Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИ РАХМОНА И ДИНАМИКА МЕСТА АФГАНИСТАНА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2002 Г.)'

ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИ РАХМОНА И ДИНАМИКА МЕСТА АФГАНИСТАНА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2002 Г.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
78
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ВОЗРОЖДЕНИЕ АФГАНИСТАНА / ИНИЦИАТИВЫ ЭМОМАЛИ РАХМОНА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН / ОЭС / БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ / СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТОВ / TAJIKISTAN REPUBLIC / REVIVAL OF AFGHANISTAN / EMOMALI RAKHMON’S INITIATIVES / UNO ACTIVITY / ECO / STRUGGLE WITH INTERNATIONAL TERRORISM / BUILDING OF BRIDGES / ЉУМњУРИИ ТОљИКИСТОН / СММ / СЊИ / СКИ / НАТО / ИМА / АФѓОНИСТОН / ЭњЁ / МУБОРИЗА БО ТЕРРОРИЗМИ БАЙНАЛМИЛАЛї / СОХТМОНИ ПУЛњО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафолзода Мухаммад Курбон

Освещены инициативы Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по урегулированию афганского конфликта во второй половине 2002 года. Выступая на седьмой встрече глав государств и правительств стран-членов Организации экономического сотрудничества в Стамбуле14 октября 2002 года, Президент Республики Таджикистан огласил планы по осуществлению нескольких стратегических проектов, представляющих и международное значение. Среди них не только строительство дороги, соединяющей страну с Китаем, но и возведение мостов через реку Пяндж, способствующих соединению Таджикистана с южными странами через территорию Афганистана, а также сотрудничество в области электроэнергетики. Особое место в этих инициативах отведено борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сафолзода Мухаммад Курбон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAJIKISTAN REPUBLIC PRESIDENT EMOMALI RAKHMON’S INITIATIVES AND DYNAMICS OF AFGHANISTAN PLACE IN FOREIGN POLICY STRATEGY OF TAJIKISTAN REPUBLIC (THE SECOND HALF OF 2020)

The article is devoted to the initiatives of the Founder of Peace and National Unity, Leader of the Nation, the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon aimed at the regulation of the Afghan conflict in the second half of 2002. The President of the Republic of Tajikistan, speaking at the seventh meeting of the Heads of States and Governments of the countries-members of the Economic Cooperation Organization in Istanbul on 14 October 2002, announced the plans on implementation of several strategic projects of international importance, including not only a construction of a road linking the country with China, but on a construction of bridges over the Pyanj River which would facilitate the connection of the country’s highways with the southern countries through Afghanistan either. The combat with drug trafficking is a particular focus of these initiatives.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИ РАХМОНА И ДИНАМИКА МЕСТА АФГАНИСТАНА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2002 Г.)»

23.00.04 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ,

ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 23 00 04 POLITICAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL

AND REGIONAL DEVELOPMENT

УДК 327 ББК 66.4(0)302

ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА Сафолзода Мухаммад Курбон, к.и.н, РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИ доцент Филиала МГУ имени М. В. РАХМОНА И ДИНАМИКА МЕСТА Ломоносова в городе Душанбе АФГАНИСТАНА ВО (Таджикистан, Душанбе) ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (вторая половина 2002 г.)

ТАШАББУС^ОИ ПРЕЗИДЕНТИ ЦУМХУРИИ Сафолзода Му^аммади Цурбон,

ТОЦИКИСТОНЭМОМАЛИРАЩОНВА н.и.т., дотсенти Филиали ДИНАМИКАИ ЦОИАФГОНИСТОНДАР Донишго^и давлатии Москва ба СТРА ТЕГИЯИ СИЁСА ТИ БЕРУНАИ номи М.В. Ломоносов дар ш.

ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН Душанбе (Тоцикистон, Душанбе) (нимаи дувуми соли 2012)

TAJIKISTAN REPUBLIC PRESIDENT EMOMALI Safolzoda M. K., candidate of RAKHMON'SINITIATIVES AND DYNAMICS OF historical sciences, Associate Professor AFGHANISTAN PLACE IN FOREING POLICY of the Branch ofMSU named after M. STRATEGY OF TAJIKISTAN REPUBLIC (THE V. Lomonosov in Dushanbe (Tajikistan, SECOND HALF OF 2020) Dushanbe),

E-MAIL: m-di2005@mail.ru Ключевые слова: Республика Таджикистан, возрождение Афганистана, инициативы Эмомали Рахмона, деятельность ООН, ОЭС, борьба с международным терроризмом, строительство мостов

