Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИ РАХМОНА И ДИНАМИКА МЕСТА АФГАНИСТАНА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2001 -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 2002 ГГ.)'

ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИ РАХМОНА И ДИНАМИКА МЕСТА АФГАНИСТАНА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2001 -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 2002 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ИНИЦИАТИВЫ / АФГАНИСТАН / ООН / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЛЯ / НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / TAJIKISTAN / PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN EMOMALI RAHMON / INITIATIVES / AFGHANISTAN / UNITED NATIONS / REVIVAL / ECONOMY / TRADE / SCIENCE AND EDUCATION / ELECTRIC POWER / ТОҷИКИСТОН / ТАШАББУСҳО / АФОГНИСТОН / СММ / ЭҳЁ / ИқТИСОДИЁТ / ТИҷОРАТ / ИЛМ ВА МАОРИФ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафолзода Мухаммади Курбон

Статья посвящена инициативам и предложениям Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по урегулированию проблемы Афганистана и динамике его места во внешнеполитической стратегии Таджикистана в важном периоде истории Афганистана, конца 2001 и начала 2002 гг. Указывается, что после изгнания талибов с политической сцены страны Республика Таджикистан одна из первых официально признала новое правительство Афганистана, подняла на качественно новый уровень дипломатические отношения, открыв свое посольство в Кабуле. Подчеркивается, что Президент РТ приложил немало усилий для обращения внимания мирового сообщества к проблемам Афганистана, решение которых способствует возрождению нового Афганистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIATIVES OF THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN EMOMALI RAHMON AND THE DYNAMICS OF PLACE OF AFGHANISTAN IN REFERENCE TO FOREIGN POLITIC STRATEGY OF TAJIKISTAN REPUBLIC (REFERRING TO THE SECOND HALF OF 2001 - THE FIRST HALF OF 2002)

The article dwells on the continuation of the initiatives and proposals of the Founder of Peace and National Unity, The Leader of the nation, Tajikistan Republic President, distinguished Emomali Rahmon into the settlement of the problem beset with Afghanistan and the dynamics of his place in the foreign policy strategy of Tajikistan in the important period of the history of Afghanistan referring to the end of 2001 and the beginning of2002. This is a time when the Taliban movement has been expelled from the country ’s political scene, and the Republic of Tajikistan is among the first to officially recognize the new Government of Afghanistan. Diplomatic relations will be raised to a qualitatively new level. Tajikistan is opening its embassy in Kabul. There is an opportunity to participate actively in the rebirth of the new Afghanistan.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИ РАХМОНА И ДИНАМИКА МЕСТА АФГАНИСТАНА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2001 -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 2002 ГГ.)»

УДК 327(581+57.3) ББК 66.4(5аф+2тоц)

ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ Сафолзода Мухаммади Курбон,

ТАДЖИКИСТАН ЭМОМАЛИРАХМОНА И кандидат исторических наук, доцент

ДИНАМИКА МЕСТА АФГАНИСТАНА ВО кафедры социально-

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ гуманитарных дисциплин филиала МГУ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ВТОРАЯ имени М. В. Ломоносова в городе

ПОЛОВИНА 2001 -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 2002 ГГ.) Душанбе (Таджикистан, Душанбе)

ТАШАББУСХОИПРЕЗИДЕНТИ Сафолзода Мухаммади Курбон, н.и.т.,

ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОНЭМОМАЛЙРАХМОН дотсенти кафедраи ицтимой-

ВА ДИНАМИКАМ ЦОИАФГОНИСТОНДАР гуманитарии филиали Донишго%и

СТРАТЕГИЯИ СИЁСАТИХОРИЦИИ ЦУМХУРИИ давлатии Москва ба номи М.В.

