 года) призывал мировое сообщество и страны региона к координации усилий в деле восстановления мира и стабильности в Афганистане, возрождению экономики этой страны, развитию конструктивного
взаимодействия в рамках международных региональных и универсальных организаций, в частности, ООН и ОБСЕ. (10,453).
В свою очередь Эмомали Рахмон констатировал, что поддерживает усилия мирового сообщества и правительство Афганистана в деле всеобъемлющего решения внутриполитической проблемы этой страны и считает, что право на определение будущего Афганистана принадлежит исключительно народу этой страны (9,80-81). Таджикистан всегда был и остаётся заинтересованным в сохранении территориальной целостности этого дружественного соседнего государства и консолидации всех его политических сил (9, 81).
В целом Республика Таджикистан была поборником созидательных инициатив по решению афганской проблемы, всегда выступала за укрепление взаимного доверия и формирования благоприятного пространства для взаимовыгодного сотрудничества между странами региона, развития и расширения торгово-экономических отношений, ведения целенаправленной политики взаимодействия в деле совместной борьбы против современных угроз, в особенности терроризма, экстремизма и контрабанды наркотиков.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Встреча «Душанбинской четверки». Народная газета. 7 сентября 2011 года (№19797).
2. Встреча Эмомали Рахмона с Хамидом Карзаем. Народная газета. 7 сентября 2011 года (№19797).
3. Дуллоев, М. Взаимоотношения Республики Таджикистан с персоязычными странами (Исламской Республикой Афганистан и Исламской Республикой Иран) (1991-2016)/М. Дуллоев.-Душанбе, 2019.
4. Китай возмущен решением США исключить исламистов Восточного Туркестана из списка террористов. Фергана. Ру. 9 ноября 2020. Постоянный адрес статьи: fergana.ru/news/121264
5. Косимшо, Искандаров. Таджикско-афганские отношения и перспективы их развития/Искандаров К//Центральная Азия и Кавказ.- 2008. - №1 (55). -С.145. С. 145-156
6. Майтдинова,Г.Перспективы меридиональной интеграции государств Южной и Центральной Азии в зоне ответственности ШОС/Г.Майтдинова//Молдавский журнал международного права и международных отношений.-№.4(Том11).-2016.-С.631.С.625-636.
7. Паём ва рисолати созандаи он (Мачмуи Паёмхои Асосгузори сулху вахдати миллй, Пешвои миллат, Президента Ч,умхурии Точикистон мухтарам Эмомалй Рахмон ба Мачлиси Олии Ч,умхурии Точикистон (солхои 2000-2016)-Хучанд, 2017. -С.516
8. Совместное заявление Президентов Исламской Республики Афганистан, Исламской Республики Пакистан, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Народная газета. 7 сентября 2011 года (№19797).
9. Эмомали, Рахмон. Выступление на 12-м саммите Организации Экономического Сотрудничества, в городе Баку, 16 октября 2012 года. // Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 14 т., т.12.-Душанбе, 2017.
10. Эмомали, Рахмон. Выступление на встрече с дипломатическими работниками страны по случаю открытия нового здания Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Душанбе, 15 марта 2013 года//Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 14 т., т.13. - Душанбе, 2017.
11. Эмомали, Рахмон. Заявление для прессы по итогам встреч и переговоров с Президентом Финляндии Республики Нийнистё Саули. 24 октября 2012 года.//Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 14 т., т.12. - Душанбе, 2017.
12. Эмомали, Рахмон. Заявление для прессы по итогам встречи с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным//Эмомали Рахмон/Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 14 т., т.12. - Душанбе, 2017.
13. Эмомали, Рахмон. Послание Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе, 20 апреля 2012 года//Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 14 т., т.12. - Душанбе, 2017.
REFERENCES:
1. "Dushanbe Four" Sitting/ The People's Newspaper. September 7, 2011 (No. 19797).
2. Emomali Rahmon's Meeting with Hamid Karzai / The People's Newspaper. September 7, 2011 (No. 19797).
3. Dulloyev, M. Relations of Tajikistan Republic with Persian-Speaking Countries (Islamic Republic of Afghanistan and Islamic Republic of Iran) (1991-2016)/M.Dulloyev.-Dushanbe, 2019.
4. China Is Outraged by the US Decision to Exclude the Islamists of East Turkestan from the List of Terrorists. Fergana. RU. November 9, 2020. Permanent address of the article: fergana.ru/news/121264
5. Kosimsho, Iskandarov. Tajik-Afghan Relations and Prospects for their Development / Iskandarov K // Central Asia and the Caucasus. - 2008. - No. 1 (55). - P. 145 - 156.
6. Maitdinova, G. Prospects for the Meridional Integration of States of South and Central Asia in the Area of Responsibility of the ShOC / G.Maitdinova // Moldavian Journal of International Law and International Relations. - No.4 (Volume 11). 2016. - P. 631 - 625 - 636.
7. The Message of the Tajikistan Republic President (Collection of Messages of the Founder of Peace and National Unity, Leader of Nation E. Rakhmon to the Majlisi Oli of Tajikistan Republic) (for 5, 2000-2016).
8. Joint Statement of the Presidents of the Islamic Republic of Afghanistan, the Islamic Republic of Pakistan, the Russian Federation and the Republic of Tajikistan. People's newspaper. September 7,
2011 (No. 19797).
9. Emomali, Rahmon. Speech at the 12-th Summit of the Organization for Economic Cooperation, in Baku, October 16, 2012. // Emomali Rahmon. Independence of Tajikistan and the revival of the nation. In 14 volumes, -V.12. - Dushanbe, 2017.
10.Emomali, Rahmon. Speech at the Meeting with Diplomatic Officials of the Country on the Occasion of Opening of a New Building of the Ministry of Foreign Affairs under Tajikistan Republic. - Dushanbe, March 15, 2013 // Emomali Rahmon. Independence of Tajikistan and the Revival of Nation. In 14 volumes, -V. 13. - Dushanbe, 2017.
11.Emomali, Rahmon. Press Statement Following Meetings and Talks with Finland Republic President Niinisto Sauli. October 24, 2012 // Emomali Rahmon. Independence of Tajikistan and the Revival of Nation. In 14 volumes, -V.12. - Dushanbe, 2017.
12.Emomali, Rahmon. Press Statement Following Meeting with President of the Russian Federation V.V. Putin // Emomali Rahmon / Independence of Tajikistan and the Revival of Nation. In 14 volumes, -V.12. - Dushanbe, 2017.
13.Emomali, Rahmon. Message from the Majlisi Oli of Tajikistan Republic. - Dushanbe, April 20,
2012 // Emomali Rahmon. Independence of Tajikistan and the Revival of Nation. In 14 volumes, -V.12. - Dushanbe, 2017.