Освещены инициативы Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по урегулированию афганского конфликта во второй половине 2002 года. Выступая на седьмой встрече глав государств и правительств стран-членов Организации экономического сотрудничества в Стамбуле14 октября 2002 года, Президент Республики Таджикистан огласил планы по осуществлению нескольких стратегических проектов, представляющих и международное значение. Среди них не только строительство дороги, соединяющей страну с Китаем, но и возведение мостов через реку Пяндж, способствующих соединению Таджикистана с южными странами через территорию Афганистана, а также сотрудничество в области электроэнергетики. Особое место в этих инициативах отведено борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Калидвожа^о: Чум^урии Тоцикистон, СММ, С%И, СКИ, НАТО, ИМА, Афгонистон, э^ё, мубориза бо терроризми байналмилали, сохтмони пулуо

Макола ба ташаббусуои Президенти Чумуурии Тоцикистон Эиомали Ра^мон дар робита ба танзим даровардани низои Афгонистон дар нимаи дуюми соли 2002 бахшида шудааст. Президенти Чумуурии Тоцикистон 14 октябри соли 2002 дар цараёни суханронии худ дар мулоцоти сарони давлатуо ва уукуматуои кишваруои аъзои Созмони уамкорщои

щтисодй, дар Стамбул, нацшауоро оид ба амали намудани якчанд тарууои стратеги, ки дорои а^амияти байналмилали мебошанд, ибрози назар намуд. Дар миёни ощо на тащо сохтмони роуе аст, ки кишварро бо мамлакати Хитой мепайвандад, балки сохтмони пулуо аз болои дарёи Панц низ дар назар гирифта шудаанд, ки шоуроууои Тоцикистонро аз тарици цаламрави Афгонистон бо давлатуои цануб мепайвандад. Дар миёни ин ибтикорот мубориза бо гардиши гайрицонунии маводи мухаддир цойи хос дорад.

Keywords: Tajikistan Republic, revival of Afghanistan, Emomali Rakhmon's initiatives, UNO

activity, ECO, struggle with international terrorism, building of bridges

The article is devoted to the initiatives of the Founder of Peace and National Unity, Leader of the Nation, the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon aimed at the regulation of the Afghan conflict in the second half of 2002. The President of the Republic of Tajikistan, speaking at the seventh meeting of the Heads of States and Governments of the countries-members of the Economic Cooperation Organization in Istanbul on 14 October 2002, announced the plans on implementation of several strategic projects of international importance, including not only a construction of a road linking the country with China, but on a construction of bridges over the Pyanj River which would facilitate the connection of the country's highways with the southern countries through Afghanistan either. The combat with drug trafficking is a particular focus of these initiatives.

Вопросы перестройки и восстановления разрушенного народного хозяйства Афганистана были предметом и объектом решений международного масштаба. В этой связи начинают проводиться встречи на разных уровнях. Как пишет А. Князев, «21 января 2002 года в Токио началась международная конференция по восстановлению Афганистана, в которой участвовали представители 61 страны и 21 международной организации. По расчетам Всемирного банка, Программы развития ООН и Азиатского банка развития (представленными в Японии Европейскому союзу, США и Саудовской Аравии, являвшимися сопредседателями конференции), Афганистан в ближайшие два с половиной года нуждается в помощи в размере 4,9 миллиарда долларов. Выступая на конференции, Х. Карзай оценил нужды своего правительства в 2002 г. в 1,5-2 миллиарда долларов, а всего на восстановление просил 45 миллиардов долларов» [3, с. 356].

В когорте стран, содействовавших возрождению Афганистана, согласно данным, которые приводит А. Князев со ссылкой на информационные агентства «Рейтер» и «Новости» от 21 января 2002 года, были следующие: «Страны ЕС пообещали внести 1,5 миллиарда долларов, Япония - 500 миллионов долларов за 2,5 года, США - 296 миллионов долларов в текущем финансовом году. Кроме того, госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что обещание президента США выделить Афганистану 400 миллионов долларов гуманитарной помощи остается в силе. Госсекретарь США подчеркнул необходимость построения в Афганистане эффективных армии и полиции. Австралия намерена выделить 8,8 миллиона долларов США. Саудовская Аравия обещала предоставить 220 миллионов долларов в ближайшие три года. Иранское правительство заявило, что предоставит Кабулу около 560 миллионов долларов в течение пяти лет, из них примерно 120 миллионов в течение года. О стомиллионных пожертвованиях объявили Индия и Пакистан. Кроме того, Всемирный банк сообщил, что готов выделить 500 миллионов долларов в ближайшие 2,5 года, из которых 50-70 миллионов долларов - немедленно. Еще полмиллиарда долларов намерен выделить Азиатский банк развития» [3, с. 356].