ТО ЦИКИСТОН (НИМАИДУЮМИ СОЛИ 2001 - Ломоносов дар ш. Душанбе

НИМАИАВВАЛИ 2002) (Тоцикистон, Душанбе)

INITIA TIVES OF THE PRESIDENT OF Safolzoda Muhammadi Kurbon,

THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN EMOMALI candidate of historical sciences, associate RAHMON AND THE DYNAMICS OF PLACE OF professor of the department of social AFGHANISTAN IN REFERENCE TO FOREIGN humanitarian disciplines of the Moscow

POLITIC STRATEGY OF TAJIKISTAN REPUBLIC State University branch

(REFERRING TO THE SECOND HALF OF 2001 - THE M. V. Lomonosov in the city of Dushanbe

FIRST HALF OF 2002) Е- mail: msafolov@dip. tj

Ключевые слова: Таджикистан, инициативы, Афганистан, ООН, возрождение, экономика, торговля, наука и образование

Статья посвящена инициативам и предложениям Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по урегулированию проблемы Афганистана и динамике его места во внешнеполитической стратегии Таджикистана в важном периоде истории Афганистана, конца 2001 и начала 2002 гг. Указывается, что после изгнания талибов с политической сцены страны Республика Таджикистан одна из первых официально признала новое правительство Афганистана, подняла на качественно новый уровень дипломатические отношения, открыв свое посольство в Кабуле. Подчеркивается, что Президент РТ приложил немало усилий для обращения внимания мирового сообщества к проблемам Афганистана, решение которых способствует возрождению нового Афганистана.

Вожах;ои калидй: Тоцикистон, ташаббус%о, Афогнистон, СММ, э%ё, ицтисодиёт, тицорат, илм ва маориф

Мацола ба таулилу баррасии ташаббус ва щдомоти созандаи Президенти Чумуурии Тоцикистон Эмомали Ра%мон вобаста ба %аллу фасли мушкилоти Афгонистон ва боло рафтани нацши ин кишвар дар стратегияи сиёсати хориции Тоцикистон, дар давраи му%ими таърихи Афгонистон - охири соли 2001 ва аввали соли 2002 бахшида шудааст. Цайд мегардад, ки давраи мавриди тауцици замонест, ки %аракати толибон аз са%наи сиёсии Афгонистон ронда шуда, Чумуурии Тоцикистон аз цумлаи аввалин кишвар%ои ба таври расми %укумати нави Афгонистонро шинохт.Муносибатуои дипломати ба сатуи сифатан нав бардошта шуда, Чумуурии Тоцикистон Сафорати худро дар Кобул ифтито% менамояд.Имконияти иштироки фаъол дар э%ёи Афгонистони навин пайдо мешавад.

Key words: Tajikistan, President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon, initiatives, Afghanistan, United Nations, revival, economy, trade, science and education, electric power

The article dwells on the continuation of the initiatives and proposals of the Founder of Peace and National Unity, The Leader of the nation, Tajikistan Republic President, distinguished Emomali Rahmon into the settlement of the problem beset with Afghanistan and the dynamics of his place in the ^ foreign policy strategy of Tajikistan in the important period of the history ofAfghanistan referring to the end of2001 and the beginning of2002. This is a time when the Taliban movement has been expelled^ from the country's political scene, and the Republic of Tajikistan is among the first to officially recognize the new Government of Afghanistan. Diplomatic relations will be raised to a qualitatively new level. Tajikistan is opening its embassy in Kabul. There is an opportunity to participate actively in the rebirth of the new Afghanistan.

На новом этапе взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Афганистан, который приходится на конец 2001 года, намечается динамика места Афганистана во внешнеполитической стратегии Республики Таджикистан, что отражается в повышении уровня дипломатических отношений.

Следует отметить и то обстоятельство, что после Боннской конференции и образования Временной Администрации страны, Президент Исламского Государства Афганистан профессор Бурхануддин Раббани 22 декабря 2001 года в торжественной обстановке осуществил передачу политической власти Временной Администрации во главе с Хамидом Карзаем. Как отмечают К. Искандаров, Р. Давлатов и Р. Абдуллаев: «Это была первая в более чем 200-летней истории Афганистана мирная передача политической власти»(3, 45).

Как пишут эксперты, «Таджикистан являлся одной из первых стран, официально признавших новое правительство Афганистана» (3, 45).