По мнению эксперта по Афганистану К. Искадарова, «сегодня, к сожалению, Афганистан и регион находятся на линии опасности, исходящей от терроризма и

экстремизма, и Президент Таджикистана, Лидер нации, как в прежние времена, призывает страны и народы мира объединиться во имя предотвращения этой глобальной опасности, одновременно с осознанием уникального опыта таджикской модели мира, и подчеркивает, напоминает воюющим сторонам о значении мирного переговорного процесса между ними. Безусловно, конфликт в Афганистане имеет свои специфические особенности, но, несмотря на это, необходимо, чтобы прилагались всесторонние стремления во имя осуществления процесса национального примирения в этой стране» [4, с. 60].

Эти инициативы будут продолжены и в последующие годы. Как было отмечено, глава Таджикистана, проявляя постоянное неустанное внимание к внешней политике Афганистана, активно участвует в процессе постконфликтного восстановления соседнего государства.

Эксперт Е. Белов, оценивая трагические последствия гражданской войны в Таджикистане и их зависимость от того, что происходило в течение долгого времени в Афганистане, подчеркивая миротворческую миссию высшего руководства Таджикистана, придерживается такой точки зрения: «Вместе с тем продолжение вооруженных столкновений в Таджикистане и война в соседнем Афганистане серьезно дестабилизировали обстановку в регионе, вызывали обеспокоенность международного сообщества в лице Организации Объединенных Наций, России и ряда других стран СНГ» [2, с. 3].

Президент Республики Таджикистан, выступая 14 октября 2002 года в Стамбуле на седьмой встрече глав государств и правительств стран-членов Организации экономического сотрудничества, огласил план по осуществлению нескольких стратегических проектов, имеющих и международное значение. Среди них было не только строительство дороги, соединяющей страну с Китаем, но и строительство мостов через реку Пяндж, способствующих соединению магистралей страны с южными странами через территорию Афганистана. Здесь нужно отметить два обстоятельства: когда говорят о строительстве мостов через реку Пяндж с этой страной, необходимо отметить и то обстоятельство, что по всей протяженности совместной границы в 1344 км между государствами за все прошедшее время функционировал только один узкогабаритный мост в Ишкашимском районе ГБАО Республики Таджикистан и в афганской провинции Бадахшан. Второй, в районе Нижнего Пянджа, и вовсе являлся паромным мостом и функционировал нерегулярно. То есть, автомобильное сообщение между странами, по сути, было ограничено. Поэтому нужно отметить инициативу по строительству моста в районе Нижнего Пянджа. С другой стороны, при строительстве дорог и мостов, соединяющих Таджикистан и Афганистан, открылись бы перспективные горизонты в экономическом сотрудничестве не только с возрождающимся Афганистаном, но и этот фактор мог бы послужить превращению страны в так называемый мост или узел, соединяющий Центрально-Азиатский регион с Юго-Восточной Азией. По этому вопросу он отметил: «Это очень важно в условиях усиливающихся международных экономических связей между регионами. При отсутствии прямого выхода стран Центральной Азии к морским портам, создание общего транспортного коридора стало бы мощным импульсом усиления геополитического и торгово-экономического значения регионов в целом. К ним, прежде всего, необходимо отнести строительство автомобильной дороги Мургаб - перевал Кульма с выходом на Каракорумское шоссе, строительство мостов через реку Пяндж, что в ближайшей перспективе соединит транспортные магистрали нашей страны с Афганистаном, Ираном и Пакистаном» [6, с. 7-8].

Еще одним важным фактором в деле обустройства Афганистана является сотрудничество в

области электроэнергетики, без расширения границ которого невозможно представить развитие страны. Хотя к этому времени Афганистан получал электроэнергию для своих приграничных районов, в том числе и для провинции Кундуз, но в перспективе речь могла идти о более масштабных объемах поставки из Таджикистана в Афганистан самой дешевой и экологически чистой электроэнергии. В дальнейшем, с учетом возможностей Таджикистана, это сотрудничество могло перерасти в широкое и эффективное использование данного ресурса. К тому же транзит электроэнергии из Таджикистана через территорию Афганистана в Пакистан и Иран способствовал бы расширению и укреплению международного сотрудничества стран региона и принес немалые дивиденды стране-транзитёру. Касаясь этого момента в региональном сотрудничестве Афганистана, на саммите было сказано: «Сотрудничество в области гидроэнергетики, вне всякого сомнения, считается одним из приоритетных взаимодействий в рамках ЭКО. Таджикистан обладает самым богатым запасом гидроэнергетических ресурсов в регионе. В настоящее время мы ведем активную работу по реализации проекта завершения строительства Рогунской ГЭС с последующим строительством линий электропередачи, связывающих Таджикистан с Афганистаном, Пакистаном и Ираном. Включение этого проекта в план создания объединенной энергосистемы региона ЭКО является подтверждением его значимости для всех наших стран» [6, с. 8].