Спустя некоторое время в Кабуле приступило к работе Посольство Республики Таджикистан. После образования Временной Администрации между странами наметилось налаживание отношений в таких важных отраслях, как экономика, торговля, электроэнергетика и других, представлявших взаимный интерес. Время работало во благо интересов сторон.

Таким образом, в одной из нестабильных точек планеты, наконец, устанавливается мир и стабильность, что способствует завершению процесса конфликтности, наряду с другими основополагающими факторами, возникшими внутри Афганистана на межэтнической и межконфессиональной платформе. Одним из главенствующих моментов в политической жизни такой полиэтнической страны является ожесточённая борьба, начавшаяся после свержения режима короля Захир Шаха, это по сути своей борьба за власть и социальные блага между этническими группами.

В этой связи представляют интерес исследования А. Воронцова, где, ведя разговор о нестабильных точках на планете, он полагает, что «зона нестабильности" в период глобального противостояния эпохи холодной войны включала преимущественно страны Ближнего и Среднего Востока. Теперь она охватывает, кроме того, Балканы, Закавказье, огромные пространства азиатского региона. Столь значительное расширение "зоны нестабильности" во многом обусловлено ростом конфликтности, прежде всего внутри государств на межэтнической и межконфессиональной основе. Одно из центральных мест в политической жизни полиэтнических стран занимает борьба за распределение власти и различных социальных благ между отдельными этническими группами и даже внутри них. Среди важнейших факторов, влияющих на развитие международных отношений и определяющих источники противоречий, наблюдается подъем национального самосознания многих народов, который не сводится лишь к узко понимаемому национализму. Этничность несет в себе государственное начало, и, кристаллизуясь вокруг вопросов формирования и отправления государственной власти, обретает политический характер. Речь идет об объективных явлениях и процессах, которые порождены национальной дифференциацией человечества и затрагивают политическое развитие социума» (1).

Президент Республики Таджикистан, отвечая на вопросы корреспондента «Независимой газеты» о том, отразились ли глобальные изменения, возникшие на геополитической карте мира, после возникновения новой военно-политической конфигурации в Центральной Азии, говорил: «Да, геополитическая карта планеты заметно изменилась. Но для нас эти перемены не были неожиданными. Я не хочу сказать, что мы предвидели события 11 сентября, но что-то должно было заставить мир обратить самое серьезное внимание на застарелую афганскую проблему.

Ситуация в Афганистане оказывала самое негативное влияние на нас. Я имею в виду и события в самом Таджикистане, и вторжения боевиков Исламского движения Узбекистана в страны Центральной Азии, и ежедневную борьбу с наркобизнесом. Все это держало нас в постоянном напряжении, мы были вынуждены тратить значительные средства на укрепление нашей безопасности вместо того, чтобы решать многочисленные экономические и социальные проблемы. Таджикистан все эти годы оставался единственной страной в регионе, не поддерживавшей никаких отношений с талибами. Если не принимать во внимание поддержку России, мы, по существу, в одиночку противостояли этим угрозам» (6, 319).

Особо хотелось бы акцентировать внимание на непоколебимую позицию высшего руководства Таджикистана в вопросе борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, насаждавшим свои корни в Афганистане. На этой основе постоянная поддержка официальной власти Афганистана в антиталибской борьбе и оказание

соответствующей гуманитарной помощи и содействия занимают важное место во внешнеполитической стратегии Таджикистана. Глава государства подчеркивает: «Когда началась антитеррористическая операция, нам не пришлось, как некоторым другим странам, менять свою политику — мы как помогали противникам талибов, так и помогаем, по-прежнему придерживаясь линии неприятия терроризма и экстремизма, в какой бы форме они ни проявлялись. Мы активно участвуем в деятельности антитеррористической коалиции. Все предпринимаемые международным сообществом шаги, способствующие улучшению положения в Афганистане, отвечают национальным интересам Таджикистана и не только укрепляют региональную безопасность, но и стабилизируют ситуацию в мире» (6, 319-320).