Общеизвестно, что к этому времени вопросы безопасности и стабильности в Таджикистане и в регионе в их общей массе всецело зависели от обстановки, которая царит в соседнем Афганистане. Последующее установление мира и стабильности в Афганистане гарантирует мир и стабильность на постоянной основе во всем регионе и мире. На данном историческом этапе даёт результат проведение антитеррористических операций международными силами НАТО во главе с США и другими странами - членами этой организации. Но необходимо, чтобы достигнутый успех был закреплен на продолжительное время, еще лучше - навсегда. Но ход событий в последующие годы свидетельствует о предстоящих непростых временах, что и выяснится в дальнейшем.

Республика Таджикистан, приветствуя все инициативы Кабула по установлению мира в этой стране, поддерживает любые проекты, направленные на восстановление постконфликтной экономики и инфраструктуры в Афганистане. Последующие шаги высшего руководства Таджикистана являются доказательством этому. Продолжается конструктивное участие Таджикистана в возрождении Афганистана, выраженное в инициативах главы государства: об этом свидетельствуют предложения, озвученные с высоких трибун авторитетных международных организаций и совещаний глав государств.

С учетом происходящих серьезных изменений в регионе и в мире, в этот период Республика Таджикистан определяет основные направления и приоритеты международной деятельности страны: «Президентом Республики Таджикистан Э. Рахмоном была утверждена (24 сентября 2002 г.) первая Концепция внешней политики Республики Таджикистан, а парламентом страны принят Закон «О дипломатической службе». С тех пор Концепция стала основополагающим политическим документом, в котором отражена система официальных взглядов на основные направления и приоритеты международной деятельности государства» [5, с. 9].

Как пишет С. Аслов: «Внешняя политика каждого государства базируется на его государственных и национальных интересах и нацелена на то, чтобы цели, задачи и направления этой политики были созвучны требованиям текущей геополитической и геоэкономической обстановки. В свете этого соответствующие документы, определяющие стратегию и тактику внешней политики с учетом веяний времени и трансформаций на

международной арене, нуждаются в изменениях и усовершенствованиях или диктуют необходимость подготовки и принятия нового документа.

Независимый Таджикистан еще в сентябре 2002 года утвердил и последовательно претворял в жизнь Концепцию внешней политики, в которой, по сути, отражались смысл и задачи деятельности государства на международной арене и определялись пути и механизмы реализации национальных интересов Республики Таджикистан» [1, с. 3].

Президент Республики Таджикистан, выступая на встрече Генерального секретаря ООН Кофи Аннана с членами Общественного Совета Республики Таджикистан 21 октября 2002 г. в Душанбе и акцентируя внимание на фундаментальных основах и причинах распространения терроризма в небогатых странах, сказал: «Противодействие террористической угрозе - долгосрочная задача в силу многомерности этого, чуждого человеческой цивилизации, явления и глубины его корней. В дополнение к единству воли, объединению ресурсов и укреплению существующей международно-правовой базы, усилия возникшей в период после 11 сентября 2001 года антитеррористической коалиции должны быть распространены и на устранение коренных причин терроризма, кроющихся в неурегулированных конфликтах и в вопиющем социально-экономическом неравенстве между развитыми и бедными странами.

Что касается последнего аспекта проблемы, хочу обратить внимание уважаемой аудитории на то, что на трех консультативных встречах и одной конференции доноров по Таджикистану, международным сообществом было заявлено о предоставлении нашей стране помощи на общую сумму более миллиарда долларов. На деле же реально предоставленная помощь на несколько порядков ниже этой суммы. В этой связи у меня возникает опасение, что подобное может произойти и с решениями Токийской конференции доноров по Афганистану. Таджикистан активно участвует в общей работе по обеспечению международно-правового режима борьбы с терроризмом. Наша страна стала участником абсолютного большинства универсальных антитеррористических конвенций. Мы всецело поддерживаем деятельность Совета Безопасности ООН в этом направлении. Совет Безопасности в соответствии со своими полномочиями по Уставу ООН должен и далее играть активную роль в предотвращении угрозы международному миру и безопасности, исходящей от терроризма.

Здесь считаю уместным заявить о нашем решительном неприятии попыток увязывания терроризма с исламом. Терроризм, как и все подобные деструктивные явления, чужд природе человека и идеям религии. Он не имеет ни национальной, ни религиозной идентификации. Ислам, будучи глубоко человеколюбивой и гуманистической по своей направленности религией, осуждает всякое насилие. Другое дело, что в большинстве мусульманских стран царит нищета и бедность и этим пользуются силы международного терроризма, так как обездоленность является уязвимой средой, в которой идеи нетерпимости находят поддержку у части населения» [7, с. 15-16].

В ходе этой встречи также шла речь о формировании в Афганистане устойчивых институтов власти, стабильного политического режима, безопасности и гуманитарных составляющих. Естественно, что весь комплекс мероприятий, связанных с возрождением Афганистана, должен осуществляться под эгидой ООН. «Таджикистан, будучи соседом Афганистана, все годы своей независимости ощущал на себе пагубное влияние войны, продолжающейся в этой стране. Угроза, исходящая

из Афганистана для нашей державы, да и региона в целом, особенно усилилась с захватом власти талибами.

Это обстоятельство побудило меня поделиться собственной озабоченностью ситуацией в этом государстве в своих выступлениях с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Я призывал мировое сообщество уделить самое серьезное внимание проблемам нашего соседа и создать вокруг него пояс безопасности. К сожалению, лишь события 11 сентября прошлого года заставили мир, наконец, обратить свой взор на происходящее в Афганистане, где режим талибов насильственно насаждал средневековые порядки, попирая элементарные права человека, особенно в отношении таких уязвимых слоёв общества, как женщины и дети.

Сегодня в дружественном Афганистане продолжается сложный процесс достижения национального согласия, формирования устойчивых институтов власти и стабильного политического режима. Возрождение независимого и мирного Афганистана происходит в непростых условиях. По-прежнему остро стоит проблема обеспечения безопасности. Критической остается гуманитарная ситуация.

Важно, чтобы ООН продолжала играть роль координатора общих усилий мирового сообщества в закреплении курса на восстановление послевоенного Афганистана, полную ликвидацию на его территории очагов международного терроризма, религиозного экстремизма и наркотической угрозы.

В этом контексте большие задачи по оказанию содействия Афганистану стоят перед Миссией ООН. Считаем, что необходимо наращивать международную экономическую и гуманитарную помощь Афганистану, не останавливаться на достигнутом» [7, с. 17-18].

В этом свете внимание Генерального секретаря ООН было привлечено к тому, что возрождение Афганистана тесно переплетается с региональным развитием, где имеющийся потенциал может составить перспективную кооперацию по восстановлению народного хозяйства соседней страны и тем самым активно использовать такие сферы в экономике Таджикистана, как производство гидроэлектроэнергии, стройматериалов, а также сферу народного образования, подготовки кадров, что не только способствует интеграции экономики региона, но и обеспечивает его безопасность.

Глава государства подчеркнул: «При этом очень важное значение имеет тот аспект, что процесс постконфликтного восстановления Афганистана должен рассматриваться в контексте общерегионального развития. Говоря об этом, я имею в виду использование возможностей и ресурсов сопредельных стран с целью возрождения экономики Афганистана. Речь, прежде всего, идет об освоении и использовании гидроэнергетических ресурсов, промышленного потенциала в таких областях, как производство строительных материалов, товаров повседневного спроса, а также в подготовке афганских кадров.

Правительство Таджикистана со своей стороны будет продолжать активное участие в возрождении Афганистана, строить отношения с афганским народом на основе принципов взаимного уважения, многогранного сотрудничества на благо наших стран и в интересах региональной и всеобщей безопасности» [7, с. 18].

Одним из важных шагов Республики Таджикистан в деле практического участия в возрождении Афганистана является строительство постоянно действующего моста на реке Пяндж на окраине областного центра Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан - города Хорога. Как было отмечено раньше, за прошедшее время между двумя странами по всей протяженности совместной границы в 1344 км был всего один

мост в районе Ишкашима, в 120 км от областного центра, и паромный мост на юге, в районе Нижнего Пянджа. Именно после обретения государственной независимости Республика Таджикистан, пересматривая и обогащая содержание взаимоотношений с Афганистаном, проявила инициативу по строительству данного объекта. Есть еще одно обстоятельство, которое придает данной инициативе особое значение. С афганской стороны данный участок по направлению к югу, вплоть до Дарвазской зоны, составляющей более 300 км, представляет собой труднодоступный высокогорный рельеф, который в зимний период становится совершенно непроходимым. И в тот период, при возникновении экстренных случаев, Республика Таджикистан разрешала в порядке исключения, для оказания экстренной медицинской помощи, пересекать реку Пяндж в определенных пунктах под контролем пограничной службы. Таким же образом в эти уезды Афганистана в осенне-зимний период доставлялась гуманитарная и медицинская помощь. К тому же в зимний период добраться до приграничных уездов Афганского Бадахшана вдоль реки Пяндж возможно только через территорию Таджикистана. Исходя из этого, открытие первого моста дружбы через реку Пяндж имело особое значение. В церемонии открытия моста участвовали заместитель Председателя переходного правительства (или Временной администрации) Афганистана Хидоят Амин Арсало и принц Ага-хан IV.