Как отмечает Б. Махмадов: «Большинство национальных интересов самого Таджикистана также осуществимы и выполнимы лишь в том случае, если будет существовать единая и сильная централизованная власть в Афганистане. В том числе, завершение и осуществление серьезных коммуникационных и энергетических проектов, имеющих жизненно важное значение для развития Таджикистана, никогда невозможно осуществить посредством отдельного сотрудничества с этническими лидерами, региональными командирами и провинциальными правителями, их реализация возможна лишь в сотрудничестве с сильным, централизованным государством Афганистан» (4, 10).

В беседе с корреспондентом «Независимой газеты» об активном участии Таджикистана в строительстве и обустройстве нового Афганистана, а также некоторых кривотолков Глава государства отмечает: «Хочу четко заявить о нашем неприятии идеи разделения Афганистана по этническому признаку. Мы рассматриваем Афганистан как единое государство и решительно осуждаем попытки насаждения здесь идеи федерализма. Таджики испокон веков жили в Афганистане наряду с другими народами и внесли свой значительный вклад в сохранение единства своего государства, а ведь попытки расчленить Афганистан были и в прошлом.

Что касается военной помощи. Недавно в Нью-Йорке ряд стран-членов ООН заявили о готовности оказать необходимую помощь переходному правительству Афганистана по созданию регулярной армии. Среди них США, Великобритания, ФРГ, Италия, Индия, Китай, Турция, Иран, Пакистан, Бангладеш. Как видите, Таджикистана в этом списке нет. Но есть другие сферы сотрудничества, где наше государство может оказать посильную помощь соседу»(6, 319-320).

Президент Республики Таджикистан о своей первой встрече с новым руководством Афганистана, где обсуждались темы, касающиеся сотрудничества двух стран в области экономики, торговли, науки, образования, энергетики и др., представляющих наибольший интерес, говорил: «На встрече с главой временной администрации Хамидом Карзаем мы затрагивали вопросы реального взаимодействия в энергетической, образовательной, культурной, информационной сферах. В частности, мы заявили о своей готовности обучать афганских студентов в наших вузах и направить своих специалистов для участия в восстановительных работах. Мы также готовы поставлять в Афганистан электроэнергию. Кроме того, наша страна предоставляет свою территорию для транзита гуманитарных грузов в Афганистан. Кстати, уже сегодня, по данным ООН, через Таджикистан идет свыше 60% всей помощи мирового сообщества. Таджикская авиакомпания первой среди стран СНГ наладила регулярные рейсы в Кабул» (6,319-320).

Эксперты придерживаются точки зрения о том, что «еще одна важная особенность внешней политики Таджикистана по отношению к Афганистану - это подчеркивание социального возрождения Афганистана. То есть, мы придерживаемся такого мнения, что пока жгучие социальные проблемы Афганистана не найдут своего достойного решения, внутренние предпосылки кризиса в Афганистане не устранятся полностью.

Главная значимость этого направления внешней политики Таджикистана можно комментировать как подчеркивание «проблемы Афганистана как мировой (человеческой)». Необходимость в подчеркивании данного вопроса возникла по той причине, что после анализа деятельности международного характера в этой стране обнаруживается, что иногда между интересами и геополитическими сражениями почти забываются ситуация (положение) и интересы Афганистана, народ Афганистана, интересы простого жителя этой страны» (4, 10).

Реальным подтверждением устранения социально-экономических и других проблем соседней страны как раз являются в том числе и высказанные в те далекие 2002 года слова

Главы государства о том, что «мы не должны противопоставлять себя всему миру, когда он, проявив единство, борется со злом, которое, прежде всего, угрожает нам самим. Годами призывая мировое сообщество разрешить афганскую проблему, мы не имеем права оставаться в стороне, когда весь мир, наконец, взялся за это дело» (6, 321-322).

Следует констатировать и тот факт, что возрождение Афганистана задача не только региона Центральной Азии, но и всего мира, так как вызовы и угрозы, исходящие из этой страны, равносильно представляют опасность всему мировому человечеству. И в этой связи необходимо консолидировать геополитические идеи в одно конструктивное русло, чтобы разрешить «афганский узел».