Выступая 3 ноября 2002 г. в Хороге, центре Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан, находящейся на линии совместной границы двух государств, на торжественной церемонии открытия постоянно действующего моста между Таджикистаном и Афганистаном, глава государства говорил: «Сегодня мы собрались в одном из красивейших уголков Таджикистана и являемся свидетелями исторического события, которое открывает новую страницу в новейшей истории отношений между Таджикистаном и Афганистаном. Об этом свидетельствует прибытие заместителя Председателя Переходного правительства Афганистана господина Хидоята Амина Арсало, Его Высочества принца Ага-хана IV. Народная пословица гласит: «Построй мост - и обретешь благо». Это не случайно, ибо мосты всегда являлись символами сближения народов. Сегодня, после того, как мировое сообщество приложило усилия для решения афганской проблемы, открытие моста между Таджикистаном и Афганистаном является еще одной хорошей вестью в послевоенном возрождении Афганистана. Мы надеемся, что совместные усилия принесут добрые плоды и послужат примером для других» [8, с. 20].

Данный мост был построен при содействии Фонда Ага-хана. Глава государства упомянул о необходимости расширения и укрепления торгово-экономических и транспортно-коммуникационных связей с возрождающимся Афганистаном не только Таджикистана, но и всего Центрально-Азиатского региона, не имеющего доступа к морским портам азиатского Юга. Такие проекты повышают торгово-экономическую и политическую значимость региона. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что, в связи с улучшением военно-политической ситуации в сопредельной стране, для налаживания полноценных торгово-экономических и транспортно-коммуникационных связей между двумя государствами, которые выводят Таджикистан в южном направлении к международным транспортным коридорам через Афганистан, в перспективе на реке Пяндж будет построено несколько таких транспортно-коммуникационных мостов-объектов. Со строительством на реке Пяндж этих объектов, одновременно будет выполнена еще одна важная задача по налаживанию приграничной торговли между двумя странами. Значимость этих пунктов приграничной торговли особенно высока для

приграничных уездов Афганистана в районе Афганского Бадахшана, испытывающих определенные трудности в зимний период в зоне труднодоступных горных анклавов. Касаясь восстановления социально-экономической инфраструктуры соседней страны, глава государства сказал: «Строительство этого моста было осуществлено при помощи и поддержке Фонда Ага-хана. В связи с этим я хотел бы от себя лично и от имени всех присутствующих выразить искреннюю признательность Его Высочеству.

Необходимо подчеркнуть, что руководство Таджикистана понимает, что одним из главных условий полного мира в Афганистане является восстановление в этой стране социально-экономической инфраструктуры. С учетом необходимости углубления торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, которое невозможно представить без развития транспортной инфраструктуры, Республика Таджикистан разработала ряд конкретных мер, направленных на поиск оптимальных путей решения данной проблемы.

Этот шаг очень важен и для развития межрегиональных связей. В условиях, когда страны Центральной Азии не имеют доступа к морским портам, создание устойчивой транспортной магистрали имеет важное значение для повышения политического и торгово-экономического значения региона.

В этой связи мы считаем одним из приоритетов нашей политики строительство подобных объектов, восстановление дорог, которые в ближайшем будущем станут средством транспортных связей между нашими странами. Поэтому мы приступаем к сооружению подобных мостов и на других направлениях границы нашей страны» [8, с. 21-22].

Одним из ключевых элементов в деле развития промышленности является обеспечение объектов электроэнергией. Таджикистан имеет большой потенциал по производству экологически чистой электроэнергии, особенно в летний период, и эта продукция могла бы быть предоставлена для нужд народного хозяйств Афганистана. Глава государства подчеркнул: «Еще во времена Советского Союза была сооружена и действовала линия электропередачи из Таджикистана в Кундуз. После восстановления этой линии Таджикистан готов, в пределах своих возможностей, экспортировать электроэнергию в соседний Афганистан и имеет намерение в будущем расширять эксплуатационные возможности данной ЛЭП» [8, с. 21-22].

Было акцентировано внимание на активизации содействия Афганистану в восстановлении экономики. Было отмечено, что почти шестьдесят процентов оказываемой гуманитарной международной помощи предоставляется через нашу территорию. На этой основе Таджикистан, предоставляя широкие возможности для подобного содействия, одновременно был готов оказывать помощь и в сфере сельского хозяйства и промышленности. «Всем известно, что руководство Таджикистана в ходе переговоров с зарубежными представителями всегда подчеркивает, что значительные результаты послевоенного восстановления Афганистана следует связывать именно с оказанием огромной экономической помощи этой стране, поскольку без этого мирный процесс в Афганистане оказался бы под угрозой.