Президент Республики Таджикистан 31 мая 2002 года, выступая на совещании работников правоохранительных органов и военных структур в городе Душанбе и отмечая трагические события вследствие расширения влияния международных террористов в Афганистане, говорил: «В результате трагедии, которая произошла 11 сентября прошлого года в Соединенных Штатах, политическая обстановка в мире полностью изменилась. Мировое сообщество глубоко осознало ту опасность, которую несут человечеству международный терроризм и экстремизм. Вопрос о борьбе против этой чумы нашего века стал в политике большинства стран мира стержневым.

Таджикистан, который ввиду своего геополитического положения неоднократно испытывал тяготы этих явлений, активно включился во всеобщую борьбу против международного терроризма и экстремизма.

Сегодня борьба против международного терроризма и экстремизма отвечает национальным интересам, защите конституционного строя и независимости и является священным долгом всех государственных органов и каждого гражданина Таджикистана.

В связи с этим мы должны разработать меры по мобилизации, наряду с сотрудниками правоохранительных органов, всех здоровых сил общества и каждого патриотически настроенного, образованного гражданина на борьбу с этими опасными явлениями. Мы должны на всей территории страны создать такие условия, чтобы террористы и экстремисты не могли рассчитывать на поддержку и защиту со стороны населения. Только в этом случае мы добьемся успехов в борьбе против преступности, и в первую очередь, против терроризма и экстремизма.

Хотя терроризм и экстремизм, с точки зрения мирового опыта, - явления не новые, однако на протяжении последних десяти лет, особенно на территориях бывших республик Советского Союза, они приобрели новые формы и масштабы.

Активизация неофашистских группировок и сил, попытка утверждения преимущества одной нации над другими в ряде государств мира сегодня приводят к возрождению таких постыдных явлений, как терроризм и экстремизм. Сегодня терроризм, как опасное явление, не признает ни границ, ни национальности. Поэтому ни одно государство мира не может бороться с терроризмом и экстремизмом в одиночку» (7, 336-337).

Здесь же было обращено внимание на те обстоятельства, что и привели Афганистан к таким трагическим последствиям, вследствие тех попустительств, допущенных по отношению к этой стране и приведших к разгулу террористического движения талибов в 2001 году. «Талибы, проводя политику, основанную именно на терроризме и экстремизме, привели экономику страны к полному упадку. Кроме того, они превратили Афганистан в крупный центр по производству наркотиков, горькие последствия чего до сих пор ощущает мировое сообщество. Талибы, основной идеологией которых являлось мировоззрение реакционно настроенных мулл, препятствовали обучению и трудовой деятельности женщин. На глазах всего мирового сообщества они разрушили уникальные культурно-исторические памятники. Это варварское деяние вызвало гнев и возмущение мирового сообщества» (7, 336).

Было акцентировано внимание и на то, что в сложившейся ситуации в Афганистане не афганцы виновны, а обстоятельства, способствовавшие приходу на политическую арену международных террористических и экстремистских организаций, подобных движению «Талибан» и находящей пристанище под их покровом международной террористической организации «Аль Каида». Неприемлемым является и то, что они прикрываются священной религией Ислам, что в корне неверно: «Смута и неустроенность, царившие на протяжении ряда лет в Афганистане, являются виной не многострадального афганского народа, а талибов и их покровителей.

Сегодня мировое сообщество убедилось, что терроризм и экстремизм, помимо уничтожения ни в чем не повинных людей, могут привести к развалу экономики, к

многочисленным жизненным трудностям и уничтожению уникального исторического и культурного наследия.