Следует отметить, что Таджикистан предпринял многочисленные усилия по разъяснению мировому сообществу нынешнего положения в Афганистане и предоставил широкие возможности для доставки ему гуманитарной помощи через свою территорию. По данным Организации Объединенных Наций, около шестидесяти процентов гуманитарной помощи поступило в Афганистан через территорию Таджикистана. Сегодня мы можем быть уверены в том, что темпы и объемы доставки этой гуманитарной помощи еще более возрастут. Мы надеемся, что

наше сотрудничество будет возрождаться и в других областях, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве. К практической реализации этих мер Таджикистан готов» [8, с. 22].

Нужно отметить и тот факт, что принятие новой Концепции внешней политики в конце 2002 года являлось требованием времени, и в новых исторических условиях данное обстоятельство воспринимается как должное, обеспечивающее, наряду с другими факторами, национальную безопасность и повышающее международный имидж страны. Как отмечает глава государства: «Изменения, произошедшие в регионе и мире со второй половины 2001 г., вызвали необходимость проведения такой внешней политики, которая отражала бы интересы и ответственность всех сторон — государства и его органов, гражданского общества, предпринимательских кругов — и способствовала бы обеспечению их адекватного вклада в её эффективную реализацию с целью формирования благоприятных внешних условий для продвижения национальных приоритетов развития, укрепления национальной безопасности страны и её позитивного восприятия за рубежом» [5, с. 9].

Здесь необходимо заметить, что с принятием новой Концепции внешней политики страны определяются новые ориентиры и новые подходы к вопросу о представлении Республики Таджикистан на международной арене. Относительно новой Концепции внешней политики страны следовало бы отметить, что глава государства впервые упомянул о ней (в посланиях парламенту страны в 2001 и 2002 гг.) на торжественном заседании по случаю 10-й годовщины XVI сессии Верховного Совета республики 15 ноября 2002 года: «...Шестая проблема состояла в определении стратегии международной политики и сотрудничества Таджикистана с авторитетными международными организациями. Таджикистан искал пути и подходы присоединения к международным организациям и в то же время выбрал стратегию укрепления и дальнейшего развития добрых отношений и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. Установление отношений в различных отраслях с далекими и близкими странами, вступление Таджикистана в десятки международных политических и финансовых организаций стало фактором признания и поддержки независимого Таджикистана во всем мире» [9, с. 39].

Международные мероприятия, приуроченные к вопросам оказания помощи и содействия постконфликтному Афганистану, создают хорошую основу и обнадеживают на восстановление экономики этой страны в ближайшее время. Токийская встреча, проходившая в начале года, открывает прекрасные возможности в этом направлении.

Именно неординарные события, потрясшие мир, которыми завершился XX в. и начался XXI век, подтвердили истину, насколько масштабны для всего мира возникшие в Афганистане вызовы и угрозы. Если посмотреть на истоки, то, как отмечалось, низкий социальный уровень в некоторых странах, связанный с идеологическими и конфессиональными конфликтами, появившимися на почве национально-этнических противоречий, создаёт платформу для возникновения фанатизма и экстремизма, которые успешно используются эмиссарами международного терроризма.

Процесс возрождения экономики Афганистана, в который активно включилась Республика Таджикистан, включает развитие отраслей, представляющих взаимный интерес. В данном случае главным является то, что все инициативы главы Таджикистана, заявленные с трибуны международных организаций относительно разрешения афганского конфликта, с приходом в эту страну новой администрации начинают осуществляться.

В свете продолжающихся боевых операций международных сил по поддержанию мира и стабильности в Афганистане (ISAF), одновременно идет процесс оказания

гуманитарной помощи стране, и, по оценкам ООН, более шестидесяти процентов помощи доставляется через территорию Таджикистана. Одновременно Республика Таджикистан оказывает Афганистану содействие в таких вопросах, как подготовка кадров для народного хозяйства, в том числе для науки и образования, сельского хозяйства, а также в строительстве дорог и мостов, подаче электроэнергии в приграничные районы.

Одним из ярких примеров такого рода сотрудничества является налаживание приграничной торговли на пограничных пунктах пропуска. После открытия второго моста в местечке Тем областного центра ГБАО, г. Хорога, между двумя странами активизируется приграничная торговля, весьма нужная и открывающая широкие возможности развивать в будущем это направление.