В последние годы многие политики и политологи в различных странах связывают рост деятельности террористических и экстремистских сил со святой религией исламом. Дело дошло до того, что в ряде стран ислам и терроризм воспринимаются как синонимичные понятия. Действительно, некоторые экстремистские силы для достижения своих корыстных политических целей под лозунгами ислама совершают различные постыдные деяния, подрывая тем самым авторитет ислама - источника нравственного и духовного очищения. Однако было бы грубой ошибкой сваливать вину за совершение позорных диверсионных актов террористов на светлую религию ислам. Как я отмечал недавно в своем послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан, на деле ислам не имеет ничего общего с терроризмом и экстремизмом, наоборот, заповеди этой религии направлены против подобных опасных явлений» (7, 339).

Глава государства отметил: «В своем выступлении с трибуны Организации Объединенных Наций 7 сентября 2000-го года я призвал ООН разработать решительные меры против тенденции роста опасности международного терроризма, незаконной продажи и покупки наркотиков и бесконтрольного распространения оружия, и серьезной координации усилий стран мира в решении этой проблемы. Если бы эта влиятельная организация и великие державы здраво оценили ситуацию в Афганистане и своевременно приняли бы решительные меры, возможно, события 11 сентября и не произошли» (7, 338-339).

В этой же речи была еще раз выражена позиция Таджикистана и заявлено об участии страны в восстановлении народного хозяйства мирного Афганистана.

Глава государства упомянул о тесной связи незаконного оборота наркотиков в качестве одного из неиссякаемых источников финансирования международного терроризма и экстремизма, а также об уникальном опыте таджикской модели мира и национального согласия: «Таджикистан решительно осудил исполнителей и заказчиков трагической диверсии, произошедшей в Соединенных Штатах Америки. Как вы знаете, мы с первого же дня всесторонне поддерживаем антитеррористическую операцию в Афганистане, поскольку террористические акты 11 сентября были направлены не только против Соединенных Штатов Америки, но и против всего цивилизованного мирового сообщества. Таджикистан оказывает всяческое содействие антитеррористической коалиции и сотрудничает со всеми странами, заинтересованными в проведении этой борьбы.

Сегодня Таджикистан принимает активное участие в осуществлении коллективных мер мирового сообщества по содействию в восстановлении мирной жизни в Афганистане и оказанию гуманитарной помощи народу этой соседней и дружественной нам страны. Нет сомнения в том, что изучение уникального опыта установления мира и национального согласия в Таджикистане будет очень поучительным и полезным при установлении мира, национального согласия в этой сильно пострадавшей от войны стране.

Сегодня эксперты во всем мире пришли к выводу, что терроризм и экстремизм в большинстве регионов мира связаны с незаконным оборотом наркотиков и даже, в ряде случаев, являются порождением наркобизнеса. В этой связи мне хотелось бы подчеркнуть другой момент. Талибы, которые провозгласили себя истинными защитниками ислама и вели свою борьбу под знаменем ислама, на самом деле, действуя вопреки установлениям шариата, причастны к расширению переброски наркотических веществ в другие страны, в первую очередь - в государства Центральной Азии.

Ни для кого не секрет, что это служило не только достижению военных и политических целей, но и способствовало обогащению так называемых «защитников» ислама и финансовой поддержке террористических и экстремистских группировок, действующих в различных странах мира» (7, 339-340).

Была выражена надежда о том, что начатые крупномасштабные военные операции международного сообщества, наряду с установлением мира и стабильности в этой соседней стране, положат конец необузданным масштабам посева, выращивания, торговли и незаконного оборота наркотиков. «Мы надеемся, что после начала антитеррористической операции поток контрабанды наркотиков с территории Афганистана уменьшится, однако факты свидетельствуют об обратном. За четыре месяца нынешнего года только объем героина, изъятого на границе между Таджикистаном и Афганистаном, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возрос на тринадцать процентов. Согласно данным Организации Объединенных Наций, в нынешнем году в Афганистане расширились площади, занятые посевами наркосодержащих растений, и, по подсчетам экспертов, в нынешнем году их урожай превысит показатели 1999-го года.

Соответствующим органам нашей страны следует учитывать эту тенденцию. Контрабанда наркотиков, которая способствует распространению наркомании, представляет угрозу для сегодняшнего и завтрашнего дня Таджикистана и наносит удар по генофонду нации.

С учетом масштабов этой опасности, Правительство Таджикистана в своих долгосрочных и краткосрочных программах определило национальную стратегию, пути и методы борьбы против этой чумы нового века, которые разработаны на основе передового мирового опыта и в сотрудничестве с международными организациями» (7, 340).

Учитывая вызовы и угрозы, представляемые международным терроризмом и экстремизмом для Республики Таджикистан, Глава государства дал соответствующее поручение, из которого исходит: «В составе Министерства безопасности за счет сокращения численности личного состава некоторых силовых структур из числа компетентных и профессионально подготовленных специалистов следует создать специальное подразделение по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом» (7, 348).

В этот период в городе Душанбе намечается проведение международной конференции под эгидой ООН под названием «Уроки таджикского мирного процесса для Афганистана».

Глава государства Эмомали Рахмон 18 июня 2002 года принимает ректора Университета мира ООН, бывшего заместителя Генерального секретаря ООН Мартина Лиза, прибывшего в Республику Таджикистан для участия в международной конференции «Уроки таджикского мирного процесса для Афганистана». «В ходе беседы обсуждены вопросы, связанные с изучением уникального опыта Таджикистана по разрешению внутренних конфликтов и его использованием в других странах, в частности, в Афганистане. Мартин Лиз дал высокую оценку опыту мира в Таджикистане и личному вкладу Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в укрепление мира и стабильности в стране. Он подчеркнул, что уроки Таджикистана являются поучительными для отдельных стран, но и для Организации Объединенных Наций. Как раз в связи с этим ООН приняла решение провести международную конференцию по этой теме именно в Таджикистане. Президент Эмомали Рахмон выразил благодарность за неоценимый вклад ООН и ее структур в упрочение мирного процесса в стране и подчеркнул большое значение активного участия этой организации в дальнейшем развитии республики в различных областях. В ходе встречи были обсуждены пути расширения сотрудничества в деле обеспечения устойчивого экономического развития и привлечения для этих целей зарубежных инвестиций. Было уделено серьезное внимание сотрудничеству между Таджикистаном и ООН в области создания учебных программ. Обсужден также ряд других вопросов, представлявших взаимный интерес» (5, 391-392).

А. В. Игнатов о включении новых независимых государств в современные международные процессы пишет следующее: «Таким образом, можно сделать вывод, что руководство Таджикистана рассматривает международные инициативы не только как инструмент формирования положительного международного имиджа страны, но и как постановку насущных проблем, в решении которых могут успешно участвовать государства с различными уровнями экономического развития, с разными политическими и идеологическими системами» (2,106).

«Республика Таджикистан, - как считает А. В. Игнатов, - ставит в центр внимания не столько тематику экономической интеграции, сколько предотвращение угроз, связанных с региональной политической нестабильностью, нерациональным водопользованием, проблемами трансграничной преступности, международного терроризма и экстремизма, коррупции, незаконного оборота наркотических средств, обеспечения продовольственной безопасности. При этом в качестве одного из инструментов повышения своего международного авторитета Таджикистан успешно задействует и исходящие от него международные инициативы, необходимым условием которых является поступательное развитие страны, социально-экономическое возрождение соседнего Афганистана и благополучие региона Центральной Азии в целом» (2, 106)

В указанный период Республика Таджикистан приложила немало усилий, чтобы поддержать начавшиеся новые процессы в постталибовском соседнем Афганистане, связанные с возрождением этой страны.

Чтобы еще более активно включиться в перестройку Афганистана, были выведены на качественно новый уровень дипломатические отношения, Таджикистан открыл свое посольство в Кабуле.

Таджикистан является одним из первых государств, которое выступило с инициативой о вовлечении Афганистана в региональные объединения с целью эффективной борьбы с транснациональными вызовами и угрозами, представляющими региональную и мировую опасность.

В этом направлении главнейшим после уничтожения международного терроризма и экстремизма в этой стране считалась совместная борьба против незаконного оборота наркотиков, посевы которых с каждым годом увеличивались невиданными доселе масштабами.