Само по себе открытие первого моста дружбы между странами заложило основу для расширения сотрудничества в этом направлении, во многом облегчающего нужды жителей приграничных районов наших стран. Инициативы Президента Республики Таджикистан, направленные на скорейшее разрешение «афганского узла», наряду с другими животрепещущими проблемами Афганистана, в этот период были обращены на то, чтобы предотвратить появление еще одного источника, способствующего дестабилизации обстановки не только в Афганистане, но и в регионе и в мире. Это проблема незаконного оборота наркотиков, одновременно служившего важным источником финансирования международного терроризма.

Последующее изучение вопроса открывает новые горизонты сотрудничества Республики Таджикистан с Афганистаном, включающего различные отрасли народного хозяйства сторон и оказывающего необходимое содействие в возрождении дружественной страны.

Список использованной литературы.

1. Аслов С. Путеводный документ внешней политики Республики Таджикистан. Внешнеполитическая стратегия Республики Таджикистан в контексте сценариев развития событий после 2014 года // Внешняя политика (Издание МИД РТ). -Душанбе. - 2014. -№1. http://mfa.tj/?l=ru&cat=10&art=1085.

2. Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта, 1993-1997 гг.: автореф... на канд. истор. наук. -Душанбе, 1999.

3. Князев А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX -начало XXI века). - Душанбе, 2004.

4. Искандаров К., Давлатов, Р. Абдуллаев. Афгонистони имруз: омилхои дохили ва хоричии чанг ва сулх (на тадж. языке: Афганистан сегодня: внутренние и внешние факторы войны и мира). - Душанбе 2018. - С. 60.

5. Рахмон, Эмомали. О современном мире и основных аспектах внешней политики Республики Таджикистан. - Душанбе, 2019.

6. Рахмонов Эмомали. Выступление на седьмой встрече глав государств и правительств стран-членов Организации экономического сотрудничества. -Стамбул, 14 октября 2002 года // Э. Рахмонов. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 11 т. Т.4. - Душанбе, 2006.

7. Рахмонов Эмомали. Выступление на встрече Генерального секретаря ООН Кофи Аннана с членами Общественного Совета. Душанбе. 21 октября 2002 г. // Э. Рахмонов. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В11 т. Т.4. - Душанбе, 2006.

8. Рахмонов Эмомали. Мост дружбы и созидания. Выступление на торжественной церемонии открытия постоянно действующего моста между Таджикистаном и Афганистаном. Хорог. 3 ноября 2002 г. //Э. Рахмонов. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 11 т. Т.4. - Душанбе, 2006.

9. Рахмонов Эмомали. Выступление на торжественном собрании в честь XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. Худжанд. 15 ноября 2002 г. //Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В11 т. Т.4. - Душанбе, 2006.

Reference Literature:

1. Aslov S. The Guiding Document of Tajikistan Republic Foreign Policy. Foreign Policy Strategy of Tajikistan Republic in the Context of Scenarioes Dealing with Development of Events after 2014 // "Foreign Policy " (Edition of TR Foreign Policy Affairs Ministry. - Dushanbe. - 2014, N1 http:

2. Belov Ye. V. Historical Experience of Negotiative Process on Tajik Conflict Regulation. 1993 -1997. Synopsis of candidate dissertation in history. - Dushanbe, 1999

3. Knyazev A. Afghanistan Crisis and Cental Asia Security (the XlX-th - the Beginning of the XXI-st Centuries) - Dushanbe, 2004

4. Iskandarov K., Davlatov R., Abdullayev. Afghanistan today: Interior and Exterior Factors of War and Peace. - Dushanbe. 2018. - p. 60 (in Tajik)

5. Rakhmon, Emomali. About Modern World and Major Aspects of Tajikistan Republic Foreign Policy. - Dushanbe, 2019

6. Rakhmonov, Emomali. The Speech at the seventh Meeting of Heads of States and Governments of Countries-Members of Economy Cooperation Organization. Istanbul, October 14, 2002 // E. Rakhmonov. Independence of Tajikistan and Revival of Nation. In eleven volumes. V.4. - Dushanbe. 2006.

7. Rakhmonov, Emomali. The Speech at the Meeting of UNO General Secretary Kofi Annan with the Members of Social Council. - Dushanbe, October 21, 2002 // E. Rakhmonov. Independence of Tajikistan and Revival of Nation. In 11 volumes. - V.4. - Dushanbe, 2006.

8. Rakhmonov, Emomali. The Bridge of Friendship and Creation. The Speech at the Solemn Ceremony of Opening Dealing with permanently Functioning Bridge between Tajikistan and Afghanistan, Khorog. November 3, 2002 // E. Rakhmonov. Independece of Tajikistan and Revival of Nation. In eleven volumes. V.4. - Dushanbe. 2006

9. Rakhmonov, Emomali. The Speech at the Solemn Meeting in Honour of the XVI-th Session of the Supreme Council of Tajikistan Republic. Khujand. Novemebr 15, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.