Важным составляющим является то, что инициативы и предложения Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по обеспечению взаимопомощи и укреплению связей между странами в таких отраслях как экономика, торговля, наука и образование, строительство дорог, мостов, а также электроэнергетика, явились перспективными, что и подтвердило само время.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронцов, А. П. Политическое урегулирование конфликтных ситуаций в ближнем зарубежье: на примере Таджикистана. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук/А.П. Воронцов. М., 2002.-25с.https://www.dissercat.com/content/politicheskoe-uregulirovanie-konfliktnykh-situatsii-v-blizhnem-zarubezhe-na-primere-tadzhiki

2. Игнатов, Алексей Викторович.Таджикистан в современных международных процессах : концептуальные основания, формы участия и перспективы : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Игнатов Алексей Викторович; [Место защиты: Кыргызско-российский славянский ун-т]. - Душанбе, 2016. - 204 с.

3. Искандаров, К. Афгонистони имруз: омилхои дохили ва хоричии чанг ва сулх (на таджикском языке: Афганистан сегодня: внутренние и внешние факторы войны и мира)/К.Искандаров, Р.Давлатов, Р.Абдуллоев. -Душанбе 2018 .

4. Махмадов, Б. Внешняя политика Таджикистана в отношении Афганистана: сущность и принципиальные особенности. Кризис Афганистана и безопасность региона (Сборник статей. На таджикском языке). Бухрони Афгонистон ва амнияти минтакави (Мачмуи маколахо)/Б.Мах,мадов. Душанбе: Ирфон, 2014

5. Саидов, З. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Монография. (4-е дополненное издание (новая редакция)/З.Саидов.-Душанбе, ООО «Контраст», 2011 - 533 с

6. Эмомали Рахмонов. К нам не прислушались вовремя. Ответы на вопросы «Независимой газеты». 14 мая 2002 г. //Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: в 11 т. - Душанбе: Ирфон, 2006.- 416 с.- 4 т.

7. Эмомали Рахмонов. Речь на совещании работников правоохранительных органов и военных структур. Душанбе, 31 мая 2002 г.//Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 11 т. - Душанбе: Ирфон, 2006.- 416с.-4 т.

REFERENCES:

1. Vorontsov, A. p. Political Settlement of Conflict Situations in the Near Abroad: on the example of Tajikistan: synopsis of candidate dissertation in politology/A.P. Vorontsov. - M., 2002. - 25 p.

2. Ignatov, Alexey Viktorovich. Tajikistan in Modern International Processes: Conceptual Grounds, Forms of Participation and Prospects: candidate dissertation in politology: 23.00.04 / Ignatov Alexey Viktorovich; [PD: Kyrgyz-Russian Slavic University]. - Dushanbe, 2016, - 204 p.

3. Iskandarov, K. Afghanistan Today: Internal and External Factors towards War and Peace /K.Iskandarov, R. Davlatov, R. Abdulloev. - Dushanbe, 2018.

4. Makhmadov, B. Foreign Policy of Tajikistan in Relation to Afghanistan: the Essence and Principal Peculiarities. Afghanistan Crisis and Regional Security. Collection of articles/B. Mamedov. - Dushanbe: Cogntion, 2014.

5. Saidov, Z. Basic Foreign Policy Interests of Tajikistan at the Turn of the Century. Monograph. (4th updated edition (new edition) /Z.Saidov. - Dushanbe: Contrast, 2011. - 533 p.

6. Emomali Rakhmonov. They Didn't Listen to us in Time. The Reponses to Questions of "The Independent Newspaper". May 14, 2002 // Rakhmonov E. The Independence of Tajikistan and Revival of the Nation: in 11 volumes. - Dushanbe: Cognition, 2006. - 416 p. - V.4.

7. Emomali Rakhmonov. Speech at the Meeting of Law Enforcement and Military Personnel. -Dushanbe, May 31, 2002// Rakhmonov E. The Independence of Tajikistan and Revival of the Nation: in 11 volumes. - Dushanbe: Cognition, 2006. - 416 p. - V. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.